Методическая копилка
- Материалы РМО для воспитателей групп младшего дошкольного возраста
- Выступление на РМО старших воспитателей на тему: "Общий анализ деятельности ДОО за учебный год"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация развивающей предметно-пространственной среды в свете требований ФГОС Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов. Создавая развивающую предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.
Требования к развивающей предметно –пространственной среде (ФГОС) Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : реализацию различных образовательных программ; возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения; в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия; учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
РПП среда в младшем дошкольном возрасте Для детей этого возраста – достаточно большое пространство в группе для удовлетворения потребности в двигательной активности. Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребёнка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания
РПП среда в среднем дошкольном возрасте Организация жизни и воспитание детей пятого года жизни направлены на дальнейшее развитие умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательное отношение, стремиться к общению и взаимодействию. Предметно-развивающая среда группы организуется с учётом возможностей для детей играть и заниматься отдельными подгруппами. Пособия и игрушки располагаются так, чтобы не мешать их свободному перемещению. Необходимо предусмотреть место для временного уединения дошкольника, где он может подумать, помечтать.
Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: Содержательно-насыщенной Полифункциональной Трансформируемой Вариативной Доступной Безопасной
Насыщенность среды предполагает: Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе Должна соответствовать возрастным особенностям и содержанию программы
Полифункциональность материалов предполагает: Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель, маты, мягкие модули, ширмы и т.д.) Наличие не обладающих жёстко закреплённым способом употребления полифункциональных предметов (в т.ч. природные материалы, предметы-заместители )
Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости: От образовательной ситуации От меняющихся интересов детей От возможностей детей
Вариативность среды предполагает: Наличие различных пространств Периодическую сменяемость игрового материала Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми Появление новых предметов
Доступность среды предполагает: Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность Свободный доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности Исправность и сохранность материалов и оборудовани я
Безопасность среды: Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия
Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям в свете требований ФГОС
Социально-коммуникативное развитие: Центр безопасности Центр труда, уголок дежурств
Уголок уединения Центр активности (центр сюжетно-ролевых игр)
Познавательное развитие: Центр «Мы познаём мир» Центр сенсорного развития Центр математического развития Центр экспериментирования
Речевое развитие: Центр речевого развития Центр «Здравствуй, книжка!»
Художественно-эстетическое развитие включает: Центр изодеятельности - стена творчества
- Центр музыкально- театрализованной деятельности
- Центр конструирования
Физическое развитие: Центр физического развития Центр сохранения здоровья Спортивный уголок «Будь здоров!»
Главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс. Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Модернизация современного образования , внедрение новых образовательных стандартов, нацелена на построение и реализацию индивидуального образовательного маршрута Для осуществления своей миссии педагогу необходимо обладать готовностью к решению профессиональных задач, то есть уровнем профессиональной компетенции. Работа по самообразованию – одна из форм повышения профессиональной компетенции педагогов, путь достижения серьезных результатов, самореализации в профессии.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук Педагог должен в течение учебного года или другого периода времени углублённо заниматься проблемой, решение которой вызывает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса .
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию: • Ежедневная работа с информацией . Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, какому либо мероприятию и др. у любого педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации • Желание творчества . Воспитатель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему календарному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие. • Стремительный рост современной науки . Особенно психологии и педагогики. • Изменения, происходящие в жизни общества . Эти изменения в первую очередь отражаются на детях, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ педагога как «несовременного человека» • Конкуренция . Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в детский сад, хотят отдать своего ребенка конкретному воспитателю. Если педагог на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела образования, он имеет больше прав в выборе воспитанников, нагрузки и др. • Общественное мнение . Педагогу не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим педагогом быть обидно. • Материальное стимулирование . Категория педагога, премии, надбавки – все это зависит от квалификации и мастерства. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться. • Интерес. Учиться просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться. Вправе ли он тогда преподавать?
Источники самообразования : методическая литература; материалы периодической печатной продукции (журналы) ; курсы повышения квалификации; сеть интернет; посещение семинаров, консультаций по теме ; общение с коллегами . Видео, аудио информация на различных носителях Семинары и конференции Мероприятия по обмену опытом
Основными направлениями в системе образования педагогов дошкольного учреждения являются: * Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания; * Изучение учебной и научно- методической литературы; * Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии; * Изучение новых программ и педагогических технологий; * Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений; * Повышение общекультурного уровня.
Содержание работы по самообразованию: 1 этап – организационно – ознакомительный. Включает в себя детальное изучение ситуации по выбранной проблеме, соответствующей научно-методической литературы, определение темы самообразования, составление плана работы, подготовка практического материала. Формы представления результатов работы: консультации, доклады, наглядно – иллюстративный материал, перспективные планы, конспекты НОД, программы. 2 этап – основной. Предполагает внедрение в работу подготовленного материала. Форма представления результатов работы: проведение мероприятий по теме самообразования. 3 этап – заключительный. Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности.
Тематикой самообразования являются : - одна из годовых задач ДОУ; - проблема, которая вызывает у педагога затруднение; пополнение знаний по уже имеющемуся опыту ; Выбор темы для самообразования подбираются: - с учетом индивидуального опыта и профессионального мастерства каждого воспитателя; - направлены на достижение качественно новых результатов
Тематика самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу. Для педагогов без специального образования: * Овладение методикой работы с детьми; * Адаптация к педагогической деятельности. Для молодых специалистов: * Осознание ценностей личностно-ориентированной модели воспитания, обучения и развития; * Формирование основ педагогического мастерства; * Развитие умений и конструктивных способностей.
Для воспитателей, работающих свыше 5 лет: * Овладение способами проектирования воспитательно -образовательного процесса с целью повышения его эффективности и качества в условиях вариативного образования; * Формирование умения анализировать научно-методическую литературу, применение полученных знаний на практике, активизация творческих способностей. Для опытных, творчески-работающих воспитателей: * Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества; * Проявление творческого потенциала педагога; * Пропаганда своих достижений; * Развитие исследовательской деятельности.
Формулировку темы можно сформулировать по схемам: ¨ ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО ¨ ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО ¨ Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО Например: « Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста» «Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста» «Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»
Памятка по самообразованию Вероятная проблема Пути решения 1. Не могу определиться с темой самообразования. * Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты. * Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно - образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные.
Возможная проблема Пути решения 2 . При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе. Подбор литературы: * Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным. * Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания? Составление плана изучения конкретной выбранной литературы * Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме * Включите современные взгляды на проблему * Используйте опыт работы педагогов других ДОУ.
Возможная проблема Пути решения 3 . При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал. * По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения. * Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами. * Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками. * Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия.
название темы цель задачи предполагаемый результат этапы работы сроки выполнения каждого этапа действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой способ демонстрации результата проделанной работы форма отчета по проделанной работе Алгоритм составления плана по самообразованию
Форма № 1 Индивидуальный план самообразования на ______ год Воспитатель____________________________________ ДОУ___________________________________________ Ф.И.О._________________________________________ Образование (когда и какое учебное заведение окончил) Индивидуальная тема самообразования Когда начата работа над темой Когда предполагается закончить работу над темой Цели и задачи самообразования по теме Основные вопросы, намеченные для изучения. Этапы проработки материала, литература по теме, по годам. Чей опыт предполагается изучить по данной теме Практические выходы (доклады, рефераты) Когда и где выступал с сообщением о собственном педагогическом опыте Выводы по окончанию работы
Форма № 2 Титульный лист Тема самообразования Цель профессионального развития Разделы плана: Изучение психолого-педагогической и методической литературы Разработка программно-методического обеспечения Самообобщение опыта Участие в РМО, мастер-классах Обучение на курсах, семинарах Руководство методическим образованием других педагогов Работа в составе органов управления ДОУ № Разделы плана Задачи и содержание деятельности Сроки выполнения Форма предоставления результатов Результаты работы (где, кем и когда заслушивался)
План работы по самообразованию Воспитатель________________группы№____________МБДОУд / с№____ Тема:_________________________________________________________ Цель, задачи__________________________________________________ Литература___________________________________________________ ______________ ____________________________________________ __________________________________________________________
Раздел плана Сроки Форма работы Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) Выводы:
Знания можно получать разными способами . И наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование . Постоянное самообразование - вот то наиболее верное решение, тот жизненный принцип современного человека, который поможет идти «в ногу со временем» . Самообразование педагога есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога . И в заключении хочется отметить, что чем больше информации, методов и инструментов в своей работе использует педагог , тем больше эффект от его работы. Но какой бы современный компьютер и самый быстрый Интернет педагогу не обеспечить , самое главное – это желание педагога работать над собой и способность педагога творить , учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования . В одной из своих книг ученый, писатель и публицист Рубакин Н. А. сказал : «Никогда не прекращайте вашей самообразовательной работы и не забывайте, что, сколько бы вы ни учились, сколько бы вы ни знали, знанию и образованию нет ни границ, ни пределов».
Педагогика не стоит на месте, она развивается. Появляются новые программы и технологии. Успех в работе педагога зависит от его профессионализма, знаний, достижений отечественной и зарубежной педагогики, творческой активности и инициативы. Чтобы не отстать от времени, необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность, т.е. развиваться, самосовершенствоваться .
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ФГОС дошкольного образования – это ориентация на социализацию и индивидуализацию развития ребёнка в возрасте от 2 месяцев до 8 лет. Образовательная программа дошкольной образовательной организации формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития личности детей дошкольного возраста.
В психологии под индивидуальностью понимают психологическую неповторимость человека , проявляющуюся в темпераменте, качествах психических процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения), привычках, преобладающих интересах, способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д.
Индивидуальности невозможно обучить и невозможно воспитать ее извне. Индивидуальность рождается и развивается вместе со способностью человека учить и воспитывать самого себя. Но для того, чтобы данная способность развивалась, необходимо создавать ребенку такие условия, при которых он имеет возможность сталкиваться не только с желаниями и требованиями другого человека (родителя, педагога, сверстников), но и со своими собственными .
Индивидуализация через организацию предметно-развивающей среды В дошкольном учреждении предполагается работа со средой , специальными зонами, позволяющими каждому ребенку проявить и реализовать свой личный интерес . Эти специально организованные места проявления личного интереса ребенка при освоении учебной программы являются условиями становления его индивидуальности. Наполняемость зон зависит также от личностных особенностей детей группы. Предусмотрены разные уровни усвоения материала. Пространство, где находятся дети в течение дня, делится на специально организованные зоны: развивающая зона; зоны уединения ; игровые зоны; зона перевоплощений; учебная зона; зона развития трудовых и бытовых навыков ; зона достижений ( презентаций) ; зона “сброса”. Для построения развивающей предметно-пространственной среды учитывается: Интеграция образовательных областей Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
«Здравствуйте, я пришел!». Размещая свои имена на стенде, ребенок начинает чувствовать себя членом сообщества детей и взрослых. Индивидуализированная среда служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя
«Уголок именинника»- постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей, обозначением дня их рождения .
«Моё настроение» - в специально организованном уголке помещаются фишки или магниты в соответствии с настроением дошкольников.
Фотоотчеты
Минипортфолио
Все части пространства должны обладать возможностью изменяться по объему - сжиматься и расширяться. Для этого используются легко передвигаемые многофункциональные ширмы, подвижная мебель.. Оснащение групповых комнат помогает детям самостоятельно определить содержание деятельности, наметить план действий, распределить время и активно участвовать в деятельности, используя различные предметы и игрушки.
Трансформируемость РППС предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации
Уголок уединения Зона психологической разгрузки воспитанников должна быть оборудована уголками для уединения (палатка, ширма и т.д.), фотоальбомами с семейными или групповыми фотографиями . В уголках для уединения дети могут «спрятаться» от внешнего мира, отдохнуть от детского коллектива, просто посидеть или полистать любимую книжку , рассмотреть фотографии в семейном или групповом альбоме. Используя переносные ширмы, ребенок может создать «своё» личное пространство, сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.
Игры своими руками
«Копилка добрых дел» Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил
Литература: 1. Л.В. Михайлова – Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста», Москва: Просвещение, 2015г. ФГОС ДО «Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста по организации развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО», Москва 2014г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Выполнение задач годового плана Общие результаты деятельности дошкольного учреждения
Годовой план работы на учебный год является обязательной документацией дошкольной образовательной организации. В нем определены направления, задачи и система мероприятий для решения задач в конкретном учебном году.
Выполнение задач годового плана Какие задачи выполнены, в каком объеме (частично выполнены, не выполнены) Если выполнены не в полном объеме, указать причину неудач Если выполнены в полном объеме указать причину успеха
Общие результаты деятельности дошкольного учреждения Обеспечение здоровья и здорового образа жизни Уровень кадрового потенциала Анализ программно – методического и дидактического обеспечения Работа по улучшению материально – технической базы Создание условий для безопасности в ДОУ Сотрудничество с семьями воспитанников Результаты работы с социумом
Обеспечения здоровья и здорового образа жизни - состояние здоровья воспитанников -заболеваемость детей в течение года -сравнительные цифры по дням функционирования -суммарные данные по группам здоровья -результаты организации физкультурно-оздоровительной работы -закаливание, организации рационального питания -результаты адаптации вновь прибывших дете й
Уровень кадрового потенциала Рост педагогических кадров, осуществляющих педагогический процесс Образование Квалификация (сколько педагогов прошли аттестацию,профпереподготовку) Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается участием в работе методических объединений муниципального уровня и уровня образовательного учреждения Творчески – преобразовательная деятельность (результаты работы творческих групп ДОУ, участие в профессиональных конкурсах, инновационная деятельность)
Анализ программно – методического и дидактического обеспечения Перечень методического и дидактического пособия, приобретенного в текущем учебном году Например: В 2017-2018 учебном году были приобретены: методические пособия и дидактический материал для реализации задач программы коррекционно – развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР, автор Нищева Н.В. Комплект шумовых народных инструментов, автор Серебров
Работа по улучшению материально – технической базы Анализируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ за учебный год: ремонт, оснащение и пополнение предметной среды ( технические средствами обучения, физкультурное оборудование и т.д.).
Создание условий для обеспечении безопасности воспитанников в ДОО Установлены: домофон, система видеонаблюдения, АПС (автоматическая система пожарной сигнализации), Кнопка экстренного вызова полиции Средства пожаротушения Пройдены курсы повышения квалификации по ГО ЧС, Курсы по оказанию первой медицинской помощи
Сотрудничество с семьями воспитанников, школой и другими организациями Анализируется работа по повышению педагогической компетентности родителей , в каких направлениях она осуществлялась (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, совместные праздники, участие в выставках, конкурсах и т.д.). Результативность преемственности в работе со школой и организациями , с которыми заключен договор
Достижение результатов ДОО Сводная по оценке индивидуального развития ребенка Результаты сравнительной диагностики Результаты освоения программы по всем образовательным областям ( причины достижения результатов) Как продолжать работу для достижения положительных результатов Результат деятельности ДОО (из публичного отчета)
Итоговая оценка и выводы позволяет обосновать задачи годового плана на следующий учебный год. В заключении аналитической части годового плана должны быть: итоговая оценка эффективности деятельности ДОО и сформулированные соответствующие организационно-педагогические и управленческие выводы (что удалось, а что не удалось, в каких видах деятельности ДОО добилась лучших результатов по сравнению с предыдущим учебным годом? Проблема Пути решения этой проблемы (определить перспективы работы на следующий учебный год)
УДАЧИ и ТВОРЧЕСКИХ УСПЕХОВ!