Главные вкладки
1.Планирование (программа)
В этом разделе размещены материалы, которые помогут педагогам в планировании учебного процесса. Здесь вы найдете программы курсов, календарно-тематическое планирование и другие методические ресурсы, способствующие эффективной организации образовательной деятельности. Эти материалы разработаны с учетом современных требований к обучению родному языку и помогут создать структурированный и продуктивный учебный процесс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 453.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности родного (хантыйского) языка разработана для учащихся первого класса. Данная программа предполагает развитие устной и письменной речи в практическом плане, что поможет сформировать у обучающихся мотивационную направленность для изучения родного (хантыйского) языка.
Актуальность программы обусловлена тем, что она способствует развитию речевой грамотности детей в области изучения родного (хантыйского) языка. Практические занятия обеспечивают разнообразие речевой практики и формируют грамотную письменную речь у обучающихся. Данная программа имеет большую практическую значимость для обучающихся, так как помогает им освоить и применить полученные знания в социуме.
Реализация программы родного (хантыйского) языка рассчитана на 33 часа, из расчета 1учебный час в неделю. Игры и упражнения, используемые на занятиях, помогут ввести обучающихся в увлекательный мир родного (хантыйского)языка и сформировать мотивационную направленность для его изучения.
При разработке данной программы использовались учебные материалы:
Нёмысова Е.А. Программа по хантыйскому языку для 1-4 классов. Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2000), рекомендованной к изданию решением Учёного совета государственного образовательного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа «Институт повышения квалификации и развития регионального образования» для использования в национальных общеобразовательных учреждениях в качестве национально-регионального компонента Базисного учебного плана.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения родного (хантыйского) языка, которые определены Федеральным государственным стандартом общего образования.
Песикова А.С., Нёмысова Е.А., Хантыйский язык, 2009г., допущено Министерством образования РФ «Просвещение»
Методические пособия:
Этномир: образование и культура/Сборник научно-методических работ. – Вып.1. – Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007.
Проверочные работы:
Прасина М.А. Тесты по хантыйскому языку (ваховский диалект). СПб,: Просвещение, 2003.
Дидактический материал:
Карточки для самостоятельной работы; тесты. Ядрошникова Л.А. Использование обско-угорского фольклора на уроках чтения, литературы и родного языка. Ханты-Мансийск, Полиграфист, 2004.
Новизна программы заключается в том,что она содержит лингвистическиеигры и упражнения, которые стимулируют речевое развитие детей, помогают сформировать интонационно-динамическую выразительность речи, её темпо-ритмические качества, четкость произношения каждого слова, правильность ударений в словах, грамотность, ясность, умение, верно, формулировать мысль, чтобы быть понятым другими.
Цель: обеспечить речевую практику учащихся для развития языковойспособности, наблюдательности и формирования навыков речевой коммуникации.
Задачи:
- формирование у школьников универсальных учебных действий (личностных
- метапредметных) на межпредметном уровне;
- развитие навыков грамматически правильной связной речи;
- расширение словарного запаса;
- формирование практических навыков словообразования и словоизменения;
- закрепление практических навыков в построении устных и письменных высказываниях;
-расширение и углубление программного материала;
- развитие внимания, памяти, мышления;
- воспитание познавательного интереса к родному (хантыйскому) языку.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: словесная игра, упражнение, рисунок, беседа, лингвистическая сказка, коллективная работа, мультфильм, видео.
Данная программа рассчитана на детей 7 лет состоит из 33 занятий, которые проводятся 1 раз в неделю продолжительностью 30-40 минут. Занятия проводятся с группой обучающихся в свободное от учёбы время, в учебном кабинете, где можно быстро организовать пространство для коллективных игр.
Формы работы: индивидуальная, работа в парах, групповая. Во время занятий у ученика происходит становление развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания обучающихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры.
Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Проведение занятий предполагается в форме мини-лекций, практических занятий, пресс-конференций, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов, интерактивных занятий.
Принципы проводимой работы:
- учёт возрастных особенностей;
- доступности;
- гуманизации;
- здоровьесбережения;
- системности;
- развития в деятельности и общении;
-сотрудничество с классным руководителем. Обучение учащихся ведётся поэтапно:
Загадки звуков, букв, слогов.
Устная связная речь. Лексика.
Тайны твёрдых и мягких согласных. Предложение. Текст.
Письменная связная речь.
Учимся различать глухие и звонкие согласные.
- каждом блоке предусмотрено от 3 до 7 занятий.
Ожидаемые результаты
Освоение детьми программы курса «По ступенькам родного (хантыйского) языка» направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Личностные
- учащихся будут сформированы умения:
- открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;
- целеустремлённо и настойчиво идти к достижению своей цели, быть готовым к преодолению трудностей;
- проявлять толерантность и противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.
Первоклассники получат возможность для формирования:
- основы моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
- доброжелательности, доверия к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Метапредметные
Регулятивные. Ученики научатся:
− регулировать свою деятельность: ставить цель с учетом изученного и усвоенного;
- составлять план и последовательность своих действий;
- самостоятельно составлять алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- навыкам уверенного использования различных средств и инструментов самостоятельной работы по созданию индивидуального продукта.
Первоклассники получат возможность для формирования:
- адекватной самооценки, самокоррекции. Познавательные. Ученики научатся:
-осознавать какой информацией по вопросу он обладает, а какой – нет;
- самостоятельно планировать поиск информации в соответствии с планом деятельности;
- выбирать информационные источники, систематизировать информацию;
- на основе анализа и обобщения полученных результатов делать выводы.
Первоклассники получат возможность для формирования:
- навыков проектной деятельности.
Коммуникативные. Ученики научатся:
- извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;
- использовать речь для регуляции своего действия;
-задавать вопросы; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
- участвовать диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Первоклассники получат возможность для формирования:
- речевых средств для решения различных коммуникативных задач и сотрудничества
- группе при совместном решении проблемы.
Предметные
Ученики научатся:
- грамматически правильной связной речи;
- использовать практически навыки словообразования и словоизменения;
- активизации словарного запаса;
- связно и последовательно излагать суть выполняемого задания;
- анализировать литературный текст, выделять части его структуры, определять стиль текста, его жанровые особенности;
- самостоятельно выяснять и объяснять значения незнакомых слов, используя различные словари;
- распознавать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки в словах.
- различать на слух, в произношении и на письме смешиваемые звуки;
- детально анализировать и сопоставлять слово, словосочетание, предложение как речевые единицы;
- строить связные высказывания при работе с деформированными предложениями;
- анализировать тип текста, выделяя характерные признаки повествования, описания, рассуждения;
- передавать содержание текста, объединяя в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения;
- свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме;
- редактировать написанное.
Первоклассники получат возможность для формирования:
Навыков учебной деятельности;
Развитие памяти, мышления, восприятия.
Содержание
«Добукварный период» (5ч.)
Практическое овладение грамматическим строем хантыйского языка и минимум словарного запаса. Ознакомление детей с распорядком дня в школе и интернате, с организацией работы в классе, привитие навыков бережного отношения к школьному оборудованию и инвентарю, аккуратного обращения с учебной книгой, ознакомление с правилами для учащихся, привитие навыков культурного поведения в школьном коллективе, дома и на улице. Привитие гигиенических навыков.
«Устная связная речь. Лексика» (6ч.)
Пересказ текстов с опорой на вопросы. Составление предложений. Пересказ текстов от первого (третьего) лица. Выборочный пересказ. Составление плана. Устное сочинение. Определение лексического значения слов. Игра «Эрудит-Вояж» (сложный вариант).
Знакомство с текстами: «Корко» Е.Айпин, «Кулик и болото» Ю.Вэлла, «Как совы на мышей охотиться стали». Объяснение незнакомых слов. Составление плана. Устное сочинение по сюжетной картинке с использованием опорных слов. Определение лексического значения слова работа с толковым словарём. Игра «Объяснялки». Составление личного толкового словаря. Игра «Эрудит-Вояж».
«Букварный период» (4ч.)
Ознакомление с начертанием букв, их воспроизведением. Письмо слогов, слияний, слов и коротких предложений с соблюдением наклона, высоты и пропорций букв. Безотрывное, ритмичное и быстрое письмо. Письмо под диктовку и списывание с текста.
Последовательное изучение звуков и букв по букварю. Ознакомление с правилами произношения слов с гласнымиполного образования и краткими.
«Родной язык и литература»
Послебукварный период (10)
Навыки чтения: чтение правильное, без искажения слов, без перестановки слогов и букв, с соблюдением длительности гласных и согласных в словах.
Чтение выразительное, с соблюдением повествовательной, вопросительной и восклицательной интонаций в соответствии со смыслом текста и знаками препинания.
Чтение плавное, целыми словами, коротких и легких по содержанию текстов. Слоговое чтение трудных слов.
Родной язык и литература (8ч.)
Практическое знакомство с предложением (без определения). Умение выделить предложение из речи, указать, о ком или о чем сказано. Умение ответить законченными предложениями на вопросы, например: Это что? Он что делает? Морфологический (общие для родственных слов значимые части- морфемы сохраняют на письме единое написание, хотя в произношении различаются в зависимости от фонетических условий, в которых оказываются звуки, входящие в состав значимых частей слова); фонетический - (написание соответствует установке «пиши, как слышишь».
Тематическое планирование
№ | Раздел | Количество часов |
1. | Добукварный период | 5 |
2. | «Устная связная речь. Лексика» | 6 |
3. | «Послебукварный период» | 4 |
4. | «Родной язык и литература» | 6 |
5. | «Письменная связная речь» | 7 |
6. | «Учимся различать глухие и звонкие согласные» | 5 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата | Раздел/тема урока/занятия | Кол-во часов | Виды деятельности обучающихся (в том числе контрольно-оценочная и проектно-исследовательская деятельность) | ||||||||||
план | факт | |||||||||||||
Раздел I. «Загадки звуков, букв, слогов» | 5 | |||||||||||||
Знакомство с учебником родного языка | 1 | Беседа,упражнение, игра, мини-сочинение | ||||||||||||
2. | Школа. Наш класс | 1 | Развитие внимания монологической речи, фонетического слуха | |||||||||||
3. | Названия ягод | 1 | Привитие интереса к учебе | |||||||||||
4. | Предметы. Өтәт. | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
5. | Звуки и буквы. Понятия | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
Раздел II.«Устная связная речь. Лексика» | 6 | |||||||||||||
6. | Упражнение в написании изображений предметов и кубической формы | 1 | Наблюдение | |||||||||||
7. | Скороговорки, считалки. | 1 | эксперимент | |||||||||||
8. | Буквы Н, h ,С, с, К, к, k , K ,Т, т. | 1 | игра | |||||||||||
9. | Повторение буквЛ, л, Рр,Вв,Пп | 1 | таблица | |||||||||||
10. | Повторение букв Мм, Пп | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
11. | Написание строчной и заглавной буквы б | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
Раздел III.« Послебукварный период» | 4 | |||||||||||||
12. | Слова, отвечающие на вопросы « Что делать?», «Что сделать?» | 1 | Беседа, | |||||||||||
13. | Слова, отвечающие на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 1 | упражнение | |||||||||||
14. | Слова, отвечающие на вопросы, «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?» | 1 | рисунок | |||||||||||
15. | Прописная буква в словах | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
Раздел 1V. «Родной язык и литература» | 6 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | ||||||||||||
16. | Е.Айпин «Пәӽты веӆи» | 1 | Беседа, игра, ребус | |||||||||||
17. | Юрий Вэлла «Первый снег» | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
18. | Хантыйская сказка «Нянь» | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
19. | А. Тарханов «Наш округ» | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
20. | Творчество М.Вагатовой | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
21. | Урок-обобщение «Жили-были буквы». | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
22. | Сказки детям | 1 | Беседа, игра, кроссворд | |||||||||||
Раздел V | Письменная связная речь» | 7 | ||||||||||||
23. | Потешки. Небылицы. | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
24. | Сказка «Рукавичка» | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
25. | Загадки, песенки. | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
26. | Сказки народов Севера | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
27. | Урок-обобщение «Жили-были буквы» | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
28. | Загадки народа ханты | Беседа, игра, кроссворд | ||||||||||||
Раздел VI. | «Учимся различать глухие и звонкие согласные» | 5 | ||||||||||||
29. | Правописание безударных гласных в корне слова | 1 | Беседа, игра, текст предложения | |||||||||||
30. | Развитие речи. Сочинение рассказа по картине «Перелетные птицы» | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
31. | Произношение и написание слов с сочетаниями, чу, щу | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей | |||||||||||
32. | Деление слов на слоги | 1 | Развитие связной речи. Повторение слов, обозначающих названия школьных предметов | |||||||||||
33. | Урок-обобщение «Узнай сказку». | 1 | Воспитание внимательного и доброжелательного отношения к ответам других детей |