Перелетные и зимующие птицы. Занятие в старшей группе по развитию речи

Лопатина Надежда Валентиновна

 

Занятие в старшей группе

по развитию речи

 

 

«Перелетные и зимующие птицы»

 

Обобщающая беседа

 

Воспитатель: Лопатина Н.В.

 

Програмное содержание:

 

  1. Обобщать представление о  птицах: у всех есть клюв,  оперение -  что отличает их от всех других животных.

 

  1.  Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

 

  1. Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

 

  1.  Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.

 

  1.  Развитие логики и воображения.

 

Материал:

 

  1. Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.

 

  1. Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.

 

  1. 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы»,          «Перелетные птицы».

 

  1. Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».

 

  1.  Серия картинок по теме Сделаем кормушку».

 

  1. План групповой комнаты.

 

Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:

 

      1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.

 

      2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на                                        

        Схему и по памяти (развитие речи).

 

      3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).

      

      4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке», 

         «Птичий двор»).

 

6.  Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке». 

 

  1. Оригами.

 

  1. Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).

 

  1. Изготовление кормушек (ручной труд, экология).

 

 

Методически приемы:  беседа, творческая  продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

,.

Содержание

 

Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?

 Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.

 

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

   То соломку тащит в ножках,

                                                       То пушок в носу несет.

     Птичка домик сделать хочет.

  Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

                                                        Целый день она поет.

 

Дети:  Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.

Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?

Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

         Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки  набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?

         Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты

.

Дети классифицируют картинки на:

а)  предметы, которые могут летать;

б)  птицы зимующие;

в)  птицы перелетные.

 

Буратино недоумевает и просит детей объяснить,  почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы,  находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение.   Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках.  Хотите, загадаю?

 

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку–ку, ку-ку?                                                 (Кукушка)

 

Черный жилет.

      Красный берет.

      Нос – как топор,

      Хвост – как упор.                                                               (Дятел)

 

                    Чик-чирик, к зернышкам прыг.

Клюй не робей, Кто  же это?                                            (Воробей)

 

Буратино: И еще,  объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?

Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.

Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.

Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные  птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.

 

Физминутка.

 

Лебеди летят,                                                                                                                                                                  Крыльями машут.                                                                                                              Прогнулись над водой.                                                                                                         Кивают головой.

Гордо и прямо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

 

Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место  и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.

 

Игра «Что изменилось»

 

Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти  непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2  - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо  спрятать в группе, отметив  эти места на плане групповой комнаты).

Можно усложнить игру – поместить найденных  птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и  в зеленый – перелетных.

 

Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?

 Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.

 

А)    Чуть живой, не чирикает даже,

         Замерзает совсем воробей.

         Как заметит подводу с поклажей

         Из-под крыши бросается к ней!

         И дрожит он над зернышком. Бедный.

         И летит к чердаку своему,

         А гляди, не становится вредным

         От того, что так трудно ему.

 

 

Б)     Мерзнут лапки у синички.

        Плохо им без рукавичек,

        Да и голодно в мороз.

        Я им семечек принес.

        - Посмотрите-ка, сюда,

        Это вкусная еда!

        На ладонь ко мне садятся.

        Греют лапки, не боятся.

 

Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как?   (Ответы детей).

Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.

 

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли.

                  А остались зимовать заодно с людьми.

 

Далее проводится беседа:

- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?

- Кто из детей вешал дома кормушку?

- Кто делал ее?

- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?

- Какие птицы прилетают к нам зимой?

 

В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».

 

          Если  в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и  рассказать о чем может думать:

 

·         перелетная птица поздней осенью?

( Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…

·         прилетевшая весной?

( Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно…)

·         воробей зимой?

( Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям  держаться…0

·         снегирь зимой?

( Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку…)

 

Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_i_pereletnye_pticy.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие в старшей группе

по развитию речи

«Перелетные и зимующие птицы»

Обобщающая беседа

Воспитатель: Лопатина Н.В.

Програмное содержание:

  1. Обобщать представление о  птицах: у всех есть клюв,  оперение -  что отличает их от всех других животных.

  1.  Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.

  1. Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.

  1.  Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.

  1.  Развитие логики и воображения.

Материал:

  1. Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.

  1. Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.

  1. 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы»,          «Перелетные птицы».

  1. Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».

  1.  Серия картинок по теме Сделаем кормушку».

  1. План групповой комнаты.

Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:

      1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.

      2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на                                        

        Схему и по памяти (развитие речи).

      3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).

       

      4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке»,  

         «Птичий двор»).

6.  Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке».  

  1. Оригами.

  1. Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).

  1. Изготовление кормушек (ручной труд, экология).

Методически приемы:  беседа, творческая  продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.

,.

Содержание

Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?

 Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

   То соломку тащит в ножках,

                                                       То пушок в носу несет.

     Птичка домик сделать хочет.

  Солнышко взойдет, зайдет.

Целый день она хлопочет,

                                                        Целый день она поет.

Дети:  Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.

Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?

Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.

         Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки  набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?

         Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты

.

Дети классифицируют картинки на:

а)  предметы, которые могут летать;

б)  птицы зимующие;

в)  птицы перелетные.

Буратино недоумевает и просит детей объяснить,  почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?

Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы,  находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение.   Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках.  Хотите, загадаю?

Кто на елке на суку

Счет ведет: ку–ку, ку-ку?                                                 (Кукушка)

Черный жилет.

      Красный берет.

      Нос – как топор,

      Хвост – как упор.                                                               (Дятел)

                    Чик-чирик, к зернышкам прыг.

Клюй не робей, Кто  же это?                                            (Воробей)

Буратино: И еще,  объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?

Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.

Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.

Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные  птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.

Физминутка.

Лебеди летят,                                                                                                                                                                  Крыльями машут.                                                                                                              Прогнулись над водой.                                                                                                         Кивают головой.

Гордо и прямо умеют держаться,

Тихо, бесшумно на воду садятся.

Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место  и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.

Игра «Что изменилось»

Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.

В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти  непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2  - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо  спрятать в группе, отметив  эти места на плане групповой комнаты).

Можно усложнить игру – поместить найденных  птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и  в зеленый – перелетных.

Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?

 Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.

А)    Чуть живой, не чирикает даже,

         Замерзает совсем воробей.

         Как заметит подводу с поклажей

         Из-под крыши бросается к ней!

         И дрожит он над зернышком. Бедный.

         И летит к чердаку своему,

         А гляди, не становится вредным

         От того, что так трудно ему.

Б)     Мерзнут лапки у синички.

        Плохо им без рукавичек,

        Да и голодно в мороз.

        Я им семечек принес.

        - Посмотрите-ка, сюда,

        Это вкусная еда!

        На ладонь ко мне садятся.

        Греют лапки, не боятся.

Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как?   (Ответы детей).

Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма:

Горсть зерна нужна.

Горсть одна –

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть.

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли.

                  А остались зимовать заодно с людьми.

Далее проводится беседа:

- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?

- Кто из детей вешал дома кормушку?

- Кто делал ее?

- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?

- Какие птицы прилетают к нам зимой?

В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».

          Если  в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и  рассказать о чем может думать:

  1. перелетная птица поздней осенью?

( Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…

  1. прилетевшая весной?

( Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно…)

  1. воробей зимой?

( Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям  держаться…0

  1. снегирь зимой?

( Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку…)

Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.