Работа с родителями
Предварительный просмотр:
«Овощи»
- В разделе «Лексика» добавьте картинки с изображени ем овощей: чеснока, перца, баклажана, кабачка, редиски, го роха, подпишите.
Дети должны знать названия всех вклеенных овощей.
- Напомните, где растут овощи (в огороде, на грядке), как собирают каждый из них (срывают, срезают, выдергивают или выкапывают), что из них можно приготовить.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Назови ласково» со всеми названиями овощей (например, лук — лучок);
б) игру «Один — много» со всеми овощами (например, один огурец — много огурцов);
в) игру «Повар»:
котлета из капусты — капустная, из моркови — из свеклы — из картофеля — .., суп из гороха — салат из огурцов — ... .
Следите за четким проговариванием окончаний в словах.
«Игрушки»
- В разделе «Лексика» рассмотрите с ребенком изображения игрушек, назовите их. Как они называются одним словом? Вспом нить, где изготавливают игрушки (на фабрике), из чего делают (из дерева, пластмассы, металла, резины...), где продают.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Наоборот»:
Мишка мягкий, а кубик ... (твердый). Машина тяжелая, а шарик ... (легкий).
Пирамидка новая, а ведро ... . Мячик гладкий, а кубик ... ;
б) игру «Из чего — какой?»:
Мяч из резины (какой?) — резиновый. Пирамида из дерева (какая?) — деревянная. Ведро из пластмассы (какое?) — ... . Лопатка из железа (какая?) — ... .
Следите за четким проговариванием окончаний в словах.
«Предметы живые и неживые»
- Объясните:
- живые предметы — едят, растут, сами двигаются;
- неживые предметы этого не могут.
Про живые предметы спрашиваем — кто это?
Про неживые предметы спрашиваем — что это?
2.В разделе «Коррекционная работа» запишите по пять примеров живых и неживых предметов, придуманных ребенком:
- кто это? — кошка, синица
- что это? — дерево, стол и т.д.
3.Игра «Задай вопрос» — ребенок смотрит на рисунок и задает правильный вопрос (кто это? или что это?):
дерево рыба ведро цветок мяч грибок улитка бабочка
«Осень»
- В разделе «Лексика» рассмотрите картинки с изображе нием осени. Проведите беседу о приметах осени (становится холоднее, часто идут дожди и бывает пасмурная погода, сол нышко светит редко и уже почти не греет, люди одеваются в осеннюю одежду и обувь, перелетные птицы улетают в теп лые края, дикие животные готовят запасы на зиму, листья на деревьях становятся разноцветными и опадают, трава желте ет и т.д.). Понаблюдайте за приметами осени на прогулке, обсуждая их с ребенком.
- Выучите с ребенком названия осенних месяцев по по рядку (сентябрь, октябрь, ноябрь). Он должен знать, какое время года было до осени, а какое будет после осени.
- Составьте с ребенком и выучите рассказ об осени по схеме.
Пример рассказа.
Наступила осень. Дни становятся короче, а ночи длиннее.
Часто идет дождь, дует сильный ветер. Солнышко светит редко и уже не греет.
Листья на деревьях становятся разноцветными и опадают.
Дикие животные готовятся к зиме. Перелетные птицы уле тают в теплые края.
Люди на полях и в огородах собирают урожай овощей и фруктов.
Осенью дети идут в школу.
«Звук [а], буква А»
- Напомните: звук [а] можно петь, тянуть, громко крик нуть.
Звуки, которые можно петь, тянуть и громко крикнуть, называются гласными. Обозначаются красным квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте:
а) добавьте картинки со звуком [а] в конце слова (зима, книга...), подпишите печатными буквами (взрослый);
б) на всех вклеенных картинках вместе с ребенком опреде лите место звука [а] в словах (в начале или конце): зима — звук [а] в конце слова, апельсин — звук fa] в начале слова;
Для определения места указанного звука в слове ребенок должен обязательно произнести слово, при необходимости — несколько раз.
в) предложите ребенку напечатать строчку буквы А; повто рите с ним стихотворение о букве А.
«Звук [у], буква У»
- Напомните: звук [у] можно петь, тянуть, громко крик нуть, значит, он гласный, обозначайте красным квадрати ком.
- В тетради по обучению грамоте:
а) добавьте картинки со звуком [у] в конце слова (кенгуру, какаду), подпишите печатными буквами;
б) на всех вклеенных картинках определите место звука [у] в словах (в начале или конце слова);
Для определения места указанного звука в слове ребенок должен обязательно произнести слово, при необходимости — несколько раз.
в) предложите ребенку напечатать строчку буквы У, повто рите с ним стихотворение о букве У;
г) выполните звукобуквенный анализ сочетаний уа, ау.
Схема звукобуквенного анализа:
- АУ. Сколько звуков произнесено? (Два.);
- назови первый звук ([а].);
- какой это звук? Можно его петь, тянуть, громко крик нуть? (Да, [а] — гласный звук.);
- значит, какой квадратик рисуем? (Красный.)',
- какую букву над ним напишем? (Букву А.);
- назови второй звук ([у].);
- какой это звук? Можно его петь, тянуть, громко крик нуть? (Да, [у] — гласный звук.);
- какой квадратик рисуем? (Красный.);
- какую букву над ним напишем? (Букву У.);
- прочитай, что получилось. (Ау.)
«Фрунты. Фрукты - овощи»
- В разделе «Лексика» добавьте изображения абрикоса, персика, сливы. Напомните, что относится к фруктам, где они растут. (Во фруктовом саду, на деревьях.)
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло: жите ребенку:
а) игру «Повар»:
сок из яблок (какой?) — яблочный, из груш — .., из апель синов— .., из лимонов — лимонный, из мандаринов — .., из абрикосов — .., из слив — сливовый;
б) игру «Один — много» (со словами: яблоко, апельсин, груша, лимон, мандарин, абрикос, слива):
одно яблоко — много яблок и т.д.;
в) нарисуйте яблоко и огурец, проведите их сравнение по плану:
что это? где растет? какого цвета? какой формы? какой на ощупь?
Запишите получившийся рассказ, следите за четким про говариванием ребенком окончаний (например: круглое, оваль ный...). Рассказ выучите.
Пример рассказа. Это яблоко, а это огурец. Яблоко растет в саду на дереве, а огурец — в огороде.
- Запишите, выучите загадку об одном овоще и одном фрукте.
«Винительный падеж существительных»
Беседа. Представь, что мы с тобой пошли в лес. Подумай и скажи:
Кого можно увидеть в лесу? (Ребенок подбирает пять-шесть слов, например: лису, волка...)
Что можно увидеть в лесу? (грибы, березы...)
А теперь представь, что мы пошли с тобой в зоопарк. По думай и скажи:
Кого можно увидеть в зоопарке? (Зебру, бегемота...)
Что можно увидеть в зоопарке? (Клетки, деревья, карусе ли...)
Ответы ребенка запишите в раздел «Коррекционная рабо та».
«Ягоды»
- В разделе «Лексика» добавьте картинки с изображени ем ягод: садовые — черную и красную смородину, крыжов ник, клубнику; лесные — голубику и ежевику. Напомните, что ягоды растут в лесу и на кустах в саду, бывают лесные (брусника, клюква, черника, голубика, малина) и садовые (перечислить). Перечислите, что из них можно приготовить (варенье, компот, джем, повидло).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку игру «Повар»:
компот из малины (какой?) — малиновый, из клюквы —…,
из черники — из смородины — ..; варенье из малины (какое?) — малиновое, из клюквы — из черники — .., из смородины — ... .
Следите за четким произнесением окончаний.
«Звук [и], буква И»
- Объясните: звук [и] можно петь, тянуть, громко крик нуть, значит, он гласный. Обозначается красным квадрати ком.
- В тетради по обучению грамоте:
а) добавьте картинки со звуком [и] в конце слова (тетради, воробьи...);
б) вместе с ребенком определите на всех наклеенных кар тинках место звука [и] в слове (в начале или конце);
в) помогите напечатать строчку буквы И, вспомните сти хотворение про нее;
г) выполните звукобуквенный анализ сочетаний иа, иу.
«Деревья»
- В разделе «Лексика» рассмотрите уже знакомые названия деревьев. Добавьте к уже имеющимся иллюстрациям картинки сосны, тополя, ивы; рассмотрите их на иллюстрации, прогулке, объясните, как их нужно различать (у ивы — тонкие ветки, опущенные вниз, листья длинные, узкие; у сосны — ветки растут только около верхушки, длинные иголки).
- Объясните, что деревья бывают:
- лиственные (на ветках листья) — береза, дуб, тополь..;
- хвойные (на ветках не листья, а хвоя — иголки) — сосна, ель.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку:
а) игру «Посчитай до пяти» со словами: дуб, береза, сосна,- рябина:
один дуб, два дуба, три дуба, четыре дуба, пять дубов;
Следите за окончаниями.
б) игру «Чей лист (ветка)?»:
ветка ели — еловая, ветка сосны — .., лист березы — бере зовый лист, лист ивы — лист рябины — .., лист клена — .., лист тополя — .., лист дуба — ... .
- Выучите загадку о тополе:
То ли с крыши, то ли с неба —
Или вата, или пух.
Или, может, хлопья снега Появились летом вдруг?
Кто же их исподтишка Сыплет, будто из мешка?
«Звук [о], буква О»
- Объясните: звук [о] — гласный. Его можно петь, тя нуть, громко крикнуть. Обозначается красным квадратиком.
- Игра «Где спрятался звук [о]?» (определение места зву ка в слове: в начале или конце):
давно, облако, озеро, кино, перо, осень, овощи, тепло, об руч, светло, далеко.
- Повторите с ребенком стихотворение о букве О; помоги те ему напечатать строчку буквы О.
«Дикие животные наших лесов»
- В разделе «Лексика» добавьте изображения ежа, оленя, лося. Рассмотрите изображения вместе, отметьте их внешние признаки, расскажите о том, где они живут, чем питаются.
- Поясните, что волк и лиса — хищники, питаются дру гими животными.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «У кого — кто?»:
у медведя — медвежонок, медвежата; у лося — у оленя — .., у ежа — ..;
б) игру «Кого поймал охотник?» (родительный падеж су ществительных).
Охотник поймал в лесу (кого?) медведя, волка;
в) игру «Кто где живет?» (употребление в речи предлога в, предложный падеж существительных):
лиса живет (где?) — в норе, белка — в дупле, волк — в логове, медведь — в берлоге;
г) игру «Назови семью»:
папа — медведь, мама — медведица;
папа — волк, мама — ... ;
папа — заяц, мама — ... ;
папа — еж, мама — ... ;
папа — лось, мама — ... ;
папа — олень, мама — ....
«Домашние животные»
- В разделе «Лексика» добавьте изображения домашних животных: козы, свиньи, овцы. Объясните, почему они назы ваются домашними (живут или в доме человека, или рядом с домом, в специальных постройках, человек за ними ухажива ет), какую пользу приносит каждое из них.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку:
а) игру «У кого — кто?»:
у лошади — жеребенок, жеребята; у коровы — теленок, ..; у козы — ..; у свиньи — ..; у овцы — ягненок (!), ягнята;
б) игру «Кого кормит мама?» (родительный падеж суще ствительных единственного числа):
Мама кормит корову. Мама кормит козу. (Далее аналогич но со всеми домашними животными.);
в) игру «Чей хвост?»:
у коровы хвост коровий. У лошади — лошадиный. (Далее аналогично со всеми домашними животными.)
«Звук [м], буква М»
- Объясните: звук [м] — согласный (его нельзя петь и громко крикнуть). Обозначается синим квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте:
а) вклейте картинки со звуком [м] (твердым) в начале и конце слова, определите место звука [м];
б) раскрасьте букву М, напечатайте строчку буквы О;
в) выучите стихотворение:
Палочка и палочка,
Между ними галочка.
И понятно сразу всем —
Получилась буква М;
г) выполните звукобуквенный анализ слогов: ам, ом, им, ум.
- Прочитайте слоговую таблицу с буквой М в конце тетради.
- Развитие зрительного внимания — игра «Почини букву»; рассмотрите букву М, написанную слева, «почините» осталь ные буквы (допишите их):
«Одежда. Обувь»
- Напомните ребенку:
- для чего нужна одежда, обувь; из чего ее делают;
- виды одежды, обуви (зимняя — летняя, мужская — жен ская — детская, спортивная, домашняя);
- части одежды, обуви (карман, воротник, пояс, рукава, пуговица, петля, молния; голенище, каблук, подошва, носок, пятка).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку:
а) игру «Один — одна — одно» (согласование существи тельных с числительным «один»):
куртка — одна куртка, плащ — один плащ, пальто — одно пальто и т.д. со всеми предметами одежды;
б) игру «Из чего — что?» (образование относительных при лагательных):
куртка из кожи — (какая?) кожаная; платье из шелка — (какое?) шелковое;
юбка из шерсти — ... шерстяная; шуба из меха — ... меховая;
сапоги из резины — ... резиновые.
Следите за окончаниями.
«Звук [с], буква С»
- Объясните: звук [с] — согласный (его нельзя петь и громко крикнуть). Обозначается синим квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте (на левой странице):
а) раскрасьте синим цветом букву С;
б) напечатайте строчку буквы С;
в) выучите:
Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом;
В. Степанов
г) выполните звукобуквенный анализ слогов: АС, ИС, СА, СУ;
д) подберите картинки со звуком [с] (твердым) в начале, середине, конце слова; определите место звука [с] в словах.
- Прочитайте слоговую таблицу с буквами С, М (слоги читать слитно).
- Развивайте зрительное внимание — игра «Найди бук ву».
Рассмотрите написанную слева букву С, найдите правиль но написанную, обведите ее:
ссᴐссᴐссᴐс
«Зимующие птицы»
- В разделе «Лексика» добавьте картинки с изображени ем зимующих птиц: сороки, дятла, совы, клеста.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Один — много» (со всеми зимующими птицами);
б) игру «Два — две» (со всеми зимующими птицами):
два воробья, две совы и т.д.
- Выучите, кто как голос подает:
воробей — чирикает, голубь — воркует, сова — ухает, со рока — трещит, ворона — каркает, синица — тенькает.
По возможности послушайте голоса этих птиц в природе.
- Выучите загадку о любой зимующей птице:
За синие крылья она так зовется.
И в холод и в зной ей так звонко поется!
В рубашечке желтой, и впрямь невеличка.
Так как же ее назовешь ты? (Синичка.)
Птички на деревья сели. Посчитай-ка: раз, два, три...
На зимовку прилетели с красной грудкой ... (снегири).
- Кар-кар-кар! — кричит плутовка. Ну и ловкая воровка!
Все блестящие вещицы Очень любит эта птица!
И она вам всем знакома.
Как зовут ее?.. (Ворона.)
«Звук [х], буква Х»
- Объясните: звук [х] — согласный (его нельзя петь и громко крикнуть). Обозначается синим квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте (на левой странице):
а) раскрасьте букву X синим карандашом;
б) напечатайте строчку этой буквы.
- Выучите стихотворение:
X — забавная игрушка, Деревянная вертушка. Деревянная вертушка — Ветру вольному подружка.
В. Степанов
- Подберите картинки со звуком [х] (твердым) в разных позициях (в начале, середине и конце слова), определите ме сто звука в словах.
- Выполните звуковой анализ и печатание слогов и слов: АХ, УХ, ХО, МОХ, УХА (знать значение слов мох и уха).
- Прочитайте слоговые таблицы в конце тетради со всеми пройденными буквами.
- Развивайте зрительное внимание — игра «Почини букву».
«Новый год»
- В разделе «Лексика» вклейте картинки с изображением Деда Мороза, Снегурочки, елки, елочных игрушек. Объясни те, что такое серпантин, конфетти, гирлянда, хлопушка.
- В разделе «Коррекционная работа»:
а) нарисуйте с ребенком наряженную елку, запишите и выучите рассказ о ней по плану:
1) что это? 2) какая по цвету? 3) какая по форме? 4) какая на ощупь?
Пример рассказа. Это елка. Она зеленая, треугольная, ко лючая;
б) придумайте и запишите признаки (не менее пяти) к словам:
Новый год (какой?) — веселый, шумный, долгожданный и т.д.;
Дед Мороз (какой?) — старенький, добрый ... ;
Снегурочка (какая?) — молодая, красивая ... .
Следите за окончаниями прилагательных.
- Выучите любое стихотворение о елке, Новом годе.
«Мебель»
- В разделе «Лексика» добавьте картинки с изображени ем гардероба, буфета, тумбочки. Рассмотрите разные виды мебели, напомните их названия и назначение, части мебели (шкаф — стенки, дверцы, полки; стол — крышка, ножки; стул — сиденье, спинка, ножки; табуретка — сиденье, нож ки; кресло — сиденье, спинка, подлокотники). Задайте во просы:
Куда убирают одежду? — Одежду убирают в гардероб.
Куда убирают посуду? На чем можно сидеть? На чем мож но лежать? За каким столом можно обедать? За каким столом можно писать, делать уроки?
Следите за четким произнесением предлогов.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Один — много» со словами: стол, стул, кресло, диван, табуретка, тумбочка, кровать, гардероб, буфет;
б) игру «Из чего — что?»:
стол из пластмассы (какой?) — пластмассовый, табуретка из металла — .., шкаф из дерева — .., кресло из кожи — .., стол из стекла — ....
Следите за окончаниями существительных и прилагатель-
ных.
Тема «Предлог на»
- Объясните: «маленькие слова» (так пока называются пред логи) помогают узнать, где находится предмет.
- Рассмотрите схему предлога на в конце тетради. Выучите: «маленькое слово» на обозначает, что предмет
находится наверху другого предмета.
- Предложите детям выполнить задание с предметами (та релка, кубик, книжка, ручка), выделите голосом предлог на;
- положи кубик на пол. Где лежит кубик? (Кубик лежит на полу.);
- поставь тарелку на стол. Где стоит тарелка?;
- положи книгу на стул. Где лежит книга?;
- положи ручку на книгу. Где лежит ручка?
- Составьте предложения с предлогом на по рисункам:
«Предлог под»
- Напомните, для чего нужны «маленькие слова» (пред логи). (Помогают узнать, где находится предмет.)
- Рассмотрите схему предлогу под в конце тетради.
Выучите: «маленькое слово» под (произносим [пат]), ко торое обозначает, что один предмет находится внизу другого предмета.
- Напомните, что обозначает «маленькое слово» на.
- Выполните задание вместе с ребенком, выложив перед ним небольшие игрушки, выделяя предлог под:
Положи мишку под (произносим [пат]) кровать. Где ле жит мишка? (Мишка лежит под кроватью.)
Поставь машинку под стол. Где стоит машинка?
Спрячь зайку под подушку. Где лежит зайка?
- Составьте предложения с предлогом под (ребенок) по рисункам:
«Посуда»
- В разделе «Лексика» добавьте изображения хлебницы, перечницы, солонки, масленки, молочника, кофейника. Рас смотрите с ребенком чайную, столовую и кухонную посуду. Объясните, какие предметы посуды относятся к каждому из этих видов. Он должен знать и уметь называть части чайника (крышка, носик, донышко, ручка), кастрюли (две ручки, крышка, донышко).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
игру «Что — для чего?»:
посуда для хлеба — хлебница;
для сахара — ... ;
для супа — ... ;
для перца — ... ;
для конфет — ... ;
для салата — ... ;
для селедки — ... ;
для соли — солонка;
для масла — … ;
для молока —… молочник;
для кофе — ... ;
для соуса — ... .
- Выучите любую загадку:
По моей тарелке лодочка плывет.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка.)
Деревянная темница —
А в ней хлеб всегда хранится.
(Хлебница.)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу —
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай! Вода вскипела!»
(Чайник.)
Обязательно рассмотрите с ребенком всю перечисленную в задании посуду.
«Предлог в »
- Обозначьте вместе с ребенком в конце тетради схему предлога в («маленькое слово»).
Выучите: «маленькое слово» в (произносим [ф]) появляет ся тогда, когда один предмет находится внутри другого пред мета.
- Задайте вопросы:
в какую посуду кладут хлеб? (Хлеб кладут в хлебницу.)
в какую посуду кладут масло? (Масло кладут в масленку.)
в какую посуду насыпают соль?
в какую посуду наливают молоко?
- Составьте предложения с предлогом в по рисункам:
«Предлоги на, в, под»
- По схемам в конце тетради повторите значения этих предлогов.
- По рисункам составьте предложения с предлогами на, в, под. Запишите их в разделе «Коррекционная работа». Ребе нок должен нарисовать схемы получившихся предложений (ли ния на 4 клетки — любое слово, линия на 2 клетки — любой предлог, между словами 1 клетка, в конце предложения точка).
Пример схемы предложения:
Рыжая кошка сидит на диване.
«Звук [р], бунва Р»
- Объясните: звук [р] — согласный (спросите у ребенка: «Почему?»), твердый. Обозначается синим квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте (на левой странице) вместе с ребенком:
а) раскрасьте букву Р синим цветом;
б) подберите картинки со звуком [р] (твердым) в разных позициях: в начале, середине и конце слова; уметь опреде лять место звука [р] в этих словах;
в) напечатайте строчку буквы Р;
г) выполните звукобуквенный анализ слогов и слов: ар, up, ур, хор, сор (взрослый объясняет значение слов сор и хор);
д) прочитайте слоговую таблицу с буквой Р;
е) выучите стихотворение:
«Дрожу от страха до сих пор! — Воскликнуло полено. —
Похожа буква на топор! Расколет непременно!»
В. Степанов
- Развивайте зрительное внимание — игра «Найди букву». Найдите правильно написанные буквы Р, обведите их:
РРЯРРЯРРЯР
Развивайте зрительное внимание — игра «Почини букву».
«Транспорт»
- В разделе «Лексика» вклейте картинки с видами транс порта:
- наземный (троллейбус, трамвай, автомобиль, автобус);
- подземный (метро);
- воздушный (самолет, вертолет);
- водный (лодка, корабль, яхта).
Ребенок должен уметь называть эти виды транспорта и перечислять, что к ним относится, уметь отвечать на вопрос: «Как они называются одним словом?» (Транспорт.)
- Рассмотрите изображения самолета, грузовика и кораб ля, объясните название их частей:
самолет — крылья, хвост, шасси, иллюминаторы (+ что такое трап);
грузовик — кабина, кузов, колеса, фары, руль;
корабль — нос, корма, штурвал, палуба.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку:
а) игру «Один — много» со всеми видами транспорта (кро ме метро);
б) игру «Посчитай до пяти» со словами лодка, автобус, трам вай, корабль;
в) игру «Кто чем управляет?».
Самолетом управляет — летчик или пилот.
Машиной управляет — шофер или водитель.
Поездом управляет — машинист.
Кораблем управляет — капитан.
- Выучите любую загадку:
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землей.
(Метро.)
Кто, на бегу пары клубя, пуская дым трубой, Несет вперед и сам себя, да и меня с тобой?
(Поезд.)
С.Я. Маршак
«Звук [р’], буква Р»
- Объясните: звук [р’] — согласный, мягкий. Обозначает ся зеленым квадратиком.
Звуки [р] и [р’] «дружат», обозначаются одной буквой — Р.
- В тетради по обучению грамоте вместе с ребенком (на правой странице):
а) раскрасьте букву Р зеленым карандашом;
б) наклейте картинки со звуком [р’] (мягким) в разных позициях — в начале, середине и конце слова; определите место звука [р’] в этих словах;
в) выполните звукобуквенный анализ слогов и слов: ир,ри,рис;
г) прочитайте слоговую таблицу.
- Развивайте фонематический слух — игра «Почини слово». Предложите ребенку закончить слово звуком [р] или [р’],
произнести получившееся слово:
зве...(рь), кома...(р), топо... , две... , забо... , пова... , Его... , снеги... .
«Животные холодных стран»
- В разделе «Лексика» вместе с ребенком вклейте картин ки животных с изображением моржа, тюленя, морского коти ка, песца, северного оленя, пингвина, белого медведя. Рас смотрите их. Ребенок должен уметь показывать, называть их и отвечать на вопрос: «Как они называются все вместе?» (Жи вотные холодных стран.) Знать части тела: бивни (у мор жа), ласты (у моржа, тюленя, котика, пингвина).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Один — много» со всеми выше перечисленными животными,
например: один морской котик — много ... (морских коти ков) и т.д.;
б) игру «Назови детенышей»:
у моржа — моржонок — моржата; у пингвина — ... ; у оленя — ... ; у медведя — ... ; у тюленя — белёк — бельки(!).
- Выучите загадку о морже:
Это животное вспомните сами.
Хвост, как у рыбы, а морда — с усами,
Мчит под водою он, словно торпеда,
Ловит рыбешку себе для обеда.
В. Черняева
«Животные жарких стран»
- В разделе «Лексика» вклейте картинки с изображением жирафа, бегемота, слона, обезьяны, носорога, льва, зебры, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда. Ребенок должен уметь показывать и называть их, отвечать на вопрос: «Как они на зываются все вместе?» (Животные жарких стран.), знать части тела слона — хобот, бивни; кто такой хищник (живот ное, которое ест других животных).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Назови семью»:
папа мама детеныш
слон — слониха — слоненок (слонята);
лев — львица — ... ;
тигр — ... ;
б) игру «Один — много» со всеми перечисленными живот ными (один лев — много львов и т.д.).
Следите за окончаниями в словах.
в) игру «Четвертый лишний»:
бегемот, носорог, морж, обезья'на;
тюлень, белый медведь, морской котик, зебра;
лев,-заяц,леопард, слон.
Пример объяснения: бегемот, носорог, морж, обезьяна. Лиш ний— морж, потому что он живет в холодных странах, а остальные животные — в жарких странах.
- Выучите любую загадку В. Черняевой:
Очень трудно прыгать маме —
Дети у нее в кармане.
Если мамочка устанет, будто стул,
Свой хвост подставит.
(Кенгуру.)
На деревьях, с высоты Хоботом он рвет плоды.
А захочется водицы —
Снова хобот пригодится:
Хоботом в открытый рот,
Как из крана воду льет.
(Слон.)
«Домашние птицы»
- В разделе «Лексика» рассмотрите с ребенком изображе ния петуха, курицы, утки, гуся, индюка; напомните, почему этих птиц называют домашними, какую пользу они приносят человеку.
- Повторите:
а) части тела птиц: голова, клюв, шея, туловище, ноги, крылья, хвост; у петуха — гребешок, бородка, шпоры;
б) кто как голос подает:
петух — кукарекает («ку-ка-ре-ку»), курица — кудахчет (...), утка — крякает (...), гусь — гогочет (...), индюк — болбо- чет («бл-бл-бл»).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Мама, папа, детеныш» (рассмотрите на иллюстра ции птичьи семьи, соответственно раскрасьте):
мама папа детеныш
мама утка — курица — гусыня — индюшка
утка - селезень - утенок;
курица - петух - цыпленок;
гусыня - гусь - гусёнок;
индюшка - индюк - индюшонок;
б) игру «Один — много» (со всеми домашними птицами). Следите за окончаниями.
- Дидактическая игра «Исправь ошибку» (на логическое мышление):
у утки — гусята (ребенок: не гусята, а утята); у индюш ки — цыплята;
у курицы — утята; у гусыни — индюшата; у утенка пала — петух;
у гусенка мама — утка; у цыпленка мама — индюшка.
а) Игра «Кто где живет».Муравей живет(где?)-…
б) Игра «Какой дом?»Дом из дерева (какой?)- …
«Предлог из»
- Рассмотрите вместе с ребенком в конце тетради схему предлога из.
Объясните: «маленькое слово» из (произносим [ис]) появ ляется тогда, когда предмет находится внутри чего-то и от туда выдвигается (сам или его кто-то выдвигает).
- Составьте предложения сначала с предлогом в, затем с предлогом из; запишите их в разделе «Коррекционная рабо та». Ребенок должен нарисовать схемы этих предложений.
Пример. Усатый сом плавает в реке. Усатого сома достали из реки.
При произнесении предложений предлоги выделяйте го лосом.
«Звук [ы], бунва Ы
- Объясните: звук [ы] — гласный (его можно петь, тянуть и громко крикнуть). Обозначается красным квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте:
а) раскрасьте букву Ы красным цветом;
б) вклейте картинки со звуком [ы] в разных позициях, оп ределите его место в этих словах;
в) напечатайте строчку буквы Ы;
г) выполните звукобуквенный разбор слогов и слов: им, мы, мыс (знать значение слова), сы, сыр;
д) выучите с ребенком стихотворение:
Вот топор. Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква Ы —
Все ее мы знать должны.
В. Степанов
- Развивайте зрительное внимание — игра «Найди букву»:
Ы Ь Ы Ы 1Ь Ы Ы
- Развивайте зрительное внимание — игра «Почини букву»:
Ы Ь I I Ь Ь Ы
- Прочитайте слоговую таблицу в конце тетради.
«Профессии»
- В разделе «Лексика» вклейте картинки с изображением врача, повара, учителя, плотника, каменщика, маляра, сте кольщика, крановщика. Проведите с ребенком беседу о лю дях этих профессий. Дети должны знать, какую работу они выполняют, какие инструменты им нужны, знать профессию родителей, чем они занимаются на работе (на доступном для детского понимания уровне).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и предло жите ребенку:
а) игру «Кому что нужно для работы?» (следите за оконча ниями произносимых слов):
Кому для работы нужен градусни"к? (Градусник нужен врачу.)
Кому нужны половник? (Кастрюля, мел, указка, пила, мо лоток, весы,-нож, кисть.);
б) игру «Кто чем работает?» — творительный падеж суще ствительных (окончания произносить четко).
Чем доктор меряет температуру? (Доктор меряет темпера- туру градусником.)
Чем повар режет овощи?
Чем учитель пишет на доске?
Чем плотник пилит доску?
На чем продавец взвешивает продукты?
Чем управляет капитан?
Чем управляет пилот?
Чем управляет машинист?
Чем управляет шофер?
Чем маляр красит стены?
Чем управляет крановщик?
в) игру «Исправь ошибки» (развитие логического мышле ния).
Врачу нужен бинт, градусник, кастрюля. (Врачу нужен бинт и градусник.)
Повару нужен нож, пила.
Учителю нужны мел, весы.
Продавцу нужны весы, кисть.
Капитан управляет поездом.
Машинист управляет самолетом.
Шофер управляет кораблем.
Пилот управляет машиной.
Маляру нужны кисть и топор.
Плотнику нужны пила, топор, указка.
«Звук [л], буква Л»
- Объясните: звук [л] — согласный, твердый. Обознача ется синим квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте (на левой странице):
- раскрасьте букву л синим карандашом, вклейте картинки
со звуком [л] (твердым), в разных позициях определите
место звука [л] в этих словах.
- Выполните звукобуквенный анализ: JIA, ЛО, ЛОМ.
- Выучите стихотворение:
Алфавит продолжит наш Буква Л — лесной шалаш.
В. Степанов
- Игра «Почини букву» (на развитие зрительного внимания).
/ / \ \ / \ \ /
- Прочитайте слоговую таблицу в конце тетради.
«Звук [л’], буква Л»
- Объясните: звук [л’] — согласный, мягкий. Обозначает ся зеленым квадратиком.
- В тетради по обучению грамоте (на правой странице):
- раскрасьте букву Л зеленым карандашом, вклейте кар тинки со звуком [л’] в разных позициях, определите место звука [л’] в этих словах.
- Выполните звукобуквенный анализ: лы, ли, лиса.
- Прочитайте слоговую таблицу.
- Развивайте фонематический слух — игра «Почини сло во» (закончите слово звуком [л] или [л’], произнесите полу чившееся слово):
топо...(ль), мы...(л), фасо... , бега... , дяте... , сту... , меда... , дета... , сто... .
«Перелетные птицы»
- В разделе «Лексика» вклейте изображения перелетных птиц: журавля, цапли, соловья, жаворонка, скворца.
- Напомните:
а) почему эти птицы называются перелетными, почему они осенью улетают в теплые края, а весной возвращаются назад;
б) части тела птиц (голова, клюв, глаза, туловище, ноги, крылья, хвост, перья). Дети должны уметь показывать и на зывать их.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Один — много» со словами: скворец, журавль, соловей, аист, грач, жаворонок, цапля (много цапель), ку кушка (следите за окончаниями);
один скворец — много скворцов;
б) игру «Чья стая?» (предварительно объясните, что такое стая):
стая скворцов — скворцовая стая;
стая журавлей — журавлиная ... ;
стая аистов — аистиная ... ;
стая грачей — грачиная ....
- Выучите загадку про кукушку:
Скажу, ребятки, без затей:
Не любит мать своих детей.
В гнезде уютном, но чужом Ее детишкам будет дом.
Яйцо снести — ее работа,
Что дальше — не ее забота.
А позже, сидя на суку,
Одно твердит: «Ку-ку! Ку-ку!»
- В разделе «Лексика» вклейте изображение дома, частей квартиры (прихожая, кухня, ванная, туалет, комната). Ребе нок должен знать их, уметь называть и показывать в своей квартире, уметь называть части дома: стены, пол, потолок, окна, подоконник, дверь, лестница, лифт, подъезд, этаж.
- Выучите домашний адрес. Ребенок должен знать, на каком этаже живет.
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Какой дом?» (четко проговаривать все звуки):
если в доме 1 этаж — дом (какой?) одноэтажный;
2 этажа — двухэтажный; 3 этажа — ... ; 4 этажа — ... ; 5 этажей — ... ;
б) игру «Один — много» со словами: окно, дверь, стена, подоконник, комната, подъезд, этаж, лифт (одна дверь — много (чего?) дверей).
Следите за окончаниями.
В. Черняева
«Предлог над»
- Рассмотрите схему предлога над в конце тетради.
- Объясните: «маленькое слово» над (произносим [наш]) появляется тогда, когда один предмет находится выше дру гого предмета.
- Придумайте вместе с ребенком два-три предложения про любых перелетных птиц с предлогом над о том, над чем они пролетают, кружатся, летят; запишите предложения. Ребе нок должен нарисовать их схему в тетради.
«Различение предлогов на, над»
- По схемам предлогов на и над в конце тетради повтори те и сравните их значения.
- По рисункам придумайте предложения с предлогами на и над. Запишите их в раздел «Коррекционная работа». Ре бенок должен нарисовать схемы этих предложений.
«Человек. Семья»
- Объясните ребенку, что такое семья, родственники, кто относится к членам его семьи. Он должен знать имя, отчество папы и мамы и уметь отвечать на вопросы:
Кто ты для мамы? (Сын, дочка.)
Кто бабушка для мамы? (Мама.)
Кто ты для тети? (Племянник, племянница.)
Кто папа для мамы? (Муж.)
Кто ты для бабушки? (Внук, внучка.)
Кто дедушка для мамы? (Папа.)
Кто мама для папы? (Жена.)
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку игру «Подбери признак»:
мама (какая?) — красивая, заботливая и т.д. (не менее пяти слов).
папа (какой?) — сильный, ... ; дети (какие?) — шумные, ... .
Следите за окончаниями прилагательных.
- Напомните названия всех частей тела и лица (бедро, голень, стопа, кисть, затылок, макушка, висок).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Что делает — что делают?» (глаголы единственного и множественного числа):
рука (что делает?) держит — руки (что делают?) держат; нога (что делает?) топает — ноги ... ; глаз смотрит — глаза... ; ухо слышит — уши... ;
б) игру «Посчитай до пяти» (локоть, макушка, колено):
один локоть, два локтя, ... пять локтей.
«Звуки [н] и [к’], буква Н»
Следите за четким и правильным проговариванием окон чаний в словах.
- Объясните ребенку: звук [н] — согласный, твердый. Обозначается синим квадратиком.
Напечатайте строчку буквы Н; выполните звукобуквенный анализ слов кос, лимон.
- В тетради по обучению грамоте:
на левой станице раскрасьте букву Н синим цветом, вклейте картинки со звуком [я] (твердым) в разных позициях, опре делите место звука [н] в этих словах;
на правой странице — раскрасьте букву Н зеленым цве том; вклейте картинки со звуком [н’] (мягким), определите место звука [н’] в этих словах.
- Объясните: звук [н’] — согласный, мягкий. Обозначает ся зеленым квадратиком.
Выполните звукобуквенный анализ слов сани, Нина.
- Выучите: звуки [н] и [н’] «дружат», обозначаются од ной буквой — Н.
- Прочитайте слоговую таблицу.
- Выучите стихотворение:
Там я букву Н найду,
Где гамак висит в саду.
В. Степанов
- Развивайте зрительное внимание — игра «Почини букву».
НIIIHIIIII
- Развивайте фонематический слух — игра «Почини сло во» (добавьте звук [н] или [н’], произнесите получившееся слово): де...(нь), ваго.., бато.., пе.., бана... .
«Звуки [к] и [к’], буква К»
- Объясните: звук [к] — согласный, твердый. Обознача ется синим квадратиком, звук [к’] — согласный, мягкий. Обо значается зеленым квадратиком. ,
- В тетради по обучению грамоте:
- на левой странице раскрасьте букву К синим карандашом, подберите картинки со звуком [к] (твердым), определите место звука [к] в этих словах, напишите строчку буквы К;
- на правой странице раскрасьте букву К зеленым каран дашом, подберите картинки со звуком [к’] (мягким), определять место звука [к’] в этих словах.
- Выучите: звуки [к] и [к’] «дружат», обозначаются одной буквой — К.
- Выполните звукобуквенный разбор слов: сок, соки, мак, маки.
- Прочитайте слоговую таблицу.
- Выучите стихотворение:
На прямую галочку Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буквой К на нас глядит.
Г. Ванюхина
- Развивайте зрительное внимание — игра «Найди букву»:
кхк»»кк
- Развивайте зрительное внимание — игра «Почини букву»:
«Предлог с (со)»
- В конце тетради рассмотрите схему предлога с, объяс ните его значение: если предмет находится наверху, на чем- то и оттуда двигается (сам или его кто-то двигает), появля ется «маленькое слово» с (или со — произносим [са]).
- Игра «Наоборот»: переделайте предложения, чтобы вме сто «маленького слова» на появилось «маленькое слово» с (со).
Воробей сидел на ветке. — Воробей улетел с ветки.
Фиалка стояла на окне. — ....
Кошка сидела на шкафу. — ....
Тарелка стояла на столе. — ....
«Комнатные растения»
- В разделе «Лексика» вклейте изображения комнатных растений: фиалки, папоротника, плюща, алоэ, кактуса, гера ни, фикуса (по возможности рассмотрите настоящие расте ния). Ребенок должен уметь их показывать и называть; знать, как они называются все вместе.
- Побеседуйте о том, что нужно для хорошего роста расте ний (свет, тепло, вода), рассмотрите их (особенности строе ния листьев, стеблей, цветков), укажите, как надо ухаживать за растениями (поливать, протирать листья, рыхлить землю и т.д.).
- В разделе «Коррекционная работа» запишите и пред ложите ребенку:
а) игру «Один — много» со словами кактус, фиалка, де кабрист, фикус, папоротник, плющ:
один кактус — много кактусов.
Следите за окончаниями;
б) игру «Ухаживаем за растениями» (предлог с (со)).
Составьте предложения-ответы на вопрос: «С чего мама
вытерла пыль?», используя названия комнатных растений и предлог с (со).
Мама вытерла пыль с фикуса.
Дети должны нарисовать схемы получившихся предложе ний.