Разработки уроков

Чанзан Валентина Иргитовна

 

Известно, что продукты, на которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергаются обработке. Очень часто плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют пропионат кальция.

         Данная работа проводится по группам – по числу сортов хлеба. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 9

Лабораторная работа:

«Выращивание белой плесени мукора»

Чанзан В.И.

г. Кызыл

        Известно, что продукты, на которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергаются обработке. Очень часто плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют пропионат кальция.

        Данная работа проводится по группам – по числу сортов хлеба.

Цель работы: определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.

Оборудование: чашки Петри, пипетка, пинцет, емкость с водой, маркер, фильтрованная бумага, несколько сортов хлеба.

Ход работы:

  1. Положить на дно чашки Петри 2-3 слоя фильтрованной бумаги и увлажнить ее водой из пипетки.
  2. Положить в чашку кусочек хлеба пинцетом и закрыть ее.
  3. Поставить чашку Петри в теплое место.
  4. Проверять хлеб в течение недели, следя за тем, чтобы фильтрованная бумага всегда была влажной и заполняя таблицу.

День

Состояние хлеба

1-ый

2-ой

3-ий

4-ый

5-ый

  1. Обсудить в  группах результаты и всем классом заполнить таблицу.

Сорт хлеба

День, на который появилась плесень

Как изменялась плесень на неделе

  1. Ответить на вопросы:
  1. Почему все чашки Петри нужно было держать на одном месте?
  2. Почему хлеб надо держать в закрытых чашках Петри?
  3. Какие условия благоприятны для выращивания плесени?
  4. Как Вы думаете, заводской или домашний хлеб дольше сохраниться? Почему?
  5. Многие продукты обезвоживаются и в них добавляются химические добавки. Будет ли появляться на них плесень? Почему?
  6. Плесень на хлебе бывает зеленого цвета. Может ли она фотосинтезировать? Почему?



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 9

Лабораторная работа:

«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»

Чанзан В.И.

г. Кызыл

Цели работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.

Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.

Ход работы:

        Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Половина групп изготавливает микропрепараты из растительных объектов, другая половина группы – микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.

Задания:

  1. Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей ее кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
  2. Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
  3. Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» и «-».

Клетки

Цитоплазма

Ядро

Плотная клеточная стенка

Пластиды

Растительная

Животная

 

Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.  

 



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 9

 «Онтогенез – индивидуальное

развитие организма»

Чанзан В.И.

г. Кызыл

Задачи:

I .Проверить усвоение знаний и основных понятий по теме: «Индивидуальное развитие opганизма».

2. Проверить умение устанавливать последовательность событий и явлений, соответствие знаний требованиям программы.

3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.

Девиз урока: «Еще, и еще, и еще. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны: Вечно материя, вечно рост, вечно явление иола. Вечно ткань из различий
и тождеств, вечно Зарождение жизни».

        Уолт Уитмен, 1855 г.

Ведущие понятия урока: Организм, митоз, мейоз, онтогенез, филогенез, эмбриология, гамета, клетка, цитоплазма, ядро, ДНК, и РНК, ген, хромосома, генотип, митохондрии, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, акросома, желтое тело, оболочка, зигота, зародыш, дробление, бластомер, бластула, гаструла, органогенез, обмен веществ.

1 этап урока. Работа с биологическими понятиями.

Из предложенных биологических понятий составить логические пары, тройки, четверки. (Уметь дать объяснение).

2 этап урока. Написать Синквейн. К понятию «Онтогенез»

3 этап урока. Проанализируйте схему, выявите биологические закономерности, объясните ее и установите взаимосвязи между явлениями. Используйте тe знания, которые мы сегодня уже применяли на уроке. У Вас на столах есть памятки «Как проводить анализ».

Запас питательных веществ

Развитие        Рост        Движение        Работа

зародыша    организма         организма        организма

клетки - органы - организм

4 этап урока. Домашнее задание.

Написать сочинение от имени понравившегося Вам биологического понятия.

«Настоящее образование есть только самообразование" П. Капица

Как проводить анализ.

Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

. Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.

. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

Подумай о причинах такого разделения на блоки.


Правила написания синквейна

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.



Предварительный просмотр:

МБОУ гимназия № 9

Лабораторная работа:

«Химический состав клетки»

Чанзан В.И.

г. Кызыл

        Задачи: сформировать  знания о химическом составе клетки;

                         показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ;

                         познакомить с их функциями.  

Оборудование: таблицы с изображениями животной и растительной клеток.

Ход работы:

  1. Проверка знаний.
  1. Тестирование.

  1. Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»
  1. Р. Гук
  2. А. Левенгук
  3. К. Бэр
  4. Т. Шванн

  1. Назовите ученого, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.
  1. Р. Гук
  2. Р. Вихров
  3. Т. Шванн
  4. Р. Броун

  1. Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты.
  1. А. Левенгук
  2. Р. Броун
  3. Р. Гук
  4. Т. Шванн

  1. «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:
  1. хромосомной
  2. клеточной
  3. эволюционной
  4. происхождения жизни

  1. Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:
  1. хромосомная теория
  2. клеточная теория
  3. теория эволюции
  4. теория гена

  1. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:
  1. единстве органического мира
  2. единстве живой и неживой природы
  3. взаимосвязи организмов в природе
  4. взаимосвязи организмов и среды их обитания

   

  1. О единстве органического мира свидетельствует:
  1. круговорот веществ
  2. клеточное строение организмов
  3. приспособленность организмов к среде
  4. взаимосвязь организмов и среды

  1. Изучением строения и функций клетки занимается:
  1. эмбриология
  2. генетика
  3. селекция
  4. цитология

  1. Живое отличается от неживого:
  1. составом неорганических соединений
  2. наличием катализаторов
  3. взаимодействием молекул друг с другом
  4. обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно –функциональной организации системы

 

  1. Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
  1. в состав клетки входит около 70 химических элементов
  2. все белки построены из 20 аминокислот
  3. в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада
  4. все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток

  1. Письменный ответ по карточке

Задание: сформулируйте вывод о том, какое значение имеет изучение строения, химического состава, всех процессов жизнедеятельности клеток для медицины и ветеринарии.  

  1. Ответ по карточке у доски

Задание: впишите в таблицу «основы цитологии» термины «цитология», «прокариотические клетки», «эукариотические клетки» и заполните графы.

Термины

Определение

Пример применения термина

  1. Устный ответ у доски

В чем сходство и различия клеток одноклеточных и многоклеточных организмов?

  1. Изучение нового материала

  1. Химические элементы клетки

В клетках содержится более 70 химических элементов. Одни из них представлены в больших количествах. Их называют макроэлементами. К ним относятся: кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий и др.Такие элементы, как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, йод, никель, обнаружены в незначительном количестве, их называют микроэлементами. Несмотря на очень маленькое содержание, микроэлементы играют в жизнедеятельности организмов важную роль, так как влияют на обмен веществ в клетке.

Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава. Это постоянство обеспечивается особыми физиологическими механизмами и сохраняется при любых внешних воздействиях. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и, следовательно, свойств называется гомеостазом.

  1. Химические вещества клетки

Рассказ учителя о химическом составе клетки с использованием схемы «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах».

   

  1. Особенности строения органических веществ

В органических соединениях важнейшим элементом выступает углерод. Атомы углерода, имеющие четыре валентные связи, способны в определенном порядке объединиться в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул. Именно благодаря углероду возможно образование таких сложных и разнообразных соединений, как органические вещества.

В клетках живых организмов синтезируются всевозможные большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называют мономерами. Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры. Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами, и полимерами.

Далее – самостоятельная работа учащихся по заданию: выпишите в тетрадь из § 5 функции воды, минеральных солей, углеводов, липидов.

  1. Закрепление.

Выполнение заданий № 1, 2 в конце § 5.

Домашнее задание: §5.

 

Химические соединения, содержащиеся в живых организмах (в % на сырую массу)

Вода: 75-85

Минеральные соли: 1,0-1,5

Органические вещества

Белки:

10-20

Углеводы: 0,2 – 2,0

Нуклеиновые кислоты: 1-2

Жиры:

1-5