Продуктивная методическая деятельность педагога

Продуктивная методическая деятельность педагога

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Артикуляционная гимнастика как основа правильного произношения"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konsultatsiya-dlya-vospitateley-artikulyatsionnaya-gimnastika-kak

Круглый стол для воспитателей

Круглый стол для воспитателей "Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/kruglyy-stol-dlya-vospitateley-rekomendatsii-po-provedeniyu

Мастер-класс для воспитателей

Мастер-класс для воспитателей "Артикуляционная гимнастика"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/master-klass-dlya-vospitateley-artikulyatsionnaya-gimnastika

Мастер-класс для родителей

Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика "Приключение веселого язычка"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/master-klass-dlya-roditeley-artikulyatsionnaya-gimnastika

Конспект подгруппового логопедического занятия

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий  в старшей группе "В гостях у Незнайки"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/podgruppovoe-logopedicheskoe-zanyatie-s-ispolzovaniem

Конспект открытого занятия для воспитателей подготовительных групп

Конспект открытого занятия для воспитателей подготовительных групп "Ловкие ручки"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-dlya-vospitateley-po-razvitiyu-melkoy

Консультация для родителей

Консультация для родителей "Что такое мелкая моторика. Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konsultatsiya-dlya-roditeley-chto-takoe-melkaya-motorika-igry-i

Консультация для музыкальных руководителей

Консультация для музыкальных руководителей "Логоритмика в системе коррекции речи у детей с ОНР"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konsultatsiya-dlya-muzykalnyh-rukovoditeley-logoritmika-v-sisteme

Методические рекомендации для воспитателей

Методические рекомендации для воспитателей "Игры и упражнения для развития мелкой моторики"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-vospitateley-razvitie-melkoy

Конспект открытого занятия для воспитателей

Конспект открытого занятия для воспитателей по развитию мелкой моторики у детей в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну пальчиковых игр"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konspekt-otkrytogo-zanyatiya-dlya-vospitateley-po-razvitiyu-0

Сообщение для воспитателей

Сообщение для воспитателей "Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10...

Круглый стол для воспитателей

Выступление по теме "Влияние театрализованной игры на развитие речи и моторики у детей"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/kruglyy-stol-dlya-vospitateley-vliyanie-teatralizovannoy-igry-na

Сообщение на родительском собрании

Сообщение на родительском собрании "Речевые ошибки у детей"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/soobshchenie-na-roditelskom-sobranii-rechevye-oshibki-u-detey

Консультация для родителей

Консультация для родителей "Речевая готовность детей к школе"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konsultatsiya-dlya-vospitateley-rechevaya-gotovnost-rebenka-k

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа"
https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10/06/konsultatsiya-dlya-vospitateley-razvitie-fonematicheskogo

Консультация для воспитателей

Консультация для воспитателей "Игры и упражнения для развития слогового анализа"

https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/10...

Логопедическое занятие «В стране звуков и букв»

Логопедическое занятие «В стране звуков и букв»

Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.

Физкультминутки для детей с речевыми нарушениями.

Как развивать речь ребенка.

Как развивать речь ребенка.

Логопедическая ритмика

Логопедическая ритмика

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя

Совместная работа логопеда и воспитателя по развитию речи и формированию лексико-грамматического строя

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

Логопедическая работа по развитию языкового анализа и синтеза

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Консультация для воспитателей:

«Игры и упражнения для развития слогового анализа».

        

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2018

Слоговый анализ – важный этап ознакомления ребенка со звуковой стороной слова. Чтобы правильно передать на письме звуковой состав слова (без пропусков и перестановки букв), прежде всего надо разделить слово на слоги.

Практически всем детям удается безошибочно произнести слово не слитно, а по частям. Но часто данный вид работы вызывает у детей трудности. Поэтому работу по формированию слогового анализа, а также синтеза и представлений необходимо включать в занятия по обучению грамоте.

Первоначальное представление о том, что слово состоит из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но очень полезно перед тем, как давать образец, поставить перед ними задачу такого произнесения, т. е. спросить, можно ли произнести слово по частям. Термин — «часть» — на первых занятиях используется вместо термина «слог», так как дети в начале обучения обычно смешивают слог и слово. Позже следует начать использовать термин «слог», пояснив его: часть слова называется «слог», потому что слово состоит из слогов.

Педагог ставит перед детьми задачу произнести слово не так, как оно обычно произносится. Это значительно облегчает понимание слогового строения слова. Дети более осознанно воспринимают послоговое произнесение слова воспитателем, пусть сначала они сами попробуют произнести слово по слогам. С таким заданием дети нередко справляются легко.

Обучение анализу слогового состава слова осуществляется на двухсложных и трехсложных словах. Однако необходимо познакомить детей и с односложными словами. Естественно, с них нельзя начинать, так как в этом случае невозможно сразу же использовать термин «часть».

Ребенок 6 лет должен знать, что слово делится на слоги, что количество их разное и расположены они в определенной последовательности. Также он должен понимать, что один из них произносится немного более протяжно и громко – это ударный слог.

Вычленение ударного слога - необходимый этап в работе по обучению детей старшего дошкольного возраста. Умение слышать ударный слог необходимо при обучении чтению и письму, а также для правописания безударных гласных. Слышание ударного слога необходимо детям и для правильного понимания тех слов, которые различаются только ударением (замо́к – за́мок).

Педагог обращает внимание ребенка на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из слогов обязательно произносится более протяжно. Воспитатель умышленно усиливает голосом первый слог: ры́-ба, мо́-ре. Второй слог произносится более коротко, отрывисто. Такая же работа проводится со словами, где ударный слог стоит на втором и третьем месте.

Обучить дошкольников послоговому произнесению слова нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны научиться хорошо слышать и называть первый, второй, третий слог в слове, составлять из заданных слогов слова.

Для работы используется схематическое изображение слогового состава анализируемого слова, графические схемы. Дети получают задания узнать, сколько слогов в том или ином слове, произнося слово по слогам и одновременно шагая или хлопая в ладоши. В подготовительной к школе группе заучивается правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».

Закрепление операций слогового анализа может проводиться с использованием заданий и игр, таких как:

1. «Телеграф». Ребенок или педагог отстукивают слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово (по картинкам).

2. Игра с мячом: ударить об пол столько раз, сколько слогов в слове; удары сопровождаются четким произнесением слогов.

3. «Слово можно прошагать». Ребенок делает шаг на каждый слог.

4. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый, последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога, между заданными слогами.

5. Игра с мячом: дети передают друг другу мяч и одновременно называют слог какого-то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог и т.д.

6. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.

7. Ребенку предлагается ряд слов. Надо найти одинаковый слог во всех словах: насос, спинапанама, кабина, находка.

8. «Слоговая цепочка» - научить выделять первый и последний слоги.

Игры и задания по развитию слогового синтеза

1.  Определить слово или предложение, произнесенное по слогам.

2. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА…, КА…, ДА…, ПА…, НАТА….,; СА:  …НИ, …ДИК, …МОЛЕТ, …МОКАТ.

3. Дополнить слово подходящим слогом: земляни…, смороди…

4. Выбрать слоги из таблицы и составить слова:

МА

РА

НА

ША

У

ЛА

ШИ

ПА

Смешанные задания на анализ и синтез слов

1. Поменять слоги местами, составить  слово: рады – дыра.

2. Один ребенок произносит слово медленно по слогам: пу-го-ви-ца, а другой произносит слово целиком.

Вывод: слоговой анализ – один из этапов знакомства со звуковой со звуковой стороной слова. Мы говорили с Вами о том, как правильно научить ребенка делить слова на слоги, вычленять ударный слог. Я привела пример нескольких  наиболее понравившихся мне заданий и игр, которые вы можете использовать в своей работе.

Использованная литература:

  1. https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya-slogovogo-analiza-915262.html
  2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/12/10/konsultatsiya-dlya-vospitateley-igry-i-uprazhneniya-dlya-razvitiya



Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Консультация для воспитателей:

«Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста как основа звукового анализа».

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2019

Одна из важнейших задач в общей системе обучения родному языку в ДОУ и в семье - это развитие фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия связано не только с произношением звуков, но и с лексико-грамматической стороной речи. При развитом фонематическом слухе ребенок намного лучше воспринимает и различает окончания слов, воспроизводит слоговую структуру слова, выделяет предлоги в предложении, может расчленить слово на составляющие его звуки, что является основой звукового анализа.

Фонематическое восприятие - это умственные действия, направленные на различение фонем родного языка. Элементарные формы фонематического анализа (выделение звука на фоне слова) появляются у ребенка дошкольного возраста спонтанно. Самой сложной формой фонематического анализа (определение последовательности, количества и места звука по отношении к другим), дети дошкольного возраста овладевают только в процессе специального обучения.

Работу по развитию фонематического восприятия необходимо проводить поэтапно: 
1. Развитие слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, чувства ритма. 
2. Развитие фонематического восприятия и формирование фонематических представлений. 
3. Формирование навыков звуко-слогового анализа и синтеза. 
    Развитие фонематического восприятия можно проводить в игровой форме, с использованием игровых приемов. Это способствует развитию и поддержанию интереса детей, повышении работоспособности и познавательной активности. 

  1. Этап.

Игры первого этапа рекомендуется проводить с детьми с 1 младшей группы.

«Где раздаётся звук?» 

Один ребёнок по указанию обучающего воспроизводит звук звонком, погремушкой, на барабане, остальные дети слушают с закрытыми глазами:

а) показывают рукой или поворотом головы направление источника
звука, затем открывают глаза для контроля;

б) водящий после воспроизведения звучания становится рядом
с обучающим, а дети показывают туда, где только что прозвучал звук.

 «Слухачи»

Детям предлагается посидеть тихо и постараться уловить все звуки, которые раздадутся в доме: шорох бумаги, отодвигание стула, скрип двери, тиканье часов и др. Затем ребёнок по возможности называет их.

 «Кто так кричит?» 

     Обучающий включает магнитофон с записью голосов животных. Дети показывают соответствующие игрушки, сами подражают голосам или называют животных.

«Узнай музыкальный инструмент»

     Детям демонстрируется звучание нескольких музыкальных инструментов. Затем производятся звуки за ширмой, дети называют, какой музыкальный инструмент звучит.

     «Быстро – медленно»

     На громкие, редкие удары дети идут на внешней стороне стопы, как медведи, а на частые – бегут на цыпочках, словно мышки.

 «Тихо – громко»

     На тихие звуки (хлопки, удары в бубен, игра на фортепиано) дети выполняют один вид движений, а на громкие – другой.

 «Паровоз»

     Дети определяют далеко или близко идет паровоз, в зависимости от громкости звукового сигнала.

«Кто кричит?»

     Детям раздаются картинки с изображением домашних животных и их детенышей: коровы, теленка, лошади, жеребенка, козы, козленка, свиньи, поросенка.  Взрослый произносит звукоподражания то низким голосом, то высоким, а дети поднимают соответствующую картинку.

  1. Этап.

Различение слов, близких по звуковому составу.

«Не ошибись»

     Детям показывается картинка, громко и четко произносится ее название, например, ВАГОН. Затем детям предлагается то правильное, то неправильное звучание этого слова, дети должны хлопнуть в ладоши, как только услышат ошибку: Вагон, вакон, фагон, вагон, факон, вагом…». Усложнение подобных игр-упражнений происходит за счет реакции детей на неверно произнесенное слово. Например на правильно произнесенное слово – поднимают зеленый кружок, на неправильное – красный.

 «Найди пару»

     Детям предлагаются картинки, среди которых есть очень близкие по звучанию. Дети должны подобрать пару каждой картинке. Например: мак – рак, майка – гайка, ложка – кошка, лук – жук, клетка – ветка, печка – речка…

 «Рифмы»

     Ведущий задает слово, а дети придумывают рифмы, как можно больше.

Различение фонем родного языка.

Начинать работу следует с дифференциации гласных звуков.

«Подними картинку»

     Предварительно дети знакомятся с гласными звуками и их звучание соотносится со звуком окружающего мира: «А» - девочка плачет, «У» - поезд гудит, «И» - птичка поет. У детей картинки с изображением поезда, девочки и птички. Воспитатель попеременно произносит звуки, а дети поднимают соответствующую картинку.

     Игра может усложняться следующим образом: вместо картинок дети поднимают кружки трех цветов. На другие звуки дети реагировать не должны.

Аналогичным образом производится работа по дифференциации согласных звуков.

Выделение заданного звука на фоне слова.

«Хлопки», «Поймай звук в ладошку»

     Ведущий называет различные слова, а дети должны хлопнуть в ладоши, если услышат в них заданный звук.

 «Светофор»

     В ответ на услышанный звук дети поднимают соответствующий кружок.

 «Подбери слово с заданным звуком» с опорой на картинку и без.

  1. Этап.

     Звуковой анализ развивается лучше, если дети овладевают пространственными представлениями, ориентировкой в окружающем, порядковым и количественным счетом, словами, обозначающими пространственные отношения.

Вначале формируется понятие «Ряд», которое подкрепляется расположением иллюстративного материала на различных занятиях: по изобразительной деятельности, по математике: раскладывание предметов по цвету, форме, величины, а также с помощью настольного театра «Репка». Выстроив такой ряд, нужно научить детей отвечать на вопросы, указывающие на признак, выделять предмет в начале ряда, в середине и в конце. После этого следует приступать непосредственно к звуковому анализу.

Определение первого ударного гласного в слове.

«Магазин» Оплатить первым звуком в названии покупки.

Можно предложить игры с мячом.

«Мяч лови, мяч бросай, первый звук называй»

Определение последнего согласного звука.

«Поймай звук за хвост»

Определение первого согласного звука в слове

«Магазин»

         Определение места звука в слове.

«Новоселье в зоопарке» (Рысь, зебра, тигр)

«Собираем урожай» (помидор, картошка, )

«Приберем одежду» (Свитер, рубашка, шорты)

«Собери слово из звуков»

     Ведущий называет отдельные звуки, а дети составляют из них слово.

«Подбери схему к слову»

     Детям предлагается несколько схем слов и одна картинка. Дети подбирают к картинке схему.

«Подбери слово к схеме»

     Детям предлагается схема слова и несколько картинок. Дети подбирают картинку к схеме. Усложнение: подбор слов к схеме без картинок.

     Вывод: проведенная в такой последовательности работа создает условия для успешного развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. Также это будет способствовать уточнению у них представлений о звуковом составе языка и формированию навыков фонематического анализа и синтеза.

Использованная литература:

  1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/12/03/razvitie-fonematicheskogo-vospriyatiya-u-detey-doshkolnogo-vozrasta
  2. http://psihdocs.ru/konsuletaciya-dlya-vospitatelej-razvitie-fonematicheskogo-vosp.html


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ ( консультация для родителей ) АОУ детский сад № 4 «Рябинка». Выполнила: Матвеева Т.С. Учитель-логопед

Слайд 2

ЭТАПЫ УСВОЕНИЯ ЗВУКОВ РЕЧИ Возраст ребенка 1 -2 года 2 – 3 года 3 – 5 лет 5 – 6 лет Звуки А, О, Э, П, Б, М. И, Ы, У, Ф,В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й . С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ. Л, Р.

Слайд 3

ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕЧИ Фонематический слух – способность человека различать звуки речи, слова близкие по звучанию. Фонематическое восприятие – это умственное действие по анализу звучащей речи ( анализ звукового состава слова: порядок звуков в слове, место звуков в слове).

Слайд 4

Задания для развития навыков фонематического восприятия Найди картинки со звуком [Ш] Определи место звука [Ш] в слове Посчитай сколько звуков в слове ШАР Нарисуй под картинками столько кружков, сколько слогов в слове

Слайд 5

СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС Развитие словарного запаса у детей находится в тесной связи от ближайшего речевого окружения, так как речь усваивается по подражанию. К школьному возрасту в словаре ребенка должно насчитываться до 1500–2000 слов. Ребенок должен активно использовать в своей речи обобщающие слова (мебель, транспорт и т. д.), синонимы (лошадь, конь, скакун…), антонимы (грустный – веселый), слова, относящиеся к различным частям речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, местоимения).

Слайд 6

Накопление словаря Подобрать синонимы к характеристикам героев сказок: Алёнушка в сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (нежная, заботливая, добрая;). Медведь в сказке «Машенька и медведь» - (неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый;). Колобок (круглый, румяный, веселый.) Перечислить действия героев: Коза в сказке «Волк и семеро козлят» (жила – была, ходила, наказывала, пела); Заяц – Хваста (Жил-был, хвастался, боялся, бежал). Назвать одним словом: персонажей сказки «Лисичка –сестричка и серый волк» (дикие животные); предметы, которые использовала Машенька в сказке «Три медведя» (посуда).

Слайд 7

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ Грамматический строй речи, ребенок усваивает в период от 2 до 8 лет. Важно своевременно помочь ребенку в овладении грамматической системой языка, иначе в школе ему будет не на что опереться из своего прежнего практического речевого опыта. К 7 годам ребенок должен уметь понимать грамматические конструкции, а также правильно образовывать слова, строить предложения.

Слайд 8

ФОРМИРУЕМ ГРАММАТИЧЕСКИЕ НАВЫКИ Подбери к каждому слову родственные слова, например : ЗАЯЦ — ЗАЙКА, ЗАЙЧАТА, ЗАЙЧИК, ЗАЙЧИХА Образуй новые слова (например: платье из шёлка шёлковое платье). Составь предложения из слов.

Слайд 9

СВЯЗНАЯ РЕЧЬ Весь процесс школьного обучения построен так, что он совершенно немыслим без свободного владения связной речью. Это и устные ответы на уроках, письменные изложения, сочинения и многое другое. Под связной речью принято понимать развернутые (состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют четко, последовательно излагать свои мысли так, чтобы они были понятны окружающими людьми. Дети 4-5 лет уже способны о многом самостоятельно рассказывать: о том, как они провели лето, чем занимались в детском саду, что видели в музее, в парке или в зоопарке. Они способны связно пересказать содержание сказок, рассказов, различных историй.

Слайд 10

РАЗВИВАЕМ СВЯЗНУЮ РЕЧЬ Рассмотри картинку, попробуй составить увлекательный рассказ . Послушай рассказы. Попробуй пересказать каждый из них. Лось — лесной житель. Лось ест ветки и траву. Ему нужна и соль. Ребята стали носить в лес соль. Они кладут её на пень, на камень. Лось приходит лизать соль.

Слайд 11

Использованная литература Чемоданова А. В. Речевая готовность детей к школе // Молодой ученый. — 2017. — №3. — С. 606-608. Учебно-методический кабинет PED-KOPILKA http://ped-kopilka.ru/blogs/blog50617/rechevaja-gotovnost-k-obucheniyu-v-shkole.html Публикации по логопедии http://logopediya.com/public/ryechyevayai-gotovnost-ryebyenka-k-shkolye.php



Предварительный просмотр:

АОУ детский сад №4 «Рябинка»

Сообщение на родительском собрании:

«Речевые ошибки у детей».

        

Учитель-логопед

Матвеева Т.С.

2019

            Неправильное произношение звуков у малышей — естественная особенность детской речи. Но для ребят старшего возраста — это речевой недостаток, требующий исправления. Однако не всегда родители серьезно относятся к недочетам в произношении детей и не всегда их своевременно устраняют. Считают: «Ничего страшного в этом нет, некоторые ее сверстники говорят не лучше, со временем научится».

            Многие дети дошкольного возраста не замечают и не стесняются ошибок в произношении. Они свободно общаются со сверстниками и взрослыми, но в то же время довольно легко обнаруживают погрешности в произношении своих товарищей. Неправильное произношение звуков в собственной речи, действительно, часто остается незамеченным, тогда как чужие недочеты ребенок начинает подмечать уже на третьем году жизни.

            Среди дошкольников немало детей, которые знают недостатки своего произношения. Они болезненно относятся к своему дефекту и пытаются любыми способами улучшить свое произношение. Кое-кому это удается сделать, другим же в силу различных причин — нет. Иногда дети лишь приближают свое произношение к общепринятому и на этом останавливаются. А искаженно произносимые звуки, как правило, ими не подмечаются и самостоятельно не устраняются.

            Изъяны произношения, не устраненные в дошкольный период, нередко остаются на всю жизнь и могут повлиять на выбор профессий, для которых качество произношения звуков имеет важное значение. Исправить искаженное произношение звуков в дошкольном возрасте значительно легче, чем в школьные годы, так как у ребенка-дошкольника еще недостаточно закреплены навыки ошибочного воспроизведения звуков и при отсутствии каких-либо серьезных отклонений в строении речевого аппарата устранить их не представляет особого труда.

            Несовершенства детского произношения, как показали исследования, по мере развития головного мозга, укрепления мышц артикуляционного аппарата (языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба), речевого дыхания и т.д. обычно к пяти годам самопроизвольно исчезают.

            Усвоение звуков родного языка происходит в течение довольно длительного времени (от 3 до 5 лет), причем не у всех детей одновременно. Одни дети рано начинают правильно произносить все звуки к 3—4 годам, другие усваивают их к 5-6 годам. Для правильного и своевременного усвоения звуков большое значение имеет слух ребенка, благодаря которому он стремится подогнать свое произношение к произношению взрослых. Но на первых этапах развития речи ребенок не всегда в состоянии это сделать, и поэтому многие звуки он опускает или заменяет другими, более легкими для произношения.

            До трех лет несовершенства произношения согласных звуков выражаются в их смягчении. Не у всех детей данного возраста при усвоении звуков происходит такая замена. Однако чаще всего такие несовершенства звукопроизношения являются закономерными и не требуют постороннего вмешательства.

            С возрастом произношение ребенка совершенствуется. Смягчение согласных звуков исчезает. К 4—5 годам у ребенка появляются шипящие звуки [ш, ж], звуки [ц, ч, щ] и, наконец, звуки [л], [ль], [рь].

            Звуки [л], [р] появляются несколько позже остальных звуков. Но у некоторых детей они формируются одновременно с шипящими и даже немного раньше.

            В 6 лет некоторые дети еще нередко смешивают шипящие звуки со свистящими, звук [р] со звуком [л]. Вновь появившиеся звуки иногда вытесняют освоенный ранее звук. Так, появление звука [р] может привести к тому, что ребенок начинает употреблять его и в тех словах, где надо произносить звук [л]: «рампа» (лампа) говорит ребенок, у которого недавно появился звук [р] и который ранее он заменял звуком [л]. Такие замены наблюдаются и по отношению к шипящим и свистящим звукам: «шабака» вместо «собака» говорит ребенок 4—5 лет, научившийся произносить звук [ш].

            В такой последовательности дети обычно к 5-6 годам усваивают все звуки русского языка и свободно пользуются ими в речи.

            Для своевременного и правильного усвоения звуков в процессе речевого развития малышу необходимо помогать преодолевать несовершенства произношения путем постоянного общения с ним.

            При этом необходимо постоянно следить и за своей речью: говорить неторопливо, отчетливо и внятно, ни в коем случае не искажая звуков так, как произносит их ребенок. При ошибке следует поправлять ребенка. Но делать это надо без упрека и насмешек, а путем медленного произношения слов, выделяя голосом неправильно произносимый звук. Если и при повторении правильное произношение звука у ребенка не получается, то не следует заострять на этом внимание, попытайтесь вернуться к этому звуку через некоторое время в игровой ситуации.

            Ребенок обычно сам стремится улучшить свое произношение, но родители должны помочь ему не только путем показа правильного произношения звука, но и путем организации специальных игр. Так, если у ребенка не получается звук [р], то, показывая ему игрушки (собачку, тигренка) или картинку с изображением этих животных, продемонстрируйте, как они рычат, а затем предложите ребенку самому произнести этот звук. Ему можно предложить воспроизвести карканье вороны — «каррр, каррр», звонок будильника — «тррр» и другие звукосочетания, способствующие закреплению этого звука.

Для овладения детьми правильным произношением можно использовать различные игры и пособия для развития фонематического слуха, мелкой моторики, тетради-тренажеры.

Вывод: неправильное произношение звуков у маленьких детей – норма. Нарушение речи старших дошкольников требует коррекции. Родители должны относиться к этому процессу с пониманием и терпимостью, своим примером демонстрировать правильное произношение. Находясь дома, старайтесь с помощью различных игр и пособий помочь ребенку пройти путь к исправлению неправильного звукопроизношения.

Использованная литература:

  1. http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_04r.shtml
  2. https://lektsii.org/3-124598.html