статья
Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Забродина А.В.
ГОУ ВПО «ЧГПУ им. И.Я.Яковлева
Г.Чебоксары
Научный руководитель:
к.п.н.
Порфенова О.В.
Современное состояние проблемы формирования взаимоотношений между детьми дошкольного возраста
С самого рождения человек вступает в разнообразные отношения с окружающими.
Отношение – это позиция личности ко всему, что её окружает и к самому себе. В социальных общностях (группах, коллективах) у составляющих их людей представлены не отношения, а взаимоотношения. Смысл? Взаимоотношение – отношение идущее от людей к людям, «навстречу друг другу» (В.В. Богословский). Между общением, с одной стороны, и отношениям - взаимоотношением с другой, существует определенная соотнесенность. Общение – это видимая, наблюдаемая, выявляющаяся вовне связь людей. Отношение и взаимоотношение – стороны общения. Они могут быть явными, но могут быть и скрытыми. Взаимоотношение реализуется в общении и через общение. Взаимоотношение служит своеобразным содержанием общения (В.В. Богословский).
Взаимоотношениями в психологии обозначают сложную систему отношений, которые складываются между людьми. Взаимоотношения людей представляют собой особого рода внутреннюю преднастройку, установку, с позиции которой они подходят к общению друг с другом (Р.С. Немов).
Взаимоотношения – личностные отношения индивидов между собой, возникающие в совместной деятельности (Е.И. Щербакова).
В.И. Мясищев дает следующее определение этих отношений: «Психологическое отношение человека в развитом виде представляет целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной деятельности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия и переживания».
Отношение к людям является решающим в процессе формирования личности и носит характер взаимоотношений. Личность проявляет себя в общении и совместной деятельности с другими людьми и формируется под влиянием этого общения.
Деятельность и поведение, пишет В.И. Мясищев, одной и той же личности в каждый момент определяются его отношениями к различным сторонам действительности, отношениями, вытекающими в свою очередь из истории развития личности. Отношение человека к себе самому связано с его отношением к другим людям и их отношением к нему. Рассуждая, таким образом, В.И. Мясищев в типологии характеров первостепенное значение придает особенностям взаимоотношения человека с другими людьми. В общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительными и отрицательными характером.
М.И. Лисиной так же рассматривались проблемы взаимоотношений. В контексте деятельностного подхода к общению, взаимоотношения понимались ею как продукт или результат коммуникативной деятельности. Взаимоотношения и общение неразрывно связаны: отношения возникают в общении и отражают его особенности, а за тем оказывают влияние на протекание общения. Взаимоотношения – это многообразная и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально-переживаемых связей между членами контактной группы (Т.А. Репина). Эти связи определяются в основном совместной деятельностью и ценностными ориентациями.
Как видим, в отечественной психологии разные авторы с разных точек зрения подходят к определению содержания понятия «взаимоотношения». Общение, отношение, взаимоотношения не отделимы друг от друга.
В.И. Мясищев отмечает, что отношения индивида к людям, как правило, являются и взаимоотношениями: будучи членами одной группы, участвуя в совместной деятельности, люди не могут так или иначе не относится друг к другу; взаимоотношения – это чувства, направленные на других людей. Взаимоотношения, как эмоциональный феномен, проявляются не только в общении и поведении людей, но и в переживаниях членов группы.
Для многих психологов и педагогов типично употреблять понятия взаимоотношения и взаимодействия как тождественные. Например, Е.В. Субботский предмет своего сравнительного исследования взаимодействия маленького ребенка со взрослым и со сверстником обозначает и как отношение партнерства. С.Г. Якобсон при изучении ею совместной деятельности детей дошкольного возраста понимает под взаимоотношениями « … такое взаимодействие партеров, когда один из них оказывает на другого то или иное непосредственное социальное воздействие, направленное на то, чтобы побудить этого другого совершил какое-то действие и ответ другого на это воздействие».
Пытаясь разобраться в отношениях возникающих между детьми детского сада, Т.А. Репина и др. выдвинули три ведущих критерия для их классификации: эмоциональный; оценочный; функциональный.
По эмоциональному критерию все отношения ребенка к сверстникам разделяются ими на 3 типа: симпатии, безразличия и неприязни.
По оценочному критерию. Самооценка, определяющая, эти отношения, чрезвычайно сложное образование, либо многообразные качества ребенка воспринимаются как положительные или отрицательные, с одной стороны, а с другой – от особенностей ценностных ориентаций, этих эталонов, из которых исходит оценивающий.
По третьему типу, то известно, отношения делятся на официальные и неофициальные (деловые и личностные) (Я.Л. Коломинский).
Люди вступают друг с другом во множество различных видов взаимоотношений. Немов Р.С. выделяет следующие: личные и деловые; эмоциональные и рациональные; официальные и неофициальные; координационные и субординации.
Личные взаимоотношения возникают на основе психологических мотивов: симпатии, общности взглядов, интересов. Личными называются взаимоотношения, которые возникают между людьми как личностями, то есть как существами, обладающими определёнными индивидуальными психологическими особенностями. В основе личных взаимоотношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Эти чувства могут быть положительными и отрицательными и включают в себя такие, например, переживания, как симпатии, антипатии, любовь, вражда, ненависть, уважение, неуважение, признание, непризнание, доверие, недоверие и ряд других. Кроме определённой эмоциональной окрашенности личные взаимоотношения людей личные субъективный характер, выражают собой сугубо индивидуальное, личное отношение одного человека к другому, которое может не разделяться другими людьми.
Совершенно другое содержание вкладывается в понятие «деловые взаимоотношения». Эти взаимоотношения основаны на ответственности людей за выполняемую ими работу. Деловые отношения, могут быть хорошими и плохими и зависят от ролей выполняемых людьми в совместной деятельности.
Эмоциональными называются взаимоотношения, которые основаны на эмоциях, проявляемых одним человеком в отношении другого человека.
Рациональные взаимоотношения – это такие, которые, во-первых, строятся на разумных расчетах и выводах, во-вторых, исходят из реальной пользы, которую один человек может принести другому человеку.
Официальные – это взаимоотношения между людьми, которые поддерживаются в соответствии с какими-либо правовыми нормативными актами. В официальные отношения люди вступают по должности.
Неофициальные - это такие взаимоотношения между людьми, которые складываются между ними помимо должностных, деловых взаимоотношений, в которых они обязаны находиться друг с другом.
Координационные – взаимоотношения между людьми, в которые они вступают как вполне равноправные, независимые люди, которые лишь согласуют, координируют свои действия, но не зависят друг от друга.
Субординационные – это взаимоотношения между людьми, имеющими различный статус, занимающими различное положение в обществе.
Таким образом, проблемой взаимоотношений занимались такие ученые М.И. Лисина, В.И. Мясищев, Р.С. Немов и др. Процесс формирования отношений начинается в самом раннем детстве. В работах Н.М. Щелованова, Н.А. Аксариной отмечается проявление эмоциональных реакций на взрослого, что служит основой развития социальных контактов
В работе М.И. Лисина, выдвигается положение о том, что первые детские взаимоотношения, вызываемые потребностью ребенка в общении, хотя и строятся на основе взаимных симпатий между многими детьми, но уже очень рано в 3 года жизни приобретают избирательный характер.
Взаимоотношения в детском коллективе во многом определяются уровнем развития личности. Наряду с этим психолого-педагогические исследования (В.Г. Нечаевой, Я.М Коломенского, И.И. Аржановой) убеждают в том, что стихийные взаимоотношения не всегда вырабатывают у ребенка, гуманные чувства, а иногда ведут к появлению прямо противоположенных качеств «…не сразу заметил в группе беду - чрезмерно активного, агрессивно общительного ребенка, хозяина запугивающего одних, упрашивающего других, заискивающего перед третьими, но всех себе подчиняющего эгоиста. Как будто играют дружно, дитя не жалуется…». Так и складываются взаимоотношения.
Считая дошкольную группу генетически ранней ступенью социальной организации людей, Я.Л. Коломинский подчеркивает, что далеко не всем детям хорошо дышится в среде сверстников, не все встречают здесь благоприятный эмоциональный климат. В группе если несколько чрезвычайно активных детей, которых воспитатель нередко считает ядром группы, поддерживает их и опирается на них в воспитательной работе. С другой стороны, есть дети, находящиеся в подчинение у первых. Это вредно отражается на развитии личности и тех и других.
«Одним из решающих факторов общественного воспитания детей, - отмечала А.П. Усова, - является само общество детей, внутри которого и формируется человек как общественное существо. Несомненно, речь может идти о каких-то самодеятельных формах, в которых общество может складываться и развиваться даже на ранних ступенях общественного развития детей. Здесь ребенок выступает перед нами главным образом как субъект, лицо, живущее своей жизнью, как член маленького детского общества с его интересами, требованиями, связями, завоевывающий какое-то своё место в этом обществе».
Важно, чтобы взаимодействия дошкольников были благоприятными. Характер взаимодействий детей, их положение в группе определяются как личными качествами ребенка, так и теми требованиями к нему, которые сложились – в группе (Я.Л. Коломинский, А.Б. Ценципер и др.). Особой любовью, популярностью пользуются, как правило, дети, умеющие придумывать и организовать игры, общительные, веселые, дружелюбные.
Р.М. Римбург, рассматривает товарищеские дружеские отношения как непременное условие складывания коллектива и коллективных взаимоотношений. Автор, отмечает, что первейшее требование, предъявляемое в детском саду – умение дружно жить со всеми детьми.
Немаловажную роль играет то обстоятельство, что взаимоотношения дошкольников сверстников осуществляется в основном в игре – ведущей деятельности в этом возрасте. Д.В. Менджерицкая, исследуя игры детей как средство нравственного воспитания, обращает внимание на чрезвычайно важный факт: совместная детская игра, в которой можно наблюдать слаженные отношения и как будто умение согласовывать действия со сверстниками, ещё не означает наличия истинно дружеских чувств и отношений. Лишь кропотливая педагогическая работа с отдельными детьми – представителями разных групп (по характеру индивидуальных проявлений), в частности влияние ребенка посредством положительного содержания игры и роли, делает его игровую деятельность, его поведение целенаправленным, имеющим нравственный характер (проявление в игре симпатии, заботы о сверстнике и т. п.).
Такие ученые как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин доказывали, что игра возникает не самопроизвольно, а под влиянием социального окружения в результате усвоения ребенком социального опыта и становится средством воспитания в условиях целенаправленного педагогического руководства.
Предложенная А.П. Усовой система обучения на занятиях повлияла на уровень детских игр. Только совокупностью формирования всех видов деятельности - труда, учения подчеркивала А.П.Усова, можно повлиять на развитие личности ребенка. Влияние сюжетно-ролевых, дидактических игр на нравственное воспитание изучались Д.В. Менджерицкой, Р.И. Жуковской. В работах Л.В.Артемовой особенности взаимоотношений рассматривались в ежедневном общении. Важным направлением в исследованиях является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста (продуктивной, игровой) и влияние ее на их межличностные отношения. Этому вопросу посвящены работы Р.А. Иванковой, Р.Л. Кричевского, Т.А. Репиной и Л.П. Бухтиаровой. Положительные взаимоотношения у детей возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей (исследование Р.Л. Кричевского).
Исследование В.Г. Нечаевой имело своей задачей выяснить значение поведения в формировании взаимоотношений в играх, на основе усвоения детьми общих норм. Несмотря на то, что отечественной дошкольной психологией и педагогикой немало сделано в области изучения взаимоотношений между детьми, но многие вопросы все еще остаются недостаточно исследованными.
Проблема формирования детских взаимоотношений привлекает внимание психологов, педагогов не только в нашей стране, но и за рубежом. В последние годы ей посвящено много исследований ученых: Р. Пфютце, И. Хоппе, Д. Новач, Е. Петрова, П. Собади и т.д. проблема рассматриваются в плане изучения различных видов детской деятельности, прежде всего игровой.
Р. Пфютце рассматривает детские взаимоотношения как цели и как процесс воспитания. Р. Пфютце считает, что дружеские отношения среди детей достигаются только при наличии играющего коллектива. В руководстве играми она идет от формирования у ребенка умения понимать сверстника, не мешать другому. Большое внимание Р. Пфютце уделяет ролям, взятым детьми в игре, установленным правилами поведения в игровой деятельности.
Английский ученый Д. Мей изучала детские взаимоотношения. Она изучала только стихийно складывающиеся отношения в группе детей 2-4 лет. Автор отмечает, что эти отношения индивидуальны и разнообразны: одни дети сразу становятся лидерами в группе, проявляя упорство, агрессию; другие приспосабливаются к лидерам, третьи стремятся к уединению и т.д.
По мнению Д. Мей, «хотя взрослые несут ответственность за детей, но они не могут устанавливать нормы поведения в коллективе», не направляют, не руководят складывающимися взаимоотношениями. Воспитатели лишь создают возможность для «самовыражения» в зависимости от ступени развития ребенка. В целом теоретически посылки Д. Мей сводятся к тому, что она не видит педагогических просчетов в воспитании и все недостатки в поведении пытается объяснить индивидуальными особенностями детей, их способностями к адаптации в среде сверстников.
Таким образом, изучение взаимоотношений в детских объединениях приобретает особое значение и для успешного руководства развитием положительных взаимоотношений: педагогу необходимо знать их особенности.