ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ

Аношкина Анна Владимировна

1. Программа кружка по легоконструированию

2. масткр-классы

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Утверждаю»                       «Согласовано»                                «Рассмотрено»

Директор ЦО № 1925           Зам. Директора по УВР                    На заседании МО

__________Е.В.Петрова           __________Л.А.Проскурякова            Протокол №___от

«__»___________2011года       «__»___________2011года                 «__»___________2011года

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«ЛЕГОКОНСТРУИРОВАНИЕ»

(работа с конструктором LEGO)

ГБОУ ЦО №1925 ВОУО ДО г. Москвы

                                     Программу разработали:

                                                                  А.В. Аношкина

Пояснительная записка

      В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями современной системы образования, просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию развивающих предметом.

      В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

      Введение курса «Легоконструирование»  позволяет реализовать многие позитивные идеи – сделать обучение радостным, поддержать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. Работа детей с конструктором LEGO позволяет им подробнее познакомиться со многими аспектами окружающего мира. Наборы LEGO универсальны. Их можно использовать и как наглядные пособия, которые помогают решать многие учебные и развивающие задачи.

      Легоконструирование в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, память, начальные формы волевого управления поведением. Работа с LEGO способствует развитию речи, воображения, пространственной ориентации, формированию абстрактного и логического мышления, накоплению полезных знаний; дает возможность по максимуму реализовать творческие способности.

       Обучение легоконструированию с самого раннего возраста открывает дорогу к творчеству, расширяет круг общения, даёт возможности полноценного самовыражения, самореализации. Легоконструирование даёт возможность учащимся проявить индивидуальность, фантазию, раскрыть талант и скрытые качества, данные природой, выразить своё видение мира.

     Конструктор Лего и программное обеспечение к нему предоставляет прекрасную возможность учиться ребенку на собственном опыте. Такие знания вызывают у детей желание двигаться по пути открытий и исследований, а любой признанный и оцененный успех добавляет уверенности в себе. Обучение происходит особенно успешно, когда ребенок вовлечен в процесс создания значимого и осмысленного продукта, который представляет для него интерес. Важно, что при этом ребенок сам строит свои знания, а учитель лишь консультирует его.

     На занятиях вводится игровая драматургия по изученной теме. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Выполненные работы учащиеся могут использовать на других уроках по заданной теме.

 Lego позволяет учащимся:

  • совместно обучаться в рамках одной бригады;
  • распределять обязанности в своей бригаде;
  • проявлять повышенное внимание культуре и этике общения;
  • проявлять творческий подход к решению поставленной задачи;
  • создавать модели реальных объектов и процессов;
  • видеть реальный результат своей работы.

      В программе широко используется проектная деятельность. Конструктор LEGO открывает перед учащимися широкое поле для творчества, является уникальной базой для осуществления межпредметных проектов. Тематика таких работ может быть разнообразна и многопланова. Конструктор   LEGO и работа с ним позволяет решить учебную задачу предметно, комплексно, используя ранее приобретённые знания. Тематический подход к проекту позволяет объединить в одно целое знания из разных областей. Дети учатся самостоятельно принимать решения, объяснять, аргументировано отстаивать свои идеи. Совместная презентация проектов позволяет сплотиться коллективу, воспитывать чувство взаимопомощи, развивать любознательность и речь.

      С помощью Леготехнологий формируются учебные задания разного уровня – своеобразный принцип обучения «шаг за шагом», ключевой для Лего-педагогики. Каждый ученик может и должен работать в собственном темпе, переходя от простых задач к более сложным.

      Использование Лего-конструкторов во внеурочной деятельности повышает мотивацию учащихся к обучению, т.к. при этом требуются знания практически из всех учебных дисциплин от искусств и истории до математики и естественных наук. Занятия ЛЕГО как нельзя лучше подходят для изучения основ алгоритмизации и программирования, а именно для первоначального знакомства с этим непростым разделом информатики вследствие адаптированности для детей среды программирования Robolab, и её графического интерфейса. Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с учащимися разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование физических процессов и явлений).

      Цель данного курса: научить детей ставить задачи, выдвигать идеи, планировать ход решения, конструировать модели и механизмы, испытывать их в работе. Лучшим результатом можно считать такой, когда ребёнок самостоятельно находит решение поставленной задачи, конструирует и защищает свой проект.

 

     Ожидаемые результаты после 1-ого года обучения

К концу 1-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:

- названия деталей конструктора;

- виды соединений и их характеристики;

- простые способы соединения деталей;

- виды лего-аппликаций (плоскостная и объёмная);

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- выбирать нужные детали для конструирования;

- соединять детали простыми способами («кирпичной кладкой»);

- характеризовать различные соединения;

- планировать свои действия;

- объединять детали в различную композицию;

- самостоятельно конструировать простейшие модели;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.

    Ожидаемые результаты после 2-ого года обучения

К концу 2-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:

- ступенчатые способы соединения деталей и их виды;

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- выбирать нужные детали для конструирования;

- соединять детали различными способами;

- характеризовать различные соединения;

- планировать свои действия;

- объединять детали в различную композицию;

- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.

    Ожидаемые результаты после 3-ого года обучения

К концу 3-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:

- сложные способы соединения деталей и их виды;

- названия новых видов деталей конструктора;

-правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- выбирать нужные детали для конструирования;

- соединять детали различными способами;

- характеризовать различные соединения;

- планировать свои действия;

- объединять детали в различную композицию;

- самостоятельно конструировать модели по заданной теме;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.

  Ожидаемые результаты после 4-ого года обучения

К концу 4-ого года занятий по программе «Легоконструирование» дети будут знать:

- способы соединения подвижных деталей и их виды;

- виды аккумуляторов  конструктораи способы их подсоединения;

- алгоритмы конструирования подвижных механизмов;

- правила по технике безопасности труда;

- правила поведения на занятиях;

будут уметь:

- соединять детали различными способами;

- характеризовать различные соединения;

- объединять детали в различную композицию;

- работать в коллективе;

- находить сильные и слабые стороны машин, механизмов и конструкций;

- отстаивать свой способ решения задачи;

- грамотно выражать свои мысли.

содержание

Первый год обучения

      Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). В первом классе происходит знакомство с конструктором LEGO в игровой форме. Дети учатся классифицировать детали по признакам: цвет, форма, размер; учатся узнавать детали по описанию, на ощупь; строят логические цепочки и закономерности.

      При работе над проектами дети подбирают детали по цвету и форме, изучают способы крепления деталей. Предварительно проводятся беседы и дискуссии, которые выявляют уровень подготовленности детей. Знания ребят закрепляются и расширяются.

      Проект «Мир сказок» позволяет закрепить полученные знания работы с конструктором. Дети учатся составлять сюжетные композиции. У учащихся развивается пространственное воображение. Они учатся вначале пересказывать эпизод сказки, а потом и осуществлять защиту своего проекта.

      Проекты «Город красок» и «Школьный дворик» помогают развитию фантазии у детей и умению воплощать её в жизнь. Они учатся составлять композиции по цвету и форме.

Примерная тематика курса

      Проекты:

«Цифры и буквы»

«В мире аппликации»

«Город красок»

«Времена года»

«Домашние животные»

«Дикие животные»

«Лес»

«Зоопарк»

«Мир сказок»

 «Школьный дворик»

«Правила дорожного движения»

Примерное распределение программного материала

  1. Знакомство с деталями конструктора (2 часа)
  2. Распознавание деталей и способы их соединения (8 часов)
  3. Плоскостная аппликация (10 часов)
  4. Конструирование растений (10 часов)
  5. Конструирование животных (20 часов)
  6. Конструирование домиков (8 часов)
  7. Тематические постройки, сюжетные композиции(22 часа)
  8. Строительство площадок на пришкольной территории (10 часов)
  9. Конструирование дорожных знаков и дорог (13 часов)

10. Свободное конструирование (5 часов)

Второй год обучения

      Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). Во втором классе происходит закрепление пройденного материала. Работа по проекту «Мой город» позволяет детям узнать подробнее о городе, в котором они живут. Учитель воспитывает в детях уважительное отношение к родному городу, людям труда, интерес к истории и архитектуре родного города. На уроках ребята знакомятся со многими строительными профессиями.

      Расширение данной темы – проект «Экологически чистый город» даёт возможность задуматься в этом возрасте о безопасности проживания и сохранении своего города чистым.

      Проект «Океанография» позволяет развить познавательный интерес у детей, воспитывает любовь к природе и уважение к людям труда. Дети учатся составлять сюжетные картинки по воображению.

 

Примерная тематика курса

      Проекты:

«Сказочная архитектура»

«Мой город»

«Транспортные средства»

«Общественный транспорт»

«Космос»

«Военная техника»

«Железная дорога»

«Домик в деревне»

«Экологически чистый город»

«Океанография»

Примерное распределение программного материала

  1. Способы соединения деталей (2 часа)
  2. Строительство сказочных объектов (15 часов)
  3. Строительство городских объектов (15 часов)
  4. Городской транспорт (10 часов)
  5. Строительство сельских объектов (10 часов)
  6. Сельскохозяйственные машины (6 часов)
  7. Воздушный и водный транспорт (14 часов)
  8. Космические объекты (8 часов)
  9. Железная дорога (7 часов)

10. Флора и фауна океана (18 часов)

11. Свободное конструирование (3 часа)

Третий год обучения

Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). С каждым годом работа усложняется и уже на третьем году обучения ребята работают над проектом «В мире архитектуры». В этот проект включаются три других:

«Я шагаю по Москве», где учащиеся знакомятся с архитектурой Москвы (Большой театр, Исторический музей, Останкинская башня, Манеж и другие). Каждый объект ребята строят по группам, подбирая цвет и форму деталей (необходимо приблизить объект к оригиналу);

«Московские усидьбы» и «Древние соборы и монастыри» - знакомят детей с исторической архитектурой. По всем предложенным темам дети закрепляют и расширяют полученные знания на уроках окружающего мира.

Примерная тематика курса

   

 Проекты:

«Я шагаю по Москве»

«Московские усадьбы»

Примерное распределение программного материала

  1. Конструирование макетов архитектурных достопримечательностей Москвы – 70 часов
  • У стен Кремля ( конструирование макетов башен Кремля) -20 часов
  • Красная площадь ( конструирование макетов объектов Красной площади) – 10 часов
  • Улицы Москвы ( конструирование макета улицы Старый Арбат с макетами домов. Кутузовский проспект: Триумфальная арка, Бородинская панорама ) – 8 часов
  • Старомосковские дома ( макеты домов: дом Пашкова, Большой театр, Исторический музей…) - 8 часов
  • Памятные места Москвы ( Поклонная гора, Лосиный остров, Воробьевы горы, Александровский сад, ) -  9 часов
  • Соборы Москвы – 15 часов
  1. Московские усадьбы – 25 часов.

3 . Архитектурные формы разных стилей и эпох - 13 часов

Четвёртый год обучения

 

      Программа предусматривает 108 часов (три занятия в неделю). Учитывая возраст детей, их способности и познавательный интерес, на четвёртом году обучения  начинается работа с конструктором ROBOLAB. Этот конструктор позволяет развить технические способности у детей. Также он воспитывает усидчивость и уважение к технике, умение работать в группах.

      Работа с таким конструктором является своего рода трамплином к изучению физики в старших классах. Большие возможности дают конструкторы Лего для проведения уроков информатики по темам, связанным с программированием. Среда программирования Лего конструкторов «RoboLab» позволяет визуальными средствами конструировать программы для роботов, т.е. позволяют ребенку буквально “потрогать руками” абстрактные понятия информатики, воплощенные в поведении материального объекта (команда, система команд исполнителя, алгоритм и виды алгоритмов, программа для исполнителя). Конструирование роботов остается за рамками урока информатики: дети только программируют различное поведение уже собранных роботов, оснащенных необходимыми датчиками и приборами. Это позволяет концентрировать внимание учащихся на проблемах обработки информации программируемыми исполнителями, решаемых в курсе информатики. Благодаря удачному интерфейсу программы ученики быстро учатся включать и выключать электродвигатели, лампочки и т.д., что позволяет уделить большое внимание различным алгоритмам управления.

Примерная тематика курса

      Проект: «В мире техники»

Примерное распределение программного материала

1.Вводные уроки ( знакомство с конструктором Robolab, подготовка наборов, знакомство с инструкционными картами)- 5 часов

2. Энергосберегающие технологии. ( макеты солнечных батареек, макет ветряка, макет гидроэлектростанции) – 10 часов

3. Конструирование механических объектов -  25 часов

4. Конструирование электрических объектов – 35 часов

5. Робототехника  - 33 часов

      Вся работа с конструктором LEGO подчинена развитию познавательных способностей у детей и воспитанию на каждом этапе уважения к труду и людям труда.

Литература:

Злаков А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки конструирования в школе. Методическое пособие. – М.: Бином, 2011. – 120с.

Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.- 112 с.

Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам: