ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ
1. Программа кружка по легоконструированию
2. масткр-классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка | 160 КБ |
мастер-класс по работе с LEGO WeGo | 1.72 МБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
Директор ЦО № 1925 Зам. Директора по УВР На заседании МО
__________Е.В.Петрова __________Л.А.Проскурякова Протокол №___от
«__»___________2011года «__»___________2011года «__»___________2011года
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»
(работа с конструктором LEGO)
ГБОУ ЦО №1925 ВОУО ДО г. Москвы
Программу разработали:
А.В. Аношкина
Пояснительная записка
В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями современной системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию развивающих предметом.
В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение курса «Легоконструирование» позволяет реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Работа детей с конструктором LEGO позволяет им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие учебные и развивающие задачи.
Легоконструирование в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, начальные формы волевого управления поведением. Работа с LEGO способствует развитию речи, воображения, пространственной ориентации, формированию абстрактного и логического мышления, накоплению полезных знаний; дает возможность по максимуму реализовать творческие способности.
Обучение легоконструированию с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству, расширяет круг общения, даёт возможности полноценного самовыражения, самореализации. Легоконструирование даёт возможность учащимся проявить индивидуальность, фантазию, раскрыть талант и скрытые качества, данные природой, выразить своё видение мира.
Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.
На занятиях вводится игровая драматургия по изученной теме. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Выполненные работы учащиеся могут использовать на других уроках по заданной теме.
Lego позволяет учащимся:
- совместно обучаться в рамках одной бригады;
- распределять обязанности в своей бригаде;
- проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
- проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
- создавать модели реальных объектов и процессов;
- видеть реальный результат своей работы.
В программе широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед учащимися широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор LEGO и работа с ним позволяет решить учебную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и речь.
С помощью Леготехнологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.
Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).
Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.
Ожидаемые результаты после 1-ого года обучения
К концу 1-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- названия деталей конструктора;
- виды соединений и их характеристики;
- простые способы соединения деталей;
- виды лего-аппликаций (плоскостная и объёмная);
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать простейшие модели;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 2-ого года обучения
К концу 2-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 3-ого года обучения
К концу 3-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- сложные способы соединения деталей и их виды;
- названия новых видов деталей конструктора;
-правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- выбирать нужные детали для конструирования;
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- планировать свои действия;
- объединять детали в различную композицию;
- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
Ожидаемые результаты после 4-ого года обучения
К концу 4-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:
- способы соединения подвижных деталей и их виды;
- виды аккумуляторов конструктораи способы их подсоединения;
- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;
- правила по технике безопасности труда;
- правила поведения на занятиях;
будут уметь:
- соединять детали различными способами;
- характеризовать различные соединения;
- объединять детали в различную композицию;
- работать в коллективе;
- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;
- отстаивать свой способ решения задачи;
- грамотно выражать свои мысли.
содержание
Первый год обучения
Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). В первом классе происходит знакомство с конструктором LEGO в игровой форме. Дети учатся классифицировать детали по признакам: цвет, форма, размер; учатся узнавать детали по описанию, на ощупь; строят логические цепочки и закономерности.
При работе над проектами дети подбирают детали по цвету и форме, изучают способы крепления деталей. Предварительно проводятся беседы и дискуссии, которые выявляют уровень подготовленности детей. Знания ребят закрепляются и расширяются.
Проект «Мир сказок» позволяет закрепить полученные знания работы с конструктором. Дети учатся составлять сюжетные композиции. У учащихся развивается пространственное воображение. Они учатся вначале пересказывать эпизод сказки, а потом и осуществлять защиту своего проекта.
Проекты «Город красок» и «Школьный дворик» помогают развитию фантазии у детей и умению воплощать её в жизнь. Они учатся составлять композиции по цвету и форме.
Примерная тематика курса
Проекты:
«Цифры и буквы»
«В мире аппликации»
«Город красок»
«Времена года»
«Домашние животные»
«Дикие животные»
«Лес»
«Зоопарк»
«Мир сказок»
«Школьный дворик»
«Правила дорожного движения»
Примерное распределение программного материала
- Знакомство с деталями конструктора (2 часа)
- Распознавание деталей и способы их соединения (8 часов)
- Плоскостная аппликация (10 часов)
- Конструирование растений (10 часов)
- Конструирование животных (20 часов)
- Конструирование домиков (8 часов)
- Тематические постройки, сюжетные композиции(22 часа)
- Строительство площадок на пришкольной территории (10 часов)
- Конструирование дорожных знаков и дорог (13 часов)
10. Свободное конструирование (5 часов)
Второй год обучения
Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). Во втором классе происходит закрепление пройденного материала. Работа по проекту «Мой город» позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Учитель воспитывает в детях уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре родного города. На уроках ребята знакомятся со многими строительными профессиями.
Расширение данной темы – проект «Экологически чистый город» даёт возможность задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.
Проект «Океанография» позволяет развить познавательный интерес у детей, воспитывает любовь к природе и уважение к людям труда. Дети учатся составлять сюжетные картинки по воображению.
Примерная тематика курса
Проекты:
«Сказочная архитектура»
«Мой город»
«Транспортные средства»
«Общественный транспорт»
«Космос»
«Военная техника»
«Железная дорога»
«Домик в деревне»
«Экологически чистый город»
«Океанография»
Примерное распределение программного материала
- Способы соединения деталей (2 часа)
- Строительство сказочных объектов (15 часов)
- Строительство городских объектов (15 часов)
- Городской транспорт (10 часов)
- Строительство сельских объектов (10 часов)
- Сельскохозяйственные машины (6 часов)
- Воздушный и водный транспорт (14 часов)
- Космические объекты (8 часов)
- Железная дорога (7 часов)
10. Флора и фауна океана (18 часов)
11. Свободное конструирование (3 часа)
Третий год обучения
Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). С каждым годом работа усложняется и уже на третьем году обучения ребята работают над проектом «В мире архитектуры». В этот проект включаются три других:
«Я шагаю по Москве», где учащиеся знакомятся с архитектурой Москвы (Большой театр, Исторический музей, Останкинская башня, Манеж и другие). Каждый объект ребята строят по группам, подбирая цвет и форму деталей (необходимо приблизить объект к оригиналу);
«Московские усидьбы» и «Древние соборы и монастыри» - знакомят детей с исторической архитектурой. По всем предложенным темам дети закрепляют и расширяют полученные знания на уроках окружающего мира.
Примерная тематика курса
Проекты:
«Я шагаю по Москве»
«Московские усадьбы»
Примерное распределение программного материала
- Конструирование макетов архитектурных достопримечательностей Москвы – 70 часов
- У стен Кремля ( конструирование макетов башен Кремля) -20 часов
- Красная площадь ( конструирование макетов объектов Красной площади) – 10 часов
- Улицы Москвы ( конструирование макета улицы Старый Арбат с макетами домов. Кутузовский проспект: Триумфальная арка, Бородинская панорама ) – 8 часов
- Старомосковские дома ( макеты домов: дом Пашкова, Большой театр, Исторический музей…) - 8 часов
- Памятные места Москвы ( Поклонная гора, Лосиный остров, Воробьевы горы, Александровский сад, ) - 9 часов
- Соборы Москвы – 15 часов
- Московские усадьбы – 25 часов.
3 . Архитектурные формы разных стилей и эпох - 13 часов
Четвёртый год обучения
Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). Учитывая возраст детей, их способности и познавательный интерес, на четвёртом году обучения начинается работа с конструктором ROBOLAB. Этот конструктор позволяет развить технические способности у детей. Также он воспитывает усидчивость и уважение к технике, умение работать в группах.
Работа с таким конструктором является своего рода трамплином к изучению физики в старших классах. Большие возможности дают конструкторы Лего для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего конструкторов «RoboLab» позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя). Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики. Благодаря удачному интерфейсу программы ученики быстро учатся включать и выключать электродвигатели, лампочки и т.д., что позволяет уделить большое внимание различным алгоритмам управления.
Примерная тематика курса
Проект: «В мире техники»
Примерное распределение программного материала
1.Вводные уроки ( знакомство с конструктором Robolab, подготовка наборов, знакомство с инструкционными картами)- 5 часов
2. Энергосберегающие технологии. ( макеты солнечных батареек, макет ветряка, макет гидроэлектростанции) – 10 часов
3. Конструирование механических объектов - 25 часов
4. Конструирование электрических объектов – 35 часов
5. Робототехника - 33 часов
Вся работа с конструктором LEGO подчинена развитию познавательных способностей у детей и воспитанию на каждом этапе уважения к труду и людям труда.
Литература:
Злаков А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки конструирования в школе. Методическое пособие. – М.: Бином, 2011. – 120с.
Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.- 112 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991