Готовимся к ГИА-9 (русский язык)
Материалы для подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9 классе. Подготовка к экзамену начинается не в 9 классе: изложения и сочинения-рассуждения мы пишем с 5 класса. Поэтому на этой странице содержатся материалы для работы в разных параллелях (с 5 по 9 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.68 КБ |
![]() | 89.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве. Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно , но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.
Микротема 1 Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве . Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая, без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина. Обычно обедали молча и даже как будто насупленно , но за чаепитием становились общительнее, и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом, о народничестве.
Микротема 1 Радушие семьи Житковых изумляло меня. Оно выражалось не в каких-нибудь слащавых приветствиях, а в щедром и неистощимом хлебосольстве . Приходили какие-то молчаливые, пропахшие махоркой, явно голодные люди, и их без всяких расспросов усаживали вместе с семьёю за длинный, покрытый клеенкой стол и кормили тем же, что ела семья. А пища у нее была простая , без гурманских причуд: каша, жареная скумбрия, вареная говядина . Обычно обедали молча и даже как будто насупленно , но за чаепити-ем становились общительнее , и тогда возникали бурные споры о Льве Толстом , о народничестве.
Микротема 2 Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике; они кипой лежали у него в кабинете.
Микротема 2 Кроме литературы, в семье Житковых любили математику, астрономию, физику. Смутно вспоминаю какие-то электроприборы в кабинете у Степана Васильевича. Помню составленные им учебники по математике ; они кипой лежали у него в кабинете.
Микротема 3 Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом: то были отношения двух взрослых, равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей, что он не употребит их доверия во зло. И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в чем.
Микротема 3 Очень удивляли меня отношения, существовавшие между Степаном Васильевичем и его сыном Борисом : то были отношения двух взрослых , равноправных людей. Борису была предоставлена полная воля, он делал что вздумается - так велико было убеждение родителей , что он не употребит их доверия во зло . И действительно, он сам говорил мне, что не солгал им ни разу ни в ч ем.
Микротема 4 Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом, через несколько лет, убедился, что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья, щепетильно честная, чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде. Живо помню, с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка, впитывал в себя ее атмосферу.
Микротема 4 Раньше я никогда не видывал подобной семьи и лишь потом , через несколько лет , убедился , что, в сущности, то была очень типичная для того времени русская интеллигентская трудовая семья , щепетильно честная , чуждая какой бы то ни было фальши, строгая ко всякой неправде . Живо помню , с каким восхищением я, тринадцатилетний мальчишка , впитывал в себя ее атмосферу . Со временем я осознал, что… в детстве
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сочинение-рассуждение 9.1 – Сочинение на лингвистическую тему 9.2 – Сочинение на тему, связанную с анализом текста (морально-этического характера) 9.3 – Сочинение-рассуждение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова)
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1) 0 № Критерии оценивания Баллы С1К1 Наличие обоснованного ответа Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Фактических ошибок, связанных с пониманием тезиса, нет 2 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущена одна фактическая ошибка, связанная с пониманием тезиса 1 Экзаменуемый привёл рассуждение на теоретическом уровне. Допущено две и более фактические ошибки, связанные с пониманием тезиса, или тезис не доказан, или дано рассуждение вне контекста задания, или тезис доказан на бытовом уровне 0
С1К2 Наличие примеров-аргументов Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте 3 Экзаменуемый привёл два примера-аргумента из текста, но не указал их роли в тексте, или привёл два примера-аргумента из текста, указав роль в тексте одного из них, или привёл один пример-аргумент из текста, указав его роль в тексте 2 Экзаменуемый привёл один пример-аргумент из текста, не указав его роли в тексте 1 Экзаменуемый не привёл ни одного примера-аргумента, иллюстрирующего тезис, или экзаменуемый привёл примеры-аргументы не из прочитанного текста 0
С1К3 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: – логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена; – в работе нет нарушений абзацного членения текста 2 Работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена одна логическая ошибка, и/или в работе имеется одно нарушение абзацного членения текста 1 В работе экзаменуемого просматривается коммуникативный замысел, но допущено более одной логической ошибки, и/или имеется два случая нарушения абзацного членения текста 0
С1К4 Композиционная стройность работы Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет 2 Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, но допущена одна ошибка в построении текста 1 В работе допущено две и более ошибки в построении текста 0 Максимальное количество баллов за сочинение по критериям С1К1–С1К4 9
Рассмотрим формулировку задания 9.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога В.В. Виноградова: « Прилагательное – это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении» . Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Рассмотрим формулировку задания 9.1 Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами В.В. Виноградова. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов
Композиция сочинения-рассуждения (9.1 ) Тезис. Рассуждение о смысле высказывания (осмысление тезиса) Первый пример языкового явления и его роль в тексте Второй пример языкового явления и его роль в тексте Вывод
Типовые конструкции Автор пишет о… В высказывании … говорится о ... Как отмечает … Бесспорно мнение автора о том, что… Я согласен (согласна) с … Попробуем разобраться в смысле этого высказывания. Вступление
Типовые конструкции Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению №… Рассмотрим предложение №… В нём использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как… Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …, в котором автор использует… Аргументация
Типовые конструкции Таким образом... Как мы видим… Действительно… Нам удалось доказать, что… Эти примеры из текста стали убедительным доказательством того, что… Заключение
Используем синонимы, чтобы избежать повторов Автор цитаты: Лингвист Учёный Языковед Автор высказывания Филолог
Используем синонимы, чтобы избежать повторов Деятельность автора цитаты: утверждает считает пишет рассуждает полагает
Алгоритм работы над сочинением Шаг 1. Внимательно читаем высказывание. Выделяем ключевые слова.
Прилагательное – это самая изобретательная часть речи. Прилагательные могут описать цвет, запах, форму любого предмета, рассказать о наших чувствах, характере, настроении
Шаг 2. Ищем языковые явления, иллюстрирующие тезис.
Шаг 3. Пишем сочинение.
В.В.Виноградов назвал прилагательное «изобретательной» частью речи. Нельзя не согласиться с тем, что с помощью имени прилагательного можно не только описать внешность, но и сообщить об особенностях внутреннего мира человека.
Мне кажется, прекрасным подтверждением мысли учёного может служить использование Приставкиным прилагательного «острые (плечи)» в предложении 16. Описывая таким образом внешность Николая Петровича, автор подчёркивает худобу героя, связанную с немыслимыми страданиями от голода в военное время.
Кроме того, в предложении 25 Приставкин использует имена прилагательные как средство характеристики тех людей, которые составили «человеческий коридор». Эпитеты «большие и верные»рисуют образ людей, способных на сострадание, самопожертвование и любовь к ближним.
Итак, прочитав текст А.И. Приставкина, мы убедились в правоте высказывания В.В.Виноградова: прилагательные делают нашу речь более содержательной.
Задание Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Литература Книги Трунцевой Т.Н., Нарушевича А.Г., Сениной Н.А.