Страничка для родителей

Теребило Татьяна Владимировна

Обследование речи  "Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Обследование чтения

Слайд 2

п , б, с, з , ш , ж, р , л, с, ц , к Назвать указанную логопедом букву

Слайд 3

Р , К , З, В, С, Э, Г , Я, Ь,Ч Назвать буквы

Слайд 4

Я Р Ч К З Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением

Слайд 5

Х, К, Ж, Т, П, Н, Г, Ш, Щ, Ц, Л, М, О,С,Э Найти сходных по начертанию букв нужную

Слайд 6

са шу ха ну ос ры да пе ню ря пу пы Прочитать прямые слоги

Слайд 7

ум ах ас ор ын ус ат омет ян ед Прочитать обратные слоги

Слайд 8

ста кро тру гло цви вру Прочитать слоги со стечением согласных

Слайд 9

та - тя сы - си ка – кя зу - зю ло - лё ву - вю ма - мя ды - ди по - пё Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными

Слайд 10

кит, шум, сок, мост, куст Прочитать слова

Слайд 11

осы, луна, очки, отряд, шалаш, санки Прочитать слова

Слайд 12

машина, колесо, собака, ножницы, тетради Прочитать слова

Слайд 13

диктант, милиционер, парикмахерская Прочитать слова

Слайд 14

Подойди к полке и возьми книгу. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 15

Поставь стул справа от стола. Прочитать предложение и выполнить соответствующее действие

Слайд 16

Собака бежит за мальчиком. (Вопрос: Кто бежит впереди?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 17

Урок физкультуры был после математики. (Вопрос: Какой урок был первым?) Прочитать предложение, ответить на вопросы

Слайд 18

В нашей деревне текут два ручейка. В них живет много раков. Мальчики ловят их руками под камнями в дырах между корнями или под берегом. Потом они варят их и лакомятся ими. Одного рака я получил от моего друга, и он мне очень понравился, был очень вкусный. Мне тоже захотелось ловить раков. Но легко сказать, но трудно сделать. У раков своё оружие - клешни, которыми они щиплются как следует. Кроме того, я боялся сунуть руку в дыру между корнями. Ведь можно прикоснуться к лягушке или даже змее! Мой друг посоветовал мне, как можно ловить раков совсем по-другому. Нужно привязать на длинную палку тухлое мясо. Рак крепко схватит мясо, и затем его легко вытащить из воды, как рыбу на удочке. Этот способ мне очень понравился, и поэтому я подготовил все нужные вещи. В пруду я нашёл глубокое место и сунул палку в воду. Сижу спокойно. Вода чистая, но раков я не видел нигде. Вдруг я заметил усы, потом глаза и клешни, и, наконец, весь рак медленно вылез к мясу. Потом схватил мясо клешнями и разорвал его челюстями. Я очень осторожно вытянул свою удочку из воды - и рак лежит на траве. Я наловил много раков. Мама их сварила. Какими они были красными! И очень вкусными!

Слайд 19

Вопросы для выяснения степени понимания смысла прочитанного: 1. О чем этот рассказ? Или Расскажи, что ты запомнил. 2. Почему мальчику трудно было ловить раков? 3 Как можно ловить раков по другому?



Предварительный просмотр:

Тестовая методика диагностики

устной речи младших школьников

по Т.А. Фотековой (1, 2 классы).

Структура методики.

Обследование состоит из 6-и серий. Методика применяется для учащихся начальной школы. Отличие первичного обследования от обследования учащихся при выпуске с логопункта состоит в увеличении объёма материала.

Серия I – Исследование сенсомоторного уровня речи – включает 4 группы заданий и носит комплексный характер).

Первая группа заданий состоит из 10 проб, представляющих собой цепочки слогов с фонетически сходными звуками для проверки фонематического восприятия. На успешность выполнения этих заданий влияют:

  • уровень фонематического восприятия,
  • трудности переключения, (инертность т.е., «застревание» на каком – либо слоге.

Вторая группа заданий направлена на выявление нарушений в слоговой структуре слова (количество, последовательность звуков и слогов, ударность) и включает в себя 10 слов с постепенным усложнением слоговой структуры.

        Третья группа заданий направлена на исследование звукопроизношения через отражённое проговаривание цепочки из трёх слов на различные группы звуков.     Окончательная оценка звукопроизношения производится на основе всего обследования. Это задание даётся по необходимости в конце обследования для уточнения звукопроизношения.

        Четвёртая группа заданий  нацелена на исследование состояния артикуляционной моторики путём выполнения 10 движений и цепочек движений по показу экспериментатора. Это задание даётся по необходимости в конце обследования.

Серия II – Исследование навыков языкового анализа - состоит из 5 или 10 заданий для выявления знаний о понятиях «звук», «слог», «слово», «предложение» и владения навыками выделения их из потока речи. Обследование можно проводить на материале III серии «Исследование грамматического строя речи»  или VI серии заданий «Исследование  связной речи».

Серия III - Исследование сформированности грамматического строя речи – состоит из 4-х  групп заданий, по 5 - 10 проб каждая.

Первая группа заданий: повторение предложений различной грамматической сложности (комплексный характер). Параллельно отслеживается восприятие объёма вербального материала, качество слухового восприятия и слухоречевой памяти.

Типичные ошибки:

  • замены слов по семантическому сходству (вербальные парафазии)
  • замены слов по фонетическому сходству (литеральные парафазии)
  • поиск слов
  • трудности удержания смысловой программы.

У младших школьников количество лексических ошибок зависит от длины предложения, а грамматические ошибки обусловлены синтаксической сложностью фразы. Можно использовать чистоговорки.

Вторая группа заданий: составление предложений из слов, данных в начальной форме (правильное грамматическое оформление высказываний вызывает трудности у детей с системной речевой патологией).

Третья группа заданий: подбор пропущенного предлога в предложении. Задание выполняется с опорой на вопросы логопеда.

Четвёртая группа заданий: образование формы существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Типичные ошибки:

  • унификация ударения в парадигмах слов
  • устранение чередования конечных согласных основы ( ухо – ухи)
  • унификация основ существительных, имеющих во множественном числе наращение – j – ( стул – стулы)
  • тенденция к замещению флексии –«а»  на «-и» (-ы) у существительных среднего рода (окно – окны)
  • вытеснение нулевого окончания « -ов» во множественном числе Р.п. (звезда – звездов).

Серия IV   – Исследование словаря и навыков словообразования  (словообразовательных процессов)– состоит из 4-х групп заданий.

 

        Первая группа заданий: знание слов – существительных, обозначающих названия детёнышей в единственном и множественном числе - 10 проб.

        Вторая группа заданий: образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме - 5 проб.

        Третья группа заданий: подбор слов – синонимов и антонимов (по 5 проб).

Четвёртая группа заданий: образование качественных, относительных и притяжательных прилагательных от существительных. по 5 или 10 проб.

   Правильный выбор прилагательных в большинстве случаев определяется традицией. Не зная традиций, но овладев какой – нибудь словообразовательной моделью, ребёнок начинает её активно использовать и прибегать к словотворчеству, которое при нормальном речевом развитии заканчивается к началу школьного обучения.

   Для детей с ОНР и ЗПР задания на словообразование сложны, часто пробы выполняют стереотипно (инертно: салат из моркови – морковный, суп из грибов – грибный).

 Серия V Исследование понимания сложных логико – грамматических отношений – направлена на проверку понимания обращённой речи.

    Для правильного выполнения задания требуется:

  • аналитико- синтетическая деятельность
  • одновременное усвоение обширной информации
  • кратковременная и долговременная память
  • пространственное восприятие.

Серия включает 5 проб, в том числе конструкции с предлогами, сравнительные, обратимые и флективные инвертированные словосочетания (показать ключ карандашом).

Серия VI – Исследование сформированности связной речи. (комплексных характер)

   Овладение  гибкими, разнообразными жанровыми формами – длительный и сложный процесс, завершающий речевое развитие. Жинкин Н.И. выделяет два условия оптимальной генерации текста:

  1. накопление понятий из определённой области знаний;
  2. умение семантического сжатия и развёртывания текста.

Детям предлагается два задания:

  • составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • пересказ.

Данная серия выявляет дефекты всех сторон речи.

Пересказ требует:

 -   сформированности слухо-речевой памяти

  • умения логично излагать свои мысли
  • умения устанавливать причинно-следственные связи.

Методика оценивания ответов.

Максимальная оценка за успешное выполнение всех проб равна 100 %.

При выполнении 10 проб одна проба равна 10 %, при выполнении 5 проб, одна проба равна 20 %. Верно выполненным задание считается с первого предъявления и с разовой помощью.

   Процентное выражение качества выполнения методики соотносится с одним из 4-х уровней успешности:

I уровень –100-80 %

II уровень – 79,9-65 %

III уровень – 64,9-50 %

IV уровень – 49,9 % и ниже.

   Для получения индивидуального речевого профиля надо оценить успешность выполнения каждой серии методики в %. На основе полученных значений вычерчивается индивидуальный речевой профиль, который наглядно показывает как сформированные, так и менее сформированные компоненты речевой системы.

:

  • на оси ординат откладываются значения успешности выполнения заданий

 в % (10 значений)

  • на оси абсцисс – названия заданий или измеряемых сторон речи (19 значений):

  1. фонематическое восприятие
  2. слоговая структура слова
  3. навыки языкового анализа
  4. грамматический строй речи:

 -    повторение предложений

  • составление предложений из слов
  • употребление предлогов в речи
  • образование существительных мн. числа именительного и родительного падежа
  1. словарь (лексика) и словообразовательные процессы:
  • образование существительных, обозначающих детёнышей животных в ед. и мн. числе
  • образование существительных в уменьшительно-ласкательной форме
  •  подбор синонимов
  • подбор антонимов
  • образование качественных прилагательных от существительных
  • образование относительных прилагательных от существительных
  • образование притяжательных прилагательных от существительных
  1. понимание логико-грамматических отношений
  2. связная речь:

 – составление рассказа по серии сюжетных картинок

 - пересказ прослушанного текста

  1. звукопроизношение
  2. артикуляционная моторика.

Критерии оценивания работы с картинками пересказом.

  • Смысловая целостность.
  • Лексико – грамматическое оформление высказывания.
  • Самостоятельное выполнение задания.

Оценка работы с картинками.

5 – Серию картинок разложил, рассказ составил, установил  все смысловые и логические связи – 100%.

4 – серию картинок разложил, рассказ составил, установил не все смысловые и логические связи – 80%.

3 – Серию картинок разложил с помощью, высказывание с нарушением логических и смысловых связей – 60%.

2 – Серию разложил с помощью, рассказ составил по вопросам, перечисляя изображения на картинках – 40%.

1 – Не выполнил задание, помощь не принял – 20%.

Оценка пересказа.

5 – Самостоятельно воспроизведены все смысловые звенья, без нарушения лексико-грамматических сторон – 100%.

4 – Самостоятельно воспроизведены все звенья с незначительным сокращением, наблюдается стереотипность оформления и поиск слов- -80%.

3 – Пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажения смысла, или включение посторонней информации, отмечаются аграмматизмы, повторы – 60%.

2 – Пересказ по вопросам простыми предложениями – 40%.

     1 – Пересказ недоступен даже по вопросам – 20%. 

Оценка звукопроизношения.

  • произносит все звуки в речи – 100%
  • звуки поставлены (одна группа звуков), но в речь не введены – 80%
  • звуки не поставлены (одна группа звуков) – 60%
  • Нарушено произношение шипящих и свистящих – 40%
  • Нарушено произношение соноров, шипящих и свистящих – 20%.

РЕЧЕВЫЕ ПРОБЫ.

Серия I. Исследование сенсомоторного уровня речи.

  1. Проверка состояния фонематического восприятия.

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

БА – ПА – БА -                      ТА – ДА - ТА                      ГА - КА - ГА 

СА – ЗА – СА                       ША – СА – ША                СА – ЦА – СА

ВА – ФА – ВА                      ЗА – ЖА – ЗА –                 ЧА – ТЯ – ЧА

ША – ЖА - ША

  1. Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.

 Инструкция: «Повторяй за мной слова»:

Панама, скакалка, танкист, сковорода, милиционер

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

(на материале  III или  IV серии).

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

  1. Сколько слов в предложении? День был теплый. Мама сварила вкусный суп.
  2. Сколько слогов в слове?  Дом, лимон.
  3. Определи первый звук в слове: облако, кот.
  4. Определи последний  звук в слове: очки, дом.
  5. Сколько звуков в слове? Мак, сумка.

 Грамматический  строй речи.

  1. Повторение предложений.

Инструкция: «Послушай предложение и постарайся повторить его как можно точнее». Или «Послушай внимательно предложение, запомни и повтори за мной».

  • Наступила осень.
  • Птичка свила гнездо..
  • Над водой летали белые чайки.
  • На зеленом лугу паслись лошади.
  • В саду было много красных яблок.

  1. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция:  «Составь из слов, которые я назову, предложение».

  • Девочка  читать  книжка.
  • В сад  расти  вишня.
  • Рисовать  карандаш  мальчик.
  • Сидеть  синичка  на  ветка.
  • Петя  купить  шар  красный  мама.

3.Добавление предлогов в предложение.

Инструкция: «Закончи предложение» (с опорой на вопрос).

- Лена наливает чай         (из чего?)        из чашки, стакана.

- Почки распустились       (на чём?)         на деревьях, ветках.

 -Лодка плывёт                   (по чему?)     по озеру, по реке.

- Мячик закатился под стол. Откуда достали мячик?        Из-под стола, шкафа.

- Мальчик спрятался за дом. Откуда выглядывает мальчик?     Из–за дома.

4.Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падеже.

Инструкция: «Назови предметы по образцу».

Образец: Один –  стол, а если много – это столы.

Образец: Это -  столы. Нет чего? - Столов.

Один – стул, а много – это стулья.

Один - дом, а много – это дома.

Одно – окно, а много – это  окна.

Одна – звезда, а много – это звёзды.

Одно - ухо, а много – это уши.

Это - стулья.  Нет чего? - Стульев.

Это - дома. Нет чего? - Домов.

Это - окна. Нет чего? - Окон.

Это - звёзды. Нет чего? -      Звёзд.

Это - уши. Нет чего? - Ушей.

Словарь словообразование.

      1.Образование существительных, обозначающих детёнышей животных в единственном и множественном числе и  существительных в уменьшительной форме.

Инструкция: « Назови детёнышей животных и птиц по образцу».

Инструкция: «Я назову большой предмет, а ты маленький».

Образец: У кошки – котята, котёнок.

Образец: стол – столик.

У собаки–

у лошади–

у лисы –

у курицы –

у свиньи –

у утки –

у льва –

у козы –

у белки –

у коровы -

Стул – стульчик.

Круг – кружок, кружочек.

Дерево – деревце.

Ухо – ушко.

Звезда – звёздочка.

 

   2. Подбор синонимов и антонимов.

СИНОНИМЫ.

Инструкция: «Назови похожие по значению слова».

АНТОНИМЫ.

Инструкция: «Назови слова противоположные по значению, наоборот»

Образец: бабушка – старушка.

Образец: большой - маленький.

дедушка –

товарищ –

доктор –

автомобиль -

алфавит - .

высокий –

тяжёлый –

широкий –

горячий -

чёрный –

3.Образование прилагательных от существительных.

Инструкция: «Назови слова по образцу».

ОТНОСИТЕЛЬНЫХ.

Образец: Кукла из бумаги – бумажная.

шляпа из соломы –

кисель из вишни–

горка изо льда –

варенье из сливы –

суп из грибов –

пирог из яблок –

лист дуба –

лист клёна –

лист осины –

шишки ели - .

КАЧЕСТВЕННЫЕ.

Образец: Лису за хитрость называют хитрой.

зайца за трусость –

медведя за силу –

льва за смелость –

тигра за быстроту –

волка за жадность -.

ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ.

Образец: У собаки лапа – собачья.

У кошки лапа –

У медведя лапа –

У льва лапа –

У лисы лапа –

У белки лапа – .

Образец: Если днём жара, то день – жаркий.

если днём мороз, то день –

если днём солнце, то день –

если днём ветер, то день –

если днём дождь, то день –

если днём снег, то день – .

Серия II. Исследование навыков языкового анализа

Инструкция: «Ответь на вопросы»:

  1. Сколько слов в предложении? День был теплый. Мама сварила вкусный суп.
  2. Сколько слогов в слове?  Дом, лимон.
  3. Определи первый звук в слове: облако, кот.
  4. Определи последний  звук в слове: очки, дом.
  5. Сколько звуков в слове? Мак, сумка.

Серия VI. Исследование связной речи.

1).Составление рассказа по серии сюжетных картинок (4 – 5 картинок).

Инструкция: «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составь рассказ».

2).Пересказ прослушанного текста.

Инструкция: «Сейчас я прочту тебе рассказ , слушай его внимательно, запоминай и готовься пересказывать» Читать не более двух раз..

ГОРОШИНЫ.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Дополнение к 1 серии обследования.

Исследование звукопроизношения 

(проводится в конце обследования по необходимости). 

Инструкция: «Слушай внимательно и повторяй за мной как можно точнее»:

 собака – маска – нос

  • сено – василёк – высь
  • заяц – коза –зима – магазин
  • шуба – кошка – камыш - жук – лежак
  • щука – вещи – лещ
  • чайка – очки – ночь
  • река – варенье – дверь
  • лампа – молоко – пол
  • рука – корова – помидор
  • лейка – телефон - соль

Исследование артикуляционной моторики 

(проводится в конце обследования по необходимости).

Инструкция: «Повторяй за мной движения»:

  • губы в улыбке
  • губы трубочкой
  • язык лопаткой
  • язык иголочкой
  • язык чашечкой
  • скачем на лошадке
  • качели
  • маятник
  • улыбка – трубочка – заборчик – хоботок (чередование движений)
  • иголочка - лопатка (чередование движений)

   Статические упражнения удерживаются по 3 – 5 секунд, динамические повторяются

 по 4 – 5 раз.

   Обращаем внимание:

  • на объём движений
  • темп выполнения
  • точность конфигурации
  • симметричность
  • наличие синкинезий (сопутствующих непроизвольных движений),
  • наличие  гиперкинезов (насильственных движений в мышцах речевого аппарата)
  • усиленное слюнотечения
  • тремор органов речи (дрожание языка, губ)
  • посинение артикуляционных органов.



Предварительный просмотр:

http://www.detsad123.ru/upload/txt/2018/11/orig_20871f050268c8ae4712101f8479c4db.jpghttps://nsportal.ru/sites/default/files/2017/06/10/slayd1.jpg


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Речевая готовность ребенка к школе Учитель логопед МБОУ «СОШ № 7 Теребило Татьяна Владимировна

Слайд 2

Мне кажется, что одна из самых больших удач в жизни человека — счастливое детство. Агата Кристи Люди, лишённые настоящего детства, всегда будут отвечать миру долей неискренности, долей недоверия. Лоренс Даррелл

Слайд 3

Речевая готовность ребенка к школе Готовность или неготовность ребенка к началу школьного обучения определяется уровнем его речевого развития. Именно при помощи устной и письменной речи ему придется осваивать всю систему знаний.

Слайд 4

Критерии готовности к успешному усвоению родного языка Сформированность звуковой стороны речи; Сформированность фонема- тических процессов; Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу; Владение разными способами словообразования; Сформированность граммати- ческого строя речи

Слайд 5

Результаты логопедического обследования Обследовано - 63 ребенка Имели речевые нарушения на начало года – 43 ребенка (70%) из них сложные речевые нарушения – 26 детей (41%) В марте 37 (58%) детей имеют речевые нарушения из них 23 (36%) ребенка сложные речевые нарушения.

Слайд 6

К чему могут привести нарушения речи Психологические проблемы Дислексия (нарушение чтения) Дисграфия (нарушение письма) Трудности в усвоении программ общеобразовательной школы

Слайд 7

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе? Создайте в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей; Требовать от ребенка четкого проговаривания, неторопливой речи. Внимательно слушайте ребёнка. Если малыш допустил ошибки- перепутал звуки, пропустил или неадекватно использовал предлог, неправильно выбрал окончание - дайте ему образец, пусть повторит правильно.

Слайд 8

Следите за точным использованием слов. Уточняйте значения слов, не используемых в быту – вас ждут великие открытия. Никогда не смейтесь над ошибками и не укоряйте ребёнка!!! Общайтесь с ребёнком, пусть он вам рассказывает содержание фильма, спектакля, планируемой игры или другой деятельности.

Слайд 9

Обращайте внимание детей на природные и явления, события жизни –ищите причины и предполагайте последствия этих явлений и событий. Больше речевой практики!

Слайд 10

Лучший способ сделать ребенка хорошим – это сделать его счастливым. Оскар Уайльд

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Приемы работы по развитию речевых умений детей.

Речь – это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития ребенка и также является одним   из основных показателей  развития умственных способностей.

Проблема речевого развития не теряет свою актуальность.  К концу дошкольного возраста речь становится универсальным средством общения ребенка с окружающими людьми. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи. Коммуникативная компетентность ребенка  проявляется в возможности посредством речи решать задачи в условиях разных видов деятельности: бытовой, познавательной, игровой, учебной, трудовой и т.д. Однако процент детей с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Основными условиями  успешного речевого развития  является:

  1. В первую очередь – это живое общение ребенка с взрослыми и сверстниками, причем, чем богаче, чище, красивее речь окружающих,  тем лучше речь ребенка. Особенно важно для ребенка слышать правильную четкую, грамматически оформленную речь на всем протяжении детского возраста. Поэтому речь педагога, родителей, взрослых, окружающих ребенка  должна быть грамотна и литературна.
  2. Также немаловажно  развивать у детей понимание речи, упражняя их в выполнении словесной инструкции.
  3. Обеспечивать развитие звуковой культуры речи детей в соответствии с их возрастными особенностями.
  4.  Постоянно совершенствовать у детей грамматический строй речи, обогащать и активизировать их словарь и развивать связную речь.
  5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы.
  6. Поощрять детское словотворчество.

В своем выступлении я хочу напомнить вам наиболее эффективные технологии речевого развития ребенка.

Технологии развития речи подразделяются на традиционные (образец рассказа педагога, построчное заучивание стихотворения, поэтапное рассматривание и описание и т.д.). Инновационные - формирующие творческие способности, развивающие нестандартное видение мира, новое мышление.

Инновационные технологии: Арт- терапия: музыкотерапия, куклотерапия, сказкотерапия;  логоритмика, мнемотехника, а также разнообразные речевые игры и упражнения направленные на развитие различных компонентов речи.

Одной из таких технологий является «Страна загадок» (методика Аллы Нестеренко)

Все дети и дошкольного и школьного возраста любят отгадывать загадки. Данная технология нацелена на обучение детей самостоятельно придумывать загадки на различные тематики:

-город простых загадок (цвет, форма, размер, вещество);

-город 5 чувств (осязание, обоняние, слух, зрение, вкус);

-город похожестей и непохожестей (на сравнение);

 -город загадочных частей\ развитие воображения: улицы неоконченных картин, разобранных предметов, молчаливых загадок и спорщиков;

- город противоречий (может быть холодным и горячим-термос)

-город загадочных дел.

Сказкотерапия  метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром:

 « Салат из сказок» (смешивание разных сказок);

« Что будет, если…?»  (сюжет задаёт педагог);

 « Изменение характера персонажей» (старая сказка на новый лад);

« Использование моделей» (картинки - геометрические фигуры);

« Введение в сказку новых атрибутов» (волшебные предметы, бытовые приборы и т.д.);

« Введение новых героев» (как сказочных, так и современных);

« Тематические сказки»  (цветочные, ягодные и т.д.).

Куклотерапия это раздел арт-терапии, использующий в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

Логоритмика - это система музыкально - двигательных, речедвигательных и музыкально - речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Метод наглядного моделирования.

К методам наглядного моделирования относится мнемотехника - (греч.) – «искусство запоминания» - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Использование мнемотехники в обучении детей позволяет решить такие задачи как:

1. развитие связной речи;

2.  преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

3. развитие мелкой моторики рук;

4. развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; помогает овладение приёмами работы с мнемотаблицами и сокращает время обучения.

Данные мнемотаблицы можно использовать при составлении рассказа об игрушке, о семье и т.д.

Рассказ об игрушке:

1. цвет;

2. форма;

3. величина;

4. материал;

5. часть игрушки;

6. действие с игрушкой.

Составление рассказа о своей семье План рассказа:

1.Ребенок (твое имя);

2. Три человека (имена родителей и членов семьи);

 3. Молоток (профессия папы);

4. Фартук (профессия мамы);

5. Клубок (бабушка и дед);

 6. Рука (кто помогаем тебе).

Интеллектуальные карты - это уникальный и простой метод запоминания информации.

Правила составления интеллектуальных карт.

1. в центре страницы пишется и обводится главная идея (образ).

2. для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

3. Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

4. Добавляются символы и иллюстрации.

5. Писать надо разборчиво (печатными) буквами.

6. Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

7. Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

8. При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

Следующая технология обучение детей составлению сравнений.

Модель составления сравнений:

- выбирается   какой-либо объект;

- обозначается его признак;

- определяется значение этого признака;

- сравнивается данное значение со значением признака в другом объекте.

Наиболее используемая на практике «Технология активизирующего обучения речи как средства общения»  нацелена на формирование качественной стороны речевой деятельности детей в процессе общения.

 Используемые лингвистические игры направлены на развитие различных видов речевой активности. Игры позволяют каждому ребенку легко и свободно проявить интеллектуальную инициативу, являющуюся специфическим продолжением не просто умственной работы, а познавательной деятельности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней оценкой.

Лингвистические игры

  • «Назови общие признаки» (клубника и малина, птица и человек, дождь и душ и т.д.).
  • «Чем похожи?» (трава и лягушка, перец и горчица, мел и карандаш и т.д.).
  • «Чем отличаются?» (осень и весна, книга и тетрадь, автомобиль и велосипед и т.д.).
  • «Чем похожи и чем отличаются?» (кит - кот; кот-крот; кот-ток и т.д.).
  • «Назови предмет по действию» (ручка - писалка, пчела - жужжалка, занавеска - затемнялка и т.д.).
  • «Антидействие» (карандаш - ластик, грязь - вода, дождь - зонт, голод - пища и т.д.).
  • «Кто кем будет?» (мальчик - мужчиной, жёлудь - дубом, семечка - подсолнухом и т.д.).
  • «Кто кем был» (лошадь - жеребёнком, стол - деревом и т.д.).
  • «Назови все части» (велосипед - рама, руль, цепь, педаль, багажник, звонок и т.д.).
  • «Кто где работает?» (повар - кухня, певец - сцена и т.д).
  • «Чем был, чем стал» (глина - горшок, ткань - платье и т.д.).
  • «Так было раньше, а теперь?» (серп - комбайн, лучина - электричество, телега - автомобиль).
  • «Что умеет делать?» (ножницы - резать, свитер - греть и т.д.).

Я думаю, что многие технологии  вы применяете  в своей работе, конечно, любые педагогические  технологии речевого развития  детей должны в первую очередь быть адекватны, соответствовать  возрастным возможностям детей и гарантировать результат. Конечным результатом речевого развития детей является развитие у них качественной устной связной речи.