Комната РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
На страничке будут размещены дидактические игры, направленные на развитие зрительного восприятия, на познавательное развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра ФОНАРИК (фото видны в скаченном документе) . Рекомендую всем. | 160.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Буцук Татьяна Валерьевна
Учитель-дефектолог
МБДОУ «Д/с «Журавлик»
Дидактическая игра «Фонарик»
Актуальность:
Цветоощущение, или цветовое зрение, играет важную роль в жизни ребенка. Благодаря этой зрительной функции он способен воспринимать все многообразие цветов в природе и искусстве.
Доказано, что цветоощущающий аппарат состоит из трех видов колбочек: одни преимущественно чувствительны к красным лучам, другие ─ к зеленым, третьи ─ к синим. От соотношения силы возбуждения каждого вида колбочек и зависит цветовое зрение.
Восприятие глазом того или иного цвета зависит от длины излучения. На основании этого признака можно выделить три группы цветов:
1) длинноволновые ─ красный и оранжевый;
2) средневолновые ─ желтый, зеленый;
3) коротковолновые ─ голубой, синий, фиолетовый.
Поэтому в предложенной игре используются данные цвета.
Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Он обладает большой эмоциональной выразительностью. Прежде всего, все оттенки спектра эмоционально связываются с чувственным восприятием температуры обозреваемого тела. Так красные, оранжевые, желтые цвета ассоциируются с теплом; зеленые, голубые, синие, фиолетовые ─ с холодом. Кроме передачи ощущений тепла и холода, цвет активно влияет на настроение. Например, красный цвет возбуждает и мобилизует, а зеленый и голубой ─ успокаивает [1].
Цветотерапия широко используется как физиотерапевтический метод и для лечения глазных заболеваний, в частности амблиопии у детей. Цветоимпульсная стимуляция глаз заключается в воздействии световыми импульсами различного цвета на колбочки-рецепторы в сетчатке, на роговицу, хрусталик и радужную оболочку. Наиболее часто используются красный, оранжевый, зеленый и синий цвета в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушение зрения.
Различение цветов становится все более совершенным по мере образования новых условных связей, приобретаемых в процессе игры [3].
Аннотация к игре:
Данная дидактическая игра предназначена для детей дошкольного возраста с ограниченными зрительными возможностями от 3 – 7 лет. Игра построена по принципу: от простого к сложному, что позволяет использовать игру в течение нескольких лет. Игра так же будет полезна детям посещающим группы общеобразовательной направленности.
Цель игры:
Развитие зрительной функции – цветоощущения у дошкольников, имеющих нарушения зрения.
Задачи:
- Учить узнавать и называть точным словом основные цвета.
- Учить соотносить заданный цвет с цветом грани фонарика.
- Учить стимулировать зрительно-поисковую деятельность на обобщающее понятие «… цвет».
- Учить зрительным способом узнавать и называть тона основных цветов (светлый, темный).
- Учить локализовать определенный цвет из множества, выполнять задание по образцу. [2].
Материал:
Картонная коробка, самоклеющаяся пленка разных цветов (матовая), клей «Момент», горлышки от пластиковых бутылок, крышки от пластиковых бутылок.
Описание:
Фонарик имеет пять граней с цветным фоном. На боковых гранях приклеено по 12 горлышек, на верхнем – девять.
Содержание игры:
Соответствует материалу раздела «Развитие зрительного восприятия» в Программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / Под ред. Л.И. Плаксиной.
Методические приемы:
1. Во время игры применяю художественное слово:
У меня фонарик есть.
Столько огоньков! Не счесть!
Поверни его бочком,
Светит желтым огоньком.
Поверни другим бочком,
Светит, синим огоньком.
Давай вместе поиграем,
Огоньки позажигаем.
2. Использую образцы: Приложение 1.
Применение игры:
- на специальных коррекционных занятиях учителя-дефектолога;
- на индивидуальных занятиях учителя-дефектолога;
- во время предаппаратной подготовки детей к лечебно - восстановительным мероприятиям;
- в свободной деятельности детей.
Отличие игры от имеющихся игр:
- Пособие объемное, что позволяет ненавязчиво формировать представления о трехмерности пространства.
- При вкручивании крышки взгляд задерживается на несколько секунд дольше, что позволяет развивать умение фиксировать взор на предмете.
- Игра позволяет чаще применять метод интеграции, то есть адаптировать содержание игры к возможностям конкретного ребенка, как к зрительным, так и психофизическим.
Список литературы:
- Ермаков В.П., Якунин Г.А.
Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. ─ М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. ─ 240 с.
- Малева З.П.
Подготовка детей дошкольного возраста с нарушением зрения к плеопто-ортоптическому лечению / З.П. Малева. — М.: Издательство ПАРАДИГМА, 2009. - 127 с. — (Специальная коррекционная педагогика).
- Ремезова Л.А.
Формирование представлений о цвете у дошкольников с нарушением зрения. Методическое пособие. Тольятти 2002.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Примерные образцы к игре.