"Развитие речи ребенка"
1. "Формирование правильной речи у ребенка в семье"
2. Памятка для родителей "Правильное речевое развитие"
3. Памятка "Что способствует развитию речи"
4. Концультация для воспитателей "Особенности формирования связной речи у дошкольников"
5.Памятка для родителей " Ребенок - говорун"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.docx | 15.17 КБ |
govorun.docx | 592.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности развития связной речи у дошкольников
Современное и полноценное овладение речью является первым важнейшим условием становления у ребенка полноценной психики и дальнейшего правильного развития её. Современное - значит начатое с первых же дней после рождения ребенка. Полноценное овладение речью - значит достаточное по объему языкового материала. Побуждающее ребенка к овладению речью, в полную меру, его возможностей на каждой возрастной ступени. Внимание к развитию связной речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что, в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Физиологам известно, что функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда. Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Коммуникативная функция - самаяранняя, первое слово ребенка, родившееся из модулированного лепета на девятом - двенадцатом месяце жизни, выполняет именно эту функцию. Потребность в общении с окружающими людьми стимулирует совершенствование речи ребенка в дальнейшем. К концу второго года ребенок может уже достаточно понятно для окружающих выразить словами свои желания, наблюдения, может понять обращенную к нему речь взрослых.
В возрасте после трех лет ребенок начинает овладевать внутренней речью. С этого времени речь для него перестает быть только средством общения, она уже выполняет и другие функции, прежде всего функцию познания: усваивая новые слова и новые грамматические формы, ребенок расширяет свое представление об окружающем мире, о предметах и явлениях действительности и их отношениях.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы русского языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
В связной речи ребенка последовательно совершенствуются:
Синтаксический строй предложения [а также выразительность его интонации];
Морфологическая оформленность слов;
Звуковой состав слов.
С самого начала овладение грамматическим строем языка носит творческий характер, опирается на самодеятельную ориентировочную [поисковую] активность ребенка в окружающем мире и слове, на языковые обобщения, игры, экспериментирование со словом, Освоение форм и правил языка, логики языка в дошкольном детстве осуществляется уже в недрах инициативной продуктивной речи, речевого и словесного творчества.
Управление речевым развитием детей педагог реализует, прежде всего посредством совместной деятельности, общения как с самим ребенком, так и с другими детьми. В зависимости от возраста меняются и формы общения. В младших возрастных группах специально - организованные игры - занятия строятся как естественное взаимодействие взрослого с детьми. Это организация деятельности, предоставляющая детям возможность проявлять субъективность в общении. Поэтому постановка дидактических задач должна носить относительно общий, недифференцированный вид, а сценарии общения - нацеливаться на импровизацию.
Речь – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения [речевую деятельность], так и его результат [речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом].
Благодаря связной речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обобщается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление .
Через речь психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.
Чем активнее обучаемые совершенствуют устную, письменную и другие виды речи, пополняют свой словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей и культуры.
В дошкольном детстве [3 – 7 лет] речь ребенка становится, более связной и приобретает форму диалога. Ситуативность речи, характерная для детей раннего возраста здесь уступает место контекстной речи, понимание которой не требует соотнесения высказывания с ситуацией. У дошкольника, по сравнению с ребенком раннего возраста появляется и развивается более сложная, самостоятельная форма речи – развернутое монологическое высказывание. В дошкольном возрасте отмечается развитие речи «про себя» и внутренней речи.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Предварительный просмотр:
«ХОТИТЕ, ЧТОБЫ ВАШ РЕБЕНОК БЫЛ
МАЛЕНЬКИМ ГОВОРУНОМ?»
В последние годы и родители, и педагоги часто жалуются на то, что дети начинают поздно говорить, разговаривают плохо и мало, их речь бедна и примитивна. Чаще всего это связано с неблагоприятной обстановкой, в которой растет ребенок, с неправильно выстроенной взрослыми тактикой воспитания. Оно не должно ограничиваться необходимым уходом за ребенком. Ребенку необходимо активное, интенсивное общение со взрослым: совместные игры, прогулки, беседы, занятия.
Порой родители не замечают отставания в речевом развитии у своего ребенка или неправильно на это реагируют.
Что же делать, если ваш ребенок затрудняется отвечать на вопросы, обращаться с вопросами, не может логично и последовательно рассказать об услышанном, пережитом? А ведь это основа основ, лежащая в обучении детей в начальной школе.
- В первую очередь необходимо расширять и обогащать словарный запас ребенка, используя для этого настольно-печатные игры /лото, домино, разрезные картинки и т. п./, так как в процессе этих игр ребенок вынужден назвать предмет на картинке, спросить о нем.
- Как можно больше беседуйте с ребенком на различные познавательные темы /о животных, природе, о том, что видите и т. п./. В такой беседе важно не просто сообщать ребенку интересные сведения, а стараться включить его в разговор, научить задавать доступные вопросы; выслушивать ребенка, а не говорить за него, незаметно исправляя грамматические ошибки. Научите ребенка правильно строить фразу, покажите, как можно простое предложение сделать распространенным. Например: На опушке леса выросла ель. На опушке дремучего леса выросла красивая, стройная ель.
- Чаще читайте детям художественную литературу, а не отдавайте предпочтение телепрограммам, так как только вы при чтении сможете объяснить ребенку незнакомые слова, обороты, смысл произведения; постарайтесь голосом передать отношение к отрицательным персонажам, тем самым вы учите ребенка делать правильный выбор. Читая книги, не забывайте просматривать иллюстрации. После чтения обязательно поговорите с ребенком о том, что он понял из прочитанного, что нового узнал, что ему понравилось и т. д. Такое общение позволит вам, родители, постепенно научить ребенка пересказывать небольшие рассказы и сказки, составлять маленькие описательные рассказы о предметах, описывая их признаки, свойства, качества. Подберите любимые предметы, игрушки /мишку, куклу, машину и т. д./ и задайте ребенку простой вопрос: «Я ничего не знаю о твоей игрушке: какая она, как ты в нее играешь, почему любишь?» - а это план-подсказка для составления самостоятельного связного маленького рассказа.
Можно предложить ребенку составить загадки-описания о предметах, которые он задумал.
- Если хотите развивать творческое воображение, то попробуйте придумать с ребенком начало или конец сказки, рассказа.
- Для улучшения дикции и произношения чаще проговаривайте с ребенком поговорки, скороговорки, пословицы, стихотворения.
Хотите, чтобы ваш ребенок говорил и говорил красиво? Чаще используйте каждую возможность общения с ним: разговаривайте, отвечайте на его вопросы, выслушивайте его, читайте и тогда увидите рядом свободного, разобщенного маленького собеседника.