план самообразования
План самообразования учителя биологии Каримовой Элины Александровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_karimovoy_e.a._metod_proektov_1.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа самообразования
учителя биологии Каримовой Элины Александровны.
Методическая тема:
«Использование ИКТ и проектной деятельности как способ повышения познавательной активности учащихся и дифференцированного подхода в преподавании биологии».
Актуальность:
В новой образовательной программе учащийся становится субъектом познавательной деятельности, а не объектом педагогического воздействия. Это обуславливает необходимость организации образовательного процесса, направленного на поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом учащемся. Результатом работы учителя становится активная, творческая деятельность обучающегося, далекая от простой репродукции. Этим обусловлено введение в образовательный контекст образовательных учреждений методов и технологий на основе проектной и исследовательской деятельности обучающихся. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной и других современных образовательных технологий.
Принципы организации проектно-исследовательской деятельности:
• дифференцированный и личностно ориентированный подход;
• создание ситуации успеха;
• сотворчество учителя и ученика.
Цели и задачи работы над темой самообразования:
Цель: Совершенствовать и применять на уроках биологии и во внеурочное время проектно-исследовательскую деятельность.
Задачи:
1. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме;
2. Сформировать у учащихся ряд коммуникативных умений:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников)
- умение управлять голосом (говорить четко, чтобы все слышали)
- умение выражать свою точку зрения;
3. Развивать мышление учащихся, определенную «интеллектуальную зрелость»: умение анализировать, синтезировать информацию.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода проектов;
5. Ознакомить учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеурочной работе;
6. Исследовать результативность применения метода проектов;
7. Повышение мотивации учащихся при решении задач;
8. Развитие творческих способностей;
9. Формирование чувства ответственности;
10.Создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимися.
Источники самообразования
1. Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
2. Интернет
3. Семинары и конференции
4. Видео, аудио информация на различных носителях
5. Курсы повышения квалификации.
Методы самообразования
- Чтение конкретных педагогических периодических изданий;
- Чтение методической, педагогической и предметной литературы;
- Посещение семинаров, конференций, уроков коллег;
- Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- Систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- Проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- Изучение информационно-компьютерных технологий;
- Общение с коллегами в школе, районе;
Формы самообразования
- индивидуальная – через индивидуальный план;
- групповая – через участие в деятельности районного методического объединения учителей биологии языка, а также через участие в жизни школы.
Этапы работы. Сроки реализации.
1 этап (теоритическо-практический) 2014 – 2015 учебный год
2 этап (практико-внедренческий) 2015 – 2017 учебный год
Основные направления | Действия и мероприятия |
Профессиональное | 1.Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Биология». 2.Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по биологии, концепциями обучения, их оценками. 3.Изучать новую литературу по биологии и методике преподавания. 4.Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей биологии. 5.Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 6.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности. 7. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег. 8.Организовывать и проводить внеклассную деятельность по предмету. 9.Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях. |
Психолого-педагогическое | Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. Изучать современные психологические методики. |
Методическое | 1.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания: - «Биология в школе»; и другую современную литературу, а так же с помощью сети Интернет. 2.Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков биологии. 3.Посещать библиотеки, изучать научно-методическую и учебную литературу. 4.Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов. |
ИКТ | 1.Совершенствовать навыки работы на компьютере. 2.Периодически проводить обзор в интернете информации по преподаваемому предмету, психологии, педагогике, педагогическим технологиям. 3.Изучать информационно-компьютерные технологии и внедрять их в учебный процесс. 4.Разрабатывать конспекты уроков с применением ИКТ. Формировать копилку методических материалов для проведения уроков биологии. |
Охрана здоровья | 1.Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках биологии. 2.Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии. |
Интересы и хобби | Сделать уроки биологии интересными для учащихся, успешно подготовить ребят к сдаче экзамена по предмету. |
Предполагаемый результат:
Повышение качественной успеваемости по предмету «Биология», отсутствие неуспевающих.
Формирование педагогических разработок уроков и внеклассных мероприятий с применением ИКТ.
Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Открытые уроки.
2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.
3. Презентации.
Разделы плана | Содержание деятельности | сроки | Формы представления результатов работ |
Изучение учебной и научно-методической литературы по данной тематике | Чтение методических журналов по биологии, обзор в Интернете необходимой информации | 2013 – 2015 г.г. систематически | Подготовка методической базы |
Разработка программно-методического обеспечения | Анализ литературных источников, подбор наиболее эффективных методов, форм и способов проектно-исследовательской деятельности | В течение срока реализации программы | Разработка конспектов уроков, подбор тем для исследования |
Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся | Выполнение исследовательских проектов на уроках и во внеурочной деятельности, составление презентаций и докладов к выступлениям | 2014 – 2017 годы | Применение на уроках, участие в конференциях, конкурсах разного уровня |
Обобщение опыта по проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время | Систематизация полученных результатов, анализ проделанной работы | 2017 год | Выступление на МО по данной теме, открытый урок. |
Умения и навыки, которые формируются у учащихся соответственно этапам выполнения научно- исследовательской деятельности:
Этапы исследовательской работы | Развиваемые умения и навыки исследовательской деятельности учащегося |
Выбора темы исследования, постановка проблемы | Способность видеть противоречия и ориентироваться в современной научной информации, устанавливать предмет и объект исследования |
Постановка целей и задач исследования | Умение ставить цель и самостоятельно планировать деятельность по этапам |
Знакомство с литературой (книги, архивы, СМИ, Интернет) | Трудолюбие, наблюдательность; использовать общенаучные и частнонаучные методы; оценивать промежуточные результаты и корректировать свои действия |
Выбор методов исследования, планирование эксперимента | Объективность, логичность и абстрактность мышления; |
Проведение исследований | Собирать, анализировать, систематизировать новую информацию |
Формулирование выводов | Умение кратко и логично излагать мысли |
Оформление отчета и презентации исследования | Умение оформить результаты достижений, творческий подход |
Защита исследовательской работы | Ораторские способности, ответственность, умение обосновывать собственную точку зрения, оценивать свою деятельность, рефлектировать |
Способ демонстрации результата проделанной работы:
1. Открытые уроки.
2. Размещение разработок уроков в сетевых образовательных пространствах.
3. Презентации
Предполагаемые результаты самообразования:
1.Повысить качество преподавания и качество знаний по предмету.
2.Научить детей грамотно использовать материал интернета в творческих работах.
3.Разработать и провести открытые уроки по новым технологиям.
4.Создать комплекты педагогических разработок с применением новых технологий и поместить их на школьном сайте.
5.Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
6.Разработать дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.
7.Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета.
8.Использовать материалы сайтов сетевых сообществ учителей по вопросам использования ИКТ.
9.Использовать современные мультимедийные технологии и аудиовизуальные средства для повышения эффективности учебных и внеклассных занятий по предмету.
Используемая литература и другие источники
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: АРКТИ, 2005.
- Учительский портал: презентации, уроки, тесты учителю - [Электронный ресурс].-Режим доступа: www.URL:// http://uchportal.ru/
- Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М., 2004.
- Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Проектная деятельность в школе // Школьный психолог. — 2004. — № 46.
6.Высотская В.И Биология и экология. Проектная и исследовательская деятельность учащихся»,2008г.
7. Проектная деятельность. Ширшина И.И, 2007
8. Тяглова. . Е. В Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии, М, Планета,2010
9.Журнал «Биология. Первое сентября».
Заключение
Необходимость самообразования диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны - реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, потребности педагога в самореализации путем непрерывного образования.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать не только над личностным самосовершенствованием, но и профессиональным.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низшей ступени к высшей, вариативность и др.