Внеурочная деятельность
Программы курсов внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_mozaika.pdf | 287.4 КБ |
istoki.pdf | 212.66 КБ |
naglyadnaya_geometriya.pdf | 210.46 КБ |
shahmaty.pdf | 306.85 КБ |
zanimatelnaya_matematika.docx | 39.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Приложение
к образовательной программе
начального общего
образования
МБОУ «СШ №18»
на 2022 – 2023 учебный год
Приказ №436 от 31.08.2022
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №18»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занимательная математика»
(в рамках платных образовательных услуг)
для 2А класса
на 2022 – 2023 учебный год
Составитель рабочей программы:
учитель начальных классов
МБОУ «СШ №18»
Емелина Елена Владимировна
г. Нижневартовск, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Занимательная математика» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373, с изменениями, внесёнными приказами от 26.11.2010г. № 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014г. №1643, от 31.12.2015г. №1576, авторской программы О.А.Холодовой «Юным умникам и умницам», Положением о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ «СШ №18». Рабочая программа обеспечивает реализацию ОП НОО МБОУ «СШ №18» на 2022-2023 учебный год.
Программа курса «Математика» для 2 класса рассчитана на 30 часов в год.
Цель курса: формирование такого стиля мышления, который должен сочетать аналитическое мышление математика, логическое мышление исследователя, конкретное мышление физика и образное мышление художника. Чтобы постичь математику, необходимо ее понимать, видеть формулы именно те, которые нужны, и именно там, где нужно. Поэтому целью курса является: развитие у школьников математических и творческих способностей; навыков решения задач с применением формальной логики (построение выводов с помощью логических операций «если то», «и», «или», «не» и их комбинаций); умение планировать последовательность действий; овладение умениями анализировать, преобразовывать, расширять кругозор в областях знаний, тесно связанных с математикой.
Программа призвана способствовать решению следующих задач:
-Формировать представления о математике как части общечеловеческой культуры.
-Предоставить дополнительные возможности для развития творческих способностей учащихся.
-Научить решать текстовые задачи (занимательного, исторического характера), работать с научной и справочной литературой, с измерительными инструментами.
-Закрепить навыки устных и письменных вычислений.
-Создать условия для формирования и поддержания устойчивого интереса к математике.
-Воспитывать ответственность, усидчивость, целеустремлённость, способность к взаимопомощи и сотрудничеству.
Актуальность курса «Математика».
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. Предлагаемый факультатив предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Планируемые результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
Межпредметными результатами изучения курса во 2-м классе являются связи:
- с уроками изобразительного искусства: оформление творческих работ, участие в выставках рисунков при защите проектов;
- с уроками технологии: изготовление материала по темам проектов.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Метапредметные результаты:
-Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
-Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
-Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
-Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий).
-Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
-Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
-Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Учебно - тематический план
№п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Город загадочных чисел. | 7 |
2. | Город закономерностей | 6 |
3 | Город геометрических превращений | 6 |
4 | Город логических рассуждений | 6 |
5 | Город занимательных задач | 5 |
Итого | 30 |
Календарно - тематическое планирование 2 класс
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности учащихся. | Дата | Примечания | ||||
По плану | Факт | ||||||||
Город загадочных чисел – 7 часов | |||||||||
1 | Улица Ребусовая. | 1 | Записывать различными цифрами количество предметов. Соотносить количество предметов с цифрой, сравнивать числа. Разбивать предметы данной совокупности на группы по различным признакам. Записывать знаками «+» и «-» действия «сложение» и «вычитание». Устанавливать взаимосвязь между сложением и вычитанием. Дополнять равенства пропущенными в них цифрами, числами, знаками. Выполнять логические рассуждения, пользуясь информацией, представленной в наглядной (предметной) форме. Решать занимательные задачи с римскими цифрами. Выполнять задания по перекладыванию спичек. Выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу. Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания. Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы. Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками. Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии. Слушать ответы одноклассников, анализировать и корректировать их. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Сопоставлять полученный результат с заданным условием. Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки. | ||||||
2 | Заколдованный переулок. | 1 | |||||||
3 | Цифровой поезд. | 1 | |||||||
4 | Числовая улица. | 1 | |||||||
5 | Вычислительный проезд. | 1 | |||||||
6 | Вычислительный проезд. | 1 | |||||||
7 | Испытание в городе Загадочных чисел. В цирке. | 1 | |||||||
Город Закономерностей – 6 часов | |||||||||
8 | Улица Шифровальная. | 1 | Выделять признаки сходства и различия двух объектов (предметов). Находить информацию (в рисунках, таблицах) для ответа на поставленный вопрос. Выявлять правило (закономерность), по которому изменяются признаки предметов. Выбирать предметы для продолжения ряда по тому же правилу. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждое следующее число в ряду, выявлять закономерность и продолжать ряд чисел, соблюдая ту же закономерность. Сравнивать объекты, ориентируясь на заданные признаки. Выбирать предметы для заполнения девятиклеточного «волшебного квадрата». Составлять рассказы по картинкам (описывать последовательность действий, изображённых на них, используя порядковые и количественные числительные). Слушать ответы одноклассников и принимать участие в их обсуждении, корректировать неверные ответы. Находить (исследовать) признаки, по которым изменяется каждый следующий в ряду объект, выявлять (обобщать) закономерность и выбирать из предложенных объектов те, которыми можно продолжить ряд, соблюдая ту же закономерность. Находить основание классификации, анализируя и сравнивая информацию. | ||||||
9 | Координатная площадь. | 1 | |||||||
10 | Порядковый проспект. | 1 | |||||||
11 | Улица Волшебного квадрата. | 1 | |||||||
12 | Улица Магическая. | 1 | |||||||
13 | Испытание в городе Закономерностей. Сыщики. | 1 | |||||||
. Город Геометрических превращений – 6 часов | |||||||||
14 | Конструкторский проезд. | 1 | Ориентироваться в пространстве. Различать и раскрашивать соседние и не соседние области. Определять форму плоских и объёмных предметов. Классифицировать предметы по форме. Находить симметричные фигуры. Проводить ось симметрии. Понимать композицию. | ||||||
15 | Фигурный проспект. | 1 | |||||||
16 | Конструкторский проезд. | 1 | |||||||
17 | Зеркальный переулок. | 1 | |||||||
18 | Художественная улица. | 1 | |||||||
19 | Испытание в городе Геометрических превращений. Сказки зимы. | 1 | |||||||
Город Логических рассуждений – 6 часов | |||||||||
20 | Улица Высказываний. | 1 | Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Строить истинные высказывания. Делать выводы. Оценивать истинность и ложность высказываний. Строить истинные предложения на сравнение по цвету и размеру. Получать умозаключения на основе построения отрицания высказываний. Использовать различные способы доказательств истинности утверждений (предметные, графические модели, вычисления, измерения, контрпримеры). Использовать схему (рисунок) для решения простейших логических задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Читать и заполнять несложные готовые таблицы. Упорядочивать математические объекты. Слушать ответы одноклассников, выбирать из предложенных способов действий тот, который позволит решить поставленную задачу, обосновывать свой выбор. | ||||||
21 | Улица Правдолюбов и Лжецов. | 1 | |||||||
22 | Отрицательный переулок. | 1 | |||||||
23 | Улица Сказочная. | 1 | |||||||
24 | Площадь Множеств. | 1 | |||||||
25 | Пересечение улиц. Перекресток. | 1 | |||||||
Город Занимательных задач – 5 часов | |||||||||
26 | Улица Величинская. | 1 | Сравнивать предметы по определённому свойству (массе). Определять массу предмета по информации, данной на рисунке. Обозначать массу предмета. Записывать данные величины в порядке их возрастания (убывания). Выбирать однородные величины. Выполнять сложение и вычитание однородных величин. Конструировать простейшие высказывания с помощью логических связок. Использовать логические выражения, содержащие связки «если ..., то ...», «каждый», «не». Использовать схему (рисунок) для решения нетрадиционных задач. Переводить информацию из одной формы в другую (текст - рисунок, символы - рисунок, текст - символы и другие). Упорядочивать математические объекты. Анализировать различные варианты выполнения заданий, корректировать их. | ||||||
27 | Смекалистая улица. | 1 | |||||||
28 | Временный переулок. | 1 | |||||||
29 | Хитровский переулок. | 1 | |||||||
30 | Математический конкурс «Сказочная страна». | 1 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного предмета
Для характеристики количественных показателей используются следующие условные обозначения:
К - полный комплект для коллективной работы, Д- комплект для демонстрационной работы, Ф- комплект для фронтальной работы, П- комплект для практической работы
1. Библиотечный фонд | ||
1 | Холодова О.А. «Занимательная математика. Методическое пособие. 2 класс. /О.А. Холодова – Москва: Издательство РОСТ, 2015 г. – 304 с. | Д |
2. Печатные пособия | ||
1 | Демонстрационный материал (картинки предметные, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения | Д |
2 | Учебно-наглядное пособие по математике «Магнитная математика» | Ф |
3 | Табель-календарь на текущий год | Д |
3. Технические средства обучения | ||
1 | Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок. | 1 |
2 | Мультимедийный проектор | 1 |
3 | Компьютер | 1 |
4 | Колонки | 2 |
5 | Документ камера | 1 |
6 | Интерактивная доска | 1 |
7 | Бесперебойник | 1 |
8 | МФУ | 1 |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике, данной в стандарте обучения:
| Д | |
5. Демонстрационные пособия | ||
1 | Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 10 | Д |
2 | Объекты, предназначенные для демонстрации последовательного пересчета от 0 до 20 | Д |
3 | Наглядное пособие для изучения состава числа (магнитное или иное), с возможностью крепления на доске | Д |
4 | Демонстрационное пособие с изображением сотенного квадрата | Д |
6. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | ||
1 | Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 10 | Ф |
2 | Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 20 | Д |
3 | Комплект для изучения состава числа | Д |
4 | Раздаточные материалы для обучения последовательному пересчету от 0 до 100 | Ф |
5 | Счетный материал от 0 до 100 | Ф |
6 | Весы настольные школьные и разновесы | Д |
7 | Линейка | П |
8 | Циркуль | Д |
9 | Метры демонстрационные | Д |
10 | Рулетки | Д |
11 | Угольники классные | Д |
12 | Циркули классные | Д |
13 | Комплекты цифр и знаков | Д |
14 | Модель циферблата часов с синхронизированными стрелками | Д |
15 | Набор геометрических фигур | Д |
16 | Модель квадратного дециметра (палетка) | Ф |
7. Оборудование класса | ||
1 | Ученические столы 2 местные с комплектом стульев | 15 |
2 | Стол учительский компьютерный с тумбой | 1 |
3 | Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. | 4 |
4 | Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала | 2 |