Страничка русского языка
Страничка русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект. Глагол. | 37.95 КБ |
Конспект. Местоимение. | 15.35 КБ |
Конспект. Приставки. | 17.06 КБ |
Конспект. Причастие. | 26.06 КБ |
Конспект. Деепричастие. | 21.22 КБ |
Конспект. Частица. | 28.01 КБ |
Конспект. Н и НН в суффиксах разных частей речи | 13.5 КБ |
Конспект. НЕ и НИ | 8.31 КБ |
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку для 5,6кл. | 12.16 КБ |
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7,8кл. | 13.54 КБ |
Задания Всероссийской олимпиады по русскому языку для 7-11кл. | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Правописание глаголов
Окончания глаголов
Если окончание безударное, то необходимо определить спряжение глагола
Ставлю глагол в неопределённую форму
Смотрю, на что он оканчивается
БРИТЬ, СТЕЛИТЬ,
ЗИЖДИТЬСЯ
На –ЕТЬ
- ОТЬ
- УТЬ
- АТЬ
- ЯТЬ
- ЫТЬ
на –ИТЬ (кроме БРИТЬ, СТЕЛИТЬ + 11 глаголов: ГНАТЬ, ДЕРЖАТЬ, ДЫШАТЬ, ОБИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ ВИДЕТЬ, НЕНАВИДЕТЬ ЗАВИСЕТЬ, ТЕРПЕТЬ ВЕРТЕТЬ, СМОТРЕТЬ
Е УТ (ЮТ) И АТ (ЯТ)
- в глаголах.
- В неопр форме (БЕРЕЧЬ)
- 2 л ед ч (СТЕЛЕШЬ)
- В пов накл (ВОЗЬМИ)
Надо различать:
И (в пов накл)
Повелительное наклонение
Е ( 1спр)
Изъявительное наклонение
Выйдите за дверь.
Если высохнете, приходите.
Суффиксы глаголов.
- в глаголах прошедшего времени
…л (как в неопределённой форме)
сеял сеять
- суффиксы ова (ева) – ыва (ива)
Думаю, какой суффикс писать в глаголе
Ставлю глагол в 1 лицо ед число (я) Смотрю, на что оканчивается глагол
-ую (юю) -ываю (иваю)
ОВА (ЕВА) ЫВА (ИВА)
3. –ТСЯ
-ТЬСЯ
3л ед ч
н ф
НЕ | |||
На –мый | |||
ПРИЧАСТИЕ | ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ | ||
От переходных глаголов несов в | 1. От непереходных глаг | ||
Или | |||
2. От глаголов сов вида |
РАЗДЕЛЬНО
- отрицат местоимения
- сущ в тв п
РАЗДЕЛЬНО СЛИТНО
- есть зав слово
- в крат форме
Предварительный просмотр:
Местоимение.
изменяется по п., р., ч.
указывает на предметы, призна-
ки, количества, но не называет их.
- предложении бывают подлежа-щим, дополнением, определением.
Разряд по значению | Примеры | Грамматические особенности. | |||||||||||
1. Личные | 1 л. | я, мы | При склонении меняется иногда всё слово: И. п. я – Р. | ||||||||||
2 л. ты, вы | п. меня. Иногда в корне происходит чередование: | ||||||||||||
3 л. он, она, оно, они | тебя – тобой, меня – мне. Местоимение 3 л. он из- | ||||||||||||
меняется по р.: она, оно. После предлогов у мест. 3 л. | |||||||||||||
появляется Н: у него, возле них, около нее. | |||||||||||||
2. Возвратное | себя – указывает на то- | Не имеет И. п., рода и числа; в предложении является | |||||||||||
го, о ком говорят | дополнением. | ||||||||||||
3. Вопросительные | кто? что? какой? чей? | Местоимение который употребляется в выражении | |||||||||||
сколько? каков? Слу- | который час. | ||||||||||||
жат для выражения во- | Кто, что не изменяются по р., ч. | ||||||||||||
проса. | И. сколько | В. сколько | |||||||||||
Р. скольких | Т. сколькими | ||||||||||||
Д. скольким | П. о скольких | ||||||||||||
4. Относительные | кто, что, какой, кото- | Являются относит., когда употребляются без вопроса | |||||||||||
рый, чей, сколько, ка- | для связи ПП в составе СП м/б разными членами | ||||||||||||
ков. | предложения. | ||||||||||||
5. Неопределенные | некто, нечто, некото- | Указывают на неопределенные предметы, признаки, | |||||||||||
рый, несколько, кое- | количества; | ||||||||||||
кто, кое-что, кто- | Кроме некто, нечто изменяются по П., некоторые – | ||||||||||||
нибудь, что-нибудь… | по р. и ч. | ||||||||||||
прист. не- всегда под ударением и пишется слитно: | |||||||||||||
несколько. | |||||||||||||
-то, -либо, -нибудь + кое- не забудь дефис | |||||||||||||
Если кое- отделяется от местоимения предлогом, то | |||||||||||||
пиши раздельно: кое у кого. | |||||||||||||
6. Отрицательные | вопросит. + | приставка | Выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, | ||||||||||
не-, ни- = отриц. место- | количества. Изменяются по п. | ||||||||||||
имение: никто, ника- | Некого, нечего не имеют И. п. | ||||||||||||
кой, некого, нечего,… | ни- – безударная, не- – ударная: никого, некого. | ||||||||||||
Если ни и не отделяются от местоимения предлогом, | |||||||||||||
то пиши раздельно: ни у кого, не с кем. | |||||||||||||
7. Притяжательные | мой, твой, свой, наш, | Указывают на принадлежность. Склоняются как при- | |||||||||||
ваш | лагательные. Формы Р. п. личн. мест 3 л. – его, её, их | ||||||||||||
могут употребляться для обозначения принадлежно- | |||||||||||||
сти. | |||||||||||||
8. Указательные | тот, этот, такой, | тот, этот, такой изменяются по р., ч., п.; | |||||||||||
таков, столько | таков изменяется по р. и ч. | ||||||||||||
9. Определительные | весь, всякий, каждый, | изменяются по р., п. и ч. | |||||||||||
сам, | самый, | любой, | |||||||||||
И. | сам | самый | сама | ||||||||||
иной, другой | |||||||||||||
Р. | самого | самого | самой | ||||||||||
Д. | самому | самому | самой | ||||||||||
В. сам, самого | самый, самого | самоё, саму | |||||||||||
Т. | самим | самым | самой | ||||||||||
П. (о) самом | (о) самом | (о) самой |
Предварительный просмотр:
Правописание приставок
Неизменяемые | Изменяемые | Зависящие от | Зависящие от | |||||||||||||||||||
приставки | приставки | ударения | смысла | |||||||||||||||||||
В-, во-, | Вз – вс | Раз | без | Пре : 1.пере | ||||||||||||||||||
До-, | Воз – вос | Рас | ударен | 2.=очень | ||||||||||||||||||
За-, | Из – ис | |||||||||||||||||||||
На-, над-, надо- | Без – бес | при : | ||||||||||||||||||||
По-, под-,подо- | Низ – нис | Роз | под | 1.приближение, | ||||||||||||||||||
Про-, пере- | Раз – рас | Рос | ударен | присоединение | ||||||||||||||||||
С- | Чрез – чрес | 2.чуть-чуть | ||||||||||||||||||||
З- | Через – черес | 3.=около | ||||||||||||||||||||
Пишу только | ||||||||||||||||||||||
так | Перед | Перед | ||||||||||||||||||||
Здесь здание | Зв согл | глух | ||||||||||||||||||||
здоровье ни зги | И глас | согл | ||||||||||||||||||||
Зап ! Препарат, престиж, примитив, прерогатива, приоритет, претендент, претензия, приличия, причина, прибаутка, привидение, пригожий, преамбула, привилегия, привет, привередливый, премьер, президент, президиум, премьера, пренебрегать, знаки препинания.
Прибывать – подъезжать | Пребывать - находиться |
Придавать – добавлять | Предавать - изменять |
Приклонить – приблизить | Преклонить колени – очень уважать |
Приступить – приблизиться | Преступить закон – нарушить, переступить |
Притворить – прикрыть | Претворить в жизнь - воплотить |
Приходящий – приближается | Преходящий – временный |
Привратник – около ворот | Превратный – неверный, изменчивый |
Приёмник – принимает | Преемник - перенимает |
Притерпеться – привыкнуть | Претерпеть - перетерпеть |
Приткнуться – приблизиться | Камень преткновения - преграда |
Припирать - приближать | Препираться - переругиваться |
Предварительный просмотр:
Причастие.
- предложении бывают –особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию
изменяются по р., ч, п. | наст., и прош., вр. | сов.. и несов.. в. | какой, какая. какое? | |||||||
Действительные | Страдательные | |||||||||
Обозначают признак того предмета, который | Обозначают признак предмета, который испы- | |||||||||
сам производит действие: девочка, одевающая | тывает на себе действие со стороны другого | |||||||||
куклу. | предмета: кукла, одеваемая девочкой. | |||||||||
настоящее время | прошедшее время | настоящее время | прошедшее время | |||||||
наст. вр. перех. и не- | н. ф. гл. перех. и непе- | гл. наст. вр. пе- | н. ф. гл. перех. гл. сов. | |||||||
перех. гл. несов. в. | рех, сов. и несов. в | рех.несов. в. | и несов в. | |||||||
+ - ущ – от гл. I спр. | + - вш – на гласные | + - ом (-ем) от гл. I спр | + - нн – от гл. на – ать | |||||||
- ющ – от гл. I спр. | -ять | |||||||||
+ - ащ – от гл. II спр. | + - ш – на согласные | + - им – от гл. спр. | + - енн-, - ённ – | |||||||
- ящ – от гл. II спр. | + - т- | |||||||||
Брезжущий (искл.) | Движимый (искл.) | |||||||||
Жать, есть, кричать, | полная форма | краткая форма | ||||||||
крыть, быть, петь, же- | Вопрос: | какой? -ие, -ая, -ое | каков? ,-а, -о. | |||||||
вать – нельзя образо- | Изменяются: | по р., ч., п. | по ч. и р. (в ед.ч.) | |||||||
вать страд. прич. наст. | Член предл-я: | определение | сказуемое | |||||||
вр. | Суффиксы: | -нн, -енн-, -ённ- | -н-, -ен-, -ён- | |||||||
НЕ с причастиями. | ||||||||||
Слитно | Раздельно | |||||||||
1. с п. прич., при которых нет пояснительных | 1. | с кратким причастием | ||||||||
слов: несделанное задание; | кр. прич. | |||||||||
нет противопоставления с союзом а; | Книга не прочитана. | |||||||||
2. не употребляется без НЕ | 2. | Есть противопоставление с союзом а: | ||||||||
ненавидевший ложь. | Не написанная, а напечатанная книга. (Или | |||||||||
подразумевается противопоставление) | ||||||||||
3. | НЕ входит в состав усилит. отрицаний: | |||||||||
далеко не, отнюдь не, вовсе не: | ||||||||||
отнюдь не решенная задача | ||||||||||
4. | Прич. имеет при себе зависимые слова: | |||||||||
Не сделанное мною задание. | ||||||||||
Н | НН | |||||||||
1. прил. | от гл. несов. в. без | 1. | + ¬, кроме не- :перекрашенный | |||||||
гл. несов. в.прил. | прил.---прич. | п. прич. | зав. сл. | |||||||
Красить | крашеный | 2. | + зав. сл.: крашенный краской | |||||||
2. в крат. прич.: письмр ртправлено | 1. | есть ¬, кроме НЕ- | ||||||||
Раненый (прил.) боец. | Н | 2. | слово оканчивается на -ова-, -ева- | |||||||
Раненый (сущ.) лежал. | маринованные (мариновать) | |||||||||
3. | есть зависимые слова | |||||||||
Боец, раненный в руку | 4. | сл. образовано от гл. сов. в. | ||||||||
Жеваный, кованый, смышленый, незваный | решенная (от гл. сов. в.) | |||||||||
Дети рассеянны. Девочка рассеянна, взволно- | Негаданный, желанный, священный, нечаян- | |||||||||
ный, невиданный, неслыханный, нежданный | ||||||||||
ванна. (ед. ч. ж. р.) | 5. | Кр. прич. мн. ч., в ед. ч. ж. и ср. р.----от гл. с | ||||||||
¬ или -ова-, -ева- |
Предварительный просмотр:
Деепричастие.
добавочное действие при основном
действии, выраженном гл-ом.
в прел-ии | не изм-ся | сов. и | ||||
явл-ся | несов. в. | |||||
_ . _ . _ . _ | ||||||
Признаки глагола | Признаки наречия | |||||
вид: сов. и несов. | не измен-ся | |||||
в. | ||||||
соверш. в. | несоверш. в. | |||||
н. ф. гл. сов. в. + -в, -вши, -ши | наст. вр. гл. несов. в. + -а (-я) | |||||
выскочив, испекши, выскочивши, | глядя, крича | |||||
+ прост. буд. вр. некот. гл. + -а (-я) | От гл. быть деепр. несов. в. образуется + | |||||
заметив, прочтя, нахмурясь | -учи | |||||
НЕ с деепричастиями.
НЕ с дееприч. пишется раздельно, кроме тех, которые без НЕ не
употребляются.
деепр. деепр.
Не зная, но недоумевая (без НЕ не употребл.)
Деепричастный оборот = деепричастие + зависимые слова.
Деепричастный оборот и одиночное деепричастие ВСЕГДА выделяются запятыми.
Предварительный просмотр:
Частица. | |||||||||||||||||||||||||||
Вносит различные оттенки значе- | А. | ||||||||||||||||||||||||||
В | ния в предложения или служит для | (1) | |||||||||||||||||||||||||
(2) | образования накл. гл. | Служат для | |||||||||||||||||||||||||
НИ служит: | образования Накл. гл.: | ||||||||||||||||||||||||||
1. для выражения отрицания в | условного – БЫ (Б); | ||||||||||||||||||||||||||
предложении без подлежащих. | Д. | Разряды частиц. | повелит. – да, давй, давайте, | ||||||||||||||||||||||||
(НИ при сущ. в Р. п.). Кругом ни | 1. | Формообразующие. | пусть, пускай. | ||||||||||||||||||||||||
дерева. | 2. | Отрицательные. | |||||||||||||||||||||||||
2. Для усиления отрицания, | 3. | Модальные. | (2) НЕ и НИ. | ||||||||||||||||||||||||
которое выражает. НЕ или слово | 4. Раздельное и дефисное написание | НЕ придает отрицательное зна- | |||||||||||||||||||||||||
– НЕТ. Не слышно ни звука. Нет | частиц. | чение всему предложению или | |||||||||||||||||||||||||
ни кустика. | 5. Различение на письме НЕ и НИ | отдельным его членам. Не бы- | |||||||||||||||||||||||||
3. Для выражения утвержде- | 6. | Различение прист. – | НИ, НИ и | вать этому. | |||||||||||||||||||||||
ния после слов кто, что, как, | НИ-НИ | Двойное | употребление | НЕ | |||||||||||||||||||||||
куда. Куда ни поеду, всюду | придает предложению положи- | ||||||||||||||||||||||||||
встречаю друзей. С их помощью | тельный смысл. Я не мог не | ||||||||||||||||||||||||||
ПП присоединяются к СП. Кто | ответить. | ||||||||||||||||||||||||||
ни читал эту книгу, всем она | |||||||||||||||||||||||||||
нравилась. (Книга нравилась | |||||||||||||||||||||||||||
Б. (2) ЗАПОМНИ!!! | Устойчивые | ||||||||||||||||||||||||||
всем, кто ее читал). –НИ можно | |||||||||||||||||||||||||||
Во что бы то ни стало. | Ни пуха ни пера. | сочетания | пи- | ||||||||||||||||||||||||
опустить. Кто не читал эту кни- | Как ни в чем не бывало. | Ни там ни сям. | ши с НИ и не | ||||||||||||||||||||||||
гу, должен ее прочитать. | Ни жив ни мертв. | Ни к селу ни к городу. | |||||||||||||||||||||||||
разделяй | за- | ||||||||||||||||||||||||||
Ни стать ни сесть. | Ни два ни полтора. | пятыми. | |||||||||||||||||||||||||
Ни свет ни заря. | Ни конному ни пешему. | ||||||||||||||||||||||||||
Ни рыба ни мясо. | Ни дать ни взять | ||||||||||||||||||||||||||
(2) что ни | |||||||||||||||||||||||||||
кто ни | Пиши НИ в усилительных оборотах, имеющих обобщающий характер, | ||||||||||||||||||||||||||
куда ни | входящих в состав СП. | ||||||||||||||||||||||||||
где ни | |||||||||||||||||||||||||||
сколько ни |
(3) Вносят различные смысловые оттенки в предложение, а также выражают чувства и отн-я говорящего к тому, о чем говорится в предложении.
Вопрос – ли, разве, неужели, неужто; | ||||||||||||
модальные | Восклицание – что за, как; | |||||||||||
Указание – вот ( а вот), вон (а вон); | ||||||||||||
Сомнение – вряд ли, едва ли; | ||||||||||||
Уточнение – именно, как раз; | ||||||||||||
Выделение, ограничение – только, лишь, исключительно, почти, хоть; | ||||||||||||
Усиление – даже, и, же, ведь, уж, все, -таки, все-таки, -то; | ||||||||||||
Смягчение требования – -ка; | ||||||||||||
(4) | ∙ Частицы бы, ли, же пишутся раздельно. | |||||||||||
∙ - ТО ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса. Задачу – то решил. | ||||||||||||
∙ - КА с глаголами пишется через дефис. Принеси-ка. | ||||||||||||
(5) См. № 2. Не раз = много раз; ни разу = никогда; не один = много;ни один = никто.
(6) Он не мог НИ на минуту отлучиться с поста.
Ни воды, ни больших вязких болот, ни глухой непролазной чащобы не страшатся сильные люди.
не что иное, как | ничто иное не | |||||||||||||
не кто иной, как | никто иной не | |||||||||||||
1. | сказуем. в предл-ии утвердительн. | 1. | Сказуемое в предложении отрицат. | |||||||||||
2. | есть союз как | 2. | Нет союза как. | |||||||||||
3. | сочет-е не является членом предложения; | 3. | Сочет-е является членом предложения. | |||||||||||
4. | Возможна замена сочет-я частицами только, | 4. | Замена невозможна. | |||||||||||
именно. | отриц. | |||||||||||||
утверд. | = только, именно | Никто иной не мог этого сделать. | ||||||||||||
Это был не кто иной, как Дубровский. |
Предварительный просмотр:
Н | НН | ||||||||||||
В прилагательных, образованных от | В прилагательных, образованных от | ||||||||||||
существительных | существительных | ||||||||||||
-ан- песчаный | -онн- революционный | ||||||||||||
-ян- серебряный | -енн- безветренный | ||||||||||||
-ин- пчелиный | …нн- старинный | ||||||||||||
Искл! Стеклянный, оловянный, | Искл! Ветреный (день, человек) | ||||||||||||
деревянный | Зап! Ветряной (двигатель, мельница, | ||||||||||||
Зап! Румяный, синий, зелёный, | оспа) | ||||||||||||
рдяный, свиной, пряный,багряный, | |||||||||||||
рьяный, юный, но юннат |
В отглагольных формах | В отглагольных формах | ||||||||||
1.Образованные от глаголов несов вида | 1. Образованные от глаголов сов вида | ||||||||||
Тушить – тушёный | Решить – решённый | ||||||||||
2. В крат прич | Искл! раненый | ||||||||||
калитка покрашена | 2. Образованные от глаголов с | ||||||||||
приставками (кроме приставки не-) | |||||||||||
Покрасить – покрашенный | |||||||||||
3. Если есть зависимое слов | |||||||||||
Крашенный краской забор | |||||||||||
4. Если есть суффиксы –ова- (-ева-) | |||||||||||
Маринованный | |||||||||||
Искл! Жёваный, кованый | |||||||||||
Зап! Смышлёный, бешеный | Зап! Нежданный, негаданный, | ||||||||||
неслыханный, невиданный, | |||||||||||
нечаянный, желанный, медленный, | |||||||||||
деланный |
Н – НН В КРАТКИХ ФОРМАХ | ||
Краткие причастия | Краткие прилагательные | Наречия |
1. Обозначает вре- | 1. Обозначает постоянный | 1. Обозначает при- |
менный признак | признак | знак действия или |
2. Можно заменить | 2. Можно заменить полным | признак признака |
глаголом | прилагательным | |
3. Является сказуемым | 2. Является обстоя- |
Н
Столько «Н», сколько в слове, от которого оно образовалось
Предварительный просмотр:
ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦ НЕ и НИ
НЕ | НИ |
Двойное отрицание | Усиление отрицания |
Не мог не понять (Ср.: | На небе нет ни облачка |
Обязательно поймёт.) | На небе ни облачка |
Утверждение в | Утверждение |
восклицательном | Сколько он ни делал, а |
предложении | понять ничего не мог |
И сколько он всего не | |
делал! | |
Повторяющийся союз не в | Повторяющийся союз ни- |
фразеологизмах | ни при однородных |
Не рыба не мясо | членах |
Ни в доме, ни в лесу не | |
находил он себе покоя | |
Пока не | Во что бы то ни стало |
Чуть не | Как бы то ни было |
Не что иное, как | Ничто иное не |
Не кто иной, как | Никто иной не |
∙ Есть как | ∙ Есть не |
∙ Сочетание не | ∙ Сочетание является |
является членом | членом предложения |
предложения | ∙ Замена невозможна |
∙ Возможна замена | ∙ Нет союза как |
сочетания частицами | |
только, именно |
Предварительный просмотр:
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
5-6 классы
Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, танцовщица, банты, каталог, щавель, цыган, клала, столяр, свекла, творог.
Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, струя, пианино, яма, боец, дуэт, каучук, шпион.
Задание 3. В каком слове нет уменьшительного суффикса: ананасик, арбузик, финик, огурчик, репка?
Задание 4. Как называются жители этих стран Германия, США, Россия, Польша, Италия, Франция, Бельгия.
Задание 5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла, дела, жил, рыли, были.
Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.
А) Есть … и моему терпению. Б) У куба шесть … . В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня. Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.
Задание 7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: …в…не клади, … кровью обливается, … развесить, … тонка, в… не дует, за обе …, как свои пять …
Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, указав часть речи.
Печь, три, жгут, стих, пила, уж.
Задание 9. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).
Предварительный просмотр:
ЗАДАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7-8 класс
Задание 1. Распределите слова по группам с учётом орфографических особенностей. Назовите орфограммы.
Безнравственный, бескорыстный, колются, ветреный, вовсе не интересный, скворчонок, строят, раскорчёванный (лес), навзничь, не вооружён, карманный, холщовый, по-медвежьи, презрение, прекрасный, приморский,выкачанная (нефть), тушёнка, серебряный, соломенный, чрезмерный, нехоженый.
(макс. – 8 баллов)
Задание 2. Укажите в тексте все суффиксы, начинающиеся с гласной -О. Аргументируйте свой ответ.
«Меня заколдовали! Хвороба совсем заковала! Никакой вольности!» – прогундосил дородный здоровяк, сидя верхом на высоченном слоне, стоящем на мостовой, с трудом скрывая зевоту.
(макс. – 8 баллов)
Задание 3. Подберите синонимы к словам, выделенным в тексте:
«Ну ты, – прибавил он громко, обращаясь к правой пристяжной, – я тебя знаю, потворница этакая! Любишь себе ПОТВОРСТВОВАТЬ, небось... (И он ударил её кнутом). Совсем ОТЛУКАВИЛАСЬ лошадь, а ведь какой прежде СОГЛАСНЫЙ был ЖИВОТ...». (И.С. Тургенев. Записки охотника. Касьян с Красивой Мечи)
(макс. – 8 баллов)
Задание 4. Слово ГЛУХОЙ в русском языке имеет несколько значений. В каждом из приведённых примеров определите значение слова ГЛУХОЙ и смысл выделенных выражений.
Он пришёл... из тех дальних мест, где до сих пор можно встретить обычаи ГЛУХОЙ СТАРИНЫ.
Зосимов вынул огромнейшие ГЛУХИЕ ЧАСЫ.
Ага, небось, услышал, ГЛУХОЙ ТЕТЕРЕВ!
Принесли ГЛУХОЙ ПИРОГ.
Разве её ГЛУХОЙ ИСПОВЕДЬЮ исповедовать?
(макс. – 10 баллов)
Задание 5. Укажите, какой частью речи является слово ПРОСТО в приведённых ниже предложениях. Определите его значение и роль в предложении.
1) Он ПРОСТО умница.
2) ПРОСТО он молодец.
3) Он говорил ПРОСТО.
4) Всё было ПРОСТО в нём.
5) Ты зачем прыгнул? – ПРОСТО так, захотелось.
(макс. – 12 баллов)
Задание 6. Какие из перечисленных глаголов относятся к первому спряжению? Аргументируйте свой ответ.
Захотеть, вертеть, выбежать, прочитать, подержать, грести.
(макс. – 6 баллов)
Задание 7. Что необычного с лингвистической точки зрения в выражении ВЫЙТИ В ИНТЕРНЕТ?
(макс. – 5 баллов)
Задание 8. Укажите синтаксическую роль в предложении выделенных слов?
А) Он дал мне письмо с ПРОСЬБОЙ ОПУСТИТЬ его в почтовый ящик.
Б) Ветви ЕЛЕЙ тянулись к моему лицу.
В) ЦЕЛЫМИ ДНЯМИ они ловят рыбу, а потом сматывают удочки и идут домой варить уху.
Г) Я жду НЕ ДОЖДУСЬ окончания работы.
(макс. – 5 баллов)
Задание 9. Исправьте ошибки в глагольно-именных сочетаниях.
Дать помощь; сделать впечатление; оказать вред; предпринять меры; сделать подвиг; оказать большую роль.
(макс. – 6 баллов)
Задание 10. Напишите 5 пословиц, в которых употребляется количественное числительное семь.
(макс. – 10 баллов)
Максимальное количество баллов – 78.
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
7-8 классы
Вопрос №1
Известно, что в древнерусском языке до середины Х века существовали носовые гласные юс малый (э носовой) и юс большой (о носовой). Носовые звуки утратились, однако память о них осталась.
Найдите следы носовых гласных в следующих словах: семя, время; мять, жать; звук.
Вопрос № 2
В словаре В.И.Даля упоминается игра под названием «херики-оники». О какой игре идёт речь и как объяснить её устаревшее название?
Вопрос № 3
Чем интересны существительные щец и дровец?
Вопрос № 4
От каких слов образованы имена существительные старушка, тетушка, игрушка, хохотушка, болтовня, кумушка, пришкольный, насыпь, вечнозелёный, железнодорожный? Укажите способ образования.
Вопрос № 5
Какую роль в современном русском языке выполняют краткие прилагательные? Приведите по одному примеру.
Какую роль они выполняли в древнерусском языке? Приведите по одному примеру.
Вопрос № 6
Определите, какие тропы и фигуры речи есть в данном примере.
Утешится безмолвная печаль, и резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)
Вопрос № 7
Разберите по членам предложение Кошек было две. Объясните ваше решение.
Вопрос № 8
Что нужно сделать с предложениями, чтобы исчезла всякая двусмысленность? Предложите свой вариант.
1.Я слушал Шаляпина уже в престарелом возрасте.
2.Вам нельзя говорить это.
3.Я люблю сестру больше брата.
Вопрос № 9
Как называются приведённые ниже сочетания слов? Назовите источник их происхождения. Что они обозначают?
Белая ворона, калиф на час, как белка в колесе, без руля и без ветрил, башмаков она ещё не износила, в одну телегу впрячь неможно коня и трепетную лань.
Вопрос № 10
Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Два богача».
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых – я хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разорённый домишко.
-Возьмём мы Катьку, – говорила баба, – последние наши гроши на неё пойдут, – не на что будет соли добыть, похлёбку посолить…
-А мы её… и не солёную, – ответил мужик, её муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
Задание. Выполните лингвистический анализ текста. Как он помогает понять смысл стихотворения?
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
9 класс
Вопрос № 1
К какой букве алфавита относилось восклицание М.В.Ломоносова: «Немой место занял, подобие как пятое колесо!»? Какова дальнейшая судьба «немого» в истории русского алфавита. Всегда ли эта буква «молчала»?
Вопрос № 2
Можно ли определить род существительного заноза без контекста?
Вопрос № 3
Назовите основные принципы русской орфографии. Перечислите правила, основывающиеся на указанном принципе (по 2 правила максимально). Распределите слова в соответствии с принципами русской орфографии: чашка, бездарный, миролюбивый, шишка, бесплодный, подбор.
Вопрос № 4
Какое правило нарушил Н.В.Гоголь в построении приведённых ниже предложений с однородными членами? С какой целью это было сделано?
1.Губернатор был большой добряк и даже сам вышивал иногда по тюлю.
2.Агафья Федосеевна носила на голове чепец, три бородавки на носу и кофейный капот с жёлтенькими цветочками.
Вопрос № 5
Отличаются ли с точки зрения словообразования слова скрежет и сюжет? Мотивируйте свой ответ.
Вопрос № 6
Изменится ли пунктуация предложения, если из него убрать обстоятельство в лугах?
Мотивируйте свой ответ.
В лугах холодно и резко пахнет росистой зеленью.
Вопрос № 7
Определите, какие тропы и фигуры речи есть в данных примерах.
1.Жил Петроград в эти январские дни напряжённо, взволнованно, бешено… (А.Н.Толстой).
2.Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?
(А.С.Пушкин)
Вопрос № 8
Рассказывают, что однажды слуга, обязанностью которого было записывать имена и должности именитых гостей дома, указал в книге посетителей: «Н.М.Карамзин, граф истории». Какую ошибку допустил слуга и почему?
Вопрос № 9
Все приведённые ниже слова – устаревшие, но четыре устарели по одной причине, а одно – по другой. Распределите слова и назовите причину
Боярин, вече, армяк, ямщик, чело, опричник.
Вопрос № 10
Прочитайте стихотворение И.А.Бунина «Последний шмель».
Чёрный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?
За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди – в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.
Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!
Задание. Выполните лингвистический анализ текста. Как он помогает понять смысл стихотворения?
Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
10-11 классы
Вопрос № 1
А.С.Пушкиным был записан следующий исторический анекдот: «Через несколько времени на вопрос императрицын: что словарь? Отвечали ей, что Академия дошла до буквы п. Императрица улыбнулась и заметила, что Академии пора было бы покой оставить».
Ответ императрицы – это игра слов, т.е. каламбур. Объясните, в чём его суть. О каком словаре, составлявшемся под патронажем Екатерины Великой, идёт речь? Какими объективными причинами можно объяснить тот факт, что Академия надолго остановилась на букве п?
Вопрос № 2
Определите род существительных. Выполните лингвистический комментарий каждого слова.
Леди, атташе, маэстро, эскимо, визави, ралли, торнадо, хинди, коми, сулугуни, цицеро, бере, сирота, протеже, фламинго, иваси, цеце, рефери, Петренко, Милых, Сочи, БСЭ.
Вопрос № 3
Распределите слова по способу образования: суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, сложение с суффиксацией, сращение.
Сваленных, малограмотный, сумасшедший, уточнение, кашеварить, второгодник, поллимона, поджелудочный, близорукость, преодолевать, труднодоступный, заблагорассудится, пятиборье, двуспальный, зааплодировать, горицвет, возмужать, обгон, переход, заклеймил, крепко-накрепко, бездарный, стенгазета, перелесок, безделица, бездорожье, зелень, восход.
Вопрос № 4
Как написать следующие русские слова в старой орфографии: лететь, лечить, весит, олень, осёл, жена, ель, купец, отец, узел?
Вопрос № 5
Укажите, каким членом предложения является глагол в неопределённой форме (инфинитив) в данных примерах. Мотивируйте свой ответ.
1.Идти в ногу с веком нелегко.
2.Наложить на себя руки – страшный грех.
3.Я зашёл проститься.
4.Ему рекомендовали жить в деревне.
5.Он решил молчать.
6.Здесь виноватого не найти.
7.Друг хотел начать заниматься самостоятельно, но всё же попросил меня помочь ему.
8.Оставаться в Богучарове становилось опасным.
Вопрос № 6
Определите, какие тропы и фигуры речи есть в данном примере.
1.Переводчики часто страдают своеобразным малокровием мозга… Запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них только лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун? Дворец всегда дворец. Почему не замок, не хоромы, не чертог? (К.Чуковский)
Вопрос № 7
Какой стилистический приём использовал А.П.Чехов для создания комического эффекта в следующем предложении?
Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.
Вопрос № 8
Определите, какой частью речи является слово страшно и какова его синтаксическая функция в приведённых ниже предложениях.
1.Ему стало страшно.
2.Ему было страшно интересно.
3.Выражение его лица страшно.
Вопрос № 9
Вставьте правильное окончание в примеры. Укажите падеж существительных. Объясните, с чем связаны различия в окончаниях.
- задыхаться на бег…;
- в двадцатом век…;
- в корн… не согласен;
- на своём век…;
- жить на кра… села;
- находиться в замкнутом круг…;
- работать в пот… лица;
- стоять в стро…;
Вопрос 10
Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.
***
Слёзы людские, о слёзы людские,
Льётесь вы ранней и поздней порой…
Льётесь безвестные, льётесь незримые,
Неистощимые, неисчислимые, –
Льётесь, как льются струи дождевые
В осень глухую, порою ночной.
Задание. Выполните лингвистический анализ текста. Как он помогает понять смысл стихотворения?