Перелетные и зимующие птицы. Занятие в старшей группе по развитию речи
Занятие в старшей группе
по развитию речи
«Перелетные и зимующие птицы»
Обобщающая беседа
Воспитатель: Лопатина Н.В.
Програмное содержание:
- Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.
- Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.
- Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.
- Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
- Развитие логики и воображения.
Материал:
- Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.
- Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.
- 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
- Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».
- Серия картинок по теме Сделаем кормушку».
- План групповой комнаты.
Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:
1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.
2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на
Схему и по памяти (развитие речи).
3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).
4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке»,
«Птичий двор»).
6. Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке».
- Оригами.
- Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).
- Изготовление кормушек (ручной труд, экология).
Методически приемы: беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.
,.
Содержание
Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?
Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.
Дети: Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.
Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?
Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.
Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты
.
Дети классифицируют картинки на:
а) предметы, которые могут летать;
б) птицы зимующие;
в) птицы перелетные.
Буратино недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?
Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы, находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение. Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках. Хотите, загадаю?
Кто на елке на суку
Счет ведет: ку–ку, ку-ку? (Кукушка)
Черный жилет.
Красный берет.
Нос – как топор,
Хвост – как упор. (Дятел)
Чик-чирик, к зернышкам прыг.
Клюй не робей, Кто же это? (Воробей)
Буратино: И еще, объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?
Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.
Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.
Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.
Физминутка.
Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой. Кивают головой.
Гордо и прямо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.
Игра «Что изменилось»
Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.
В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2 - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо спрятать в группе, отметив эти места на плане групповой комнаты).
Можно усложнить игру – поместить найденных птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и в зеленый – перелетных.
Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?
Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.
А) Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком. Бедный.
И летит к чердаку своему,
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
Б) Мерзнут лапки у синички.
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз.
Я им семечек принес.
- Посмотрите-ка, сюда,
Это вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки, не боятся.
Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей).
Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать заодно с людьми.
Далее проводится беседа:
- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?
- Кто из детей вешал дома кормушку?
- Кто делал ее?
- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?
- Какие птицы прилетают к нам зимой?
В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».
Если в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и рассказать о чем может думать:
· перелетная птица поздней осенью?
( Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…
· прилетевшая весной?
( Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно…)
· воробей зимой?
( Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям держаться…0
· снегирь зимой?
( Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку…)
Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_i_pereletnye_pticy.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в старшей группе
по развитию речи
«Перелетные и зимующие птицы»
Обобщающая беседа
Воспитатель: Лопатина Н.В.
Програмное содержание:
- Обобщать представление о птицах: у всех есть клюв, оперение - что отличает их от всех других животных.
- Учить детей соотносить изменения в природе с жизнью птиц.
- Уточнить представления детей о жизни зимующих и перелетных птиц на основе связи между характером корма и местом обитания.
- Формировать у детей желание помочь пернатым жителям.
- Развитие логики и воображения.
Материал:
- Игрушка Буратино из пальчикового кукольного театра.
- Коробок с картинками: воздушный змей, шарик, самолет, грач, синичка, дятел, воробей, снегирь, бабочка.
- 3 конверта с надписями: «Предметы, которые летают», «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
- Стихотворения «Птичка», «Воробей», «Синичка», «Покормите птиц».
- Серия картинок по теме Сделаем кормушку».
- План групповой комнаты.
Предварительная работа, связь с другими видами деятельности:
1. Рассматривание слайдов, иллюстраций с изображением птиц.
2. Составление загадок, описательных рассказов о птицах по картинке с опорой на
Схему и по памяти (развитие речи).
3. Чтение стихов, рассказов, отгадывание загадок (художественная литература).
4. Вырезывание птиц из бумаги (аппликация «Волшебная птица», «Птицы на ветке»,
«Птичий двор»).
6. Лепка из пластилина и глины («Утка с утятами», «Индюк» - дымковская игрушка, «Птицы в кормушке».
- Оригами.
- Выкладывание птиц из разных геометрических фигур (математика).
- Изготовление кормушек (ручной труд, экология).
Методически приемы: беседа, творческая продуктивная деятельность, классификация, игровая мотивация, загадывание загадок, беседа, показ, реанкарнация, физминутка, дидактические игры, чтение стихов.
,.
Содержание
Буратино: Ребята, вы любите гулять по парку или лесу?
Я тоже часто там бываю. Но никак не могу понять, почему иногда лес стоит задумчивый, темный, тихий – не слышно в нем пения птиц, не видно, чтобы они летали, а в другой раз он шелестит листвою, повсюду слышен веселый щебет птиц.
Птичка над моим окошком
Гнездышко для деток вьет,
То соломку тащит в ножках,
То пушок в носу несет.
Птичка домик сделать хочет.
Солнышко взойдет, зайдет.
Целый день она хлопочет,
Целый день она поет.
Дети: Наступила весна, и прилетело много птиц. Они веселы, заняты постройкой своих гнезд. А зимой птиц было мало. Так как многие улетели. А тем, кто остался не до веселья: холодно им, голодно.
Буратино: Так что же не все птицы живут на одном месте?
Дети: Нет не все. Есть птицы зимующие – это те, кто у нас зимой живут, а есть перелетные – те, которые улетают в теплые края.
Буратино: Спасибо вам, ребята, что рассказали мне об этом. Как много я еще не знаю. А я вам что-то принес! (Достает из коробки набор картинок). Сможете ли вы догадаться, ребята, почему все эти предметы лежат в одной коробке? Может, есть у них что-то общее? (Ответы детей). Надо бы навести среди них порядок, да мне все было некогда. Может, вы мне поможете?
Воспитатель: Давайте поможем – разложим картинки в разные конверты
.
Дети классифицируют картинки на:
а) предметы, которые могут летать;
б) птицы зимующие;
в) птицы перелетные.
Буратино недоумевает и просит детей объяснить, почему все эти предметы умеют летать, а дети разложили их в разные конверты?
Дети объясняют, опираясь на свои знания, что не все предметы, находящиеся в коробке, птицы, так как у птиц должны быть обязательно клюв и оперение. Воспитатель: Буратино, ребята, у меня есть загадки о некоторых птицах, изображенных на этих картинках. Хотите, загадаю?
Кто на елке на суку
Счет ведет: ку–ку, ку-ку? (Кукушка)
Черный жилет.
Красный берет.
Нос – как топор,
Хвост – как упор. (Дятел)
Чик-чирик, к зернышкам прыг.
Клюй не робей, Кто же это? (Воробей)
Буратино: И еще, объясните мне, пожалуйста, почему же не все птицы улетают, если они могут летать?
Дети: Все зависит от места обитания птицы и тем, чем она питается.
Воспитатель: Ребята, расскажите Буратино все, что вы об этом знаете.
Дети объясняют, что первыми улетают насекомоядные птицы, живущие в лесах. степях, лугах, так как с наступлением холодов насекомые прячутся, и птицам нечего есть. Последними улетают птицы, обитающие вблизи водоемов и питающиеся рыбой или насекомыми, живущими в воде.
Физминутка.
Лебеди летят, Крыльями машут. Прогнулись над водой. Кивают головой.
Гордо и прямо умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся.
Воспитатель говорит, что птицы очень непоседливы, перелетают с места на место и предлагает детям и Буратино поиграть в игру.
Игра «Что изменилось»
Воспитатель раскладывает в ряд картинки с изображением птиц. Играющие закрывают глаза. Ведущий забирает или меняет местами 1 – 2 картинки. Дети и Буратино открывают глаза и говорят или исправляют сами изменения. Иногда Буратино может «ошибаться», и тогда дети исправляют его ошибку.
В конце игры воспитатель убирает 2 – 3 картинки (глаза игроков закрыты) и говорит, что птицы спрятались где-то в групповой комнате. Он просит найти непосед. (Для этого перед занятием второй экземпляр этих 2 - 3 картинок, спрятавшихся птиц, надо спрятать в группе, отметив эти места на плане групповой комнаты).
Можно усложнить игру – поместить найденных птиц в домики разного цвета. Например, в белый круг – зимующих и в зеленый – перелетных.
Буратино: Значит, есть птицы перелетные, которые улетают и зимующие, которые остаются зимовать у нас. А как же им живется зимой?
Дети отвечают на вопрос, а затем воспитатель читает стихи о жизни зимующих птиц.
А) Чуть живой, не чирикает даже,
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей
Из-под крыши бросается к ней!
И дрожит он над зернышком. Бедный.
И летит к чердаку своему,
А гляди, не становится вредным
От того, что так трудно ему.
Б) Мерзнут лапки у синички.
Плохо им без рукавичек,
Да и голодно в мороз.
Я им семечек принес.
- Посмотрите-ка, сюда,
Это вкусная еда!
На ладонь ко мне садятся.
Греют лапки, не боятся.
Буратино: Как мне жалко зимующих птиц! А вам, ребята? Как вы думаете, можно ли им помочь? Как? (Ответы детей).
Воспитатель раскладывает в беспорядке картинки из серии «Сделаем кормушку» и просит детей разложить их правильно – по порядку, а после выполнения задания, читает стихотворение.
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма:
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть.
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли.
А остались зимовать заодно с людьми.
Далее проводится беседа:
- Как мы можем помочь птицам пережить трудное время?
- Кто из детей вешал дома кормушку?
- Кто делал ее?
- Какой корм насыпали и знают ли что больше всего любит какая птица?
- Какие птицы прилетают к нам зимой?
В конце занятия Буратино благодарит детей за то, что они помогли узнать ему много нового о птицах и дарит каждому ребенку раскраску «Птицы».
Если в конце занятия осталось время, то можно предложить детям подумать и рассказать о чем может думать:
- перелетная птица поздней осенью?
( Надо сил набраться, долететь бы до теплых краев. как мало корма осталось, с каждым дне становится холоднее, скоро надо улетать…
- прилетевшая весной?
( Как здесь уже тепло. а не рано ли я прилетела, я узнаю родные места, я нашла свое гнездо, надо приниматься за ремонт гнезда, у меня хватило сил долететь, сколько вокруг меня соседей, как здесь весело и шумно…)
- воробей зимой?
( Как мне холодно, где бы раздобыть еды, надо полетать, чтобы не замерзнуть, пожалуй под крышей будет теплее., надо поближе к людям держаться…0
- снегирь зимой?
( Как здесь хорошо, какие вкусные ягоды рябины и как их много, как я люблю рябинку…)
Воспитатель уточняет, что снегирям тоже не очень нравятся сильные морозы, а вот морозцам они рады.