Конспект познавательно-исследовательской деятельности детей "Волшебные свойства воды"

Каратеева Ольга Павловна

Совершенствование действия детей для самостоятельного изучения свойств воды через игровые действия с ней, конструктивные и творческие игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnye_svoystva_vody.docx18.58 КБ
Файл volshebnye_svoystva_vody.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе     « Волшебные свойства воды».

Автор методической разработки.

Каратеева О.П

Цель: Формировать  навыки  элементарной исследовательской деятельности  у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать действия экспериментального характера для самостоятельного  изучения свойств  воды через игровые действия с ней. (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная). Учить проводить исследовательские действия с водой  (  сахар растворяется в воде; но его количество влияет на плотность жидкости ) , строительным материалом, природным материалом. Учить создавать модели вертолета, корабля по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их лучше скомбинировать.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно составлять свой собственный алгоритм, применять готовые схемы, корректировать свою деятельность.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Коррекционные задачи. Учить детей ориентировке в групповой комнате, применяя схему нахождения объекта и  макро-пространстве , развивать  глазодвигательные  функции. Развивать мелкую моторику рук

Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, вертолетов, конструктивная деятельность, зрительная гимнастика. Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

- Наблюдения в природе за водой.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение произведений.

- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .

- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.

- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.

-.Развивающая среда: стаканчики с водой, пищевые красители, столовые ложки, , тазы, подносы,, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал, схемы для ориентировки в групповой комнате, схемы построек, карандаши.

  Ход исследования.

Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками, капельки на полу, стенах.

Заходит волшебница – фея.(воспитатель)

- Здравствуйте, ребята я – Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.

(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без неё нам не прожить!

- Ребята я пришла к вам за помощью.  У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?

Дети: - Вот они.( дети смотрят на потолок, пол, на стены) – находят капельки.

Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.

- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то,  что вы мне помогли найти капельки,  я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, Но пройти туда очень непросто, я вам дам такие карты, с помощью которых вы най дете  нашу лабораторию. А теперь подойдите ко мне все поближе ( раздает схемы маршрутов).Дети ищут свои игровые уголки по заданному маршруту.

1 группа детей – находит лабораторию с водой.

Ну вот мы и в лаборатории!

- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.

Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?

Дети: (отвечают)

Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?

Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.

- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.

Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .

2-ая часть. Игровые действия с водой.

- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.

- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».

Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.

- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?

- Дети: Медленно.

- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!

Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.

Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.Затем дети берут кисель и пытаются перелить в другой стакан.

- Какой кисель – густой. Он переливается с трудом.

 Вывод.Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

-

Опыт 2. Радуга в стакане.

Волшебница - вода предлагает детям взять  4 стакана с водой и сахар.

Насыпьте сахар в стаканы: в1 -1 ст.л: 2-2 ст.л,3 – 3 ст.л; 4- 4 ст.л.Добавьте по 3 ст. л воды в каждый стакан и перемешивайте.

Я буду делать вместе  с вами.Воспитатель добавляет пищевой краситель разных цветов в каждый стакан.Дети перемешивают.

- Теперь с помощью с помощью ложки воспитатель и дети  наливают жидкость в следующем порядке: синяя, зеленая, желтая, красная.

Дети посмотрите «Радуга в стакане»! сколько сахара в синем стакане (4 л), а в красном(1 л). Какой вывод можно сделать?

- Где больше сахара, вода тяжелее, а где меньше она легче.

-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!

2 группа детей идет к природному уголку- делают вертолеты из киндер сюрпризов и природного мтериала.

Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать вертолеты?

Дети. Из скорлупы ореха, крылаток и шишек.

Дети. Мы конструируют вертолеты, соединяют детали с помощью пластилина.

Индивидуальная работа «Вертолет» с применением карандаша.

3 группа детей работают в уголке для конструирования.

Фея. Мальчики, сегодня мы с вами  будем строить корабль по схеме, которую предлагают конструкторы.

Дети самостоятельно  рассматривают схему, отбирают нужный материал, считают количество пластин, кирпичиков.

Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.

Волшебница -  — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.

- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)

Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались

капельки танцуют, разбегаются.

Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .

- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .

- Но пора домой. Мальчики построили корабль, вертолет.  девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль ( воспитатель с помощью лазерной указки проводит зрительную гимнастику) и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.

Спасибо вам ребята за помощь!

Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответ 1. Оказывать помощь Фее.

Ответ 2. Все понравилось

Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли, вертолеты по схеме, находить маршруты  по карте..



Предварительный просмотр:

Конспект познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе     « Волшебные свойства воды».

Автор методической разработки.

Каратеева О.П

Цель: Формировать  навыки  элементарной исследовательской деятельности  у детей, развивать любознательность и познавательные мотивации. .

Задачи:

Образовательные:

Совершенствовать действия экспериментального характера для самостоятельного  изучения свойств  воды через игровые действия с ней. (вода - жидкая, она течёт, разливается; вода прозрачная). Учить проводить исследовательские действия с водой  (  сахар растворяется в воде; но его количество влияет на плотность жидкости ) , строительным материалом, природным материалом. Учить создавать модели вертолета, корабля по схеме, определять какие детали более подходят для постройки, как их лучше скомбинировать.

Развивающие:

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, умение самостоятельно составлять свой собственный алгоритм, применять готовые схемы, корректировать свою деятельность.

Побуждать детей употреблять в речи простейшие сложные предложения ( Вода льется, потому что она жидкая).

Воспитательные:

Воспитывать интерес к природе, эмоциональную отзывчивость, радость предстоящего познания.

Коррекционные задачи. Учить детей ориентировке в групповой комнате, применяя схему нахождения объекта и  макро-пространстве , развивать  глазодвигательные  функции. Развивать мелкую моторику рук

Познавательные области. «Познание», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Методические приемы. Мотивация к действию, игра, физ.минутка, беседа, исследовательская деятельность, чтение стихотворения, изготовление корабликов, вертолетов, конструктивная деятельность, зрительная гимнастика. Индивидуальная работа.

Предварительная работа.

- Наблюдения в природе за водой.

- Рассматривание иллюстраций.

- Чтение произведений.

- Дидактические игры: «В гостях у «Незнайки», .

- Разучивание стихотворенья Н. Рыжовой «Вы, слыхали о воде? »

- Подвижная игра «Ходят капельки по кругу».

- Знакомство детей с загадками, пословицами, поговорками, чтение потешек.

- Работа в уголке экспериментирования, природном уголке, уголке для конструирования.

-.Развивающая среда: стаканчики с водой, пищевые красители, столовые ложки, , тазы, подносы,, сахар, ковшик, различные картинки.), строительный материал, природный материал, схемы для ориентировки в групповой комнате, схемы построек, карандаши.

  Ход исследования.

Создание игровой мотивации ; Группа украшена шарами с прикрепленными на них капельками, капельки на полу, стенах.

Заходит волшебница – фея.(воспитатель)

- Здравствуйте, ребята я – Фея воды. Живу далеко, в волшебной стране.

(читает стихотворение Рыжовой Н. «Вы слыхали о воде? »)

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде.

В луже, в море, в океане.

И в водопроводном кране.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без неё нам не прожить!

- Ребята я пришла к вам за помощью.  У меня случилась беда, злой волшебник раздул мои капельки и они улетели. Все реки и озера в моем царстве остались без воды. Вы мне поможете найти мои весёлые капельки?

Дети: - Вот они.( дети смотрят на потолок, пол, на стены) – находят капельки.

Волшебница – Фея: Вот вы где мои капельки, спасибо вам ребята, что вы помогли мне их найти.

- Ребята, а знаете почему я их искала? В нашем царстве открылась волшебная комната- лаборатория , где мы изучаем воду, а капельки мне помогают. За то,  что вы мне помогли найти капельки,  я вас приглашаю в нашу волшебную лабораторию. Хотите побывать в лаборатории?, Но пройти туда очень непросто, я вам дам такие карты, с помощью которых вы най дете  нашу лабораторию. А теперь подойдите ко мне все поближе ( раздает схемы маршрутов).Дети ищут свои игровые уголки по заданному маршруту.

1 группа детей – находит лабораторию с водой.

Ну вот мы и в лаборатории!

- Посмотрите, ребята! Как много здесь всего интересного! . Теперь вы настоящие маленькие исследователи.

Фея. - Ребята, подумайте и скажите , где вы видели сегодня воду?

Дети: (отвечают)

Волшебница – Фея : А для чего нужна вода?

Дети: Пьём воду, стираем, моем руки и т. д.

- - Правильно! А в нашей лаборатории мы с вами докажем какая вода.

Волшебница - вода приглашает детей - в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования с водой) .

2-ая часть. Игровые действия с водой.

- Поиграем с водой и понаблюдаем за ней.

- Опыт 1. «Вода течёт, разливается».

Волшебница - вода зачерпывает воду из своего ведёрка и медленно наливает её в тазики для каждого ребёнка.

- Посмотрите, как течёт вода из ковшика в тазик?

- Дети: Медленно.

- Что делает вода? - Льётся. - Почему? - Докажи!

Дети: Вода разлилась. Она течёт, потому что она жидкая.

Вывод. Вода - жидкая, течёт, разливается.Затем дети берут кисель и пытаются перелить в другой стакан.

- Какой кисель – густой. Он переливается с трудом.

 Вывод.Да, ребята, я согласна с вами. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

-

Опыт 2. Радуга в стакане.

Волшебница - вода предлагает детям взять  4 стакана с водой и сахар.

Насыпьте сахар в стаканы: в1 -1 ст.л: 2-2 ст.л,3 – 3 ст.л; 4- 4 ст.л.Добавьте по 3 ст. л воды в каждый стакан и перемешивайте.

Я буду делать вместе  с вами.Воспитатель добавляет пищевой краситель разных цветов в каждый стакан.Дети перемешивают.

- Теперь с помощью с помощью ложки воспитатель и дети  наливают жидкость в следующем порядке: синяя, зеленая, желтая, красная.

Дети посмотрите «Радуга в стакане»! сколько сахара в синем стакане (4 л), а в красном(1 л). Какой вывод можно сделать?

- Где больше сахара, вода тяжелее, а где меньше она легче.

-Да, вы всё правильно сказали. Какие вы у меня молодцы!

2 группа детей идет к природному уголку- делают вертолеты из киндер сюрпризов и природного мтериала.

Фея. Ребята, из чего вы будете изготавливать вертолеты?

Дети. Из скорлупы ореха, крылаток и шишек.

Дети. Мы конструируют вертолеты, соединяют детали с помощью пластилина.

Индивидуальная работа «Вертолет» с применением карандаша.

3 группа детей работают в уголке для конструирования.

Фея. Мальчики, сегодня мы с вами  будем строить корабль по схеме, которую предлагают конструкторы.

Дети самостоятельно  рассматривают схему, отбирают нужный материал, считают количество пластин, кирпичиков.

Волшебница .Я вижу , у всех . ребят работа идет быстро. Вы наверное устали- надо отдохнуть.

Волшебница -  — Я поиграю с вами. Предлагаю мою любимую игру «Ходят капельки по кругу». Вы согласны поиграть со мной? Тогда начнём.

- Превратимся в капельки воды (звучит музыка, напоминающая звуки дождя)

Волшебница - : Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались

капельки танцуют, разбегаются.

Волшебница - вода: Скучно стало Капелькам поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки) .

- Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку)

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют и попадают в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и идут по кругу) .

- Но пора домой. Мальчики построили корабль, вертолет.  девочки исследовали воду и вернули ее в реку. А мы теперь сядем в большой корабль ( воспитатель с помощью лазерной указки проводит зрительную гимнастику) и поплывем в путешествие и не страшен нам злой волшебник.

Спасибо вам ребята за помощь!

Фея. Скажите, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?

Ответ 1. Оказывать помощь Фее.

Ответ 2. Все понравилось

Ответ 3. Делать опыты с водой, строить корабли, вертолеты по схеме, находить маршруты  по карте..