Внеурочная деятельность
Внеурочная работа, сочетаясь с учебной, ведет к общей цели: создание условий для формирования творческих умений, необходимых знаний. В своей практике использую разные виды и формы внеклассной работы: индивидуально – творческие задания с элементами исследования, групповые экскурсии, массовые вечера, устные журналы, праздники, конкурсы, викторины, игровые формы состязательного характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vn._mer._semya.doc | 161 КБ |
konspekt_zanyatiya_po_dop._obrazovaniyu.docx | 29.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие «От всей души…»
Подготовила: учитель русского языка и литературы
Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ
Кузнецова Л.В.
Цель мероприятия: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи
Задачи:
- формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
- воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
- формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте, дети, здравствуйте наши гости. Сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы поговорить о семье. Ведь вы, ребята, становитесь год от года взрослее, и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью. Давайте ответим на вопросы: что для вас означает понятие семья? Какая семья считается счастливой?
(Ответы учащихся. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Это мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же – семья. Когда в семье царит сочувствие, теплота, взаимопонимание, доверие, тогда такую семью можно считать счастливой).
Учитель: Вы правы, ребята, многое зависит от внутрисемейных отношений. Главное - не количество членов семьи, а как они относятся друг к другу. Когда два человека сочетаются браком, они на пальцы друг другу надевают кольца. Это символ их любви и согласия. Молодые дают обязательства жить в тесном семейном кругу, даря друг другу защиту, надежность, любовь и верность.
- В России есть праздник, посвященный семье – это День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака. В их жизни воплощаются черты, которые всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина — с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.
(Учащиеся исполняют Гимн семьи)
Гимн Семьи
Хрустальным голосом капели
Звенит ребячий смех чудесный,
И мать сидит у колыбели,
Дитя лаская тихой песней.
И дом, молитвой освященный,
Стоит открытый всем ветрам,
И учит бабушка внучонка
Словам: «отчизна», «мама», «храм».
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Семья – любви великой царство.
В ней вера, праведность и сила.
Семья – опора государства,
Страны моей, моей России.
Семья – источник изначальный,
Небесным ангелам хранимый.
И грусть, и радость, и печали –
Одни на всех, неразделимы.
Припев:
Друг друга храните во все времена,
Живите в ладу и гармонии.
И пусть будет жизнь ваша освящена
Любовью Петра и Февронии.
Пусть повторятся в поколеньях
Благословенной жизни дни.
Храни, Господь, очаг семейный,
Любовь любимых охрани. (И. Резник)
Задание 1. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье. На доске написаны пословицы, ребята, прочитайте и объясните их значение.
- Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
- Добрая семья прибавит разума-ума.
- В семье любовь да совет, так и нужды нет.
- Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
- Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.
- Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
- Зачем и клад, коли в семье лад?
Задание.2. Расшифруйте пословицу.
1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС
2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В
(Ответы. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются. В семье любовь да совет, так и нужды нет).
Учитель: Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон», т. е. каждый человек, вступивший в брак, берет на себя определенные обязательства – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.
( учащиеся читают стихи)
Как появилось слово «семья»?
Когда-то о нем не слыхала земля.
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам:
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
Кто платье сошьет, постирает белье.
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопрос подруга моя..?
– «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».
Сказала она знаменитых семь «Я».
И так на земле появилась семья.
Семья
На Руси это издавна чтимо,
Что в нашей, наверно, крови:
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаниях, в скитаниях, в любви.
Чтоб, его признавая начало,
Все тревоги в себе затая,
Все же исповедь вспоминалась:
Мы не просто вдвоем, мы – семья.
Чтобы мудрость в себе находила,
Распрямясь перед сыновним лицом,
Повторить с материнской силой:
«Посоветуйся, сын, с отцом!»
Чтоб все страхи, снося в одиночку,
Говорила, измаясь, в конец:
«Обними-ка отца, слышишь, дочка,
Что-то нынче устал наш отец…»
И глядела бы с явной отрадой,
Как теплеет любимого взгляд,
Когда сядут за стол они рядом,
Как сегодня, к примеру, сидят…
Мы едины любовью и верой,
Мы едины землей и трудом.
И распахнуты дружеству двери
В наш добротный, устойчивый дом.
(Т. Кузовлева)
***
Мне бабушка сказку расскажет,
И сделает сладкий пирог,
И даст мне немножечко пряжи,
Чтоб с кошкой побегать я мог!
А дед мне подарит рубанок,
Гвоздей принесёт, молоток,
И будет готов спозаранок
Скворечник у нас и совок!
А папа возьмёт на рыбалку,
Расскажет о травах лесных…
Мы рядом, немного вразвалку
пойдём мимо елей грибных.
Грибов наберём на опушке,
Затейливый корень найдём,
В забытой лесничей избушке
Мы чаю с малиной попьём…
А мама, склоняясь над кроваткой,
Спокойную песню споёт,
На цыпочках выйдет украдкой
И добрые сны позовёт!
А в окна врывается ветер,
Я думаю, долго не сплю:
Ну чем мне на это ответить?
Я просто их очень люблю!
(М. Тахистова)
Учитель: Ребята, на нашем мероприятии присутствуют юбиляры. Встречаем - Семья Черкасовых. Эта семья скоро будет отмечать год совместоной жизни - ситцевую свадьбу. Приглашаем их на сцену. ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку). Оксана и Сергей, самый сложный год у вас позади, вы узнали друг друга ближе, преодолели самые настоящие семейные трудности, столкнулись с обыденностью семейных отношений. Мы желаем вам еще долгой совместной жизни, будте счастливы.
Учащийся: (из русских народных традиций). Примите от нас совет. В день ситцевой свадьбы молодые обмениваются ситцевыми платочками или пестренькими украшениями, гостям же принято дарить изделия из ситца, хлопка, шелка. Желательно, чтобы все подарки подходили и были нужны молодой семье. Примите и от нас в подарок этот ситцевый платок, как символ крепости ваших семейных отношений.
( Дети исполняют танец «Кадриль»)
Учитель: На сцену приглашаем наших следующих юбиляров – Семью Маняхиных. Они вместе уже 15 лет. ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку).
Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие. 15 годовщина совместной жизни имеет несколько названий - Стеклянная свадьба, Хрустальная свадьба. 15 годовщина свадьбы - это олицетворение чистоты и ясности семейных отношений, безоблачного счастья двух любящих людей, которое настолько хрупко, что может разбиться в любой момент. Это скорее юбилей веры в себя и в семью. На 15 юбилей свадьбы преподносят стеклянную или хрустальную посуду.
Учитель: Следующие гости – Семья Кривенцевых. Они отмечают 25 – летний юбилей.
Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие. 25 годовщина свадьбы - Серебряная свадьба. Четверть века, прожитые вместе - это уже немало! В день серебряной свадьбы муж дарит жене великолепные украшения из серебра. Серебро, как благородный металл, является символом прекрасного и прочного семейного союза. Серебреную свадьбу принято отмечать вместе со всеми родственниками и друзьями. Супруги обмениваются серебреными колечками и впоследствии носят их вместе с обручальными кольцами на протяжении всего юбилейного года. Гости же несут в дар серебряную посуду и столовые приборы. Помните, главное в подарке - показать, что любимый человек Вам дорог и важен.
(Учащиеся исполняют песню «Обручальное кольцо»).
Учитель: Самой выдающейся является - Золотая свадьба. Дожить до этого юбилея свадьбы выпадает избранным, а поэтому 50 годовщина свадьбы празднуется торжественно и пышно. Приглашают родных и близких, обязательно детей, внуков, правнуков, друзей и сослуживцев. Главным подарком на золотую свадьбу становятся новые обручальные кольца взамен тех, что были подарено 50 лет назад. Ведь золото могло стереться с годами, поэтому старые кольца передаются как семейная ценность неженатым внукам и правнукам. В день 50-летия свадьбы можно устроить повторный обряд бракосочетания.
Задание 3 . «Для моих родных»
Перед вами лежат листочки в виде ладошек, напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.
(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и под каждым именем - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи). Посмотрите на ваш лист, как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.
Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.Учитель: -Вот и подошел к концу наш классный час. А сейчас мы сделаем фотографию у Дерева Жизни.
Учитель. Что вам дал сегодняшний разговор? Чему он вас научил?
А теперь давайте вернемся к нашей теме и таки поставим знак препинания, (голосование ? ... !).
Какой же вывод можно сделать? Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья — это книга. Свадьба — это обложка. А в книге обложка, как правило одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги — подумайте о последствиях.. Ребята, этой встречей мы открываем цикл мероприятий, посвященной семье. На следующем классном часе мы встретимся со священником и поговорим о нравственных основах брака. До свиданья! До новых встреч.
Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!
Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.
Все вместе: - Всем нам счастья, мира и добра!
пусть радость царит в семьях всегда!
Использованная литература:
- http://www.calend.ru
- http://www.zanimatika.narod.ru
- «Классный руководитель», №5, 2008 г.
- «Классный руководитель», №7, 2006 г.
- Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.
- Словарь-справочник по обществознанию и основам государства и права – Москва, 1990 г.
Предварительный просмотр:
Тема занятия: Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах.
Дата проведения: 24.12.2016 г.
Педагог: Кузнецова Людмила Владимировна.
Цель: раскрытие духовного потенциала учащихся, совершенствование их творческих способностей, путем погружения в предлагаемые обстоятельства.
Задачи:
- сформировать понятие «Предлагаемые обстоятельства»;
- закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
- научить связывать между собой словесные и физические действия, привить чувство ответственности за каждое выполняемое им на сцене действие, и даже отдельные движения;
- создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему;
- воспитать волю, тренировать психофизические качества и обучить двигательным навыкам.
Средства обучения:
- СД – проигрыватель, реквизит
Методы обучения:
- при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
- при закреплении изученного материала: упражнение, разыгрывание этюдов.
ХОД ЗАНЯТИЯ
- Организационный момент.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно. А после нашей разминки у вас еще больше появится сил для творчества.
- Разминка. Приветствие - «Комплемент». Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите какой – нибудь комплимент другу справа. Но помните, что вы должны похвалить друга за что-то конкретное. Ведь в обычной жизни, когда мы, говоря кому-то комплимент, не задумываемся над тем, а что бы такое сказать, а просто говорим хорошие слова от души. Так давайте попробуем и сейчас друг друга похвалить.
(Выполняется упражнение)
Педагог: Ребята, что вы почувствовали?
Ученики: Я и не думал, что меня можно похвалить, прилив сил, радость, хорошее настроение.
Педагог: Замечательно. Скажите, а мы сейчас работали взаимно?
Учащиеся: Да. Каждый хотел другому сказать что- то хорошее и получить взамен тоже добрые слова.
Педагог: То есть вы чувствовали некий энергетический обмен. Это, ребята, самое важное на сцене. Чувствовать своего партнера. Работать с ним, как говорится, на одной волне. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах».
- Повторение изученного материала
Педагог: Давайте вспомним, на прошлом занятии мы с вами обсуждали, в чём проявляется взаимодействие, общение с партнером на сцене?
Учащиеся: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций, в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.
Педагог: Что «убивает актёрское общение?
Учащиеся: Притворство, искусственность поведения хотя бы одного из партнёров.
Педагог: Я вам предлагаю потренироваться в совершенствовании навыка взаимодействия с партнером, проведем тренинг «Я и моя тень». Выбирайте, кто из вас будет Тень, а кто Человек. ( Дети определяют для себя роли).А теперь выстраивайтесь в первую линию -Люди, а за ними во вторую линию - их Тени. Тени кладут руки на плечи Людям. Люди закрывают глаза, не подсматривают. ( Здесь важно привыкнуть друг к другу. Почувствовать зависимость). Далее Тени убирают с плеч руки и делают шаг назад, затем еще шаг, затем еще. Ниточка, соединяющая Людей и Тени натягивается (Люди выполняют действия, как будто они не отпускают эту ниточку и боятся, что она лопнет). Далее Тени снова подходят близко к Людям. А затем по команде педагога ( хлопок) некоторые Тени отходят от своих Людей. У Людей глаза закрыты. Но задача Тени отойти неслышно, чтобы Человек не догадался, что его Тень покинула. Чья –то Тень останется на месте. ( дети участвуют в тренинге)
Педагог: А теперь Человек, который думает, что его Тень покинула, поднимает руку. Хорошо. Откройте глаза и посмотрите, кого и вправду Тень оставила. Кто ошибся? ( Анжела и Саша). Почему у них не получилось?
Учащиеся: Они не почувствовали друг друга.
Педагог: Ну не расстраивайтесь, не все сразу получается, мы будем стараться. А для этого надо ставить себя в зависимость от партнёра, быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра. Надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.
С взаимодействием мы разобрались. Теперь давайте определим, что же такое «предлагаемые обстоятельства».
- Теоретическая часть – новый материал
Педагог: Как вы думаете, что это такое «предлагаемые обстоятельства?»
Учащиеся:
- это когда один человек просит другого человека сделать что-то;
-это обстоятельства, которые вынудили тебя что-то сделать;
- это конкретная ситуация на данный момент.
Педагог: Хорошо, будем разбираться. Предлагаемые обстоятельства применяются к действующему лицу. Человек выступает как предмет обстоятельств. Например, он профессор, который занимается серьезным научным исследованием. Нам важен его возраст, его психофизическое самочувствие ( выспался- не выспался, здоров- болен и т.д.). Далее в предлагаемых обстоятельствах очень большую роль играет место действия. (Например, если это квартира, то мы должны знать, где происходят действия конкретно ( в ванной, на кухне…..), так как человек будет вести себя по- разному. Важно обстоятельство времени (час ли длится действие, сутки, в какое время года, в какую эпоху, если бы мы жили в 1917 году, совсем другая жизнь была). Чтобы сыграть роль в предлагаемых обстоятельствах, нам понадобится воображение, конкретика, правдивость и очень интересный прием: «Если бы…»
- Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах .
Педагог: Для начала вы выполните упражнение на снятие зажимов «Мороженое». Мы разомнем свое тело, вживемся в образ. Итак, задание: Если бы я был(а) мороженым. Всё тело ваше из плотно- скатанного шарика, с ледяными кристалликами, вкусное, ароматное. Солнце пригревает, и мороженое начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что мороженое становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочно. Сверху вниз стекает талая жижа. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «белое молоко». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.
( Выполнение упражнения).
Педагог: Замечательно. У всех у вас получилось выполнить упражнение. Скажите, а почему мы выполнили упражнение без ошибок?
Учащиеся:
- Мы почувствовали себя мороженым
- Нам очень хотелось все выполнить правильно
- Мы чувствовали партнера
Педагог: Молодцы. Усложняю задачу. Мы будем выполнять этюды. Напомните, что такое «Этюд»?
Учащиеся:
- Это выдуманные или невыдуманные истории, которые произошли или могут произойти
-Этюд может длиться минуту и полчаса
- Включает в себя 2 и более действия
- движения нужно выполнять правдиво, чтобы нам поверили зрители
Педагог: Правильно, молодцы. Итак, разыгрываем этюд. Задание: дети бегут по кругу. По команде педагога (хлопок), учащиеся замирают в произвольной позе. Затем должны объяснить свои действия, относительно данного движения. Этот прием называется «Оправдание обстоятельств, в которых пришлось находиться». Помните, вы должны ответить на вопросы: Кто я? Где я? Что я делаю? Когда я делаю? Для какой цели?
( Выполнение этюда. После окончания этюда во время обсуждения некоторые из выступавших говорили, что этюд сыгран неправильно и что они бы оценили этот факт по-другому).
Вот что получилось с корректировками:
Саша: я гимнаст, нахожусь на беговой дорожке, приготовился к выполнению упражнения: бег на 100м., вовремя соревнований по бегу на короткие дистанции, хочу выиграть.
Коля: я мальчик, нахожусь на игровой площадке, защищаю малыша от обидчика ( другого мальчика), во время игры в футбол, я за равноправие, пусть в команде играет и младший мальчик, если он хочет играть.
Таня: я модель, нахожусь на подиуме, участвую в показе летней коллекции 2017 г., хочу, быть знаменитой
Алина: я манекен в магазине, на мне новая модная одежда, хочу, чтобы эту одежду купили.
Анжела: я девочка, стою на остановке, жду автобус, нервничаю от того, что, мне кажется, его долго нет, хочу быстрее уехать домой, попасть к просмотру любимого фильма.
Никита: я мальчик, в лесу, собираю грибы, лето, хорошая погода, хочу набрать целое лукошко.
Педагог: Ребята, это не обязательно, чтобы этюд был выполнен как по заказу. Потому что каждый принимает факт так, как ему свойственно, и так, как у него непроизвольно родилась оценка в данный момент на сцене. Например, ученику надо идти на занятия. На улице сильный дождь. Дождевой плащ заперт в шкафу, а ключи унесла с собой мама. Как вы поступите? (Ответы учащихся). Вот видите, вы ответили по- разному: один пойдет на занятия без плаща, другой будет искать возможность взять у кого-нибудь зонтик, третий решит переждать дождь и опоздать и т. д. Далее переходим к самостоятельной работе над этюдами.
- Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут
Участвуют 3 группы.
Карточки для постановки этюдных работ:
- определяющие место действия: школьный класс, дискотека, берег моря…
- определяющие исходное событие: день рождения, вызов к директору, наводнение,
- определяющие предмет борьбы: деньги, дружба, торт,
Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда. Если упражнение не получилось, проверяем, думали ли они по существу происходящего. Затем повторяем этюд, предложив думать над этюдом, и как бы они повели себя на самом деле, если бы оказались в данных обстоятельствах.
- Заключительный этап. Подведение итогов.
Педагог: А теперь подведем итоги нашего занятия. Вы сегодня хорошо поработали, все большие молодцы. Сейчас у каждого из нас есть возможность поделиться своими мыслями, чувствами по поводу прожитого дня.
Участники, передавая свечу по кругу, отвечают на вопросы: что для вас сегодня было трудно выполнить? Что показалось вам наиболее сложным? Что легко вам далось? Какие бы качества ваших персонажей вы применили в жизни, почему?
Используемые источники:
- Актерский тренинг для детей.//Автор-составитель Феофанова И.В. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011
- Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003
- Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства – СПб.: Издательство «Веды», 2010
- Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
- https://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-teatralnie-etyudi-470254.html Театральная библиотека: пьесы, статьи, книги, драматургия