ФЭМП
Тема: «В Математику на ковре – самолете».
Возрастная группа: старшая.
Содержательный компонент образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: использование пособий, музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий, ИКТ, поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу; создание игровой мотивации, активная деятельность детей, сравнение, сопоставление, сюрпризный момент.
Форма организации: групповая.
Цель: Воспитывать у детей стойкий интерес к математике, способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Задачи:
Обучающие: Познакомить детей с составом числа из единиц в пределах 5. Упражнять в счете до 10.
Закрепить знание пословиц и поговорок с математическим содержанием.
Продолжить учить узнавать и называть геометрические фигуры, выкладывать из нескольких фигур изображение по заданной схеме.
Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
Развивающая: Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
Воспитательная: воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность, чувства взаимовыручки, желание прийти на помощь.
Планируемые результаты: проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками
Словарная работа: «Одинаковое количество», «столько же», «число состоит из единиц».
Материалы и оборудование: Магнитная доска, презентация –фон путешествия, игрушка Карлсон, ковер-самолет. стихотворение «Арифметика» В Шефнер.
демонстрационный материал: изображение разных предметов до 10 (несколько групп 4 - 6) и магнитные числовые карточки для доски. Изображение домиков - 5 шт., 4 шара одного и разного цветов
раздаточный материал: предметные картинки: одежда - 5 шт.; транспорт - 5 шт.; животные - 4 шт.; мебель - 3 шт. Карты-схемы с набором геометрических фигур (5 комплектов).
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к непосредственно образовательной деятельности:подбор материала, презентация.
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности: помощь при затруднении, поощрение.
Структура занятия:
I часть. Вводная – 3 минуты. Организационный момент. Чтение стихотворение «Арифметика» В Шефнер.
II часть. Основная – 20 минут.
Упражнение «Учись считать».
Пословицы и поговорки.
Королевство Сюрпризов.
Королевство волшебных единиц.
Колумбово яйцо.
III часть. Заключительная - 2 мин.Рефлексия педагога и детей.
Методические приемы:Игровые (использование сюрпризных моментов).
Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала).
Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Организация детей на занятии: демонстрационная магнитная доска, указка.
Ход НОДI часть. Вводная часть
Организационный момент.Дети играют на ковре. «Гимн математике»:
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлететь,
Надо многое знать,
И при этом, и при этом ,
Вы заметьте-ка,
Очень важная наука
Ма-те-ма-ти-ка!
Почему корабли
Не садятся на мель,
А по курсу идут
Сквозь туман и метель?
Потому что, потому что,
Вы заметьте-ка,
Капитанам помогает
Ма-те-ма-ти-ка!
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Важное знание
В наше время, чтобы строить
И машиной управлять,
Прежде нужно уже в школе
Математику узнать.
На войне ли современной,
В годы ль мирного труда,
При расчетах непременно
Математика нужна.
Надо прежде всего
Математику знать.
И на свете нет профессий
Вы заметьте-ка,
Где бы вам не пригодилась
Математика!
Ребята, вы слышали о волшебной стране Математике? Я предлагаю вам отправиться в путешествие по этой стране. На чем же мы туда доберемся?
Мы полетим на ковре - самолете. Хотите?
Занимайте места, садитесь поудобней, крепче держитесь!
Эй, ковер - самолет, развернись!
Эй, ковер, повернись!
Выше, выше поднимайся,
не пугай моих ребят.
Тише, тише не качайся,
хорошо они летят
В небо звездное глядят.
II часть. Основная
Приближаемся к королевству «Учись считать».
Смотрите, ребята, нас уже опередили. Кто это? Это Карлсон - веселый человечек.
Он все здесь перепутал. Вы считать умеете? Хотите помочь Карлсону, исправить ошибку?»
Дети: хором пересчитывают количество предметов
Воспитатель: «Соответствует ли числовая карточка количеству яблок? (нет) Почему? (яблок 6, а на карточке 8 кружков).
Одну ошибку мы исправили, а кто хочет исправить остальные ошибки?..».
Приглашает 3 детей для исправления ошибок. Все дети следят за правильностью их действий.
Воспитатель: «Теперь мы можем продолжить наше путешествие, т.к. первое испытание прошло успешно. Считать вы действительно умеете.
Пусть нам звезды засияют и дорогу озаряют,
Ты ковер лети - лети, нас по небу прокати.
Наш путь далек и пока мы летим, назовем пословицы и поговорки о разных числах».
Дети: вспоминают и называют, знакомые им пословицы и поговорки с математическим содержанием.
Два сапога — пара.
Два глаза дороже алмаза.
Два друга — метель и вьюга.
Без четырех углов изба не рубится.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Все за одного, один за всех, тогда в деле будет успех.
Горе на двоих — полгоря, радость на двоих — две радости.
Больше двух — говорят вслух.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
За семью морями.
Знай больше, говори меньше.
Как две капли воды.
Клади по одной ягодке — наберешь кузовок.
Конь о четырех ногах — и тот спотыкается.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Лентяй дважды работает.
Лук от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Между двух огней.
Воспитатель:
Пусть нам звезды засияют и дорогу озаряют,
Ты ковер лети - лети, нас по небу прокати.
«О, я вижу, приближается земля. Это королевство «Сюрпризов».
А вот и Карлсон, он прилетел с подарками от жителей страны».
Влетают две связки шаров: 4 красных и 4 разноцветных шара, с телеграммой с заданием.
Задание: «Сколько красных шаров? (4), а что можно сказать об этих шарах? (разноцветные), Сколько их? (4), сколько каких? (1 красный, 1 зеленый, 1 синий, 1 желтый), А всего сколько? (4), Какое число получилось? (число 4)».
Воспитатель: «Число 4 состоит из четырех 1. А если я возьму число 3, сколько нужно взять разноцветных шаров? (3)
Назову число 5, сколько возьмете шаров? (5)
Что же нового мы узнали? (узнали, что числа состоят из 1)»
Хорошо, а теперь все на зарядку. Физкультминутка:
Раз, два, три! Дыши ровней!
Выше руки! Шире плечи!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней.
Воспитатель: «Нас ждет ковер - самолет.
Пусть нам звезды засияют и дорогу озаряют,
Ты ковер лети - лети, нас по небу прокати.
Мы стремительно приближаемся к королевству «Волшебных единиц».
Здесь живут единицы, но пока их нет, можно поиграть. Игра называется «Найди свой домик».
Игра:
1 вариант. Возьмите по одной картинке и по моему сигналу найдите свой домик. (одежда - 5 шт.; транспорт - 5 шт.; животные - 4 шт.; мебель - 3 шт.).
Сколько всего овощей в вашем доме?
Какое число у вас получилось?
Сколько каких предметов взяли?
Всего сколько?
2 вариант.
Сколько единиц в вашем числе?
Сколько взяли предметов, чтобы получить это число?
Так из чего же состоят числа? (из единиц)
Воспитатель: «Нам нужно посетить еще одно королевство.
Ты, ковер, лети, лети, нас по небу прокати!
Выше, выше поднимайся, не пугай моих ребят.
Тише, тише не качайся, хорошо они летят.
В небо звездное глядят.»
Пятерым ребятам предлагается взять картинки с геометрическими фигурами и разойтись по залу, чтобы не мешать друг другу, к ним подходят по 2 ребенка.
Идет взаимопроверка выложенных фигур. Анализ одной из фигур происходит с участием всех детей.
III часть.Заключительная.
По окончанию дети возвращаются в детский сад на ковре-самолете.
Воспитатель:
Эй, ковер - самолет, развернись!
Эй, ковер, повернись!
(дети и воспитатель встают на ковер)
Пусть нам звезды засияют,
И дорогу озаряют.
Ты, ковер, лети, лети,
Нас по небу прокати!
Выше, выше поднимайся,
Тише, тише не качайся.
Не пугай моих ребят
Хорошо они летят
В небо звездное глядят.
А теперь лети назад,
В наш любимый детский сад.
Ниже, ниже опускайся,
Тише, тише, не качайся.
Возвратились мы обратно.
Все на месте. Как приятно!
Наш любимый детский сад,
Принимай своих ребят.
Воспитатель:Мне нравится, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (ответы детей)
Литература.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-368с.
2. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2010.
3. Мы, наши дети и внуки: в 2-х томах Б. П. Никитин, Л. А Никитина / Предисловие семейного психолога Л. Петрановской. 5-е издание, дополненное.Издательский дом «Самокат». Москва, 2015. Серия «Самокат для родителей».
4. Интернет ресурсы.
Тема: «Сказочное королевство Шарля Перро»
Возрастная группа: старшая.
Продолжительность: 25 мин.
Содержательный компонент образовательных областей: познавательное развитие, социально- коммуникативное, речевое развитие.
Форма непосредственной образовательной деятельности: игровая, познавательно- исследовательская, коммуникативная.
Форма организации: групповая.
Цель: формирование познавательных и математических способностей у детей.
Задачи:
Обучающие: Формировать умение ориентироваться в пространстве, называя направления движения. Закрепить знания детей последовательности чисел натурального ряда. Формировать умение находить неправильное изображение цифры по написанию. Закрепить умение соотносить количество предметов с числом, его обозначающим. Конкретизировать знания детей о линиях: прямой, кривой, ломаной. Упражнять в умении, последовательно называть дни недели. Закрепить знания о геометрических фигурах. Продолжать учить декодировать информацию, зашифрованную на карточках - кодах. Формировать навыки вычислительной деятельности.
Развивающие: Развивать самостоятельность, умение планировать свою работу. Развивать смекалку.
Воспитательные: Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми
Планируемые результаты: проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками
Словарная работа: направо, налево, вверх, вниз, ломаная, прямая, кривая.
Материалы и оборудование: Картинки гномов, геометрические таблицы, лабиринт «Найти дорожку», изображение башен с цифрами, предметные картинки, изображение гномов с порядковыми номерами на колпачках.
Методы и приемы: Словесный, наглядный, игра, сюрприз.
Предварительная подготовка: Знакомство со сказками Шарля Перро.
Предшествующая работа воспитателя по подготовке к непосредственно образовательной деятельности: подбор материала, презентация.
Индивидуальная работа с детьми на непосредственно образовательной деятельности: помощь при затруднении.
Структура занятия:
I часть. Вводная – 3 минуты. Организационный момент.
II часть. Основная – 20 минут.
Дидактическая игра «Найти дорожку».
Дидактическая игра «Башни».
Упражнение «Предметные картинки».
Упражнение «Тропинки».
Упражнение «Гномы».
Динамическая пауза.
Упражнение «Геометрическая таблица».
Дидактическая игра «Волшебное яблоко».
Упражнение «Пирожки».
III часть. Заключительная - 2 мин.Рефлексия педагога и детей.
Методические приемы: Игровые (использование сюрпризных моментов).
Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала).
Словесные (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Поощрение, анализ занятия.
Организация детей на занятии: демонстрационная магнитная доска, указка.
Ход НОД
I часть. Вводная часть. Организационный момент.
Воспитатель (В.): Сегодня мы отправляемся в сказочное королевство, которое создал французский сказочник Шарль Перро.
Какие сказки Шарля Перро вы знаете?
Дети (Д.): называют сказки («Белоснежка и семь гномов», «Красная шапочка», «Спящая красавица»).
II часть. Основная.
В.: Для того, чтобы попасть в сказочное королевство, нужно пройти опасное болото, на первый взгляд - это зеленая поляна, но если оступиться или неправильно выбрать дорожку, то можно завязнуть в болоте.
Вниманию детей предлагается лабиринт «Найти дорожку». Задача детей, называя направления хода движения: направо, налево, вверх, вниз - переходить последовательно от числа к следующему числу 1,2,3,4...
Цель задания: закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда; закрепить умение ориентироваться в пространстве, называя направления движения.
В.: Молодцы, выбрались из болота. Перед нами замок. Когда принцесса уколола палец веретеном, она уснула, и вместе с ней заснули король и королева, слуги, повар на кухне, лошади в конюшне, голуби на крыше. Спит принцесса уже 100 лет. В какую сказку мы попали?
Д.: называют название сказки («Спящая красавица»).
В.: Мы должны разбудить принцессу. Она спит в одной из башен замка. Каждую башню охраняет стражник - цифра, если вы внимательно вглядитесь в изображение цифр, то быстро догадаетесь, в какой башне спит принцесса.
Дидактическая игра «Башня». Цель игры: закрепить умение находить правильное или неправильное изображение цифры по написанию.
В.: Пока принцесса спала, все в замке пришло в запустение, давайте наведем порядок и разбудим замок и его обитателей.
Игровое упражнение «Предметные картинки». Задача детей, посчитав предметы на картинке найти башню с цифрой, обозначающей количестве предметов. Картинки предлагаются разные: изображение клумбы с цветами, елочки, скамейки, на веревки сушится белье...
В.: Молодцы, со всеми заданиями справились, можно отправляться в следующую сказку.
Заблудилась девочка в лесу,
бродит и кричи: «Ау-ау».
Где же ей тропинку отыскать,
чтобы в гости к гномикам попасть?
Д.: Это сказка по Белоснежку.
В.: Поможем Белоснежке отыскать нужную тропинку. Сначала тропинка была похожа на кривую линию, потом на прямую линию, а потом на ломанную. Чтобы мы не заблудились на обратном пути, давайте зарисуем тропинку в обратном порядке, т.к. будем по ним возвращаться назад.
Задача детей выложить тропинку по словесной инструкции на доске. Дети зарисовывают на рабочих листах или в тетрадях: ломаная, прямая, кривая.
В.: Тропинка привела нас к маленькому домику, в котором живут Гномы.
Братцев этих ровно семь,
вам они известны всем.
Имена гномов – это названия дней недели.
В.: Предлагает расставить гномов по порядковым номерам на колпачках и назвать гномов по имени. Дети выполняют задание.
Гномы добывают под землей драгоценные камни. Вниманию детей предлагаются «Геометрическая таблица».
Драгоценные камни имеют форму знакомых вам геометрических фигур. Какие знакомые фигуры вы можете назвать? (Круг, овал, квадрат) Сколько квадратов? Сколько пятиугольников? Сколько желтых фигур? Сколько фигур без углов?
Д.: дети отвечают.
В.: Пока мы вместе с гномами считали драгоценные камни, мачеха спрятала отравленное яблоко, Белоснежке грозит опасность. Ваша задача расколдовать отравленное яблоко.
Вниманию детей предлагается дидактическая игра «Волшебное яблоко». Задача детей, декодируя информацию на карточках - кодах, изменить величину, цвет и форму яблока.
В.: Молодцы, пора опять в дорогу.
Бабушка внучку очень любила,
Красную шапочку ей подарила, девочка к бабушке в гости пошла, корзинку с гостинцами ей понесла.
Шла Красная Шапочка по лесу, а навстречу ей серый волк. В корзинке у Красной Шапочки пирожки и горшочек с маслом.
Ребята давайте обхитрим волка. Угостим его пирожками, а пока он будет кушать, Красная Шапочка доберется до бабушки и предупредить ее об опасности.
Игровое упражнение «Пирожок».
На пирожках - примеры на сложение и вычитание, дети решают примеры; a на числовом отрезке- дороге, отмечают (если ответ примера больше 5, то этот пирожок для бабушки, если меньше 5, то отдадим его волку). Пока волк ест пирожки, мы проводим Красную Шапочку до бабушкиного домика.
III часть. Заключительная.
Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться Мне нравится, как вы сегодня работали, а что понравилось вам? (ответы детей)
Литература.
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-3-е изд., испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2016.-368с.
2. Интернет ресурсы.
«Палочки в ряд» Цель: закрепить умение строить последовательный ряд по величине. Содержание. В. знакомит детей с новым материалом и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет В.
| «Сложи дощечки» Цель: упражнять в умении строить последовательный ряд по ширине, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию. Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки. Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Оба набора помещаются на 2 столах. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола. С другой сторон столов расставляются свободные скамейки. Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна по убывающей ширине, другая по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к столу и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.
|
«Новогодние елочки» Цель: учить детей пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты). Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины. Содержание. В. собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Мы будем играть так: наша группа поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам. | «Сломанная лестница» Цель: учить замечать нарушения в равномерности нарастания величин. Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1xl5. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф. Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.
|
«Сестрички идут по грибы» Цель: закрепить умение строить ряд по величине, устанавливать соответствие 2-х рядов, находить пропущенный элемент ряда. Демонстрационный материал: фланелеграф, 7 бумажных матрешек (от 6см до 14 см.), корзиночки (высотой от 2см до 5 см.). Раздаточный: тот же, только меньшего размера. Содержание. В. говорит детям: «Сегодня мы будем играть в игру, как сестрички идут в лес по грибы. Матрешки - это сестрички. Они собираются в лес. Первой пойдет самая старшая: она самая высокая, за ней пойдет самая старшая из оставшихся и так все по росту», вызывает ребенка, который на фланелеграфе строит матрешек по росту (как в горизонтальный ряд). «Им надо дать корзиночки, в которые они будут собирать грибы», - говорит педагог. Вызывает второго ребенка, дает ему 6 корзиночек, спрятал одну из них (только не первую и не последнюю), и предлагает расставить их в ряд под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Ребенок строит второй сериационный ряд и замечает, что одной матрешке не хватило корзиночки. Дети находят, в каком месте ряда самый большой разрыв в величине корзиночки. Вызванный ребенок расставляет корзиночки под матрешками, чтобы матрешки их разобрали. Одна остается без корзиночки и просит маму дать ей корзиночку. В. даст недостающую корзиночку, и ребенок ставит ее на место. | «Кто быстрее подберет коробки» Цель: упражнять детей в сопоставлении предметов по длине, ширине, высоте. Содержание. Выяснив, чем отличаются друг от друга коробки, стоящие на столе, В.объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие и узкие, высокие и низкие. Сейчас поучимся подбирать коробки, подходящие по размеру. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки нужного размера?» Я буду вызывать по 2-3 человека, давать им по одной коробке. Дети расскажут, какой длины, ширины, высоты их коробки. А потом я дам команду: «Подберите коробки, равные вашей длине (ширине, - высоте). Выиграет тот, кто быстрее подберет коробки. Детям может быть предложено, построить коробки в ряд (от самой высоко до самой низкой или от самой длиной до самой короткой).
|
«Разделим пополам» Цель: научить детей делить целое на 2, 4 части складыванием предмета пополам. Демонстрационный материал: полоска и круг из бумаги. Раздаточный материал: у каждого ребенка - по 2 прямоугольника из бумаги и по 1 карточке. Содержание. В.: «Внимательно слушайте и смотрите. У меня бумажная полоска, я сложу ее пополам, точно подравняю концы, проглажу линию сгиба. На сколько частей я разделила полоску? Верно, я сложила полоску пополам и разделила на 2 равные части. Сегодня мы с вами будем делить предметы на равные части. Равны ли части? Вот одна половина, вот - другая. Сколько я половинок показала? Сколько всего половин? Что же называется половиной? Педагог уточняет: «Половина-это одна из 2-х равных частей. Половинами называются обе равные части. Это половина и это половина целой полоски. Сколько всего таких частей в целой полоске? Как я получила 2 равные части? Что больше: целая полоска иди половина? и т. д. ». Аналогично: с кругом. Далее дети учатся самостоятельно делить прямоугольник пополам.
«Кто быстрее подберет коробки» Цель: учить сопоставлять предметы по длине, ширине, высоте. Материал. 6-8 коробок разного размера. Содержание. Выяснив, чем отличаются коробки друг от друга, педагог объясняет задание: «Коробки расставлены вперемешку: длинные, короткие, широкие, узкие, высокие и низкие. Сейчас мы поучимся подбирать коробки нужного размера. Давайте поиграем «Кто быстрее подберет коробки по размеру. Вызывает детей, дает им по одной коробке. Потом дает команду: «Коробки, равные по длине, станьте на место!» (или по ширине, высоте). Первой паре детей предлагает подобрать коробки равные по высоте, поставить так чтобы было видно, что они одинаковой высоты. Можно предложить построить коробки в ряд (например, от самой высокой до самой низкой).
| «Путешествие в булочную» Цель: учить детей делить предметы на 2, 4 равные части складыванием и разрезанием, устанавливать отношения между целым и частью. Содержание. «Сегодня вечером я пойду в булочную за хлебом, - говорит В. - мне нужна половина буханки хлеба. Как продавец разделит буханку? Возьмите прямоугольник, это как будто буханка хлеба. Разделите его так, как разрезал бы буханку продавец. Что вы сделали? Что у вас получилось? Покажите 1 из 2-х равных частей. А теперь обе половины. Соедините их вместе, как будто остался целый прямоугольник. (Сравнивают целую часть с половинами. Находят 1, 2 части). Догадайтесь, как разделил бы продавец, если бы мне было достаточно четвертушки хлеба. Правильно, он бы разделил буханку на 4 части и дал бы мне одну их из них. Второй прямоугольник дети делят на 4 части.
«Достань мяч» Цель: закрепить понятие величины. Содержание. В. играет с детьми, а затем прячет мяч и предлагает его достать. Мяч прячут то высоко, то низко. Сначала мяч лежит высоко на шкафу. Перед детьми стоит задача — принести мяч и продолжить игру. Но мяч лежит высоко, и достать его, протянув руку, невозможно. Здесь важно, чтобы дети смогли проанализировать условия задачи и найти правильное решение. Хочется продолжить игру, но для этого нужен мяч. В обсуждении того, почему трудно достать мяч и как это можно сделать, принимают участие все дети. 0ни предлагают разные способы: подставить стул, достать мяч палкой, подпрыгнуть и т. д.; поиске средств достижения цели выполняется важная мыслительная задача.
|
«Что шире, что уже» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине, ширине. Материал. По 7 полосок разной длины и ширины. Содержание. В. предлагает взять детям полоски, положить их перед собой и задает вопросы: «Сколько всего полосок? Что можно сказать об их размере? Покажите самую длинную (короткую, узкую, широкую) полоску. Как разложить по порядку полоски от самой короткой до самой длинной? (Каждый раз надо брать самую короткую из оставшихся). Положите полоски по порядку от самой длинной. В каком порядке вы положили полоски? Которая по счету самая длинная полоска? (короткая?). На котором по счету месте оказалась узкая полоска? (широкая?). Разложите полоски по порядку от самой узкой до самой широкой. Которая по счету узкая (широкая) полоска? Которая по счету самая длинная (короткая) полоска?
| «Разложи по порядку» Цель: упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. Материал. Наборы палочек (прутиков) разной длины и толщины. (По 5 палочек на каждого ребенка). Содержание. В. предлагает детям разложить перед собой палочки и спрашивает: «Сколько палочек? Чем они отличаются? Поскольку палочек разного размера? Как вы будете выбирать нужную по порядку палочку, чтобы разложить их от самой толстой до самой тонкой? Помните, что брать нужно сразу нужную палочку, примеривать и прикладывать нельзя! После того как задание выполнено, кто-либо из детей называет сравниваемую толщину палочек в порядке их расположения (самая толстая, толще), указывает, сколько по счету всего и какая по счету самая длинная (самая короткая). Затем дети раскладывают палочки в ряд по порядку от самой длинной до самой короткой и определяют, где теперь оказалась самая тонкая и самая толстая.
|
«Чем отличаются полоски?» Цель: учить в сопоставлении 10 предметов по длине. Материал. Наборы из 10 полосок разного цвета, равномерно увеличивающиеся по длине от 2 до 10 см, и полоски-мерки длиной в 1 см. Содержание. В. предлагает детям положить полоски перед собой и задает вопросы: «Чем отличаются полоски друг от друга? Сколько всего полосок? Как составлена группа из 10 полосок разного цвета?»3атем предлагает положить полоски в ряд по порядку от самой короткой до самой длинной, предупреждает, что надо сразу выбрать нужную по порядку полоску, примеривать и менять полоски местами нельзя. Один ребенок выполняет задание на фланелеграфе. После этого В. обращается к детям: «Сколько всего полосок? Как составлена лесенка из 10 полосок разной длины? Какая полоска самая короткая, какая длиннее, какая - еще длиннее?». «Равны ли эти ступеньки? - спрашивает детей В. - Как можно проверить, на сколько каждая полоска длиннее или короче соседних? Измерьте ступеньки вашей лесенки меркой! Посмотрите, равны ли они? Верно, ступеньки наших лесенок равны, каждая следующая полоска на один и тот же кусочек длиннее соседней. Поэтому и лесенки наши ровные. Сейчас мы поиграем. Закройте глаза, а я уберу одну из полосок. Откройте глаза, и угадай те, какую по счету полоску я спрятала?» Упражнение повторяется.
| «Кто какого роста?» Цель: установление отношений между величинами. Содержание. В. вызывает 5 детей разного роста и предлагает им встать по росту за ребенком самого низкого роста. Когда дети построятся, задает вопросы: «Кто из детей самого низкого роста? Каких детей он ниже? Кто самого высокого роста? Каких детей он выше? Сравнивает рост детей, стоящих рядом. Кто выше, Коля или Лена? Лена или Вера?» Затем предлагает решить задачи. 1. В старшую группу ходят Юля, Боря, и Маша. Юля выше ростом. Бори. А Боря - выше Маши. Кто из этих ребят самого высокого роста? Самого низкого? Почему вы так думаете? 2. Коля выше Юли, Наташа - ниже Юли. Кто из детей самого низкого роста? Почему вы так думаете? Расскажите. |
«Бабушкин подарок» Цель: учить делит на 2 равные части. Содержание. В. рассказывает: «Бабушка подарила Лене плитку шоколада. К Лене пришла подружка, Лена захотела ее угостить. Что она сделала Правильно, дети, Лена разделила плитку шоколада на 2 равные части. Половину плитки она дала подружке, а вторую съела сама. Подружки захотели рисовать, а лист бумаги у них был один»(Показывает лист бумаги). Что же им надо было сделать? Да, им надо было разделить лист бумаги пополам, на две равные части. Кто знает, как надо разделить лист бумаги на 2 части? (Желающий делит). На сколько частей Аня разделила лист? Правильно она сложила лист пополам и разделила на 2 час Равные ли это числа? (Педагог складывает лист пополам и показывает, что края листа совпадают, значит, они равны). В. предлагает кому-либо из детей показать одну из 2-х равных частей и обвести ее рукой. «Как называется эта часть? Правильно одна из 2 равных частей называется половина. Сколько всего половин? Что больше целый лист или половина? (Что меньше?) Сейчас я разрежу лис пополам, ровно по линии сгиба. Что у меня получилось? Как я получила 2 равные части?» | «Разделим и угостим друг друга» Цель: учить делить предметы на 2 и 4 части. Содержание. В.: «Сегодня я решила угостить вас фруктами. Зашла в магазин, но там оказалось 3 груши, 4 яблока. Но я хочу угостить всех. Что мне нужно сделать, чтобы каждый из вас попробовал фрукты? (Разделить). Как мы будем делить фрукты? (Пополам). (Предлагает детям помочь разделить фрукты). Но все равно, на всех не хватает. Что еще нужно сделать? (Разделить каждую половинку на 2 части). (Делят. В. угощает детей). Затем еще раз закрепляют, как они делили грушу. (Аналогично делят яблоки).
|
«Раздели правильно» Цель: учить находить рациональные способы деления предметов на 2, 4 части. Материал. Модели прямоугольника и квадрата, простой мягкий карандаш, тетрадь в клетку, по 2 узкие полоски и по 2 квадрата их бумаги. Содержание. В. обращается к детям: «Положите тетради перед собой, достаньте их конвертов прямоугольник. Сегодня вы поучитесь обводить контуры простым карандашом так, чтобы в тетради получились рисунки квадрата и прямоугольника. Посмотрите, как это надо делать (показывает на доске). После того, как дети обведут фигуры квадрата и прямоугольника они их зарисовывают по образцу.
| «Раздели правильно» Цель: находить рациональные способы деления геометрических фигур. Содержание. В. предлагает детям подумать, как можно по-разному сложить узкие полоски, чтобы разделить их на 4 равные части. После того как дети разделят, педагог выясняет, какой способ удобнее. Затем предлагает по-разному разделить квадрат на 4 части. В заключение В. вместе с детьми делает вывод о том, как удобнее делить на 4 равные части узкую полоску и квадрат.
|
«Поиграем с фигурами» Цель: учить делить предметы на 2, 4 части, отражать в речи результат действия и результат деления. Материал: 2 прямоугольника из бумаги, лента, ножницы; квадраты из бумаги (по 2 каждому). Содержание. «Как разделить прямоугольник на 2 равные части?- говорит В. и просит кого-нибудь это сделать. Если ребенок выполнит задание, В. поясняет, что он сделал, можно ли полученные части назвать половинами и почему. Пользуясь приложением, ребенок устанавливает равенство частей. В. показывает ленту и говорит: «Я разделю ленту на 2 части (делит на 2 равные части). Можно такие части назвать половинами? Почему? Уточняет ответы детей: «Эти части неравные, поэтому их нельзя назвать половинами. 1 из 2 частей мы называем половиной лишь тогда, когда обе части равны. Кому-либо из детей он предлагает разделить вторую ленту на 2 равные части. (Ребенок делит). «Можно каждую из лент назвать половинами? Почему? Сколько всего половин в целом предмете?» Воспитатель предлагает детям: «Разделите 1 квадрат на 2 равные части. Покажите 1 часть. Как назвать такую часть? Сколько всего половин в целом? лом? Покажите обе половины. Соедините их так, как будто у вас целый квадрат и положите его перед собой. Что вы сделали? Что у вас получилось? Сколько раз вы сложили квадрат пополам, чтобы получить две равные части? А если сложить квадрат пополам, а потом каждую часть еще раз пополам, то, сколько частей получится? Разделите второй квадрат на 4 равные части. Сколько получилось частей? Покажите 1 из 4 частей. Покажите 2 (3, 4) части. Соедините 4 части так, чтобы у вас получился целый квадрат. Обведите пальцем целый квадрат и 1 из 1 частей. Что больше (меньше): целый квадрат или его часть? |
|
-время.
«Вчера, сегодня, завтра» Цель: в игровой форме упражнять в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Содержание. По углам игровой комнаты мелом рисуют три домика. Это «вчера», «сегодня», «завтра». В каждом домике по одной плоской модели, отражающей конкретное временное понятие. Дети, идут по кругу, читают при этом четверостишие из знакомого стихотворения. По окончании останавливаются, а воспитатель громко говорит: «Да, да, да, это было … вчера!» Дети бегут к домику под названием «вчера». Затем возвращаются в круг, игра продолжается.
| «Части суток» Цель: упражнять детей в различении частей суток. Материал: картинки: утро, день, вечер, ночь. Содержание. Воспитатель чертит на полу 4 больших домика, каждый из которых соответствует одной части суток. Позади каждого домика закрепляется соответствующая картинка. Дети выстраиваются в шеренгу лицом к домикам. Воспитатель читает соответствующий отрывок, из какого - либо стихотворения, а затем подает сигнал. Отрывок должен характеризовать часть суток, тогда игра будет проходить занимательнее и интереснее.
|
«День и ночь» Цель: закреплять знания детей о частях суток. Содержание. Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал. Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал. Вариант № 3.Ведущий - один из детей. Он подбрасывает картонный круг, одна сторона которого окрашена в черный цвет, другая - в белый. И, в зависимости от того, какой стороной он упадет, командует: «День!», «Ночь!».
| «Назови скорей» Цель: усвоение последовательности недели. Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает кому-либо мяч и говорит: «Какой день недели перед четвергом?» Ребенок, поймавший мяч, отвечает: «Среда». Теперь он становится ведущим, бросает мяч и спрашивает: «Какой день был вчера?» и т. д.
|
«12 месяцев» Цель: закрепить понятие о месяцах. Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12. Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
| «Назови пропущенное слово» Цель: закрепить знания о днях недели. Материал. Мяч. Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих: - Солнышко светит днем, а луна . . . - Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . . - Если вчера была пятница, то сегодня . . . - Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . . Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
|
«Когда это бывает» Цель: закрепить знания о частях суток. Материал: модель суток, картинки. Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
| «Назови скорей» Цель: формирование знании о днях недели. Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
|
«Какой сегодня день» Цель: закрепить знания о последовательности дней недели. Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: «Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.2.
|
|
«Подбери фигуру» Цель: закрепить умение различать геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг, овал. Материал: у каждого ребенка карточки, на которых нарисованы прямоугольник, квадрат и треугольник, цвет и форма варьируются. Содержание. Сначала В. предлагает обвести пальчиком фигуры, нарисованные на карточках. Потом он предъявляет таблицу, на которой нарисованы эти же фигуры, но другого цвета и размера, чем у детей, и, указывая на одну из фигур, говорит: «У меня большой желтый треугольник, а у вас?» И т. д. Вызывает 2-3 детей, просит их назвать цвет и размер (большой, маленький своей фигуры данного вида). «У меня маленький синий квадрат».
| «Назови свой автобус» Цель: упражнять в различении круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, находить одинаковые по форме фигуры, отличающиеся цветом и размером, Содержание. В. ставит на некотором расстоянии друг от друга 4 стула, к которым прикреплены модели треугольника, прямоугольника и т. д. (марки автобусов). Дети садятся в автобусы (становятся в 3 колонны за стульями). Педагог-кондуктор раздает им билеты. На каждом билете такая же фигура как на автобусе. На сигнал «Остановка!» дети идут гулять, а педагог меняет модели местами. На сигнал «В автобус» дети находят свой автобус и становятся друг за другом. Игру повторяют 2-3 раза.
|
«Почему овал не катится?» Цель: познакомить детей с фигурой овальной формы, учить различать круг и фигуру овальной формы Содержание. На фланелеграфе размещают модели геометрических фигур: круга, квадрата, прямоугольника, треугольника. Сначала один ребенок, вызванный к фланелеграфу, называет фигуры, а за тем, это делают все дети вместе. Ребенку предлагают показать круг. Вопрос: «Чем отличается круг от остальных фигур?» Ребенок обводит круг пальцем, пробует его покатить. В. обобщает ответы детей: у круга нет углов, а у остальных фигур есть углы. На фланелеграфе размещают 2 круга и 2 фигуры овальной формы разного цвета и размера. «Посмотрите на эти фигуры. Есть ли среди них круги? Одному из детей предлагают показать круги. Внимание детей обращают на то что на фланелеграфе не только круги, но и другие фигуры. , похожие на круг. Это фигура овальной формы. В. учит отличать их от кругов; спрашивает: «Чем фигуры овальной формы похожи на круги? (У фигур овальной формы тоже нет углов). Ребенку предлагают показать круг, фигуру овальной формы. Выясняется, что круг катится, а фигура овальной формы нет.(почему?) Затем выясняют, чем отличается фигура овальной формы от круга? (фигура овальной формы вытянута). Сравнивают путем приложения и наложения круга на овал. | «Кто быстрее найдет» Цель: упражнять в соотнесении предметов по форме с геометрическими образцами и в обобщении предметов по форме. Содержание. Детям предлагают сесть за столы. Одного ребенка просят назвать фигуры стоящие на подставке. В. говорит: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Я буду называть по одному человеку, и говорить какой предмет надо найти. Выигрывает тот, кто первым найдет предмет, поместит его рядом с фигурой такой же формы». Вызывает сразу 4 ребенка. Дети называют выбранный предмет и описывают его форму. В. задает вопросы: «Как ты догадался, что зеркало круглое? Овальное?» и т. д. В заключение В. задает вопросы: Что стоит рядом с кругом? (квадратом и пр.). Сколько всего предметов? Какой формы эти предметы? Чем все они похожи? Сколько их?
|
«Незаконченные картинки» Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлых форм. Материал. На каждого ребенка листок бумаги с незавершенными изображениями (1-10 предметов). Для их завершения необходимо подобрать круглые иди овальные элементы. (1-10) бумажных кругов и овалов соответствующих размеров и пропорций. Клей, кисть, тряпочка. Содержание. В. предлагает детям узнать, что изображено на картинках. Когда все вместе это выяснить, предлагает подобрать фигуры, недостающие в рисунках и наклеить их. Перед наклеиванием проверяет правильность подбора фигур. Законченные работы выставляются, дети сами находить друг у друга ошибки.
| «Чиним одеяло» Цель: продолжать знакомить с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных деталей. Содержание. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа. «Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое краснее одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушера в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр прогрызла крыса? Теперь возьмите фигуры и помогите Буратино починить одеяло».
|
«Путешествие по комнате» Цель: учить находить предметы разной формы. Содержание. Детям показывают картинку, изображающую комнату с различными предметами. В. начинает рассказ: «Однажды к мальчику прилетел Карлсон: «Ах, какая красивая комната, - воскликнул он. - Сколько тут интересных вещей! Я такого никогда не видел». «Давай я тебе все покажу и расскажу, - ответил мальчик и повел Карлсона по комнате. «Вот это стол» - начал он. «А какой он формы?» - тут же спросил Карлсон. Тогда мальчик стал очень подробно рассказывать все про каждую вещь. А теперь попробуйте вы так же, как тот мальчик, рассказать Карлсону все-все про эту комнату и предметы, которые в ней находятся.
«Незаконченные картинки» Цель: знакомить детей с разновидностями геометрических фигур округлой формы разной величины. Вариант № 2. Содержание. У каждого ребенка лист бумаги, на котором 8 незавершенных рисунков. Чтобы закончить рисунок, необходимы предметы разных пропорций, соответствующие бумажные фигуры (клей, кисточка, тряпочка).
| «Мастерская форм» Цель: учить детей воспроизводить разновидности геометрических фигур. Материал. У каждого ребенка спички без головок (палочки), окрашенные в яркий цвет, несколько кусков ниток или проволочек, три-четыре листа бумаги. Содержание. В.: «Дети, сегодня мы поиграем в игру «Мастерская форм». Каждый постарается выложить как можно больше разных фигур». Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.
«Составь фигуру» Цель: упражнять в группировке геометрических фигур по цвету, размеру. Содержание. По просьбе В. дети достают фигуры из конверта, раскладывают их перед собой и отвечают на вопросы: «Какие у вас фигуры? Какого они цвета? Одинакового ли размера? Как можно сгруппировать фигуры, подобрать подходящие? (по цвету, форме, размеру). Составьте группу из красных, синих, желтых фигур. После того, как дети выполнять задание, В. спрашивает: «Какие получились группы? Какого они цвета? Какой формы оказались фигуры в первой группе? Из каких фигур составлена вторая группа? Сколько их всего? Сколько фигур разной формы в третьей группе? Назовите их! Сколько всего фигур желтого цвета?» Далее В. предлагает перемешать все фигуры и разложить их по форме (величине).
|
«Найди на ощупь» Цель: учить детей сопоставлять результаты зрительного осязательного обследования формы предмета. Содержание. Занятие проводится одновременно с 2-4 детьми. Ребенок кладет на стол руку с мешочком, затянутым на запястье. В. по одному предмету кладет на стол, - ребенок, глядя на образец, находит в мешочке такой же предмет на ощупь. Если он ошибается ему, предлагают внимательно рассмотреть предмет я дать словесное описание. После этого ребенок снова разыскивает на ощупь, но уже другой предмет. Повторность игры зависит от степени усвоения детьми способа обследования.
| «Сложи фигуру» Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур. Содержание. В. помещает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
|
«Найди парную картинку» Цель: учить узнавать по описанию узор, составленный из геометрических фигур. Содержание. Назначают ведущего. Он берет одну из карточек на столе у педагога, и не показывая. Описывает ее устно. Тот, у кого такая же карточка поднимает руку. Выигравшим считается тот ребенок, который узнал карточку по словесному описанию и составил пару. Каждую карточку описывают 1 раз. Первую карточку педагог описывает сам. В ходе игры он назначает нескольких ведущих.
| «Конструктор» Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти. Материал. Разноцветные фигуры. Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры, изображенные на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида. Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами: Взял треугольник и квадрат, Из них построил домик. И этому я очень рад: Теперь живет там гномик. Квадрат, прямоугольник, круг, Еще прямоугольник и два круга… И будет очень рад мой друг: Машину ведь построил я для друга. Я взял три треугольника И палочку-иголочку. Их положил легонько я. И получил вдруг елочку. |
«Заполни пустые клетки» Цель: закрепление представление о геометрических фигурах, умений составлять, и сравнивать 2 гр. фигур, находить отличительные признаки. Содержание. Каждый игрок должен изучить расположение фигур в таблице, обращая внимание не только на их форму, но и на цвет, найти закономерность в их расположении и заполнить пустые клетки со знаками вопроса Можно игру проводить по - иному, расположить в таблице фигуры и знаки вопроса.
|
|
«Сломанная машина» Цель: учить замечать нарушения в изображенном предмете. Материал: машина, состоящая из геометрических фигур, на которой не достает какой-либо части. Ход игры. На фланелеграфе строится машина, состоящая из геометрических фигур. Затем все дети, кроме одного - ведущего, отворачивается. Ведущий убирает какую-либо деталь машины. Кто раньше других скажет чего не стало и какой она формы, становится ведущим. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно убрать две детали.
| «Подбери фигуру» Цель: упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами. Материал. Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из нескольких частей. Содержание. В. объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы. Если у вас есть предмет, у которого есть часть такой же формы, ту карточку вы тоже покажите».
|
«Сложи из палочек» Цель: упражнять в составлении из палочек геометрические фигуры. Материал: счетные палочки на каждого ребенка. Содержание. Ребенок по образцу выкладывает из счетных папочек какое - либо изображение или фигуру.
| «Сложи фигуру» Цель: составлять модели знакомых геометрических фигур из частей по образцу. Материал. Фланелеграф. Модели геометрических фигур. Содержание. В. помешает модели геометрических фигур на фланелеграф, вызывает ребенка, просит его показать и назвать фигуры. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2 или 4 равные части; если их правильно приложить друг к другу, то получаются целые фигуры». Выполняя задание, дети рассказывают, из какого количества они составили фигуру.
|
«Кто больше увидит» Цель: закрепление знаний о геометрических фигурах. Материал. Фланелеграф, геометрические фигуры. Содержание. На фланелеграфе в произвольном порядке размещают различные геометрические фигуры. Дошкольники рассматривают и запоминают их. Ведущий считает до трех и закрывает фигуры. Детям предлагает, как можно больше назвать геометрических фигур, которые были на фланелеграфе. Выигрывает тот, кто запомнит и назовет больше фигур. Продолжая игру, ведущий меняет количество фигур.
| «Где какие фигуры лежат» Цель: учить классифицировать фигуры по 2 свойствам. Материал. Набор фигур. Содержание. Играют по двое. У каждого набор фигур. Делают ходы поочередно. Каждый ход состоит в том, что кладется одна фигура в соответствующую клеточку таблицы.
|
«Кто быстрее найдет» Цель: учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. Материал. На полочках подставки размешены модели геометрических фигур. На 3 полосках - модели этих же фигур, но меньшего размера. Подносы закрыты салфетками. Содержание. На подставке расставлены модели геометрических фигур. В. говорит детям: «Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет». Те, кого я вызову, должны найти на ощупь под салфеткой такую же фигуру, на какую я укажу. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее». (Вызывает сразу по 3 человека).
| «Найди свою фигуру» Цель: учить детей различать и правильно называть геометрические фигуры, выбирать фигуры по зрительно воспринимаемому образцу. Материал. Ящик из картона с прорезанными отверстиями треугольной, круглой, квадратной и т. д. формы, геометрические фигуры, подобранные соответственно прорезям на ящике, конверты с изображением геометрических фигур. Содержание. Игра заключается в том, что одни дети опускают в ящик геометрические фигуры (каждую в соответствующую прорезь), а другие должны выбрать их из ящика, ориентируясь на изображения в своих конвертах. В этой игре обязательно возникает познавательное общение детей, благодаря чему, возникает речевая активность детей„ дети хорошо видят ошибки друг друга: «Что ты берешь? У тебя же треугольник!» Группы детей в этой игре рекомендуется менять местами.
|
«Кто быстрее найдет предмет?» Цель: упражнять в определении формы предметов и в соотнесении формы с геометрическим образцом. Материал. Модели геометрических фигур, предметы разной формы. Содержание. На полочки подставки В. ставит по 2-3 модели геометрических фигур, на столе размещает предметы разной формы и обращается к детям» Сейчас мы поиграем в игру «Кто быстрее найдет предмет указанной формы «Кто хочет назвать фигуры, которые стоят на полочках? Посмотрите, какие предметы находятся у меня на столе? Послушайте, как мы будем играть. Я буду вызывать по одному человеку из каждого ряда, и говорить, какой формы предмет надо найти. Тот, кто первый найдет подходящий предмет, и поместить его рядом с фигурой, получит фишку. Правила игры: если взял предмет, заменять его нельзя. В конце игры В. спрашивает: «Какие предметы стоят рядом с треугольником (квадратом и др.). Чем они все похожи?»
| «Нарисуй по описанию» Цель: развитие внимания, воображения. Содержание. В. два раза читает текст: «Стоял белый дом, крыша у него была треугольная. Большие окна были красными, а маленькое окно над ними - желтое. А дверь у него была коричневая». Второй раз читает медленнее. Дети слушают с закрытыми глазами, потом рисуют его.
|
«Квадраты» Цель: уточнить представление о то, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны. Материал. Доска, разлинованная в клетку, большой и маленький квадраты, 2 полоски бумаги, равные по длине большого и маленького квадратов. Содержание. В. говорит: «Сегодня мы будем учиться рисовать квадраты в тетрадях в клетку. (Помещает на фланелеграф, 2 квадрата). Давайте, сравним квадраты, чем они похожи и чем отличаются. Чем отличаются квадраты? (Один большой, другой маленький). Чем похожи квадраты? (У каждого из них по 4 стороны, 4 угла, все стороны равны). Как доказать, что все стороны квадрата равны? (Дети меркой проверяют). После В. предлагает нарисовать квадрат: «Отступаю от верхней и от левого края страницы по 2 клетки, ставлю точку, от нее вправо провожу линию, равную длине 2 клеток, это будет правая сторона квадрата. Вниз провожу линию, тоже равную длине 2 клеток, это будет верхняя сторона, квадрата» и т. д. (Аналогично рисует несколько квадратов в строчку). Затем предлагает детям нарисовать квадраты, сторона которых равна 2 клеткам. Далее дети рисуют под маленькими квадратами большие, которая равна 4 клеткам. В конце занятия дети сравнивают квадраты.
|
|