Моя разработка системы воспитательных занятий в ГПД для начальных классов
Система воспитательных занятий " Добрый мир вокруг нас!" направлена на развитие духовно-нравственных качеств личности воспитанников группы продлённого дня. Данная разработка поможет начинающим педагогам в организации воспитательной работы в группе продлённого дня. Её можно взять за основу для разработки своих занятий в группе, творческих дел, акций. Удачи всем и творческих успехов. Буду рада, если эта разрабока кому-нибудь поможет в работе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_vospitatelnyh_zanyatiy-moya.docx | 94.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Система воспитательных занятий, направленная на развитие духовно- нравственных качеств личности воспитанников группы продлённого дня «Добрый мир вокруг нас».
Составила: Г.Е.Кошкина ,
воспитатель ГПД,
высшая квалификационная
категория
Пояснительная записка
В сложный период масштабных политических и социально- экономических изменений в Российском государстве и обществе, нам крайне трудно вести целенаправленную и эффективную воспитательную работу с учащимися. В эпоху перемен учителям и воспитателям очень важно занять правильную гражданскую и педагогическую позицию, верно определить целевые ориентации в своей жизни и педагогической деятельности, не ошибиться в выборе принципов, направлений , форм и способов собственного бытия и построения жизнедеятельности в школьном классном сообществе. Только системный подход может стать эффективным средством обновления и повышения результативности воспитательной деятельности классного руководителя и воспитателя. Построение системы воспитательных занятий, направленных на развитие духовно- нравственных качеств личности воспитанников в группе, является не только желанием воспитателя, но и объективной необходимостью. Проблема состоит в том, чтобы найти наиболее эффективные формы и методы работы с детьми во внеурочное время, используя определённую систему воспитательных мероприятий в группе продлённого дня, создать условия для развития личности каждого ребёнка. Построение системы воспитательных занятий в начальных классах позволит мне обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Система воспитательных занятий в группе — это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов группы продлённого дня, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов между собой с целью создания благоприятных условий для развития воспитанника. Своеобразие системы воспитательных занятий во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся группы в которой она создаётся. Это разный уровень усвоения знаний и познавательный интерес во 2-а и во 2-м б классах, обучение по разным программам по математике. Поэтому мне ,как воспитателю группы продлённого дня, решившей выстроить свою систему воспитательных занятий, близка и понятна Концепция системного построения процесса воспитания, авторами которой являются известные учёные В.А.Караковский, Л.И. Новикова,Н.Л. Селиванова, Н.Е.Щуркова, Е.Н.Степанов. Разработчики этой Концепции полагают, что и в современном российском обществе воспитание должно быть направленно на всестороннее гармоничное развитие личности. Однако каждый педагог, ориентируясь в своей деятельности на эту цель- идеал, должен конкретизировать её применительно к своим условиям и возможностям, что я и пытаюсь делать. Сегодня школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу становится конфликтным, причём эти конфликты они разрешить не способны.
Это создаёт много проблем, как для самих ребят, так и для педагогов.
Ежегодно, мы педагоги, сталкиваемся с проблемой низкого уровня развития у детей младшего школьного возраста элементарных навыков общения и взаимодействия друг с другом.
В 2010-2011 учебном году я стала работать в группе продлённого дня с учениками
2-х классов. Результаты психолого - педагогической диагностики выявили ряд проблем:
- Не высокий познавательный интерес ( 2 «а» - низкий).
- Отсутствие эмоциональной устойчивости у многих детей.
- Неумение контролировать своё поведение.
- Неумение общаться по – доброму.
- Конфликтность.
- Неумение устанавливать контактные отношения.
Поэтому у меня возникла необходимость создать и апробировать систему воспитательных занятий группы продлённого дня, рассчитанную на 3 года
« Добрый мир вокруг нас».
2-ой- класс - 2010-2011уч.год - « Я познаю себя».
3-ий класс -2011 — 2012 уч. год - «Мои школьные друзья»
4-ый класс - 2012 — 2013 уч. год - « Наш школьный дом».
Система поможет развить у учащихся младшего школьного возраста навыки общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками и взрослыми. В центре внимания должно стать воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения. Система воспитательных занятий — это неотъемлемая часть развития детского коллектива.
Она позволит мне развить познавательный интерес младшего школьника, создаст условия для интеллектуального, духовно-нравственного, коммуникативного, эстетического самовыраженияличности ученика и его физического развития, будет способствовать созданию воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого ребёнка.
Данная система ориентирована на успешную адаптацию детей в начальной школе, на становление классного коллектива, развитие способностей и склонностей каждого ребёнка во внеурочной деятельности, на вовлечение родителей учащихся в проведение различных мероприятий, проводимых в группе и в школе.
Ключевыми понятиями, характеризующими сущность
системы воспитательных занятий группы являются « доброта», «индивидуальность», « самостоятельность», « активность», « коллектив»,
« творчество», которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности группы. Главное средство воспитания — заряд доброты. Дети учатся уважать и любить всех, делать добро. Я верю, что ребёнок не будет плохим , если изо дня в день всем укладом жизни небольшого коллектива станут такие слова и заповедь :
« Начни с себя, и сделай мир добрее,
Не ври, не обзывайся, не дерись!
А если вдруг кого -нибудь обидишь,
В душе покайся, сразу извинись.»
*
« Возлюби ближнего твоего, как самого себя»( Евангелие от Матфея, гл.22 -39)
При пятидневной работе группы продлённого дня, система воспитательных занятий разбита на 3 блока. Каждый блок – это один год работы. Во втором классе занятия проводятся 4 раза в месяц, в третьем и четвёртом классе – 3 раза в месяц.
Цели и задачи системы воспитательных занятий группы продлённого дня
« Добрый мир вокруг нас».
Цель: Создать условия для развития духовно – нравственных качеств личности воспитанников через систему воспитательных занятий. Выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать ум, сохранять и укреплять здоровье, способствовать социализации каждого воспитанника в социум.
Задачи:
- Организовать внеурочную деятельность в ГПД в сочетании с игрой, учёбой, трудом и общественными делами.
- Развивать познавательные интересы детей, способствующие становлению качественно новых по содержанию познавательных процессов.
- Организовать воспитательную работу школьника, как деятельность, ориентирующую его на познание самого себя.
- Воспитание общительности, своей общности с коллективом, духа товарищества и сотрудничества, желание оказывать помощь и поддержку друг другу.
- Развивать познавательный интерес к культурному наследию России и малой родине — Новгородскому краю.
Ожидаемые результаты:
- Вступление ребёнка в новую социальную роль, обретение социального статуса школьника.
- Овладение навыками новых видов деятельности — учения, общения, труда.
- Изменение самого ученика, его развитие как результат воспитательной и учебной деятельности.
- Стремление к установлению новых положительных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
Тематическое планирование
системы воспитательных занятий «Добрый мир вокруг нас»
для 2-го класса на 2010-2011уч. год
Составила Г.Е. Кошкина,
воспитатель Г.П.Д,
высшая квалификационная категория
Блок « Я познаю себя»
Цель : Создание условий для развития нравственных качеств личности младшего школьника, через знакомство с такими понятиями как любовь к семье, к Родине ( малой Родине), животным; доброта; верность.
Задачи:
- Учить анализировать своё поведение через таблицу поведения
( ежедневно).
- Развивать навыки доброго общения через игры, совместные дела, праздники.
- Развивать внимание, мышление, память, речь, воображение и творческую активность, через беседы, внеклассное чтение и обсуждение прочитанного.
Месяц | № занятия | Тема занятия | № страницы |
Сентябрь | 1 | Занятие на определение своих положительных и отрицательных качеств « Я - свет, я – тень». МПШ | приложение №1 |
2 | « Любовь» - значение слова. ( Волшебный сундучок) | с.4-5 | |
3 | Любовь к семье; пословицы и поговорки о семье. ( Волшебный сундучок.) | с.5-7 | |
4 | Внеклассное чтение « Добрый волшебник». ( Волшебный сундучок.) | с.9-11 | |
Октябрь | 1 | Труд учителя и воспитателя. ( Волшебный сундучок.) | с.23-25 |
2 | Любовь к животным. ( Волшебный сундучок.) | с. 25 | |
3 | Внеклассное чтение « Родные вещи». ( Волшебный сундучок.) | с.12-14 | |
4 | « Что в имени моём?» - расшифруй качества своего характера. | приложение №2 | |
Ноябрь | 1
| Любовь к Родине (малой Родине – В. Новгороду) ; значение слов Русь. русский, Россия, россияне. ( Волшебный сундучок.) | с.14-15 |
2 | Пословицы о любви к Родине. ( Волшебный сундучок.) | с.15-16 | |
3 | О родном русском языке. ( Волшебный сундучок.) | с.19-21 | |
4 | Праздник для мам « Подари улыбку маме!», Акция : « Подари улыбку маме!» | приложение№5 | |
Декабрь | 1 | « Доброта» - знакомство со значением слова. (Волшебный сундучок). | с. 27-28 |
2 | Пословицы и поговорки о добре и зле. (Волшебный сундучок). | с.28 | |
3 | Тест « Добрый поступок». (Волшебный сундучок). | с.30 | |
4 | Внеклассное чтение « Добрый поросёнок». (Волшебный сундучок). | с.30-33 | |
Январь | 1 | Внеклассное чтение « Добро и зло». (Волшебный сундучок) | с.33-34 |
2 | Игровая ситуация « Как поступить?» | приложение№3 | |
3 | Акция « Письмо поддержки» ( детям находящимся в больнице, после операции. | приложение№8 | |
Февраль Март | 1 | Таблица самоанализа поведения в ГПД « Будем друг другу улыбки дарить, всех уважать и со всеми дружить». Выработка правил поведения в ГПД | Заполняется ежедневно приложение№6 |
2 | Акция « Гора добрых дел». | приложение№4 | |
3 4 | « Верность» - значение слова; рассказ « Кнопка». (Волшебный сундучок) Внеклассное чтение «Добрая хозяюшка» ( В. Осеева). | с.62-63 | |
1 | Акция « Подари улыбку маме». | приложение№5 | |
2 | Внеклассное чтение «Сыновья» В. Осеева. | с.206 | |
3 | Работа с таблицей самоанализа. | приложение № 6 | |
4 | Внеклассное чтение. Сказка «Кто всех глупее». ( В.А. Осеева) | ||
Апрель | 1 | « Сострадание» понятийный конструктор. МШП | с.4 |
2 | Игровая ситуация « Как поступить?». МШП | с.6 | |
3 | Внеклассное чтение «Торопливый ножик». (Е. Пермяк) | ||
4 | Акция « Фронтовое письмо» - поздравление ветеранов В.О.В | приложение № 7 | |
Май | 1 | « Я- свет, я – тень»- подведение итогов. | приложение №1 |
2 | Работа с таблицей самоанализа поведения – итоги, награждение. | приложение №6 |
Методическое обеспечение
Для учителя
1.Т.А. Шорыгина « Волшебный сундучок». Выпуск 11. Девять конспектов занятий для детей о нравственных качествах личности. Серия : « Детская читальня», издательство « Либерия», Москва, 2010.
2.Вестник МШП. Ежегодный бюллетень « Международная школьная программа», осень 2004.
3.Школьная библиотека. В. Осеева. «Волшебное слово», Москва, « Детская литература» , 2010.
4. Евгений Пермяк. « Торопливый ножик», Москва, « Детская литература», 1981
5. А.В. Велько. Детям о Рождестве. Минск. Белорусская Православная Церковь, 2012
Тематическое планирование
системы воспитательных занятий «Добрый мир вокруг нас»
для 3-го класса на 2011-2012 уч. год
Составила Г.Е. Кошкина,
воспитатель Г.П.Д,
высшая квалификационная категория
Блок «Мои школьные друзья»
Цель: Создание условий для доброжелательного отношения друг к другу, развития навыков позитивного коммуникативного общения.
Задачи:
- Разобрать и закрепить такие нравственные понятия как счастье, честь и честность, сила духа.
- Учить их соблюдать правила дружбы через совместную внеклассную деятельность.
Месяц | № занятий | Тема занятий | № страницы |
Сентябрь | 1 2 3 | Правила дружбы ( повторить); работа с таблицей самоанализа поведения- ежедневно. « Счастье». (Волшебный сундучок). Внеклассное чтение « Какой день?» В. Осеева | приложение№6 с. 77-79 с.249 |
Октябрь | 1 2 3 | Пословицы и поговорки о счастье. (Волшебный сундучок). Внеклассное чтение «Кто всех глупее?» В.Осеева. « Правило дружбы». (Волшебный сундучок). | с.79-80 с.250 с.41 |
Ноябрь | 1 2 3 | « Щедрость»- чтение рассказа и обсуждение. (Волшебный сундучок). « Мой лучший друг» -рассказы детей. Акция « Подари улыбку маме» | с.42-43 приложение №5 |
Декабрь | 1 2 3 | «Честь и честность». Иван по прозвищу «Честь» - обсуждение.( Волшебный сундучок). « Честь превыше всего»- обсуждение ( работа со словом честный). ( Волшебный сундучок). Внеклассное чтение « Честное слово». | с.65 с. 67-70 с.71-73 |
Январь | 1 2 3 | Акция « Письмо поддержки». Пословицы и поговорки о правде и лжи. (Волшебный сундучок). Игровая ситуация « Как поступить?» МШП | приложене№8 с. 73 приложение№3 |
Февраль | 1 2 3 | « Сила духа». (Волшебный сундучок). Акция « Гора добрых дел.» Внеклассное чтение « Надёжный человек»- Е. Пермяк. | с.74-76 |
Март | 1 2 3 | Акция « Подари улыбку маме». Внеклассное чтение «Бабка» В.Осеева « Как поступить?» - игровая ситуация -МШП | приложение №5 |
Апрель | 1 2 3 | Игра « Почта». Внеклассное чтение «В классе» В. Осеева Игровая ситуация « Как поступить?» МШП | с.147 приложение №3 |
Май | 1 2 | Акция « Фронтовое письмо» Подведение итогов таблицы « Самооценка поведения» - награждение | приложение№7 приложение№6 |
Методическое обеспечение
Для учителя
1.Т.А. Шорыгина « Волшебный сундучок». Выпуск 11. Девять конспектов занятий для детей о нравственных качествах личности. Серия : « Детская читальня», издательство « Либерия», Москва, 2010.
2.Вестник МШП. Ежегодный бюллетень « Международная школьная программа», осень 2004.
3.Школьная библиотека. В. Осеева. «Волшебное слово», Москва, « Детская литература» , 2010.
4. Евгений Пермяк. « Торопливый ножик», Москва, « Детская литература», 1981
5. А.В. Велько. Детям о Рождестве. Минск. Белорусская Православная Церковь, 2012
Тематическое планирование
системы воспитательных занятий «Добрый мир вокруг нас»
для 4-го класса на 2012-2013 уч. год
Согласовано
_________________
Зам. директора по ВР
____________
Составила Г.Е. Кошкина,
воспитатель Г.П.Д,
высшая квалификационная категория
Блок «Наш школьный дом»
Цель: Создать условия для активной внеклассной деятельности воспитанников через классное ученическое самоуправление.
Задачи:
- Разобрать и закрепить такие нравственные понятия как дружба и взаимопомощь, терпение и терпимость, смелость и отвага.
- Развивать организаторские навыки через привлечение детей к проведению праздников, игр, тематических недель.
- Воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Месяц | № занятий | Тема занятий | № страницы |
Сентябрь | 1 | Правила дружбы, работа с таблицей самоанализа своего поведения. | приложение№6 |
2 | « Терпение» (Волшебный сундучок). | с.55-59 | |
3 | Внеклассное чтение « Торопливый ножик» -Евгений Пермяк. | ||
Октябрь | 1 | « Терпимость» (Волшебный сундучок). | с.59-60 |
2 | Акция « Гора добрых дел». | ||
3 | Внеклассное чтение « Кто хозяин?» В. Осеева | с. 263 | |
Ноябрь | 1 | Акция « Подари улыбку маме». | |
2 | Игра « Почта». | ||
3 | Внеклассное чтение « В классе» В. Осеева | с.147 | |
Декабрь | 1 | « Дружба и взаимопомощь» (Волшебный сундучок). | с.35-37 |
2 | Пословицы и поговорки о дружбе. (Волшебный сундучок). | с.41-42 | |
3 | Рассказ « Игра в поликлинику». Тест « Правило дружбы». (Волшебный сундучок). | с. 41 | |
Январь | 1 | Праздник « Рождество», « Святки» | |
2 | Внеклассное чтение « Рождественский ангел». | ||
3 | Игра по станциям « Великий Новгород – шаги в историю и традиции» | ||
Февраль | 1 | Внеклассное чтение «Долг» В. Осеева | с.209 |
2 | Праздник « Вперёд, мальчишки!» | ||
3 | Игровая ситуация « Правильный поступок» | ||
Март | 1 | Акция « Подари улыбку маме». | с.239, с.235 с.239-240 |
2 | Внеклассное чтение « Печенье», «Лекарство», « Подарок». | ||
3 | «Смелость и отвага» » (Волшебный сундучок). | с.46-50 | |
Апрель | 1 | « Герои России»- их смелость и отвага. | с.51-53 |
2 | Акция « Гора добрых дел». | ||
3 | Внеклассное чтение. Рассказы о героях войны. | ||
Май | 1 | Акция « Георгиевская ленточка». | |
2 | « День Победы» (Волшебный сундучок). | с.53-54 | |
3 | Итоги таблицы самоанализа поведения – награждение. |
Методическое обеспечение
Для учителя
1.Т.А. Шорыгина « Волшебный сундучок». Выпуск 11. Девять конспектов занятий для детей о нравственных качествах личности. Серия : « Детская читальня», издательство « Либерия», Москва, 2010.
2.Вестник МШП. Ежегодный бюллетень « Международная школьная программа», осень 2004.
3.Школьная библиотека. В. Осеева. «Волшебное слово», Москва, « Детская литература» , 2010.
4. Евгений Пермяк. « Торопливый ножик», Москва, « Детская литература», 1981
5. А.В. Велько. Детям о Рождестве. Минск. Белорусская Православная Церковь, 2012
Приложение№1
Занятие « Я - свет, я - тень».
Подготовила Г.Е. Кошкина ,
воспитатель Г.П.Д
При проведении данного занятия используется технология педагогической оценки поведения и поступков детей– технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.
Цель: Создание условий для самоанализа детьми своих личностных качеств и развития положительных качеств личности ребёнка.
Задачи:
- Учить детей честно проводить самооценку.
Подготовка
- Дети вырезают из плотной белой бумаги фигурки мальчик - мальчика, девочка –девочку. Раскрашивают их.
- На доске написать положительные и отрицательные качества личности.
Тень ( Зло)
1.Ленивый.
2.Равнодушный.
3.Грубый.
4.Нахадьный.
5.Лживый.
6.Жадный.
7. Безответственный.
8.Упрямый.
9.Злой.
10.Себялюбивый.
Свет ( Добро)
- Добрый.
- Трудолюбивый.
- Отзывчивый.
- Воспитанный.
- Честный.
- Совестливый.
- Ответственный.
- Терпеливый.
- Заботливый.
- Уступчивый.
Дети выбирают сначала положительные качества, которые у них, как они считают присутствуют и записывают их ручкой на лицевой стороне фигурки.
Свои отрицательные качества они записывают с обратной стороны карандашом.
Подведение итогов. Выводы.
В конце года ребята проверяют свои записи и стирают резинкой те плохие качества, с которыми они справились.
Приложение№2
Занятие « Что в имени моём?»
Подготовила Г.Е. Кошкина ,
воспитатель Г.П.Д
При проведении данного занятия используется технология педагогической оценки поведения и поступков детей– технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Цель: Создавать условия для развития позитивной самооценки личностных качеств учащихся.
Задачи:
- Учить детей оценивать поступки детей через разбор ситуаций по рассказам В. Осеевой « На катке» стр.200, ( или « Случай» стр.200)
- Прививать любовь к чтению.
Чтение рассказа. « На катке" В.А. Осеева
День был солнечный. Лёд блестел. Народу на катке было мало. Маленькая девочка, смешно растопырив руки, ездила от скамейки к скамейке. Два школьника подвязывали коньки и смотрели на Витю.
Витя выделывал разные фокусы - то ехал на одной ноге, то кружился волчком.
- Молодец! - крикнул ему один из мальчиков.
Витя стрелой пронёсся по кругу, лихо завернул и наскочил на девочку. Девочка упала. Витя испугался.
- Я нечаянно... - сказал он, отряхивая с её шубки снег. - Ушиблась?
Девочка улыбнулась:
- Коленку... Сзади раздался смех.
"Надо мной смеются!“ - подумал Витя и с досадой отвернулся от девочки.
- Эка невидаль - коленка! Вот плакса! - крикнул он, проезжая мимо школьников.
- Иди к нам! - позвали они.
Витя подошёл к ним. Взявшись за руки, все трое весело заскользили по льду. А девочка сидела на скамейке, тёрла ушибленную коленку и плакала.
Обсуждение прочитанного в режиме вопрос- ответ.
Вопросы:
Почему на Витю обратили внимание мальчишки на катке?
Что случилось во время его катания?
Какая была первая реакция Вити?
Чего он испугался?
Как он повёл себя потом?
Как можно охарактеризовать его поступок?
А как надо было поступит правильно?
Дети получают задание: Расшифровывать своё имя качествами характера, начальная буква которых – буква имени.
Например:
Дарья – Д -добрая
А - активная
Р - резвая
Я- яркая
Коля – К – крепкий
О – опрятный
Л - ласковый
Я - ясный и т.д.
Воспитатель: Вот мы с вами определили по вашим именам , те качества которыми как вы считаете, обладаете. Это хорошие , положительные качества. Так давайте будем стараться им соответствовать.
Приложение№ 3
Занятие « Как поступить?»
Подготовила Г.Е. Кошкина ,
воспитатель Г.П.Д
При проведении данного занятия используется технология педагогической оценки поведения и поступков детей– технология воспитания, в основе которой оценка качества личности ребенка, ориентированная на нормы современной культуры. Педагогическая оценка направлена на формирование социальных норм, установок, социальной позиции, мировоззрения. Педагогическая оценка поведения и поступков детей является средством ориентации ребенка среди множества ценностей и антиценностей. Основные принципы педагогического оценивания: недопустимость сравнения ребенка с другим ребенком, признание неприкосновенности и автономности личности и т.д.
Цель: Создавать условия для самоопределения учащихся в той или иной ситуации.
Задачи:
Учить анализировать поступки, чтобы правильно поступать.
Развивать речь и навыки коммуникативного общения.
Чтение рассказа « Что Легче?» В. Осеевой
Рассказ для детей про ложь
Пошли три мальчика в лес. В лесу грибы, ягоды, птицы. Загулялись мальчики. Не заметили, как день прошёл.
Идут домой - боятся:
- Попадёт нам дома!
Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?
- Я скажу, - говорит первый, - будто волк на меня напал в лесу. Испугается отец и не будет браниться.
- Я скажу, - говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мать и не будет бранить меня.
- А я правду скажу, - говорит третий.- Правду всегда легче сказать, потому что она правда и придумывать ничего не надо.
Вот разошлись они все по домам. Только сказал первый мальчик отцу про волка- глядь, лесной сторож идёт.
- Нет, - говорит, - в этих местах волка.
Рассердился отец. За первую вину рассердился, а за ложь - вдвое.
Второй мальчик про деда рассказал. А дед тут как тут - в гости идёт.
Узнала мать правду. За первую вину рассердилась, а за ложь - вдвое.
А третий мальчик как пришёл, так с порога во всём повинился. Поворчала на него тётка да и простила.
Обсуждение прочитанного рассказа.
Что легче - соврать, или сказать правду?
Ответы детей.
Вывод делают дети. Лучше говорить правду, чем врать.
Игровая ситуация выбора.
Выбираются 3 ученика. Педагог даёт сложную жизненную ситуацию.
(Мальчик разбил любимую мамину вазу и свалил всё на своего кота. Мама выгнала кота из дома.)
Один ученик даёт неправильный совет, другой – правильный совет. Третий тот , кто оказался в конфликтной ситуации. Он пытается сделать правильный выбор и обосновать его.
Приложение№ 4
Акция « Гора добрых дел» ( 2 недели)
Подготовила Г.Е. Кошкина,
воспитатель Г.П.Д
В основе проводимой акции лежит гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили .
Целевыми ориентациями являются:
способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств;
развитие и становление познавательных сил ребенка;
идеал воспитания – самовоспитание.
Цель: Создание условий для воспитания у учащихся чувства отзывчивости , сопереживания, готовности бескорыстно оказывать помощь другим людям.
Пословица: « Добрые дела живут века.»
« Добро не горит и не тонет.»
Обсуждение пословиц.
« Спешите делать добро» - Фёдор Петрович Гааз.
Чтение рассказа о докторе Гаазе. ( «Волшебный сундучок» стр.29)
1.На ватмане написаны фамилии детей. Около каждой фамилии наклеивается кружок определённого цвета.
2.Определяем совместно с детьми добрые дела:
- Помощь по дому.
- Помощь другу в школе и дома.
- Поделиться чем-нибудь с другими.
- Пожалеть.
- Заступиться за кого-нибудь.
- Добросовестно дежурить в школе.
- Уход за больными.
- Найти и отдать потерянное.
- Выполнить просьбу.
- Помочь сделать уроки.
3.При выполнении добрых дел , дети наклеивают на контуры горы свои кружки.
4. В конце акции подводим итоги, по количеству добрых дел, определяем какого цвета кружочков, больше всего.
Делаем вывод, что про добрые дела лучше не говорить и совершать их не ожидая, что тебя за это похвалят.
Приложение№ 5
Акция « Подари улыбку маме»
( проводится 1-ну неделю перед праздником
« День Матери» и 8-е Марта)
Подготовила Г.Е. Кошкина,
воспитатель Г.П.Д
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Цель: Создание условий для воспитания чувства уважения и любви к своей маме.
Задачи:
- Развивать ответственность и старание через соблюдение детьми правил поведения в группе.
- Приучать детей выражать свою любовь к маме не только
словами, но и делами.
Подготовка:
- Изготовление конвертов.
- Украшение конвертов.
- Подготовка благодарственных писем.
- Изготовление поздравительных открыток ( бумажных цветов)
Чтение рассказа В. Осеевой «Подарок»
У меня есть знакомые: Миша, Вова и их мама. Когда мама бывает на работе, я захожу проведать мальчиков.
— Здравствуйте! — кричат мне оба. — Что вы нам принесли?
Один раз я сказала:
— Почему вы не спросите, может, я замерзла, устала? Почему вы сразу спрашиваете, что я вам принесла?
— Мне все равно, — сказал Миша, — я буду спрашивать так, как вы хотите.
— Нам все равно, — повторил за братом Вова.
Сегодня они оба встретили меня скороговоркой:
— Здравствуйте. Вы замерзли, устали, а что вы нам принесли?
— Я принесла вам только один подарок.
— Один на троих? — удивился Миша.
— Да. Вы должны сами решить, кому его дать: Мише, маме или Вове.
— Давайте скорей. Я сам решу! — сказал Миша.
Вова, оттопырив нижнюю губу, недоверчиво посмотрел на брата и громко засопел.
Я стала рыться в сумочке. Мальчики нетерпеливо смотрели мне на руки. Наконец я вытащила чистый носовой платок.
— Вот вам подарок.
— Так ведь это... это... носовой платок! — заикаясь, сказал Миша. Кому нужен такой подарок?
— Ну да! Кому он нужен? — повторил за братом Вова.
— Все равно подарок. Вот и решайте, кому его дать.
Миша махнул рукой.
— Кому он нужен? Он никому не нужен! Отдайте его маме!
— Отдайте его маме! — повторил за братом Вова.
Обсуждение рассказа с детьми.
Вывод: Мальчики больше всего любили себя , а не маму.
Работа с таблицей.
На таблице самоанализа поведения, выделяется неделя для проведения акции « Подари улыбку маме».
Дети зарабатывают смайлики с улыбкой и наклеивают их на стенд.
Подведение итогов. Дети вписывают в письмо для мамы, число заработанных улыбок. Вручают маме свой подарок на праздничном концерте.
Приложение№ 6
Таблица самоанализа поведения в ГПД
( заполняется ежедневно)
Разработала Г. Е. Кошкина
воспитатель Г.П.Д
Технология предъявления педагогического требования – технология воспитания, ведущим принципом которой является культуросообразность форм предъявления требования, защищающих ребенка от прямого давления. Педагогическое требование – предъявление нормы культурной жизни и организация жизнедеятельности детей на уровне данной нормы. Основные правила предъявления педагогического требования: скрытая педагогическая позиция, этикет в оформлении требования, детализация выдвигаемых требований, акцентирование на положительной программе действий, положительное подкрепление требования, терпеливое ожидание результатов.
Ключевые слова таблицы:
« Будем друг другу улыбки дарить, всех уважать и со всеми дружить.»
Цель: Создание условий для самооценки своего поведения.
Воспитательные задачи:
- Учить детей соблюдать правила поведения в группе.
- Развивать чувства взаимоуважения и доброжелательности.
- Учить анализировать своё поведение.
У большинства ребят прослеживается завышенная самооценка. Многие из них видят только чужие промахи и ошибки. Обижая других , они не видят своих неправильных поступков, не замечают своих грубых слов. Данная таблица позволяет им увидеть , что они делают не так, и создаёт мотивацию к изменению в лучшую сторону. При подведении итогов, фамилии победителей вывешиваются на пьедестале почёта в уголке группы. Каждый может постараться и занять I, II или III-е место.
Таблица рисуется на ватмане формат А-3
Образец:
Фамилия имя | Дата | Итоги | ||||||||||||||
04.12 | ||||||||||||||||
Богомолова Н. | ||||||||||||||||
Исмаилов Н. |
Мы смотрим поведение:
- в столовой;
- на прогулке;
- на самоподготовке;
- в играх и на мероприятиях.
Дети заполняют таблицу двумя фломастерами : красным и синим.
Красный цвет:
Молодец ! -
Хорошо -
Синий цвет
Измениться
к лучшему –
Ой –Ой –Ой - -
Каждый ребёнок перед уходом выбирает себе тот смайлик , который , как он считает , заслужил. Мы обсуждаем его поведение и или соглашаемся с ним, или нет.
Во втором и третьем классе сначала оценки выставляет воспитатель, а затем дежурные т.к. все дети хотят заполнять таблицу.
В четвёртом классе каждый ученик заполняет её сам. Работа с таблицей вызывает у ребят живой интерес, и помогает им улучшить своё поведение.
Приложение№ 7
Занятие «Фронтовое письмо»
(проводится перед праздником День Победы)
Подготовила Г.Е. Кошкина
воспитатель ГПД
Информационно-коммуникационная технология (ИКТ). Цель технологии: формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей учащихся, подготовка личности «информированного общества», формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Цель: Создавать условия для воспитания чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательная :
- Познакомить с героическим прошлым ветеранов, через чтение
рассказов о В.О.В.
- Научить ребят складывать из бумаги фронтовые письма.
Воспитательная:
- Прививать чувство гордости и уважения к ветеранам В.О.В.
- Развивать познавательную активность к изучению истории В.О.В.
Ход занятия.
1.Вступительная беседа о предстоящем празднике.
Воспитатель:
Каждый год мы отмечаем этот праздник День Победы. Несмотря на давность, память о войне не утихает, боль утраты не забывается, и всё также счастьем, восхищением, гордостью и благодарностью переполняют наши сердца. Никогда не забудем мы тех людей, которые отстояли Победу, совершили героический подвиг во имя будущего, во имя нас с вами. Этот день никогда не забудут люди. За то, что мы сей час с вами вместе радуемся, ликуем, смеёмся, танцуем, - мы обязаны нашим дедушкам и бабушкам, которые в жестоких боях и сражениях отстояли этот радостный день и попросили нас никогда не забывать о нём. Так будем же , радоваться , и беречь этот чудесный мир, в котором мы живём.
Ученик
Ещё когда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты подарили всей планете
Великий Май, победный Май.
Ещё когда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли.
Солдаты Мая, слава вам на веки
От всей Земли, от всей Земли.
Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб леса вокруг шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы в них зеркально отражалась реченька-краса.
Пусть Аист гнёзда вьёт на крыше,
Пусть будет мир, он так нам нужен,
Он нужен детям всей земли.
Чтение рассказа о В.О.В.
Горовец.
Автор: Сергей Алексеев
Эскадрилья советских истребителей завершала боевой вылет. Прикрывали лётчики с воздуха южнее Курска наземные наши части. И вот теперь возвращались к себе на базу.
Последним в строю летел лейтенант Александр Горовец. Всё хорошо. Исправно гудит мотор. Стрелки приборов застыли на нужных метках. Летит Горовец. Знает — впереди лишь минутный отдых. Посадка. Заправка. И снова в воздух. Нелегко авиации в эти дни. Битва не только гремит на земле — поднялась этажами в воздух.
Летит Горовец, небо окинет взглядом, взглядом проверит землю. Вдруг видит — летят самолёты: чуть сзади, чуть в стороне. Присмотрелся — фашистские бомбардировщики.
Начал лётчик кричать своим. Не ответил никто из наших. Сплюнул пилот в досаде. Зло посмотрел на рацию. Не работает, смолкла рация.
Идут фашистские бомбардировщики курсом к нашим наземным позициям. Там и обрушат смертельный груз.
Подумал секунду лейтенант Горовец. Затем развернул самолёт и устремился к врагам навстречу.
Врезался лётчик в фашистский строй. Первой атакой пошёл на ведущего. Стремительным был удар. Секунда. Вторая. Ура! Вспыхнул свечой ведущий.
Развернулся лейтенант Горовец, на второго фашиста бросился. Ура! И этот рухнул.
Рванулся к третьему. Падает третий.
Расстроился строй фашистов. Атакует врагов Горовец. Снова заход и снова.
Четвёртый упал фашист.
Вспыхнул пятый. Шестой! Седьмой! Уходят фашисты.
Но и это ещё не всё. Не отпускает врагов Горовец. Бросился вслед. Вот восьмой самолёт в прицеле. Вот и он задымил, как факел. Секунда. Секунда. И сбит самолёт девятый.
Бой лётчика Горовца был уникальным, неповторимым. Много подвигов совершили советские лётчики в небе. Сбивали в одном полёте по три, по четыре, по пять и даже по шесть фашистов. Но чтобы девять! Нет. Такого не было. Ни до Горовца. Ни после. Ни у нас. Ни в одной из других воюющих армий. Лейтенант Горовец стал Героем Советского Союза.
Не вернулся из полёта лейтенант Александр Константинович Горовец. Уже на обратном пути к аэродрому набросились на героя четыре фашистских истребителя.
Погиб лейтенант Горовец.
А подвиг живёт. И рассказы о нём ходят как быль, как сказка.
Обсуждение прочитанного в режиме вопрос- ответ.
Составление поздравления ветеранам.
Дорогой ветеран!
Мы поздравляем вас с этим великим праздником - Днём Победы!
Мы не знаем, что такое война. Но у нас у всех, есть прадедушки и прабабушки, которые или воевали на фронте, или трудились в тылу для победы нашей страны. Мы читаем рассказы о войне и восхищаемся вашим мужеством и героизмом.
Желаем вам крепкого здоровья, заботы родных и близких и долгих лет жизни.
С большим уважением .
Ученики 3-го класса.
Оформление письма. ( Дети рисуют звёзды, салют, цветы)
Складывание письма в форме треугольника.
Воспитатель: В День Победы, когда вы с вашими папами и мамами пойдёте в Кремлёвский парк на праздник, вручите своё письмо ветерану войны. Выразите ему своё уважение и почтение.
Приложение№ 8
Акция « Письмо поддержки».
( когда дети долго болеют или лежат в больнице)
Подготовила Г. Е. Кошкина,
воспитатель ГПД
В данной акции используется технологии сотрудничества. Она реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества.
Цель : Создать условия для воспитания у учащихся чувства сопереживания к детям – инвалидам, обучающимся в их классе.
Задачи:
- Приучать детей оказывать помощь детям –инвалидам без напоминания и подсказки.
- Развивать чувство товарищества и взаимопомощи между детьми.
Чтение рассказа « Надёжный человек» В. Пермяка
На первой парте в первом классе сидел сын отважного лётчика-испытателя Андрюша Рудаков. Андрюша был крепким и смелым мальчиком. Он всегда защищал тех, кто послабее, и за это все в классе любили его.
Рядом с Андрюшей сидела маленькая, худенькая девочка Ася. То, что она была маленькая слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, — с этим Андрюша никак не мог примириться. Она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. Даже муравьи и те её страшили.
Очень неприятно было Андрюше сидеть на одной парте с такой трусихой, и он всячески старался избавиться от Аси. А её не пересаживали.
Однажды Андрюша принёс в стеклянной банке большого паука. Увидев страшилище, Ася побледнела и тут же перебежала на другую парту.
С этого и началось... Два дня Ася сидела одна, и учительница Анна Сергеевна будто бы не замечала этого, а на третий день она попросила Андрюшу остаться после уроков. Андрюша сразу догадался, в чём дело, и, когда все ушли из класса, он, чувствуя себя виноватым, смущённо сказал учительнице:
— Я ведь не зря принёс паука. Я хотел приучить Асю ничего не бояться. А она опять испугалась.
— Что ж, верю тебе, — сказала Анна Сергеевна, — Кто как умеет, тот так и помогает расти своим товарищам, а я тебя позвала, чтобы рассказать одну маленькую историю.
Она усадила Андрюшу на его место за партой, а сама села рядом — на Асино.
— Много лет назад в этом же классе сидели мальчик и девочка. Сидели так же, как сейчас сидим мы. Мальчика звали Вовой, а девочку — Аней. Аня росла болезненным ребёнком, а Вова рос сильным и здоровым мальчуганом. Аня хворала, и Вове приходилось помогать ей учить уроки. Однажды Аня поранила гвоздём ногу. Да так поранила, что не могла приходить в школу: ни башмак нельзя надеть, ни валенок. А шла уже вторая четверть. И как-то Вова пришёл к Ане и сказал: «Аня, я тебя буду возить в школу на саночках». Аня обрадовалась, но запротивилась: «Что ты, что ты, Вова! Это будет очень смешно. Над нами будет хохотать вся школа...» Но настойчивый Вова сказал: «Ну и пусть хохочут!» С этого дня Вова ежедневно привозил и отвозил на саночках Аню. Сначала ребята смеялись над ним, а потом сами стали помогать. К весне Аня поправилась и перешла вместе со всеми ребятами в следующий класс. На этом я могу закончить рассказ, если тебе не захочется узнать, кем стали Вова и Аня.
— А кем? — нетерпеливо спросил Андрюша.
— Вова стал прекрасным лётчиком-испытателем. Это твой отец, Владимир Петрович Рудаков. А девочка Аня теперь твоя учительница Анна Сергеевна.
Андрюша опустил глаза. Он живо представил саночки, девочку Аню, которая теперь стала его учительницей, и мальчика Вову, своего отца, на которого ему так хотелось походить.
Наутро Андрюша стоял у крыльца дома, где жила Ася. Ася, как всегда, появилась со своей бабушкой. Она боялась ходить в школу одна.
— Доброе утро, — сказал Андрюша Асиной бабушке. Потом поздоровался с Асей. — Если хочешь, пойдём в школу вместе.
Девочка испуганно посмотрела на Андрюшу. Это он нарочно говорит так приветливо, от него можно ожидать всего. Но бабушка заглянула в глаза мальчику и сказала:
— С ним тебе, Асенька, будет сподручнее, чем со мной. Он и от собак отобьётся, и мальчишкам в обиду не даст.
— Да, — тихо, но очень твёрдо сказал Андрюша.
И они пошли вместе. Они шли мимо незнакомых собак и шипящих гусей. Они не уступали дорогу бодливому козлу-задире. И Асе не было страшно. Рядом с ним она чувствовала себя сильной и смелой. Это был надёжный человек — её товарищ по парте, ученик первого класса Андрей Рудаков.
Источник: http://goodbreeding.ru/Permjak_4.html
Обсуждение в режиме вопрос – ответ
- За что дети любили Андрея?
- С чем не мог смириться Андрей?
- Как он стремился избавиться от Аси?
- О чём узнал мальчик от учителя?
- Почему Андрей изменил своё отношение к девочке?
- Какой почувствовала себя Ася рядом с ним?
Вывод: Все люди разные, поэтому надо ко всем относиться с пониманием, помогать и поддерживать в трудную минуту.
Воспитатель: У нас в классе есть девочка, которая сама не может ходить, это наша Анечка. Ей предстоит сложная операция и долгая реабилитация ( восстановление сил и здоровья) , чем бы мы могли её поддержать?
Ответы детей.
- Предложение – написать ей добрые и весёлые письма, чтобы после операции ей было веселее.
- Звонить домой и передавать привет
Результат: Дети пишут письма поддержки, рисуют рисунки и передают всё Аниной маме. После выздоровления дети стали внимательнее к Ане, помогают ей в учёбе, переносят вещи.