Кабинет технологии
Возможный вариант наполнения кабинета технологии
ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНОМУ КАБИНЕТУ
1. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, дидактических материалов и др.
2. Наличие плана работы учебного кабинета на учебный год и перспективу.
3. Соблюдение правил техники безопасности, охраны труда и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
4. Соблюдение эстетических требований к оформлению учебного кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов и др. (по плану работы учебного кабинета).
5. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
6. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения профилю кабинета, требованиям ФГОС и образовательных программ.
7. Наличие комплекса дидактических материалов, типовых заданий, тестов, самостоятельных и контрольных работ и других материалов для диагностики качества обучения и образовательного процесса (по профилю кабинета).
8. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой.
9. Открытое и наглядное предъявление учащимся минимально необходимого содержания образования и. требований к уровню обязательной подготовки (стандарта образования).
10. Открытое и наглядное предъявление учащимся образцов измерителей выполнения требований обязательного стандарта.
11. Обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т.п. для диагностики выполнения требования базового и повышенного уровней образовательного стандарта.
12. Наличие стендового материала учебного кабинета: рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности, по выполнению программы развития УУД, по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, исследовательская работа, работа с источниками информации, конференция, тестирование, зачет, собеседование, экзамен и др.).
13. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с учащимися, консультаций, подготовки к олимпиадам и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
паспорт кабинета | 252 КБ |
Требования | 29.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кировская средняя общеобразовательная школа №2
Паспорт
кабинета
технологии
Учитель: Климок Екатерина Владимировна
2014 – 2015 уч.год
Учебный год | 2014 – 2015 уч. год |
Ф. И. О. заведующего кабинетом | Климок Екатерина Владимировна |
Класс, ответственный за кабинет | 6 «б» |
Ф. И. О. учителей, работающих в кабинете 29 «б» | |
Понедельник | |
Вторник | |
Среда | |
Четверг | |
Пятница | |
Суббота |
Площадь кабинета-28 м2
Число посадочных мест - 20
- Ф. И. О. зав. кабинетом - Климок Екатерина Владимировна
- Назначение учебного кабинета – кабинет технологии
- Материалы по охране труда и безопасности:
- Стенд по безопасным условиям труда
- Папка по безопасным условиям труда (инструкции о правилах техники безопасности)
- Медаптечка
- Средства индивидуальной защиты
- Акт-разрешение на проведение занятий в кабинете технологии
- Наличие журнала учета инструктажа учащихся по охране труда и оценки их знаний
- Наличие аптечки - есть, укомплектована, имеется опись
4. Наличие печатных пособий:
- Таблицы по курсу технологии (по классам, темам)
5. Систематизация печатных пособий: есть опись, картотека
6. Наличие Т. С. О.: имеется
7. Наличие разработок уроков:
Предмет | Класс | |
технология | 5 класс | + |
технология | 6 класс | + |
технология | 7 класс | + |
технология | 8 класс | + |
технология | 9 класс | + |
технология | 10 класс | + |
технология | 11 класс | + |
8. Дополнительные материалы по предмету:
- Папка с материалами образцов творческих проектов
- Папка с дополнительными материалами к творческим проектам
- Папка с материалами ____________________________________
- Папка с материалами ____________________________________
- Папка с материалами ____________________________________
9. Материалы для внеклассной работы:
- Папка с материалами для проведения олимпиад по технологии
- Папка с материалами ____________________________________
- Папка с материалами ____________________________________
- Папка с материалами ____________________________________
10. Материалы для работы с родителями: подборка литературы по вопросам воспитания и психологии
11. Наличие библиотеки с картотекой: _______
12. Материалы, помогающие овладеть учащимся стандартом образования:
- Материалы по ОУУН
- Памятки, рекомендации по подготовке к занятиям разных видов УПД
- Материалы, рекомендации по выполнению заданий разных видов
14. Систематизация печатных пособий:
- По темам __________
-По классам _________
-По трем уровням ____
Правила использования кабинета технологии.
1.Учащиеся имеют право:
1. Использовать кабинет с целью обучения на уроках технологии в свободное от уроков время.
2. Использовать кабинет с целью подготовки к урокам, создания и редактирования докладов, рефератов, творческих проектов.
3. Использовать кабинет для работы с обучающими программами по различным курсам.
4. Допускается использование кабинета в свободное от уроков время для игр, с согласия преподавателя и классного руководителя (в том случае, если кабинет не задействован для проведения уроков, факультативов и пр.) не более 30 минут.
2. Учащимся школы запрещается:
1. Находиться в кабинете без сменной обуви или в верхней одежде.
2. Есть в кабинете (если это не предусмотрено программой в разделе «Кулинария»).
3. Бегать в кабинете, оставлять за собой мусор.
4. Использовать кабинет не по назначению.
- Ответственность учащихся:
1.В случае нарушения требований (пункт 2.2.) преподаватель имеет право ограничить допуск учащегося в кабинет.
2. В случае грубого нарушения правил поведения в кабинете или инструкции по технике безопасности администрация школы (в лице преподавателя, ведущего урок) имеет право запретить допуск учащегося к занятиям, проводимым в кабинете технологии. В этом случае материал учащимся изучается самостоятельно и сдается в форме зачета независимой комиссии.
3. Учащиеся школы и их родители несут персональную ответственность за порчу оборудования, произошедшего по вине учащегося. Ремонт производится непосредственно учащимся или его родителями, или оплачивается ими и не освобождает учащегося или его родителей от оплаты ущерба, понесенного школой вследствие неработоспособности оборудования.
Правила безопасности для учащихся в кабинете технологии.
- Общие требования безопасности:
- Соблюдение данной инструкции обязательно для всех учащихся, занимающихся в кабинете.
- Спокойно, не торопясь, соблюдая дисциплину и порядок, входить и выходить из кабинета.
- Не загромождать проходы сумками и портфелями.
- Не включать электроосвещение, бытовые приборы и средства Т.С.О.
- Не открывать форточки и окна.
- Не передвигать учебные столы и стулья.
- Не трогать руками электрические розетки.
- Травмоопасность в кабине:
- при включении электроосвещения
- при включении приборов Т.С.О.
- при включении бытовых приборов
- при переноске оборудования и т.п.
- Не приносить на занятия посторонние, ненужные предметы, чтобы не отвлекаться и не травмировать своих товарищей.
- Не садиться на трубы и радиаторы водяного отопления.
- Требования безопасности перед началом занятий:
- Не открывать ключом дверь кабинета.
- Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
- Подготовить свое рабочее место, учебные принадлежности.
- Не менять свое рабочее место без разрешения учителя.
- Дежурным учащимся протереть доску чистой, влажной тканью.
- Требования безопасности во время занятий.
- Внимательно слушать объяснения и указания учителя.
- Соблюдать порядок и дисциплину во время урока.
- Не включать самостоятельно приборы Т.С.О.
- Не переносить оборудование и Т.С.О.
- Всю учебную работу выполнять после указания учителя.
- Поддерживать порядок и чистоту на рабочем месте.
- Следовать указаниям учителя при проведении практических работ и экскурсий.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях:
- При возникновении аварийных ситуаций (пожар и т.п.), покинуть кабинет по указанию учителя в организованном порядке, без паники.
- В случае травматизма обратитесь к учителю за помощью.
- При плохом самочувствии или внезапном заболевании сообщите учителю.
5.Требования безопасности по окончании занятий:
1. Приведите свое рабочее место в порядок.
2. Не покидайте свое рабочее место без разрешения учителя.
3. О всех недостатках, обнаруженных во время занятий, сообщите учителю.
- Санитарно – гигиенические требования к кабинету технологии.
- Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. «Естественное и искусственное освещение».
- Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную сторону, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
- В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
- Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
- Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов: ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть вдоль лаборатории в два ряда (параллельно окнам). Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
- Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске-500 лк.
- Окраска помещения, в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или в холодных тонах слабой насыщенности; помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
- Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеумное на утепленной основе.
- Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом. Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола- 0,3-0,5.
- Лаборатория и лаборантское помещение должны быть обеспечены отоплением и приточно- вытяжной вентиляцией с таким расчетом. Чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 55.
- Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены для закрывания и открывания приспособлениями.
- Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ПУЭ и ГОСТ 28139-89.
2. Требования к комплекту мебели.
- Кабинет технологии должен иметь комплект специализированной мебели для: - организации рабочего места учителя; -организации рабочих мест обучающихся; - рационального размещения и хранения средств обучения; -организации использования аппаратуры.
- Мебель для организации рабочего места учителя включает стол для учителя с местом для графопроектора (стол с углублением или специализированная тумба), стул и классную доску.
- Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает двухместные ученические столы разных ростовых групп (М N 4, 5,6) с цветовой маркировкой в комплекте со стульями тех же ростовых групп.
- Мебель для размещения и хранения учебного оборудования включает комбинированный шкаф состоящий из следующих секций ( ГОСТ 18666-95) : - нижняя (с цоколем ) с глухими дверками -2-6 шт. ;- верхняя ( устанавливается на нижнюю ) с остекленными дверками -2-6 шт. ; - верхняя (устанавливается на остекленную ) с глухими дверками -2-6 шт.
- Для хранения карт, картин и таблиц должны быть предусмотрены ящики, сконструированные так, чтобы обеспечить свободный доступ к пособиям .
- Для хранений и установки в рабочем положении проекционной и звукотехнической аппаратуры следует использовать специальные шкафы-подставки или передвижные столики-тележки.
3. Требования к оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями.
- В кабинете рекомендуется иметь следующую аппаратуру: телевизор, видеомагнитафон , графопроектор, диапроектор, магнитофон, проигрыватель, эпипроектор, проекторы другие.
- Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в лаборатории должно предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая – на противоположной от доски стене лаборатории и, третья - на стене противоположной окнам.
- Для проекции транспарантов, опытов, моделей необходим экран с регулируемым углом наклона.
- В кабинете необходимо предусмотреть рациональное размещение проекционной аппаратуры. Для этого выделяются следующие зоны: - у задней стены (диапроектор с длиннофокусным объективом для демонстрации диафильмов); - в середине кабинета (диапроектор с короткофокусным объективом для демонстрации диафильмов, диапроектор для демонстрации диапозитивов, эпипроектор); - в зоне рабочего места учителя (графопроектор, телевизор, видеомагнитофон).
- Для демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2-1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть онемение 2,7 м, а до последних столов – не более 8,6 м. Высота нижнего края экрана над полом 1,2-1,5 м. Оптимальная зона просмотра телепередач и видеофильмов расположена на расстоянии не менее 2,7 м. от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от подиума 1,2-1,3 м.
4. Требования к помещениям кабинета.
- Площадь кабинета должна быть не менее 50 кв.м при ширине помещения не менее 6 м. Наиболее благоприятные условия создаются в помещениях размером 60м2. Если позволяют условия, то для кабинета рекомендуется оборудовать лаборантскую комнату размером 18 кв.м.
- Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм. Ученические столы рекомендуется устанавливать как правило в три ряда. Допускается двухрядная и однорядная расстановка столов -не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами- 0,5- 0,7 м, от первых столов до передней стены около 2,6- 2,7 м, наиболее удаленность последнего места обучающихся от классной доски- 8,6 м.
- На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска и часть постоянной экспозиции (справочные таблицы).
- Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования (8-ми или 18-ти секционный в зависимости от площади классного помещения). 2.11.4.5. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции 2.11.4.6. Рекомендуется типовая планировка кабинета: на передней стене справа от входной двери – доска, слева – ряды рабочих мест обучающихся.
5. Оснащение кабинета учебным оборудованием.
- Организация кабинета технологии предусматривает оснащение его полным комплектом учебного оборудования в соответствии с действующими « Перечнями учебного оборудования по технологии для общеобразовательных учреждений России», утвержденными приказом Министерства образования Российской Федерации.
- В кабинете следует иметь выпускаемые промышленностью средства обучения, которые могут быть использованы в соответствии с действующими учебниками и программами: картины, таблицы, альбомы, раздаточный материал; диапозитивы, диафильмы, звуковые пособия; видеозаписи, компьютерные программы.
- В кабинете должен быть книжный фонд, содержащий учебники, сборники вопросов и заданий, методические руководства; литературу справочного характера, журнал «Школа и производство».
- В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
- В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений с указанием их инвентарного номера.
6. Организация рабочих мест учителя и обучающихся.
- Рабочее место учителя должно быть оборудовано столом в соответствии с требованиями ГОСТ 18313-93, в котором предусмотрено отделение для магнитофона и проигрывателя или музыкального центра. Благодаря откидным верхней крышке и передней стенке это отделение может служить как для использования, так и для хранения аппаратуры. Внизу стола должен быть расположен специальный ящик с укладками для различного вида звукозаписей. На столе должен быть смонтирован пульт управления, что позволит учителю со своего места управлять аппаратурой в кабинете.
- Рядом со столом учителя следует иметь подставку для графопроектора.
- Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пять рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита – 1500х1000мм, откидных щитов- 750х1000мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
- Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы двухместными столами и стульями разных ростовых групп. Допускаются одноместные столы. У столов может быть горизонтальная крышка; для портфелей и ранцев в подстолье должна быть полка, спереди закрытая щитом (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11015-93). Рекомендуется использовать стул ученический (один из вариантов стола консольной конструкции в соответствии с ГОСТ 11016-93 с цветовой маркировкой цветовой группы: Группа мебели Высота переднего края сиденья стула, мм группа роста, мм Цвет маркировки Высота стола, мм 4 380 1460 до 1600 Красный 640 5 420 1600 до 1750 Зеленый 700 6 460 1750 до 1800 Голубой 760.
7. Требования к размещению и хранению оборудования.
- При размещении и хранении учебного оборудования должно быть обеспечено:- соблюдение правил хранения;- сохранность средств обучения;- постоянное место, закрепленное за данным видом пособия с учетом того, как часто оно используется на уроках. Место это должно быть удобно для быстрого извлечения и быстрого возврата пособия на хранение;- возможность быстрого проведения учета пособий и контроля за их состоянием.
- В шкафных секциях должны быть размещены библиотека кабинета, ученические работы, различные картотеки, раздаточный материал, объемные пособия. Здесь же хранятся в специальных укладках аудиовизуальные средства обучения: видеозаписи, магнитные записи, грамзаписи, диафильмы, диапозитивы и др. Отдельные секции шкафа следует смонтировать таким образом, чтобы в середине их можно было устроить хранилище плакатов.
- Для хранения проекционной аппаратуры предназначена специальная секция комбинированного шкафа. При отсутствии такой секции аппаратуру хранят в секциях с глухими дверками, разместив съемные полки в них на нужной высоте. Для использования на уроке размещают на специальной передвижной тележке у задней стены лаборатории.
8. Требования к оформлению интерьера кабинета.
- В кабинете следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного зкспонирования. Не следует перегружать интерьер кабинета, все экспонируемые материалы должны быть функционально значимы и видны с каждого рабочего места: текст и рисунки должны быть достаточно крупными.
- Важнейшим элементом интерьера кабинета должна служить передняя стена и зона около нее. На стене должна быть классная доска. Вся доска или ее часть должны обладать магнитными свойствами для демонстрации с помощью магнитов аппликаций, карт картин, рисунков, фотографий и др. Над доской к потолку должен крепиться экран. В рабочем положении он опущен, в нерабочем - свернут. Для демонстрации картин, таблиц должны служить специальные ролики на верхней части классной доски, а также переносная подставка. Рядом с классной доской следует разместить телевизор.
- Экспозиция материалов может быть успешно совмещена с хранением некоторых видов учебного оборудования в остекленных секциях комбинированных шкафов.
Аттестационный лист кабинета.
Аттестационный лист кабинета №_____________
Заведующий кабинетом_______________________
Параметры оценки | Оценка | |
1.Наличие документации: | ||
- паспорт кабинета (или инвентаризационная книга) | ||
- программа развития кабинета | ||
- каталог учебного оборудования, ТОС | ||
- дидактические материалы по темам | ||
- карточки для индивидуальной работы( в том числе с одарёнными, слабоуспевающими учениками) | ||
- дифференцирование задания | ||
- тексты контрольных, проверочных работ | ||
- списки д/ф, к/ф | ||
- материалы для лабораторных работ | ||
- тексты по практическим работам (образцы оформления и выполнения заданий) | ||
- новые методические разработки и материалы | ||
2. Библиотека кабинета | ||
- литература по предмету | ||
- наличие списков для внеклассного чтения по классам | ||
- справочно-информационная литература | ||
- подборка интересных вопросов для обсуждения рекомендуемых книг по предмету | ||
3. Подбор дополнительных материалов, необходимых для преподавания данного предмета: | ||
- памятки работы с учебником, дополнительной и справочной литературой | ||
- статистические сведения (картотеки по темам программы и т.д.) | ||
4. Материалы для творческой самостоятельной работы учащихся: | ||
-памятки | ||
-задания | ||
-справочники | ||
-рефераты, сочинения ребят | ||
- образцы выполнения творческих работ | ||
5. Внеклассная работа по предмету: | ||
- материалы для факультативных занятий | ||
- подборки материалов для олимпиад по предмету | ||
- сценарии внеклассных мероприятий по предмету и т.п. | ||
6. ТСО (исправность) | ||
7. Техника безопасности: | ||
- правила | ||
- журналы инструктажа | ||
- порядок хранения реактивов, оборудования | ||
Критерии оценки: | ||
-Наличие параметра – 1 балл | ||
- Отсутствие – 0 баллов | ||
8. Замечания и дополнения: | ||
Дата проведения смотра кабинета:
Подписи членов комиссии:
Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
Для работы каких классов использовался кабинет и находящиеся в нем материалы | Что сделано по оформлению и ремонту | Пополнение учебно-методического обеспечения кабинета (приобретенное и разработанное) | Какие были проблемы |
Работа по совершенствованию учебно – методического обеспечения кабинета за прошлый учебный год.
Обновление дидактического материала | Составление опорных конспектов, карт, схем | Приобретение таблиц | Изготовление (приобретение) раздаточных материалов |
План дооборудования кабинета №29 «б»
№ п/п | Что планируется | Сроки и отметки об исполнении | |||
2010-2011 | 2011-2012 | 2012 -2013 | 2013 - 2014 | ||
Задачи на новый учебный год.
Задачи (обновление материала, для каких классов) | Планируемое оформление, приобретение, разработка учебно-методических материалов | Примечания |
Опись имущества кабинета № 29 «б»
№ п/п | Наименование имущества | Количество |
Учительский стол | 1 | |
Учительский стул | 1 | |
Парта ученическая | 10 | |
Стул ученический | 20 | |
Комплект кухонной мебели | 1 | |
Доска | 1 | |
Печь электрическая | 1 | |
Печь микроволновая | 1 | |
Чайник электрический | 1 | |
Машинка швейная | 3 | |
Видеокамера | 1 | |
МФУ | 1 | |
Фотоаппарат | 1 | |
Компьютер | 1 | |
Проектор | 1 | |
Экран | 1 | |
Подставка для проектора | 1 | |
Жалюзи | 4 | |
График занятости кабинета №29 «б» на 2014– 2015 уч. год
Урок | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | Суббота | ||||||
Учитель | Класс | Учитель | Класс | Учитель | Класс | Учитель | Класс | Учитель | Класс | Учитель | Класс | |
1. | ||||||||||||
2. | ||||||||||||
3. | ||||||||||||
4. | ||||||||||||
5. | ||||||||||||
6. |
План работы
кабинета
Акт готовности кабинета 29 «б» к учебному году.
1. Документация
1. Паспорт | ||||
2. Правила техники безопасности | ||||
3. Правила пользования кабинетом | ||||
4. План работы кабинета | ||||
5. Расписание работы кабинета |
2. Учебно – методическое обеспечение кабинета
1.Укомплектованность: -учебным оборудованием; - учебно-методическим комплексом ( методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями); комплексом средств обучения (ТСО). | ||||
2. Наличие комплекта: - диалектических материалов; - типовых заданий; - тестов; - контрольных работ; - раздаточных материалов; - комплектов типовых эссе, сочинений; - слайдов; - таблиц; учебников; - |
3. Оформление кабинета.
1.Оптимальная организация пространства: - места педагога - ученических мест | ||||
2. Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов Стенды дают: - рекомендации по проектированию учебной деятельности; - по выполнению программы развития общественных умений и навыков; - по организации и выполнению домашней работы; -по подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам; - тестированию; - зачетам, экзаменам; - имеются индивидуальные учебные планы и программы. |
4. Соблюдение в кабинете.
1. Правила техники безопасности | ||||
2. Санитарно – гигиенических норм: - освещенность - состояние мебели - состояние кабинета в целом (пол, стены, окна) |
5. Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году.
Учебный год | Оценка | Замечания и рекомендации |
Оценка состояния кабинета
Сентябрь | Октябрь | Июнь |
Предварительный просмотр:
Кабинет и мастерские образовательной области
"Технология"
1. Для образовательной области "Технология" необходимо выделить следующие помещения:
- кабинет художественного труда (1-IV классы);
- мастерская по обработке металла (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке древесины (мастерская по обработке конструкционных материалов);
- мастерская по обработке ткани;
- мастерская по обработке пищевых продуктов;
- кабинет технической графики.
1.2. При наличии площади допускается создание кабинета "Электрорадиотехнология".
1.3. Допускается организация комбинированных мастерских "мастерской по обработке ткани и пищевых продуктов", а также "мастерской по обработке конструкционных материалов", в которых проводятся и электрорадиотехнические работы с выделением в данных мастерских различных рабочих зон по направлениям.
2. Санитарно-гигиенические требования к кабинетам и мастерским образовательной области "Технология"
2.1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2.2. Естественное освещение при работе в мастерских и кабинетах должно обеспечивать выполнение работ по III разряду (точные работы), а при обучении технологии швейных работ - по II разряду (работы высокой точности).
В учебно-производственных мастерских может также применяться комбинированное (верхнее и боковое) освещение.
2.3. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную и юго-восточную стороны горизонта окна кабинета технической графики могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север.
2.4. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высоте которого должна быть не менее 2. 2 м от пола.
2.5. Для искусственного освещения следует использовать люминисцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4Х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль мастерских параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на О, 3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.
2.6. В соответствии с правилами СП 2.4.2.782-99 и СНиП 23-05-95 наименьшая освещенность в мастерских по обработке металла и древесины (мастерские по обработке конструкционных материалов) установлена при люминесцентных лампах 300 лк; при лампах накаливания - 150 лк; в кабинете технической графики - 400 лк; в
мастерских по технологии швейных работ - 400 лк, на классной доске - 500 лк. Искусственное освещение может быть общим, зонным, индивидуальным, локальным и комбинированным. Светильники должны иметь матовые защитные экраны.
2.7. Площадь застекленной поверхности окон должна составлять не менее 1/4 площади пола помещения.
2.8. Рабочие места в мастерских располагают таким образом, чтобы свет по возможности падал слева, верстаки были расположены перпендикулярно окнам.
2.9. Светильники аварийного освещения присоединяют к электросети, независимой от сети рабочего освещения.
2.10. Помещения мастерских должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18 - 21 С, а относительная влажность 60 - 40% при скорости воздуха не более 0,3 м/с.
2.11. В мастерских и кабинетах должны быть установлены умывальники с горячим водоснабжением и электросушилками. Допускается размещение умывальников в прилегающей к мастерской рекреации.
2.12. Мастерские и кабинеты должны быть снабжены доброкачественной питьевой водой температурой не выше + 20 и не ниже + 8 С. Источник воды должен находиться на расстоянии не более 75 м от рабочих мест.
2.13. В мастерской для обработки пищевых продуктов должны быть подведена горячая и холодная вода к мойкам.
2.14. Все мастерские и кабинеты должны быть снабжены аптечкой.
2.15. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками или фрамугами независимо от наличия вентиляционных сооружений. Площадь форточек или фрамуг должна быть не менее 1/50 площади пола для обеспечения естественной вентиляции (трехкратный обмен воздуха).
2.16. Воздухообмен в мастерских при естественной, механической и смешанной вентиляции не должен быть меньше 20 куб.м/час на одного человека.
2.17. Полы помещений делают гладкими и нескользкими.
2.18. Материал полов должен легко очищаться и не образовывать дополнительной пыли.
2.19. Материал полов должен быть теплым, устойчивым к механическим ударам, не впитывать масла и агрессивные жидкости.
2.20. Стены и потолки в мастерских должны быть покрыты масляными и эмульсионными (силикатными) красками светлых тонов, не размываемыми при протирке их влажными материалами.
2.21. Для повышения освещенности за счет отраженного света стены, потолки, полы окрашивают в светлые тона. Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6; потолка 0,7-0,8; пола 0,3-0,5.
2.22. Для уменьшения воздействия производственного шума в мастерских должны быть использованы звукопоглощающие материалы (древесно-волокнистые плиты, строительный войлок, фанера, сухая штукатурка, резонансные поглотители).
2.23. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.
2.24. Электропроводка должна быть выполнена скрытым способом.
2.25. Штепсельные розетки, применяемые для напряжения разной величины, должны отличаться друг от друга.
2.26. Для обеспечения безопасной работы в мастерских должны быть обязательно заземлены каркасы распределительных щитов, шкафов, стальные трубы, в которых помещены электропровода. Кабинеты и мастерские должны быть оснащены устройством защитного отключения.
2.27. Устройство электрической сети кабинетов и мастерских должно соответствовать "Правилам по технике безопасности при проведении занятий в учебных кабинетах общеобразовательных школ".
2. 28. На рабочие столы обучающихся (в кабинете художественного труда, мастерских по обработке ткани, мастерских по обработке древесины или комбинированных мастерских), должно быть подано напряжение 220В и 42В переменного тока.
2.29. На рабочие места учащихся электроэнергия должна подаваться с распределительного щита. Включение и выключение всей электросети кабинета (мастерской) должно осуществляться одним общим рубильником или с помощью устройства защитного отключения.
2. 30. Элементы отопительной системы должны закрываться деревянными решетками.
2.31. Рабочие места учащихся в кабинете художественного труда, предназначенные для работ по выжиганию, должны быть оснащены вытяжным устройством.
2.32. Мастерские по обработке ткани, дерева, металла и комбинированные, должны быть звукоизолированы путем отделки стен и потолка звукопоглощающей плиткой.
2.33. В мастерских по обработке ткани должно быть предусмотрено заземление швейных машин.
2.34. В мастерских по обработке пищевых продуктов должна быть установлена вентиляция. Решетка вентиляции должна находиться на расстоянии не менее 2,5 мот пола.
2.35. Организация безопасной эксплуатации электроустановок должна проводиться в соответствии с ГОСТ 12.1.030-80 "Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление" и "Правила технической эксплуатации электроустановок" (ПТЭ).
2.36. В мастерских по обработке пищевых продуктов должно быть обеспечено защитное заземление электроплит. Применение газовых плит не допускается.
2.37. Стены в мастерских для обработки пищевых продуктов вблизи плит, моек и рабочих столов в кухне-лаборатории должны быть покрыты облицовочной плиткой на высоту 1,5 м от пола.
2.38. Пайка долина осуществляться с применением бескислотных флюсов.
3. Требования к помещениям кабинетов и мастерских образовательной области "Технология"
3.1. Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и напол-няемое™ классов (классов-комплектов) с учетом "Номенклатуры ти-пов зданий, состава и площадей помещений общеобразовательных школ".
3.2. Площадь рабочих помещений должна соответствовать соотношению - 4 кв. м на одного обучающегося в кабинете худо-жественного труда, 4,5 кв.м на одного обучающегося в мастерских по обработке металла и древесины, 5,4 кв.м - для комбинированной мастерской и 4,5 кв.м для мастерских по обработке ткани и 4,5 кв.м для кабинета кулинарии в соответствии с ведомственными строительными нормами ВСН 50-86 "Общеобразовательные школы и школы-интернаты. Нормы проектирования". Площадь кабинетов и мас-терских образовательной области "Технология" должна позволять расставить в нем мебель и технологическое оборудование с соблю-дением санитарно-гигиенических норм.
33. Объем рабочего помещения на каждого работающего -не менее 15 куб.м. Высота помещений - не менее 3, 2 м. Если в ка-бинах занимается более 15 человек, ширина двери должна быть 0,9 м.
3.4. Мастерские по обработке металла и древесины должны быть расположены на первом этаже. Не допускается размещать мас-терские в полуподвальном и подвальном помещениях.
3.5. Из мастерских по обработке металла, древесины и конструкционных материалов должен быть предусмотрен дополнитель-ный, утепленный выход.
3.6. Специальные помещения (инструментальная комната, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, должны использоваться для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ. Эти помещения должны быть смежными с помещениями мастерских. Инструментальная должна, иметь два выхода' один -в коридоре, другой - в мастерскую.
3.7. Инструментальная комната должна занимать от 16 до 32 кв.м, а кладовая для хранения сырья и готовой продукции - от 12 до 16 кв.м в зависимости от вместимости классов-комплектов.
3.8. В специально отведенных мастерских по обработке металла и древесины должны размещаться емкости для отходов, стружки, мусора, обтирочных материалов.
3.9. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.
3.10. Мастерские по технологии обработки пищевых продуктов не допускается размещать под туалетом или использовать подвальные помещения и проходные комнаты.
3.11. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены две зоны: "кухня-лаборатория" и зона для теоретической подготовки.
3.12. В мастерской по технологии обработки пищевых продуктов должны быть выделены места для первичной обработки продуктов, места для тепловой обработки продуктов и рабочие места бригады.
3.13. В мастерской по обработке ткани должна быть зеркальная стена для проведения примерок.
3.14. Для хранения материалов и незаконченных работ учащихся в мастерской по обработке ткани должно быть лаборантское помещение площадью не менее 18 кв.м.
3.15. Для кабинета технической графики рекомендуется отводить помещение второго этажа и выше.
3.16. Кабинет технической графики должен быть расположен в светлом помещении размером от 60 до 81 кв.м в зависимости от типа школы.
3.17. При площади кабинета технической графики менее 60 кв.м должно быть и лаборантское помещение.
3.18. Столы ученические для черчения могут располагаться в три или четыре ряда в зависимости от конфигурации кабинета.
3.19. В кабинетах и мастерских расстояние от классной доски до демонстрационного стола должно быть не менее 1,00 м, а от демонстрационного стола до первого ряда ученических столов -0,9 м.
3.20. Расстояние между столами в ряду - 0,6 м, между рядами столов и боковыми стенами помещения - 0,5-0, 7 м, от первых столов до передней стены - около 2,6-2,7 м. Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от классной доски - 8,6 м.
3.21. На передней стене кабинета должна быть размещена классная доска.
3.22. В кабинете технической графики на передней стене разрешается демонстрационный чертежный прибор типа "Кульман".
3.23. Вдоль задней стены должен быть установлен комбинированный секционный шкаф для хранения учебного оборудования от 8-ми до 18-ти секционный в зависимости от площади помещения.
3.24. Боковая стена (противоположная окнам) используется для постоянной и временной экспозиции.
4. Требования к комплекту мебели в мастерских и кабинетах образовательной области "Технология"
4.1. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть укомплектованы мебелью и классными досками, соответствующими требованиям стандартов ГОСТ 22046-89, ГОСТ 20064-86.
4.2. Кабинеты и мастерские образовательной области "Технология" должны быть оснащены следующей мебелью (в расчете на наполняемость класса 15 обучающихся - для 5-9 классов и 25 обучающихся - для 1-4 классов):
- столы и стулья для учителя (ГОСТ 18313-93) для кабинетов и мастерских образовательной области "Технология";
- столы ученические для кабинета художественного труда (1-4 классы), кабинета по обработке пищевых продуктов;
- одноместные ученические столы для черчения (ГОСТ 19549) разных ростовых групп в кабинете технической графики;
- универсальные рабочие столы со встроенной швейной машиной для кабинета по обработке ткани;
- стулья ученические и табуреты (ГОСТ 11016-93);
- верстаки слесарные, столярные, комбинированные (ОСТ 79-1-02-84);
- подставки для технических средств обучения (ГОСТ 22361-95); столы демонстрационные (ГОСТ 18607-86),
- шкафы для учебных пособий, хранения материалов и изделий (ГОСТ 18666-95);
- доски классные (ГОСТ 20064-86);
- гладильные столы или доски.
4.3. Мебель должна иметь гигиенический сертификат и сертификат соответствия.
4.4. Высота столов и стульев должна соответствовать ростовым группам учащихся. В зависимости от роста обучающихся столы и стулья должны маркироваться номером и цветом.
В однокомплектной и двухкомплектной школах, когда в одном кабинете занимаются обучающиеся 5-11 классов, должно быть преобладание средних групп мебели - NN 4,5.
4.5. В кабинете художественного труда высота столов на рабочих местах коллективного пользования должна соответствовать ростовым группам 4-6.
4.6. В кабинете должно быть не менее двух специальных подставок для установки проекционной аппаратуры, выполненных по ГОСТ 22361-95.
4.7. Классная доска должна быть оснащена приспособлениями для крепления и демонстрации таблиц.
5. Требования к организации рабочих мест учителя и обучающихся
5.1. В учебных мастерских оборудуются рабочие места обучающихся индивидуального и коллективного пользования, рабочее место учителя. Конструкция и организация рабочих мест должны обеспечивать возможность выполнения работ в полном соответствии с учебными программами, а также учитывать различия антропометрических данных обучающихся, требования эргономики, научной организации труда и технической эстетики.
5.2. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления У-1Х классов на подгруппы. Подгруппа должна быть не более 15 человек.
5.3. Рабочее место учителя в мастерской должно быть оборудовано столом с емкостью для аппаратуры (ГОСТ 18313-93, тип П), верстаком с набором необходимых инструментов и приспособлений по обработке металла и древесины для демонстрации приемов выполнения работ, классной доской с комплектом классных инструментов.
54. Для кабинета рекомендуется использовать классную доску с пятью рабочими поверхностями, состоящую из основного щита и двух откидных. Размер основного щита: 1500 х 1000 мм, откидных щитов: 750 х 1000 мм. Эти доски должны иметь магнитную поверхность.
5.5. Рабочее место обучающегося для индивидуального пользования - верстак или специальный стол с откидным, приставным или выдвижным сиденьем. Рабочее место укомплектовывается постоянно применяемыми инструментами и приспособлениями, которые размещаются в укладках различной конструкции.
5.6. Для обработки конструкционных материалов, а также для различных занятий во внеурочное время в кабинете должны быть оборудованы 4-6 рабочих мест коллективного пользования.
5.7. Рабочими местами коллективного пользования в мастерских являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки и др. дополнительное оборудование для общественно полезного труда обучающихся.
5.8. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.
5.9. Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу.
5.10. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к рабочим местам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электрорадиотехнических работ.
5.11. Для немедленного отключения электрических агрегатов на столе учителя монтируют кнопочное устройство, управляющее магнитным пускателем силовой линии, а также пульт дистанционного управления проекционной аппаратурой и затемнением.
5.12. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные рабочие места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.
5.13. В мастерских по обработке ткани индивидуальные рабочие места должны быть укомплектованы универсальными рабочими столами со встроенной в них швейной машиной с ручным и электрическим приводом.
5.14. В мастерских по обработке ткани должны быть оборудованы рабочие места для влажно-тепловой обработки швейных изделий, для примерки, для обработки срезов.
5.15. Рабочие места обучающихся должны быть оборудованы емкостями для сбора обрезков ткани и других отходов.
5.16. Рабочее место учителя в кабинете по обработке ткани представляет собой демонстрационный стол для кабинета физики из 2-х секций (общая длина - 2400) и стол учителя со стулом.
5.17. Рабочие места в кабинете необходимо оснастить установками индивидуального и локального освещения.
5.18. Рабочее место обучающегося в кабинете технической графики оборудуется специализированным одноместным ученическим столом для черчения и стулом.
5.19. В кабинетах, рассчитанных на 24 обучающихся, могут быть столы следующих ростовых групп: N 4 - 6 шт., N 5 - 18 шт., стулья ученические тех же ростовых групп.
5.20. Индивидуальное рабочее место учащегося в кабинете художественного труда должно быть оснащено универсальным рабочим столом, укомплектованным съемными укладками, в которых находятся комплекты ручных инструментов, а также трафареты разметочные и простые карандаши.
6. Требования к оснащению кабинета и мастерских образовательной области "Технология" проекционной аппаратурой и приспособлениями.
6.1. В кабинетах и мастерских должны быть размещены следующая аппаратура:
- диапроектор;
- эпипроектор;
- графопроектор;
- цветной телевизор с размером экрана по диагонали не менее 61 см;
- видеомагнитофон (видеоплейер);
- компьютер для работы учителя и обучающихся;
- копировальная техника.
6.2. Для получения оптимального размера изображения проекционная аппаратура должна быть размещена на передвижных тележках.
6.3. Для проекции транспарантов, опытов, моделей должен быть экран с регулируемым углом наклона.
6.4. В кабинетах и мастерских должно быть приспособление для зашторивания окон для работы с проекционной аппаратурой (на одно окно и на все окна).
6.5. Для подключения проекционной аппаратуры и других технических средств обучения в кабинете должны предусматриваться не менее 3-х штепсельных розеток: одна - у классной доски, другая - на противоположной от доски стене кабинета, третья - на стене, противоположной окнам.
6.6.При демонстрации диафильмов и диапозитивов (при ширине экрана 1,2 - 1,4 м) расстояние от экрана до первых столов обучающихся должно быть не менее 2, 7 м, а высота нижнего края экрана от подиума или пола не ниже 0,9 м.
6.7. Расположение телевизора должно быть таким, чтобы обеспечивалась оптимальная зона просмотра телевизора и видеофильмов на расстоянии не менее 2, 7 м от экрана телевизора. Высота расположения телевизора от пола или подиума должна быть в пределах 1,2 - 1,3 м.
7. Требования к оснащению кабинетов и мастерских образовательной области "Технология" учебным, оборудованием, и необходимой документацией
7.1. Состав учебного оборудования в кабинетах и мастерских образовательной области "Технология" рекомендуется определять по действующими "Перечням учебного оборудования по образовательной области "Технология" для общеобразовательных учреждений России", утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации.
7.2. В комплект оборудования мастерских входят носилки и универсальная аптечка первой помощи (ТУ 64-7-51-72) (около аптечки указываются адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения), а также противопожарные средства, включая углекислотный огнетушитель.
7.3. Оборудование, не предусмотренное "Перечнями", в том числе самодельное, устанавливается в мастерских с разрешения технической инспекции санэпидемстанции, что оформляется соответствующими актами.
7.4. В кабинете и мастерских образовательной области "Технология" должны быть инструменты и материалы, предназначенные для ремонта учебно-наглядных пособий и изготовления средств обучения силами обучающихся (ножницы, клей, бумага, тушь, фломастеры, фолии и пр.).
7.5. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.
7.6. В кабинете должна быть предусмотрена инвентарная книга с перечислением в ней имеющегося оборудования, мебели, приспособлений и указанием их инвентарного номера.
8. Требования к размещению и хранению оборудования
8.1. Система размещения и хранения учебного оборудования должна обеспечивать:
- сохранность средств обучения;
- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;
- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.
Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.
8.2 Учебное оборудование и пособия должны храниться в секционных шкафах, размещаемых вдоль задней стены и имеющих переставные полки и полуполки.
8.3. Нижние секции шкафов должны быть с глухими дверками, верхние - с остекленными, антресольные верхние - с глухими дверками.
8.4. На книжных полках секционных шкафов должны быть размещены диафильмы, диапозитивы, аудиокассеты, подборки материалов текущей периодики. Нижние дверцы этих шкафов должны быть глухими.
8.5. Диафильмы должны размещаться в специальных укладках. Ячейки и коробки с диафильмами должны быть промаркированы, и им должны быть присвоены те же номера, что и на коробочках диафильмов.
8.6. Все экранные, звуковые и экранно-звуковые пособия должны находиться вдали от отопительной системы.
8.7. Таблицы должны храниться в крупноформатных папках или наклеиваться на картон и размещаться в ящиках-табличниках, расположенных под классной доской или установленных отдельно.
8.8. Таблицы размещают в секциях и ящиках по классам, темам с указанием списка и номера таблиц.
8.9. Инструменты и приспособления хранятся в специальных укладках на рабочих местах обучающихся.
8.10. Хранить инструмент следует так, чтобы исключить возможность получения травм при неосторожном касании: долота, стамески, шилья, циркули хранят в вертикальном положении в специальных гнездах режущими и колющими концами вниз; ножи рубанков, шерхебелей, фуганков и других подобных инструментов заклинивают вровень с подошвой; сверла вставляют в гнезда деревянной подставки рабочими концами вниз; лучковые пилы вешают за стойкой лучка, повернув зубья внутрь, а ножовки вставляют в специальные гнезда таким образом, чтобы была закрыта режущая часть, мелкий инструмент хранят в специальной укладке с гнездами разного диаметра.
9. Требования к оформлению интерьера кабинетов и мастерских
9.1. Интерьер кабинетов и мастерских должен соответствовать особенностям преподавания предмета.
9.2. В кабинетах следует экспонировать материалы, которые используются повседневно или в течение ряда уроков. Различают материалы постоянного и сменного экспонирования.
9.3. Материалы постоянной экспозиции составляют стенды, таблицы и плакаты постоянного пользования, в том числе по безопасности труда и производственной санитарии, материаловедению, профессиональной ориентации.
9.4. К сменной экспозиции относятся инструктивные материалы и таблицы, разъясняющие, как выполнять отдельные операции.
9.5. Для размещения экспозиции используют специальные экспозиции