Внеурочная деятельность

Кузнецова Людмила Владимировна

Внеурочная  работа,   сочетаясь с учебной, ведет к общей цели:  создание  условий для формирования творческих умений, необходимых знаний. В своей практике использую разные виды и формы внеклассной работы: индивидуально – творческие  задания с элементами исследования, групповые экскурсии,  массовые вечера, устные журналы, праздники,  конкурсы, викторины, игровые формы состязательного характера.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vn._mer._semya.doc161 КБ
Файл konspekt_zanyatiya_po_dop._obrazovaniyu.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

           Внеклассное мероприятие  «От всей души…»

Подготовила: учитель русского языка и литературы  

Саюкинского филиала МБОУ Платоновской СОШ

Кузнецова Л.В.

Цель мероприятия: способствовать формированию представлений о жизненном идеале семьи

Задачи:

  1. формирование убеждения о важности и роли семьи в жизни человека;
  2. воспитание у учащихся чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью;
  3. формирование духовных и нравственных качеств, мировоззрения обучающихся, их гражданского, сознательного и бережного отношения к семейным ценностям и традициям как национально-культурной ценности.

Ход мероприятия

          Учитель: Здравствуйте, дети, здравствуйте наши гости. Сегодня мы собрались в этом  зале для того, чтобы поговорить о семье. Ведь вы, ребята, становитесь год от года взрослее, и придет время, когда вы тоже будете создавать свою семью.  Давайте ответим на вопросы: что для вас означает понятие семья? Какая семья считается счастливой?

  (Ответы  учащихся. Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Это мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сестры. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет, успокоит, даст совет, защитит? Конечно же – семья. Когда в семье царит сочувствие, теплота, взаимопонимание, доверие, тогда такую семью можно считать счастливой).

Учитель: Вы правы, ребята, многое зависит от внутрисемейных отношений. Главное - не количество членов  семьи, а как они относятся друг к другу. Когда два человека сочетаются браком, они на пальцы друг   другу  надевают кольца. Это символ их любви и согласия. Молодые дают обязательства жить в тесном семейном кругу, даря друг другу защиту, надежность, любовь и верность.

-  В России  есть  праздник, посвященный  семье – это  День семьи, любви и верности – появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Эту семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.  В их жизни воплощаются черты, которые всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан. Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина — с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.

(Учащиеся  исполняют Гимн семьи)

Гимн Семьи

Хрустальным голосом капели

 Звенит ребячий смех чудесный,

 И мать сидит у колыбели,

 Дитя лаская тихой песней.

 И дом, молитвой освященный,

 Стоит открытый всем ветрам,

 И учит бабушка внучонка

 Словам: «отчизна», «мама», «храм».

Припев:

 Друг друга храните во все времена,

 Живите в ладу и гармонии.

 И пусть будет жизнь ваша освящена

 Любовью Петра и Февронии.

 Семья – любви великой царство.

 В ней вера, праведность и сила.

 Семья – опора государства,

 Страны моей, моей России.

 Семья – источник изначальный,

 Небесным ангелам хранимый.

 И грусть, и радость, и печали –

 Одни на всех, неразделимы.

Припев:

 Друг друга храните во все времена,

 Живите в ладу и гармонии.

 И пусть будет жизнь ваша освящена

 Любовью Петра и Февронии.

 Пусть повторятся в поколеньях

 Благословенной жизни дни.

 Храни, Господь, очаг семейный,

 Любовь любимых охрани.   (И. Резник)

Задание 1. Крепкая, дружная семья всегда была идеалом для каждого поколения. Сколько пословиц народ сложил о семье.  На доске написаны пословицы, ребята, прочитайте  и объясните  их значение.

  1. Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
  2. Добрая семья прибавит разума-ума.
  3. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  4. Добро по миру не рекой течет, а семьей живет.
  5. Выбрала молодца, так уж после не пеняй на отца.
  6. Выбирай жену не в хороводе, а в огороде.
  7. Зачем и клад, коли в семье лад?

      Задание.2.  Расшифруйте  пословицу. 

1. ЯСТЮАРИБОС ЙЕН К ЕСВ, ОДНОЛОХ КАК: АКЧЕП – ЯЬМЕС

2. ТЕН ЫДЖУН И КАТ, ТЕВОС АД ЬВОБЮЛ ЕЬМЕС В

(Ответы. Семья – печка: как холодно, все к ней собираются. В семье любовь да совет, так и нужды нет).

     Учитель: Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково: «Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии обеих сторон», т. е. каждый человек, вступивший в брак, берет на себя определенные обязательства – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и взаимопонимание.

( учащиеся читают стихи)

Как появилось слово «семья»?

Когда-то о нем не слыхала земля.

 Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

 Сейчас я тебе семь вопросов задам:

 Кто деток родит мне, богиня моя?

 И Ева тихонько ответила: «Я».

 Кто платье сошьет, постирает белье.

 Меня приласкает, украсит жилье?

 Ответь на вопрос подруга моя..?

 – «Я, я, я» – Ева молвила – «Я».

 Сказала она знаменитых семь «Я».

 И так на земле появилась семья.

 

Семья

На Руси это издавна чтимо,

 Что в нашей, наверно, крови:

 Чтобы женщина шла за мужчиной

 В испытаниях, в скитаниях, в любви.

 Чтоб, его признавая начало,

 Все тревоги в себе затая,

 Все же исповедь вспоминалась:

 Мы не просто вдвоем, мы – семья.

 Чтобы мудрость в себе находила,

 Распрямясь перед сыновним лицом,

 Повторить с материнской силой:

 «Посоветуйся, сын, с отцом!»

 Чтоб все страхи, снося в одиночку,

 Говорила, измаясь, в конец:

 «Обними-ка отца, слышишь, дочка,

 Что-то нынче устал наш отец…»

 И глядела бы с явной отрадой,

 Как теплеет любимого взгляд,

 Когда сядут за стол они рядом,

 Как сегодня, к примеру, сидят…

 Мы едины любовью и верой,

 Мы едины землей и трудом.

 И распахнуты дружеству двери

 В наш добротный, устойчивый дом.

(Т. Кузовлева)

                              ***

 Мне бабушка сказку расскажет,

 И сделает сладкий пирог,

 И даст мне немножечко пряжи,

 Чтоб с кошкой побегать я мог!

 А дед мне подарит рубанок,

 Гвоздей принесёт, молоток,

 И будет готов спозаранок

 Скворечник у нас и совок!

 А папа возьмёт на рыбалку,

 Расскажет о травах лесных…

 Мы рядом, немного вразвалку

 пойдём мимо елей грибных.

 Грибов наберём на опушке,

 Затейливый корень найдём,

 В забытой лесничей избушке

 Мы чаю с малиной попьём…

 А мама, склоняясь над кроваткой,

 Спокойную песню споёт,

 На цыпочках выйдет украдкой

 И добрые сны позовёт!

 А в окна врывается ветер,

 Я думаю, долго не сплю:

 Ну чем мне на это ответить?

 Я просто их очень люблю!

(М. Тахистова)

Учитель: Ребята, на нашем мероприятии присутствуют юбиляры. Встречаем -   Семья Черкасовых.  Эта семья скоро будет отмечать год совместоной жизни - ситцевую свадьбу.  Приглашаем их на сцену.  ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку). Оксана и Сергей, самый сложный год у вас  позади, вы узнали друг друга ближе, преодолели самые настоящие семейные трудности, столкнулись с обыденностью семейных отношений.  Мы желаем вам еще долгой совместной жизни, будте счастливы.

  Учащийся: (из русских народных традиций). Примите от нас совет.  В  день ситцевой свадьбы молодые обмениваются ситцевыми платочками или пестренькими украшениями, гостям же принято дарить изделия из ситца, хлопка, шелка. Желательно, чтобы все подарки подходили и были нужны молодой семье. Примите и от нас в подарок этот ситцевый платок, как символ крепости ваших семейных отношений.

( Дети исполняют танец  «Кадриль»)

Учитель: На сцену приглашаем наших следующих юбиляров – Семью  Маняхиных.  Они вместе уже 15 лет. ( Пара выходит, им дарят цветы и символ семьи – ромашку).

Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие.  15 годовщина совместной жизни имеет несколько названий - Стеклянная свадьба, Хрустальная свадьба. 15 годовщина свадьбы - это олицетворение чистоты и ясности семейных отношений, безоблачного счастья двух любящих людей, которое настолько хрупко, что может разбиться в любой момент. Это скорее юбилей веры в себя и в семью. На 15 юбилей свадьбы преподносят стеклянную или хрустальную посуду.

 

Учитель: Следующие гости – Семья Кривенцевых. Они отмечают 25 – летний юбилей.

Учащаяся: (из русских народных традиций). Напутствие. 25 годовщина свадьбы - Серебряная свадьба. Четверть века, прожитые вместе - это уже немало! В день серебряной свадьбы муж дарит жене великолепные украшения из серебра. Серебро, как благородный металл, является символом прекрасного и прочного семейного союза. Серебреную свадьбу принято отмечать вместе со всеми родственниками и друзьями. Супруги обмениваются серебреными колечками и впоследствии носят их вместе с обручальными кольцами на протяжении всего юбилейного года. Гости же несут в дар серебряную посуду и столовые приборы. Помните, главное в подарке - показать, что любимый человек Вам дорог и важен.

 

(Учащиеся  исполняют песню «Обручальное кольцо»).

Учитель: Самой выдающейся  является -  Золотая свадьба. Дожить до этого юбилея свадьбы выпадает избранным, а поэтому 50 годовщина свадьбы празднуется торжественно и пышно. Приглашают родных и близких, обязательно детей, внуков, правнуков, друзей и сослуживцев. Главным подарком на золотую свадьбу становятся новые обручальные кольца взамен тех, что были подарено 50 лет назад. Ведь золото могло стереться с годами, поэтому старые кольца передаются как семейная ценность неженатым внукам и правнукам. В день 50-летия свадьбы можно устроить повторный обряд бракосочетания.

Задание 3 .  «Для моих родных»

Перед вами  лежат  листочки  в виде ладошек,  напишите на них всех членов своей семьи. Под каждым вашим родственником запишите четыре вещи, которые он любит.

(Ученики записывают на листе имена всех членов своей семьи и  под каждым именем  - минимум четыре вещи, которые любит тот или иной член их семьи). Посмотрите на ваш лист,  как вы думаете, для чего мы это написали. Что это такое? … Да действительно, мы составили для каждого из вас план любви для всей семьи.

Жизнь в семье – это большое творчество. И мне хочется процитировать слова В. А. Сухомлинского "В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”.Учитель: -Вот и подошел к концу наш классный час. А сейчас мы сделаем фотографию у Дерева Жизни.

Учитель. Что вам дал сегодняшний разговор? Чему он вас научил?

А теперь давайте вернемся к нашей теме и таки поставим знак препинания, (голосование ? ... !).

Какой же вывод можно сделать? Жизнь не дает готовых ответов. Вам самим предстоит найти на них ответы. Но помните, семья — это книга. Свадьба — это обложка. А в книге обложка, как правило одна. Сколько страниц будет в вашей книге? Что это будет: роман, комедия или трагедия? Зависит только от вас! Но прежде чем делать взрослые шаги — подумайте о последствиях.. Ребята, этой встречей мы открываем цикл мероприятий, посвященной семье. На следующем классном часе мы встретимся со священником и поговорим о нравственных основах брака. До свиданья! До новых встреч.

Я хочу закончить классный час словами В. А. Сухомлинского “В семейной жизни надо считаться с мыслями, убеждениями, чувствами, стремлениями любимого человека. Храня своё достоинство, надо уметь уступать друг другу”. Желаю, чтобы ваши семьи были самыми счастливыми!

Благодарю за участие, за вашу активность. Мне было приятно с вами общаться.

Все вместе: - Всем нам счастья, мира и добра!

                     пусть радость царит в семьях всегда!

Использованная литература:

  1. http://www.calend.ru
  2. http://www.zanimatika.narod.ru
  3. «Классный руководитель», №5, 2008 г.
  4.  «Классный руководитель», №7, 2006 г.
  5. Сгибнёва Е.П., Солдатова Т. Б. Классные часы в 10 – 11 классах. (Серия “Сердце отдаю детям”). Изд. 3-е. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 384 с.
  6.   Словарь-справочник по обществознанию и основам государства и права – Москва, 1990 г.


Предварительный просмотр:

Тема занятия: Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах.

Дата проведения: 24.12.2016 г.

Педагог: Кузнецова Людмила Владимировна.

Цель: раскрытие  духовного потенциала учащихся, совершенствование их творческих способностей, путем погружения  в предлагаемые обстоятельства.

 Задачи:

  • сформировать понятие  «Предлагаемые обстоятельства»;
  • закрепить знания о взаимодействии актеров, видах и способах сценического общения;
  • научить связывать между собой словесные и физические действия, привить  чувство ответственности за каждое выполняемое им на сцене действие, и даже отдельные движения;
  • создать условия для самостоятельной творческой работы в малых группах по подготовке этюдов на данную тему;
  • воспитать волю, тренировать психофизические качества и обучить  двигательным навыкам.  

Средства обучения:

  •  СД – проигрыватель, реквизит

Методы обучения:

  • при изучении нового материала: объяснение, показ, частично-поисковый метод;
  • при закреплении изученного материала: упражнение, разыгрывание этюдов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Организационный момент.

Педагог: Здравствуйте, ребята! Надеюсь, что ваш учебный день прошёл замечательно.  А   после нашей  разминки  у вас  еще больше появится  сил для творчества.

  1. Разминка. Приветствие - «Комплемент». Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки и скажите какой – нибудь комплимент другу справа. Но помните, что вы должны похвалить друга за что-то конкретное. Ведь в обычной жизни, когда мы, говоря кому-то комплимент,  не задумываемся над тем, а что бы такое сказать, а просто говорим хорошие слова от души. Так давайте попробуем и сейчас друг друга похвалить.

(Выполняется упражнение)

Педагог: Ребята, что вы почувствовали?

Ученики: Я и не думал, что меня можно похвалить, прилив сил, радость, хорошее настроение.

Педагог: Замечательно. Скажите, а мы сейчас работали взаимно?

Учащиеся: Да. Каждый хотел другому сказать что- то  хорошее и получить взамен тоже  добрые слова.

Педагог: То есть вы  чувствовали некий энергетический обмен. Это, ребята, самое важное на сцене. Чувствовать  своего партнера. Работать с ним, как говорится, на одной волне. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах».

  1. Повторение изученного  материала 

Педагог: Давайте вспомним, на прошлом занятии мы с вами  обсуждали,  в чём проявляется взаимодействие, общение с партнером  на сцене? 
Учащиеся
: Во взаимозависимости актёрских приспособлений: в изменении интонаций,   в музыкальной связи реплик, во взаимосвязи мимики, жестов, пластики и движений.  
Педагог: Что «убивает актёрское общение? 
Учащиеся: Притворство, искусственность  поведения  хотя бы одного из партнёров.

Педагог: Я вам предлагаю потренироваться в совершенствовании навыка взаимодействия с партнером, проведем тренинг «Я и моя тень». Выбирайте, кто из вас будет Тень, а кто Человек. ( Дети определяют для себя роли).А  теперь выстраивайтесь в первую линию -Люди, а за ними во вторую линию - их Тени. Тени кладут руки на плечи Людям. Люди закрывают глаза, не подсматривают.    ( Здесь важно привыкнуть  друг к другу.  Почувствовать зависимость).  Далее Тени убирают с плеч руки и делают шаг назад, затем еще шаг, затем еще. Ниточка, соединяющая Людей и Тени натягивается (Люди выполняют действия, как будто они не отпускают эту ниточку и боятся, что она лопнет). Далее Тени снова подходят близко к Людям. А затем по команде педагога  ( хлопок) некоторые Тени отходят от своих Людей. У Людей глаза закрыты. Но задача Тени отойти неслышно, чтобы Человек не догадался, что его Тень покинула. Чья –то Тень останется на месте. ( дети участвуют в тренинге)

Педагог: А теперь Человек, который думает, что его Тень покинула, поднимает руку. Хорошо. Откройте глаза и посмотрите, кого и вправду Тень оставила. Кто ошибся? ( Анжела и Саша). Почему у них не получилось?

Учащиеся: Они не почувствовали друг друга. 

Педагог: Ну не расстраивайтесь, не все сразу получается, мы будем стараться. А для этого надо  ставить себя в зависимость от партнёра,  быть чутким, податливым и отзывчивым ко всему, что исходит от партнёра. Надо еще попытаться проникнуть в мысли Человека, догадаться о целях его действий, уловить его сегодняшнее физическое самочувствие.

С взаимодействием мы разобрались. Теперь давайте определим, что же такое              «предлагаемые обстоятельства».

  1. Теоретическая часть – новый материал 

Педагог: Как вы думаете, что это такое  «предлагаемые обстоятельства?»

Учащиеся:

- это когда один человек просит другого человека сделать что-то;

-это обстоятельства, которые вынудили тебя что-то сделать;

- это конкретная ситуация на данный момент.

 Педагог: Хорошо, будем разбираться. Предлагаемые обстоятельства применяются к действующему лицу. Человек выступает как предмет обстоятельств. Например, он профессор, который занимается  серьезным научным исследованием. Нам важен его возраст, его психофизическое самочувствие ( выспался- не выспался, здоров- болен и т.д.). Далее в предлагаемых обстоятельствах очень большую роль играет место действия.         (Например, если это квартира, то мы должны знать, где происходят действия конкретно ( в ванной, на кухне…..), так как человек будет вести себя по- разному. Важно обстоятельство времени  (час ли длится действие, сутки, в какое время года, в какую эпоху, если бы мы жили в 1917 году, совсем другая жизнь была). Чтобы сыграть роль в предлагаемых обстоятельствах, нам понадобится воображение, конкретика, правдивость и очень интересный прием: «Если бы…»

  1. Этюдные работы на взаимодействие в предлагаемых обстоятельствах .

Педагог: Для начала вы  выполните  упражнение на снятие зажимов «Мороженое». Мы разомнем свое тело, вживемся в образ. Итак, задание: Если бы я был(а)  мороженым. Всё тело ваше  из  плотно-  скатанного шарика, с ледяными кристалликами, вкусное, ароматное. Солнце пригревает, и мороженое начинает таять. Сначала ощущается непривычное тепло и чувствуется, что  мороженое  становится более рыхлым вверху, но внизу ещё прочно. Сверху вниз стекает талая жижа. Постепенно, также сверху вниз, фигура начинает терять форму, оплывать и в результате превращается в «белое молоко». Основной рисунок движения: «оплывание» позы через постепенное приседание до группировки.

( Выполнение упражнения).

Педагог: Замечательно. У всех у вас получилось выполнить упражнение. Скажите, а почему мы выполнили упражнение без ошибок?

Учащиеся:

- Мы почувствовали себя мороженым

- Нам очень хотелось все выполнить правильно

- Мы чувствовали партнера

Педагог: Молодцы. Усложняю задачу.  Мы будем  выполнять этюды. Напомните, что такое  «Этюд»?

Учащиеся:

- Это выдуманные или невыдуманные истории, которые произошли  или  могут произойти

-Этюд может длиться минуту  и полчаса

- Включает в себя 2 и более действия

- движения нужно выполнять правдиво, чтобы нам поверили зрители

Педагог: Правильно, молодцы. Итак, разыгрываем этюд.  Задание: дети бегут по кругу. По команде педагога (хлопок), учащиеся замирают в произвольной позе. Затем должны объяснить свои действия, относительно данного движения. Этот прием называется «Оправдание обстоятельств, в которых пришлось находиться». Помните, вы должны ответить на вопросы: Кто я? Где я? Что я делаю? Когда я делаю? Для какой цели?

( Выполнение этюда.  После окончания этюда во время обсуждения некоторые из выступавших говорили, что этюд сыгран неправильно и что они бы оценили этот факт по-другому).

Вот что получилось с корректировками:

Саша: я гимнаст, нахожусь на беговой дорожке, приготовился к выполнению упражнения: бег на 100м., вовремя соревнований по бегу на короткие дистанции, хочу выиграть.

Коля: я мальчик, нахожусь на игровой площадке, защищаю малыша от обидчика ( другого мальчика), во время игры в футбол, я за равноправие, пусть в команде играет и младший мальчик, если он хочет играть.

Таня: я модель, нахожусь на подиуме, участвую в показе летней коллекции 2017 г., хочу, быть знаменитой

Алина: я манекен в магазине, на мне новая модная одежда, хочу, чтобы эту одежду купили.

Анжела: я девочка, стою на остановке, жду автобус, нервничаю от того, что, мне кажется,  его долго  нет, хочу быстрее уехать домой, попасть к просмотру любимого фильма.

Никита: я мальчик, в лесу, собираю грибы, лето, хорошая погода, хочу набрать целое лукошко.

Педагог: Ребята, это не обязательно, чтобы этюд был выполнен как по заказу. Потому что каждый принимает факт так, как ему свойственно, и так, как у него непроизвольно родилась оценка в данный момент на сцене. Например, ученику надо идти на занятия. На улице сильный дождь. Дождевой плащ заперт в шкафу, а ключи унесла с собой мама. Как вы поступите? (Ответы учащихся). Вот видите, вы ответили по- разному: один пойдет на занятия без плаща, другой будет искать возможность взять у кого-нибудь зонтик, третий решит переждать дождь и опоздать и т. д. Далее переходим к самостоятельной работе над этюдами.

  1. Самостоятельная работа в группах – 10 минут, показ этюдов – 10 минут

Участвуют 3 группы.

Карточки для постановки этюдных работ:

  • определяющие место действия: школьный класс, дискотека,  берег моря…
  • определяющие исходное событие: день рождения,  вызов к директору, наводнение,
  • определяющие предмет борьбы:    деньги, дружба, торт,  

Упражнения идут без слов. Отсутствие слов должно быть оправдано обстоятельствами этюда. Если упражнение не получилось, проверяем, думали ли они по существу происходящего. Затем повторяем этюд, предложив думать над этюдом, и как бы они повели себя на самом деле, если бы оказались в данных обстоятельствах.

  1. Заключительный этап. Подведение итогов.


Педагог: А теперь подведем итоги нашего занятия. Вы сегодня хорошо поработали, все большие молодцы. Сейчас у каждого из нас есть возможность поделиться своими мыслями, чувствами по поводу прожитого дня.
Участники, передавая свечу по кругу, отвечают на вопросы: что для вас сегодня было трудно выполнить? Что показалось вам наиболее сложным? Что легко вам далось? Какие бы качества ваших персонажей вы применили в жизни, почему?

Используемые  источники:

  1.    Актерский тренинг для детей.//Автор-составитель Феофанова И.В. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011
  2.    Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2003
  3.     Гиппиус С.В. Гимнастика чувств. Тренинг актерского мастерства – СПб.: Издательство «Веды», 2010
  4. Колчеев Ю.В. Театрализованные игры в школе. [Текст] / Ю.В. Колчеев, Н.М. Колчеева. - М.: Школьная Пресса, 2003. – 96с.
  5. https://infourok.ru/otkritoe-zanyatie-teatralnie-etyudi-470254.html  Театральная  библиотека: пьесы, статьи, книги, драматургия