Моя работа в школьном музее

Кошкина Галина Евгеньевна

Доклад на тему:

«Воспитание бережного отношения к традициям, культуре  и истории родного края через деятельность школьного музея».

 

X Юбилейные знаменские образовательные чтения в год 1150-летия становления российской государственности

«Современное образование и духовная культура  Великого Новгорода»

2012год

Я представляю начальную школу-сад VI вида « Тополёк». На сегодняшний день воспитание духовно- нравственных ценностей является   ведущим направлением в  воспитании школьников. Эта работа в нашем учреждении осуществляется через учебную и внеклассную деятельность , дополнительное образование и в том числе ,через  работу школьного  музея традиционной русской культуры. О его деятельности я и хочу вам рассказать.

Наш музей был создан в 1995 году . Он  помогает детям с ОВЗ расширить свой кругозор, даёт им возможность , не выходя из учреждения, познакомится с историей  и  культурой Новгородского края, ремёслами и жизнью наших земляков, способствует освоению социокультурного пространства.

В последнее время, всё чаще можно заметить, что наши ребята не знают истории своего края, не могут назвать фамилии героев войны, которые освобождали наш Новгород. Они всё больше перенимают иностранные слова, используя их в своей речи,  читают комиксы, вместо  добрых и мудрых  русских  сказок, перенимают западные  так называемые « праздники».

Очень грустно слышать, когда к тебе подходят  дети и спрашивают: «А мы будем отмечать Хеллоуин?» И это наша беда. Все мы с вами знаем, что если народ забывает свою историю, веру, традиции, то такая нация погибает. Нельзя быть «Иванами, не помнящими родства».

Поэтому целью деятельности нашего музея является создание условий для воспитания у учащихся начальной школы бережного отношения к традициям, культуре и  истории родного края. Своей деятельностью музей способствует воспитанию духовно-нравственных ценностей и патриотизма у наших воспитанников.

В нашем музее сложились  определённые  методы и формы  работы с детьми.

1 Прежде всего это экскурсионная работа в рамках деятельности музея.

В музее  традиционной русской культуры представлено  120 экспонатов.  Они поделены на 4 раздела: это посуда и утварь, народные игрушки, народная одежда, вышивка и ткачество. 

Проведение экскурсий мы осуществляем через ученическое самоуправление, экскурсовод – это конкретное поручение, возлагающее на ученика определённую ответственность.

Для проведения экскурсий подготовлены юные экскурсоводы. Это ученики2-го,3-го и 4-го классов. Дети рассказывают об истории и использовании тех экспонатов , которые находятся в нашем музее. Ребята проводят экскурсии для воспитанников детского сада и школы  по графику, который составлен на целый год. Экскурсии  небольшие и составлены с учётом возрастных особенностей детей. Вот темы экскурсий этого учебного года:

 « Ах, ты, прялочка моя!», « Коромысло с ведром…», « Откуда лампочка пришла?»   Структура  экскурсии включает в себя:

- рассказ об экспонате;

- мастер-класс по теме экскурсии, например - лепку коромысла из пластилина и его украшение;

- просмотр фотоматериалов или презентации;

- тематическая развивающая игра по теме экскурсии.

Таким образом, используя игру как ведущую деятельность дошкольного и начального школьного возраста, включая всевозможные каналы восприятия информации, а именно: аудио и видеоряд, тактильные ощущения, мы более разносторонне развиваем познавательный интерес наших воспитанников. Эффект данной формы работы возрастает в разы, по сравнению с обычной беседой.

2.Следующая форма работы нашего музея  - это линейки, посвящённые важным историческим датам, событиям, праздникам, с использованием видеоматериалов.  Так, 8 сентября, дети знакомились событиями 1812 года, посвящённые 200-летию Бородинского сражения.

2 ноября мы проводили линейку, посвящённую Дню народного единства, с показом видеоматериалов - это история смутного времени, герои - Минин и Пожарский, икона Казанской Божией Матери, история возникновения праздника.

3. Гражданско - патриотическое воспитание   наших воспитанников мы осуществляем через предметные недели и акции. Традиционным стало проведение недели Краеведения, во второй половине января. Мы всегда отмечаем  20- января, День освобождения Новгорода от немецко-фашистских захватчиков. Во время этой недели проходит линейка, игра по станциям,  по истории нашего города, которую проводят ученики 4-го класса, поисковые задания с оформлением информационных листков, конкурсы рисунков, посещение музеев , просмотр видеоматериалов о нашем городе, возложение цветов к Вечному огню, по возможности,  встречи с ветеранами В.О.В. Так мы  встречались с ветераном В.О.В. Баевой Розой Мартыновной, которая участвовала в  разгроме  немецко-фашистских войск  под Москвой. Данная встреча произвела на ребят неизгладимое впечатление. Перед  Днём Победы, проводим акцию « Письмо ветерану». Дети пишут поздравления на листке бумаги и складывают его в виде фронтового письма.

4.  Освоение социокультурного пространства мы осуществляем через  выездные мероприятия в музеи, библиотеки, нашего города. Проведение мастер – классов различной направленности в детском Судейском Городке, росписи по дереву в Доме Народного Творчества. Мы тесно сотрудничаем  с методическим центром на Никольской  3, с детским центром « Веда», с библиотеками « Читай города». Сотрудники библиотек проводят интересные беседы-презентации по теме краеведения « Новгородская мозаика» , познавательные викторины, что также способствует развитию интереса к изучению родного  края и его истории.

 5. Следующая форма деятельности  нашего музея  – это знакомство с историей главных православных праздников.  Оно проходит в виде бесед. Материалы берутся  из  интернет ресурсов православных каналов и детских православных передач. Используются видеоматериалы Курской епархии, детской передачи «Купелька . Там интересно и в доступной для ребят форме, батюшка рассказывает  об  истории того или  праздника. После беседы и просмотра  видеоматериалов,  проводится мастер-класс « Пластилиновая мозаика» по теме праздника или конкурс рисунков.

Я считаю, что данная работа, проводимая в рамках деятельности нашего музея,  не только развивает познавательный интерес у детей к истории и традициям нашего края , но и способствует духовно- нравственному воспитанию младших школьников.

Хочется  в заключении сказать, что только совместными усилиями семьи, школы, православной церкви и государства, мы сможем возродить духовное начало в наших детях, научим их любить свой родной край и гордиться нашей Родиной - Россией.