Технологические этапы создания мультфильма с детьми

Зайцев Алексей Яковлевич

Технологические этапы создания мультфильма с детьми.

Тема будущего фильма.

Нередко случается, что идея будущего фильма возникает из выбора темы. А иногда не содержание, а сама выбранная форма сразу же диктует тему фильма. В любом случае, знакомство с пространством, в котором будет жить история будущего фильма — один из самых первых и интересных этапов. Именно поэтому имеет смысл не пренебрегать им и не упускать из виду.

Тема — это возможность начать разговор с детьми, общение с ними на определенную тему, будь то счастье или несправедливость. А общение в процессе создания мультфильма — это самое дорогое. С чего начинается любой разговор? С понимания степени искренности собеседника. Мы поговорим, чтобы убить время или открыться друг другу? Рассказать о своем настоящем и искреннем, показать желание предстоящего творческого общения и в то же время раскрыть с точки зрения интереса и возможностей выбранную тему — вот самое главное, что нужно, как мне кажется, держать в голове в начале работы над мультфильмом.

Идея.

Как увидеть наперед, из какого образа вырастет что-то стоящее? Это сложная задача. В занятиях анимацией с детьми, как и во всем остальном, немалую роль играет увлеченность. И до тех пор, пока почти уже в самом конце пути не покажется первый вариант монтажа, именно идея будет увлекать и взрослых, и детей делать этот мультфильм. Чья бы ни была идея, она должна быть в первую очередь вдохновляющей на ее воплощение. Наверное, не стоит силком втягивать всех в реализацию такой идеи, которая никого не воодушевляет.

Сценарий.

Для того, чтобы описать словами будущую историю фильма, хорошо бы не забывать о том, что эта история, в первую очередь, послание зрителю, некое совершенно конкретное сообщение. Надо разобраться, что можно ответить на вопрос любого зрителя: «О чем этот фильм?». Это то, ради чего делается этот фильм. Это человеческая позиция авторов. Это то, о чем они не могут больше молчать. Еще важнее, что понимание фильма как сообщения, дает возможность подчинить этому все остальные решения, которые предстоит вынести авторам в процессе разработки и создания анимационного фильма.

Сценарий — это первая трудность. К нему сразу же можно выдвинуть несколько принципиально важных требований. Зритель должен понять рассказанную историю и не заскучать при этом. А это уже не мало. История не должна быть банальной и угадываемой, слишком длинной, лживой или путаной. Три основных кита сценария — это логика, простота и интерес.

Удержание внимание зрителя — трудная задача. Разговоры обычно с этой задачей не справляются. В фильме должно быть интересное действие, цепляющее внимание. Анимация, в сравнении с кино, более затратна, но с другой стороны, она дает возможность легче воплощать любые фантазии, изображение чудес или нарушение законов физики.

Способы придумывания сценария с детьми:

Самый простой способ — это предложить готовую историю. Обсудить ее вместе с детьми. Представить себе персонажей, место действия. Рассказать ее по-своему. Разыграть по ролям. При этом история становится конкретной, наполняется новыми деталями и обстоятельствами.

Придумать историю с нуля — более сложная задача. Можно, конечно, начать с первой попавшейся ассоциации и развить из нее сюжет — это довольно интересная игра, но при этом дети часто выдают фрагменты из своих любимых мультфильмов и фильмов.

Поэтому имеет смысл сначала определить тему, посмотреть какие-нибудь иллюстрации и побеседовать. После такой подготовки, дети более осмысленно подойдут к созданию сценария.

В качестве приема для организации такой работы в группе детей можно предложить рассказывание истории по кругу. При этом преподаватель задает наводящие вопросы, которые деликатно направляют поток фантазии.

Раскадровка.

После того, как придуман сюжет или написан сценарий, необходимо сделать раскадровку. Раскадровка — это рассказ сюжета в картинках, своего рода комикс. Зачем она нужна? Во-первых, на этом этапе впервые появляется визуальное видение будущего мультфильма.

Во-вторых, в раскадровке действие разбивается на отдельные сцены — кирпичики, из которых складывается мультфильм. Это позволяет распланировать дальнейшую работу.

В-третьих, раскадровка позволяет представить себе, как будут двигаться персонажи, как будут выглядеть мизансцены.

Делая раскадровку, важно постоянно ставить себя на место будущего зрителя и оценивать то, насколько сюжет понятен. Некоторые вещи, которые кажутся очевидными авторам, для зрителя часто совсем не являются таковыми. В раскадровке должна присутствовать логика. Абсурд тоже может встречаться, но его должно быть в меру, чтобы зритель не потерялся в потоке образов. Чтобы уму было за что зацепиться.

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ:

Кадр — одна картинка раскадровки.

Сцена — часть действия, происходящая на одном фоне.  Может состоять из нескольких кадров, а может из одного.

План — то, в каком приближении показан объект или персонаж. Планы бывают: дальний, общий, средний, крупный, очень крупный. Для чего это нужно? Это помогает более точно передать смысл происходящего. Например: когда необходимо заострить внимание на эмоциях персонажа — используют крупный план, если нужно показать место действия — общий или дальний.

Диалог — то, что говорят персонажи, и звуки, которые они издают — помечается под соответствующим кадром.

Спецэффекты — сложные визуальные эффекты, которые будут делаться на компьютере. Вспышки молний, дождь, снег и т.п. по возможности задумываются заранее и помечаются в раскадровке.

Действие — то, что происходит в сцене. Очень важно, рисуя раскадровку, представлять себе сцену именно в действии, а не статично. Обозначать перемещения персонажей и предметов стрелочками.

Фон — изображение места действия.

Панорама — протягивание специально нарисованного длинного фона через кадр.

Иногда во время занятий имеет смысл рисовать раскадровку одновременно с придумыванием сценария. Это делает процесс более динамичным.

Возможен вариант, когда дети обсуждают и придумывают, что происходит в мультфильме, а преподаватель зарисовывает кадры на доске или на листах бумаги. Особенно это бывает хорошо при работе с младшими группами, потому что при таком коллективном процессе детям легче сохранять концентрацию на цели, помнить, с чего история началась, и просто интересно смотреть, как взрослый человек рисует.

Другой вариант — каждый ученик рисует свою собственную раскадровку, потом они обсуждаются, и либо выбирается наиболее удачная, либо создается компиляция из всех.

Этот вариант подходит для более продвинутых групп (2-3 года обучения)  и является следующим шагом в освоении искусства анимации.

Производственный план.

Производственный план представляет собой таблицу, в которой по трем столбцам расписаны фоны, герои и вещи, которые необходимо нарисовать для будущего мультфильма. Это конкретный план, который лучше как следует продумать с самого начала.

Любая сцена, которую нужно снимать, обычно включает в себя фон, изображающий место происходящего действия, действующих лиц и предметы, с которыми они взаимодействуют. Анимация не получится, если дети нарисуют на одной картинке и героев, и место действия, и предметы. Герои вырезаются и двигаются, фон статичен. Так что самое главное, что нужно рассказать детям — героев и фон нужно рисовать отдельно.

Фактически для производственного плана берется раскадровка и сцена за сценой разбивается на фоны, героев и вещи. Сразу же возникает несколько необходимых уточнений: ракурс нарисованного персонажа, крупность и цвет. Все это требует детального осмысления и указания в производственном плане. Персонаж в профиль или в фас? Это крупный план или средний? Пиджак какого цвета он носил в предыдущей сцене?

Чтобы герои не сливались с фонами, мы используем для героев обводку контура и цветовую контрастность героев и фонов. Если фоны темные, герой пусть лучше будет светлым и наоборот. Чтобы окончательно выиграть на этом фронте, мы, как правило, все фоны рисуем гуашью, а персонажей и вещи карандашами, фломастерами, пастелью.

Так же в производственном плане можно обозначить время, которое будет затрачено на изготовление тех или иных рисунков, и имена детей, которым лучше подойдет то или иное задание. Например, группа на занятии обычно получается разного возраста. Поэтому лучше сразу продумать для детей помладше такие задания, с которыми они бы смогли справиться: облака, деревья, морские звезды.

Изготовление.

Когда доходит дело непосредственно до рисования всего нужного с детьми, лучше всего забыть про все остальное и отдаться этому процессу целиком. То, о чем нельзя поговорить при общем обсуждении темы или сценария с ребенком, скорее всего, получится при личном контакте с ним один на один. Поэтому важно сразу же в начале занятия распределить задания, разбиться по группам и начать сообща творить. Иногда вместо этого приходится прыгать с места на место, пытаясь понять, что нужно нарисовать и в каком ракурсе. Об этом лучше подумать заранее.

Как и любой другой человек, ребенок умеет все. Поэтому задача просто помочь найти ему ключ к самому себе, к своим талантам и к уверенности в своих силах, воодушевить его. Лучше много общаться, чем молчать. В процессе работы можно подробно обсуждать содержание рисунка — это всегда возможность не сидеть сиднем.

В процесс можно и нужно вовлекать родителей. Не давать им ставить оценки своему ребенку, а просить о конкретной помощи, давать задания, как и детям.

Озвучание.

В анимационном производстве звук для мультфильмов обычно записывается перед анимацией. Поскольку в наших детских мультфильмах точной синхронизации звука и изображения обычно не требуется, мы записываем голоса после анимации или параллельно.

Для записи звука требуется записывающее устройство. Это может быть компьютер с микрофоном или диктофон. Также можно записывать на микрофон, встроенный в цифровой фотоаппарат или камеру. Можно записывать на мобильный телефон или любое другое записывающее устройство. При этом надо понимать, что качество звука напрямую зависит от уровня оборудования, которым вы пользуетесь. И если планируется, что мультфильм будет показан на большом экране, то лучше позаботиться о том, чтобы все слова были хорошо слышны, и был минимум посторонних шумов.

Запись лучше всего проводить в отдельном тихом помещении. Микрофон лучше укрепить на специальную стойку, а не держать в руках, для того, чтобы расстояние до источника звука сильно не менялось. Полезно использовать с микрофоном специальную ветрозащиту, для уменьшения помех.

Иногда бывает интересно записывать детей в процессе группового обсуждения сюжета. В этом случае лучше держать или ставить микрофон перед ними. И важно, во время записи желательно поддерживать тишину, хотя часто это бывает очень сложно.