конспект по познавательному развитию в старшей разновозрастной группе по теме: «Блокада Ленинграда»

Попова Наталья Николаевна

Блокада Конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл blokada_konsp.docx28.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №31

х.Сухой Кут

Конспект

игровой образовательной ситуации

по познавательному развитию

в старшей разновозрастной группе

по теме:

«Блокада Ленинграда»

Воспитатель:Попова Н.Н.

Цель:  - обогатить знания детей о героическом прошлом Блокадного города.

Задачи:  - формировать у детей нравственные понятия

                - воспитывать чувство гордости за защитников Отечества.

Предварительная работа:

- чтение художественных произведений по теме;

- слушание песен и музыки военных лет;

- слушание и разучивание стихотворений о блокадном городе;

-  акция "Блокадный хлеб"

Воспитатель: Ребята, а вы любите путешествовать?

Дети: (ответ детей)

Воспитатель: Я тоже люблю путешествовать и однажды мне посчастливилось побывать в городе Санкт-Петербурге .(слайд 2-5)

Может кто-нибудь из вас бывал в этом городе?

Дети: (ответы детей.)

Воспитатель: Но вы знаете ребята у этого замечательного города очень печальная судьба, может кто-то из вас слышал или знает об этом?

Дети: (ответы детей.)

Воспитатель: ребята, а как вы думаете, как мы с вами можем узнать  об этом городе подробнее, о его не легкой судьбе?

           (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы можем посмотреть «фильм».

Воспитатель: Тогда устраивайтесь поудобнее и слушайте.

Давным-давно, жил на Руси царь Петр Первый(Слайд 6). Решил он на пустынных берегах Невы (Слайд 7) построить город (Слайд 8-9) и назвал его Санкт-Петер-Бурх.  Ещё не раз потом менялось название города:Петроград, Ленинград,снова Санкт-Петербург. Много трудностей выпало на этот город. Случались  и пожары (Слайд 10), и наводнения(Слайд 11),но самым страшным испытанием оказалась блокада Ленинграда во время войны с фашистами(Слайд 12). Вы знаете, что такое блокада?

Дети:ответы детей.

Воспитатель: Я могу не только рассказать, но и показать, а вы мне поможете. (Взять домик поставить его в центр группы). Представьте, что этот домик- город Ленинград. Представили? А мы с вами возьмемся за руки и встанем в круг вокруг нашего города. Видите, что у нас получилось: город в кольце. А сейчас (Назвать детей: Люда, Даша, Ева, Данил будут жителями города). Вы согласны?

Дети:(встают в круг).

Воспитатель: А теперь жители города пусть попробуют выбраться из нашего кольца, а мы их отпускать не будем. (Поиграть). Ребята получилось выбраться?

Дети: нет!

Воспитатель: Вот такая ситуация и называется блокадой: когда город окружен вражескими войсками, и никто не может выбраться из него и попасть в город. А вот здесь мы расцепим руки и сделаем проход, но пройти по этому проходу нельзя, потому что здесь озеро. Оно называется Ладожское. Запомните это очень важно!

Воспитатель: Теперь вам понятно в какую ситуацию попал город Ленинград во время Великой Отечественной Войны? Спасибо за помощь, занимайте свои места.

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: В этом городе было очень много жителей в том числе и детей.Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Конечно наши солдаты пытались как могли спасти детей, вывезти их. Но кольцо блокады сомкнулось так стремительно, что многие дети остались в осажденном городе(Слайд 13). Ребята вы представляете там каждый день взрывались снаряды, не было тепла, не было света, не было еды, как вы думаете детям было страшно?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: Спросить у детей что они делают, когда им страшно?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: А вы представляете дети в блокадном Ленинграде вели себя как настоящие герои, они не плакали и не прятались, они наравне со взрослымипринимали участие в уничтожении зажигательных бомб, тушили пожарыпытались приблизить победу. Вот посмотрите (Слайд 14) они даже шли на заводы к станкам, дети были настолько малы, что не доставали до этих станков и поэтому им делали специальные подставочкииз дерева, чтобы они могли, как взрослые, работать над изготовлением деталей для пулеметов, артиллерийских снарядов и автоматов. видите вот на этой фотографии. Весной и осенью дети активно собирали ягоды и грибы(Слайд 15), работали на огородах и совхозных полях (Слайд 16)юные герои блокадного Ленинграда собирали рекордный урожай.

Воспитатель: А ещё чтобы не пасть духом, они давали концерты. Представляете они были сами худые голодные, но они своими концертами поднимали боевой дух взрослым, давали надежду на победу.Несмотря на то что немцы всеми силами пытались уничтожить Ленинград, город жил. Жил и выстоял. После снятия блокады 15 тысяч детей получили медаль «За оборону Ленинграда».

Воспитатель: Из-за того, что в город не могли привезти продукты, начался голод.Люди стояли в огромных очередях (Слайд 17), чтобы в специально оборудованных местах по карточкам (Слайд 18) получить свою долю хлеба(Показать пайку хлеба) .Это была вся еда на целый день. Как вы думаете, возможно ли этим наесться?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель:Одним из самых «популярных» продуктов в городе стал мучной клей, на котором держались обои в домах. Его отскребали от бумаги и стен, чтобы затем смешивать с кипятком и делать таким образом хоть немного питательный суп. Также добавляли для навара кожаные ремни и обувь. В одной питерской семье был кот Васька, который помогал им добывать еду, он ловил мышей крыс, а иногда выбегал на улицу и прикидывался мертвым, а как только к нему подлетали вороны он их ловил и держал в зубах пока не подходили хозяева.

Воспитатель:Вот такими худыми и изможденными были жители блокадного Ленинграда.(Слайд 19). Кроме голода, были и другие трудности. Например, бомбежки (Слайд 20). Люди помогали друг другу как могли, оставляли надписи на стенах домов (слайд 21).

Стих рассказывает ребенок.

На Невском проспекте есть надпись одна,

И трудно сейчас нам поверить,

Что именно эта была сторона

Опасной при артобстреле.

Зачем эту надпись наш город хранит?

Чтоб взрослые знали и дети:

«Ничто не забыто. Никто не забыт!»

Чтоб помнили все строчки эти!

Воспитатель: А еще людей одолевал холод (Слайд 22)стояли морозные и снежные зимы, порой мороз доходил до -40 градусов. Но суровые холода принесли с собой не только гибель, но и спасение. Помните, когда мы с вами становились в круг, в одном месте мы сделали разрыв, кто помнит для чего?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: Правильно, в том месте находится Ладожское озеро. Летом по нему было добраться трудно, но с наступлением холодов, вода в озере замерзла и через озеро наши солдаты смогли наладить связь с Ленинградом.(Слайд 23) Сначала на санях в город повезли продукты. Потом в ход пошли грузовые машины(Слайд 24). В Ленинград везли все необходимое для жизни, а из города вывозили женщин, детей, стариков и раненых солдат(Слайд 25).Эта дорога, через Ладожское озеро, стала единственной ниточкой, которая связывала город с миром. Ее даже назвали «Дорогой жизни!» Как вы думаете почему ее так назвали?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Стих рассказывает ребенок.

…Потомок знай! В суровые года

Верны народу, долгу и Отчизне,

Через торосы Ладожского льда

Отсюда мы вели Дорогу жизни.

Чтоб жизнь не умирала никогда…

Воспитатель: Хоть эта дорога иназывалась «Дорогой жизни», но она была трудна и опасна. Фашисты ее постоянно обстреливали и бомбили; лед трескался и целые грузовики уходили под лед, очень много людей погибли при переправе через Ладожское озеро, но и очень многих она спасла. Уже после войны, в память о погибших и выживших на этой дороге поставили памятник. Вот он перед вами.(Слайд26).

Разорванное кольцо»– это символ прерванной блокады и начала новой жизни города, пережившего весь ужас страшной войны.Вообще в городе Санкт-Петербург, в прошлом Ленинград, после той страшной блокады появилось очень много памятников, стелл, обелисков, которые напоминают нам по сей день о героизме, мужестве и отваге жителей блокадного Ленинграда (Слайд 27).

Стих рассказывает ребенок.

Хотели враги Ленинград уничтожить,

Стереть этот город с земли.

Сломить этот город, прорвать оборону

Фашисты никак не смогли.

Воспитатель: Детям во время блокады было намного тяжелее, чем взрослому. Как объяснить, детям,почему во время бомбежки нужно сидеть в темном подвале и почему нигде нет еды? Про блокаду Ленинграда в народной памяти осталось много страшных историй Каждый маленький житель блокадного города имеет свою страшную правду. На весь мир стали известными дневники ленинградской школьницы Тани Савичевой.(Слайд 28)На глазах Тани погибли ее бабушка, два дяди, мама, брат и сестра, она вела записи в дневнике. На последней странице своего дневника Таня написала«Савичевы умерли все. Осталась одна Таня». (Слайд 29).

Именно поэтому, в память о Великих подвигах блокадных детей, установлены отдельные памятники, например, вот этот (Слайд30)

(Слайд 31)- это цветок жизни установлен он тоже перед «Дорогой жизни». Надпись на нем гласит: «Пусть всегда будет солнце!». А вам знакомы эти слова? Откуда они, как вы думаете?

Песня «Пусть всегда будет солнце!».

(Слайд 32) «Родина-мать!»

Стих рассказывает ребенок.

Здесь лежат ленинградцы.

Здесь горожане-мужчины

Женщины, дети.

Рядом с ними солдаты-

Красноармейцы.

Всею жизнью своею

Они защищали тебя

Ленинград…. 

Воспитатель:Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. (Слайд 33). Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью. А вы будете помнить?

Дети:(Выслушать ответы детей.)

Воспитатель: Я думаю, ребята, что нам с вами стоит сегодня провести акцию «Блокадный хлеб» и вы  вечером сможете  рассказать своим родителям. о чем вы сегодня узнали.