Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Родительское собрание «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 45.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Подготовительный этап (предварительная работа)
1.Запись на магнитофон речи детей (стихи, небольшие рассказы, загадки) в начале и конце учебного года.
- Анкетирование родите лей «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?», с помощью которого родители могут дос таточно объективно оценить подготовленность ребенка к школе (приложение 1).
- Выставка детских рисун ков на школьную тему.
- Подготовка плакатов:
- Грамоте учиться — всегда пригодится.
- Красна птица пером, а че ловек умом.
• «Счастье дается только знающим» (И. Бунин).
• Три несчастья есть у че ловека: смерть, старость и пло хие дети (украинская муд рость).
- Выставка методической литературы по подготовке де тей к школе: по обучению гра моте, чтению, письму, логи ческому мышлению.
- Оформление папок-рас кладушек «Советы, памятки учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателя, учи теля начальных классов» (при ложение 2).
Выступление учителя-логопеда
Речевая готовность ребенка к школе
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является пере ход в новый социальный ста тус: дошкольник становится школьником. Переход от иг ровой деятельности к учебной существенно влияет на моти вы и поведение ребенка. Ка чество учебной деятельности будет зависеть от того, на сколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая мотори ка пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функциони рование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружа ющем мире (пространство, время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная актив ность, желание учиться, инте рес к знаниям, любознатель ность;
- коммуникативная дея тельность, готовность к совме стной с другими детьми рабо те, сотрудничеству, взаимопо мощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения ка чества. Готовность к школьно му обучению формируется за долго до поступления в школу и не завершается в первом клас се, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобща ющей деятельности мышления. Школьное обучение предъяв ляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовнос ти к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечис лим их.
1. Сформированность звуко вой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических
групп.
2. Полная сформирован ность фонематических процес сов, умение слышать и разли чать, дифференцировать фоне мы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звуко вого состава речи: умение вы делять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ауи; анализ обратного слога гласный — согласный типа ап; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Дети должны знать и правильно употреблять тер мины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки глас ный, согласный, звонкий, глу хой, твердый, мягкий. Оцени ваются умение работать со схе мой слова, разрезной азбукой, навыки послогового чтения.
4. Умение пользоваться раз ными способами словообразо вания, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласка тельным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами: меховая, меховой; образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грам матического строя речи: уме ние пользоваться развернутой фразовой речью, умение рабо тать с предложением; правиль но строить простые предложе ния, видеть связь слов в пред ложениях, распространять предложения второстепенны ми и однородными членами; работать с деформированным • предложением, самостоятельно находить ошибки и устра нять их; составлять предложе ния по опорным словам и кар тинкам. Владеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание. Составлять само стоятельно рассказ-описание. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фо нематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвое нии программ общеобразова тельной школы.
Формирование граммати чески правильной, лексичес ки богатой и фонетически чет кой речи, дающей возмож ность речевого общения и подготавливающей к обуче нию в школе, — одна из важ ных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. Ребенок с хорошо раз витой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать во просы, договориться со свер стниками о совместной игре. И наоборот, невнятная речь ребенка затрудняет его взаи моотношения с людьми и не редко накладывает отпечаток на его характер. К 6—7 годам дети с речевой патологией на чинают осознавать дефекты своей речи, болезненно пере живают их, становятся молча ливыми, застенчивыми, раз дражительными .
Для воспитания полноцен ной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллекти вом. Ведь в семье малыша по нимают с полуслова и он не испытывает особых затрудне ний, если его речь несовер шенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окру жающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстни ки и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фо нетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присут ствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обна руживаются очень скоро). Осо бенно необходимым становит ся правильное произношение звуков и слов при овладении грамотой. Младшие школьни ки пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетически ми дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чте ния).
Школьники, у которых от клонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или не скольких звуков, как прави ло, учатся хорошо. Такие де фекты речи обычно не ска зываются отрицательно на усвоении школьной програм мы. Дети правильно соотно сят звуки и буквы, не допус кают в письменных работах ошибок, связанных с недостат ками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспе вающих практически нет.
Школьники с несформированной звуковой стороной речи (произношение, фонематичес кие процессы), как правило, заменяют и смешивают фоне мы, сходные по звучанию или артикуляции (шипящих — свистящих; звонких — глухих; твердых — мягких, р — л). Они испытывают трудности в восприятии на слух близких звуков, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах (бочка — почка). Такой уровень недораз вития звуковой стороны речи препятствует овладению навы ками анализа и синтеза зву кового состава слова и служит причиной появления вторично го дефекта (дислексии и дисграфии как специфических нарушений при чтении и письме).
У школьников наряду с на рушениями произношения зву ков может наблюдаться недораз витие фонематических процес сов и лексико-грамматических средств языка (общее недораз витие речи). Они испытывают большие трудности при чтении и письме, ведущие к стойкой неуспеваемости по родному языку и другим предметам.
У таких детей произношение звуков чаще бывает смазанным, невнятным, у них наблюдается ярко выраженная недостаточ ность фонематических процес сов, их словарь ограничен, грам матическое оформление устных высказываний изобилует спе цифическими ошибками; са мостоятельное высказывание в пределах обиходно бытовой те матики характеризуется фраг ментарностью, бедностью, смысловой незаконченностью. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препят ствия при обучении грамотно му письму и правильному чте нию. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографичес ких и синтаксических ошибок.
Основная задача родите лей вовремя обратить внимание на различные нару шения устной речи своего ре бенка, чтобы начать логопеди ческую работу с ним до шко лы, предотвратить трудности общения в коллективе и неус певаемость в общеобразователь ной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.
Выступление педагога-психолога
Психологическая готовность ребенка к школе
Поступление в школу — чрезвычайно ответственный момент как для самого ребен ка, так и для его родителей.
Готовность к школе — это не только обучение чтению и счету, не только покупка не обходимых школьных принад лежностей, это функциональ ное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему успешно справиться со школь ной программой.
Функциональная готовность ребенка — стимуляция физи ологических и психических процессов в его организме: раз витие мелкой моторики паль цев, координации движений рук, пальцев и зрительного аппарата, внимания, памяти, мышления, воображения, речи, а также знание и пони мание окружающего мира. Большое влияние на готовность ребенка оказывают эмоциональная сфера, интеллектуаль ная готовность, интерес к но вому и навыки общения.
Прежде всего у дошкольни ка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению. Важно, чтобы он хотел учиться, мог овладеть знаниями и испытывал удо вольствие и радость от учебы. Опрос детей подготовитель ных групп показал, что прак тически все дети не хотят в школу, обосновывая это неже лание по-разному: трудно учиться; в школе будет домаш няя работа и др. А те, кто дает положительный ответ на этот вопрос, обосновывают его тем, что все его сверстники туда пойдут, что в школе есть звон ки, перемены, столовая. Од нако это не значит, что дети осознали важность учебы и го товы прилежно учиться. Внут ренняя позиция ребенка яв ляется основой готовности к обучению, поэтому так важно сформировать у него правиль ное отношение к школе, но вому социальному статусу.
Если ребенок не готов к новой социальной роли — по зиции школьника, если у него не сформирована мотивационная готовность к обуче нию, то, возможно, возникнут трудности. Можно столкнуть ся со стойким нежеланием идти в школу, невысоким по знавательным интересом, сла бой учебной активностью, низкой работоспособностью и пассивностью.
Родителям стоит задумать ся, если к 6—7 годам ребенок:
— негативно относится к любой умственной деятельно сти;
— не любит отвечать на вопросы, не любит чтение;
— не может подчиняться правилам;
— не может подобрать синонимы или антонимы;
- не умеет ориентировать ся на заданную систему тре бований;
- не умеет слушать гово рящего и воспроизводить за дания;
- не умеет воспроизводить задание на основе зрительно го восприятия образца.
Для предотвращения этих негативных сторон родители должны:
- рассказать ребенку, что значит быть школьником и какие обязанности появятся в школе;
- на доступных примерах показать важность уроков, оценок, школьного распоряд ка;
- воспитывать интерес к содержанию знаний и полу чению новых знаний;
— никогда не говорить, что в школе неинтересно, что это напрасная трата времени и сил.
Дошкольник обычно с удо вольствием изучает буквы, стремится научиться читать и писать, проявляет высокую любознательность, изводя взрослых своими «почему?» и «хочу в школу».
Но не только умение пи-гать, читать и считать опре деляют мотивационную готов ность к школе. Конечно, хо рошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой же навык (хотя и очень важный для раз вития ребенка), как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологически ми механизмами памяти, мыш ления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители про должают совершенствовать функциональные структуры организма. Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и счи тать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не долж ны становиться самоцелью. Нужно учитывать всю много гранность процесса развития ребенка, совершенствовать функциональные механизмы речи, внимания, мышления, памяти. Различие между ре бенком, который рано научил ся читать, и тем, который на учился позднее, сотрется к 3— 4-му классу, а возможно, дру гие дети и вовсе перегонят его.
Поэтому обучение чтению и счету — важная, но не глав ная часть в развитии ребен ка. Важнее желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, под чинять свои интересы требо ваниям взрослых, контролиро вать свое поведение.
Признаки готовности к школе:
- сильное желание учить ся (созревание учебного моти ва);
- достаточно широкий круг знаний об окружающем мире;
- способность к выполне нию основных мыслительных операций;
- достижение определен ного уровня физической и психической выносливости;
- развитие интеллектуаль ных, моральных и эстетичес ких чувств;
- определенный уровень речевого развития (коммуни кация): ребенок должен быть вежливым в общении со взрос лыми и сверстниками; уметь вступать в контакт; быть дис циплинированным .
Дошкольный возраст явля ется сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств, кото рые входят в число необходи мых предпосылок формирова ния учебной деятельности.
Охарактеризуем кратко каждый психический про цесс.
Память — способность вос производить, запоминать, что очень важно для обучения в школе. Многие родители пе реживают, что у их ребенка «дырявая» память (не запоми нает стихи, не может вспом нить свой адрес), боятся слож ностей в учебе. Действительно, в школе необходимо запоми нать много информации, а без запоминания и воспроизведе ния предыдущего материала невозможно усвоение нового. Для школы важно, чтобы ре бенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запом нить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыс лов, разделение на части, схе мы. Чем больше родители бу дут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно по просить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пе ресказать сюжет.
Слух — почти всю инфор мацию об окружающих пред метах и явлениях дошкольник узнает на слух. В школе 70% учебного времени отводится на то, чтобы слушать учителя, ответы одноклассников. По этому важно развивать актив ное слушание, способность удерживать внимание на важ ной информации, не отвлека ясь на посторонние звуки. Активное слушание развива ется при чтении вслух сказок, историй. Расскажите ребенку сказку и попросите переска зать ее любимой игрушке. Эти игры развивают слуховое вни мание. Если, занимаясь с ре бенком или что-то объясняя ему, вы замечаете, что он зе вает, вертится, отвлекается, то следует изменить громкость голоса, темп речи.
Внимание — способность к сосредоточению при выполне нии определенных действий, выделение объектов среди других (знаки, рисунки, лица) необходимы для умения уви деть и удерживать образы, возникающие в процессе обу чения.
Пример: по дороге из дет ского сада спросите у ребен ка, во что были одеты его дру зья, поинтересуйтесь, какого цвета был бант у подружки, куда она положила игрушку, которой играла. Эти задания научат ребенка быть наблюда тельным и внимательным.
Пространственная ориен тация — способность разли чать местоположение предме тов, учитывать их перемеще ние необходимо для общей ориентировки в пространстве и на бумаге. Чтобы это не вы звало затруднений у перво классника, нужно заранее подготовить его и научить чет ко ориентироваться в про странстве. Дл этого полезно поиграть с ним в игры. На пример: спрятав что-то, на правляйте его поиск команда ми: далеко, близко, слева, справа. Идя по улице, порас суждайте, что где находится. Эти занятия помогут ребенку уверенно ориентироваться не только в окружении, но и на бумаге.
Мышление — умение срав нивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать, продолжить неза конченное предложение.
Многие родители придают огромное значение физичес кому состоянию детей, конеч но, они хотят, чтобы дети не болели. Но немногие родите ли уделяют внимание психи ческому и умственному раз витию ребенка. Желательно заниматься с детьми специ альными упражнениями каж дый день 15—30 мин. Глав ное в занятиях не количество часов, а их регулярность и те матика.
Выступление воспитателя
Обучение грамоте
в подготовительной к школе группе
В систему коррекционного обучения входят специальные упражнения, направленные на подготовку детей к обуче нию грамоте и овладению ее элементами. У детей воспитываются внимание к звуковой стороне речи, умение не толь ко произносить, но и разли чать все фонемы родного язы ка.
Обучение грамоте проводит ся на материале только пра вильно произносимых звуков в следующих направлениях.
- Подготовка к анализу и син тезу звукового состава слова.
- Формирование навыка бег лого послогового чтения.
Первоначально детей учат выделять начальный ударный гласный в словах типа ива, Аня, утка. Затем дети запо минают и анализируют ряды гласных типа ауи, определяя, сколько звуков, какой звук первый, второй, третий. Да лее учат выделять первый и последний согласный в слове (паук, кот, мак), а также проводить анализ и синтез сочетаний типа ап, ук, от (сколько звуков, какой звук первый, второй), после чего определяют слогообразующий гласный из положения после согласного (бык, кот, мак). Все эти упражнения подготав ливают детей к усвоению ана лиза и синтеза прямого слога и односложных слов, одновре менно они знакомятся с тер минами « звук», « гласный », «согласный».
На последующих занятиях учат разделять слова на сло ги, составлять схему одно- и двусложных слов, проводить звукослоговой анализ и синтез слов типа суп, косы, утка, усваивать качественную ха рактеристику звуков — твер дых и мягких, слогообразую щую роль гласного звука.
Составляя различные виды схем, дети подбирают к ним слова. Постепенно задания усложняются: дети должны подобрать соответствующие слова к заданной модели (пер вый звук — глухой соглас ный, второй — гласный, тре тий — звонкий согласный, четвертый — гласный, напри мер, козы). Одновременно де тей знакомят с графическим изображением гласных, а за тем согласных букв. Сначала буквы вписываются в схему слова, затем дети читают сло ги и слова, складывая их из букв разрезной азбуки. Пред лагаются варианты преобразо вания слова (лак — рак — мак).
Обращается внимание на осознанное чтение слов. По мере усвоения слогового чте ния слов различной сложнос ти (на основе их анализа) де тей учат расчленять предло жения на слова, прочитать их. Они усваивают разницу меж ду словом и предложением, соблюдая паузы между слова ми, правила написания за главной буквы, раздельного написания слов, постановки точки в конце предложения.
От чтения предложений дети переходят к осмысленно му беглому чтению легких текстов, дают осмысленные ответы по прочитанному тек сту, учатся ставить вопросы и пересказывать прочитанное.
Выступление воспитателя
Математическое развитие ребенка в семье
Математическое развитие ребенка в семье осуществля ется под руководством взрос лых постепенно, в процессе систематических занятий, на правленных на ознакомление с количественными, простран ственными и временными от ношениями. Занятия могут проходить в форме игры, бе седы, рассказов и объяснений взрослого, а также организа ции практических действий самих детей (накладывания, прикладывания, измерения, вырезания, конструирования, пересчитывания, письма, штриховки и др.). У ребенка постепенно формируются зна ния о том, что окружающий мир наполнен множеством звуков, движений, предметов, отличающихся по своей при роде, количеству, форме, раз меру, расположением в про странстве. Чем точнее, полнее у детей эти знания, тем глуб же они понимают окружаю щую действительность.
Одновременно с приобрете нием знаний развиваются умения сравнивать отдельные предметы и множества, выде лять их основные особеннос ти и качества, группировать (объединять) по этим призна кам. Оперируя разными мно жествами (предметами, иг рушками), ребенок учится выяснять равенство и неравен ство множеств, называть ко личество определенными сло вами: больше, меньше, поров ну. Сравнение конкретных множеств готовит ребенка к усвоению в будущем понятия числа.
Содержание и методика про ведения занятий в семье зави сят прежде всего от уровня раз вития ребенка. Основные прин ципы организации занятий — доступность предложенного материала, последовательность, систематичность в работе, ши рокое использование наглядно сти, заинтересованность и ак тивность самих детей.
Для занятий пригодны мелкие предметы, игрушки, карточки, геометрические фигуры, разные по цвету и размеру. Материал для каж дого занятия родители подби рают в соответствии с целью обучения и предлагают ребен ку именно тот, который ну жен для этого занятия. Для родителей существует множе ство ситуаций для выявления уровня имеющихся математи ческих знаний и умений у ребенка. На кухне можно сравнивать величину овощей, на прогулке — длину доро жек, рисуя вместе, определять количество карандашей.
Ребенок, который стоит на пороге школы, обязательно должен владеть элементарны ми математическими знания ми и навыками самоорганиза ции.
Приложение 1
Анкета для родителей «Готов ли ваш ребенок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника вол нует множество вопросов: смо жет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что дол жен уметь накануне поступ ления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объектив но оценить подготовленность ребенка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
1. Часто ваш малыш заяв ляет о своем желании идти в школу?
2. Вашего ребенка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрос лое» положение), чем возмож ность больше узнать и много му научиться?
- Считаете ли вы, что ваш ребенок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательно го для него задания?
- Общителен ли ваш ребе нок как с детьми, так и со взрослыми?
- Способен ли хорошо за помнить и выполнить устное поручение (например, по те лефону)?
- Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоя тельно?
- Как относится к игруш кам и личным вещам (всегда убирает их или вы устали на поминать ему об этом)?
8. Умеет ли считать до 20и обратно?
9. Может ли сравнивать числа и предметы?
- Способен ли складывать и вычитать в пределах 20?
- Знает ли простые геомет рические фигуры (круг, квад рат, треугольник, прямоуголь ник)?
- Умеет ли выделять су щественные признаки в пред метах (например, у птицы есть клюв, перья)?
- Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера(напри мер, назвать одним словом «обувь» слова «сапоги», «туф ли», «ботинки»)?
- Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным смыслом (например, «жарко» — «холод но»)?
- Умеет ли составлять рас сказ по картинкам?
- Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
- Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (С трудом и без всякого удовольствия.)
- Умеет ли уверенно пользо ваться шариковой ручкой?
- Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами ?
- Доставляет ли ему удо вольствие раскрашивать или рисовать?
- Рисунки вашего ребен ка, как правило, неаккурат ны, размашисты и не завер шены?
22. Может ли без особого труда собрать разрезанную на
несколько частей картинку?
- Может ли придумать сло во к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, «дерево — ветки», «книга — страницы»)?
- Считаете ли вы, что ваш малыш нелюбознателен и пло хо осведомлен?
Соотнесите свои ответы с ключом:
- если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 отве тили «да», то за каждый ответ начислите по одному баллу;
- если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «нет», то начислите за каждый ответ еще по одному баллу.
Подсчитайте общее количе ство баллов. Если оно состав ляет:
20—24 балла, то поздравля ем! Ваш ребенок готов к шко ле, ему будет легче справлять ся со школьными трудностя ми. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению новых знаний.
15—19 баллов — вам сле дует уделить больше внима ния своему малышу, содержа ние вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нуж ное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребенок почти готов к школе.
14 баллов и менее — луч шим советом для вас будет по говорка: «Терпение и труд все перетрут». Ваш малыш ждет помощи и сотрудничества. По грузитесь вместе с ним в раз вивающие, занимательные игры, путешествуйте по стра ницам книг. Все это поможет ребенку достигнуть успеха и пойти в школу подготовлен ным.
Приложение 2
Советы психолога
Ребенок дошкольного возра ста обладает поистине огром ными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт по знания и исследования мира. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможнос ти. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок пере ступит порог школы с уверен ностью, учение станет для него не тяжелой обязанностью, а ра достью, и у вас не будет осно ваний расстраиваться по пово ду его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуй тесь следующими советами.
1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время заня тий. Если ему весело учиться, он учится лучше. Интерес — лучшая из мотиваций, он де лает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испыты вать удовлетворение от интел лектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способ ностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предло жите более легкий вариант.
3. Не проявляйте излиш ней тревоги по поводу недо статочных успехов и медлен ного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не спешите, не давайте задания, превышающие интеллекту альные возможности ребенка. 5. В занятиях нужна мера. Не заставляйте делать упраж нение, если ребенок вертит ся, устал, расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносли вости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возмож ность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится. 6. Дети дошкольного возра ста плохо воспринимают стро го регламентированные, повторяющиеся, монотонные заня тия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать иг ровую форму.
7. Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотруд ничества и коллективизма; научите его дружить с други ми детьми, делить с ними ус пехи и неудачи: все это ему пригодится в социально слож ной атмосфере общеобразова тельной школы.
8. Избегайте неодобритель ной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ре бенка за его терпение, настой чивость. Никогда не подчерки вайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируй те у него уверенность в своих силах.
А самое главное, постарай тесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удоволь ствие от процесса общения, никогда не теряйте чувства юмора. Помните, что у вас по явилась прекрасная возмож ность подружиться с ребенком.
Приложение 3
Памятка воспитателя
Обучение грамоте — ответ ственный период в жизни ре бенка. И то, насколько благо получно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательнос ти, ласки. Проявляйте истин ный интерес ко всему, что свя зано с обучением. Ни в коем случае не допускайте грубого «нажима», бестактности и других негативных моментов в общении с будущим учени ком. Дайте ребенку поверить в собственные силы. Пусть он от занятия к занятию чувству ет свой успех, делает какие-то маленькие «открытия» для себя и с радостью идет на каж дое занятие. Пусть он думает, проявляет инициативу, творче ство; старайтесь идти от жела ний ребенка и не подавляйте его своей ученостью!
Приложение 4
Советы логопеда
1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не пере гружайте его речевыми заня тиями. Игры, упражнения, речевой материал должны со ответствовать возрасту,
- При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Зву ки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обо роты, встречающиеся в тек сте, непременно объясните.
- Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотреб ляйте уменьшительно-ласка тельными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняй те недостаток речи ребенка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить то или иное слово, если ребенок торо пится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша».
5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудь те проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если в доме есть магнитофон, записывай те речь ребенка. Такие запи си не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Список использованной и рекомендуемой литературы
Агранович З.Е. Логопедичес кая работа по преодолению на рушений слоговой структуры слов у детей. СПб., 2000.
Анисимова Т.Б. Подготовка ребенка к школе. М., 2003.
Безруких ММ., Ефимова СП.Ребенок идет в школу. М., 2002.
Горбунова НА. Родительскиесобрания в начальной школе.Ч. 1, 2. Волгоград, 2003.
Данилова В.В. Математичес кая подготовка детей в дошколь ных учреждениях. М., 1987.
Дубровина И.В. Готовность к школе. М., 2001.
Каше ГА. Подготовка к шко ле детей с недостатками речи. М., 1985.
Парамонова Л.Г., Ильина М.Н. Тесты для детей «Готов ли Ваш ребенок к школе». Сб. тестов и развивающих упражнений. 1998.
Смолякова О.К., Смоляко-ва Н.В. Математика для до школьников. М., 1998.
Широкова РА. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д, 2004.
Шумаева Д.Г. Как хорошо уметь читать. СПб., 2000.