Эссе "Я-учитель"
Предварительный просмотр:
Эссе «Я – учитель»
«Учитель – это служение, это призвание, это не услуги… Мы воспитываем и обучаем будущее поколение страны. Сегодня малыши – завтра народ. Не нужны нам дополнительные меры защиты – мы учителя», – считает глава Министерства образования и науки Российской Федерации Ольга Васильева. Эти слова высоко поднимают статус учителя, его авторитет. Они дают нам надежду на светлое будущее, вдохновляют на творческий поиск и труд. С именем учителя всегда связывались такие понятия, как педагогическая культура, интеллектуальное богатство, широкий кругозор, эрудиция. Каждый учитель должен пройти через осознание того, какая великая миссия возложена на него обществом.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, учитель остается главной фигурой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Как и сотни и тысячи лет назад лежит между учителем и его учениками океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Сегодня в школу приходит новый учитель. Он не хуже нас, он другой. Он – дитя своего времени. Пройдет время, представители нового поколения осознают, какая ответственность возложена на них. Мы должны быть уверены, что свое дело мы передаем в надежные руки.
Новая школа предъявляет к учителю новые требования. Сегодня школе требуется учитель-исследователь, способный к освоению перспективных, постоянно-развивающихся технологий обучения, обладающий инновационным стилем мышления, готовым самостоятельно решать серьезные исследовательские задачи, умеющий взаимодействовать с различными участниками образовательного процесса. Учитель, обладающий данными характеристиками, и будет «значимым взрослым» для современного школьника.
Свою педагогическую деятельность мы строим, учитывая изменившиеся обстоятельства. Только сам учитель может открыть в себе творческую личность. Руководитель Международного центра гуманной педагогики, доктор психологических наук, академик РАО Ш.А. Амонашвили, беседуя с учителями, часто говорил им: «Посмотрите на своих учеников! Это Дети Света! Звездные дети! Так станьте же для них Звездным Учителем! Дети Света нуждаются в Учителе Света. Ищите свет, и он к вам придет. Ваша устремленность – это шаг к свершению».
Призыв человека, ставшего при жизни классиком, служит и для меня своеобразным ориентиром в моей работе.
Самой главной задачей в своей работе я считаю пробуждение интереса к изучению иностранного языка, поддержание этого интереса в течение всего процесса обучения. Ученик с высокой мотивацией способен решать любые учебные задачи.
Существующие методики, технологии предлагают широкий выбор приемов, методов. Мне близка по духу методика, предлагаемая Пассовым Е.И. Работа по такой методике дает реальные результаты.
В первые годы своей педагогической деятельности я выбрала тему по самообразованию «Коммуникативная методика Пассова Е.И.». Затем увлеклась использованием ролевых игр, песенного материала, театрализованных постановок на уроках ИЯ. Сейчас я использую в обучении иностранному языку, ставшие популярными функционально-смысловые таблицы (ФСТ), предложенные Пассовым Е.И. и его учениками. Система упражнений (имитативные, подстановочные, транформационные, репродуктивные, комбинированные), созданная данным методистом, помогает сформировать у учащихся лексические, грамматические, произносительные, орфографические навыки, развивает умения говорить, писать, слушать и читать на ИЯ.
Современный урок трудно представить без использования информационных компьютерных технологий. Я выбрала для себя из бесконечного множества программ Мультимедийную Обучающую Программу «Профессор Хиггинс. Английский без акцента», рекомендованную Институтом информатизации образования Российской Академии образования.
Внеклассная работа по предмету является неотъемлемой частью работы учителя. Трудно переоценить потенциал, заложенный в этой форме работы. Я использовала и использую проведение Недель иностранного языка. Ребята с удовольствием участвуют в конкурсах «Лучший переводчик», «Лучший Шерлок Холмс». Разные поколения ребят прошли через игру «Война Алой и Белой Розы», «Что? Где? Когда?», литературную и страноведческую викторину.
Большое внимание я уделяю работе с учащимися, проявляющими особый интерес к изучению иностранного языка. Общение и работа с такими детьми доставляет истинное интеллектуальное наслаждение, если можно так выразиться. Это касается подготовки учащихся к конкурсам различного уровня, к региональным Олимпиадам по иностранным языкам, к школьным, муниципальным и региональным этапам Всероссийской Олимпиады школьников.
Для того, чтобы учитель был всегда интересен, нужен ученикам, ему необходимо постоянно повышать свой методический и интеллектуальный уровень. В 2012 году приняла участие в работе Второй Всероссийской Педагогической ассамблеи (Санкт-Петербург). Выступила в прениях в секции «Национальная школа в условиях глобализации».
Постоянный поиск, желание реализовать себя, жажда нового, интересного побудили меня поступить в аспирантуру. Учеба в аспирантуре дает возможность ежедневно, а не только во время аттестаций, проверок, заглядывать в новые методики, расширить свой кругозор, учит экспериментировать, пробовать новые технологии. Поднимает тебя на новый методический, интеллектуальный уровень. Обучаясь на кафедре «Теория и методика преподавания иностранных языков» РГПУ им. А.И. Герцена, понимаешь, что это тот путь, на котором, наконец- то, встретятся теория и практика. Ученые далеки от школы, от ее проблем. Учителя, будучи прекрасными практиками, не имеют иногда представления о том, как далеко продвинулась методика вперед. Сколько нужных, поистине интересных книг, статей, научных работ я бы не успела прочитать, если бы не стала аспирантом.
Естественно, я не ратую за то, чтобы все немедленно помчались поступать. Это собственный выбор каждого человека. Но бесспорно то, что это одна из прекрасных возможностей совершенствоваться, меняться в лучшую сторону, повысить качество преподавания.
Мой выбор стать учителем был инстинктивным, может быть неосознанным. Но годы работы помогли мне понять, что я не ошиблась в выборе своей профессии. Моя работа дает мне радость, удовлетворение. Желание работать увлеченно, радостно встречать каждый день, чего еще может пожелать себе счастливый человек?