Разработки уроков
Известно, что продукты, на которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергаются обработке. Очень часто плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют пропионат кальция.
Данная работа проводится по группам – по числу сортов хлеба.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vyrashchivanie_beloy_pleseni_mukora.doc | 44.5 КБ |
izuchenie_stroeniya_kletok_pod_mikroskopom.doc | 40 КБ |
ontogenez_-_razvitie_organizma.doc | 34 КБ |
himicheskiy_sostav_kletki.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия № 9
Лабораторная работа:
«Выращивание белой плесени мукора»
Чанзан В.И.
г. Кызыл
Известно, что продукты, на которых появляется плесень либо выбрасывают, либо подвергаются обработке. Очень часто плесень появляется на хлебе. Чтобы задержать развитие плесени в хлеб добавляют пропионат кальция.
Данная работа проводится по группам – по числу сортов хлеба.
Цель работы: определить сорт хлеба, наиболее устойчивый к плесневым грибам.
Оборудование: чашки Петри, пипетка, пинцет, емкость с водой, маркер, фильтрованная бумага, несколько сортов хлеба.
Ход работы:
- Положить на дно чашки Петри 2-3 слоя фильтрованной бумаги и увлажнить ее водой из пипетки.
- Положить в чашку кусочек хлеба пинцетом и закрыть ее.
- Поставить чашку Петри в теплое место.
- Проверять хлеб в течение недели, следя за тем, чтобы фильтрованная бумага всегда была влажной и заполняя таблицу.
День | Состояние хлеба |
1-ый |
2-ой |
3-ий |
4-ый |
5-ый |
- Обсудить в группах результаты и всем классом заполнить таблицу.
Сорт хлеба | День, на который появилась плесень | Как изменялась плесень на неделе |
- Ответить на вопросы:
- Почему все чашки Петри нужно было держать на одном месте?
- Почему хлеб надо держать в закрытых чашках Петри?
- Какие условия благоприятны для выращивания плесени?
- Как Вы думаете, заводской или домашний хлеб дольше сохраниться? Почему?
- Многие продукты обезвоживаются и в них добавляются химические добавки. Будет ли появляться на них плесень? Почему?
- Плесень на хлебе бывает зеленого цвета. Может ли она фотосинтезировать? Почему?
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия № 9
Лабораторная работа:
«Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»
Чанзан В.И.
г. Кызыл
Цели работы: ознакомиться с особенностями строения клеток растений и животных организмов, показать принципиальное единство их строения.
Оборудование: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки полости рта человека, микроскопы, предметные и покровные стекла, водные растворы йода, синих чернил, чайная ложка.
Ход работы:
Учащиеся делятся на группы по 2-3 человека. Половина групп изготавливает микропрепараты из растительных объектов, другая половина группы – микропрепарат слизистой оболочки ротовой полости. В дальнейшем группы обмениваются микропрепаратами, занося результаты изучения в таблицу.
Задания:
- Отделите от чешуи луковицы кусочек покрывающей ее кожицы и поместите его на предметное стекло. Нанесите капельку слабого раствора йода на препарат. Накройте его покрывным стеклом.
- Снимите чайной ложкой немного слизи с внутренней стороны щеки. Поместите слизь на предметное стекло и подкрасьте разбавленными в воде синими чернилами. Накройте микропрепарат покрывным стеклом.
- Рассмотрите оба микропрепарата под микроскопом. Результаты сравнения занесите в таблицу, в соответствующих местах поставив знаки «+» и «-».
Клетки | Цитоплазма | Ядро | Плотная клеточная стенка | Пластиды |
Растительная |
Животная |
Сделайте вывод из наблюдений. Отразите в нем черты сходства и различия растительных и животных организмов.
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия № 9
«Онтогенез – индивидуальное
развитие организма»
Чанзан В.И.
г. Кызыл
Задачи:
I .Проверить усвоение знаний и основных понятий по теме: «Индивидуальное развитие opганизма».
2. Проверить умение устанавливать последовательность событий и явлений, соответствие знаний требованиям программы.
3. Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Девиз урока: «Еще, и еще, и еще. Это вечное стремление Вселенной рождать и рождать. Вечно плодородное движение мира. Из мрака выходят двое, они несхожи, но равны: Вечно материя, вечно рост, вечно явление иола. Вечно ткань из различий
и тождеств, вечно Зарождение жизни».
Уолт Уитмен, 1855 г.
Ведущие понятия урока: Организм, митоз, мейоз, онтогенез, филогенез, эмбриология, гамета, клетка, цитоплазма, ядро, ДНК, и РНК, ген, хромосома, генотип, митохондрии, яйцеклетка, сперматозоид, оплодотворение, акросома, желтое тело, оболочка, зигота, зародыш, дробление, бластомер, бластула, гаструла, органогенез, обмен веществ.
1 этап урока. Работа с биологическими понятиями.
Из предложенных биологических понятий составить логические пары, тройки, четверки. (Уметь дать объяснение).
2 этап урока. Написать Синквейн. К понятию «Онтогенез»
3 этап урока. Проанализируйте схему, выявите биологические закономерности, объясните ее и установите взаимосвязи между явлениями. Используйте тe знания, которые мы сегодня уже применяли на уроке. У Вас на столах есть памятки «Как проводить анализ».
Запас питательных веществ
Развитие Рост Движение Работа
зародыша организма организма организма
клетки - органы - организм
4 этап урока. Домашнее задание.
Написать сочинение от имени понравившегося Вам биологического понятия.
«Настоящее образование есть только самообразование" П. Капица
Как проводить анализ.
Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.
. Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.
. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.
Подумай о причинах такого разделения на блоки.
Правила написания синквейна
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это слово – резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по возможности эмоциональной.
Предварительный просмотр:
МБОУ гимназия № 9
Лабораторная работа:
«Химический состав клетки»
Чанзан В.И.
г. Кызыл
Задачи: сформировать знания о химическом составе клетки;
показать разнообразие и свойства неорганических и органических веществ;
познакомить с их функциями.
Оборудование: таблицы с изображениями животной и растительной клеток.
Ход работы:
- Проверка знаний.
- Тестирование.
- Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками»
- Р. Гук
- А. Левенгук
- К. Бэр
- Т. Шванн
- Назовите ученого, который, обобщив знания о строении животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию.
- Р. Гук
- Р. Вихров
- Т. Шванн
- Р. Броун
- Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты.
- А. Левенгук
- Р. Броун
- Р. Гук
- Т. Шванн
- «Сходство обмена веществ в клетках организмов всех царств живой природы» - это одно из положений теории:
- хромосомной
- клеточной
- эволюционной
- происхождения жизни
- Знания о сходстве химического состава клеток организмов разных царств живой природы обобщила:
- хромосомная теория
- клеточная теория
- теория эволюции
- теория гена
- Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о:
- единстве органического мира
- единстве живой и неживой природы
- взаимосвязи организмов в природе
- взаимосвязи организмов и среды их обитания
- О единстве органического мира свидетельствует:
- круговорот веществ
- клеточное строение организмов
- приспособленность организмов к среде
- взаимосвязь организмов и среды
- Изучением строения и функций клетки занимается:
- эмбриология
- генетика
- селекция
- цитология
- Живое отличается от неживого:
- составом неорганических соединений
- наличием катализаторов
- взаимодействием молекул друг с другом
- обменными процессами, обеспечивающими постоянство структурно –функциональной организации системы
- Клетка – структурная и функциональная единица живого, так как:
- в состав клетки входит около 70 химических элементов
- все белки построены из 20 аминокислот
- в клетках непрерывно идут процессы биологического синтеза и распада
- все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток
- Письменный ответ по карточке
Задание: сформулируйте вывод о том, какое значение имеет изучение строения, химического состава, всех процессов жизнедеятельности клеток для медицины и ветеринарии.
- Ответ по карточке у доски
Задание: впишите в таблицу «основы цитологии» термины «цитология», «прокариотические клетки», «эукариотические клетки» и заполните графы.
Термины | Определение | Пример применения термина |
- Устный ответ у доски
В чем сходство и различия клеток одноклеточных и многоклеточных организмов?
- Изучение нового материала
- Химические элементы клетки
В клетках содержится более 70 химических элементов. Одни из них представлены в больших количествах. Их называют макроэлементами. К ним относятся: кислород, углерод, водород, азот, сера, железо, фосфор, кальций, калий и др.Такие элементы, как марганец, медь, селен, кобальт, цинк, йод, никель, обнаружены в незначительном количестве, их называют микроэлементами. Несмотря на очень маленькое содержание, микроэлементы играют в жизнедеятельности организмов важную роль, так как влияют на обмен веществ в клетке.
Живая клетка характеризуется постоянством своего химического состава. Это постоянство обеспечивается особыми физиологическими механизмами и сохраняется при любых внешних воздействиях. Способность клетки сохранять устойчивость (стабильность) своего состава и, следовательно, свойств называется гомеостазом.
- Химические вещества клетки
Рассказ учителя о химическом составе клетки с использованием схемы «Химические соединения, содержащиеся в живых организмах».
- Особенности строения органических веществ
В органических соединениях важнейшим элементом выступает углерод. Атомы углерода, имеющие четыре валентные связи, способны в определенном порядке объединиться в длинные цепи и замкнутые кольцевые структуры. Эти углеродные цепи и кольца являются «скелетами» сложных органических молекул. Именно благодаря углероду возможно образование таких сложных и разнообразных соединений, как органические вещества.
В клетках живых организмов синтезируются всевозможные большие и малые органические молекулы. Малые молекулы называют мономерами. Мономеры, как строительные блоки, могут соединяться друг с другом, образуя полимеры. Все молекулы белков, нуклеиновых кислот являются полимерами, а углеводы могут быть и мономерами, и полимерами.
Далее – самостоятельная работа учащихся по заданию: выпишите в тетрадь из § 5 функции воды, минеральных солей, углеводов, липидов.
- Закрепление.
Выполнение заданий № 1, 2 в конце § 5.
Домашнее задание: §5.
Химические соединения, содержащиеся в живых организмах (в % на сырую массу)
Вода: 75-85
Минеральные соли: 1,0-1,5
Органические вещества
Белки:
10-20
Углеводы: 0,2 – 2,0
Нуклеиновые кислоты: 1-2
Жиры:
1-5