Учителю-дефектологу
Самоанализ открытого урока учителем
Памятка учителю-дефектологу
Логопатические ошибки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_uroka.docx | 15.09 КБ |
pamyatka_uchitelyu_specialnoy.docx | 13.02 КБ |
logopaticheskie_oshibki.docx | 12.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ открытого урока
Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.
- Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
- Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
- Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).
Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.
Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.
Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.
При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:
- ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, не способность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
- отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
- перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
- забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
- при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
- появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
- недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.
Предварительный просмотр:
Памятка учителю специальной (коррекционной) школы
- В совершенстве знай спецпсихологию.
2. Создавай в классе благоприятный психологический климат.
3. Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики.
4. Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.
5. Помни: максимум поощрения, минимум наказания.
6. Требуя, учитывай реальные возможности ученика.
7. Каждому ребенку – индивидуальный подход (индивидуально дозируй темп и объем работы).
8. Учитывая «зону ближнего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку.
9. Упражняй! Упражняй! Упражняй!
10. Учи ребенка посильным приемом регуляции поведения.
11. Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы.
12. Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.
13. Соблюдай все гигиенические требования к уроку и внеклассным мероприятиям.
14. Работай в тесном контакте с врачом, логопедом, психологом.
Предварительный просмотр:
Логопатические ошибки
(памятка для учителя)
1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
а) пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);
б) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал);
в) недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата);
г) наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые);
д) искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый);
е) слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «у стала» (устала);
ж) неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;
з) замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка);
и) нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли);
2. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
а) аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями;
б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармание», «при летели» (прилетели), «в зела» (взяла);
3. Ошибки, обусловленные нарушением буквенного гнозиса:
«дходить» (входить), «шалина» (малина), «поика» (полка).
4. Ошибки, обусловленные нарушением динамического праксиса руки:
«масточка» (ласточка), «жороший» (хороший).