ПЕДАГОГ-ЭКОЛОГ-2021
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ КОНКУРСА
Методическая разработка интегрированного практического занятия "Проблема утилизации полиэтилентерефталата (ПЭТ)"
https://drive.google.com/file/d/1vwtcF2gmr5tW1amjv...
Презентация "Проблема утилизации полиэтилентерефталата" (Региональный экологический форум "Я - потребитель: за или против. Есть ли жизнь без пластика")
https://drive.google.com/file/d/1yKXW8-HFBooUkW2GD...
Видеоролик социальной направленности "Разделяй отходы - сбереги природу родного края" (Всероссийский конкурс минутных видероликов социальной направленности "Мы - за жизнь")
https://drive.google.com/file/d/1d3wAKXYzk5q6RMaoP...
ФОТО И КОММЕНТАРИИ К УРОКУ
Интегрированный урок "Проблема утилизации полиэтилентерефталата" проводился в рамках педагогического проекта "Формирование экологической компетентности студентов на основе использования современных образовательных технологий при изучении курса химии".
Применяемые образовательные технологии:
1. Технология интегрированного обучения;
2. Технология практико-ориентированного обучения;
3. Технология обучения как учебного исследования.
Интеграция наук естественно-научного цикла дает возможность сформировать целостное экологическое мышление у студентов. Использование учебно-исследовательской работы во время аудиторных и внеадиторных занятий способствует формированию нового типа обучающегося, способного к конструктивной работе, самостоятельному поиску информации, готового применять полученные знания и умения экологического характера в будущей профессиональной деятельности.
1. Вступительная часть
Объявление темы, цели занятия
Оценка готовности аудитории, оборудования и студентов к занятию
Характеристика содержания, порядка проведения и оценки результатов практической работы
2. Актуализация базовых (теоретических) знаний студентов.
- фронтальный опрос
3. Изложение теоретического материала.
Доклады студентов:
- Историческая справка;
- Виды пластмасс и их маркировка;
- Полиэтилентерефталат;
- Экологические проблемы, связанные с пластиковыми
бутылками;
- Утилизация и переработка ПЭТ.
4. Самостоятельная работа студентов в малых группах.
Каждая группа получает инструкцию, выполняет практическое задание, заполняет карту.
Группа "Социологи-экологи"
Предварительно проводят онлайн-опрос студентов 1 курса медицинского колледжа с целью выяснения отношения студентов к проблеме пластиковых отходов. Анализируют результаты анкетирования.
Группа "Химики-экологи"
Используя знания из курса неорганической, органической и аналитической химии, готовят растворы и подвергают пластик (ПЭТ) химическому воздействию различных веществ.
Группа "Химики - технологи"
Подвергают полиэтилентерефталат (ПЭТ) термической обработке. Предлагают пути утилизации пластиковых отходов.
5. Обсуждение результатов практической работы
Каждая группа представляет отчет о результатах исследований, отвечает на вопросы студентов, преподавателя
Группа "Социологи-экологи"
С целью выяснения отношения студентов к проблеме пластиковых отходов проведен социологический опрос, в котором приняли участие 192 студента 1 курса медицинского колледжа.
В ходе онлайн – опроса получены следующие результаты:
1. 44,3% опрошенных покупают продукт в пластиковой упаковке несколько раз в неделю. Очень редко- 37%
2. Выбрасывают пластиковые бутылки в специальный контейнер – 56,8%, выбрасывают вместе с остальными отходами- 37%, используют в хозяйстве- 39,6%
3. 69,8% студентов считают, что проводить сортировку мусора надо обязательно, По-мнению 26,9% опрошенных отдельно складывать нужно только пластиковые бутылки, т.к. их можно переработать.
4. 91,9% респондентов уверены, что раздельный сбор пластика поможет улучшить экологическую обстановку нашего региона.
Группа "Химики-экологи"
1. Воздействие сильно- щелочных растворов на пластик.
В течение недели пластик подвергался воздействию концентрированного раствора щелочи – гироксида натрия. Пластик остался в неизменном виде.
Вывод: Щелочные растворы не растворяют пластик. Следовательно, их нельзя использовать для химической переработки пластика ПЭТ.
2. Воздействие на пластик раствором "царской водки"
Царская водка - это смесь концентрированных кислот азотной и соляной в соотношении 1:3. Обладает сильной окислительной способностью и отлично растворяет даже благородные металлы: золото, палладий, платина. Но пластик снова проявил свою устойчивость.
После промывания пластика от кислоты, он оставался, по-прежнему, прозрачным и сохранил свою форму.
Вывод: для пластика ПЭТ такой способ утилизации неэффективен. Кроме того, утилизация использованной кислоты принесет вред окружающей среде.
3. Воздействие на пластик органических растворителей.
В качестве органического растворителя выбран толуол. Он используется как растворитель для большинства полимеров.
Вывод:
Результаты эксперимента показали устойчивость ПЭТ к данному растворителю.
Группа "Химики- технологи"
1. Воздействие низких температур.
Студенты пронаблюдали за пластиковыми отходами, которые подвергались воздействию низких температур, влаги, а также температурным перепадам в течение зимы (предварительно в декабре пластиковые бутыки были погружены в снег и оставлены до весны, до схода снега).. Большинство пластиковых бутылок сохранили прежнюю форму. При этом следов разложения пластика обнаружено не было.
Вывод: Пластик ПЭТ не способен разлагаться под воздействием низкой температуры и влаги.И не может быть утилизирован путем захоронения в почву.
2. Воздействие высоких температур.
При нагревании на водяной бане пластик потерял форму, но при этом трещин на нем не образовывалось. После остывания материал стал более твердым.Следует отметить, что деформация цветного пластика произошла сильнее, чем прозрачного.
При горении наблюдался резкий запах, стелющийся черный дым, пластик долго плавился, продолжал гореть самостоятельно.
Вывод:
ПЭТ плавится при довольно высокой температуре 260 °С, но при нагреве до 60 °C ПЭТ размягчается и теряет форму.
ПЭТ проявляет химическую стойкость к кислотам, щелочам, толуолу.
ПЭТ содержит сурьму и канцерогены, высвобождаемые при горении и плавлении. В пластике находится органическое вещество, содержащее хлор, при горении которого выделяются хлорпроизводные – канцерогены, диоксины.
Диоксины способны накапливаться в тканях и вызывать генетические мутации клеток и приводить к развитию онкологических заболеваний.
Сжечь пластик без последствий для окружающей среды можно только при температуре около 1000 °C, в печи, оборудованной дорогостоящими очистными фильтрами или на специальных заводах, перерабатывающих пластик.
Исходя из выше изложенного, единственно правильный выход из сложившейся ситуации - раздельный сбор мусора. Если пластик собирать отдельно, то его можно использовать как вторичное сырье для производства различных полезных вещей.
6. Контроль качества знаний
Для контроля качества знаний студентов по теме предлагалось решение кроссворда. В заданиях кроссворда сделан акцент на практические результаты работы
7. Рефлексия
Студенты заполняют "Дневник урока"
Высказывают свое мнение об уроке.
На этапе рефлексии студенты отметили, что овладели такими практическими навыками как приготовление растворов, проведение химического эксперимента.
Наибольший интерес у студентов вызвал вопрос возможности химической переработки пластика.
Все студенты отметили, что предпочли бы групповую форму работы на уроке.
Процесс рефлексии показал, что применение именно активных методов обучения повышает заинтересованность и вовлеченность студентов в совместный процесс деятельности, что эффективно оптимизирует достижение поставленных целей.
Установление межпредметных связей через интегрированный урок способствует преодолению формальности в усвоении содержания и желает знания более гибкими.
Таким образом, создание процесса практико-ориентированного обучения дает возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, создает условия для целенаправленного формирования конкурентноспособности будущих специалистов, готовых к профессиональной деятельности в современных условиях.
Практические результаты учебно-исследовательской работы "Проблема утилизации полиэтилентерефталата (ПЭТ)" представлены на региональном экологическом форуме "Я - потребитель: за или против. Есть ли жизнь без пластика?" , ТОГАПОУ "Тамбовский бизнес-колледж", 19 марта 2021 год.
Студент 1 курса специальности 31.02.01 "Лечебное дело", группы 12 л/д Павел Жарков выступил на форуме с докладом "Проблема утилизации полиэтилентерефталата (ПЭТ)".
На экологическом форуме Жарков Павел представил социальный видеролик колледжа "Разделяй отходы - сбереги природу родного края".
В видеоролике Павел передал свою мысль о том, что пластик наносит серьезный ущерб окружающей среде, здоровью людей и животных, что личная культура потребления, забота об экологии - задача проекта Тамбовской области по сбору пластиковых отходов.
В 2021 году Жарков Павел стал призером Всероссийского конкурса минутных видероликов социальной направленности "Мы - за жизнь" в номинации "Охрана окружающей среды".Организаторами конкурса выступили Министерство просвещения Российской Федерации, депутат Государственной Думы ФС РФ Тутова Лариса Николаевна, Автономная некоммерческая организация "Медиаграмотность в информационном мире", Южно-Российское отделение Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации.
Видеролик "Разделяй отходы - сбереги природу родного края" отмечен дипломом III степени.