Программа внеурочной деятельности "Мой проект"

Шевелёва Наталья Сергеевна

     Практическая значимость программы направлена на развитие творческих способностей  и выявление одаренности обучающихся  в процессе художественной и декоративно прикладной деятельности при разработке творческих проектов, их  познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_proekt.docx34.26 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Мой проект»

 (интеллектуальное направление)

для учащихся 8- 9-х классов  

Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой проект»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества.
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой проект»:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мой проект»

     Учащийся научится:

  • планировать действия в соответствии с самостоятельно поставленными целями и задачами.
  • использовать традиционные и новые способы поиска решений проблем;
  • выбирать наилучший из имеющихся вариантов, пользуясь различными способами принятия решений.
  • соотнесения цели и ситуации коммуникации с формой представления информации;
  • анализа информации с точки зрения стиля и задач коммуникации.
  • прогнозировать возможную реакцию аудитории на представляемый продукт и способ его преподнесения;
  • планировать действия (шаги) в соответствии с задачами.
  • выдвигать тезис и антитезис;
  • выдвижению и критике аргументов;
  • ведению дискуссии;
  • создавать процедуры групповой деятельности;
  • действовать для достижения консенсуса при конфликте интересов;
  • некоторым методам продуктивного группового взаимодействия.
  • выбору языковых и неязыковых средств выражения в соответствии с задачами выступления;
  • групповому взаимодействию в процессе подготовки и проведения публичного выступления;
  • самопрезентации;
  •  созданию инструкций (алгоритмов деятельности);
  • моделированию объектов и процессов с использованием информационных технологий.

     Учащийся получит возможность научиться:

  • выдвигать собственные идеи в процессе исследования;
  • научно обосновывать свою точку зрения;

    грамотно использовать в своей работе литературные данные и материалы сайтов Internet;

  • соблюдать правила оформления исследовательской работы и отчета о выполнении проекта;
  • иллюстрировать полученные результаты, применяя статистику и современные информационные технологии;
  • осознанно соблюдать правила сбора материала и его обработки и анализа;
  • прогнозировать результаты выполнения работ и проектов, самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;

Программа "Стратегии смыслового чтения и работа с текстом"

Работа с информацией

  • Определяет главную тему, общую цель и назначение текста, структурирует текст. Выделяет в тексте ключевые слова. Выделяет непонятные слова и осуществляет их толкование с помощью словаря.
  • Составляет простой план прочитанного текста: выделяет ключевые слова, делит текст на части, озаглавливает их. Прогнозирует содержание текста по предложенному плану /заголовку.
  • Характеризует назначение и место внетекстовых элементов.
  • Использует формальные элементы текста (шрифт, подзаголовки, сноски)для поиска нужной информации.
  • Извлекает из текста, структура и логические связи которого не очевидны, информацию представленную в неявном виде.

Интерпретация текста

  • Структурирует и преобразует текст, выполняет смысловое свёртывание.

Оценка текста

  • Формулирует выводы на основе прочитанных текстов разных типов. Находит аргументы, подтверждающие вывод (в группе сверстников).
  • Подвергает сомнению достоверность прочитанного текста (выявляет пробелы или лишнюю информацию). Выявляет противоречивую информацию в работе с одним или несколькими источниками.

Чтение несплошных текстов

  • Находит отдельные части явно выраженной информации на одной простой карте, или линейном графике, или столбчатой диаграмме, которая включает в себя небольшой по объему вербальный текст в несколько слов или фраз.

Программа "Формирование ИКТ - компетентности"

Обращение с устройствами ИКТ

  • Активно и корректно взаимодействует со всеми пользователи ИС школы, представляет результаты своей деятельности.
  • Использует сканер для воспроизведения графической информации.
  • Выбирает компьютерные инструменты для эффективной презентации учебной информации.
  • Знает устройство сканера, возможности его применения для решения учебных задач.

Фиксация изображений и звуков

  • Использует результаты проведённой фиксации изображений и звуков в ходе презентации проекта.
  • Вставляет готовые фотографии в систему слайдов.

Создание письменных сообщений

  • Вводит текст десятипальцевым методом печати.
  • Выбирает сканируемый объект, его параметры и характеристики.
  • Вставляет диаграммы , таблицы, блок-схемы в текстовый документ в соответствии с его содержанием.

Создание графических объектов

  • Создаёт геометрические объекты средствами Excel.
  • Использует статистику для построения диаграмм различных видов. Выбирает вид диаграммы в соответствии с поставленной задачей.
  • Вставляет готовые видеофрагменты и звук в систему слайдов, использует приёмы настройки различных видов анимации в слайдах.
  • Создаёт анимированные карты
  • Создаёт несложные модели в виртуальной среде.

Создание, восприятие и использование гипермедиа сообщений

  • Использует системы глобального позиционирования для вычисления расстояния между объектами, использует полученные результаты в качестве учебного эксперимента.

Коммуникация и социальное взаимодействие

  • Использует аудио- и видеоматериалы при вступлении перед аудиторией.
  • Использует возможности электронной почты для дистанционного обучения – получение и отправка заданий, дополнительной информации по предмету.
  • Выбирает тематический  блог в соответствии со своими учебными интересами, корректно строит запросы и сообщения в форуме.
  • Формирует собственное информационное пространство, с участниками которого корректно взаимодействует.

Поиск и организация хранения информации

  • Самостоятельно строит поиск на тематических сайтах, пользуется поисковой строкой сайта.
  • Составляет библиографический список книг по определённой теме с помощью электронных каталогов.
  • Самостоятельно строит учебные базы данных с помощью различных компьютерных инструментов, заполняет базы данных, изменяет информацию.

Создаёт систему папок для тематической информации различных видов, пополняет их в процессе учебной деятельности

Содержание курса внеурочной деятельности ученического сообщества «Проектная деятельность»

              Программа внеурочной деятельности разработана в соответствии со следующими нормативными документами

     Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)

       Приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897

"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" (ред. от 31.12.2015г.)

       Приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (ред. от 31.12.2015г.)

     Практическая значимость программы направлена на развитие творческих способностей  и выявление одаренности обучающихся  в процессе художественной и декоративно прикладной деятельности , их  познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.

      Основными целями программы  являются:

- выявление одаренных и талантливых  детей в области художественного творчества, в том числе  выявление скрытой и специальной одаренности;

- определение различных видов одаренности у обучающихся, их творческих и интеллектуальных способностей ;

Задачи программы внеурочной деятельности:

- развивать познавательные  интересы, техническое  мышление, пространственное воображение, интеллектуальные, творческие , коммуникативные  способности;

- формировать опыт самостоятельной художественной и декоративно прикладной проектно-исследовательской  деятельности;

- воспитывать трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительное  отношение к людям различных профессий и результатам их труда;

-  расширять участие обучающихся в  творческих конкурсах различного уровня, выставках,  научно - практических конференциях;

- создать условия для самореализации одарённых , талантливых мотивированных обучающихся;

-разработать  индивидуальную траекторию  творческого развития обучающегося

с учетом зоны ближайшего развития (в условиях обогащенной предметной и образовательной среды при разработке индивидуализированной стратегии обучения данного ребенка).

    Основные  методы  выявления творческой одаренности обучающегося — проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные.

     Основными формами организации учебных занятий являются практическая и исследовательская   работа, профессиональная проба, интеллектуальная  игра, дискуссия, беседа.

       Основными видами деятельности являются эксперимент, систематизация знаний, анализ проблемных ситуаций.

      Данная программа ориентирована на учащихся 7-9 классов.

      Срок  реализации программы «Проектная деятельность» 1 год ,  2  учебных  часа   1 раз в неделю, что составляет - 66 учебных часов в год с учетом особенностей календаря.  

3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Дата по плану

Дата по факту

Тема

1-2

Интеллектуальная игра « Неизвестное об известном»

3-4

Творческий проект, как проявление индивидуальности. Дискуссия.

5-6

Цели и задачи проектной и исследовательской деятельности. Связь цели и результата.

7-8

Виды исследовательских и проектных работ. Сходство и различия. Этапы работы над проектом

9-10

Основные понятия в проектной деятельности. Этапы работы над проектом

11-12

Основы библиотечно-библиографической грамотности.

13-14

Выбор темы проекта. Интересы и склонности.

15-16

Актуальность темы проекта

17-18

Определение цели и задач. Выявление предмета и объекта исследования

19-20

Определение методов исследования

21-22

Выдвижение гипотезы. Планирование при работе над проектом.

23-24

Теоретическая часть проекта. Сбор информации

25-26

Анализ эмпирических данных

27-28

Формулирование выводов по каждой поставленной задаче теоретической части

29-30

Практическая часть в проектах разного вида

31-32

Дизайн – анализ в творческом проекте

33-34

Выбор и подготовка материала в творческом проекте

35-36

Технологическая документация

37-38

Конструкторская документация

39-40

Этап реализации проекта

41-42

Выбор вариантов изделия

43-44

Разработка технологической карты проектируемого изделия

45-46

Описание материалов, инструментов, оборудования

47-48

Выполнение чертежей, эскизов

49-50

Поэтапное изготовление проектируемого изделия

51-52

Поэтапное изготовление проектируемого изделия

53-54

Поэтапное изготовление проектируемого изделия

55-56

Контроль качества  на этапах проектирования

57-58

Сборка изделия

59-60

Отделка и оформление проектируемого изделия

61-62

Заключительный этап проекта

63-64

Подготовка и оформление электронной презентации

65-66

Защита проекта