Методические разработки
Хочется сделать так, чтобы всем учащимся было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, чтобы не осталось ни одного равнодушного. В достижении этой цели мне помогают разнообразные, нестандартные формы преподавания предмета.
Важным условием эффективности урока является поддержание доброжелательной обстановки, располагающей к общению и позволяющей детям испытывать чувство успеха.
На уроках стараюсь организовать такой процесс обучения, чтобы у детей не было ни времени, ни желания отвлекаться на что-то постороннее. Через создание коммуникативно-проблемных ситуаций дети учатся решать самостоятельно учебно-познавательные задачи, осваивать знаково-символическую систему (в том числе и с помощью ИКТ), учатся самоорганизации, эффективно работать с информацией, регулируют свое поведение.
Моя педагогическая деятельность по внедрению проблемно- диалогического обучения в ОП основывается на опыте работы Мельниковой Е.Л. (Мельникова Е.Л.Технология проблемно-диалогического обучения. Сборник программ . – М, 2008; Мельникова Е.Л. Анализ уроков изучения нового материала.Вып. 4-М.: Баласс, 2008.; Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2004.)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока.
Приём «яркое пятно» на уроке русского языка в 8 классе по теме: «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений».
Учитель | Ученики |
- Разберите предложения по следующему плану:1) найдите грамматическую основу, укажите, простое предложение или сложное; 2) в простых предложениях (в том числе в тех, которые являются частью сложного предложения) укажите: а) односоставное оно или двусоставное; б)распространённое или нераспространённое. 1. Рожь наливается. Жара. По вечерам солнце косыми лучами ложится на рожь. 2 . Утро малоросистое. Очень тихо. Слышно желну, сойку, дрозда. Рябина очень краснеет, берёзки начинают желтеть. (М. Пришвин) - В каких предложениях смысл высказывания исчерпан до конца, какие - дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину? | - Ответы учащихся. Данные тексты состоят из простых и сложных предложений. Есть предложения, в которых грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого ( двусоставная). А есть предложения, в которых грамматическая основа состоит только из подлежащего или только сказуемого (односоставная). - Односоставные предложения дают возможность домыслить, дофантазировать, ярче представить картину. |
- Совершенно верно. Значит, тема нашего урока: «Односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений» |
Предварительный просмотр:
Фрагмент урока.
Этап поиска решения учебной проблемы на уроке русского языка в 9 классе по теме: «Основные группы сложноподчиненных предложений». (Подводящий без проблемной ситуации диалог)
Учитель | Ученик |
- Запишем предложения и определим в них второстепенные члены, поставив соответствующие вопросы: - Сердце предчувствовало недоброе. -Мой дом находится в новом районе. -Мы добрались до цели нашего путешествия вечером. - Какие это предложения? | - учащиеся выполняют задание (письменно) Сердце предчувствовало (что?) недоброе. - (чей?) Мой дом находится в новом районе. - Мы добрались до цели нашего путешествия (когда?) вечером. - Данные предложения простые, распространненные. 1-е предложение распространено дополнением, 2-е – определением, 3-е – обстоятелством |
- Подберём к данным предложениям синтаксические синонимы – перестроим предложения так, чтобы они стали сложноподчинёнными | - учащиеся выполняют задание: -Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе. - Дом, в котором я живу, находится в новом районе. - Мы добрались до цели нашего путешествия, когда наступил вечер. |
-Сравним простые и сложноподчинённые предложения и сделаем выводы | - (Ответ учащихся). Придаточные предложения сходны по смыслу с второстепенными членами предложения. Трём группам второстепенных членов: дополнениям, определениям, обстоятельствам соответствуют три группы придаточных предложений |
- Мы можем ответить на вопрос: «Какие основные группы сложноподчинённых предложений существуют в русском языке?» -В основном, правильно. Только придаточные предложения, которые отвечают на вопросы дополнений называются изъяснительными. - Чтобы определить к какой группе относится СПП, что необходимо сделать? | - Да. Основные группы сложноподчинённых предложений носят названия, сходные с названиями второстепенных членов: СПП с придаточными определительными, придаточными дополнительными и обстоятельственными, -Чтобы определить какой группе относится СПП, нужно правильно задать вопрос. |
- выяснить, к чему относятся придаточные предложения, от каких слов в главном предложении ставится вопрос к придаточному? Каким способом придаточные предложения прикрепляются к главному?
| - Работа с предложениями. 1) Комната (какая?), куда меня привели, была похожа на сарай. 2) Отец потребовал (чего?), чтобы я ехала с ним. 3) Я пришёл домой (когда?), когда уже смеркалось. - Ответы учащихся. Поработав с предложениями, мы пришли в к выводу: в первом предложении придаточное предложение относится к существительному в главном, во втором - к глаголу в главном, в третьем – ко всему главному предложению). Придаточные предложения прикрепляются к главному с помощью союзов куда, чтобы, когда. |
- Обобщите результаты учебной работы над проблемой, определяя основные шаги по определению основных групп сложноподчинённых предложений. | - Чтобы определить, к какой группе относится придаточное предложение в СПП, надо: 1 шаг: найти главное предложение; 2 шаг: определить, от чего будем задавать вопрос; 3 шаг: вспомнить, какой второстепенный член отвечает на такой вопрос: 4 шаг: сопоставить и сделать вывод (это придаточное определительное, изъяснительное или обстоятельственное); 5 шаг: определить средство связи. |
-Молодцы, ребята. Ваша версия верна. В русском языке существует три основных группы сложноподчинённых предложений: СПП с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Далее мы будем выполнять упражнения по закреплению нового материала |