Работа с родителями

Быкова Людмила Юрьевна

Предварительный просмотр:

О стилях семейного воспитания.

Цель: побеседовать с родителями о стилях семейного воспитания.

Под стилем семейного воспитания психологи подразумевают те способы воздействия взрослых на детей, которые в наибольшей степени оказывают влияние на психическое развитие ребёнка и развитие его личности: отношение родителей к ребёнку, характер контроля за его действиями, способы предъявления требований, формы поощрения и наказания. Более всего в психологии изучено влияние на развитие личности ребёнка отношения родителей и характер контроля.

Родители, которые предоставляют своим детям определённую самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважением, применяют минимум наказаний, часто предоставляют  детям возможность самим регулировать своё поведение – это демократические родители. Они воспитывают социально адаптированных, независимых детей, активных, творческих, способных к сотрудничеству с другими детьми.

Авторитарные родители требуют от детей беспрекословного послушания, соблюдения порядка, подчинения традициям и авторитетам. Если авторитарность сочетается с холодностью родителей, это вызывает у детей стремление к самоутверждению, агрессивность, конфликтность. Такие дети с трудом адаптируются к новым условиям.

У родителей, которые относятся к своим детям с теплотой, но контролируют каждый шаг, опекают их, вырастают зависимые, необщительные, нерешительные, инфантильные, эгоцентричные дети.

Если родители равнодушны к детям, не дают им ни тепла, ни внимания, не контролируют их, у таких детей возможны серьёзные нарушения поведения вплоть до противоправных действий. Среди малолетних преступников немало детей, положение которых в семье можно охарактеризовать как безнадзорное.

В последнее время широко обсуждается проблема родительского контроля, и это действительно не простой вопрос. По мнению исследователей семейного воспитания, контроль необходим ребёнку любого возраста. Потому что вне контроля со стороны взрослых не может быть целенаправленного воспитания. Ребёнок теряется в окружающем его мире, среди людей, вещей и правил. Одновременно контроль вступает в противоречие с потребностью ребёнка в самостоятельности. Контроль со стороны взрослого необходим для развития у ребёнка собственного контроля над своими действиями, но при этом он не должен подавлять личность ребёнка.

Трудность воспитания у ребёнка способности управлять своим поведением состоит в том, что перед взрослым стоит задача поиска развивающего контроля, который соответствовал бы возрасту ребёнка, не ущемлял бы его потребности быть защищённым и одновременно поощрял бы его к самостоятельности.

Американские психологи считают, что в противовес директивному подавляющему контролю(«делай, как я сказал»), который используют авторитарные родители, эффективно применять инструктивный контроль.

Инструктивный контроль правильно было бы назвать «предлагающей помощью»: «Может быть, ты сделаешь так, как я предложу». Инструктивный контроль применяют демократичные родители. Он развивает у детей инициативу, трудолюбие, самодисциплину.

Очевидно, что тип контроля естественным образом связан с отношением родителей к детям. Уважая личность ребёнка, его собственную позицию, взрослый видит свою задачу в том, чтобы соучаствовать в деятельности ребёнка, направлять его поведение. Если же взрослый считает себя обладателем маленького человека, он стремится управлять им, диктовать ему.

По результатам научных исследований, опыту психологов-практиков, в семьях младших школьников преобладает дисциплинарно-ориентированное воспитание как вариант авторитарного. Если спросить дисциплинарно-ориентированных родителей, за что они порицают и наказывают своих детей, окажется, что внимание родителей сосредоточено на соблюдении детьми порядка и на их школьных отметках. Дисциплинарно-ориентированных родителей мало заботит, добр ли их ребёнок, способен ли он помогать или может отказаться от собственного удовольствия ради другого человека.

Дисциплинарно-ориентированные родители не всегда холодны или безразличны к своему ребёнку. Как правило, они не умеют проявлять свою теплоту к ребёнку либо непоследовательны в выражении своих чувств: то ласкают детей, то кричат на них. Большинство наших родителей в современных социальных условиях именно так относятся к своим детям. Как говорится, «по методу кнута, и пряника».

Такое воспитание особенно ярко сказывается в том, как родители младших школьников делают с ними уроки. Одна мама однажды мне сказала: «Я лучше буду делать любую самую трудную физическую работу, чем заниматься с сыном». Современная система начального образования такова, что в обучение ребёнка включается вся семья. Одни родители проверяют уроки. Другие делают их вместе с ними. Приготовление и проверка уроков – главный источник конфликтов родителей с младшими школьниками. Если дети неправильно сделали домашнее задание, родители всеми силами стараются «выжать» из ребёнка самостоятельные действия, направленные на устранение ошибок. Дети отвечают на нажим родителей разнообразными уловками: плачем, неожиданной «тупостью», беспомощностью.

Если дети не хотят учиться, с трудом концентрируют внимание во время объяснения учителя или приготовления уроков. За этим нередко стоят чрезмерная строгость и требовательность родителей. Авторитарные родители создают у детей тревожное отношение к отметкам, похвале или порицанию учителя.

Родители, готовые прийти на помощь, терпеливые и снисходительные к ошибкам, быстрее добиваются самостоятельности младшего школьника в приготовлении уроков. Ребёнку этого возраста нужна поддержка старших и вера в то, что если сегодня он чего-то не умеет, то завтра у него обязательно получится.

Там, где царят традиции авторитарного воспитания, родители убеждены, что имеют право на ребёнка – наказывать его по своему усмотрению, ограничивать его свободу, навязывать ему свои вкусы, контролировать его дружеские привязанности. «Это мой ребёнок, я его воспитываю. Я за него отвечаю. Он должен стать таким, как я хочу», - так ответил мне один из родителей.

Вряд ли можно переубедить такого родителя. Ответила я ему словами Януша Корчака: «…ребёнок имеет право быть тем, кто он есть, это его право на сегодняшний день».

Понимаем ли мы сегодня детей? Уважаем ли их права? Способны ли мы предоставить им свободу? Не боимся ли мы самого слова «свобода»?

Свобода – это право располагать собой. Владеть собой. Неотступный контроль родителей за действиями ребёнка, его симпатиями и даже мыслями исключает возможность свободы для ребёнка. Более того, он исключает доверие. Недоверие со стороны взрослых порождает у ребёнка ответное недоверие к взрослым. В условиях недоверия и ограниченной свободы подавляется поисковая активность мальчиков, дисциплинарный контроль гасит инициативу и воображение одарённого ребёнка.

Вопрос о контроле и предоставляемой свободе, их роли в развитии ребёнка – проблема не только семейного, но и общественного воспитания. Наши усилия направлены на то, чтобы поведение детей как можно больше соответствовало общему распорядку. Взрослые пресекают любые нестандартные формы поведения детей, выходящие за рамки проявления индивидуальности.

Давно замечено, чем строже взрослый мир предписывает детскому миру законы послушания, тем с большей дерзостью детский мир отвечает неповиновением.

Анкета для родителей.

Можете ли вы:

  1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?
  2. Посоветоваться с ребёнком, несмотря на его возраст?
  3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?
  4. Извиниться перед ребёнком в случае, если вы были не правы?
  5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?
  6. Поставить себя на место ребёнка?
  7. Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?
  8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?
  9. Всегда воздержаться от слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?
  10.  Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?
  11.  Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?
  12.  Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, толкнул. Или незаслуженно обидел другого ребёнка?
  13.  Устоять против слёз, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

Варианты ответов:

а) могу и всегда так поступаю – 3 балла;

б) могу, но не всегда так поступаю – 2 балла;

в) не могу – 1 балл.

От 30 до 39 баллов – вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов – ваш метод воспитания – кнут и пряник.

Менее 16 баллов – у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребёнка.



Предварительный просмотр:

Тема. Телевизор, компьютер и режим дня.

Цель. Убедить родителей в необходимости дозировать время ребёнка, проводимое у экрана.

После любого труда необходим отдых. Учебные занятия – особый, умственный труд и требует он также обязательного отдыха. А каким должен быть отдых?

Давайте представим, как обычно отдыхают наши дети, вернувшиеся из школы. Если у них свободное время, то они включают телевизор и, как говорится, «культурно отдыхают». Ну а уж если есть дома компьютер, пока все «стрелялки» не проиграют – не остановятся!

Такой «культурный отдых» многих родителей устраивает: что ж, ребёнок дома, на глазах, не подерётся, не ушибётся, сидит в тепле. Но здесь есть важное «но». Спросите своих детей, днями просиживающих у экрана телевизора, какая их любимая передача и что они смотрели, положим, вчера. Ничего вразумительного они вам не смогут ответить. Смотрят всё подряд, а особенно то, что и взрослым-то смотреть не очень прилично.

Ребёнок не читает, не гуляет, не занимается домашними делами, он прикован, примагничен к двум экранам. Порой ведь так и бывает: перемещение от компьютера к телевизору, и наоборот.

Даже уроки некоторые ребята делают с включённым телевизором, при этом утверждая, что он, дескать, им нисколько не мешает. А ведь не только мешает – «забирает» здоровье!

Почему последнее часты время разговоры на тему: «Телевизор и дети», «Компьютер и дети»? очевидно, потому, что теперь уже ясно: долгое просиживание у экрана не так безобидно, как казалось раньше.

Прежде всего, страдает зрение. Для ребят, проведших полдня в школе, длительный просмотр телепередач утомляюще сказывается на органах зрения, что приводит к различным дефектам. Это не значит, что совсем не стоит смотреть телевизор, тем более не подходить к компьютеру. Речь не о том. Если выбраны из программы 1-2 получасовые или часовые передачи в день или непродолжительная игра за компьютером, разумеется, никакого вреда не будет. Надо, чтобы это и ребёнка устраивало, и были соблюдены санитарные нормы.

         Но данная, увы, задача, подчас не легко решается. Она требует организованности и дипломатичности от взрослого. Отношение к телевизору как к единственному источнику духовной пищи во многом формируется у детей под воздействием родителей. Если родители всё время проводят у телевизора, да ещё без разбора смотрят всё, включая рекламу, то, естественно и дети в нём видят единственный вид отдыха. В наше время редко встретишь семью, где любовь к книге была бы семейной. Отпала очень хорошая привычка в семье устраивать громкие чтения, обсуждать прочитанное. Вот потому наше молодое поколение мало читает художественную литературу, нет на неё времени. Всё «пожирают» телевидение и компьютеры.

А как наши дети смотрят телевизор? Иногда он даже стоит на рабочем столе. Исследованиями доказано, что телеэкран надо располагать не ближе 2 м и не далее 5 м. просмотр лучше проводить в полуосвещённой комнате. Японские исследователи установили, что цветное изображение оказывает существенное воздействие на зрительные рецепторы – световоспринимающие клетки. Глаза быстрее устают при восприятии цветного изображения, нежели чёрно-белого. Но опять же всё зависит от того, сколько и как смотреть. Дети, часами сидящие перед телевизором, утомляют не только зрение, но и мозг. Головной мозг находится в состоянии постоянной умственной работы: восприятия и осознания поступающей информации.

Как видим, отдых у телевизора, а тем более у компьютера довольно относительный, т.к. умственная работа, связанная с учёбой, сменяется также умственной, опосредованной экраном. Детей впечатлительных, склонных к фантазиям, неумеренные телепросмотры приводят к перевозбуждению нервной системы. Они не могут долго заснуть и видят «страшные» сны, во сне плачут, вскрикивают. Просыпаются.

Сидение у телевизора имеет ещё одну отрицательную сторону, поскольку это опять «сидение». Сидение за партой сменяется сидением у экрана, а ведь необходимо сидеть ещё над уроками.

То, что наши дети мало двигаются, не получают нужной организму двигательной зарядки, - известный факт. Но всегда ли всё делается в семье, чтобы избежать малоподвижного образа жизни. И тут всё зависит от твёрдости и разумности взрослого.

Не надо забывать, что в сутках всего 24 часа, и, перефразируя известный закон Ломоносова, нужно сказать: если уж время «убудется», то оно нигде «не прибудется». Подсчитали, каким временем располагают дети. С 13-14 до 20-21 ч – у детей младших классов. И вот в эти временные рамки надо включать обед, прогулку на воздухе, подготовку уроков, ужин, свободные занятия, по интересам. Как видим, бюджет времени очень ограничен: 7-8 ч на всё про всё!

 Откуда же берётся время «на экран»? или отрывается от времени на подготовку домашнего задания, или же от прогулки. И как ни прискорбно, но наши дети очень мало бывают на свежем воздухе, а  это так важно для их здоровья, о чём всё громче говорят наши медики. Ведь не секрет, что у некоторых детей прогулка бывает только от дома до школы и обратно.

Очень часто родители встречают отказ ребёнка в ответ на их требование отойти от телевизора, возникают конфликты между ребёнком и родителями. Но их может и не быть, если ребёнок чётко знает свой распорядок дня. И стоит родителям пойти на поводу, как налаженная система может «сломаться». Мы часто слышим умоляюще «ну ещё чуть-чуть», «ну хоть 10-15 минут», а потом это становится нормой. И вот опять отнято время от сна. А сон для организма, для нервной системы имеет огромное значение. Сон для детей – ничем не заменимое лекарство от переутомления, от истощения нервной системы. И часы его должны быть неизменны. Это важно как  для того, чтобы дети быстрее засыпали, вырабатывали определённый ритм сна и бодрствования, так и для полного, глубокого сна.

Чтобы засыпание не было затруднено, надо создать тишину. Заснуть в комнате, где работает телевизор, ребёнку сложно. Мешать ему будет телевизор и в соседней комнате, если он не приглушен.

Безусловно, нельзя лишать ребёнка удовольствия посмотреть любимую передачу, но всё должно делаться разумно. Сколько времени дети могут проводить у телевизора? Чем меньше дети, тем меньше времени они должны проводить у телеэкрана. И, что немаловажно, содержание передачи должно соответствовать возрасту. Например, любимая передача младших школьников «Спокойной ночи, малыши!» длится 15-20 минут. Тематика её часто детская, для них она понятна и интересна и не может утомить ребёнка.

Но нередко случается так, что дети «свои» передачи не смотрят, а тяготеют к программам для взрослых. Поэтому всегда надо интересоваться, что же ребёнок там смотрит с таким вниманием! А избирательность программ сама собой не приходит, её надо воспитывать!



Предварительный просмотр:

Памятка для ученика школы № 1

Соблюдайте правила нахождения на железнодорожных путях:

  • Не подходите к вагонам до полной остановки поезда.
  • Не прислоняйтесь к стоящим вагонам.
  • Не находитесь без присмотра родителей при посадке в вагоны и высадке из вагонов.
  • Не осуществляйте посадку и высадку во время движения.
  • Не стойте на подножках и переходных площадках.
  • Не задерживайте открытие и закрытие автоматических дверей вагонов.
  • Не высовывайтесь из окон вагонов и дверей тамбуров.
  • Не подлезайте под железнодорожным подвижным составом и не перелезайте через автосцепные устройства между вагонами.
  • Подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава строго запрещено.

Берегите свою жизнь!

Памятка для ученика школы № 1

Соблюдайте правила нахождения на железнодорожных путях:

  • Не подходите к вагонам до полной остановки поезда.
  • Не прислоняйтесь к стоящим вагонам.
  • Не находитесь без присмотра родителей при посадке в вагоны и высадке из вагонов.
  • Не осуществляйте посадку и высадку во время движения.
  • Не стойте на подножках и переходных площадках.
  • Не задерживайте открытие и закрытие автоматических дверей вагонов.
  • Не высовывайтесь из окон вагонов и дверей тамбуров.
  • Не подлезайте под железнодорожным подвижным составом и не перелезайте через автосцепные устройства между вагонами.
  • Подниматься на крыши железнодорожного подвижного состава строго запрещено.

Берегите свою жизнь!



Предварительный просмотр:

Тема. Настроение – не пустяк.

Цель. Убедить родителей в необходимости создания хорошего настроения у всех членов семьи.

Успехи в школе во многом зависят от здоровья детей. Ясно, что никакое интересное объяснение учителя, никакой занимательный материал, рассказ не смогут увлечь больного ребёнка. А сейчас врачи буквально бьют тревогу, обращая внимание на здоровье наших детей.

Поэтому любая жалоба должна насторожить родителей. Возможно, это симптомы скрытой болезни пищеварительной или сердечнососудистой системы, но в большинстве случаев, таким образом, сказывается расстройство нервной системы.

И совсем без внимания нередко остаётся настроение ребёнка. Надулся, рассердился, заплакал – такие эмоциональные вспышки у детей возникают легко, но не всегда это капризы, когда что-то не получил, что-то заставили сделать насильно старшие. Самые неподдельные переживания могут возникать с точки зрения взрослого из-за «пустяка»: заплакал из-за разорванной открытки, сломанного цветка, или плохо склеился самолёт, над которым он вчера трудился.

Как радости, так и горести детской души безмерны. И переживания эти самые глубокие, самые настоящие, во всю силу детских эмоций. В школе предметом расстройства может быть и низкая отметка, и порицание учителя, или когда что-то не поделил со сверстниками. Ссоры или вражда у ребят могут быть довольно затянувшимися и сильно влиять на душевное равновесие, выбивать из колеи, что, конечно, сказывается на учёбе.

Конфликты в классе – тирания сильного сверстника – нередкое явление в школе, что порождает у ребят страх, бессилие. Угнетённое настроение, нежелание учиться лучше других, нежелание идти в школу.

Г. Эберлейн в своей книге «Страхи здоровых детей» пишет: «Письменные работы в классе, устные ответы, необходимость продолжительное время сидеть за школьной партой означает для некоторых детей некую цепь разочарований. Страдает самосознание ребёнка, а вместе с этим часто способность успевать в учёбе и в тех случаях, когда ребёнок мог бы быть успевающим учеником».

Чтобы нормально расти, развиваться, учиться, детям нужно радостное ощущение жизни, чувство своей силы, возможности «это» сделать, достичь, добиться. Собственное бессилие, унижение, постоянная насмешка, издёвка угнетают подавляют, приводят к нервному срыву.

Бесконфликтного детства не бывает, так как рост ребёнка включает в себя конфликты. Пройти их, повзрослеть без слёз, без тревог, без переживаний невозможно. Вот поэтому, чтобы наши дети были в хорошем настроении, нужна помощь взрослого, надёжная и верная рука старшего. Особенно необходима ребёнку любовь родителей; чувствовать себя не любимым, никому не нужным, отвергнутым – страшно! От этого-то и рождаются грубость, жестокость, злость. Есть дети, которые, сделав другому больно, получают удовольствие.

Вот тут-то и возникает вопрос: надо ли с детьми быть добрым или строгим? Или в меру строгим и добрым? А ведь порой у нас «золотой середины» нет. Иногда любой шаг ребёнка сопровождается упрёками, замечаниями, назиданиями.

Нередко взрослые прибегают к физическим наказаниям, однако моральные могут угнетать не меньше. Если дети живут в постоянном страхе, тревоге «не угодить» родителям, зависимы от их настроения, то общение со старшими угнетает, подавляет. Жизнь детей становится невыносимой.

Всё это мы говорим о благополучных семьях, где о детях заботятся родители, в семье нет пьющего отца, а ещё хуже – матери. А сейчас подобное участилось в семьях, и всё это отражается на детях. Такие дети часто находятся в подавленном настроении, они живут в страхе и неуверенности, в ожидании неприятностей. Они не могут учиться, как их сверстники, слишком много забот падает на их ещё совсем не окрепшую нервную систему. Ребёнок попадает в разряд «трудных». Чрезмерная суровость также вредна в воспитании, как и чрезмерная доброта и всепрощение.

Противоположный тип отношения  к ребёнку – это постоянные восторги, восхваления его. Ребёнок – кумир, он умён, он самый лучший.

Непомерная забота, слепая любовь, сверхопека родителей, которая выпадает на долю некоторых детей, превращает их в изнеженных, лишённых способностей сопротивляться жизненным трудностям. Такие дети не умеют сами принимать решения, в себе не уверены, в семье капризны, эгоистичны, требовательны. Вырастая, часто становятся потребителями и иждивенцами, целиком занятыми собой и своим здоровьем.

Таким образом, чтобы наш ребёнок мог успешно учиться, был всегда в хорошем настроении, прежде всего хорошее настроение надо иметь родителям, правильно понимать ситуацию, в которой оказался ребёнок, не «заласкивать» его, а быть его другом, выслушивать его, жить его жизнью, замечать изменения в его настроении, тревогу, настороженность и боль.

Замаскировать плохое настроение невозможно. Как повышение температуры свидетельствует о болезни телесной, так и угнетённое настроение является показателем душевного неблагополучия.



Предварительный просмотр:

Тема. Надо ли ругать за плохую успеваемость?

Цель. Уверить родителей в необходимости ежедневного общения с ребёнком и контроля за его успехами в школе.

Вот и прошёл праздник. Начались будни. Дети переступили порог школы с  одним желанием: хорошо учиться. Пройдёт немного времени, и они познают как радость, так и горечь, связанные с оценкой.

В психике ребёнка заложено стремление оценивать, сопоставлять свои действия с действиями сверстников. И это проявляется в любой деятельности. Ребёнку хочется, чтобы, с одной стороны, он был как все, а с другой стороны, лучше, чем все остальные.

Дети всегда соревнуются, ив любой работе, ив любой игре: кто сильнее, кто выше, кто быстрее. Стремление проявить себя не хуже других сказывается в любых обстоятельствах.

Любое обучение несёт дух соревнования, поэтому нет школьников, равнодушных  к своим успехам. Учителю хорошо известно, какие эмоции вызывает та или иная оценка их деятельности: радостное, счастливое состояние»заработавшего» похвалу учителя м подавленное, тоскливое настроение получившего от учителя замечание по поводу невыполненного задания, грязного ведения тетради или невнимательного слушания учителя на уроке. Но это только внешние проявления воздействия оценки. Подчас замечания учителя оказывают могучее влияние на формирование всей личности ребёнка. Для какого-то ученика хорошая учёба – окрылённость, взлёт, вера в себя, а низкая – падение, крушение надежд.

Успехи в школе сосредоточивают в себе и собственные устремления детей, и притязания родителей. Успехи в школе ценны вдвойне: радостью ученика и гордостью папы и мамы, и плохая успеваемость переживается также дважды: и в школе, и дома. Некоторые дети так переживают свои неудачи, что их видно со стороны даже постороннему человеку. И хотя некоторые родители не всегда согласны с тем, что в первом классе не ставятся оценки, это очень разумное решение.

Однако вот тут-то мы и встречаемся с проблемой: беззаботная пора родителей, пока не ставились отметки, сказывается в будущем неприятностями для ученика.

«Как дела, Рома?» - спрашивает мама. «Хорошо!» - отвечает Рома. А в тетрадях у него грязь, исправления, задания выполняются плохо и небрежно. Вот сейчас бы маме и помочь сыну исправить плохое положение. За старание, хорошую работу – похвалить, по поводу небрежности выразить неудовольствие и добиться улучшения. Именно с первых дней первоклассник должен ощутить помощь и контроль родителей, а позже, когда запущена учёба и в дневнике появились неприятные записи, это будет сделать труднее.

В семьях, где родители с пристрастием обсуждают успеваемость детей, чувствительные и восприимчивые дети особенно страдают от своих неудач. Страх получить плохую отметку держит таких ребят в постоянном напряжении. Низкая оценка их может совершенно расстроить и вызвать слёзы. Но к детским слезам взрослые часто относятся очень спокойно.

Но если подобная картина повторяется часто, то это тревожный симптом и на него надо обратить внимание. Постоянные переживания, подавленное настроение, апатия в течение длительного времени приводят к истощению нервной системы и могут вызвать патологические изменения в деятельности внутренних органов, особенно в сердечнососудистой системе.

Страх быть вызванным учителем на уроке и боязнь получить при этом плохую отметку настолько нарушают душевное здоровье некоторых детей, что это приводит к заболеваниям, так называемым школьным неврозам. В медицинской практике известно, что такие дети утром, перед школой, начинают жаловаться на плохое самочувствие, и оно действительно может быть: это бывают боли в желудке, рвота, даже повышение температуры. И стоит такого ребёнка оставить дома – болезнь как рукой снимает.

Конечно, в силу характера ученика или сложившихся невысоких требований родителей не все дети склонны так переживать свои неудачи в школе. У них может быть своеобразная адаптация к своему положению. У таких учеников большое потрясение может вызвать хорошая отметка, нежели плохая. И этот психологический момент надо обязательно учитывать и использовать. Казалось бы, чего стоит простое одобрение: «Вот видишь, ты можешь хорошо писать, у тебя чистая тетрадь, а посмотри, как ты красиво написал эти буквы, я верю в тебя». Вроде бы, незначительное замечание, но как оно может поднять дух и заставить стараться детей!

И здесь хочется заметить, какое тонкое понятие – воспитание и как важно сказать нужные слова вовремя и к месту. Между тем нередка такая ситуация. Дочка получила низкую оценку по чтению. Мама раздосадована. При разговоре с соседкой, обсуждая этот факт, добавляет: «А ведь способная, может хорошо учиться, если захочет. А вот не старается!» тут же сидит маленькая ученица, и, как говорится, «наматывает» эти слова на ус». «Вот, - думает она с гордостью, - я способная, только не хочу, а вот если захочу…» Это «если захочу» так и может остаться нереализованным из-за родительского промаха, из-за недостаточной твёрдости в один момент и недостаточной мягкости в другой.

Особую напряжённость вызывает оценка, если у родителей повышенный уровень притязаний к своим детям, которые не имеют достаточных способностей к обучению. Несмотря на это, родители, чаще тщеславные отцы, добиваются, чтобы их сын или дочь обязательно были отличниками. В этом случае предметом расстройств школьника может стать малейшая неудача.

Для таких ребят любой ответ у доски, каждая контрольная работа даётся ценой большого нервного напряжения. Специальные исследования показали, что в ситуации ответа на оценку организм человека находится в состоянии напряжения: учащается сердцебиение, увеличивается частота дыхания, повышается давление. Повышенное нервное напряжение приводит к быстрому умственному утомлению. Такое напряжение организма расценивается как стрессовое. А оценка представляет стрессовый фактор. Постоянное нервное напряжение, переживание за отметку могут приводить к истощению нервной системы. Поэтому порицать тревожных детей за низкую успеваемость надо очень осторожно.

Вот поэтому некоторым родителям, которые очень ратуют за выставление отметок, следует подумать: а нужны ли оценки с первых дней учёбы ребёнка в школе? А не лучше ли просто следить за тетрадями, чтением, увлечённостью учёбой? То есть сделать так, чтобы ребёнок бежал с радостью в школу за знаниями, а не за отметками.

Наверное, не будет педагогической ошибкой, если прилежность детей вознаграждать. Другое дело – как?