Учителю-дефектологу

Петрова Светлана Алексеевна

Самоанализ открытого урока учителем

Памятка учителю-дефектологу

Логопатические ошибки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoanaliz_uroka.docx15.09 КБ
Файл pamyatka_uchitelyu_specialnoy.docx13.02 КБ
Файл logopaticheskie_oshibki.docx12.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ открытого урока

Краткая характеристика класса (интеллектуальные и психологические особенности). Осуществление на уроке индивидуально-дифференцированного подхода в зависимости от этих особенностей.

  1. Цель и задачи урока (образовательные, коррекционные, воспитывающие). Какой урок по счету по данной теме. Тип урока.
  2. Этапы урока. Используемые методы, приемы и виды работ на каждом этапе; обоснованность выбора именно этих приемов. Как используемые методы и приемы работали на решение главной цели урока и поставленных к ней задач. Межпредметная связь и связь материала урока с жизнью.
  3. Достижение поставленной цели и задач (что удалось, что не удалось и почему).

Выступление учителя с анализом только что проведенного урока демонстрирует и способность педагога к рефлексии собственных действий, собственного творчества и является показателем его эрудиции. Учитель говорит о степени достижения поставленных целей, разъясняет причины и обосновывает необходимость всех отклонений от намеченного плана, объективно (а при необходимости критично) оценивает собственные действия, и что особенно важно, разъясняет и комментирует те нюансы, которые гости могли не увидеть, не понять, не оценить, так как не видели глаза и лица детей.

Специальное внимание следует уделить элементам особого удовлетворения учителя тем или иным учеником: нередко какой-то ответ ребенка кажется гостям верным, естественным, обычным, в то время как для конкретного ребенка (если учесть его возможности) такой ответ символизирует преодоление, подъем на новую ступень в развитии. Специальный комментарий учителя необходим и в том случае, если выставление оценки тем или иным детям не вполне соответствует реальному ответу. Учитель должен аргументировать свои действия, оппонировать гостям, если это необходимо, а ни в коем случае не «проглатывать» возможно, несправедливые, ошибочные оценки.

Учитель должен быть готов к тому, что конспект урока может заинтересовать кого-то из гостей, и хорошо бы иметь несколько экземпляров конспекта урока, дабы раздать гостям.

При подготовке и проведении открытого урока учителю следует избегать ряда ошибок:

  1. ничем не обоснованное отклонение от конспекта урока и наоборот, не способность сориентироваться по ходу урока и перестроиться, заменив одно задание на другое, исключив какой-то вид работы;
  2. отсутствие взаимосвязи между этапами урока;
  3. перегруженность урока дидактическими играми, наглядным материалом, техническими средствами обучения, объемом и количеством различных заданий;
  4. забывание об учениках и демонстрация своей эрудиции;
  5. при проведении урока в необычной форме (урок – КВН, урок – викторина, «Поле чудес» и т.п.) следует не забывать о том, что этот урок не только должен восхищать, изумлять и потрясать всех присутствующих, а, прежде всего, обучать;
  6. появления «леса» рук в то время, когда учитель еще не договорил вопроса до конца, что свидетельствует о явной «репетиции» урока;
  7. недопустимость в адрес детей, не ответивших на вопрос, либо ответивших неверно высказываний типа: «Ты меня подвел», «А я на тебя так рассчитывала и надеялась» и т.п.


Предварительный просмотр:

Памятка учителю специальной (коррекционной) школы

  1.   В совершенстве знай спецпсихологию.

 2.  Создавай в классе благоприятный психологический климат.

3.   Воздействуй на ребенка в соответствии с принципами лечебной педагогики.

4.   Не раздражайся, будь терпелив и настойчив.

5.   Помни: максимум поощрения, минимум наказания.

         

6.   Требуя, учитывай реальные возможности ученика.

7.   Каждому ребенку – индивидуальный подход (индивидуально дозируй темп и объем работы).

8.   Учитывая «зону ближнего развития», постепенно увеличивай и усложняй нагрузку.

 9.   Упражняй! Упражняй! Упражняй!

10.  Учи ребенка посильным приемом регуляции поведения.

11.  Утверждай позицию ребенка в коллективе, веру в свои силы.

12.  Строго следуй режиму дня, недели, предупреждай переутомление.

13.  Соблюдай все гигиенические требования к уроку и  внеклассным мероприятиям.

14.  Работай в тесном контакте с врачом, логопедом, психологом.



Предварительный просмотр:

                        Логопатические ошибки

                        (памятка для учителя)

1.        Ошибки, обусловленные  несформированностью  фонематических процессов  и  слухового  восприятия:

а) пропуски букв и слогов – «трва» (трава), «кродил» (крокодил);

б) перестановки букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял), «пеперисал» (переписал);

в) недописывание букв и слогов – «красны» (красный), «лопат» (лопата);

г) наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), «катораые» (которые);

д) искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый);

е) слитное написание слов и их произвольное деление – «нас тупила» (наступила), «у стала» (устала);

ж) неумение определять границы предложения в тексте, слитное написание предложений – «Мой отец шофер. Работа шофера трудная шоферу надо хорошо. Знать машину после школы я тоже. Буду шофером»;

з) замена одной буквы на другую – «зуки» (жуки), «панка» (банка);

и) нарушение смягчения согласных – «васелки» (васильки),  «смали» (смяли);

2.        Ошибки, обусловленные  несформированностью  лексико-грамматической  стороны  речи:

а) аграмматизм – «Саша и Лена собираит цветы. Дети сидели на большими стульями;

б) слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармание», «при летели» (прилетели),  «в зела» (взяла);

3.      Ошибки, обусловленные  нарушением  буквенного  гнозиса:

«дходить» (входить), «шалина» (малина), «поика» (полка).

4. Ошибки, обусловленные  нарушением  динамического  праксиса  руки:

«масточка» (ласточка), «жороший» (хороший).