Методическая копилка
- осуществлять обмен опытом и материалами педагогов по предметным направлениям;
- популяризировать инновационные образовательные технологии;
- демонстрировать достижения педагогов Логойского района;
- развивать единое информационно-образовательное пространство учреждений образования Логойского района;
- оказывать методическую помощь педагогам;
- стимулировать творческую активность педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок. Соли | 1.38 МБ |
Урок. Фосфор. 9 класс | 1.09 МБ |
prakticheskaya_rabota_no1_himiya_9.docx | 13.15 КБ |
Рабочая программа по химии 11кл | 252.08 КБ |
Царство животных . 5класс | 2.48 МБ |
prakticheskaya_rabota_po_teme_metally.docx | 21.16 КБ |
prakticheskie_rabota_po_metallam_9_klass.docx | 399.03 КБ |
Грибы 5 класс | 2.88 МБ |
Кожа. 8 класс | 1.37 МБ |
Лист-боковой побег | 2.89 МБ |
Строение клетки | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Оксиды – сложные вещества, состоящие из двух химических элементов , один из которых кислород (степень окисления -2) Основания –сложные вещества, состоящие из ионов металлов и связанных с ними гидроксид-ионов Кислоты –сложные вещества, молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка
1 группа - K 2 O P 2 O 5 SiO 2 NO 2 N 2 O 2 группа - Ba (OH) 2 KOH Ca(OH) 2 LiOH 3 группа - HBr H 2 CO 3 H 3 PO 4 HNO 2
Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков
Al +3 и SO 4 - 2 Al +3 SO 4 2 - Al +3 2 ( SO 4 ) ) 2 - 3 6
Поваренная соль NaCl
Карбонат кальция – CaCO 3
Фосфат кальция – Ca 3 ( PO 4 ) 2
НАЗОВИТЕ ФОРМУЛЫ ВЕЩЕСТВ K Br FeSO 4 Mg ( NO 2 ) 2 LiNO 3 KBr – бромид калия , FeSO 4 – сульфат железа(2) , Mg ( NO 2 ) 2 – нитрат магния , LiNO 3 – нитрат лития
Составить формулы солей по названию хлорид железа(3) сульфат меди(2) нитрат алюминия силикат бария сульфит лития Fe Cl 3 CuSO 4 Al ( NO 3 ) 3 BaSiO 3 Li 2 SO 3
Подведем итоги 1. Что вы узнали на уроке? Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков 2. Чему вы научились? Составлять формулы солей и давать им названия 3. С чем вы познакомились? С конкретными представителями класса солей: NaCl CaCO 3 Ca 3 ( PO 4 ) 2
СПАСИБО ЗА РАБОТУ
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артур Конан Дойл «Собака Баскервилей «… Да! Это была собака, огромная, чёрная, как смоль. Но такой собаки ещё никто из нас , смертных, не видывал. Из её отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку переливался мерцающий огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло бы возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана … страшный пёс величиной с молодую львицу. Его огромная пасть всё ещё светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами. Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте». Назовите химический элемент, который замешан в этой скверной истории .
Прав ли был Артур Конан-Дойл?
Фосфор
Цели урока: обеспечить усвоение знаний о фосфоре как о химическом элементе и простом веществе; аллотропных видоизменениях фосфора; повторить зависимость свойств вещества от его состава и строения; развивать умение сравнивать; способствовать формированию материалистического мировоззрения, нравственному воспитанию школьников.
период Фосфор как химический элемент группа валентных электронов степени окисления высший оксид водородное соединение
Открытие фосфора Гамбургский алхимик Хеннинг Бранд 1669 год «Фосфор» - от греческого «светоносный»
Многоликий элемент Многоликость фосфора – это его способность находиться в нескольких аллотропных модификациях. Белый фосфор Красный Черный Фиолетовый
Сходны или различны свойства белого и красного фосфора? - Чем объясняются различия в свойствах? Стр 225-226 Габриелян О.С. Стр 65 Рудзитис Ф.Г. Таблица на столе
АЛЛОТРОПНЫЕ МОДИФИКАЦИИ Р БЕЛЫЙ КРАСНЫЙ ЧЕРНЫЙ Сравните физические свойства АЛЛОТРОПНЫХ МОДИФИКАЦИЙ ФОСФОРА
С металлами: Ca + P = C неметаллами: P + O 2 = P + S = ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА
с бертолетовой солью при ударе взрывается, воспламеняется : KClO 3 + P = P 2 O 5 + KCl
Р ОРГАНИЗМЫ МИНЕРАЛЫ ФОСФОЛИПИДЫ, ФЕРМЕНТЫ, ФОСФАТ КАЛЬЦИЯ ЭФИРЫ ОРТОФОСФОРНОЙ КИСЛОТЫ В ЗУБАХ И КОСТЯХ ФОСФОРИТ БИРЮЗА АПАТИТ НАХОЖДЕНИЕ В ПРИРОДЕ АПАТИТ
Физиологическое действие белого фосфора Результат применения чрезмерного количества фосфора Появление лягушек с уродствами -результат применения фосфорных удобрений, которые смываются в реки и пруды , Фосфорный некроз – поражение челюстей
Получение фосфора нагреванием смеси фосфорита, угля и песка в электропечи: Ca 3 (PO 4 ) 2 + C + SiO 2 → P 4 + CaSiO 3 + CO
ПРИМЕНЕНИЕ ФОСФОРА Р удобрения ядохимикаты Производство спичек Создание дымовых завес полупроводники Производство красок Защита от коррозии умягчение воды моющие средства
Прав ли был Артур Конан-Дойл?
в завершении нашей работы давайте проведем творческую работу: 1-й и 3-й ряд составляют АКРОСТИХ 2-й ряд составляют СИНКВЕЙН
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ § 32( Габриелян О.С.) § 21(Г.Е.Рудзитис) Индивидуальные задания. Подготовить сообщения: 1)об истории спичек; 2) о биологической роли фосфора и его соединений. ПОВТОРИМ?
СПАСИБО ЗА УРОК!
ПРИЛОЖЕНИЯ
Войска США использовали фосфорные Бомбы в Ираке, 2004 г.
Молекулы P 4 имеют форму тетраэдра. Это легкоплавкое t (пл)=44,1 о С, t (кип)=275 о С, мягкое, бесцветное воскообразное вещество. Хорошо растворяется в сероуглероде и ряде других органических растворителей. Ядовит, воспламеняется на воздухе, светится в темноте. Хранят его под слоем воды. БЕЛЫЙ ФОСФОР
Существует несколько форм красного фосфора Их структуры окончательно не установлены. Известно, что они являются атомными веществами с полимерной кристаллической решеткой. Их температура плавления 585-600 о С, цвет от темно-корчневого до красного и фиолетового. Не ядовит. КРАСНЫЙ ФОСФОР
Черный фосфор имеет слоистую атомную кристаллическую решетку. По внешнему виду похож на графит, но является полупроводником. Не ядовит. ЧЕРНЫЙ ФОСФОР
период Фосфор как химический элемент III группа V А валентных электронов 5 степени окисления -3, +3, +5 высший оксид Р 2 О 5 водородное соединение РН 3
2 . Задача: Какова масса фосфора в вашем теле, если известно, что фосфор составляет ≈1% от массы тела? ПОВТОРИМ 1.ЗАКОНЧИТЕ УРАВНЕНИЯ : Р + F 2 = Al + P = Укажите окислитель и восстановитель 3 .Осуществите превращения: Р РН 3 Р 2 О 5 Н 3 РО 4
Предварительный просмотр:
Дата:
Практическая работа №1
Тема: Получение и свойства соединений металлов
Цель: Познакомиться и изучить способы получения соединений металла и их химические свойства.
Реактивы: ( написать формулы реактивов, согласно проведенным реакциям)
Оборудования: пробирки, штатив для пробирок, держатель.
№ | Описание работы | Рисунки и наблюдения | Химические уравнения и выводы |
1 | (стр 125 учебника 1 вариант.) Проведите химические реакции , которые необходимы для превращения следующих цепочек. MgCO3→MgCL2→Mg(OH)2 →MgSO4/ 1. Для первого превращения необходимо взять пробирку или небольшой стакан насыпать немного, 1-2 мерные ложки карбоната магния белого цвета и добавить к нему 1-2 мл раствора соляной кислоты. Карбонат магния раствориться, при этом выделится газ. | изобразите рисунок. Укажите признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- |
2. в полученный раствор прилить щелочи( любой). Вы будите наблюдать выпадение осадка белого цвета. | рисунок признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- | |
3. К полученному осадку добавить раствор серной кислоты. Осадок раствориться. | рисунок признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- | |
2 вариант | |||
Проведите химические реакции , которые необходимы для превращения следующих цепочек. CuSO4→Cu(OH)2 →CuO→Cu | |||
1.Возьмем 1-2 мл раствора сульфата меди(11) и добавим столько же щелочи( любой). В результате выпадет осадок синего цвета. | рисунок признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- | |
2. Полученный осадок нагреем. При нагревании будем наблюдать разложение осадка и образования вещества черного цвета. | рисунок признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- | |
3.К полученному черному осадку добавим раствор соляной кислоты, а затем добавим 1-2 гранулы цинка и нагреем слегка. Вначале черный осадок растворится, а затем появиться налет( осадок) красного цвета. | рисунок признаки реакции | Напишите уравнения реакции в молекулярном и сокращенном виде. Вывод:----------- | |
«4» | задание 2 стр 126 Докажите качественный состав хлорида кальция | ||
«5» | задание : вариант 1 и 2 стр 127 |
Общий вывод: ( ответ на поставленную цель)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 г. УЛАН-УДЭ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
_Шарковой Галины Михайловны, высшая категория
По учебному курсу « химия 11 кл»
для 11-го класса (БУ 34 часа)
2022– 2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа адресована учащимся 11 класса общеобразовательных школ, уровень обучения –базовый.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Неорганическая химия. Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений базовый уровень/ О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Дрофа 2017
Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС СООО , концепцией преподавания учебного предмета "Химия", программой воспитания.
Тип программы: общеобразовательная
Вид программы: базовый
Образовательная область: химия
Срок реализации программы: 1 год
Количество часов по рабочему плану: Всего -35 час; в неделю -1 час.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Личностные результаты
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты обучения в старшей школе состоят из освоенных учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения химии:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждние, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты
В результате изучения курса химии 11 класса учащиеся должны
Знать:
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, основные законы и теории химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон;химической связи, электролитической диссоциации; важнейшие вещества и материалы: металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения
Уметь:
называть изученные вещества по "тривиальной" или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов: выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Контрольные работы | |||
1. | Тема 1. Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева | 3 | - | - |
2. | Тема 2. Строение вещества | 12 | Пр. р. №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | К. р. №1 |
3. | Химические реакции | 10 | - | |
4. | Вещества и их свойства | 10 | Пр. р. №2 «Решение экспериментальных. задач на идентификацию неорганических соединений» | К. р. №2 К.р. №3 |
Итого | 35 | 2 | 3 |
Тематическое планирование составлено с учётом рабочей программы воспитания (модуль "Школьный урок"). Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся СОО:
Создание благоприятных условий для приобретения школьниками опыта осуществления социально-значимых дел.
Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников
Побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими и сверстниками, принципы учебной дисциплины и самоорганизации, получение опыта социального сотрудничества и взаимной помощи
Приобретение опыта ведения конструктивного диалога.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию ученикам примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности
Установление доверительных отношений между учителем и его учениками, поддержание мотивации учеников к получению знаний
Привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально-значимой информацией, инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработке своего к ней отношения.
Тематическое планирование
№ урока | Тема, тип урока | Основное содержание | Вид деятельности | Форма образовательного процесса |
1 | Раздел 1 Строение атома и периодический закон Д.И.Менделеева (3часа) | |||
1 | Строение атома | Ядро: протоны и нейтроны изотопы. Электроны. Электронная оболочка. Энергетический уровень. Атомные орбитали. s-, p- элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | Понимать определения понятий ядро, протон, нейтрон, электрон, изотопы, электронная оболочка, энергетический уровень, s- и р-орбитали, валентные электроны Знать особенности строения электронных оболочек атомов элементов 4-го и 5-го периодов ПС (переходных элементов). Составлять электронные и электронно-графические формулы атомов s-, р- и d-элементов. | Урок лекция- беседа Повторение материала за 8-9 кл |
2 | Периодический закон Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома | Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева – графическое отображение периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Валентные электроны.. | Понимать значение открытия Д. И. Менделеевым периодического закона. Физический смысл порядкового номера элемента, номера периода и номера группы. Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах).Объяснять положение водорода в периодической системе. Использовать различные формы периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева. | Урок лекция- беседа Повторение материала |
3 | Входная диагностика | Причины изменения свойств элементов в периодах и группах (главных подгруппах). Значение периодического закона | Характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева | контрольный срез знаний |
2 | Раздел 2 Строение вещества (12 часов) | |||
4. | Химическая связь | Степень окисления и валентность химических элементов. Единая природа химической связи. | Понимать определения понятий химическая связь, ионы, катионы, анионы, электроотрицательность, кристаллическая решётка, агрегатное состояние, дисперсная система. Классифицировать виды химической связи и типы кристаллических решеток, объяснять механизмы их образования и доказывать единую природу химических связей (ковалентной, ионной, металлической, водородной) и их значение для организации структур биополимеров. | Лекция, презентация |
5 | Ионная химическая связь | Ионная связь. Катионы и анионы. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с этим типом кристаллических решеток. | Объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической). Знать три агрегатных состояния и характеризовать их особенности на примере воды на основе молекулярно-кинетических представлений. | рассказ учителя; беседа |
6 | Ковалентная химическая связь | Электроотрицательность. Полярная и неполярная ковалентные связи. Механизмы ее образования связи (обменный и донорно-акцепторный). Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с этими типами кристаллических решеток. | Конкретизировать понятие «химическая связь». Классифицировать типы химической связи и объяснять их механизмы. Объяснять механизмы образования ковалентной связи | рассказ учителя; беседа |
7 | Металлическая химическая связь | Особенности строения атомов металлов. Металлическая химическая связь и металлическая кристаллическая решетка. Свойства веществ с металлической связью. | Обобщать понятия «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «ионная связь», «водородная связь», «металлическая связь». | самостоятельная работа; |
8 | Водородная химическая связь | Межмолекулярная и внутримолекулярная водородная связь. Значение водородной связи для организации структур биополимеров. | Предсказывать тип химической связи, зная формулу или физические свойства вещества. | семинар |
9 | Газообразное состояние вещества | Три агрегатных состояния воды. Особенности строения газов. Молярный объем газообразных веществ. Представители газообразных веществ: водород, кислород, аммиак, углекислый газ, этилен. Их получение, собирание, распознавание. | Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ | самостоятельная работа; Решение задач |
10 | Практическая работа №1 «Получение, собирание и распознавание газов» | Химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию водорода, кислорода, углекислого газа, аммиака и этилена. | Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент по получению, собиранию и распознаванию газов Оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы. Знать правила безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием, приготовления растворов заданной концентрации в быту и на | Практическая работа |
11 | Жидкое и твердое состояние вещества | Вода, ее биологическая роль. Применение воды. Жесткость воды и способы ее устранения. Кристаллическое и аморфное состояние вещества. Применение аморфных веществ | Прогнозировать свойства вещества, исходя из типа кристаллической решетки. | Беседа, решение задач |
12 | Дисперсные системы | Понятие о дисперсных системах. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Грубодисперсные системы. Понятие о коллоидах и их значение (золи, гели) | Характеризовать различные типы дисперсных систем на основе агрегатного состояния дисперсной фазы и дисперсионной среды. Знать примеры газообразных природных смесей (воздух, природный газ) и газообразных веществ (водород, кислород, углекислый газ, аммиак, этилен), их получение, собирание и распознавание. | Видеоурок |
13 | Состав вещества. Смеси | Закон постоянства состава веществ. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Молекулярная формула. Формульная единица вещества. Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач | Классифицировать твердые вещества на кристаллические и аморфные. Находить отличия смесей от химических соединений. Отражать состав смесей с помощью понятия "доля" массовая и объемная. Производить расчеты с использованием понятия "доля". | Беседа, решение задач |
14 | Обобщение и систематизация знаний по теме 2 | Массовая и объемная доля компонента в смеси. Решение задач | Выполнение упражнений и решение задач | Семинар |
15 | Контрольная работа №1 по теме 2 «Строение вещества» | Контроль знаний по теме «химическая связь» | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач | Контрольная работа |
Раздел 3 Химические реакции (10 часов) | ||||
16 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Реакции, протекающие без изменения состава веществ: аллотропия,. аллотропные модификации углерода, серы, фосфора, олова и кислорода; изомеры,. изомерия, реакции изомеризации. Причины многообразия веществ: аллотропия и изомерия, гомология. | Классифицировать химические реакции по различным основаниям. Различать особенности классификации реакций в органической химии. Понимать определения понятий аллотропия, изомерия и изомеры. Знать причины аллотропии на примере модификаций кислорода, углерода и фосфора | Лекция с элементами беседы |
17 | Классификация химических реакций в неорганической и органической химии | Реакции, идущие с изменением состава веществ: реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Экзо - и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. | Понимать определения понятий катализ и катализаторы, химическое равновесие, "электролит" и "неэлектролит", электролитическая диссоциация, гидролиз. Характеризовать тепловой эффект химических реакций и отражать на письме с помощью термохимических уравнений. Проводить расчеты на основе термохимических уравнений | Самостоятельная работа с таблицей |
18 | Скорость химической реакции | Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Катализаторы и катализ. Представление о ферментах как биологических катализаторах белковой природы | Характеризовать температуру, давление, концентрацию катализаторы и катализ как способы управления скоростью химической реакции. | Лекция с элементами беседы |
19 | Обратимость химических реакций | Необратимые и обратимые химические реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. Общие представления о промышленных способах получения веществ. | Состояния химического равновесия и способы его смещения. Предсказывать направление смещения химического равновесия при изменении условий проведения обратимой химической реакции. Аргументировать выбор оптимальных условий проведения технологического процесса. | Беседа, решение задач |
20 | Роль воды в химических реакциях | Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Явления, происходящие при растворении веществ, - разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, диссоциация электролитов в водных растворах. Степень электролитической диссоциации, Сильные и слабые электролиты. | Формулировать основные положения теории электролитической диссоциации. Характеризовать способность электролита к диссоциации на основе степени электролитической диссоциации. Записывать уравнения электролитической диссоциации. | Видеоурок. Беседа, составление РИО |
21 | Гидролиз | Гидролиз неорганических и органических соединений. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | Характеризовать гидролиз как обменное взаимодействие веществ с водой. Записывать уравнения реакций гидролиза различных солей. Различать гидролиз по катиону и аниону. Предсказывать реакцию среды водных растворов солей. | Лекция, самостоятельная работа |
22 | Окислительно-восстановительные реакции | Степень окисления. Определение степени окисления элементов по формуле соединения. Понятие об окислительно-восстановительных реакциях. Окисление и восстановление, окислитель и восстановитель. | Характеризовать окислительно-восстановительные реакции как процессы, при которых изменяются степени окисления атомов. Составлять уравнения ОВР с помощью метода электронного баланса. | Лекция с элементами беседы |
23 | Окислительно-восстановительные реакции | Электролиз растворов и расплавов (на примере хлорида натрия). Практическое применение электролиза | Характеризовать электролиз как окислительно-восстановительный процесс. Предсказывать катодные и анодные процессы и отражать их на письме для расплавов. | Решение задач |
24 | Обобщение и систематизация знаний по теме 3 | Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент с помощью родного языка и языка химии. Объяснять химические явления, происходящие в природе, быту и на производстве. Определять возможность протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий. | Семинар | |
25 | Контрольная работа №2 по теме 3 «Химические реакции» | Контроль знаний по теме «химические реакции» | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач | Контрольная работа |
Раздел 4 Вещества и их свойства (10 часов) | ||||
26 | Металлы | Положение металлов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Общие физические свойства металлов. Взаимодействие металлов с неметаллами Взаимодействие щелочных и щелочноземельных металлов с водой. | Знать важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; Обобщать знания и делать выводы о закономерностях положения и изменений свойств металлов в периодах и группах Периодической системы. | Лекция с элементами беседы |
27 | Металлы | Электрохимический ряд напряжений металлов, взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов, способы защиты от коррозии. Сплавы. | Характеризовать общие химические свойства металлов как восстановителей на основе строения их атомов и положения металлов в электрохимическом ряду напряжения. | беседа; самостоятельная работа |
28 | Неметаллы | Положение неметаллов в ПСХЭ Д.И. Менделеева. Окислительные свойства неметаллов Восстановительные свойства неметаллов (взаимодействие с более электроотрицательными неметаллами). Благородные газы | Знать важнейшие вещества и материалы: основные неметаллы. Обобщать знания и делать выводы о закономерностях положения и изменений свойств неметаллов в периодах и группах Периодической системы. Характеризовать общие химические свойства неметаллов как окислителей и восстановителей на основе строения их атомов и положения в ряду электроотрицательности. | Лекция с элементами беседы |
29 | Кислоты | Кислоты неорганические и органические. Классификация кислот. Химические свойства кислот: взаимодействие с металлами, основными оксидами, основаниями, солями, спиртами. | Понимать определения понятий кислота. Характеризовать кислоты в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах азотной, концентрированной серной и муравьиной кислот. | беседа; самостоятельная работа |
30 | Основания | Основания неорганические и органические. Классификация оснований. Химические свойства неорганических оснований: взаимодействие с кислотами, кислотными оксидами и солями. Разложение нерастворимых оснований. | Понимать определения понятия основание. Характеризовать основания в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах гидроксидов и бескислородных оснований. | беседа; самостоятельная работа |
31 | Соли | Классификация солей: средние, кислые, основные. Химические свойства солей: взаимодействие с кислотами, щелочами, металлами, солями. Представители солей и их значение. | Понимать определения понятия соль. Характеризовать соли в свете теории электролитической диссоциации. Различать общее, особенное и единичное в свойствах средних и кислых солей. | беседа; самостоятельная работа |
32 | Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач на идентификацию неорганических и органических соединений | Распознавание неорганических и органических соединений | Выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических веществ. Проводить, наблюдать и описывать химический эксперимент для подтверждения генетической связи между классами неорганических и органических веществ | Практическая работа |
33 | Обобщение и систематизация знаний по теме 4 | Понятие о генетической связи и генетических рядах. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Особенности генетического ряда в органической химии. | Составлять уравнения реакций для подтверждения генетической связи между классами неорганических и органических веществ | Семинар |
34 | Контрольная работа №3 по теме 4 «Вещества и их свойства» | Контроль знаний по теме «Вещества и их свойства» | Осуществлять познавательную рефлексию в отношении собственных достижений в процессе решения учебных и познавательных задач | Контрольная работа |
35 | резерв |
Приложения:
ТЕСТ по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
А1. У атома серы число электронов на внешнем уровне и заряд ядра равны соответственно
1) 4 и +16 2) 6 и +32 3) 6 и +16 4) 4 и +32
А2. Сходное строение внешнего электронного слоя имеют атомы мышьяка и
1) фосфора 2) селена 3) германия 4) ванадия
А3. В ряду химических элементов: алюминий→кремний→фосфор→сера высшая степень окисления
1) увеличивается 3) не изменяется
2) уменьшается 4) сначала увеличивается, а потом уменьшается
А4. Притяжение электронов внешнего слоя к ядру увеличивается в ряду
1) Si-P-N 2) S-P-As 3) Na-K-Rb 4) Si-Ca-K
А5. В ряду Ве-В-С-N происходит
1) увеличение радиуса атомов 2)увеличение силы притяжения валентных электронов к ядру
3) уменьшение электроотрицательности 4) уменьшение числа валентных электронов
А6. В порядке усиления неметаллических свойств расположены
1) S-Se 2) Se-Br 3) Br-I 4) I-Te
А7. Наибольший радиус у атома
1) брома 2) цинка 3) кальция 4) германия
А8. Наибольшей восстановительной активностью обладает
1) Si 2) Р 3) S 4) С1
А9. Высший оксид состава ЭО образуют все элементы
1) IV А группы 2) IIА группы 3) IV периода 4) II периода
А10. По номеру периода можно определить
1) количество электронов на внешнем уровне атома 3) заряд ядра атома
2) количество всех электронов в атоме 4) число энергетических уровней в атоме
А11. Сколько энергетических уровней в атоме скандия?
1) 1 2) 2 3) 3 4) 4
А12. Оцените правильность суждений
А. Металлические и восстановительные свойства элементов в главных подгруппах с ростом заряда ядра увеличиваются.
Б. В периоде с ростом заряда ядра основные свойства оксидов и гидроксидов увеличиваются.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
А13. Наиболее сильными основными свойствами обладает гидроксид
1) КОН 2) NaOH 3) RbOH 4) CsOH
А14. Кислотные свойства наиболее выражены у
1) Br2O7 2) SeO3 3) As2O5 4) GeO2
В1. В ряду химических элементов Na ─ Mg─ А1:
1) уменьшаются заряды ядер атомов 2) увеличивается число электронов во внешнем электронном слое
3) уменьшается электроотрицательность 4) уменьшается радиус атомов 5) усиливаются металлические свойства
В2. В ряду химических элементов F─ Br ─ I:
1) все элементы имеют высшую степень окисления, равную номеру группы 2) ослабевают неметаллические свойства
3) увеличивается высшая степень окисления 4) увеличивается радиус атомов 5) образуют летучие водородные соединения с общей формулой НЭ
2. Промежуточная контрольная работа
1. Химический элемент, формула высшего оксида которого R2O3, имеет электронную конфигурацию атома
а) 1s22s22p63s23p5 б) 1s22s22p63s23p3 в) 1s22s22p63s23p64s1 г) 1s22s22p1
2. Наибольшую степень окисления хром имеет в соединении
а) CrSO4 б) CrO в) K2CrO4 г) Cr2O3
3. С водой без нагревания реагирует
а) алюминий б) натрий в) цинк г) медь
4. Оксид углерода (IV) взаимодействует с
а) K2O б) SO2 в) Na2SO4 г) HCl
5. Гидроксид алюминия не реагирует с
а) Fe(OH)3 б) NaOH в)H2SO4 г)Ca(OH)2
6. Среда водного раствора карбоната калия
а) щелочная б) кислая в) нейтральная г) слабощелочная
7. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, а также общее уравнение электролиза водного раствора нитрата калия на инертных электродах.
8. С какими из перечисленных веществ будет реагировать концентрированная серная кислота: H2SO4, Al(OH)3, KOH, B2O3, MgO, C, Mg, BaCl2, Cu ?
Для одной реакции ионного обмена написать полное и сокращенное ионное уравнение.
9. Осуществить превращения:
S → Al2S3 → H2S → CuS ¯
K2S
Для окислительно-восстановительной реакции найдите окислитель и восстановитель.
10. Вычислите объем углекислого газа (н.у.), полученного при взаимодействии 250 г известняка (карбоната кальция), с разбавленной серной кислотой объемом 300 мл и массовой долей 20% (плотность равна 1,14 г\мл).
3. Итоговая контрольная работа
Часть А
1) Электронная конфигурация 1S22S22P63S23P64S13d10 соответствует элементу
а) V б) F в) Cu г) Hg
2) Кислотные свойства в ряду высших гидрооксидов серы-хлора-иода
а) Возрастают б) Ослабевают в) Сначала возрастают, затем ослабевают г) Сначала ослабевают, затем возрастают
3) Верны ли следующие суждения о фосфоре?
А. Фосфор горит на воздухе с образованием P2O5 Б. При взаимодействия фосфора с металлами образуются фосфиды
а) Верно только А б) Верно толькр Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения не верны
4) Одна из связей образована по донорно-акцепторному механизму в
а) молекуле водорода б) молекуле пероксида водорода в) молекуле аммиака г) ионе аммония
5) Степень окисления +3 хлор имеет в соединении
а) ClO3 б) KClO4 в) Cl2O6 г) Ba(ClO2)2
6) Изомерия невозможна для
а) 2-метлгексана б) Циклопропана в) Пропана г) Пропена
7) Электрический ток не проводят водные растворы
а) Хлорида калия и гидроксида кальция б) Этанола и хлороводорода в) Пропанола и ацетона г) Глюкозы и ацетата калия
8) Верны ли следующие суждения о жирах?
А. Все жиры твердые при обычных условиях вещества. Б. С химической точки зрения все жиры относятся к сложным эфирам.
а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны
9) В схеме превращений : CH4 X CH3NH2 Веществом Х является
а) Метанол б) Нитрометан в) Диметиловый эфир г) Дибромметан
10) В перечне веществ
А) Метанол Г) Изобутан
Б) Пропанол Д) Декан
В) Бензол Е) Дивинил
К предельным углеводородам относятся вещества, названия которых обозначены буквами
а) АБД б) БГД в) БВГ г) БДЕ
11) Ортофосфорная кислота
а) Относится к наиболее сильным электролитам б) Легко разлагается при хранении
в) Не взаимодействует со щелочными металлами г) Получается в промышленности из фосфора и фосфатов
12) И медь и алюминий
а) Реагируют с раствором гидроксида натрия б) Реагируют при обычных условиях с азотом
в) Растворяются в разбавленной соляной кислоте г) Могут взаимодействовать с кислородом
13) В схеме превращений ZnO X Y ZnO веществами X и Y могут быть
a) Zn(OH)2 и Zn б) ZnCl2 и ZnF2 в) Zn(OH)2 и ZnCl2 г) Zn(NO3)2 и Zn(OH)2
14) С наибольшей скоростью происходит взаимодействие порошка железа с
а) 10%-ной H2SO4 б) 30%-ной HCl в) 98% -ной H2SO4 г) 20%-ным NaOH
15) При взаимодействии 100 г. железа и 67,2 л. (н.у.) хлора получится хлорид железа (III) массой
а) 227,4 г. б) 167,2 г. в) 67,2 г. г) 292,5 г
Часть В*
1) Установите соответствие между реагирующими веществами и признаками протекающей между ними реакции
ВЕЩЕСТВА ПРИЗНАКИ РЕАКЦИИ
А) CuSO4 и KOH 1) Выделение бурого газа
Б) CuSO4 и Na2S 2) Образование белого осадка
В) Cu(OH)2 и H2SO4 3) Образование синего осадка
Г) Cu(OH)2 и HNO3 4) Образование черного осадка
5) Растворение осадка
2) Это вещество лежит в основе удаления и обезвреживания разлитой ртути, например из термометра. Что это за вещество и как называется этот процесс? Ответ напишите.
3) Вспомни технику безопасности. Продолжи и закончи стихотворение:
Чай и вкусный бутерброд
Очень просятся в твой рот.
Не обманывай себя -
…………………………………………
Часть С**
1) Определите объём (н.у.) углекислого газа, выделяющегося при растворении 110 г. известняка, содержащего 92% карбоната кальция, в избытке азотной кислоты. Напишите условие задачи и решение.
2) Такие виды рыб, как форель и хариус, очень чувствительны к чистоте воды. Если в 1 л природной воде содержится всего 3 . 10--6 моль серной кислоты (которая может попадать в реки с промышленными стоками или за счет "кислотных дождей"), то мальки этих рыб погибают. Вычислите ту массу серной кислоты в 1 л воды, которая представляет собой смертельную дозу для мальков форели и хариуса.
Почему растёт кислотность Мирового океана, какие вещества вызывают "кислотные дожди"? Какие ещё морские обитатели могут пострадать от повышенной кислотности воды и почему? Как это повлияет на жизнь других морских животных? Ответ проиллюстрируйте уравнениями химических реакций.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1,2
Тема: Металлы. Экспериментальные задачи по распознаванию
и получению веществ.
Цель: закрепить на практике знания по теме «Металлы» о способах получения
и распознавания веществ
Оборудование: пробирка - 6 шт, спиртовка, спички, держатель, фарфоровая чашка
Реактивы: хлорид железа (III) – FeCl3, раствор гидроксида натрия- NaOH, раствор HCl
или H2SO4– соляной кислоты или серной кислоты , хлорид алюминия (III) – АlCl3
железо – Fe.
II. Ход работы
Описание работы | Рисунки и наблюдения | Выводы | |
1 2 3 4 | К раствору хлорида железа (III) (FeCl3 ) осторожно добавил раствор гидроксида натрия (NaOH) Раствор слили и осадок прокалили в фарфоровой чаше над спиртовкой К раствору хлорида алюминия (АlCl3) добавляем избыток раствор гидрокида натрия (NaOH) Добавить гидроксид натрия (NaOH) к осадку Al(OH)3 В порошок железа добавляем соляную или серную кислоту (HCl или H2SO4) | Выпадает коричневый осадок Меняется цвет осадка (образуется ржавчина) Образуется белый осадок Осадок растворился Выделяется бесцветный газ (водород) и раствор сульфата железа(FeSO4) | Произошла химическая реакция: вывод: Реакция: Вывод: Реакция: Вывод: Реакция: Вывод: |
Общий Вывод:
Практическая работа № 1,2
Тема: Металлы. Экспериментальные задачи по распознаванию
и получению веществ.
Цель: закрепить на практике знания по теме «Металлы» о способах получения
и распознавания веществ
Оборудование: пробирка - 6 шт, спиртовка, спички, держатель, фарфоровая чашка
Реактивы: хлорид железа (III) – FeCl3, раствор гидроксида натрия- NaOH, раствор HCl
или H2SO4– соляной кислоты или серной кислоты , хлорид алюминия (III) – АlCl3
железо – Fe.
II. Ход работы
Описание работы | Рисунки и наблюдения | Выводы | |
1 2 3 4 | К раствору хлорида железа (III) (FeCl3 ) осторожно добавил раствор гидроксида натрия (NaOH) Раствор слили и осадок прокалили в фарфоровой чаше над спиртовкой К раствору хлорида алюминия (АlCl3) добавляем избыток раствор гидрокида натрия (NaOH) Добавить гидроксид натрия (NaOH) к осадку Al(OH)3 В порошок железа добавляем соляную или серную кислоту (HCl или H2SO4) | Выпадает коричневый осадок Меняется цвет осадка (образуется ржавчина) Образуется белый осадок Осадок растворился Выделяется бесцветный газ (водород) и раствор сульфата железа(FeSO4) | Произошла химическая реакция: FeCl3 + 3NaOH = Fe(OH)3↓ + 3NaCl
коричневый Cu(OH)2 – гидроксид меди, Na2SO4 –сульфат натрия 2Fe(OH)3→ Fe2O3+2H2O AlCl3+3NaOH=Al(OH)3↓+3NaCl Al(OH)3+ NaOH→ Na{Al(OH)4} Fe+ H2SO4 или 2HCl→ FeSO4 или FeCl2+H2↑ |
Общий Вывод:
I. Знакомство с Инструкцией по технике безопасности:
- Если зажечь спиртовку сразу же после снятия колпачка, загорается плёнка спирта на горлышке спиртовки как раз на том месте, где колпачок прилегает к горлышку. Пламя проникает под диск с трубкой, и пары спирта внутри резервуара загораются. Может произойти взрыв и выброс диска вместе с фитилём. Чтобы избежать этого, приподнимите на несколько секунд диск с фитилём для удаления паров. Если случится воспламенение паров, быстро отставьте в сторону предметы (тетрадь для практических работ) и позовите учителя.
- Зажжённую спиртовку нельзя переносить с места на место, нельзя также зажигать одну спиртовку непосредственно от другой. Для зажигания спиртовки пользуйтесь спичками.
- Гасить спиртовку можно только одним способом – накрыть пламя фитиля колпачком. Колпачок должен находиться всегда под рукой.
- Кислоты – едкие вещества. Разрушают и раздражают кожу, слизистые оболочки.
- Наливать кислоту надо так, чтобы при наклоне склянки этикетка, во избежание её порчи, оказывалась сверху.
- Соединения меди в виде пыли при попадании на кожу, особенно в местах микротравм, могут вызвать раздражения, привести к аллергии в лёгкой форме.
- Работать с соединениями бария нужно так, чтобы не допустить попадания их в рот, так как они токсичны. Для получения тяжёлого отравления достаточно дозы массой менее 0,5г. После завершения работы тщательно помыть руки с мылом под проточной водой.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Первая помощь при ожогах:
Ожог первой степени обрабатывают этиловым спиртом, затем, для снятия болевых ощущений, глицерином и накладывают сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при попадании кислоты на кожу рук:
Попавшие на кожу капли кислоты стряхните и тщательно смойте большим количеством воды, а затем обработайте поражённую поверхность 2% раствором питьевой соды.
Работаете по инструкции, приведённой в учебнике.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1(2).
Тема: Осуществление цепочки химических превращений
Цель: Научиться проводить химические реакции, которые необходимы
для осуществления превращений веществ.
Реактивы:________________________________________________________
Оборудование:____________________________________________________
Вариант 1.
Проведите реакции, в которых осуществляются предложенные ниже химические превращения (по вариантам).
Составьте уравнения соответствующих реакций. Реакции ионного обмена запишите также в ионной форме.
Вариант 1.
Проведем следующие превращения:
Вариант 2.
Вариант 3.
Вариант 3.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Маленький, удаленький Сквозь землю прошел- Красну шапочку нашел? Принимать привык Егорка От людей земной поклон. Как заря на нем ермолка- Ждет нас под осиной он. Что это?
Тема урока: «Грибы. Общая характеристика грибов. Шляпочные грибы».
Что такое грибы? Знать: Признаки грибов и их отличительные особенности. Черты сходства и отличия грибов от растений и животных. Строение шляпочных грибов, типы их питания и размножения. Правила сбора грибов. Уметь: Различать съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Оказывать первую медицинскую помощь при отравлении грибами. Цель урока:
Изучением грибов занимается наука «Микология» (греч. «микос» - «гриб», «логос»- «наука». Родоначальник немецкий ученый Генрих Антон Бари (1831-1888г.)
Многообразие грибов. Среда обитания.
Фитофтора Ржавчина Спорынья
На стволах деревьев
Мукор Пеницилл
«Дама под вуалью» Трюфели
Современная система органического мира
Самостоятельная работа с учебником стр. 57-58 , ответьте на вопросы: Назовите черты сходства растений и грибов. Назовите черты отличия растений и грибов. Что общего у грибов с животными?
Признаки грибов, сближающие их с царством растений Признаки грибов, сближающие их с царством животных Прикрепленный образ жизни Наличие хитина в клеточных стенках Неограниченный рост в течение жизни Наличие мочевины в качестве промежуточного продукта метаболизма Наличие целлюлозы в клеточных стенках некоторых грибов (только у водных грибов) Не имеют хлорофилла. Верхушечный рост Запас углеводов в виде гликогена Черты сходства грибов с растениями и животными
Шляпка Ножка Плодовое тело Мицелий (грибница) Гифы Строение шляпочных грибов
Грибы Высшие Низшие (шляпочные) (плесневые) Классификация грибов
Лабораторная работа «Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов» Цель: познакомиться со строением плодовых тел шляпочных грибов, продолжить формировать навык работ с натуральными объектами, навык выполнения биологического рисунка. Оборудование: натуральные объекты (грибы), стеклянные палочки, ванночки. Инструктивная карта: Рассмотрите шляпочный гриб – это плодовое тело. Объясните почему? Найдите пенек и шляпку – основные части гриба. На пеньке гриба рассмотрите плотно расположенные нити грибницы. Зарисуйте внешнее строение шляпочного гриба. Как питаются шляпочные грибы? Почему грибы выделяют в особое царство живой природы? Сделайте вывод к работе, укажите, где образуются споры у шляпочных грибов. Какие грибы вы рассмотрели : трубчатые или пластинчатые?
Типы шляпочных грибов Грибы Трубчатые Нижний слой шляпки состоит из многочисленных трубочек, расположенных вертикально. В трубочках созревают споры. (подберезовик, масленок) Пластинчатые Нижний слой шляпки образован пластинками, отходящими от центра шляпки и направленных к ее краю. На стенках пластинок созревают споры (ложный опёнок)
Классификация шляпочных грибов Шляпочные грибы Трубчатые Пластинчатые
Пластинчатые грибы
Трубчатые грибы
Одноклеточные грибы
Плесневые грибы Мукор Пеницилл Аспергилл
Гриб мукор ( увеличение в 60 раз ) спорангии со спорами мицелий
Способы питания грибов Грибы Сапрофиты Паразиты Симбионты Хищники
По типу питания грибы делятся : Грибы - паразиты Грибы - сапрофиты Грибы - симбионты
Собирать следует только те грибы, которые ты твердо знаешь, что они съедобные. Нельзя собирать съедобные, но старые грибы, т.к. в них накапливаются ядовитые вещества. Нельзя собирать грибы растущие вдоль проезжих дорог. Нельзя собирать червивые грибы, т.к. черви загрязняют мякоть гриба вредными выделениями. Грибы нельзя вырывать из земли, а нужно осторожно срезать ножом или выкручивать не разрушая грибницу (мицелий). Собирать гриба лучше в плетеную корзину или тару, через которую проходит воздух. Иначе грибы испортятся. Правила сбора грибов
Грибы Съедобные Ядовитые
Характерными признаками являются булавовидное утолщение и чехол на нижней части ножки гриба. Появляющийся из земли гриб находится как бы в мешочке. В верхней части ножки – бахромчатое кольцо. На изломе выделяется млечная жидкость. Особенности ядовитых грибов
Первая помощь при отравлении 1. До приезда врача уложить больного в постель и дать выпить ему 4 – 5 стаканов кипяченой воды комнатной температуры или содового раствора (1 чайная ложка соды на стакан воды), либо слабый раствор марганцовки. 2. Вызвать рвоту. Повторить 5-6 раз. 3. Предложить выпить слабительные средства. 4. При жажде давать крепкий чай, кофе, подсоленную воду. 5. Остатки грибов следует передать в лабораторию для исследования.
Выпишите номера вопросов, против них запишите номера правильных ответов 1 вариант Какие вещества поглощает гриб из корней деревьев? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2. Выпишите номера съедобных грибов Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок 2 вариант Какие вещества получают корни деревьев от грибов? 1.Минеральные вещества 2. Органические вещества 3. Воду 2 . Выпишите номера ядовитых грибов Белый гриб 2. Рыжик 3. Бледная поганка 4. Лисичка 5. Мухомор 6. Опенок
Ключ к тесту №2 1 вариант I -2 II -1,2,4,6 2 вариант I -1,3 II – 3,5
§ 13,14 , стр. 57-60 Сообщение о плесневых грибах (мукор, пеницилл) Ядовитые грибы в Бурятии Съедобные грибы Бурятии Грибы из красной книги Домашнее задание
Спасибо за урок!
Некоторые сайты о грибах www.grzyby.pl – Считается лучшим микологическим сайтом в Европе (Польша) www.mycoweb.narod.ru www.toadstool.ru kalinovca.narod.ru spbnature.narod.ru www.belgrib.narod.ru www.pilzepilze.de – сайт на немецком языке (Германия) www.grib.kirsoft.com.ru – База данных грибов grib-portal.nm.ru gribnik.org.ua - сайт Украины
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Поставьте предположительный диагноз. Ваши рекомендации больному? К дежурному врачу обратился пациент Исаков Т.Д. 38 лет с жалобами на кашель с выделением кровавой мокроты, боли в грудной клетке, температура держится 37,3-37,8 в течение двух месяцев и сильную слабость.
Поставьте предположительный диагноз. Ваши рекомендации больному. Скорая помощь привезла больную Обаковскую О.П. 67 лет с жалобами на сильные головные боли, АД 190/100, тошноту и однократную рвоту.
Поставьте предположительный диагноз. Ваши рекомендации больному. Больная Иванова И.Д. 45 лет обратилась на прием к врачу с жалобами на сухость во рту, жажду, слабость, уровень сахара в крови 15 г/л.
Тема урока ? В нашем организме это самый тяжелый орган, он весит 2кг 700гр; Площадь этого органа у взрослого человека достигает 1,5 — 2,5 м² - Это сложный орган со многими функциями; - - Его называют «зеркалом здоровья и болезни»; - Этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь; - Этот орган тесно связан с нервной системой;
Тема: Кожа – наружный покровный орган
Цель урока: Установить взаимосвязь строения и функции кожи.
Слои кожи человека Строение каждого слоя Функции каждого слоя
От чего зависит цвет кожи? Темная кожа негроидной расы объясняется большим количеством в ней меланина, чем у представителей других рас. Меланин защищает кожу, блокируя ультрафиолетовые лучи, воздействию которых подвергаются жители солнечной Африки. Вторым пигментом человеческой кожи является каротин. Это желтое вещество, которое помимо человеческой кожи присутствует в моркови, а также желтке яйца. Как и меланин, каротин есть в коже всех людей мира. Но наибольшее его количество в коже народов Восточной Азии. Это придает их лицам желтоватый оттенок. У европеоидов наблюдается низкое содержание и меланина, и каротина.
Отсутствие пигмента меланина в кожи - альбинизм
дактилоскопия Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для идентификации личности, уголовной регистрации и розыска преступника
Потовые железы – встречаются почти во всех участках кожи. Их количество достигает 2,5 миллиона . Мерокринные - это простые трубчатые железы, которые имеются на всех участках общего кожного покрова. Эти железы начинают функционировать с рождения. Апокринные - находятся в подмышечных впадинах, коже лба. кожи вызывают резкий запах . Начинают функционировать в подростковом возрасте. Количество потовых желез на 1 см кожи Часть тела Количество Ладонь 373 Подошвы ног 306 Грудь и живот 255 Лоб 172 Бедро и голень 70 Спина 37 Рассмотрите под лупой кожу ладонной поверхности кисти. Видны мелкие отверстия устий протоков потовых желез. Почему при волнении ладонные поверхности кисти оказываются влажными, а тыльные нет?
Если бы размер частей нашего тела соответствовал числу расположенных на нем рецепторов, то мы напоминали бы вот такое существо. Где на теле человека больше всего находится рецепторов?
Что такое «гусиная кожа»? Почему волосы поднимаются дыбом? Почему волосы становятся жирными? Что по строению представляет собой волос?
От чего зависит форма волос? Почему волосы могут быть прямыми, волнистыми или кудрявыми?
Признак Вывод о здоровье или заболевании. Гладкие, бледно-розовые ногти здоровые Бледный цвет ногтей Заболевание Желтизна ногтей Болезни печени Синий цвет ногтей Сердечная недостаточность Вогнутая и выпуклая форма ногтей Недостаток железа в организме Длинные линии на ногтях Плохая всасываемость в системе пищеварения Поперечные борозды Признак стресса, плохое питание
Рефлексия . Оцените свою работу на уроке, выберите число , соответствующему вашему настроению. 1- очень низкая оценка, негативное отношение; 2- невысокая оценка, безразличное отношение; 3- удовлетворительная оценка, позитивное отношение; 4-хорошая оценка, позитивное отношение; 5- очень высокая оценка,
Домашнее задание: Темы сообщений 1. Что такое альбинизм? 2. Откуда берутся родинки, родимые пятна и бородавки? 3. Можно ли по линиям на ладони определить будущее человека? 4. Сколько у человека волос? 5. Отпечатки пальцев. 6. О чём расскажет кожа. 7. Модные идеи: пирсинг. 8. Тайны волос. 9. О чём могут рассказать ногти. 10. Уход за ногтями. 11. Юношеские угри.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 задание Составьте систему понятий из предложенных терминов Генеративные органы; стебель, цветы, побег, корень, вегетативные органы, плоды, листья, семена, почки.
Органы Вегетативные : генеративные : Корень семена Стебель цветок Листья плод почки
Какие части растений вы знаете? корень стебель листок цветок плод
3 задание Сравните пикирование и прищипывание растений. Что у этих процедур общего? Значение процедур
Предмет нашего изучения находится в черном ящике. Вам предлагается определить, что это, для этого я буду последовательно проговаривать утверждения, а вы объяснять, достаточно ли этих сведений для точного определения объекта В ящике располагается орган растения. Это вегетативный орган. Занимает боковое положение в побеге, располагается в узлах стебля и обычно имеет плоскую форму.
??? : «Английский ученый Томсон « лорд Кельвин» в XIX веке утверждал, что человечеству грозит удушье, поскольку в воздух выделяется большое количество углекислого газа». Однако это утверждение опроверг К. А. Тимирязев. Предположите, как это ему удалось?
Первый на ветке, глянь, зеленеет, Осенью жёлтый цвет он имеет, В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь, Эту загадку на нём ты прочтёшь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвёртый в Венгрии жил И пианистом известным он был. ( )
Тема: " Лист - боковой орган побега".
Что хотим узнать ? Строение листа ( внешнее и внутринее): 1. Какие формы листьев существуют 2. Количество листовых пластинок 3.Наличие или отсутствие черенков 4.Форма края листьев 5.Типы жилкования
Внешнее строение листа. Многообразие листьев
Строение листа Листовая пластинка Черешок Прилистники Основание листа Жилки
Приём « Инсерт ». Знаю Хочу узнать Узнал Лист есть у всех растений, он бывает разным по форме, по окраске. Мы можем узнать сразу, какому растению принадлежит лист. Лист нужен растениям, в них происходит процесс фотосинтеза. Как устроен лист? Как различают по форме листья, по характеру жилкования? Как определить по листьям класс растения?
Работа по группам Пар 9 стр48-54 (задания на листах) 1 группа- особенности внешнего строения листьев по наличию черешка. 2 группа –простые и сложные листья 3 группа- типы жилкования 4 группа –листорасположение 5 группа –видоизменения листьев
Клён Ландыш
Без черешковые (сидячие) Черешковые
Сидячие листья
Черешковые листья
Сидячий Черешковый
Лист имеющий одну листовую пластинку называется простой, а несколько листовых пластинок – сложный.
Простые листья
Сложные листья
Жилкование листьев Жилкование листьев Параллельное Дуговое Сетчатое
дуговое
Листорасположение
Видоизмененные листья ? ? ?
Лабораторная работа Растения с простыми листьями Растения со сложными листьями Лабораторная работа 8 Тема: Внешнее строение листа. Цель: Изучение внешнего строения простых и сложных листьев. Оборудование Комнатные растения: пеларгония. хлорофитума Гербарий листьев черемухи, рябины, земляники, ежевики, спиреи. Ход работы Рассмотрите зеленые листья комнатных растений - пеларгонии и хлорофитума. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради и надпишите их. Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками у листа хлорофитума. Отметьте, в чем их различия. Зарисуйте и подпишите тип жилкования. Каким растениям – однодольным или двудольным принадлежат листья? Отметьте способ прикрепления листа к стеблю. Рассмотрите в гербарии листья разных растений. Найдите среди них простые и сложные листья. Запишите результаты в таблицу:
Закрепление изученного на уроке Какое растение из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд вместо знака вопроса?
опорная схема листья По форме По характеру жилкования
опорная схема листья дуговое Простые По форме параллельное сложные По характеру жилкования сетчатое Черешковые Есть черешок Сидячие Нет черешка Листовая пластинка черешок Основание листа прилистники С Т Р О Е Н И Е
Критерии оценок: правильных 12- 11 – «5» 10 -8 – «4» 7- 5 - «3» менее 5 ответов - «2»
Лист – часть побега, который занимает боковое положение Функции листа: Фотосинтез (образование органических веществ) Газообмен (между внешней средой и организмом) Испарение воды (отдача воды в парообразном состоянии во внешнюю среду)
Рефлексия Раздать учащимся листья (вырезанные из цветной бумаги) на обратной стороне которых написан короткий вопрос . Что ты новое узнал о листьях? Какие типы жилкования ты знаешь? Лист – это боковой орган побега? Да или нет. Какие типы листа ты знаешь? У малины простой или сложный лист? У черёмухи простой или сложный лист? У тополя сидячие листы или черешковые? Где можно использовать полученные знания о листьях?
Приём «Инсерт». Знаю Хочу знать Узнал Лист есть у всех растений, он бывает разным по форме, по окраске. Мы можем узнать сразу какому растению принадлежит лист. Лист нужен растениям, в нем происходит процесс фотосинтеза. Как устроен лист? Какие бывают листья? Какие бывают формы листьев? Лист состоит из листовой пластинки, листья бывают простые и сложные листья, жилкование листьев, расположение листьев на стебле.
Ты, человек, любя природу, хоть иногда ее жалей. В увеселительных походах Не растопчи ее полей, В вокзальной сутолоке века Ты оценить ее спеши. Она твой давний добрый лекарь, Она союзница души. Не жги ее напропалую И не исчерпывай до дна. И помни истину простую – Нас много, а она одна.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В настоящее время не вызывает сомнений, что элементарной единицей как растительного так и животного организма является клетка
В организме примерно 200 разновидностей клеток Клетки эпителия
нервная клетка
Клетки крови
ТЕМА УРОКА : СТРОЕНИЕ КЛЕТКИ
Цель: 1.Изучить строение клетки. 2.Выявить роль органоидов клетки
митохондрия ядро аппарат Гольджи цитоплазма лизосомы эндоплазматическая сеть клеточный центр клеточная мембрана Строение животной клетки
цитоплазма ядрышко ядро эндоплазматическая сеть митохондрии наружняя клеточная мембрана хлоропласты вакуоль Строение растительной клетки
. Задание: Определить функции главных частей клетки. группа Название органоидов функция 1 оболочка 2 цитоплазма 3. ядро группа Название органоидов функции 1. оболочка 2. цитоплазма 3. ядро 4. вакуоль 5. пластиды 6. 7. 8. ЭПС митохондрии Клетки живые ?
. Задание: Определить функции главных частей клетки. группа Название органоидов функция 1 оболочка 2 цитоплазма 3. ядро группа Название органоидов функции 1. оболочка Опора, проведение 2. цитоплазма передвижение 3. ядро Размножение, деление 4. вакуоль Запас питательных веществ. 5. пластиды Придают цвет клетке 6. 7. 8. ЭПС митохондрии Клетки живые ? Транспорт веществ Синтез энергии Да. Растут, дышат, питаются, делятся.
Какие утверждения верны? Поставьте знак «+» или «-» 1. Клетка – основная единица строения всех живых организмов. 2. Оболочка, ядро, цитоплазма – главные части клеток. 3. Пластиды – есть только у растительных клеток. 4. Лупа – самый сильный увеличительный прибор. 5. Живые клетки только питаются. 6. Клетки одинаковы по форме и размерам. 7. Организм человека состоит из клеток.
К Л Ю Ч + + + - - - +
Итог урока Все живые организмы имеют клеточное строение. Клетки имеют органоиды. Клетки разнообразны по форме и размерам. Клетки дышат, питаются, растут, делятся и умирают. Из клеток формируются ткани, из ткани – органы, из органов – системы, из систем – организм