Учителю-логопеду
Тесты на исследование дисграфии
Нарушение формирования навыков чтения и письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Ф.И. уч-ся _____________________________________ класс _________
Аграмматическая дисграфия
- Вставить в окончание пропущенную букву.
а) вытащить из-под листь __;
б) слезть с телег __;
в) шагать по тротуар __.
2. Записать словосочетания, используя, где это необходимо, подходящие по смыслу предлоги.
а) зайти (библиотека) ___________________________________________________
б) выглянул (дом) ______________________________________________________
в) посмотреть (каталог) _________________________________________________
3. Записать словосочетание, согласовав главное и зависимое слово в роде, числе и падеже.
а) найти (любимый) фотографию
______________________________________________________________________
б) запустить (бумажный) змея
______________________________________________________________________
в) распахнуть (широкий) окно
______________________________________________________________________
4. К названию одного предмета дописать названия двух и семи предметов.
а) одна удача, 2 ____________________, 7 _____________________
б) одно совпадение, 2 ____________________, 7 _____________________
в) один мелок, 2 _____________________, 7 ____________________
5. Согласуй числительные с существительными в падеже. Запиши.
а) у двадцати трех (футболист) ___________________________________________
б) перед четвертым (абзац) ______________________________________________
в) к тринадцати (пешеход) _______________________________________________
6. Соотнести глагольные окончания с родом существительных. Записать предложения.
Сияло
Сияла вывеска, закат, солнце, лицо, шкаф, палуба, окно, улыбка, паркет
Сиял
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Заменить словосочетания по образцу. Записать.
Костяная ручка – ручка из кости
Глиняный кувшин - ___________________________________________________
Клюквенное варенье - __________________________________________________
Стальное перо - ________________________________________________________
8. Закончить предложение, поставив существительные в нужном падеже множественного числа. Записать предложения.
а) На вокзале мы встречали (сестра, бабушка, отец, брат).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Вкусное варенье получается из (груша, яблоко, вишня, слива).
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) В реке мы поймали (окунь, щука, ёрш, карась)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. На месте пропусков записать правильную форму местоимения.
а) После тренировки мы подошли к ________________________ (он).
б) Я увидел по телевизору _________________________(она).
в) Когда мы гуляли в парке, то встретили _________________ (они).
10. Составить из данных слов предложения. Записать их на отдельной строке.
а) я, письмо, старый, получить, в, от, город, друг, жить, который.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) остановиться, отдыхать, поляна, путники, на, берёза, под.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) преступник, лежать, связанный, толстая, на, верёвка, солома.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. уч-ся _____________________________________ класс _________
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Составить из данных букв слова и записать их.
а) р а к м а ___________________________
б) е т м н р о ___________________________
в) б р о б ь а ____________________________
- Составить из данных слогов слова и записать их.
а) ман ро тик ____________________________________
б) пад то лис _____________________________________
в) хот кро ный ___________________________________
г) ло пед ве си ___________________________________
д) ре ный ход пе ________________________________
3. Прочитай слова, запиши их, деля на слоги, в скобках укажи количество слогов.
а) колокол __________________________________________ ( )
б) преграда __________________________________________ ( )
в) распахнуть __________________________________________ ( )
г) пластинка __________________________________________ ( )
д) октябрь __________________________________________ ( )
4. Раздели слова чертой ( / ), посчитай и в скобках укажи их количество, запиши слова на отдельной строке через запятую.
огородписьмоплетеньквадратшкольниксоловейзарослижительсвиданиемороз( )
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Исправить ошибки в выделенных словах, подобрать подходящие по значению приставки.
а) Собака завела ( _____________________ ) мальчика из леса.
б) Надо расписаться ( _____________________________ ) под заявлением.
в) Наш дом выделяется ( _____________________________ ) от соседних небольшим ручьём.
6. Раскрыть скобки, выделить приставки и подчеркнуть предлоги.
а) Сугробы снега вьюги (на)мели ( _____________________ ), и грузовик, как баржа (на)мели ( _____________________ ).
б) Зависело б (от)мыла ( __________________ ) – веснушки я б (от)мыла
( ________________ ).
в) Я влез однажды на (под)воду ( __________________ ), и с неё нырнул (под)воду ( __________________ ).
7. Составить из данных слов предложения.
а) Мышка, по, снег, шустрый, бежать, чистый.______________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
б) В, отдыхать, море, мы, год, Чёрный, прошлый, на. ________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
в) Мама, в, сынишка, зоомагазин, купить, волнистый, попугай. ________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
8 . Разделить текст на предложения чертой ( / ), запиши его, расставив знаки препинания.
Грибы
Грибысоставляютсамуюпитательнуюивкуснуюпищуониразделяютсянаупотребляемыеинеупотребляемыевпищуугрибовестьлюбимыеместатамониродятсякаждыйгододнигрибыпоявляютсяраннейвеснойадругиетолькопозднейосенью
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. уч-ся ___________________________________ класс _________
1. Закончи предложение, вписав подходящее слово:
а) На домах развевались ___________________.
На полях достаточно ___________________. (влаги, флаги)
__________________________________________________________________________________
б) В синем небе звезды ________________________.
В синем море волны ___________________________. (плещут, блещут)
__________________________________________________________________________________
в) Во дворе _________________________ петух.
Надо устранить ___________________ в знаниях. (пробел, пропел)
__________________________________________________________________________________
г) Ветер ___________________ последние листья.
Придвинь гостю _______________________. (стул, сдул)
_________________________________________________________________________________
д) Филин в темноте _________________________.
С берёзы жёлтый лист _____________________. (следит, слетит)
_________________________________________________________________________________
е) К лодке привязано было ___________________.
Брату всегда во всём _____________________. (везло, весло)
________________________________________________________________________________
ж) Весь чердак уже в _____________________.
Бьются голуби в _____________________. (огне, окне)
________________________________________________________________________________
з) Ветер в поле снежинки ____________________.
Ураган всё вокруг ______________________. (крушил, кружил)
__________________________________________________________________________________
и) За окном листва ______________________.
Решить задачу Маша не _______________________. (сумела, шумела)
_________________________________________________________________________________
к) В саду дорожку __________________________.
На полках книги _________________________. (размещаю,размечаю)
_________________________________________________________________________________
л) Ночью сон приснился ____________________.
Очень теплый тулуп _____________________. (овечий, вещий)
__________________________________________________________________________________
2. Вставь пропущенную букву.
к – г – х
а) _ орзин _ а _ рибов; _ ром _ ий _ рап; со _ реться у _ остра.
б) Стручо_ с _ рустом от _ рылся, и _ орошины посыпались на ладонь.
з – ж
а) вя _ аный _ акет; _ еле _ ный _ амок; _ имняя сту _ а.
б) С приходом весны _ а _ урчали ручейки, о _ ила трава,
_ а _ еленели листья.
р -л, р , -л ,
а) п _ аменный п _ ивет; п _ ош _ ые обиды; п _ етёная ко _ зина.
б) В саду зацвели г _ уши, яб _ они, с _ ивы, аб _ икосы и пе _ сики.
с – ш - с ,
а) _ ур_ ать ли_ тьями; _ тра_ ное изве_ тие;
интере_ ное путе_ е_ твие.
б) _ а_ а _ обирал _ и_ ки под _ о_ ной.
в) Ве _ ёлая _ тару_ ка весь день _ егодня _ ьёт.
ч - ц
а) _ истое полотен _ е; молод _ еватый _ ыган;_ астые встре _и.
б) Пти _ ы хлопо _ ут _елый день.
в) Вол _ и _ а по _ уяла запах _ еловека.
ч – т ,
а) опла _ ить _ ек; _ е _ ение ре _ ки; _ ер _ ить _ ер _ еж.
б) Хрус _ ели под ногами су _ ья.
в) На _ ердаке было _ емно.
с , -щ
а) бле _тя _ая те _ьма; по _еять _авель; про _ить про _ение.
б) _егодня запре _ено по _е _ение больных.
с – ц
а) _енить _вободу; _и _терна с бензином;поло _атая гусени _а.
б) На _ухой _кале за _вел _веток.
в) Ов _ а от _ тала от _воего _тада.
Акустическая дисграфия
Задание. Записать под диктовку
1. И – Ы
а) прыгать с крыши; прежний хозяин; лишние хлопоты.
б) Открытия неведомых миров начинаются за школьной партой.
2. А – Я
а) пряна я приправа; завязь цветка; торчащая коряга.
б) Ледяные пещеры сверка ют гирляндами прозрачных пластин.
3. О – Ё
а) снежная позёмка; искать в потёмках; лёгкое зёрнышко.
б) У школы растёт шикарный клён.
4. У – Ю
а) сладкую плюшку; клюнула зерно; горячий утюг.
б) На блюде лежала крупная клюква.
5. Ё – Ю
а) юркий ёрш; блюдо из свёклы; любимые шлёпанцы.
б) На берёзе грачи вью т свои гнёзда.
6. Е – И
а) редкие блики, гриб на стволе, лишний билет.
б) Весь вечер Миша молчал.
7.Ч – Ц
а) узорчатое полотенце; стручок перца; четырнадцатое число.
б) В прибрежном ручье течёт проточная водица.
8.С– Ч
а) восковая свечка; случайная встреча; чистосердечное признание.
б) По счастливому стечению обстоятельств домой я добрался благополучно.
9.С – Ц
а) цветущий сад; сладкий леденец; собака на цепи.
б) Красавица - девица сидит в темнице, а коса на улице.
10.Ч – Щ
а) щепотка чабреца; горячие щи; копчёный лещ.
б) На удочку попалась хищная рыба – удильщик.
11. С – Ч – Ц – Щ
а) свежая ключевая водица; старая мельница; душевная щедрость.
б) собранную вечером картошку уложили в ящики и накрыли от дождя целлофаном.
Ф.И. уч-ся _____________________________________ класс _________
Акустическая дисграфия
Задание. Записать под диктовку
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ф.И. уч-ся _____________________________________ класс _________
Оптическая дисграфия
- Вычеркнуть заданную букву, указать количество вычеркнутых букв.
Щ Ш П Щ Ш И Щ М Ц Ш И Щ Ж Ц М П Щ Ж __
И К И П Й Н И Н В Й Ц И Х У Л И Н И И Ц Ш И П __
б бовфбсобвювдбвсдфавьдбвзфбядафбдбовсэыдбоббсвбвфдвлмб __
п пткрпякптшмнсипкьлотчндаллтмтпллцнипйнкмтп __
з вбзсдэвгзздвюуядбвззюуарпавдэсолдзввбеизвдзвфчдквиз __
- Вычеркнуть заданный слог, указать количество вычеркнутых слогов.
аш ам ащ ша аш сш аш ца иа ам ща иц ща __
ущ ющ ша ща уц щу жа ущ уш ущ щу ци ум __
ца ца иа ац ца ща ши ца ащ ац иа ца ца аи __
- Вычеркнуть заданное слово, указать количество вычеркнутых слов.
сахар вужсахарствосахарипкьсахаросохатрамньмсажа __
впрок мвьпвпрокжстудправвпрокинчдывпрокшитврпвпрок __
пример примеракртыпримеронивапбяпримерэюприпример __
- Вставить пропущенные буквы.
б – д
а) _ольное _е _ ро; _еличье _ упло; _ ырка в _ у _лике.
б) У _ольшого _у_а _ельчонок о_ ронил жёлу_ь.
в) В _альнюю _орогу мы _рали _и_оны с во_ой.
и– у
а) больш_е пр_м_сы, т_гие рез_нки, кр_пные п_гов_цы.
б) Цветы од_ванч_ка облеп_ли лесн_ю оп_шк_.
в) П_рат взял ночн_ю зр_тельн_ю тр_б_ и посмотрел на _тёс.
п– т
а) школьная _ар_а; забо_ливая _ _аха, о_ _ический _рибор.
б) На _ _ицефабрике выращиваю_ жёл_еньких цы_ля_.
в) Зас_игнутые бурей _у_ники с_ря_ались в пещере.
л– м
а) _а_енькие подарки; по_ощник в де_ах; _и_ые _юди.
б) Во время пожара раска_ённые сосны пахнут с_о_ой.
в) Каждый год па_о_ники отправ_яются по святы_ _еста_.
ш– щ
а) _ур_а_ие листья; ду_ераздираю_ий крик; _едрая стару_ка.
б) Несовер_еннолетним уча_имся запре_ено курить.
в) Паля_ие ветры высу_или степь, не _адя ничего вокруг.
в– д
а) _озле _ома; _и_ный _еятель;_ысокий _о_опа_.
б) На _амах были _ечерние платья, хотя _оздух казался прохла_ным.
в) В _ере_ню от_езли _и_ан, комо_ и кро_ать.
Ч -У
а) _пражнение, _ехия, _льяна, _елябинск, _ссурийск.
б) _резмерное увлечение. _дачная покупка. _айный сервиз.
в) _добная мебель. _астые свидания. _величительное стекло.
- Восстановить пословицы и поговорки, зачеркнув лишние буквы.
Записать предложения прописными буквами.
Образец: С(п,т)ина (б,д)оли(п, т), (т ,п)ого(б, д)у су(л, м)ит.
Спина болит, погоду сулит
(П,Т)ар костей не ( л,м)о(л,м)ит.
__________________________________________________________________________________Сре(б,д)а да (т,п)я(п,т)ница, четверг(и,у) не (у,и)к(о,а)зчица.
(Э,З)то е(ш,щ)ё ви(л,м)ами по воде п(у,и)сано.
Фом(о,а) пир(у,и)ет, а к(и,у) м(о,а) (г,х)орюе(п,т).
__________________________________________________________________________________
Я за кус(а,о)к, а ты за (м,н)осок.
__________________________________________________________________________________
Не мно(г,х)о син(у,и)ца из моря во(б,д)ы выпьет.
__________________________________________________________________________________
Не (х,ж)ди урож(о,а)я, (э, с)ей жито – хлеб (д,б)у(б,д)ет.
_______________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________
Аграмматическая дисграфия
Методика
Задание № 1 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – более 2 ошибок. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 2 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 словосочетание составлено неверно; 1 бал. – 2 словосочетания составлено неверно; 0 бал. – неправильное выполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 3 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 словосочетание составлено неверно; 1 бал. – 2 словосочетания составлено неверно; 0 бал. – неправильное выполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 4 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 5 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 6 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 7 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 8 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 9 баллов |
Задание № 9 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание №10 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 9 баллов |
Максимальная оценка за весь тест – 42 балла Кол – во баллов ×100 42 |
Акустическая дисграфия
Методика
Оценивается каждая проба в отдельности 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – до 2 ошибок; 1 бал. – до 4 ошибок; 0 бал. – 5 и более ошибок. Максимальная оценка – 3 балла |
Максимальная оценка за весь тест – 33 балла Кол – во баллов ×100 33 |
Артикуляторно-акустическая дисграфия
Методика
Оценивается каждая проба в отдельности 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – до 2 ошибок; 1 бал. – до 4 ошибок; 0 бал. – 5 и более ошибок. Максимальная оценка – 3 балла |
Максимальная оценка за весь тест – 57 баллов Кол – во баллов ×100 57 |
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза
Методика
Задание № 1 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – составлено 2 слова; 1 бал. – составлено 1 слово; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 2 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 3 слова составлено верно; 1 бал. – 2 слова составлено верно; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 3 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 2 ошибки; 1 бал. – до 4 ошибок; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 4 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – до 2 ошибок; 1 бал. – до 3 ошибок; 0 бал. – более 3 ошибок. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 5 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – до 2 ошибок; 1 бал. – до 3 ошибок; 0 бал. – неправильное выполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 6 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – до 2 ошибок; 1 бал. – до 3 ошибок; 0 бал. – неправильное выполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 7 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 9 баллов |
Задание № 8 Задание оценивается в целом. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 2 ошибки; 1 бал. – до 4 ошибок; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 3 балла |
Максимальная оценка за весь тест: 30 баллов Кол – во баллов × 100 30 |
Оптическая дисграфия
Методика
Задание № 1 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – пропуск 1 буквы, правильно указано количество вычеркнутых букв; 1 бал. – пропуск 2 букв или неправильно указано количество вычеркнутых букв; 0 бал. – пропуск более 2 букв или неправильно указано количество вычеркнутых букв. Максимальная оценка – 15 баллов |
Задание № 2 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – пропуск 1 слога, правильно указано количество вычеркнутых слогов; 1 бал. – пропуск 2 слогов или неправильно указано количество вычеркнутых слогов; 0 бал. – пропуск более 2 слогов или неправильно указано количество вычеркнутых слогов. Максимальная оценка – 9 баллов
|
Задание № 3 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. – 1 ошибка; 1 бал. – 2 ошибки; 0 бал. – 3 и более ошибок Максимальная оценка – 3 балла |
Задание № 4 Оценивается каждая проба в отдельности. 3 бал. – правильное выполнение; 2 бал. –2 ошибки; 1 бал. – 3- 4 ошибки; 0 бал. – невыполнение. Максимальная оценка – 21 баллов |
Задание № 5 Задание оценивается в целом, а не каждая проба в отдельности. 10 бал. – не более 1 ошибки; 5 бал. – до 3 ошибок; 3 бал. – до 5 ошибок; 0 бал. – более 5 ошибок. Максимальная оценка – 10 баллов |
Максимальная оценка за весь тест: Кол – во баллов × 100 58 |
Предварительный просмотр:
Нарушение формирования навыка письма у учащихся средних и старших классов общеобразовательной школы
Елецкая О. В., ст. преподаватель ЛОИРО, Санкт-Петербург
Традиционно считается, что жизненный успех ребенка в основном зависит от его академических успехов, которые закладываются еще в младшем школьном возрасте. Поэтому коррекционная работа с детьми проводится именно тогда. Однако у учеников средних и старших классов речевые проблемы не исчезают, но специалисты, как правило, не берутся исправлять их. Это связано в первую очередь с отсутствием диагностических критериев, методических рекомендаций, практических материалов и теоретических исследований о работе с данной возрастной категорией.
Существует и другой аспект проблемы. К резкому увеличению количества детей с нарушениями письма приводит сложившаяся практика обучения грамоте в начальных классах: неоправданная обязательность владения навыком чтения на начало обучения; сокращение букварного периода; требование безотрывного письма; ранний отказ от письма в «узкую, косую» линейку и др.
Между тем учащиеся 5-9-х классов, страдающие нарушениями письма (дисграфией и дизорфографией), действительно нуждаются в специальной помощи. Без нее они не только испытывают затруднения в учебе, но и зачастую оказываются в числе неуспевающих по всем предметам. Такое положение может отрицательно сказываться на поведенческой, личностной сфере и приводить впоследствии к нарушению школьной адаптации ребенка.
Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального и речевого развития и отсутствие грубых нарушений зрения и слуха.
До недавнего времени все случаи нарушений письма, проявлявшиеся в большом количестве орфографических ошибок, даже если они носили стойкий характер, рассматривались как неспецифические и не становились предметом серьёзного изучения. За последнее десятилетие появилось несколько публикаций, определивших новое направление в исследовании этой проблемы: сопоставительный анализ дисграфических и орфографических ошибок у детей с нарушением речевого развития и у тех, кто не имеет подобных отклонений (В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко, 1992; И.В. Прищепова, 1994). В этих работах показывается, что у многих школьников со специфическими нарушениями письма имеется тесная связь между дисграфическими и орфографическими ошибками. Нередко у детей, прошедших коррекционный курс по устранению дисграфии, на первый план выступают орфографические ошибки, которые оказываются довольно резистентными к педагогической коррекции. В других случаях первые два года обучения проходят достаточно благополучно, а с 3-го класса количество орфографических ошибок резко возрастает и сохраняется часто до самого окончания школы. Таким образом, правомерно полагать, что имеется особая категория стойких, специфических нарушений письма на фоне сохранного интеллекта и устной речи, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знание соответствующих правил, которую правомерно назвать дизорфографией.
Принято выделять морфологическую и синтаксическую дизорфографию. В основе первой лежит несформированность морфологического анализа. В основе второй -неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией.
По другой классификации выделяют дизорфографию, связанную с несоблюдением традиционного, морфологического и графического (иеро-
глифического) принципов письма.
Дизорфография проявляется как изолированно, так и в структуре такого сложного нарушения, как общее недоразвитие речи, а также в сочетании с дисграфией. Отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение проявлений дизорфографии.
Наша работа ставила перед собой цели:
- выявить учащихся 5-9-х классов общеобразовательной школы, страдающих нарушениями письма (дисграфией и дизорфографией);
- изучить частотность ошибок их письма;
- наметить пути коррекционной работы с ними.
Исследование проводилось в школах №№ 326, 337 Невского района и № 253 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга. Учащимся предлагались диагностические диктанты, соответствующие по степени сложности программам указанных классов, и приблизительно одинаковые по объему.
Отличительной особенностью исследования стал его популяционный характер: изучались ошибки учащихся всех классов одновременно. В исследовании участвовали 998 человек (484 девочки и 514 мальчиков).
При изучении дисграфических ошибок применялась методика Р.И. Лалаевой. Мы выделяли ошибки фонемного распознавания, языкового анализа и синтеза, смешение графически сходных букв.
Дизорфографические ошибки изучались с учетом рекомендаций И.В. Прищеповой, Э.Я. Сизовой, Г.М. Сумченко. Мы обращали внимание на нарушения традиционного принципа русской орфографии, связанные с несоблюдением морфологического и синтаксического (иероглифического) принципов языка.
В результате анализа письменных работ мы получили следующие данные:
- 42,2% учащихся (30,4 девочек и 52,3 мальчиков) общеобразовательной школы имеют трудности при усвоении программы 5-9-х классов по русскому языку;
- 22,1% имеют совместное нарушение (дисграфия + дизорфография), 3,3 - дисграфию, 16,7% - диз-
орфографию;
- девочек с нарушениями письма в 1,7 раз меньше, чем мальчиков;
- к 7-му классу количество ошибок при письме достигает максимума: у девочек 49,5%, у мальчиков - 64,8%;
- в 5-м классе нарушения письма имеют 13,9 и 44,8%; в 9-м классе - 30,4 и 52,3% соответственно у девочек и мальчиков;
- 3,3% детей (3,1 девочек и 4,5 мальчиков) допускают множественные и стойкие дисграфические ошибки;
- девочек с дисграфией в 1,5 раза меньше, чем мальчиков;
- 16,2% детей (12,6 девочек и 19,5 мальчиков) допускают множественные и стойкие дизорфографические ошибки;
- девочек с дизорфографией в 1,2 раза меньше, чем мальчиков;
- 21,1% детей (14,7 девочек и 29,2 мальчиков) допускают множественные и стойкие дисграфические и дизорфографические ошибки;
- девочек, имеющих дисграфию и дизорфографию, в 1,6 раза меньше, чем мальчиков.
- в среднем на одну письменную работу приходится около 0,97 дисграфических и 4,92 дизорфографических ошибок.
Дисграфические ошибки:
- языкового анализа и синтеза - 0,43;
- фонемного распознавания - 0,34;
- смешение графически сходных букв - 0,2.
Дизорфографические ошибки на нарушение традиционного принципа написания:
- словарные слова - 0,41.
Дизорфографические ошибки на несоблюдение морфологического принципа языка:
- безударные гласные - 0,72;
- окончания глаголов 1 и 2 спряжения - 0,23;
- правописание суффиксов - 0,17;
- правописание окончаний прилагательных - 0,15;
- падежные окончания существительных - 0,17;
- правописание частиц «не» и «ни» - 0,17;
- правописание предлогов, союзов, частиц с различными частями речи, дифференциация их от приставки - 0,11;
- непроизносимые согласные - 0,1.
Дизорфографические ошибки на нарушение иероглифического принципа письма:
- пунктуации (знак пропущен) - 1,04;
- пунктуации (употреблен лишний знак) - 0,43;
- при употреблении заглавной буквы - 0,23.
Изучение возрастной динамики количества ошибок показало, что учащиеся 5-го класса допускают в среднем по 4,27 ошибки; 6-го - 10,64; 7-го - 10,07; 8-го - 5,33;
9-го - 4,91.
Нами были собраны и проанализированы данные медицинского и речевого анамнеза учащихся, составлен план обследования их речи и проведено обследование ее фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон, также составлен план коррекционной работы и приблизительное поурочное планирование, рассчитанное на два года.
Коррекционная работа по преодолению дизорфографии проводится в четыре этапа.
I. Диагностический этап
Анализируются письменные работы и процесс чтения. Определяется состояние звукопроизношения, языкового анализа и синтеза, представлений, фонематического восприятия (дифференциация фонем), лексико-грамматического строя, связной речи.
Выявляются индивидуальные особенности таких психических процессов, как мышление, внимание, память; наличие мотивации коррекции дефекта. При диагностике следует (по возможности) подключать школьного психолога.
Общая характеристика
коррекционной работы
1. Проведение фронтальных диктантов с помощью учителей русского языка; проверка, анализ ошибок.
2. Повторная письменная работа с группой детей, допустивших специфические ошибки в диктантах, вклю чающая в себя списывание и диктант слогов, слов, предложений и текстов; рассказ - сочинение по опорным словам, серии сюжетных картинок.
3. Обследование состояния лексико-грамматической стороны речи с использованием групповой тестовой методики (письменно).
4. Обследование связной речи. Проводится индивидуально с каждым учеником в форме беседы.
5. Анализ результатов обследования. Комплектование групп.
II. Подготовительный этап
Уточняются созданные в процессе обучения в начальной школе простые предпосылки овладения орфо-
графией (зрительный гнозис, мнезис, оптико-пространственные представления). Развиваются такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Формируются внимание, память. Корректируется почерк (с возможным использованием адаптированных для данного возраста упражнений, направленных на развитие мелкой ручной моторики). Если есть возможность подключить к работе психолога, часть заданий и упражнений направляются на снятие «страха письма», неуверенности, тревожности, склонности к негативным реакциям.
Общая характеристика
коррекционной работы
1. Развитие общей моторики и мелкой моторики рук.
2. Развитие и уточнение пространственно-временных представлений.
3. Развитие внимания. Важно для определения «ошибкоопасных» мест в слове, собственных ошибок (корректурные пробы).
4. Развитие памяти. Запоминание при помощи ассоциативных рядов; эмоциональной близости с запоминаемым; графической зашифровки объекта запоминания.
5. Развитие мышления.
III. Коррекционный этап
Преодолеваются дизорфографические нарушения. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок, на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях.
Комплексность методики по коррекции дизорфографии предполагает при необходимости параллельное устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
Общая характеристика
коррекционной работы
1. Алфавит. Гласные и согласные буквы и звуки. Заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
2. Ударение. Родственные и однокоренные слова. Безударная гласная.
3. Словарные слова. Непроизносимые согласные. Звонкие и глухие согласные в конце слова и в словах со стечением согласных. Правила переноса.
4. Гласные после шипящих. Мягкий знак. Разделительный «ъ» и «ь».
5. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Многозначные слова. Устойчивые словосочетания. Фразеологические обороты.
6. Словоизменение и словообразование. Состав слова: корень, суффикс, приставка, окончание, основа.
7. Части речи. Имя существительное. Мягкий знак после шипящих.
8. Глагол. Начальная форма глагола.
9. Дифференциация прилагательных и причастий.
10. Дифференциация приставок и предлогов.
11. Работа над просодическим компонентом речи. Отработка интонации вопроса, утверждения, восклицания, повеления, убеждения, приглашения, просьбы, угрозы. Отработка интонации при помощи логических ударений, выделений ударных слов, пауз, изменения темпа речи. Широко используются элементы драматизации и диалог.
12. Причастие и деепричастие. Деепричастный оборот.
13. Диалог. Монолог. Рассказ. Пересказ.
IV. Оценочный этап
Оценивается эффективность коррекционной работы, повторно проверяются навыки письма, анализируются различные виды письменных работ.
Общая характеристика
коррекционной работы
Проверка достигнутых результатов включает в себя:
- диктант с грамматическим заданием;
- тестовое задание, по которому оценивается усвоение учебной терминологии и состояние лексико-грамматической стороны речи;
- изложение и сочинение для оценки состояния речевого внимания и памяти;
- устный опрос, позволяющий оценить состояние связной речи и наличие в ней аграмматизмов.
При нарушении звукопроизношения проводится индивидуально-подгрупповая работа по общепринятой схеме на адаптированном для данного возраста речевом материале. На группу составляются перспективный и поурочный планы работы в зависимости от формы и степени выраженности дефекта.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- нарушение письма, как правило, является элементом в структуре сложного дефекта, исключая случаи социальной и педагогической запущенности;
- общее количество ошибок с возрастом не уменьшается, ошибки не самоисправляются и не самоликвидируются;
- в 6-7-х классах резко увеличивается число детей с нарушениями письма и количества ошибок;
- наблюдается тенденция к снижению количества дисграфических и увеличения дизорфо-
графических ошибок в средних и старших классах по сравнению с начальной школой;
- отсутствие специально организованной коррекционной работы вызывает закрепление и усложнение речевой симптоматики.
Конечно, дизорфография нуждается в дальнейшем систематиче-
ском экспериментальном изучении, поскольку наши наблюдения достаточно фрагментарны. В частности, очень важно определять ее ранние признаки, позволяющие отличить нарушения письма, связанные с неполноценным усвоением правил, от собственно дизорфографии, при которой страдает способность применять эти правила.
Имеющие место при дисграфии и дизорфографии нарушения в нервной системе носят комплексный характер и требуют системного подхода. Прежде всего это сотрудничество логопеда и психолога как в практической, так и в теоретической области.
На наш взгляд, в экспериментальном подтверждении нуждается вывод о том, что особенности морфофункционального и психофизического состояния ребенка подросткового возраста оказывают влияние на состояние его речевой функции. Преобразования в характере мотивации учебно-познавательной деятельности (А.А. Реан, 2001), общая предметная направленность (Г.И. Щукина, 1988), гендерные различия в характере познавательных интересов (Н.Д. Левитов, 1962), возможно, объясняют резкое ухудшение состояния письма у 11-13-летних подростков.
При диагностике и коррекции логопед должен взаимодействовать с невропатологом и нейрофизиологом для того, чтобы четко определить причины возникновения речевого нарушения, механизмы его формирования, уточнить и детализировать структуру дефекта, обеспечить медикаментозное сопровождение для создания наиболее благоприятных условий коррекционной работы, укрепляя и стимулируя деятельность нервной системы, устраняя мешающие негативные явления, осуществляя динамическое наблюдение за результатом коррекции и внося требующиеся изменения и дополнения. К данной проблеме необходим комплексный медико-социальный и психолого-педагогический подход. Она требует целой системы коррекционных мероприятий.
Комментарии
Огромное спасибо за столь
Огромное спасибо за столь нужный и полезный материал!