Страничка классного руководителя

Маслова Татьяна Викторовна

Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ  СОБРАНИЕ

ТЕМА: «Компьютер в жизни ребёнка».

ЗАДАЧИ  СОБРАНИЯ:

  1. Обратить  внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с компьютером.
  2. Ознакомить  родителей с перечнем развивающих игр, рекомендованных Министерством образования  и здравоохранения.
  3. Предложить практические советы по организации  безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

ФОРМА  ПРОВЕДЕНИЯ СОБРАНИЯ: «КРУГЛЫЙ  СТОЛ».

         Подготовительная работа  к собранию:

  1. Анкетирование родителей по теме собрания.
  2. Анкетирование  учащихся класса.
  3. Мини -  сочинения учащихся класса «Компьютер для меня – это …»
  4. Рекомендации родителям.
  5. Памятки : «Зарядка для глаз», «Общеукрепляющие упражнения».

АНКЕТА  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Считаете ли  вы, что  компьютер необходимо  иметь  в семье так же, как  холодильник, телевизор и т.д.?
  2. Пользуется ли компьютером ваш ребенок? С какой целью ?
  3. Много ли времени проводит ваш ребенок за  компьютером ?
  4. Что вы знаете о  влиянии компьютера на здоровье ребенка?

АНКЕТА  ДЛЯ  УЧАЩИХСЯ

  1. Есть ли у тебя  компьютер ?
  2. Нравится ли тебе проводить  время за  компьютером ?
  3. Чем ты любишь заниматься, сидя за компьютером ?
  4. Много ли времени ты проводишь за  компьютером ?

ХОД   СОБРАНИЯ:

  1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

         Наше время по праву считают временем  компьютеров. Сейчас трудно найти учреждение, где не использовался бы компьютер, который оказывает неоценимую помощь в сборе, сохранении и передаче информации.

         В то же время  все большее место занимают компьютеры и в досуге детей.

- Давайте познакомимся с результатами анкетирования учащихся нашего  класса по  вопросу пользования ими  компьютером.

- Из  9  учащихся класса  компьютер имеют 8. С помощью  компьютера дети играют в компьютерные игры, рисуют, пишут, слушают  музыку, смотрят  кино, некоторые пользуются Интернетом.

- В среднем за компьютером  дети  проводят 3 часа ежедневно.

П. Обсуждение  проблемы  и обмен  мнениями по  вопросу: «Компьютер  в жизни ребенка – это хорошо  или плохо ?»

- Что дает  положительного ребенку компьютер ? ( возможность развлечься, расслабиться, забыть ежедневные проблемы; элементарные  навыки владения компьютером; неограниченные возможности для решения учебных задач и т.д.

- Какие отрицательные моменты вы видите в общении  ребенка с компьютером ? ( ухудшение зрения, осанки; в определенных  случаях негативное влияние на психику  ребенка).

Ш. Выступление  учителя по  вопросу: «Как использовать компьютер без  вреда для здоровья».

- Специалисты спорят о пользе  и вреде компьютера в различных  ситуациях. Но в одном  вопросе  практически  все  мнения  сходятся. Не вызывает сомнений, что на зрение компьютер  влияет отрицательно. Напряженное разглядывание столь неестественных и некачественных изображений как компьютерные ведет  к переутомлению глазных мышц и усталости глаз. Переутомление особенно быстро нарастает, поскольку приходится  рассматривать изображение на близком расстоянии. Росту усталости способствует и повышенная яркость экрана монитора.

       Для профилактики ухудшения зрения  следует соблюдать  следующие правила :

  1. продолжительность  непрерывной работы ребенка не должна превышать  15 минут.
  2. после каждого занятия  делайте с ребенком специальные упражнения для глаз ( учитель раздает комплексы упражнений для глаз, рекомендованные  СанПин.
  3. расстояние от глаз пользователя до монитора должно быть не менее 50 см.
  4. регулярно наблюдайтесь у окулиста.

Длительное  сидение за столом, в том  числе и  компьютерным может привести к искривлению позвоночника. Поэтому  желательно иметь специальное  кресло-стул, чтобы его  спинка поддерживала спину ребенка.

Обмен  мнениями  по вопросу «О пользе и вреде компьютерных игр».

1. Выслушиваются  мнения родителей по данному вопросу.

2. Выступление учителя.

- Компьютерные игры являются одним  из  самых любимых развлечений современных детей. В периодической печати появилось уже немало  статей, авторы которых ( чаще  всего  представители медицины и педагоги) спорят о  пользе  и вреде компьютерных  игр.

       Автор  статьи  «Заигравшиеся дети» Т.Думанский с тревогой просит родителей обратить  внимание на то, в какие игры играют их собственные  дети. Взрослые очень  часто  не задумываются о содержании подобных «игрушек», а если присмотреться? Как правило  на первом  месте стоят всевозможные «стрелялки», «убивалки с вампирами, монстрами. ( так называемые «Аркады» и «Стратегии»).

Такие игры  оказывают  влияние на  формирование агрессивного  поведения детей. Дети становятся раздражительными, часто  ссорятся с окружающими, кричат, лезут  в драки. Такие игры приучают ребенка к насилию. Дети не только перестают ужасаться при виде кашмаров, но и теряют возможность сопереживать чужим страданиям. У них формируется  представление о том, что жестокость, агрессия по отношению  к другим – общепринятый способ общения во  взрослом мире.

    Польза от компьютерных игр в значительной мере определяется их ориентацией на обучение.

    Наверное, не все  родители знают о том, что  существуют специально разработанные игры для детей – без  агрессии  и насилия, помогающие развивать логику и внимание, память и адекватное восприятие окружающего  мира. Я бы хотела вам  посоветовать  познакомиться с детским развлекательно-познавательным порталом «Солнышко», который предлагает 103 развивающие  игры.

http://www.solnet..ee/games/g1.html

А так же с сайтом «Мама в сети».

http://www/maminsite.ru/carly.files/game.html

Компьютерные игры ребенка требуют постоянного, но ненавязчивого  контроля со стороны взрослых. Такое внимание позволит достичь  максимального развивающего действия компьютерных игр, сведя к минимуму все возможные издержки.

   Обсуждение  вопроса : «Могут ли дети гулять в  Интернете без присмотра ?»

  1. Ответы родителей на  вопросы :

– Пользуются ли ваши дети  Интернетом? С какой целью ?

  1. Выступление учителя.

- Наряду с компьютерными играми популярным времяпрепровождением многих детей является компьютерная сеть Интернет. Возможности  Интернета разнообразны и удивительны. Плюсы использования  Интернета состоят в том, что  сеть предлагает образовательный и полезный опыт и  правильное использование его может улучшить успеваемость. Но здесь и свои  недостатки, такие как неточные данные, а также неподходящие для детей области  информации.

    Автор  статьи «Наши  дети  во «Всемирной паутине» Интернета» Т.А. Малых пишет : «Общеизвестно , что  существуют информационные воздействия, прямо угрожающие психическому и физическому здоровью человека. Самыми  уязвимыми и незащищенными  перед лицом этой опасности оказываются дети : они не видят угрозы, которую несет в себе  глобальная сеть. Статистика пугает : 9 из 10 детей в возрасте от  8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около  17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5.5% готовы претворить увиденное там в жизнь.  Ребенок может  случайно  зайти на  сайт, где ему в красках распишут, насколько приятен на вкус  алкоголь, какие чудеса творят с организмом наркотики или  как в домашних условиях из  подручных  средств изготовить настоящую взрывчатку. Обо всем этом должны  помнить родители каждого ребенка, чей  компьютер  подключен к Интернету.

    Так же, как родители не разрешают детям одним гулять в незнакомых местах, так же они  не должны позволять им работать в Интернете без присмотра и руководства.

Обсуждение вопроса «Что надо знать  о  компьютерной зависимости».

  1. Ответы  родителей на  вопрос :

- Можете ли вы сказать, что  Ваш ребенок настолько  увлечен компьютером, что  старается проводить за ним  все свободное время ?

     Если  да, то в этом  случае встает проблема возникновения компьютерной зависимости.

  1. Выступление учителя :

- Разрушительных характер компьютерной зависимости проявляется в том, что компьютер из средства постепенно  превращается в цель.

   Не секрет, что  многие  компьютерные игры и развлечения ( а иногда  и работа) затягивают  человека как наркотик. Компьютер поглощает время, силы, энергию и эмоции до такой степени, что ребенок оказывается неспособным поддерживать равновесие в жизни, включаться в другие формы активности, получать  удовольствие от общения с людьми, развиваться как личность, проявлять симпатии, сочувствие, эмоциональную поддержку даже наиболее близким людям.

ПРАВИЛА  БОРЬБЫ С КОМПЬЮТЕРОМАНИЕЙ

  1. Установите  четкие требования  насчет  пользования компьютером и всегда требуйте их выполнения.
  2. Компьютер  в доме должен  стать не  способом отделаться от ребенка на 3 часа, а  средством для реализации идей, которые вы придумаете вместе.

ИТОГ СОБРАНИЯ.

       Компьютер так же, как телевизор и видео, должен естественным образом найти  свое место  рядом с книгами, а родителям предстоит проконтролировать и сбалансировать занятия детей.

- Подходит к концу наше собрание. Хочется, чтобы  оно  для  вас  оказалось полезным.

(Каждая семья  получает  рекомендации, отпечатанные на  листках бумаги, по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ  ЛИТЕРАТУРА :

  1. В.А. Никеров. Мой первый компьютер.
  2. Начальная школа : «Наши дети во «Всемирной паутине» Интернета».

(Т.А.Малых).

3. Начальная школа. Внимание : компьютерная зависимость. ( Ю.И. Наумова ).

4. Школьный психолог. Детская  болезнь. (Г.Честертон).

5. Школьная библиотека. Какие требования необходимо соблюдать при работе за  компьютером.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Адаптация пятиклассников к условиям обучения в среднем звене»

Цель:

оценка адаптационного периода в классе, решение и профилактика проблем.

Задачи:

  • ознакомить с психологическими особенностями периода адаптации;
  • проанализировать состояние классного коллектива и отдельных учащихся;
  • выявить позиции всех участников воспитательного процесса на этапе адаптации учащихся;
  • выявить причины дезадаптации учащихся и наметить пути решения появившихся проблем;
  • привлечь внимание родителей к серьезности проблемы адаптации.

Форма проведения: консилиум

Участники: родители учащихся 5-го класса, классный руководитель

Оборудование и ТСО: 

  • На доске цветным мелом написана тема собрания и слова эпиграфа.
  •  Экран
  • ПК, проектор

Подготовительная работа:

1. Приглашение родителей на собрание

2. Оформление выставки рисунков на тему «Я в школе».

3. Анкетирование «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»

4. Анкетирование «Изучение учебной мотивации и отношения учащихся к предметам»

5. Анкетирование учителей-предметников  и обработка результатов.

6.Тестирование родителей «Все ли благополучно у Вашего ребенка в школе?»

7. Подготовка буклета для родителей по теме собрания.

Актуальность выбранной темы:

Переход   из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Именно в этом возрасте возможно обострение всех прежних проблем детей как явных, так и скрытых от внимания педагогов и родителей, а также провоцирование новых проблем, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, учебе.

Ход собрания

Классный руководитель:

Любые переходные периоды в жизни человека всегда связаны с проблемами. Переход учеников из начальной школы — это сложный и ответственный период; от того, как пройдет процесс адаптации, зависит вся дальнейшая школьная жизнь ребенка. Наша задача — разобраться в том, что происходит сейчас с нашими детьми, что их волнует и беспокоит, с какими проблемами они сталкиваются, и определить, какую реальную помощь мы можем оказать ребятам. 

На сегодняшнем собрании мы имеем возможность узнать точки зрения всех участников учебного процесса и увидеть наших детей глазами психолога, школьной медсестры, учителей-предметников, родителей. Начнем наш консилиум.

Вашему вниманию предлагаются следующие вопросы для обсуждения:

  • физиологические трудности адаптации пятиклассников к школе;
  • психологические трудности адаптации пятиклассников к школе;
  • система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению.

1. Обсуждение вопроса «Физиологические проблемы пятиклассников и условия адаптации учащихся к школе»

Рекомендации для родителей:

  - необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий;

- наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима;

- предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук;

- обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей, организация правильного питания;

- забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.;

- активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка;

- воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.

2. Обсуждение вопроса «Психологические трудности адаптации пятиклассников к школе»

Проблемы, возникающими при переходе детей в среднее звено:

-повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;

-повышение уровня тревожности самого ребенка;

-зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;

-зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;

-степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;

-состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;

-влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).

Рекомендации для родителей:

- первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться;

- обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню, неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня;

- обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы;

- недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников);

- исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания;

 - учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению (медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость);

- предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью;

- поощрение ребенка, и не только за учебные успехи (моральное стимулирование достижений ребенка);

- развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

III. Обсуждение вопроса «Система взаимоотношений с ребенком в семье в период адаптации к школьному обучению»

1. Ролевая игра «Услышать ребенка»

В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли ребенка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору»  

Родителям-актерам даются следующие установки к исполнению ролей (перед собранием):

  • «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты;
  • «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы); 
  • «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); 
  • «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). 

Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»:

  • Что вы чувствуете сейчас?
  • Что вы чувствовали, исполняя свою роль?
  • Какие выводы вы для себя сделали?

Анализ чувств и формулирование выводов. 

Обращение к зрителям, анализ их наблюдений и выводов.

Классный руководитель: Сын приходит после уроков домой, бросает портфель и кричит: «Не пойду я больше в эту школу!».

Как правильно отреагировать? Что сказать ребенку? Как сохранить спокойствие, особенно если вы сами в этот момент устали, раздражены, поглощены своими проблемами? На ум чаще всего приходят обычные, автоматические ответы, из которых можно составить внушительный список наших ошибок:

  • это приказы, команды, угрозы («Что значит не пойду?! Ты хочешь остаться неучем? Стать дворником? Не будешь учиться - ни копейки от меня не получишь!»); 
  • морали, нравоучения, ведущие к так называемой «психологической глухоте», когда ребёнок просто перестаёт вас слышать;
  • критика, выговоры («У всех дети как дети, а у меня… И в кого ты такой уродился? Что ты там опять натворил?!, «Если ты еще раз так сделаешь, то …!»); 
  • выспрашивания, расследования, высмеивания, обвинения («Ты сам виноват! Не спорь с учителем! Двоечник!» и т.д.); 
  • «стирание» проблемы и безоговорочное оправдание ребенка во всем без учета особенностей ситуации, позиции учителя;
  • а также предложения готовых решений («Сделай так …», «Скажи завтра учителю это…»), которые ведут к тому, что ребенок не учится самостоятельности, растет инфантильным.

И это далеко не полный перечень наших неправильных реакций. Возможно, мы поступаем так из лучших побуждений, желая объяснить, научить, воззвать к совести, указать на ошибки и недостатки. А на самом деле - выплёскиваем свои негативные эмоции. И, конечно, такое наше поведение не способствует установлению лучшего контакта, формированию гармоничной личности ребенка и разрешению проблемы. Скорее, раздражение и обида с обеих сторон возрастают ещё более и могут перерасти в конфликт.

В ходе обсуждения учитель делает акцент на следующих моментах:

  • несовпадение воспитательных позиций родителей в данной ситуации - авторитарный стиль общения отца, гиперопекающий стиль матери, непоследовательность бабушки;
  • наблюдения за невербальными знаками в ходе проигрывания сценки;
  • подчеркивание парадоксальности, неэффективности данных методов взаимодействия, но, тем не менее, их широкую распространенность, и, при этом, недоумение родителей, что их сын не поддается воспитанию;

Существуют ли какие-нибудь практические приёмы, позволяющие улучшить отношения в семье и достичь взаимопонимания, которыми можно воспользоваться в повседневной жизни?

Самая распространенная (и совершенно справедливая!) жалоба детей и подростков на своих родителей: «Они меня не слушают!».

Классный руководитель.

Вопросы к родителям:

  • Скажите, пожалуйста, а был ли ребенок в нашей сценке выслушан и услышан?
  • Как вы думаете, по каким причинам это очень часто происходит?
  • Какие чувства испытывал ребенок в данной ситуации?
  • В каких словах и действиях родителей ребенок нуждался больше всего в данной ситуации?

Психолог.

Спешка, неумение и нежелание слушать, понять то, что происходит в сложном детском мире, постараться взглянуть на проблему глазами сына или дочери, самодовольная уверенность в непогрешимости своего жизненного опыта – вот что в первую очередь создает психологический барьер между родителями и растущими детьми.

Тест «Какой вы родитель?»

(проводит классный руководитель)

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому предлагается этот тест. Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете с детьми.

Вопросы

Баллы

1. Сколько раз тебе повторять?!

2

2. Посоветуй мне, пожалуйста.

0

3. Не знаю, чтобы я без тебя делала.

1

4. И в кого ты только такой уродился?!

2

5. Какие у тебя замечательные друзья!

1

6. Не смей этого делать!

2

7. Подумай, может быть можно поступить по-другому

2

8. Я в твое время!

2

9. Ты моя опора и помощник (ца).

1

10.О чем ты только думаешь?!

2

11. Какая ты у меня умница!

1

12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?

1

13. У всех дети как дети, а ты…

0

14. Какой ты у меня сообразительный!

0

Подсчитайте общее количество баллов. (Конечно, вы понимаете, что наша игра лишь намек на действительное положение дел. Ведь то, какой вы родитель, не знает никто лучше вас самих.)

Если вы набрали 5-6 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас, ваши отношения способствуют становлению личности.

Сумма баллов от 7 до 8 свидетельствует о намечающихся сложностях в ваших отношениях с ребенком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки его развития на самого ребенка.

Сумма 10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

 IV. Рефлексия

Совместное формулирование общих выводов по обсуждаемой проблеме. Ответы на вопросы:

  • Чем помогла Вам сегодняшняя встреча?
  • Какая часть вызвала особый интерес?
  • Ваши предложения и пожелания на будущее.

В конце собрания родителям выдаются рекомендации в  виде буклета.



Предварительный просмотр:

Десять секретов успешного проведения родительского собрания

(памятка для педагога)

Родительское собрание является необходимым атрибутом школьной жизни. Как сделать его интересным и продуктивным? Они могут оказаться особенно полезными начинающему классному руководителю.
1. Для проведения родительского собрания выберите наиболее благоприятный день и час и постарайтесь, чтобы на это время ни у вас, ни у родителей ваших учеников не было запланировано никаких важных дел, интересных телепередач и т.п.
2. Определите одну наиболее важную проблему, касающуюся учеников вашего класса, и на ее обсуждении постройте разговор с родителями.
3. Особое внимание обратите на размещение родителей в классе. Например, можно расставить столы и стулья по кругу, чтобы все участники родительского собрания хорошо видели и слышали друг друга.
4. Подготовьте визитки с именами родителей, особенно в том случае, если они еще недостаточно хорошо знают друг друга.
6. Берегите время людей, приглашенных на собрание. С этой целью установите регламент и строго следите за его соблюдением.
7. В ходе собрания используйте игры и групповые формы организации взаимодействия родителей.
8. 9. При обсуждении проблемных вопросов опирайтесь на жизненный и педагогический опыт наиболее авторитетных родителей, на мнение членов родительского комитета и совета школы.
10. Стремитесь к тому, чтобы на собрании были приняты конкретные решения.


Правила поведения классного руководителя на родительском собрании


1. Педагогу необходимо снять собственное напряжение и тревогу перед встречей с родителями.

2. С помощью речи, интонации, жестов и других средств дайте родителям почувствовать ваше уважение и внимание к ним.
3. Постарайтесь понять родителей; правильно определить проблемы, наиболее волнующие их. Убедите их в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
4. Разговаривать с родителями следует спокойно и доброжелательно. Важно, чтобы родители всех учеников - и благополучных, и детей группы риска - ушли с собрания с верой в своего ребенка.
5. Результатом вашей совместной работы на родительском собрании должна стать уверенность родителей в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на Вашу поддержку и помощь других учителей школы.

Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»

Попробуйте определить, есть ли у вашего ребенка проблемы в школе.

Если согласны с утверждением, то поставьте “+”

Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-”

Моему ребенку нравится учиться в школе.

Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.

Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.

К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.

В классе у него много друзей.

В школе мало учителей, которые  нравятся.

Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах в театр, музей …

Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).

Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.

Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.

Подсчитайте количество совпадений:

1 “+”, 2 “-”, 3 “+”, 4 “-”, 5 “+”, 6 “-”, 7 “+”, 8 “-”, 9 “-”, 10 “+”.

8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока не приходится опасаться неожиданностей из школы.

6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, чаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.

4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.

1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.

Анкета «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью» (разработана доцентом А.А.Андреевым)

Инструкция:  Уважаемые ребята! Оцените, пожалуйста, степень своего согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале: 4- совершенно согласен,  3- согласен, 2- трудно сказать, 1- не согласен, 0- совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью
2. В школе у меня обычно хорошее настроение
3. У нас учителя хорошие
4. У меня есть любимые школьные предметы
5. Я привык к новым учителям
6. В начальной школе было лучше
7. На летних каникулах я скучал по школе
8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

Анкета для учителей-предметников 

(можно провести в виде беседы по вопросам)

1. Какими особенностями обладает данный класс в целом (по сравнению с другими пятыми классами)?
2. С каким настроением вы идёте на урок в этот класс?
3. Кто из учеников класса имеет наилучшую подготовку по вашему предмету?
4. Кому из учеников нужны дополнительные занятия по вашему предмету?
5. Какие пожелания вы хотели бы высказать родителям пятиклассников?
6. Какие советы вы можете дать классному руководителю?

При необходимости личной беседы с родителями учитель-предметник приглашается непосредственно на родительское собрание.

Анкета «Изучение учебной мотивации и отношения

 учащихся к предметам»

Инструкция.

Уважаемые ребята! Выберите, пожалуйста, на каждый вопрос ответ, соответствующий вашему мнению. Вариантов ответов может быть несколько.

  1. Утром я просыпаюсь с мыслью:

а) «ура! Сегодня будет история (математика, литература…)»

б) «сегодня можно не присутствовать на истории (математике, русском…)» в) «я болею и не пойду в школу, а это значит, что я не получу плохую отметку по математике (истории, литературе...)».

2.        Я прихожу в школу для того, чтобы...

а)        узнать что-то новое, интересное;

б)        заниматься такими интересными предметами, как...

в)        встретиться с такими хорошими учителями, как...

г)        пообщаться с друзьями;

д)        весело провести время;

е)        не огорчать родителей.

3.        Домашнее задание я делаю так:

а)        совершенно самостоятельно;

б)        обращаюсь за помощью к взрослым;

в)        под контролем родителей;

г)        от случая к случаю;

д)        не делаю никогда.

4.        Для того чтобы хорошо учиться, нужно...

а)        иметь интерес к предмету;

б)        иметь способности к предмету;

в)        хорошо работать на уроке;

г)        иметь хорошие отношения с педагогом;

д)        уметь списывать.

5.        Когда я получаю плохую отметку, то...

а)        стараюсь тут же ее исправить;

б)        стараюсь исправить ее на следующем уроке;

в)        стараюсь исправить в ближайшее время;

г)        ничего не пытаюсь делать.

Обработка результатов. Подсчитывается количество каждого варианта ответа. Делается качественный анализ ответов учащихся.



Предварительный просмотр:

Памятка родителям пятиклассников

Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю.

Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.

Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.

Возрастные особенности младшего подростка:

  • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
  • повышенная утомляемость;
  • стремление обзавестись верным другом;
  • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
  • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
  • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
  • отсутствие авторитета возраста;
  • отвращение к необоснованным запретам;
  • восприимчивость к промахам учителей;
  • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
  • отсутствие адаптации к неудачам;
  • отсутствие адаптации к положению “худшего”;
  • ярко выраженная эмоциональность;
  • требовательность к соответствию слова делу;
  • повышенный интерес к спорту.

Признаки успешной адаптации:

  • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
  • ребенок легко справляется с программой;
  • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
  • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Признаки дезадаптации:

  • усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
  • нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
  • стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
  • нежелания выполнять домашние задания.
  • негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
  • жалобы на те или иные события, связанные со школой.
  • беспокойный сон.
  • трудности утреннего пробуждения, вялость.
  • постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Чем можно помочь ?

  • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
  • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
  • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
  • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
  • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
  • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
  • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
  • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

Слова, которые поддерживают и которые разрушают веру ребёнка в себя

Слова поддержки

  • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
  • Ты делаешь это очень хорошо.
  • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
  • Это серьезный вызов. Но я уверен. Что ты готов к нему.

Слова разочарования

  • Зная тебя и твои способности. Я думаю. Ты смог бы сделать это гораздо лучше.
  • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
  • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

Поддерживать можно посредством:

  • отдельных слов (красиво, прекрасно, здорово).
  • высказываний («Я горжусь тобой», «Спасибо», «Все идет хорошо» и т.д.).
  • прикосновений (дотронуться до руки, обнять его и т.д.).
  • совместных действий (сидеть, стоять рядом и т.д.).
  • выражение лица (улыбка, кивок, смех).