Работа по выявлению и развитию способностей учащихся
Учить школьников учиться - важнейшая задача каждого педагога, но высокие результаты не могут быть достигнуты без активной познавательной деятельности самих обучающихся, без сосредоточения их внимания на изучаемом предмете, без желания познать неизвестное. Несколько лет работаю над педагогической проблемой «Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках химии». Сложность материала, невостребованность данных знаний у большого количества выпускников, уменьшение часовой нагрузки являются основными причинами низкой успеваемости школьников по химии, нежелания выбирать данный предмет при сдаче ЕГЭ.
В связи с этим считаю, что первостепенная задача для сегодняшнего учителя – создание условий, при которых обучающиеся вынуждены активно, творчески работать и на уроке и дома.
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
· выявление одаренных детей;
· развитие творческих способностей на уроках;
· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности я провожу, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Для многих тем курса химии мною разработаны системы задач для домашней работы учащихся, включающие в себя качественные, расчетные, экспериментальные с нарастанием уровня сложности.
На всех этапах урока я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
На уроках химии я стараюсь показать учащимся, что знание химии необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи.
Систематически я провожу уроки с практической направленностью. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в большую жизнь.
Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, районные и республиканские научно-практические конференции.
Большое внимание придаю вовлечению талантливых детей во внеурочную работу по химии.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней я провожу в течение всего учебного года. С талантливыми детьми я занимаюсь после уроков: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Ученический проект. Семинар | 163.86 КБ |
Террариум в домашних условиях. Коренев Миша, 6"а" | 1.45 МБ |
Проект. Духи в домашних условиях | 527.11 КБ |
Проект. Качество водопроводной воды | 527.96 КБ |
Красота и польза губной помады | 665.48 КБ |
СВЯЩЕННЫЙ БАЙКАЛ: СОВРЕМЕННЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ | 1.62 МБ |
Проект: Мир благовоний и человек | 2.46 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Исследовательская деятельность Проектная деятельность – В чем отличие?
Этапы работы над проектом I этап. Цель – спланировать проект: обсуждение темы проекта, определение подтем , определение состава групп. Задача учителя: слушать, консультировать, предлагать темы, обсуждать с учениками возможности, перспективность и т.п.
Этапы работы над проектом II этап. Цель – проанализировать и обработать информацию: ищет и собирает информацию, анализирует и интерпретирует ее; учитывает собственный опыт, результат обмена информацией с другими учащимися, учителями, родителями, консультантами, сведения из специальной литературы, интернета, возможно, проводит исследование. опросы и т.п. Задача учителя – В зависимости от возраста предлагает детям список отобранной литературы по теме проекта, консультировать и отслеживать результат. На этом этапе педагог учит удобно хранить информацию на компьютере – рассказывает, как систематизировать папки для проекта, учит конспектировать.
ПРИМЕР Питание как фактор, влияющий на состояние здоровья учащихся . 1) Работа с информацией: информация о влиянии качества питания на здоровье человека, статистические данные по Бурятии, городу, школе – дети, страдающие ожирением, болезнями ЖКТ и т.п. ПРОБЛЕМАТИКА 2) Исследование. Социологический опрос среди школьников о питании. Подсчет суточных калорий, исследование питания в школьной столовой и т.п. РЕАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ, ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН 3) Рекомендации медиков о сбалансированном питании. Примеры питания людей –долгожителей и т.п. ПОИСК СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ
Этапы работы над проектом III этап. Цель – обобщить информацию. Ученики систематизируют данные и делают выводы, которые помогут подготовить конечные продукты проекта: рефераты, доклады, видеофильмы, спектакли, газеты, журналы, презентации. Задача педагога: обязательно учит школьников правильно составлять конспекты, резюме, реферат, презентацию, выступать на научно-практической конференции, где ученики будут защищать проекты.
Этапы работы над проектом IV этап. Цель – представить результаты работы V этап – рефлексия результата ( послепроектный этап – очень важный!)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель : узнать возможна ли жизнь в замкнутом пространстве у растений с помощью фотосинтеза ЗАДАЧИ : - создать террариум - убедиться, что фотосинтез возможен в замкнутом пространстве
Актуальность Изучая жизненные процессы животных, человек переносит их ближе к себе, создавая зоопарки ,аквариумы , водоемы и т.п. Поскольку растения тоже живые организмы, то для них можно создать искусственные условия в виде террариума, где можно проследить некоторые жизненные процессы растений.
Гипотеза: Жизненные процессы характерны для всех живых организмов. Возможны ли эти процессы в террариуме для растений.
Террариум- емкость, где созданы необходимые условия для содержания животных и растений. Дыхание растений - непрерывный газообмен растений с окружающей средой . Фотосинтез- процесс получения кислорода и органических веществ , благодаря солнечному свету , углекислому газу и воде .
Обмен веществ- процессы фотосинтеза и дыхания- протекают в виде последовательных многочисленных химических реакций, в которых одни вещества преобразуются в другие и высвобождается энергия
Объекты исследования Лампочка Мох Почва Маленькие камни Вода
НАЧАЛО ЭКСПЕРИМЕНТА: Я ВЗЯЛ ЛАМПОЧКУ
ПОТОМ СДЕЛАЛ В НЕЙ ОТВЕРСТИЕ
Затем, я насыпал камни в лампочку
ДАЛЬШЕ Я ПОЛОЖИЛ В ЛАМПОЧКУ МОХ
ПОСЛЕ ЭТОГО, Я ДОБАВИЛ В ЛАМПОЧКУ НЕМНОГО ВОДЫ И ЗАЛЕПИЛ ОТВЕРСТИЕ ПЛАСТИЛИНОМ
В КОНЦЕ ОПЫТА ПОЛУЧИЛСЯ ВОТ ТАКОЙ КРАСИВЫЙ ТЕРРАРИУМ
МОИ НАБЛЮДЕНИЯ И ВЫВОДЫ : - -когда попадал свет на лампочку, на стекле появлялась вода и капала , будто идет дождь. - через несколько месяцев на стекле начинали появляться личинки. - мох начинал прорастать, а вместе с ним и другие растения. Своим опытом я доказал, что жизнь в террариуме с помощью фотосинтеза возможна.
ИСТОЧНИКИ : https :// www.youtube.com/watch?v=o6cY6BtDK4E