Методическая копилка

Перова Татьяна Анатольевна
  • Искусство Древнего Египта.
  • Что значит быть патриотом.
  • Книга памяти.
  • Паспорт кабинета истории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Тема: Искусство Древнего Египта.

ФИО (полностью) Перова Татьяна Анатольевна

Место работы МБОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»

Должность учитель истории и обществознания

Предмет история

Класс  5

Тема и номер урока в теме  Искусство Древнего Египта №6

Базовый учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая «История древнего мира» Москва, «Просвещение», 2014

  1. Цель  урока: ознакомить учащихся с искусством Древнего Египта, с особенностями его архитектуры, скульптуры, живописи, мифологии.

9. Задачи:

- личностные воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

-метапредметные формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты.

-предметные изучить материал по искусству Древнего Египта, систематизировать полученные знания.

  1. Тип урока урок открытия нового знания
  2. Формы работы учащихся: игра, групповая работа, работа в парах, работа с историческим источником
  3. Необходимое техническое оборудование презентация, мультимедиа
  4. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Мотивация

Приветствие учащихся

Приветствие учителя

1

2

Актуализация опорных знаний по теме «Религия древних египтян»

Игра «Вспомните, кто я. Как выгляжу» с демонстрацией презентации. Каждой группе дается карточка

1.Каждую ночь, когда все люди спят, отдыхая от дневных трудов, я принимаю бой со страшным и свирепым противником. Он само зло. Он мой извечный враг. Он меня жалит, желая погубить. Я дрожу, моё сердце в огне, моё тело в поту, влага выступает на лице, словно в  летнюю пору… Наконец мне удаётся одержать победу, но, увы, не навсегда. Впереди всё новые и новые бои.

2.Я скрывала его, я прятала его из-за страха, чтобы его не убили. Позвала я обитателей болот, чтобы они помогли мне. Рыбаки пришли на мой голос. Одна мудрая женщина сказала мне: «Не унывай и не бойся! Ребенок твой недоступен твоему противнику: заросли непроходимы, смерть не входит через них».

3. Зависть и злоба терзают меня постоянно. Тот, кому я завидую, повелевает тысячами людей, при этом все они любят его. Меня же проклинают и ненавидят. Я захвачу власть над страной и ради этого пойду на всё, вплоть до убийства.

4. Имя моё Амамат, что значит Пожирательница. Тем из вас, кто не знал зависти, не делал зла и не был причиной чужих слез, бояться меня не надо. Но горе завистникам, лгунам, ворам и убийцам! Рано или поздно мы с ними встретимся.

Ответы учащихся

Амон-РА

Исида

Сет

Амамат – чудовище в «стране мертвых» с телом льва и пастью крокодила

5

«Переписка с умершим»

Давайте прочитаем переписку с умершим. Вдова жалуется своему умершему мужу на двух негодяев, отнявших у неё дом с обстановкой и прислугой. Вдова просит мужа отомстить обидчикам и для этой цели поднять всех его мертвых предков. Почему египтяне писали умершим?

Египтяне верили в страну мертвых и посмертное существование человеческой души. Они считали, что сохраняется связь живых людей с умершими

2

«Фараон Тутмос о себе самом»

Фараон Тутмос царствовал более 50 лет. Когда он умер, то его похоронили в гробнице на западном берегу Нила. На покрывале, в которое была завернута мумия фараона, согласно обычаю от имени самого царя сделали надпись. Тутмос заявлял, что за годы Своей жизни он никого не убил. Подумайте, с какой целью была сделана эта надпись.

На суде Осириса умерший клялся, что никого не убивал.

2

3

Переход к изучению новой темы

Поскольку египтяне верили в загробную жизнь, то они клали в гробницу фараона статуэтки, делали золотые маски, расписывали стены пирамид, строили храмы. Всё это является ценнейшим источником знаний об истории Древнего Египта, культуры этой страны. Давайте попробуем сформулировать тему сегодняшнего урока.

Искусство Древнего Египта

1

4

Постановка проблемы

Учитель на презентации показывает учащимся пирамиду.

Что в этом рисунке нас может заинтересовать?

Как строили пирамиды? Из чего? Где строили?

Учащиеся испытывают затруднения в ответе, пытаются высказать свои предположения

1

5

Поиск путей выхода из проблемы

Демонстрируется рисунок «Строительство пирамиды».

Учащиеся вместе с учителем с помощью учебника узнают о том, как строились пирамиды

2

6

Храмы – жилища богов

Работа в парах с текстом учебника

Вопрос 1 паре: Как выглядела дорога к храму?

Вопрос 2 паре: Как выглядел двор храма?

Вопрос 3 паре: Как проходили праздники?

Рассказ учащихся по парам с помощью презентации

10

7

Гробница фараона Тутанхамона

Демонстрация слайдов презентации

Опережающее сообщение учащегося

3

8

Работа с источниками

Внимательно изучите документы п.4 §11,

Рис. С.54,55

Подготовьте небольшой рассказ по теме «какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображавшие богов, фараонов, вельмож?"

Ответы учащихся

7

9

Рефлексия

Можно ли сделать вывод, что мы пополнили свои знания о культуре Древнего Египта?

Какие особенности культуры вы можете выделить? Что вам особенно запомнилось? Где собраны произведения египетского искусства?

Ответы учащихся

5

10

Выставление оценок

Оценку могут получить все учащиеся на уроке (7-8 человек)

3

11

Домашнее задание

§11 задания в Рабочей тетради

Или найти в дополнительной литературе интересные сведения о пирамидах или о живописи Египта

3



Предварительный просмотр:

Урок ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ПАТРИОТОМ

6 класс

Учитель: Перова Татьяна Анатольевна МБОУ «СОШ с. Вязовка Базарно-Карабулакского района Саратовской области»

Цели: формирование у учащихся гражданских качеств личности, представлений о  духовно- нравственном смысле понятия «патриотизм», «патриот»;

Задачи
- раскрывать значение понятия «патриотизм»; 
- развивать стремление быть патриотом своей страны; 
- воспитывать чувство гордости за свою страну, ее народ и историю.

Оборудование: ПК, медиапроектор, раздаточный материал.

Ход урока

Учитель: С чего для вас начинается Родина?

(ответы учащихся)

Учитель: Ребята, всех присутствующих сегодня в классе: и учителей, и учеников – объединяет одно: мы граждане России.

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России!

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

Русь,  Россия… Судьба каждого из нас неразрывно связана с этой страной, нашей Родиной. Как вы думаете как называется тема нашего урока? (ответы учащихся)

Тема нашего урока: «Что значит быть настоящим патриотом Родины?» (Слайд № 1, презентация)

Учитель: Так что же такое патриотизм? Кого мы можем назвать патриотом?

(ответы  учащихся)         

Прочитаем определения этих понятий, данные в словарях (Слайд № 3):

  1. Патриотизм - преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
  2. Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом, или человек, преданный интересам какого-нибудь дела, горячо любящий что-нибудь.

Словарь С.И.Ожегова

  1. Патриот – человек, преданный своему народу, любящий свое отечество, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины.

Словарь Д.Н. Ушакова


Все ли слова в этих определениях понятны?

Напишите, что общего вы увидели в этих определениях?

 (ответы учащихся)

Учитель: Как видите, в определении патриотизма не только любовь и привязанность к Родине. Давайте поразмышляем о том, что же является главным в понятии патриотизм.

Обратимся к высказываниям мудрых. Подчеркните главную мысль. (Слайд № 4)

Что значит быть патриотом? Любить – да, но не только любить землю свою, но и обязательно, что-то конкретное для нее делать.

Василий Розанов.

Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается ни словом, а делом.

В.Г. Белинский

Важно, чтобы ты был готов умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты был готов прожить жизнь ради неё.

Теодор Рузвельт

(Ответы учащихся)

Учитель: Мы с вами пришли к выводу, что настоящий патриотизм  не в выпячивании себя как патриота, это не пустые слова о любви к Родине, а способность делать важное и нужное для отчизны, её процветания, даже тогда, когда этого не видят и за это не награждают.

Мы прослушаем сейчас рассказы ребят о важных событиях и людях нашей истории. Обратите внимание, какие качества личности объединяют истинных патриотов Родины.

Выступление подготовленной группы учащихся.

                     

1 ученик:  1812 год. Наполеон Бонапарт, покорив почти всю Европу, начал войну с Россией. Пять с половиной месяцев продолжались военные действия на русской земле, но казалось, что страдания и героизм народа превзошли все мыслимые меры. Неслыханное нашествие было уничтожено «дубиной народной войны», поднятой русским человеком. Имена М.И.Кутузова, П.И.Багратиона, М.Б.Барклая де Толли, Д.Давыдова и других офицеров известны многим. Но был ещё  Герасим Курин, собравший крестьянский отряд, который дал французам несколько боёв. Прасковья-кружевница из Смоленской губернии вилами убила французского полковника, а 7 солдат обратила в бегство; позже в полковничьем мундире она участвовала в боях во главе партизанского отряда. Таких примеров можно привести огромное множество.  Не зря эту войну мы называем Отечественной. В память обо всех этих людях был воздвигнут храм Христа Спасителя в Москве. Это память народа о настоящих патриотах русской земли. (слайд № 5)

2 ученик: Великая Отечественная… Страшная, жестокая, героическая война против фашистских захватчиков. Есть поговорка: “На войне детей не бывает”. Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством в обычном, мирном смысле этого слова. Война проверяла их на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Никто из ребят тогда не знал, доживут ли они до завтра, встретят ли рассвет, увидят ли синее небо, услышат ли пение птиц, суждено ли им пройти всю войну и вернуться домой. Но мужество и отвага не покидали их. Мысль о том, что дома их любят и ждут, согревала, придавала решимость идти в бой, защищая Родину.

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Тихо сказала: “Вставайте на помощь…” Родина
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.

                    Это ли не пример настоящего патриотизма? (слайд № 6)

3 ученик: Леонид Рошаль-детский хирург, председатель Комитета по оказанию помощи детям мира ,пострадавшим в войнах и катастрофах.

Весь мир с замиранием сердца следил за событиями ,связанными с захватом террористами заложников театрального центра на Дубровке в Москве в октябре 2002 года. В первые часы  кризиса главной задачей было вывести из-под удара детей..Трагические события в Москве  показали России её настоящих героев, Это не только бойцы спецназа ,но и те ,кто спасал жизнь людям. Двое суток лечил людей в осаждённом здании знаменитый детский врач Леонид Рошаль. За один день он вывел из здания 8 детей. Потом доктор Рошаль ,побывавший не в одной «горячей точке» и спасший сотни детских жизней ,расскажет журналистам «Бандиты разговаривали жёстко ,очень жёстко. У человека страшные боли в животе-надо делать операцию ,иначе он умрёт» «Ну и что,-говорит один. Я сам его пристрелю ,чтобы он быстрее умер».Так они и делали. Душное помещение ,всё время горит свет. Более 900 человек прикованы к своим креслам. Нельзя вставать, передвигаться и спорить. На них нацелены автоматы и женщины-террористки-смертницы  в любую минуту готовы нажать на кнопку. Но заложники держались мужественно. Однако  для 130 заложников этот мюзикл в театре стал последним.

После Норд –Оста Рошалю была вручена премия «Национальный герой».Известный на весь мир доктор Рошаль за свою жизнь сделал около 20 тысяч  операций детям .Созданная им бригада международной скорой помощи десятки раз вылетала спасать детей в разные точки планеты. О себе доктор Рошаль говорит «Я не герой, таких как я ,сотни» (слайд№7)

Учитель: Трагичных моментов в истории нашей страны было, к сожалению, много. И каждый раз весь народ вставал на защиту родной земли, показывая чудеса храбрости и героизма. Ребята, я предлагаю вам поразмышлять, какие  качества личности отличают настоящего гражданина страны, истинного патриота своего Отечества.

(Ответы учащихся)

Личностные качества патриота

  • Бескорыстие – отсутствие заботы о личной выгоде;
  • Самопожертвование – жертвование своими личными интересами ради других;
  • Чувство долга – долг – обязанность по отношению к Родине:
  • Активная гражданская позиция – активное стремление направить свои способности на благо других людей, на благо своей Родины.(слайд № 8)

Учитель: Возникает вопрос: патриотизм можно проявлять исключительно в трагические, переломные моменты истории страны или патриотизм – это явление, важное и необходимое во все времена? (ответы учащихся)

     

Не только в экстремальных условиях можно проявить качества патриотизма, но и в  повседневной жизни.  Как? Я предлагаю вам определить свою позицию в предложенных ситуациях, выбрав мнение наиболее схожее с вашим. Обоснуйте свой выбор

Ситуация1 
Папа и мама предлагают мальчику поехать вместе с ними по местам военных сражений. В них участвовал их дедушка. Но мальчику очень не хочется, так как его друг дал ему самую последнюю компьютерную игру, о которой он давно мечтал. Как может поступить мальчик?

ВЫБОР

1.Поехать по местам боевых сражений

2. Поиграть в компьютерную игру

ПОСЛЕДСТВИЯ

+

  • узнает свою родословную
  • узнает историю своей страны

  • устанет
  • потратит много времени

+

  • получит удовольствие
  • улучшит навыки работы с компьютером

  • испортит зрение
  • не дышит свежим воздухом

РЕШЕНИЕ - ?

Ситуация2 (рассмотреть дома по предложенной схеме)
Учащимся класса предлагается в выходной день принять участие в посадке аллеи Славы. Несколько учащихся отказалось участвовать, мотивируя это тем, что родители им не разрешают в выходной день куда-то идти. Как бы ты поступил(а) на их месте?

- Итак сделаем вывод: 
- Кого мы можем назвать патриотом своей страны? 
- Давайте попробуем составить 
портрет патриота 

-Вам надо в парах на рабочих листах, которые подготовлены на столах, завершить незаконченное предложение (слайд № 9
Патриот – человек, который 
любит_____________________________________________________________ 
хранит___________________________________________________________ 
уважает__________________________________________________________ 
переживает________________________________________________________ 
гордится_________________________________________________________ 
помогает_________________________________________________________

- Расскажите, что у вас получилось…. 
- Что вы подобрали к слову любит….., хранит…., уважает…., переживает…., гордится…., 
помогает….

- Действительно, вы правы, потому что патриот не может быть равнодушным, только активные действия патриота сделают Родину процветающей.

- Мы с вами пытались сегодня осмыслить понятие патриотизма, а также выявить личностные качества настоящего патриота Родины. Выберите из приведенных характеристик те, которые не подходят на ваш взгляд к определению ПАТРИОТ.

  • Любит свою родину
  • Знает историю своей страны
  • Гордится своей Родиной
  • Знает свой родной язык
  • Разрушает культурное наследие страны
  • Знает государственную символику
  • Нарушает правила общественного порядка
  • Гордится своими предками
  • Готов стать на защиту Отечества
  • Равнодушен к гибели природы родного края
  • Украшает родину своим трудом
  • Активная гражданская позиция

Домашнее задание. Подготовить рассказ о человеке, которого вы считаете патриотом своей страны. Это может быть исторический деятель, литературный герой или наш современник.

Учитель: Патриотами не рождаются, ими становятся.

Будущее нашей Родины зависит от каждого из вас.

У каждого заботой

Своей

Глаза полны,

Наша Родина не что-то,

Она сегодня - мы.

У каждого дорога

Своя или тропа,

Но пусть нас очень много,

Мы все ее судьба.

Она не позабудет

Ни света и ни тьмы,

Она такою будет,

Какими будем мы.

И ей, одной - единой,

В любые времена

Не спрячешься за спины,  

Хоть широка страна.

Наша встреча закончена. Спасибо за работу!

Литература

  1. Боголюбов Л.Н., Иванова Л.Ф. Обществознание. 6 класс – М.: Просвещение, 2010



Предварительный просмотр:

                                     

КНИГА ПАМЯТИ

УЧАСТНИКИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ СЕЛА ВЯЗОВКА

Салют и слава годовщине

Навеки памятного дня!

Салют Победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

                   Салют её большим и малым

                    Творцам, что шли путём одним,

                    Её бойцам и генералам,

                     Героям павшим и живым.

        Они были простыми смертными, солдаты, стоявшие под Москвой, Ленинградом, в Сталинграде насмерть, спасая Родину и наше будущее, будущее человечества. Слова «стоять на смерть» имели здесь прямой и переносный смысл: не отступить, ни тем более сдаться врагу было нельзя. Даже тот из них, кто в тяжкую минуту вдруг испытывал слабость, видел, как умирают товарищи рядом, и, перебарывая страх, преодолевая себя.

        Не боги, не чудотворцы, они простые смертные…

   

   Давно отгремела Великая Отечественная война. 65 лет наша страна живет мирной жизнью. Все дальше и дальше отодвигаются от нас те страшные «сороковые роковые». Все меньше остается ветеранов войны и тружеников тыла. Жизнь берет свое. В учебниках истории мало места отводится событиям Великой Отечественной войны, а ведь она коснулась каждого дома, каждой семьи. Сколько всего пережили люди в те далекие жуткие времена. Сколько горя, боли принесла эта война, а сколько жизней унесла… Разве можно остаться в стороне? Нельзя чтобы история нашего народа была забыта, чтобы наши дети ничего не знали о войне. А иначе что за детей мы вырастим?

     И как замечательно, что есть еще, кому рассказать о том, что пережил наш народ, о том какой ценой досталась победа над фашизмом. Вот за этим мы идем к ветеранам. Не всегда охотно рассказывают они о своих чувствах и впечатлениях, что держат в себе эти годы, но мы стараемся разговорить их и все-таки получается собрать и записать то, о чем хотелось бы услышать. После таких бесед мы как-то по-другому начинаем относиться к людям старшего поколения. Мы как бы переживаем вместе те страшные события, проникаемся пониманием и сочувствием, появляется интерес к познанию, к поисково-исследовательской работе. А это значит, что благодаря связи поколений все же будет жива память о войне, о том, что выпало на долю нашего народа, что пережито им.

САВЕЛЬЕВ ФЕДОР ЛАВРЕНТЬЕВИЧ 1923 г.р.

        В сентябре 1941 года копал окопы и противотанковые рвы у с. Полдамасково на Воскресенск, в декабре был призван в армию в 1-ый запасной кавалерийский полк г. Самарканда. Обучали верховой езде, рубке шашкой, езде с препятствиями через рвы, плетни. В июне 1942 года получили обмундирование, погрузили с лошадьми в товарные вагоны и повезли на станцию Новохоперская, влились в действующую армию 17 гвардейский полк 5-ой гвардейской кавалерийской дивизии имени Котовского. До вступления в бой находились на р. Хопре ближе к Дону. Участвовал в боях за Серафимович ( освобождали 21 день). С 18 на 19 ноября прорвали немецкую оборону недалеко от станции Клецкая, ночью переправились через р. Дон и вступили в бой после артподготовки. Шли жестокие бои и были сильные морозы. Был переведен во взвод полковой разведки. Вступил в комсомол. В разведку ходили ночью, кухня приходила ночью раз в сутки. Пока разливают, всё холодное, давали норму мёрзлого хлеба. Днём на передовой никто не пройдет и не проедет, местность простреливалась. Почти каждую ночь разведывали немецкую передовую, т.к. менялись позиции. Пешком всю зиму, лошади были в тылу в хозяйственной части, в лесах, их кормили старики. Брали немцев в плен, прослушивали разговоры. Если обнаружишь себя, убивали. Так продолжалось всю зиму, пока не разгромили группировку Паулюса. Участвовал в освобождении г. Шахты, станицы Цимлянская, отгоняли немцев от Сталинграда. Летом 1942 года погрузили в товарные вагоны соладт вместе с лошадьми и поехали на Москву. Выгрузились в г. Ржев Калининской области, переехали Волгу по деревянному мосту, в бой не вступали, местность болотистая, лошади тонули. Поехали на Смоленский фронт, на ст. Ельня выгрузились, вступили в бой как пехота. Лошадей оставили с коноводами. 19 сентября 1943 года был ранен в левое плечо. С поля боя вынем Григорий Яковлевич Осокин, уроженец Вольского района. В полевом госпитале удалили пулю, находился в госпитале в г. Москве, в г. Сталинске Кемеровской области. Комиссовали инвалидом 2 группы.

Награды: орден Отечественной войны II степени, «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За доблесть и отвагу», «За победу над Германией».

ТУЧИН ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ 1925 г.р.

        Призван в армию в январе 1943 года. Воевал на украинском и прибалтийском фронтах. Имеет два ордена Отечественной войны. Особенно запомнилось форсирование Днепра: бомбежки, артобстрел, вода была красной от крови. Но наши бойцы упрямо двигались вперед.

Тех, кто в бою отличился, всех срочно

Запечатлели у знамя. И точно,

Помнить их будут потомки в веках.

Каяться им не придётся в грехах.

Скоро все уйдут солдаты,

Что сражались на войне.

Были молоды когда-то,

Кто-то сгинул уж в вине…

Кто от ран живет страдая,

Прислонив костыль к стене.

У героя жизнь иная:

Он приподнят на волне.

Ну, а где солдат отважный,

Иль разведчик рядовой?

Лишь герой! Он очень важный.

Рядовой – с больной душой.

НИКОНОВ АЛЕКСЕЙ ИВАНОВИЧ 1919 г.р.

        Воевал на Украине, в Польше, Румынии, Болгарии, защищал Сталинград. Был шофером.

Награды: медаль «За боевые заслуги»

БАРЫШНИКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ 1924 г.р

        Призван в сентябре 1942 года. 6 дивизия 25-й полк. Воевал в звании младшего сержанта на 2-ом Украинском фронте с 1942 по 1945 год, воевал с Японией.

Награды: орден Отечественной войны, медаль «За победу над Японией».

ГРИШАНИНА ВЕРА ФЕДОРОВНА 1924 г.р

В.Ф. Гришанина первая слева

        После окончания десятилетки в 1943 году призвали в армию. Служила в прожекторных войсках (ПВО). Уходить на войну было тяжело и страшно. Начала войну в г. Энгельсе, закончила в Берлине. Звание – рядовая. В отряде было 12 человек. После войны работала в военкомате.

Награды: орден Отечественной войны II степени, медаль «За победу над Германией».

РЕПИН МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ 1925 г.р.

        Закончил трехмесячные курсы в пулеметно-минометном училище г. Балаково в 1943 году. Воевал в 74-й дивизии 26 полку. В июле 1943 года направлен в армию. На рассвете приказали взять высоту. Со ст. Куриловка ранили друга – Ларина А.А. Под Харьковом был ранен, форсировал Днепр. В г. Одессе в 1944 году шли сильные бои. Командир был ранен в грудь, наводчик – в голову, Репин был ранен осколком орудия. Лежал в госпитале.

ПУЗАКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ 1923 г.р.

В марте 1942 г. был призван в армию и направлен в Саратовское пехотное училище, которое готовило командиров по ускоренной программе. После окончания училища в звании младшего сержанта был направлен на фронт под Сталинград. Был ранен. После выздоровления опять направлен под Сталинград в качестве пополнения в артиллерийский полк РГК (резерв главного командования) 4 Украинского фронта, которым командовал Толбухин. Участвовал в освобождении Ворошиловграда, Мелитополя, Таганрога, Ростова-на-Дону. В 1944 году освобождал Крым: Симферополь, Бахчисарай, Севастополь. В мае 1944 года полк был переброшен в Белоруссию под Оршу на 3 белорусский фронт, которым командовал генерал Черняховский. При освобождении Белоруссии при форсировании реки Неман, при бомбежке был ранен в правую ногу. Находился на лечении в г. Вильнюсе, Смоленске, Рязани и г. Спесске Рязанской области. Комиссован инвалидом III группы. После войны работал в финотделе Куриловского района главным бухгалтером, потом в доме престарелых главным бухгалтером.

Награды: медаль «За отвагу», орден Отечественной войны I  степени.

БЛИНОВ ПАВЕЛ ФЕДОРОВИЧ

Вязовская земля вырастила героя Советского Союза П.Ф. Блинова.

Он родился в 1920 году в семье вязовского крестьянина. Его отец, Федор Семенович, 1895 г.р., тоже участник Отечественной войны, Под Ржевом он был тяжело ранен. Мать – Акулина Васильевна Ефремова. В 1928 году Павел поступил в школу на Чагре. Десятилетку он окончил в Вольске, куда переехали его родители. Учась в школе, Блинов одновременно занимался в Вольском аэроклубе, закончил авиационную школу пилотов в 1941 году.

 Командир звена штурмового авиационного полка принимал участие в Курской битве, Освобождении Украины, Молдавии, Румынии, Польше, Чехословакии, разгроме врага на территории Германии. Звание Героя Советского Союза присвоено в апреле 1945 г. за 96 боевых вылетов, нанесение большого урона противнику и проявленные при этом доблесть и мужество.

За годы Великой Отечественной войны им было совершено более 100 боевых вылетов. Он сбил в групповых и одиночных боях пять фашистских стервятников, сжег на земле десятки вражеских самолетов, четыре склада с боеприпасами, три склада и девять цистерн с горючим, уничтожил 24 танка, 198 машин с пехотой и грузами, 30 повозок, 350 фашистских солдат и офицеров, разгромил переправу через реку и пять дзотов.

После окончания войны Павел Федорович продолжал службу в рядах Советской Армии, затем перешел в органы Министерства внутренних дел. К его боевым наградам прибавились награды и поощрения за безупречный мирный труд.

САМОЙЛОВ АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ

        После призыва в армию учился в Москве в Хорошовском районе Октябрьских казармах стрелять из «Катюши» в течение 4 месяцев. 5 ноября 1942 года подняли по тревоги и зачислили в 307 полк отдельного гвардейского тяжело-минометного батальона. 26 ноября отправились под Старую Руссу своим ходом. Пробыл на Северо-западном фронте до 20 апреля 1943 года. В Москве получили новую технику и отправились на Орлово-Курскую дугу в Калугу. Всё лето 1943 года воевали в Калужской области. Осенью до ноября вся техника износилась, поехали в Москву, получили новую технику. Затем отправились на 3 белорусский фронт. 1944 год находился в Витебске. Всю зиму 1944 года были бои под Витебском до мая. В мае началось наступление на Минск, Каунас. В 1944 году в Гродненской области получил ранение и был госпитализирован. Ранило в ногу, контузило, после чего ногу отрезали. Пробыл в госпитале с 23 октября 1944 до 20 октября 1945г.

Награды: Орден Отечественной войны I степени, Орден Красной Звезды, 13 медалей.

ТЮРИН НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Родился в 1923 г в селе Вязовка. Окончил 9 классов вязовской средней школы и в 1940 году начал работать учеником лаборанта в контрольно-семенной лаборатории.

В 1941 году ушел добровольцем на фронт. Участвовал в сражениях под Калининском, Воронежем и на Курской дуге. Был трижды ранен, из них два раза тяжело. День Победы встретил в Берлине.

После демобилизации с 1946 года работал в Вязовке участковым инспектором, секретарем сельского совета, секретарем Куриловского райисполкома, председателем профкома колхоза.

Награды: Орден отечественной войны I и II степени, медали: «За победу над Германией», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».

СОРОКИН ВАСИЛИЙ СТЕПАНОВИЧ

Родился в 1905 году в с. Ключи Вольского района Саратовской области. Окончил начальную школу и с двенадцатилетнего возраста начал работать. Был батраком у местного кулака.

С 1937 года живет в Вязовке, работает зам. председателя Куриловского райисполкома, директором МТС.

С 1941 по 1945 год участвовал в Великой Отечественной войне. Участвовал в оборонительных сражениях под Москвой, освобождал Прибалтику, Польшу, участвовал во взятии берлина.

С 1945 по 1961 год работал в Куриловском РК КПСС инструктором, директором заготконторы, хлебоприемного пункта.

Награды: Орден Красной звезды, Орден Отечественной войны II степени, медали: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

КАЛАШНИКОВ МИХАИЛ ОСИПОВИЧ

        Родился в 1911 году в с. Вязовка. Окончил начальную школу и с 14-летнего возраста начал трудовую деятельность – пас стадо овец у кулаков. В 1930 году вступил в колхоз, обучился работать на тракторе и стал обрабатывать колхозные поля.

В 1939 году был призван на польский фронт.

23 июня 1941 годы был мобилизован на фронт Великой отечественной войны со своим трактором ЧТЗ-С60. Был в рядах Советской армии до декабря 1945 года. Являлся участником Сталинградского сражения, участвовал в Курской битве в знаменитом сражении у деревни Прохоровка. Участвовал в боях за освобождение Чехословакии, Польши, Германии, Австрии.

После демобилизации продолжал работать трактористом до пенсии.

Награды: Орден Отечественной войны II степени, медали: «За боевые заслуги», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», «За освобождение Праги».

ИЛЬИН СТЕПАН ЯКОВЛЕВИЧ

        Родился в 1910 году в с. Вязовка. Окончил сельскую церковно-приходскую школу 3 класса. Начал работать с 13 лет по найму. В 1930 году вступил в колхоз и начал работать на первых тракторах «Фордзон». Через три года начал обучаться вождению автомобиля и пересел за руль машины ГАЗ-2А.

23 июня 2941 года был мобилизован в Красную армию. Всю войну до Берлина прошел по фронтовым дорогам за рулем автомобиля в артиллерийских войсках. Участвовал в освобождении Польши, Германии, освобождении Москвы.

После демобилизации продолжал работать в колхозе шофером.

Награды: Орден Красной звезды, медали: «За освобождение Москвы», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».

РАКЧЕЕВ ТИМОФЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

        Родился в 1909 году в с. Вязовка. Окончил 4 класса сельской школы. Начал работать с отцом с 13-летнего возраста. В 1930 году вступил в колхоз. Обучился водить машину и с 1936 года перешел на работу в МТС.

На фронт был отправлен 23 июня 1941 года, всю войну был шофером при танковой армии. Участвовал в освобождении Польши, Германии.

После войны работал в колхозе «Советская Россия» колхозником, бригадиром полеводческой бригады.

Награды: медали: «За отвагу» «За взятие Берлина», «За победу над Германией».

ФОМИН ГЕОРГИЙ СТЕПАНОВИЧ

Родился в 1913 году в с. Моисеево Жирновского района Волгоградской области. Окончил сельскую начальную школу и в 16 лет начал трудовую деятельность. В 1931 году поехал учиться в г. Саратов. Один год учился в музыкальном техникуме, затем поступил на рабфак при саратовском университете, куда поступил в 1935 году. С 3 курса перешел на заочное отделение и поехал работать учителем в Красавский район Саратовской области. Преподавал историю и географию.

23 июня 1941 года был призван в Красную армию. Участвовал в боях под Старой Руссой, где был тяжело ранен. После лечения продолжал службу в тыловых частях.

С 1945 по 1947 год работал директором Вязовской школы, затем учителем истории.

Награды: орден Отечественной войны II степени, медаль: «За победу над Германией»

ВЯЗОВЦЫ, ПОГИБШИЕ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ

  1. Анисимов Василий Иванович
  2. Анисимов Николай Павлович
  3. Балаев Александр Сергеевич
  4. Балаев Василий Петрович
  5. Балаев Михаил Сергеевич
  6. Балаев Иван Алексеевич
  7. Блинов Андрей Иванович
  8. Блинов Николай Николаевич
  9. Водянкин Владимир Васильевич
  10. Визгалов Федор Петрович
  11. Гришанин Дмитрий Иванович
  12. Григорьев Яков Николаевич
  13. Горожанин Яков Николаевич
  14. Гришанин Семен Павлович
  15. Горланов Осип Иванович
  16. Голишников Михаил Иванович
  17. Дудин Андрей Сергеевич
  18. Данилов
  19. Краснов Иван Григорьевич
  20. Корнихин Алексей Николаевич
  21. Китаев Алексей Павлович
  22. Китаев Василий Павлович
  23. Калашников Александр Иванович
  24. Кулагин Алексей Сергеевич
  25. Карпов Алексей Федорович
  26. Кудряшов Петр Васильевич
  27. Левин Максим Васильевич
  28. Лодыгин Алексей Иванович
  29. Малофеев Иван Алексеевич
  30. Малофеев Александр Иванович
  31. Малофеев Михаил Павлович
  32. Мухин Григорий Иванович
  33. Мухин Федор Васильевич
  34. Мурзилин Иван Павлович
  35. Муратов Петр Павлович
  36. Мартынов Федор Семенович
  37. Мартынов Павел Семенович
  38. Малофеев Константин Ильич
  39. Напалков Петр
  40. Немтинов Тихон Андреевич
  41. Немов Константин Федорович
  42. Площаднов Василий Осипович
  43. Пузаков Арадим Михайлович
  44. Панфилов Иван Григорьевич
  45. Перов Семен Васильевич
  46. Площаднов Петр Семенович
  47. Перов Семен Павлович
  48. Перов Осип Федорович
  49. Пузаков Александр Васильевич
  50. Перов Александр Васильевич
  51. Ревин Василий Зиновьевич
  52. Ревин Сергей Дмитриевич
  53. Ракчеев Сергей Гаврилович
  54. Ракчеев Иван Гаврилович
  55. Савельев Василий Николаевич
  56. Спирин Федор Максимович
  57. Савельев Петр Иванович
  58. Самойлов Дмитрий Васильевич
  59. Самойлов Федор Васильевич
  60. Савельев Федор Иванович
  61. Савельев Петр Алексеевич
  62. Сорокин Василий Константинович
  63. Самойлов Александр Иванович
  64. Сорокин
  65. Самойлов Федор Алексеевич
  66. Садовсков Иван Алексеевич
  67. Садовсков Василий Павлович
  68. Самойлов Михаил Иванович
  69. Самойлов Иван Степанович
  70. Самойлов Иван Николаевич
  71. Самойлов Василий Степанович
  72. Старцев Григорий Федорович
  73. Тощев Петр Денисович
  74. Уральсков Иван Павлович
  75. Усов Павел Иванович
  76. Шишкин Егор Алексеевич
  77. Чижиков Иван Васильевич
  78. Юнгеров Николай Иванович
  79. Яснев Алексей Яковлевич

ВЯЗОВЦЫ, ПОГИБШИЕ В ДВАДЦАТЬ ЛЕТ

  1. Анисимов Б.Ф.
  2. Блинов С.Н.
  3. Горланов А.А.
  4. Ваганов В.М.
  5. Гусинцев И.В.
  6. Душечкин Н.А.
  7. Ефремов А.И.
  8. Ефремов Ф.А.
  9. Ильин И.С.
  10. Ильин Н.С.
  11. Ильин С.С.
  12. Кудряшов В.И.
  13. Курыгин И.
  14. Ладыгин А.И.
  15. Ломовцев И.П.
  16. Ломовцев Н.Ф.
  17. Ломовцев С.Н.
  18. Ломовцев В.Ф.
  19. Маринин И.Ф.
  20. Маслов В.И.
  21. Маслов Н.И.
  22. Михайлов В.П.
  23. Молев А.Н.
  24. Мурзилин П.
  25. Мухин П.М.
  26. Немов К.Р.
  27. Немов Н.Ф.
  28. Немов М.Ф.
  29. Пестов Ю.И.
  30. Пестов Ю.Н.
  31. Петров В.А.
  32. Пузаков А.А.
  33. Пузаков С.А.
  34. Ракчеев П.В.
  35. Ревин В.А.
  36. Савельев П.А.
  37. Садовсков А.Ф.
  38. Садовсков С.И.
  39. Самойлов И.М.
  40. Самойлов Ф.В.
  41. Серов Н.А.
  42. Серов Н.В.
  43. Сорокин Б.Г.
  44. Тимохин М.Г.
  45. Тощев В.Д.
  46. Тюрин М.П.
  47. Усов М.А.
  48. Уткин Н.Н.
  49. Чижиков И.С.
  50. Чижиков М.М.

БЕЗ ВЕСТИ ПРОПАВШИЕ

  1. Анисимов Михаил Васильевич
  2. Балаев Алексей Николаевич
  3. Горожанин Николай Кузьмич
  4. Голишников Александр Николаевич
  5. Душечкин Владимир Петрович
  6. Ефремов Михаил Иванович
  7. Ильин Николай Васильевич
  8. Клочков Иван Семенович
  9. Кулагин Алексей Сергеевич
  10. Карпов Александр Григорьевич
  11. Лодыгин Николай Иванович
  12. Ломовцев Алексей Петрович
  13. Марков Александр Иванович
  14. Мурзилин Петр Иванович
  15. Нешин Петр Егорович
  16. Пономарев Михаил Александрович
  17. Пономарев Петр Александрович
  18. Площаднов Александр Степанович
  19. Пузаков Николай Иванович
  20. Гришанин Федор Иванович
  21. Анисимов Тимофей
  22. Смирнов Иван
  23. Курыгин Иван
  24. Пузаков Семен Михайлович
  25. Перов Андрей Васильевич
  26. Перов Павел Васильевич
  27. Перов Александр Иванович
  28. Перов Алексей Васильевич
  29. Перов Андрей Васильевич
  30. Ракчеев Егор Васильевич
  31. Самойлов Владимир Александрович
  32. Савельев Михаил Иванович
  33. Савельев Иван Иванович
  34. Сорокин Александр
  35. Савельев А.Т.
  36. Серов Алексей Иванович
  37. Тощев Михаил Денисович
  38. Тощев Николай Денисович
  39. Уральсков В.Д.
  40. Уральсков Дмитрий Павлович
  41. Усов Михаил Иванович
  42. Уткин
  43. Чернобровкин Иван Петрович


Предварительный просмотр:

 

ПАСПОРТ

КАБИНЕТА ИСТОРИИ

                                                               

КАБИНЕТ ИСТОРИИ

УЧИТЕЛЬ   ПЕРОВА ТАТЬЯНА АНАТОЛЬЕВНА

ПЛОЩАДЬ КАБИНЕТА   6,7*6 м

НАЛИЧИЕ ОКОН    3

ЗАНАВЕСОК   1

ДВЕРЕЙ   1

НАЛИЧИЕ ЛАМПОЧЕК   4

НАЛИЧИЕ РОЗЕТОК    1

ВЫКЛЮЧАТЕЛЕЙ   1

НАЛИЧИЕ МЕБЕЛИ И ТСО

СТОЛЫ УЧЕНИЧЕСКИЕ  9

УЧИТЕЛЬЧКИЕ   1

СТУЛЬЯ УЧЕНИЧЕСКИЕ  17

ШКАФЫ   1

КОМПЬЮТЕР   1

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА   1

МУЛЬТИМЕДИЙНЫЙ ПРОЕКТОР    1

ХАРАКТЕРИСТИКА КАБИНЕТА

        Кабинет расположен на втором этаже 2-х этажного здания. Имеется три окна. На площади кабинета расположено 9 ученических столов, 1 учительский стол, 1 шкаф, ученическая доска. В кабинете занимаются учащиеся 5-11 классов.

ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ КАБИНЕТОМ

  1. Кабинет истории открывается по звонку.
  2. Учащиеся находятся в кабинете во второй обуви.
  3. Каждую перемену класс проветривается в присутствии учителя.
  4. Каждую пятницу проводится генеральная уборка, в конце каждого дня занятий – уборка кабинета.
  5. Учащимся запрещается подходить к открытым окнам.
  6. Дежурный готовит учебные пособия к уроку.
  7. В кабинете запрещается играть в подвижные игры.
  8. Учащимся запрещается портить мебель и наглядные пособия в кабинете.

ПЛАН РАБОТЫ КАБИНЕТА

УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ    8.00-13.30

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ, КОНСУЛЬТАЦИИ С 13.30

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ КАБИНЕТА

ПОНЕДЕЛЬНИК                  ВТОРНИК                          СРЕДА

Методический день               1. 9 история                      1. 9 обществ.

                                                 2.11 история                     2. 11 обществ.

                                                 3. 8 обществ.                    3. 10 история

                                                 4.5 история                       4.6 обществ.

                                                 5.5 история                        5.8 история

6. классный час                      6.10 обществ.                    6. 7 история

                                                                                           7. доп. Занятия

ЧЕТВЕРГ                              ПЯТНИЦА                        СУББОТА

1.                                                                                            1. 8 история

2.11 история                                                                          2. 9 история

3. 9 история                          3. 7 история                           3. 11 история

4.6 история                            4.5 история

5.10 обществ.                        5.11 обществ.

6.7 обществ.                          6. 10 история

7. консультация 9 класс       7. консультация 11 класс

             

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

  1. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию. Москва, Школьная Пресса, 2003
  2. В.Г. Петрович, Н.М. Петрович «Поурочные разработки 9 кл». Москва, 2001
  3. Б.Н. Серов, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории России 6 кл» Москва, «Вако», 2006
  4. А.Ю. Лазебникова, М.Ю. Брандт «Уроки обществознания в 11 классе». Москва, «Дрофа», 2000
  5. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «Поурочные разработки к учебнику «История России ХХ века». Москва, «Просвещение», 2001
  6. Б.Н. Серов, М.В. Лескинин «Поурочные разработки по истории России 10 класс». Москва, «Вако», 2002
  7. К.А. Соловьев «Поурочные разработки по новой истории 7 класс». Москва, «Вако», 2007
  8. О.В. Арасланова, К.А. Соловьев «Поурочные разработки по истории древнего мира 5 класс». Москва, «Вако», 2007
  9. К.А. Соловьев «Поурочные разработки по новой истории 8 класс». Москва, «Вако», 2007
  10. Н.И. Девятайкина «История средних веков». Саратов. «Детская книга», 1996
  11. Г.И. Годер «Методическое пособие по истории древнего мира»
  12. Под редакцией А.И. Немеровского «Книга для чтения по истории древнего мира»
  13. Под редакцией В.В. Струве «Хрестоматия по истории древнего мира»
  14. В.Н. Балязин «1000 занимательных сюжетов из русской истории»
  15. Б.В. Чернышев «Разработка и принятие государственных решений в России»
  16. Под редакцией В.А. Динеса и А.А. Воротникова «Экономическая история России»
  17. Конституция РФ.
  18. Т.С. Антонова, А.Л. Харитонов «История России ХХ в»
  19. Экзаменационные материалы ЕГЭ по обществознанию.
  20. М.В. Булычев «История Саратовского края».
  21. Оценка качества знаний учащихся.
  22. Под редакцией А.А. Сванидзе «Книга для чтения по истории средних веков»
  23. А.В. Лукутин «Экзамен на 5»
  24. Г.В. Клокова «Методика факультативных занятий по истории»
  25. А.Т. Степанищев «Методический справочник учителя истории»
  26. Н.М. Карамзин «Об истории государства российского»
  27. Гуманитарное право.
  28. Курс «Мой выбор».

     29. Подписка журналов: «Преподвание истории в школе»

 Перечень оборудования учебного кабинета.

  1. Постоянные стенды:

- Киевская Русь,

- Русь Удельная,

- Московское царство,

- Петровская Россия,

- Советская Россия,

- Новая Россия.

  1. Карты:

- политическая карта мира,

- карта России.

  1. Стенд-символика.

  1. Стенд-высказывание.

  1. Классный уголок.

  1. Исторические карты.

История России:

  1. Киевская Русь в IX-XI вв.
  2. Русские княжества в XII-XIIIвв.
  3. Борьба народов России в XIII в.
  4. Русские княжества и Золотая Орда в XIII в.
  5. Образование русского централизованного государства в XIV-XVI вв.
  6. Русское государство в XIV-XVII вв.
  7. Русское государство в XVI в при Иване Грозном.
  8. Русское государство в XVII в. Сибирь 1617-1689 гг.
  9. Крестьянская война в России  в XVII в.
  10. Россия конец XVII – начало XVIII вв.
  11. Россия в XVIII в.
  12. Россия с начала XVIII в. По 1861 г.
  13. Россия вторая половина XVIII в.
  14. Россия в начале XVII в.
  15. Отечественная война 1812 г.
  16. Русско-японская война 1904-1905 гг.
  17. Первая русская революция 1905-1907 гг.
  18. Россия в 1907-1914 гг.
  19. ВОСР. Гражданская война.
  20. Гражданская война.
  21. Индустриализация 1928-1940 гг.
  22. Десятая пятилетка.
  23. Электрификация.
  24. Великая Отечественная война.
  25. Наступление Красной Армии в 1944 г.
  26. Разгром фашистских войск под Москвой.
  27. Народное хозяйство в 1959-1975 гг.
  28. Культурное строительство в СССР.
  29. Курская битва.
  30. СССР в 1946-1958 гг.

Всеобщая история.

  1. Первобытнообщинный и рабовладельческий строй.
  2. Древняя Греция V в. До н.э.
  3. Римское государство в III-II вв. до н.э.
  4. Завоевания А. Македонского в IV в. до н.э.
  5. Древняя Италия.
  6. Древний Восток: Индия, Китай.
  7. Римская империя IV-V вв.
  8. Рост римского государства.
  9. Византия и славяне VI-XI вв.
  10. Крестовые походы.
  11. Арабы в XII-XIII вв.
  12. Европа в XIV-XV вв.
  13. Европа в XVI-первой половине XVII вв.
  14. Географические открытия и колониальные захваты XV-XVIII вв.
  15. Торговля в XVII в.
  16. Война за независимость США (1775-1783 гг)
  17. Европа в период Директории (1794-1799 гг)
  18. Великая французская революция (1789-1794 гг)
  19. Европа 1799-1815 гг.
  20. Английская буржуазная революция.
  21. Европа 1815-1849 гг.
  22. Территориальный раздел мира перед 1 мировой войной.
  23. Вторая мировая война 1939-1945 гг.
  24. Европа в 50-60-е гг. XIX в.
  25. Западная Европа в 1924-1939 гг.
  26. Латинская Америка в начале XIX в.
  27. Европа после 1 мировой войны.
  1. Европа перед 1 мировой войной.

ПЛАН РАЗВИТИЯ КАБИНЕТА

  1. Дополнить методическую литературу по истории ХХ века, обществознанию 8-9 класс.
  2. Продолжить работу по оформлению уголка краеведения.
  3. Оформить новые настенные стенды по истории России.

ПЛАН РЕМОНТА КАБИНЕТА

  1. Организовать текущий ремонт (Покрасить полы, дверь, столы).
  2. Проверить и подтянуть крепления мебели.