Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по литературе
Страница мини-сайта включает в себя задания для подготовки к итоговой аттестации, демонстрационные версии кимов по литературе и многое другое. Материал будет интересеш широкому кругу читателей: ученикам, педагогам, родителям.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
li_ege_2017.zip | 744.92 КБ |
li_oge_2017.zip | 692.82 КБ |
rabochaya_programma_po_podgotovke_k_ege.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
«Готовимся к ОГЭ по литературе»
для 9 класса общеобразовательной школы
1час в неделю (34ч)
на 2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Курс «Готовимся к ОГЭ по литературе» задуман как подготовительно-тренировочный и адресован обучающимся 9 класса, планирующих сдавать экзамен по литературе в формате ОГЭ, предполагающих впоследствии в той или иной форме связать свою жизнь с гуманитарной сферой деятельности.
Данный курс поможет выполнить задачу предварительной ориентации в школьной программе по литературе с целью выявления и ликвидации пробелов в знаниях.
Основной целью курса является подготовка к выполнению заданий ОГЭ по литературе. Программа курса составлена согласно требованиям Стандарта образования по предмету «Литература».
В российской школе литературное образование и преподавание словесности традиционно рассматривались как основа образования. Любовь к чтению, начитанность, умение точно и доказательно выражать свои мысли, грамотно и литературно писать всегда оценивались как необходимые составляющие образованности в широком смысле.
Основные цели современного школьного литературного образования определяются как формирование читательской культуры ученика и одновременное формирование его личности.
Владение читательской культурой подразумевает, что ученик:
- умеет видеть за словом его носителя (чувствует стилистическую окрашенность слова, оценку, воплощенную в слове);
- проявляет интерес к обозначаемым слова реалиям или понятиям;
- умеет найти в произведении непонятные для себя, «темные» места и задуматься над их художественным значением (с этого и начинается анализ художественного произведения;
- ощущать литературное произведение как неповторимый художественный мир;
- в процессе обучения школьник учится формировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.
Цели:
- познакомить учеников с наиболее значительными явлениями русской литературы; повысить интерес к чтению художественных произведений;
- воспитывать нравственную позицию, гражданское самосознание учащихся;
- совершенствовать и развивать умения творческого чтения, интерпретации художественного текста;
- формировать и развивать умения грамотного и свободного владения устной и письменной речью.
Задачи:
- Систематизация уже имеющихся у старшеклассников знаний по теории литературы, их актуализация, уточнения понимания отдельных терминов и понятий;
- формирование умения самостоятельно анализировать художественное произведение в диапазоне допустимых интерпретаций;
- дальнейшее формирование навыка создания собственного литературоведческого текста, развитие интеллектуальных умений, речевой культуры обучающихся, их творческих способностей;
- обучение самостоятельной аргументированной эстетической оценке произведения;
- содействие в области профессионального самоопределения;
Методы деятельности ориентированы на практическую работу с обучающимися. Прежде всего, это работа по анализу художественного текста.
Формы и приёмы работы обучающихся следующие: составление развёрнутого плана-конспекта как основы сочинения; работа со специальными словарями в поисках теоретических знаний по литературе, подготовка докладов по проблемным вопросам литературы.
Основной дидактической единицей на практических занятиях данного элективного курса должен стать литературный текст, отобранный в соответствии со школьной программой.
При изучении курса возможно применение следующих форм:
- лекции учителя с изложением теоретического материала,
- доклады, рефераты, сообщения учащихся, микроисследования,
- комментарии учителя и учащихся,
- эвристические беседы,
- выразительное чтение художественных текстов,
- диспуты, дискуссии,
- практическая работа в творческих мастерских,
- постановка и решение учебных проблем,
- другие формы работы, способствующие совершенствованию навыков анализа литературного произведения.
Ожидаемые результаты
Результатом изучения курса «Готовимся к ОГЭ по литературе» должно стать постижение принципов выполнения тестов по литературе, наличие стойкого навыка выполнения тестов, умение конструировать текст ответа на вопрос, связанный с литературной проблемой, а также знание литературных фактов в рамках школьной программы; закрепление знаний обучающихся по проблемным вопросам основных художественных процессов русской литературы.
Содержание курса
- Слово о полку Игореве
- Ломоносов М.В. "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Елисаветы Петровны, 1747 года"
Стихотворение "Я знак бессмертия себе воздвигнул - Фонвизин Д.И. Комедия "Недоросль"
- Державин Г.Р. Стихотворение "Властителям и судиям" Стихотворение "Памятник"
Стихотворение "Река времён в своем стремленьи…" - Карамзин Н.М. Повесть "Бедная Лиза"
- Крылов И.А. Басня "Волк на псарне" Басня "Квартет"Басня "Листы и корни" Басня "Осёл и Соловей"
- Жуковский В.А. Баллада "Лесной царь" Стихотворение "Море"
- Грибоедов А.С. Комедия "Горе от ума"
- Пушкин А.С. "Анчар" "Бесы" "Вакхическая песня" "Зимнее утро "Зимняя дорога" "К***" ("Я помню чудное мгновенье...")
"К Чаадаеву" "На холмах Грузии лежит ночная мгла...""Не пой, красавица, при мне...""Няне""Песнь о вещем Олеге" "Пророк"
"19 октября" ("Роняет лес багряный свой убор..")"Туча""Я вас любил, любовь ещё быть может..." "Я памятник себе воздвиг нерукотворный..."Поэма "Цыганы""Повести Белкина": Выстрел. Метель. Гробовщик. Станционный смотритель. Барышня-крестьянка
Роман "Евгений Онегин"Роман "Капитанская дочка" - Лермонтов М.Ю. "Ангел""Бородино" "Дума" "И скучно и грустно" "Когда волнуется желтеющая нива...""Листок"
"Нет, не тебя так пылко я люблю... "Молитва" ("В минуту жизни трудную...") "Парус" "Поэт" ("Отделкой золотой блистает мой кинжал") "Пророк""Родина""Смерть поэта" "Три пальмы" "Тучи"
Поэма "Мцыри"Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"
Роман "Герой нашего времени" - Гоголь Н.В. Комедия "Ревизор" Повесть "Шинель" Поэма "Мёртвые души"
- Островский А.Н. Пьеса "Свои люди – сочтёмся!" "Снегурочка"
- Тургенев И.С. Сборник "Записки охотника" Повесть "Ася"Повесть "Вешние воды"Повесть "Первая любовь"
- Тютчев Ф.И. "Весенняя гроза" "Есть в осени первоначальной..." "Ещё шумел весёлый день...""Как хорошо ты, о море ночное..." "С поляны коршун поднялся..." "Чародейкою Зимою..."
- Фет А.А. "Вечер" "Ещё весны душистой нега...""Ласточки пропали..." "На заре ты её не буди... "Учись у них – у дуба, у берёзы..."
- Некрасов Н.А.
Стихотворение "Душно! Без счастья и воли..."
Стихотворение "Железная дорога" (сайт "К уроку литературы")
Стихотворение "Тройка" (сайт "К уроку литературы" - Салтыков-Щедрин М.Е.Сказка "Дикий помещик" "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" "Премудрый пискарь"
- Достоевский Ф.М. Рассказ "Мальчик у Христа на ёлке"Повесть "Бедные люди"Повесть "Белые ночи"
- Толстой Л.Н. Рассказ "Кавказский пленник" Повесть "Детство" Повесть "Хаджи-Мурат"
- Чехов А.П. Рассказ "Смерть чиновника" "Толстый и тонкий" "Тоска" "Хамелеон"
- Бунин И.А. Рассказ "Косцы" "Танька"
- Блок А.А. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." "О доблестях, о подвигах, о славе..." "О, я хочу безумно жить..."
- Маяковский В.В.Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче"
"Прозаседавшиеся""Хорошее отношение к лошадям - Есенин С.А. Стихотворение "Берёза" "Край любимый! Сердцу снятся...""Пороша
- Шолохов М.А. Рассказ "Судьба человека"
- Твардовский А.Т. Поэма "Василий Тёркин
- Шукшин В.М. Рассказ "Срезал" "Чудик
- Солженицын А.И. Рассказ "Матрёнин двор"
Календарно- тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Вид работы | Дата |
1. | 1.Введение в курс. Особенности демоверсии 2016 года | 1ч. | Лекция | |
2 | Древнерусская литература «Слово о полку Игореве» | Лекция | ||
2.Основные направления литературы. | ||||
3. | Классицизм. Основные особенности классицизма. | 1ч. | Тесты | |
4. | Представители русского классицизма. М.В.Ломоносов – яркий представитель классицизма в России. Державин Г.Р. Стихотворение "Властителям и судиям" Стихотворение "Памятник" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
5. | Д.И.Фонвизин. Комедия «Бригадир» | 1ч. | ||
6. | Крылов И.А. Басня "Волк на псарне" Басня "Квартет"Басня "Листы и корни" Басня "Осёл и Соловей"
| 1ч. | Тесты | |
7. | Сентиментализм. Общая характеристика. Представители русского сентиментализма. Основные черты русского сентиментализма. Н.М.Карамзин – самый яркий представитель русского сентиментализма. «Бедная Лиза» | 1ч. | Тесты | |
8. | Романтизм. Общая характеристика направления. | 1ч. | Тесты | |
9. | Жуковский В.А. Баллада "Лесной царь" Стихотворение "Море" | 1ч. | Тесты | |
10. | Пушкин А.С. "Анчар" "Бесы" "Вакхическая песня" "Зимнее утро "Зимняя дорога" "К***" ("Я помню чудное мгновенье...") | 1ч. | Тесты Открытый банк ФИПИ | |
11. | Пушкин А.С. Роман "Евгений Онегин"Роман "Капитанская дочка" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
12. | Основные принципы построения образов в романтических произведениях. Лермонтов М.Ю. "Ангел""Бородино" "Дума" "И скучно и грустно" "Когда волнуется желтеющая нива...""Листок" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
13. | Лермонтов М.Ю. Поэма "Мцыри" Поэма "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
14 -15. | Романтическая традиция в философской лирике Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза" "Есть в осени первоначальной..." "Ещё шумел весёлый день...""Как хорошо ты, о море ночное..." "С поляны коршун поднялся..." "Чародейкою Зимою..." Фет А.А. "Вечер" "Ещё весны душистой нега...""Ласточки пропали..." "На заре ты её не буди... "Учись у них – у дуба, у берёзы..." | 2ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
16. | Реализм. Главные черты реализма. Некрасов Н.А. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
17. | Великие реалисты Салтыков-Щедрин М.Е.Сказка "Дикий помещик" "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" "Премудрый пискарь" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
18. | Великие реалисты Достоевский Ф.М. Рассказ "Мальчик у Христа на ёлке"Повесть "Бедные люди"Повесть "Белые ночи" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
19. | Великие реалисты Толстой Л.Н. Рассказ "Кавказский пленник" Повесть "Детство" Повесть "Хаджи-Мурат" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
20. | Великие реалисты Чехов А.П. Рассказ "Смерть чиновника" "Толстый и тонкий" "Тоска" "Хамелеон" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ Лекция | |
21. | Бунин И.А. Рассказ "Косцы" "Танька" | 1ч. | Лекция | |
22-24 | Блок А.А. Стихотворение "О, весна без конца и без краю..." "О доблестях, о подвигах, о славе..." "О, я хочу безумно жить..." Маяковский В.В.Стихотворение "Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче" "Прозаседавшиеся" "Хорошее отношение к лошадям Есенин С.А. Стихотворение "Берёза" "Край любимый! Сердцу снятся..." "Пороша" | 3ч. | Открытый банк ФИПИ | |
25. | Шолохов М.А. Рассказ "Судьба человека" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
26. | Твардовский А.Т. Поэма "Василий Тёркин | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
27. | Шукшин В.М. Рассказ "Срезал" "Чудик | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
28. | Солженицын А.И. Рассказ "Матрёнин двор" | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
3. Изобразительно – выразительные средства языка). | ||||
29. | Лексические средства выразительности речи. Общая характеристика. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
30. | Метафора. Олицетворение. Метонимия. Эпитеты. Гипербола. Литота, перифраз. Сравнение. Анафора. Аллегория. Ирония. Практическая работа с художественными текстами. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
31. | Изобразительные средства синтаксиса. Общая характеристика. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
32. | Синтаксический параллелизм, риторический вопрос, восклицание и обращение, инверсия, градация, анафора и эпифора, антитеза. Практическая работа с художественными текстами. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
4.Основные направления анализа прозаического текста). | Открытый банк ФИПИ | |||
33. | Сюжет и композиция как важнейшие структурные Практическое занятие. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ | |
5.Основные направления анализа поэтического текста). | Открытый банк ФИПИ | |||
34. | Основные направления анализа поэтического текста. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое Практическое занятие. | 1ч. | Открытый банк ФИПИ |
Литература для подготовки
- Учебное пособие "ОГЭ (ГИА-9) 2015. Литература. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания" Кузановой О.А., «Национальное образование»
- Универсальный справочник для подготовки к ГИА 2015 по литературе О.И. Нестеровой
- Литература : Экзамен в новой форме: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ГИА 2012" А.В. Фёдорова,
- "ГИА 2015. Литература : типовые экзаменационные варианты : 20 вариантов" Е.А.Зининой
5.ФИПИ http://www.fipi.ru/