Тренажеры по подготовке к ЕГЭ

Усенкова Ольга Юрьевна

Материал содержит подбор заданий для работы по карте и с иллюстрациями. Эти задания являются в ЕГЭ по истории новыми и представляют сложность. Данный тренажёр обучает навыкам работы с такими видами заданий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с картами и схемами. Задания В8-В11

C:\Users\Ольга\Pictures\2кр в.jpg

Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11. 

ВАРИАНТ№ 1

В8. Под каким названием вошла в историю война, во время которой  состоялись военные действия,   обозначенные на схеме стрелками. 

Ответ: Крымская.   

В9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «5», где находилась главная российская военно-морская база на Черном море.

Ответ: Севастополь.

В10. Напишите цифру, обозначившую место сражения, где противник потерял полтора десятка кораблей и свыше 3 тыс. человек убитыми, все береговые укрепления были разрушены.

Ответ: 4 (Синоп)

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) союзниками России в войне были Германия, Австро-Венгрия и Швеция;

2) эту войну между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства иногда называют ещё и  Восточной;

3) военные действия, обозначенные на схеме стрелками, длились около пяти лет;

4) после сражения на р. Альма, которое русские войска проиграли, противник осадил Севастополь;

5) одним из последствий событий, обозначенных на схеме и в соответствии с условиями Парижского мирного договора, было приобретение Россией турецкой крепости Карс;

6) как показали события  и военные действия, обозначенные на схеме, Россия не была организационно и технически готова к войне.

Ответ: 2, 4,6.

ВАРИАНТ№ 2

В8. Напишите имя флотоводца, под командованием которого русский Черноморский флот осуществил поход, обозначен на схеме, и одержал блистательную победу, разгромив турецкую эскадру.

 Ответ: Адмирал Павел Степанович Нахимов.   

В9. Напишите название главного театра военных  действий, обозначенного на схеме цифрой «2».

Ответ: Крымский театр военных действий.

В10. Напишите цифру, обозначившую на схеме театр военных  действий, где  события развивались более успешно для России.

Ответ: 3 (Кавказский театр военных действий )

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. поводом к войне послужил спор между католической и православной церквями об их правах на  ключи от святых мест в Палестине;
  2.  военные действия начались с ударов Турции, Великобритания и Франция  по русским портам на самых различных направлениях;
  3. боевые действия  против России начались с вторжения  армии союзников в  Крым;

4)военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет;

5) на момент вооруженного конфликта английский флот по численности являлся первым в мире, французский был на втором, а русский на третьем месте; таким образом, союзники имели значительный перевес по всем типам кораблей, причем паровых линейных кораблей в российском флоте не было вообще;

6) в результате  военных событий, обозначенных на схеме, Чёрное море объявлялось нейтральным (открытым для торговли и закрытым для военных судов в мирное время),  т.е. и России, и Османской империи запрещалось иметь здесь военные флоты, береговые укрепления  и арсеналы.

Ответ: 1, 5,6.



Предварительный просмотр:

Работа с картами и схемами. Задания В8-В11

Рассмотрите схему и выполните задания B8–B11. 

В8. Напишите имя полководца, осуществившего вторжение войск на территорию России, обозначенное  на схеме стрелками. 

Ответ: Наполеон .    

В9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ: Смоленск.

В10. Напишите цифру, которой обозначено место, где в период данного вторжения русская армия расположилась в укреплённом лагере, получив отдых и возможность пополнить материальную часть и живую силу.

Ответ: 3 (Тарутино)

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. 4 августа сразу же после вручения ноты  с объявлением войны  начались боевые действия  против России;

2) вторжение Великой  армии в пределы Российской империи началось  с переправы по наведённым мостам через пограничный Неман;

3) план неприятеля разгромить рассредоточенные русские войска поодиночке был успешно осуществлен;

4)  одним из главных событий, обозначенных на схеме, было генеральное сражение, исход которого и та, и другая сторона сразу же объявили и доныне празднуют как свою победу, имея на то основания

5) военные действия, обозначенные на схеме стрелками, продолжались около двух лет;

6) в результате событий, обозначенных на схеме, армия вторжения  заняла Москву без боя.

Ответ: 2, 4,6.



Предварительный просмотр:

Работа с картами и схемами. Задания В8-В11.

Война Ливонская.gif

В8. Под каким названием вошла в историю война, во время которой  состоялись военные походы,   обозначенные на схеме стрелками.

Ответ:  Ливонская .

В9. Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «3».

Ответ:  Псков.

В10. Напишите цифру, которой обозначена земля, где в период данного похода, существовала католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-крестоносцев.

 Ответ: 7.

В11. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) военные действия начались с вторжения Великого княжества Литовского в русские земли;

2) главной целью войны, события которой представлены на схеме, было завоевание Россией выхода к Балтийскому морю;

3) война приняла  затяжной характер и длилась около 25 лет;

4) ни Псков, ни Орешек, захваченных завоевателями, не выдержали осады более одной недели;  

5) в результате событий, обозначенных на схеме, города Нарва, Ям, Ивангород, Копорье, Корела с уездами вошли в состав Русского государства;

6) война способствовала образованию Речи Посполитой - объединенного польско-литовского государства, а Россию привела к экономическому упадку.

Ответ:  2,3,6.

Дополнительные сведения:

  • Ливонская война разделяется на три периода. Первый период (1558 – 1561) увенчался успехом русских войск, Ливонский орден был уничтожен. На втором периоде (1561 – 1578) в войну вступили польско-литовские войска, и война приобрела затяжной характер. Третий период (1579 – 1583) сопровождался победами Речи Посполитой и Швеции.
  • Летом 1581г. Стефан Баторий взял Опочку, Остров и осадил Псков. Осада была тяжёлой, она продолжалась около полугода. Псков был хорошо укреплён: окружён тремя каменными поясами, общая длина стен составляла девять километров, высота – восемь-девять метров, толщина – около пяти. Обороной руководил князь Иван Петрович Шуйский. Во время первого штурма войска Батория захватили две башни, но были отбиты. Осаждённые не выжидали пассивно: они делали постоянные вылазки, подкопы. Польская армия была истощена, начались волнения, никто не хотел вести осаду зимой. Иван посылал отряды на помощь Пскову. Войско Дмитрия Хворостинина опустошило окрестности Могилёва, Шклова, Орши. Иван IV решил заключить с поляками перемирие, чтобы отбить захваченную шведами Нарву. Стефан Баторий, войско которого было измотано осадой Пскова, согласился. В 1582г. был подписан Ям-Запольский договор о десятилетнем перемирии. Речь Посполитая получала всю Ливонию, вернула России Великие Луки и несколько других городов, но оставила себе Велиж и Полоцк.
  • Осенью 1582г. шведский главнокомандующий Понтус Делагарди осадил Орешек, чтобы перерезать путь к Ладоге, но снял осаду. В августе 1583г. было заключено Плюсское трёхлетнее перемирие: Швеции отходили Нарва, Ивангород, Ям, Копорье, Корела; Москве оставался маленький участок в устье Невы.
  • Итоги Ливонской войны были неутешительны для России: она не смогла закрепиться на Балтике, утратила Приладожье. Страна была разорена, центральные и северо-западные районы обезлюдели. Хотя Ливонский орден был уничтожен, но его территория была разделена между Речью Посполитой, Швецией и Данией.
  • Речь Посполи́тая — федерация Королевства Польского и Великого княжества Литовского, возникшая в результате Люблинской унии в 1569 году и ликвидированная в 1795 году с разделом государства между Россией, Пруссией и Австрией.



Предварительный просмотр:

Анализ иллюстративного материала. Практикум.

 Задания к теме: «Россия в начале XX века».

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

В12. Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. художника, как и всю Россию,  потрясло событие,  произошедшее в мае 1901г. и получившее название «Обуховская оборона»;
  2. картина отражает драматические события одной  из первых стачек в Российской империи на Кренгольмской мануфактуре;  
  3. картина отражает один из эпизодов события, произошедшего в Петербурге и послужившего началом  первой русской революции;
  4. эта историко-революционная картина советского художника воссоздает события гражданской войны;
  5. художник Серов был очевидцем разгона демонстрации на 5-й линии Васильевского острова.

 Ответ: 3,5.

В13. Какая из картин, представленных ниже, написана тем же художником, что и предыдущая в задании В12? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

1)

2)

3)

4)

Ответ: 2.

Дополнительные сведения:

  • Серов Валентин Александрович (1865-1911): «Солдатушки, бравы ребятушки! Где же ваша слава» (1905, ГРМ),  «Петр I» (1907, ГТГ).

Революция 1905 года оставила заметный след в творческом наследии и жизни художника.. В Петербурге Серов стал очевидцем расстрела рабочих на 5-й линии Васильевского острова, и это потрясло его... В.А. Серов в письме И.Е. Репину об этом пишет: "Ужели же, если государь не пожелал выйти к рабочим и принять от них просьбу, то это означало их избиение? Никому и ничем не стереть этого пятна". "Он слышал выстрелы, видел убитых. С тех пор его характер резко изменился - он стал угрюм, резок, вспыльчив и нетерпим: особенно удивляли всех его крайние политические убеждения", - писал о Серове Репин. В знак протеста он вышел из состава действительных членов Академии художеств. В день освобождения политических заключенных Серов находился у Таганской тюрьмы, был в Университете, где строились баррикады, и на похоронах Баумана. В альбоме художника появились рисунки: атаки казаков на безоружный народ, "Баррикады, похороны Н. Э. Баумана" (1905, Музей современной истории России, бывший музей Революции СССР), острые политические карикатуры, которые разоблачали Николая II как палача революции: "1905 год. После усмирения", "1905 год. Виды на урожай 1906 года" (1905, ГТГ) и протестная картина, исполненная темперой - «Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваша слава?»

  1. Автор портрета: Матвеев Андрей Матвеевич (1701-1739) — знаменитый русский художник портретист, один из основоположников русской светской живописи.
  2. Автор картины «Петр I» Валентин Александрович Серов в своем творчестве неоднократно обращался к исторической теме. Будучи членом «Мира искусства», художник претворял в своих произведениях художественные принципы объединения, проявлял интерес к русской истории XVIII века. Петр I был написан Серовым по заказу известного книгоиздателя И. Н. Кнебеля, для репродукции в школьном наборе картин по русской истории. Уверенной походкой шагает навстречу свирепому ветру великий государь. Его свита, комично пригибаясь, пытается преодолеть порывы воздушной стихии. Выбранная снизу точка зрения позволяет Серову подчеркнуть мощь и величие фигуры императора. Картина Петр I с одной стороны отражает дух масштабных преобразований ушедшей эпохи, с другой - выражает ностальгию современников Серова по сильной фигуре царя-реформатора.  "Страшно, судорожно, как автомат, шагает Петр... Он похож на Божество Рока, почти на смерть; ветер гудит ему по вискам и напирает в грудь, на глаза. Еле поспевают за ним испытанные, закаленные "птенцы", с которых он смыл и последний налет барского сибаритства, которых он превратил в денщиков и рассыльных. Глядя на это произведение, чувствуешь, что... в императора Петра I вселился грозный, страшный бог, спаситель и каратель, гений с такой гигантской внутренней силой, что ему должен был подчиниться весь мир и даже стихии", - писал о картине Александр Бенуа. "Гений - парадоксов друг" - Серов увидел Петра в том парадоксальном "двуединстве", которое у Бенуа выражено словами "спаситель и каратель" и которое с разительной точностью и лаконизмом сформулировано Пушкиным в Полтаве:

...Его глаза
Сияют. Лик его ужасен.
Движенья быстры. Он прекрасен,
Он весь, как божия гроза.

Картина Серова представляет не только Петра, но и его столь же "ужасное и прекрасное", как и он сам, творение - Петербург. Петр со свитой шествует по необжитой, суровой земле, где бродят коровы, "по мшистым, топким берегам", к которым подступают, "котлом клокоча и клубясь", тяжелые невские волны. На дальнем же плане - панорама города, ряд построек вдоль берега реки, среди которых возносится сверкающий, словно озаренный солнцем, проглянувшим вдалеке во время грозы, шпиль Петропавловского собора. Эта панорама, эта бледно-сиреневая вода, цвет которой столь резко контрастирует с общим тоном картины, напоминают несколько условную театральную декорацию, на фоне которой разворачивается действие. Известно, что строительство Петропавловского собора с его знаменитым шпилем было завершено лишь почти десятилетие спустя после смерти Петра. Зрелище на дальнем плане - прекрасное видение, словно пророчество о будущем великом городе:

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пылко, горделиво. (
 А. С. Пушкин, «Медный всадник») 

  1. Ге Николай Николаевич (1831-1894): «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871, ГТГ, ГРМ).  Картина «Допрос царевича Алексея императором Петром I в Петергофе», как она первоначально называлась, была задумана Николаем Ге в 1870-м году под влиянием всеобщей подготовки страны к празднованию 200-летия со дня рождения Петра I. Когда Николай Ге заканчивал работу над картиной, его мастерскую посетил Третьяков и предложил автору продать  полотно за 3 тысячи рублей. Через год состоялась первая выставка товарищества передвижников, на которой картина имела большой успех. В том числе она понравилась императорской семье, и Александр II попросил оставить картину за собой. Никто из свиты императора не осмелился доложить, что картина уже продана. Тогда в поисках выхода из сложившейся ситуации обратились к Николаю Ге с просьбой передать картину царю, а для Третьякова написать повторение. Но художник, не получив на это согласия коллекционера, возвращает картину после выставки Третьякову. И как записано в отчетах Академии художеств, профессор Николай Николаевич Ге исполнил для Его величества государя-императора и Его высочества великого князя Николая Константиновича повторение картины «Петр I допрашивает царевича Алексея». Так сложилась судьба знаменитой картины. Она экспонируется в залах Третьяковской галерее. Первое авторское повторение находится в Русском музее. 
  2.  Мозаичный портрет Петра I  М.В. Ломоносова (1754, Эрмитаж).



Предварительный просмотр:

Анализ иллюстративного материала. Практикум.

 Задания к теме: «Россия в начале XX века».

Рассмотрите изображение и выполните задания B12 и В13.

В12. Какие суждения о картине, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. на картине изображён один из эпизодов октябрьских событий 1917 года в Петрограде;
  2. сюжет картины  отражен в самом названии – «Восстание декабристов»;
  3. картина  отражает события, произошедшее в мае 1901г. и получившее название «Обуховская оборона»;
  4. картина воссоздает один из эпизодов события, произошедшего в Петербурге в период правления Николая II;
  5. события, воссозданные художником,  послужили импульсом для революционных выступлений

 Ответ: 4,5.

В13. Какая из картин, представленных ниже, посвящена тем же историческим событиям, что и предыдущая картина задания В12? В ответе запишите цифру, под которой она указана.

1)

2)

3)

4)

Ответ: 3.

Информация!

  • Иван Алексеевич Владимиров (1869 -1947). «Расстрел рабочих у Зимнего дворца  9 января 1905 г.» 

1) Юон Константин Федорович (1875-1958) «Взятие Кремля в 1917 году у Манежа» (1927).

2) Кустодиев Борис Михайлович (1878–1927) «Большевик» (1919–20 г., ГТГ).

3) Репин Илья Ефимович (1844-1930)  «Манифестация. 17 октября 1905 года». (1907, 1911. ГРМ)

4) Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939) «Смерть комиссара»   (1927-28г., ГРМ)



Предварительный просмотр:

Анализ иллюстративного материала. Практикум.

Задания к теме: «Советская культура 20-30-х годов».

Рассмотрите изображение и выполните задания В12 и В13.

В12. Какие суждения о памятнике архитектуры,  изображенном на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

  1. это уникальная водонапорная башня;
  2. сооружение построено в 1930-е гг.  по проекту архитектора А.В. Щусева;
  3. новаторская для своего времени конструкция является памятником советского архитектурного авангарда;
  4. радио-башня расположена в Москве на Шаболовке;
  5. решение о сооружении Останкинской  телебашни принято в 1957г., строительство велось с 1963 по 1967 годы.

Ответ: 3,4.

В13. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в те же годы и в том же стиле, к  которому относится изображенное выше сооружение? В ответе запишите цифру, под которой он указан.

1)

2)

3)

4)

Кремль.jpg

ДК Русакова.jpg

Музей Революции.jpg

Дом Игумнова.jpg

Ответ: 2.

Дополнительные сведения  к В12:

  • Шуховская башня (Шаболовская башня, Радио-башня) — новаторская для своего времени гиперболоидная конструкция, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки. Шаболовская башня  в Москве является уникальным памятником  архитектуры русского авангарда. Построена в 1920—1922 годах по проекту и под руководством В.Г. Шухова. Он одним из первых использовал стальные сетчатые конструкции двоякой кривизны — гиперболоиды, имевшие большое будущее в мировой строительной практике. «Шуховские башни» - это более 200 башен разного назначения, построенных в мире по проекту Владимира Григорьевича Шухова (1853—1939) - русского и советского инженера, архитектора, изобретателя и ученого, каждая из которых уникальной гиперболоидной конструкции, выполненная в виде несущей стальной сетчатой оболочки, но каждая имеет свою индивидуальность. До наших дней сохранилось 16 "башен Шухова". Сейчас Шуховская башня признана международными экспертами одним из высших достижений инженерного искусства.

Дополнительные сведения  к В13:

  1. Государственный Кремлёвский дворец (до 1992г. — Кремлёвский дворец съездов) построен в хрущевский период (1959—1961гг.) под руководством архитектора Михаила Васильевича Посохина (в проектировании и строительстве также принимали также участие А.А. Мндоянц, Е.Н. Стамо,  Г.Н. Львов, А.Н. Кондратьев, П.П. Штеллер, И.И. Кочетов). Фасад здания членят беломраморные пилоны, между ними — стеклянные витражи.
  2. Дом культуры имени И. В. Русакова — здание рабочего клуба расположено на пересечении улиц Стромынка и Бабаевская в Москве, построенное в 1929 году для работников Союза коммунальников по проекту выдающегося архитектора Константина  Степановича Мельникова (1890—1974). Здание Дома культуры имени Русакова является известным памятником архитектуры советского авангарда, отличается уникальной пространственной композицией, запоминающимся художественным образом и новаторскими конструктивными решениями.
  3. Здание музея современной истории России (бывший Музей Революции) находится в центре Москвы на Тверской улице в Парадных залах Главного Дома ансамбля городской усадьбы графов Остерманов – Толстых. С 1831 по 1917 годы в нем размещался Московский Английский клуб. Здание является памятником архитектуры позднего классицизма конца XVIII века.
  4. Дом купца Н.В. Игумнова - исторический особняк в Москве, расположен на Большой Якиманке (1888-1893, арх. Н.И. Поздеев). Уникальная постройка в "русском" стиле - крупный купеческий особняк, в декор фасадов которого вплетено огромное количество разнообразных изразцов. Обилие керамической декорации, её изобретательное, но строго традиционное применение, как и Помимо керамической декорации в здании использованы элементы резьбы по дереву, белому камню, металлическая ковка и литье, живопись (на сводах), элементы кирпичной фигурной кладки.