программы дополнительного образования
Здесь представлены мои программы по внеурочной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prava_i_obyazannosti_uchenika.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Потрусовская основная общеобразовательная школа»
Муниципальный методический конкурс педагогов образовательных учреждений Костромской области
Номинация: «Защита прав детей»
Программа курса «Права и обязанности школьника – гражданина РФ»
в рамках внеурочной деятельности по направлению «Духовно-нравственное воспитание»
Разработала : Неустроева З.А.
учитель начальных классов
МКОУ «Потрусовская ООШ»
Парфеньевского муниципального района
С. Потрусово 2014 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Каждый человек должен знать свои права и уметь их защищать. Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав и свобод человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь, убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем, чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества. Признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Так же одной из приоритетных задач России в настоящие время является реализация государственной политики в области охраны прав детей, обеспечения максимальных возможностей для развития, воспитания, обучения, социализации личности ребенка. В субъектах Российской Федерации, с учетом их социально- экономического положения, принимаются региональные нормативные акты, направленные на защиту прав и интересов детей.Реализация принципов Конвенции является актуальной задачей для российского общества. Выполнение Конвенции требует от государства реальных усилий, для того чтобы ее принципы были закреплены в национальном законодательств. Но дети живут и развиваются не только в окружении родных и близких, они так же ходят в школу. Причем в школе они проводят большую часть времени... Дети должны знать свои права, знать где им могут помочь в трудную минуту. Знать свои обязанности ученика.
Школа может многое сделать для того, чтобы общечеловеческие ценности стали не только суммой знаний каждого ее воспитанника, но и критерием, определяющих поведение человека. Она может укрепить у ребенка чувство собственного достоинства, сформировать способность сопротивляться пошлости, жестокости, но только в союзе с родителями .Этого требуют и новые образовательные стандарты второго поколения.
Сегодня актуальность формирования правового сознания у младших школьников, вызвана событиями, происходящими в нашей стране, во всем мире В этой связи важным становится воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие культуры
По рекомендации ЮНЕСКО (обучение правам человека предлагается начать еще на дошкольном уровне. В то же время педагогический опыт свидетельствует об эффективности их изучения в начальной школе, так как именно в этот период дети получают и усваивают большой поток информации. Школа должна не только защищать права детей ,но и просвещать их в этом вопросе, поэтому я считаю актуальным изучение курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» уже во 2 классе. Данный курс поможет детям начальной школы узнать в игровой форме о своих правах и обязанностях, применять свои знания в общении со взрослыми, одноклассниками, воспитывать толерантное отношение к людям другой национальности.
Курс предполагает совместную работу с родителями, это поможет родителям по другому посмотреть на своих детей, проанализировать воспитание в семье, будет содействовать укреплению семьи, воспитанию ответственности за свои поступки . воспитанию дружбы и взаимопонимания
Курс «Права и обязанности школьника-гражданина РФ» определен как внеклассный, в рамках внеурочной деятельности помогающий решать одну из задачи духовно – нравственного воспитания учащихся в соответствии с новыми ФГОС
Программа курса рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю) ,
Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительность занятия 40 минут, на занятии обязательно проводится физкультминутка.
Основные цели курса:
- создание условий для формирования правовой культуры и активной гражданской позиции;
- воспитание у подрастающего поколения основ толерантного сознания и поведения, усвоение знаний в области человеческих отношений, привитие психологической культуры;
Основные задачи курса:
- познакомить учащихся с основными правами, записанными во «Всеобщей декларацией прав человека» и «Конвенции о правах ребенка»;
- сформировать представления об основных правах и обязанностях школьника;
- сформировать у учащихся уважительное отношение к праву, к своей стране, родному краю, своей семье, школе;
- сформировать представление о целостности окружающего мира, освоение основ правовой грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире людей, норм з доровьесберегающего поведения в социальной среде;
- сформировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- неуспеха;
- развить коммуникативные способности.
Формы и методы работы:
- беседа;
- работа с документами (слушание, чтение, анализ материала, организация понимания через обсуждение);
- игра;
- интеллектуальный тренинг (анализ пословиц и поговорок о праве, семье, нравственности; ребусы; задки);
- метод проектов;
- метод примера
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные
- формирование основ российской гражданственности, чувства гордости за свою Родину;
- принятие и освоение социальной роли ученика, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; ;
- осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные
- осознание ценности человеческой жизни;
- понимание особой роли права в жизни общества;
- формирование первоначальных представлений о праве, правовой культуре, гражданской позиции;
- формирование начальных основ базовых правовых ценностей современного общества;
- формирование начальных основ толерантного мировоззрения.
- Умение работать с информацией
Оценка результатов освоения курса складывается из следующих показателей:
- активная работа на занятиях;
- участие в школьных мероприятиях, конкурсах правовой направленности и т.д.;
- отсутствия серьезных конфликтных ситуаций в школьном коллективе;
- успешное выполнение проектных работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс
№п/п | Тема занятия | Основные вопросы темы | Содержание | Теория | Практика | |
1 | Вводное занятие «Что такое право | - понятия права, обязанности; - история школы; | - работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность моё имя ; - физкультминутка; - тренинг на внимание; - гимн РФ. - | Понятия ученик, право, обязанность моё имя; - гимн. | оформление бейджика со своим именем исполнение гимна РФ | |
Раздел1 Права ученика- гражданина РФ 9 часов | ||||||
2 | Право на образование. | - история развития образования; - почему сегодня важно иметь образование; | - работа над смыслом понятий ученик, право, обязанность; - физкультминутка; | понятий ученик, право на образование, обязанность | беседа по сказке» В стране невыученных уроков | |
3-4 | Право на образование: права и обязанности школьника. | - история школы; - органы самоуправления учащихся; - «Правила поведения для учащихся» | - изучение «Правил поведения для учащихся» - встреча с соц педагогом школы -составление группового портрета класса. | изучение «Правил поведения для учащихся МКОУ « Потрусовская ООШ» | составление группового портрета класса Самооценка « Как я выполняю правила школьника | |
5-6 | Право на образование: наш класс – большая семья. | - беседа: чему я научился? -пословицы и поговорки об учебе; - рассмотрение вопроса о равенстве всех в правах; - закон «Об образовании» РФ | - изучение «Правил поведения для учащихся»; просмотр мультфильма «История Власа, лентяя и лоботряса»; | Оформление странички в классном уголке « Правила поведения ученика» | ||
7 | Культурные права. Право говорить на родном языке | - РФ – многонациональное федеративное государство; - Конституция РФ - право говорить на родном языке, пользоваться библиотеками, ходить в музеи, театры; | - тренинг на внимание; -закрепления принципа равенства в правах. - информация о «Конституции» - как основном документе страны; - изучение культурных прав; - экскурсия в школьную библиотеку; | Посещение библиотекиначало работы над Проектом « Люди разных национальностей в нашем селе» совместный | ||
8-10 | Работа над проектом « Люди разных национальностей в нашем селе | Работа над проектом | - сбор материала | Оформление результатов исследования | ||
Социальные права и обязанносити детей(17часов) | ||||||
11 | Право на жизнь. | - право на жизнь – естественное право человека; - зачем нужен был международный документ по защите прав человека; - а кто такой человек? | - знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом; - игра «Послание в бутылке»; - физкультминутка; - | Всеобщей декларацией человека | игра «Послание в бутылке»; | |
12 | Права детей. Знакомство с уполномоченным по правам детей в Костромской области и в МКОУ « Потрусовская ООШ» | - кого считают ребенком; - «Конвенция о правах ребенка» | - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом; - работа над понятием особые права детей; - физкультминутка | Конвенцией о правах ребенка» понятием особые права детей | Встреча с Уполномоченным по правам ребёнка в школе Вопросы по теме | |
13 | Право на семью | - что такое семья; - выступления учеников 6 класса со своими родословными; | - знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом; - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом; | знакомство с методикой составления родословных; - работа над понятиями права и обязанности в семье; | Мини-Проект « Моя семья Совместно с родителями( дома)
| |
14-15 | Право на благоприят-ную окру-жающую среду. | - право на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды; - право на полезное и качественное питание; - анализ ситуации в регионе, стране, мире с соблюдением права на благоприятную окружающую среду; | -знакомство с «Всеобщей декларацией человека» как нормативным документом; - знакомство с «Конвенцией о правах ребенка» как нормативным документом; - физкультминутка; работа с «Конституцией» - как основным документом страны; - работа над понятиями окружающая среда, здоровый образ жизни; - примеры нарушения права на благоприятную окружающую среду и последствия нарушений; | Практическая работа « Какие продукты мы едим» СоставленКонкурс рисунков « Берегите воду» | ||
16 | Обязанность бережно относится к природе, окружающей среде. | - почему нужно беречь природу? - как каждый из нас может и должен беречь природу? - пословицы и поговорки о природе; | - работа над понятиями обязанность, природная окружающая среда; -развитие творчества детей; - физкультминутка; - рассказ «Мой младший друг». | Конкурс рисунков « Берегите лес» | ||
17-19 | Что такое телефон доверия. Сайты для детей по изучению прав | -что такое телефон доверия? Как им пользоваться? Где найти информацию о правах детей | ;работа с сайтами по изучению прав для детей работа со школьным сайтом, правила пользования телефоном доверия | работа с сайтами по изучению прав для детей ,работа со школьным сайтом,правила пользования телефоном доверия | Работа с сайтами (присутствуют родители) | |
20 | Право на заботу со стороны взрослых | ;родительская забота | Пример родителей выступление | |||
21 | Право на собственность | - работа над понятиями собственность, Как относится к чужой собственности | - работа над понятием собственность; - интеллектуальный тренинг; - работа с раздаточным материалом; - физкультминутка; - | »практическая работа «Моё и чужое» решение жизненных ситуаций | ||
22 | Право на жилище | - понятия собственность, наследство, наследник, наследодатель, право на жилище и его неприкосновенность; | - работа над понятием право на жилище; - физкультминутка; - просмотр мультфильма «Заячья избушка». | Беседа по содержанию сказки | ||
23 | Подготовка к проекту «Мои права» | - беседа по рассмотренным ранее вопросам; | - закрепление изученного ранее материала в форме «викторины - физкультминутка; - музыкальные паузы; -конкурс загадок; | Оформление материалов для проекта совместно с учителем | ||
24-25 | Обязанности детей. Правила дорожного дижения | Беседа по теме» Обязанности школьника» Встреча с сотрудником ГИБДД | -обязанность школьника Выполнение правил на дороге | работа над понятиями права и обязанности; | Самооценка ученика «Мои обязанности как я их выполняю» | |
26 | . Обязанности ребёнка по уходу за животными | - рассказ учащихся о своих домашних питомцах; - физкультминутка; - тренинг на внимание; - разучивание песни о бережном отношении к природе; - работа с ИКТ. - просмотр мультфильма «Почему ушел котенок?» | беседа о домашних животных учащихся; - какие беседа о домашних животных учащихся; - какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными; - чем опасны бродячие животные?- чем опасны бродячие животные? | беседа о домашних животных учащихся; - какие обязанности у учащихся по уходу за домашними животными; - чем опасны бродячие животные? | - рассказ учащихся о своих домашних питомцах; | |
27 | Обязанность уважать старших День Победы. | - историческая справка по теме Великая Отечественная война; | - работа с понятиями победа любовь к Родине Просмотр видеоматериалов о Великой Отечественной войне.. | Подготовка к Дню Победы Конкурс стихотворений | ||
Итоговое обобщение5 часов | ||||||
28 | Итоговое обобщение. | - беседа по рассмотренным ранее вопросам; | - закрепление изученного ранее материала в форме игры «Я гражданин - мониторинг. | Игра « Я гражданин» ( по станциям) | ||
29-32 | Мониторинг. Подведение итогов | Подведение итогов Защита проектов Вручение грамот | Выступление детей с проектами. Развитие умения выступать перед обществом Самооценка своей работы | |||
33-34 | Резервные часы |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводные занятия (1час)
Знать для чего необходимо знать свои права и обязанности. Кто такой ученик. Кто такой учитель. Какие у них права и обязанности (знакомство с понятиями: право и обязанность). Право человека на имя. Повторение Гимна РФ
Раздел 1. Права ученика-гражданина РФ ( 9 часов)
История развития просвещения. Право на образование. Почему человек должен учиться. История школы. Символика школы. Устав школы. Правила поведения для учащихся. Права и обязанности участников образовательного процесса. Класс – частичка школьного коллектива. Ученик – гордость школы. Органы самоуправления в школе. Равенство всех участников образовательного процесса в правах. Закон «Об Образовании».
Федеративное многонациональное государство РФ (знакомство с понятиями: конституция, федерация, субъекты федерации, нация, народность, родной язык). Конституция РФ. Право человека говорить на родном языке. Культурные права. Проект « Люди разных национальностей в селе Потрусово, воспитание толерантности
Раздел 2. Социальные права и обязанности детей . ( 17часов )
Право на жизнь – естественное право человека. Зачем нужен был международный документ по защите прав человека. Всеобщая декларация прав человека. Кто такой человек.
Кто такой ребенок. Почему ребенку нужно иметь особые права. Конвенция о правах ребенка. Права ребенка. Нарушение и защита прав детей в нашей стране и за рубежом.
Право на заботу со стороны взрослых. Право на жилище. Право на неприкосновенность жилища.
Право на семью. Для чего необходимо знать историю семьи. Как составить родословную.
Права и обязанности родителей. Обязанности детей.
Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка: на достаточное питание и достаточное количество питьевой воды; на полезное и качественное питание.
Обязанность каждого ребёнка выполнять правила пешеходов на улицах.. Каждый из нас может и должен беречь природу. Обязанности ребёнка по уходу за животными.
Что такое телефон доверия, его функции, правила пользования. Знакомство с Уполномоченным по правам ребёнка в Костромской области и в школе, Совместные проекты детей и родителей.
Раздел 3 Итоговое обобщение Мониторинг(5 часов)
Подведение итогов работы, презентация детских проектов перед учениками школы, Награждения и поощрения активным участникам среди детей и родителей. Рефлексия .
Резерв: 2 часа
Использованная литература:
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения..
3 Антонов В.В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. (Пособие для учителя начальной школы –М.: Вита – Пресс, 2007)
6.Болотина Т.В. Конвенция о правах ребенка и законодательство РФ в вопросах, ответах и комментариях. М., 2006
8. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права. (Кн. для уч-ся нач. кл.-М: Вита –Пресс,1996)
9. Шабельник Е.С. Права ребенка. М.,
school-sector.relarn.ru/prava - Права и дети в Интернете
www.pravadetey.ru - Информационно-правовой ресурс для детей
www.01-02.ru - Национальный портал противодействия терроризму
www.mir.pravo.by - Детский правовой сайт
www.pravo.aodb-blag.ru - Право детей - право на будущее
http://www.koipkro.kostroma.ru/koiro/RMIKPU/default.aspx региональный межведомственный информационный ресурс правовой
Программа курса «Права и обязанности школьника-гражданина РФ»
Номинация : Защита прав детей»
Учитель начальных классов Неустроева Зоя Александровна