консультация для воспитателей

Шатова Светлана Владимировна
Консультация для воспитателей.
"Ролевые игры как средство формирования трудовых навыков у старших дошкольников"
 
Среди воспитательно-образовательных задач, выдвигаемых обществом, вопросы трудового воспитания детей всегда стоят на первом месте - это привитие уважения к людям труда, к природному и рукотворному миру, в котором детям предстоит жить. Целью трудового воспитания является формирование в ребенке трудолюбия, сознательного отношения к учению, стремление к созидательной деятельности, что впоследствии становится жизненной позицией человека, главным средством самоуважения, мерой его социальной значимости.
Трудовое воспитание  начинается в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые испытывает потребность в самостоятельной деятельности, заявляя о своих намерениях и проявляя себя субъектом своих желаний и интересов.   Опыт трудового воспитания показывает, что начала трудолюбия формируются у ребенка рано и зависят от тех условий, которые предоставляют детям взрослые при первых проявлениях у детей самостоятельности, активности, инициативного отношения к замыслу игры, выполнению трудового поручения.  Труд детей в детском саду становится все более эпизодическим, его возможности в воспитании не реализуются в полной мере. Труд следует рассматривать как средство умственного воспитания детей, поскольку он способствует развитию мышления, внимания, сообразительности, творческого воображения, умению планировать свою работу. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и, наконец, познает мир социальных отношений между людьми .В процессе труда развиваются такие психические процессы, как восприятие, воображение, мышление, внимание, воля; формируются основные качества личности (самостоятельность, активность, целеустремленность).  Педагог может решать в процессе труда вопросы эстетического воспитания детей; учить их видеть красоту окружающей природы, творений, созданных руками человека; замечать и устранять недостатки в окружающей обстановке и стремиться к созданию красивого. Объединяясь в труде со сверстниками, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть эмоциональное состояние сверстника, его огорчения и радость. Это побуждает к оказанию помощи, поддержки, проявлению гуманных чувств: сопереживанию, сочувствию. Главное в рамках трудового воспитания - формирование у дошкольников позитивного отношения к труду, развитие желания стать самостоятельным, умелым, способным справляться с возникающими затруднениями и оказывать помощь и поддержку окружающим в случае необходимости. Определяющим направлением в организации труда детей является его взаимодействие с игрой, которая диктуется логикой развития дошкольника. Сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью дошкольника, поскольку в ней складываются главные психические новообразования этого возраста. Содержание ролевой игры меняется с возрастом детей: для младших дошкольников основным содержанием игры являются предметные действия людей, в среднем дошкольном возрасте на первый план выступают отношения между людьми, в старшем - выполнение правил, регулирующих поведение и отношения людей. В старшем дошкольном возрасте значительно увеличиваются возможности для воспитания у детей трудовых навыков и умений. Старших дошкольников можно знакомить со многими видами труда работников детского сада и привлекать их к посильному участию в этом труде. 
Таким образом, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются в детстве. Задача педагогов и родителей - не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст - ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности, Для ребёнка радость бытия, радость познания, радость взросления – обычное состояние. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии.