Классное руководство
С 2012 года являюсь классным руководителем . Дети уже в 8А классе. Нас много-28. Дети активные. Трое подали заявку на участие в городском конкурсе "Лидер года" Кононов Владимир является лидером школьной детской общественной организации "Дети солнца". Стараемся участвовать во всех школьных мероприятиях. Методическая тема школы: Саморазвитие поликультурной личности в условиях инновационной деятельности школы. Тема воспитательной работы школы: Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие личности в условиях обновления системы образования. Тема МО классных руководителей 6 Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнёрства с семьёй. Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями. Методическая тема классного руководителя 8а класса пануриной Е.В. : Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, здоровой, социально мобильной личности, востребованной в современном обществе.
В 2023 году вновь стала классным руководителем уже 5г класса Гимназии № 16 Приволжского района г. Казани
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vosp_plan_8_klass.doc | 211.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание папки «План воспитательной работы»
- Титульный лист
- Методическая тема ШМО, МО классных руководителей, классного руководителя
- Анализ воспитательной работы за предыдущий год
- Цели и задачи на текущий учебный год
- Социальный паспорт класса
- Самоуправление в классе (актив класса)
- Занятость учащихся в кружках
- Родительский комитет
- Темы родительских собраний, протоколы
- Данные об учащихся и их родителях
- Рабочая программа воспитательной работы на текущий год (пояснительная записка + план-сетка мероприятий по основным направлениям)
- Разное (отчеты по четвертям, самоанализ мероприятий, кл. часов, грамоты и т.д.)
- Тетрадь инструктажей по ТБ
План
воспитательной работы
8А класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным
изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Классный руководитель Панурина Елена Вениаминовна.
2015-2016 учебный год
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным
изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани.
Методическая тема школы:
Саморазвитие поликультурной личности в условиях инновационной деятельности школы.
Тема воспитательной работы школы:
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое развитие личности в условиях обновления системы образования.
Тема МО классных руководителей: «Психолого-педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей. Гармонизация общения классных руководителей с учениками и родителями»
Психолого – педагогическая компетентность классного руководителя как основа успешного партнерства с семьей. Гармонизация общения классных руководителей с учащимися и их родителями
Методическая тема классного руководителя 8А класса Пануриной Е.В.
Создание оптимальных условий для развития, саморазвития и самореализации гуманной, свободной, здоровой, социально мобильной личности, востребованной в современном обществе.
Цель воспитания
Воспитание успешной личности , способной взять ответственность за свои поступки, владеющей самоорганизацией и самоконтролем.
Задачи воспитани Научить:
1. эффективно управлять саморазвитием,
2. осуществлять самоанализ, самоконтроль, самооценивание.
3. ставить цель и добиваться её реализации;
4. конструктивно решать проблемы, управлять конфликтами, стрессами, эмоциями,
5. успешно развивать учебные навыки;
6. самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор;
7. плодотворно сотрудничать в команде и развивать навыки общения;
8. совершенствовать жизненно необходимые прикладные умения;
9. самостоятельно принимать решения и делать осознанный выбор.
Принципы воспитания
1.Школа – для ребенка.
2. Главная ценность и основной объект заботы для педагога – личность ребенка.
3. Высокая требовательность к ребенку должна сочетаться с уважением его человеческого достоинства.
4. Индивидуализация воспитательного процесса за счет процесса совершенствования его социально- педагогического и методического сопровождения.
5. Развитие личностного потенциала каждого школьника на основе его интеллектуального, психологического, физического и нравственно-этического здоровья.
Основные направления
- Диагностическая деятельность.
- Духовно-нравственное и патриотическое воспитание
- Формирование культуры здорового образа жизни.
- Экологическое воспитание.
- Образовательно-просветительская деятельность.
- Культурно-досуговая деятельность.
- Работа с родителями.
- Воспитание информационной культуры
9. Воспитание культуры безопасности жизнедеятельности
10.Развитие самоуправления
11. Предупреждение правонарушений
12.Индивидуальная работа с детьми различных категорий
13.Работа всеобуча
Социальный паспорт 8А класса
Классный руководитель Панурина Е.В.
№ | Содержание | Ко-во | ФИО |
1 | всего уч-ся | 28 | |
2 | мальчиков | 18 | |
3 | девочек | 10 | |
4 | татар | 6 | |
5 | русских | 20 | |
6 | др. национ-стей | 2 | Ешете Биниям (белорус.), Мохаммад Тауфик( афганец) |
7 | сироты | 1 | Зимин Данил (опекун-бабушка) |
8 | неблагоп. семьи | ||
9 | семьи риска | ||
10 | многодетные семьи | 1 | Чулкова Зарина |
11 | число одиноких матерей | 2 | Бикмуллина Р.Р., Тихонова М.Г |
12 | уч-ся, состоящие на: - учете в ПДН - внутришк. контроле - в группе риска | ||
13 | родители в заключении | ||
14 | семьи инвалидов | 1 | Агашина Ксения (инвалид), Большакова Диана (мать-инвалид) |
15 | неполные семьи | 5 | Агашина,Баталина, Игошина, Кадаш, Галиуллин, Демидов, Кононов |
16 | семьи с низким уровнем дохода | 8 | Баталина А., Кадаш С., Бикмуллина В., Тихонова И., Исаев Д., Зимин Д, Большакова Д. |
17 | участники афганских, чернобыльских, чеченских событий | - | |
18 | дети военнослужащих срочной службы | - | |
19 | дети неработающих пенсионеров | - |
Актив 8А класса
Президент Соколова Елена
Премьерминистр Игошина Светлана
Министерство образования Министерство спорта
Кадаш Вячеслав Скородумов Александр
Агашина Ксения Демидов Иван
Кононов Владимир Гаетов Арсен
Министерство печати Исаев Дмитрий
Агаджанян Виталий Арефьев Роман Паракин Сергей
Зимин Данил Министерство труда
Чулкова Зарина Цыганов Александр
Министерство культуры Якупов Дамир
Бикмуллина Вероника Мохаммад Тауфик
Нургалеев Артур Данилов Никита
Игошина Светлана
Министерство экологии Министерство книжных наук
и здравоохранения Татаркина Елена
Баталина Юлия (отв. За столовую) Тихонова Ирина
Овчинникова Юлия Ешете Биниям
Большакова Диана Галиуллин Ильгиз
Родительский комитет 8А класса.
Председатель: Кадаш Любовь Павловна
Игошина Наталия Александровна
Бикмуллина Рената Раисовна
Цели и задачи работы с родителями обучающихся.
1.Установление контакта, общей благоприятной атмосферы общения с родителями учащихся.
2.Изучение воспитательных возможностей семей.
3.Формирование активной педагогической позиции родителей, повышение воспитательного потенциала семьи.
4.Вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры.
5.Предупреждение наиболее распространенных ошибок родителей в воспитании детей.
6.Оказание помощи родителям в организации педагогического самообразования.
Темы родительских собраний
1 триместр 1 ОРГАНИЗАЦИОННАЯ РАБОТА В НАЧАЛЕ УЧЕБНОГО ГОДА
А) обсудить план воспитательных мероприятий в классе на год.
Б) выбрать родительский комитет
В) создать атмосферу сотрудничества и взаимопонимания
2 триместр НАШИ ДЕТИ ПОВЗРОСЛЕЛИ
А)Вооружить родителей научными данными по возрастной специфике
Б) выработать линию поведения учитывая возрастные особенности подростков
3 триместр ПОЧЕМУ ВОЗНИКАЮТ КОНФЛИКТЫ
А) помочь родителям понять причины конфликтного поведения подростка.
Б) помочь родителям изменить свое отношение к подрастающему человеку и наладить отношения в семье
ДЕЛАТЬ ЖИЗНЬ С КОГО
А) Разобраться вместе с родителями, что такое казаться взрослыми и быть взрослыми.
Рабочая программа
воспитательной работы 8 А класса
муниципального бюджетного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №23 с углубленным
изучением отдельных предметов» Ново-Савиновского района г.Казани
на 2014-2015 учебный год.
Классный руководитель Панурина Елена Вениаминовна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ВОСПИТАНИЕ – это создание условий, для развития личности. К сожалению, сегодня для многих детей единственным местом, где хоть кому-то есть дело до ребенка и его проблем, остается школа.
Любой ребенок имеет право рассчитывать на школу как на место, где он может пережить радость достижения, почувствовать себя потребителем.
Главная ценность человека заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает.
Человеческая уникальность тесно связана с проблемой творчества. Творчество предполагает новое видение, новое решение, новый подход. Способствуя проявлению человеком собственной индивидуальности, мы способствуем проявлению его творческого потенциала.
Основная цель воспитания школьника – это социализация, т.е. включение его в общество. В человеческую культуру, формирование человека, адекватного требованиям данного общества, эпохи, тем социальным условиям, в которых он будет жить и работать.
Социализация имеет стадии: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Исходя из этого воспитательные мероприятия сгруппированы по следующим направлениям:
Гражданское, патриотическое воспитание |
Учебная работа Интеллектуально-познавательная |
Профориентационная работа |
Художественно -эстетическая деятельность |
Спортивно- оздоровитель-ная деятель-ность |
1. «Гражданское-патриотическое воспитание »
2. «Духовно- нравственное воспитание . Уважение к своим корням »
3. «Учебная , интеллектуально-познавательная работа.»
4. «ьСпортивно-оздоровитель-ная деятельность »
5. «Художественно-эстетическая деятельност».
Одной из форм воспитательной работы в школе является классный час.
Классный час – одна из важнейших форм организации воспитательной работы с учащимися.Формы классных часов разнообразны: лекция, беседа, диспут, викторина, конкурс, игра, конференция, праздник и т.д. Классный час выполняет просветительскую, ориентирующую, направляющую, формирующую функции
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение;
- досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
- художественное творчество;
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
- трудовая (производственная) деятельность;
- спортивно-оздоровительная деятельность;
- туристско-краеведческая деятельность.
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Классные часы
- Экскурсии
- Ролевые игры
- Кружки, секции
- Олимпиады
- Конкурсы
- Соревнования
- Поисковые исследования через организацию деятельности обучающегося во взаимодействии со сверстниками, педагогами, родителями.
- Игровые программы
- Дискуссии
ЦИКЛОГРАММА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- ЕЖЕДНЕВНО
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия.
- Организация питания учащихся.
- Индивидуальная работа с учащимися.
- Организация работы классного актива
- ЕЖЕНЕДЕЛЬНО
- Проверка дневников учащихся с выставлением отметок за неделю
- Проведение мероприятий в классе (по плану)
- Работа с родителями
- Работа с учителями – предметниками (по ситуации).
- Решение хозяйственных вопросов в классе
- КАЖДЫЙ МЕСЯЦ
- Посещение уроков в своем классе
- Консультация у психолога и отдельных учителей
- Заполнение табеля по питанию
- Встреча с родительским активом
- Участие на педсоветах, совещаниях
- Участие в дежурстве с классом по школе, по столовой
- ОДИН РАЗ В триместр
- Оформление классного журнала по итогам четверти.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
- Статистические данные класса.
(собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса: успеваемость, посещаемость, занятость во внеурочной деятельности, занятость в каникулярный период, количественный отчёт по воспитательной работе и пр.).
- ОДИН РАЗ В ГОД
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ состояния воспитательной работы в классе и уровня воспитанности учащихся в течение года.
- Статистические данные класса.
(собирает и предоставляет в администрацию школы статистическую отчетность об учащихся класса: успеваемость, посещаемость, трудоустройство выпускников, занятость во внеурочной деятельности, занятость в летний период и пр.).
.
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
-Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в Российском обществе на 2002-2005 годы»
-Федеральной целевой программы «Дети России» на период с 2006 по 2010 год»
-Целевая программа «Здоровье» Л.Т. Касьянова
- Конвекции о правах ребёнка.
-Закона РФ «Об образовании».
-Типовом положении об общеобразовательном учреждении.
-Закона РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»
Характеристика класса
В классе 28 человек из них девочек- 10, мальчиков –18. Классный коллектив слаженный, отношения между детьми хорошие. Работоспособность класса достаточно хорошая. Дети очень любознательные и общительные. На контакт с взрослыми идут легко.
Успеваемость 100%, качество знаний -41%. Резерв – Скородумов (физика), Демидов (тат. Литература),Игошина, (история, физика)
В основном, все дети учатся в меру своих возможностей: 1 отличник, десять ударников, двое имеют по одной тройке. Ниже своих возможностей учится Исаев Дмитрий, Тихонова Ирина, Агаджанян Виталий. Дисциплина в классе хорошая, но порой учащиеся получают замечания. Наиболее часто получают замечания от учителей такие ученики, как Агаджанян Виталий. Матвеев Роман, Исаев Дмитрий. Мохаммад Тауфик. Особого внимания требуют так же такие ученики, как Ешете Биниям . Пропуски уроков присутствуют, но они в основном по уважительной причине. Многие учащиеся посещают кружки, секции, музыкальную школу. 10 человек учатся в музыкальной школе №12 и №13,играют на флейте, фортепиано, гитаре, посещают занятия хора, мальчики записались в спортивные секции бокс, карате, баскетбол, футбол. Кононов Владимир увлекается робототехникой, Бикмуллина Вероника занимается танцами. Дети достаточно активны , 75%, хотят принимать участие во всех делах класса . Ученики ходят в детскую общественную организацию школы «Дети Солнца».
Родители оказывают помощь классному руководителю в воспитании детей, помогают в организации поездок в театры, на выставки, посещают классные праздники. Родительский комитет организовывает своевременный мелкий ремонт мебели, помощь в других хозяйственных нуждах. Наиболее активны в классе девочки: Игошина Светлана, Баталина Юлия, Соколова Елена. Активны в проведении школьных мероприятий и праздников Кононов Владимир и Кадаш Вячеслав, Исаев Дмитрий. Игошина Светлана занимается вокалом.
План индивидуальной работы с обучающимися 8А класса.
План работы с семьями обучающихся 8А класса
ЦЕЛЬ: создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
- Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним
- Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями – предметниками
- Участие в работе общешкольного родительского комитета
Направление деятельности | Сентябрь Организационный. Внимание, дети!. | Октябрь «Дорогие мои старики» | Ноябрь«За здоровый образ жизни» | Декабрь «Новый год у ворот!» | ||||||
Гражданское, патриотическое воспитание | Посещение школьного музея Боевой славы | День пожилого человека .Акция «Забота» Устав школы . «Битва гигантов « кл.час | Дни военной славы «Этих дней не смолкнет слава». Кл. час« Русские самородки» | Акция «Милосердие» в рамках декады детей-инвали-дов. Коллектив-ное творческое дело «Твори добро». | ||||||
Духовно- нравственное воспитание . Уважение к своим корням | Кл. часы «Терроризму-нет», «Чти отца своего». | Кл. час «Моя семья- моё богатство « | День матери Кл. час «Настоящий друг» | Кл. час «Дети и деньги» Беседа «Твоя учеба и поведение» | ||||||
Учебная работа Интеллектуально-познавательная | Операция «Живи книга». Задачи на новый учебный год. Проверка учебников. | Кл. час «Человек читающий, сам себе репортёр». | Кл.час. Успе-ваемость, сос-тояние учебни-ков Итоги 1 триместра | Кл час «Золотой век Российской науки». «Нико-гда не поздно поумнеть | ||||||
Профориентационная работа | Психологическое сопровождение. тестирование | Беседа « Кем быть» | Тестирование по профнаправленности | Кл. час «Хочу, могу, надо» | ||||||
Художественно -эстетическая деятельность | «Здравствуй школа!»-торжественная линей-ка. Кл.часы «Мы талантливы»Авторская песня 2й полови-ны ХХ века».Внекл. мероприятие: посеще-ние сквера на ул. Гаврилова | День учителя. Конкурс «Осенние выкрутасы». Конкурс на лучший плакат-поздравление | Осенний бал Выпуск газеты ко дню Матери | Праздник “Здравствуй, Новый год!” Конкурс новогодних газет, игрушек “С новым годом!” Открытие районной елки | ||||||
Спортивно- оздоровитель-ная деятельное | День здоровья. Проф . осмотр врачами, специалистами Беседа о профилактике кишечных заболева-нии. Классные часы: «ПДД. Дорога в школу», «Техника безопасности учащихся», | Кл.час. «Детки в пивной клетке «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период рабочих каникул».Беседа о профилак-тике ОРВИ. | Беседа о вреде курения, алкоголизма. Кл. час «Движение это жизнь». «Техника безопасности учащихся – инструктаж на период осенних каникул». | «Техника безопасности учащихся – инструктаж на зимние каникулы». Наркотики- оружие самоистребления кл. Час | ||||||
Деятельность органов самоуправления | Выбор актива класса. Распределение должностных обязанностей учащихся класса. Оформление классного уголка. Организация дежурства. Сбор макулатуры | Организация работ по уборке закрепленного участка. Анкетирование учащихся «Ты и твой класс». | Еженедельная работа актива, подготовка материала для газет, праздников. Самоконтроль успеваемости в классе, выполнение домашних заданий учащимися. Акция «Помоги мне!» | Работа актива Акция «Помоги мне!» | ||||||
Работа с семьей | Общешкольное родительское собрание. Род. собрание класса на тему: «Планирование работы на учебный год», «Питание и здоровье». | Индивидуальные беседы с учащимися и родителями. По плану посеще-ние семей. Психолого-педагоги-ческие консуль-тации с родит. | Работа с родите-лями неуспеваю- щих учащихся. Родительский патруль. Собрание «Наши дети повзрослели» Поздравление мам с Днем матери. | Организация родителями зимнего отдыха учащихся | ||||||
Направление деятельности | Январь «Я патриот» | Февраль «Быстрее, выше, сильнее» | Март «Встречаем Масленицу» | Апрель« Месячник по профориентационной работе» | Май «Вспомним дни былые" | |||||
Гражданское, патриотическое воспитание | Беседы об обороне Ленинграда. Сталинграда | Кл. час «Виват, Ушаков» | Акция «Забота» | Итоги 3 четверти. Кл час «. Детство опалённое войной» | Посещение ветеранов ВОВ«Колокола па-мяти». «Война косну-лась моей семьи» | |||||
Духовно- нравственное воспитание . Уважение к своим корням | Беседа «Предупреждение вредных привычек». участие в новогодних праздниках | Беседа «О единстве наших народов» | «Как жить в мире с родителями» Кл. час. Масленица | «Эти вредные конфликты « Кл. час | Обустройство цветников в школьном дворе. День земли Побе-дить неуве-ренность в себе Кл. час | |||||
Учебная работа Интеллектуально-познавательная | Кл. час «Игры разума» | Итоги 2 триместра. «День толеран-тности» | Конкурс «Красны девицы-умницы и мастерицы» | Единый день правовых знаний | Итоговая аттестация Слет активистов «Звездный дождь» Итоги уч.года | |||||
Профориентационная работа | Есть такая профессия -Родину защищать | Психологическое сопрово-ждение | Посещение ярмарки профессий | Беседа Тайны профессии | ||||||
Художественно -эстетическая деятельность | Экскурсии: «Зимняя Казань», «Праздничныеелки города», конкурс зимних букетов | День Святого Валентина, Плакат к Дню защитника отечества | Мероприятия в рамках празднования 8 Марта, выставка газет, плака-тов «С празд-ником 8 марта!» | День здорового смеха Кл час о Шаляпине «Русский гений». Песня в солдатской шинели Кл.час | Конкурс рисунков и плакатов о ВОВ
| |||||
Спортивно- оздоровитель-ная деятель-ность | Зимние прогулки на лыжах Кл.час «На пороге экологической атастрофы» Эти вредные конфликты | «Герои российского спорта» кл. час . Игра «Гардемарины-вперёд». Профилактика детского травматизма» День лыж-ника. Беседа о здоровом образе жизни. | . «Техника безопасности учащихся – инструктаж на весенние каникулы». Кл час о питании «Вредная пятёрка «Боевые искусства-русский стиль | Предупреждение негативных явле ний среди под-ростков. Встреча с врачом. Беседа о профилактике ОРВИ. День здоровья. Кл. час « В защиту братьев наших меньших» | Наркотики- оружие самоистребления Кл. час «Техника безопасности учащихся – инструктаж на летние каникулы». Игра «Зарница». дросток». | |||||
Работа с семьей | Индивидуальные беседы с родителями о здоровье уч-ся. | Индивидуальные беседы с родителями. По необходи-мости посе-щение семей. Собрание «Наши дети повзрослели» | Индивидуальные консуль-тации для родителей и детей | Встречи с родителями слабоуспевающих учащихся | Родительское собрание «Почему возникают конфликты.Итоги учебного года» | |||||
Деятельность органов самоуправления | Еженедельная работа актива, подготовка материала для школьных газет, помощь в организации праздников | Сбор макулату-ры ,организация работы по убор- ке территории. | Озеленение кабинета Итоговый сбор |
План проведения классных часов и мероприятий в 8а классе в 2015-2016 уч.году
1 | Сентябрь | 1 2 3 4 5 | Мы талантливы к Терроризму-нет н Авторская песня 2й половины ХХ века к Чти отца своего Н Классный час: «ПДД. Дорога в школу. Техника безопасности учащихся. Устав школы» |
Минута славы |
2 | Октябрь | 1 2 3 4 | Человек читающий сам себе репортёр И Моя семья- моё богатство Н-сем Битва гигантов п Детки в пивной клетке З | Кинотеатр |
3 | Ноябрь | 1 2 3 | Русские самородки Н-П Настоящий друг Н Движение это жизнь Итоги триместра З | Театр |
4 | Декабрь | 1 2 3 4 | Золотой век Российской науки П Дети и деньги Н. Никогда не поздно поумнеть И Хочу, могу, надо Классн огонёк Проф | Выст.зал. |
5 | Январь | 1 2 3 | На пороге экологической катастрофы Э Эти вредные конфликты Пс-Н Игры разума И | Елка |
6 | Февраль | 1 2 3 4 | Виват, Ушаков П Герои российского спорта С-З Гардемарины-вперёд (игра) И | Спорт |
7 | Март | 1 2 3 4 | Красны девицы-умницы и мастерицыПрК Как жить в мире с родителями Н Пс Вредная пятёрка З питан Боевые искусства-русский стиль С-З | Посещение шк. музея |
8 | Апрель | 1 2 3 4 | День здорового смеха К-З Русский гений (Шаляпин) К В защиту братьев наших меньших Э Песня в солдатской шинели П | по городу |
9 | Май | 1 2 3 4 5 | . Детство опалённое войной П Наркотики- оружие самоистребления З Тайны профессии Пр Победить неуверенность в себе Н-Пс Итоги уч.года. Безопасность | На природу |