Эссе «Я – УЧИТЕЛЬ, ИЛИ КАК МЕЧТЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ»

Балалыкина Ольга Ивановна

    Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я, страдающий от вечной нехватки времени, порой засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskoe_esse.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Я – УЧИТЕЛЬ, ИЛИ КАК МЕЧТЫ СТАНОВЯТСЯ РЕАЛЬНОСТЬЮ»

Балалыкина Ольга Ивановна,

                                 Ярославский филиал МБОУ «Никифоровская СОШ № 1»

         «Всё, что было или есть, началось с мечты», - мне так близки эти слова, которые я когда-то услышала. У меня тоже всё началось с мечты - мечты стать учителем. И не просто учителем, а хорошим учителем, то есть таким, который  умеет мечтать вместе с детьми, помогает каждому ребенку научиться верить в себя. Ведь любая самая безумная мечта не настолько безумна, как может показаться на первый взгляд. И у моей мечты есть основа: способности ребенка можно и нужно развивать. Для меня это первый шаг, самый важный, он позволит открыть ребенку новые горизонты. В этом и есть предназначение учителя.

        1 сентября 1976 года. Моя первая встреча со школой и первая встреча с учителем. Каким был тот день? Честно, не помню. Но в памяти и 42 года спустя ярким и каким-то по-особому согревающим воспоминанием всплывает образ: мягкая улыбка, карие глаза, излучающие свет. Образ моей первой учительницы Лепиховой Евдокии Ивановны. Она сразу стала идеалом во всём. Наверное, вполне объяснимо для 7-летнего ребёнка возникшее сразу желание – быть, как Она, и - как Она - стать учителем. Было ли это желание обдуманным и серьёзным? Конечно, нет! Но был образец, на который хотелось равняться, быть похожей. Простая детская психология. Или не такая уж и простая?

         А вот ещё воспоминание, уже более осознанное. Годы 1979-1984. Мой классный руководитель и учитель математики Сухова Надежда Дмитриевна. И для меня, и для моих одноклассников  она стала примером порядочности, честности, любви к своему делу, к своей профессии, настоящим наставником. Каждый урок для меня был долгожданным, становился настоящим постижением мира чисел и формул. И вновь, как тогда, в детстве, в начальной школе, желание стать такой, как Она, но желание вполне осознанное и мотивированное, обусловленное внутренней потребностью.

         Я – учитель начальных классов. Младший школьный возраст является тем временем в жизни человека, когда формируется  основа  умения учиться. В этом  возрасте важно не упустить то, что будет залогом не только обучения в школе, но и  фактором успешности на протяжении всей жизни. Без объективной оценки своих действий ребенку очень сложно двигаться к успеху.

           Работать учителем – это значит мечтать вместе с детьми. Но быть хорошим учителем – это не значит быть безответственным мечтателем, это значит быть тем, кто вместе с детьми ежедневно превращает мечты в цели, а цели -  в результаты.

Профессия учителя, на  мой взгляд, одна из самых необычных. Почему? Потому что все считают, что учитель – это тот, кто учит. Но ведь это не совсем так: это дети нас  учат. Как бы я смогла понять, куда мне двигаться дальше,  чему учиться, если бы не мои ученики. Только с их помощью я вижу, что у меня получается, а что нужно изменить. Дети  умеют учить лучше взрослых, они говорят и действуют открыто. Главное для меня – не задуть огонек желания ребёнка говорить  о том, что он думает, что его волнует, радует или печалит. Каждый день  я учусь специально и учусь «нечаянно»: жизненные ситуации, книги  или путешествия дают  мне возможность  почувствовать, кто я.

                          Я учусь.

                         И я учусь учить.

    Я каждый день учусь учить ребят умению учиться.

Мне нравится процесс подготовки к каждому уроку. В работе стараюсь применять разные методы, приемы стимулирования  и мотивации учения, использую разнообразные формы организации личностно – ориентированного урока.

         Для меня ребенок – это увлекательная книга, которую нужно познать. В своей работе опираюсь на уникальность личности каждого ученика. Многие учебные и воспитательные задачи  легко решить, если понимаешь, что каждый ребенок  - индивидум, талантливый и неповторимый.

         Мы живем в век компьютерных технологий. Современные дети – это дети «экранной информации». Использование в работе учителя разнообразных электронных приложений к учебникам, тренажеров, цифровых образовательных ресурсов помогает сделать урок более информативным, ярким, разнообразным. Я использую  мультимедиа -  технологии в своей работе, они позволяют моделировать различные ситуации, формировать необходимые личностные и образовательные компетенции. На данном этапе главными задачами в свете ФГОС являются задачи овладения межпредметными понятиями, универсальными учебными действиями и способами их применения на практике; формирование у учащихся навыков сотрудничества, развитие умений в  исследовательской деятельности, в различных видах проектных работ. Дети должны уметь контактировать в парах, группах. Эти задачи стараюсь реализовывать в своей работе.

         Изменилась ли наша профессия за последние десятилетия? И да, и нет. С одной стороны, казалось бы, назначение учителя всё в том же – учить, воспитывать, развивать. С другой стороны, содержание учительской профессии уже другое. Миру не нужны люди с готовым багажом знаний. Миру нужны люди, умеющие эти знания добывать на протяжении всей жизни, быть мобильными и коммуникабельными, способными к изменениям, умеющие адаптироваться в разных жизненных ситуациях. И основы всего этого должна заложить школа, а значит, и учитель. Отсюда и те изменения, которые учитель должен принять и пережить в себе.

         Учитель – это вообще особая профессия. Обращаюсь к словам Е.А.Ямбурга, сказанным им в одном из интервью: «Учитель – это другая профессия. Это специалист по ребёнку». И быть этим специалистом невероятно сложно, если ты хочешь быть профессионалом. И быть им невероятно здорово, если ты хочешь быть интересен детям, если ты хочешь и можешь их удивлять и вместе с ними постигать мир. И если ты веришь в это, ты будешь его постигать - как будто в первый раз, заново открывая для себя те истины, которые для другого, может, и стали уже обыденными и скучными вещами. Ты – учитель, ты – специалист по ребёнку.

Тридцать лет назад я впервые переступила порог школы и с тех пор так и не смогла оставить её стены, ставшие для меня вторым домом. Многие спрашивали, да и сама часто задавала себе вопрос: «А что меня здесь держит? Что является стимулом в работе? Любовь к детям? А может, их любовь ко мне?» Да, безусловно! Но в первую очередь – ощущение того, что я нужна детям, что им со мной уютно и интересно.

Так почему же я всё – таки выбрала именно  профессию учителя?  Потому что, взяв ребенка за руку, я могу увести его в интересный и увлекательный мир.  Потому что я испытываю чувство удовлетворения от своей работы, когда на одну ступеньку рядом со мной становится мой ученик, и я чувствую, что он может и должен самостоятельно идти дальше.

         Я люблю свою профессию за тайны, которые она в себе хранит, за  мудрость, которой она наделяет меня с течением времени, за то, что заставляет двигаться вперед. Что может быть лучше?

И вновь обращаюсь к своему прошлому. Чем дороги остались мне мои учителя? Почему сознание хранит о них благодарную память? Видимо, тем, что они открыли для меня мир познания, научили любить жизнь и верить людям, подарили мне те ценности, без которых нет Человека.

Учитель по природе своей профессии – созидатель. Созидатель с большой буквы, ибо он творит Человека.

 Каким будет этот человек, что после себя оставит – во многом зависит от тебя и от меня, дорогой мой учитель.

Есть  очень красивая легенда: «Где- то на далёкой планете живёт Фонарщик. По вечерам он поднимается по своей лестнице к небу и зажигает звёздочки – фонарики. Удивительно, что каждый раз, чиркая спичкой о волшебный нестирающийся ботинок, Фонарщик уменьшается в размере. Неприметный маленький труженик каждодневно отдаёт частицу себя. Такая у него работа». Настоящий учитель подобен Фонарщику на далёкой планете. Я уверена, что я и есть этот Фонарщик…

Учитель! Дорогой мой учитель, может быть, такой же, как я, страдающий от вечной нехватки времени, порой засыпающий над тетрадками, радующийся, как ребёнок, успехам своих учеников, старающийся быть для них интересным человеком, волнующийся не меньше них на экзамене, будь счастлив! Будь успешен! Верь в себя! И пусть цвет твоего неба будет всегда тёплым, светлым, вдохновляющим на творчество!