Материалы к уроку " Свойства натуральных волокон растительного происхождения"
Учебные задачи к уроку "Свойства натуральных волокон растительного происхождения", 5 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Учебные задачи к уроку "Свойства натуральных волокон растительного происхождения"5 кл.ФГОС | 167.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Задание 1. Прочитайте текст «Текстильные волокна», заполните схему « Классификация текстильных волокон». Сравните правильность заполнения схемы с эталоном, оцените свою работу в соответствии с предложенными критериями.
Классификация текстильных волокон
Критерии | баллы | самооценка |
Схема полностью заполнена верно | ++ | |
Допущена одна ошибка в « Классификации текстильных волокон» | + | |
Допущены две и более ошибки | - |
Текстильные волокна.
Текстильные материалы окружают нас повсюду. Из них изготовлены одежда, столовое и постельное белье, шторы, обивка мебели, ковры и т.д. Все текстильные материалы состоят из волокон. Различают два вида текстильных волокон - натуральные и химические. Натуральные волокна бывают растительного и животного происхождения. Химические делятся на искусственные и синтетические. Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопчатник (хлопок) и лен.
Хлопковое волокно покрывает семена растения хлопчатник, поэтому его называют семенным волокном, а льняное волокно находится в стебле растения лен, поэтому такое волокно называют лубяным. Волокна из стеблей большей частью грубые, прочные и жесткие – это волокна кенафа, джута, конопли и других растений.
Задание 2.Вставьте в предложение пропущенные слова.
………..– процесс получения пряжи, ниток.
………– нить, полученная при скручивании отдельных волокон.
Задание 3. Используя полученную информацию и таблицу «Сравнительная характеристика свойств натуральных тканей», проанализируйте, в чем достоинства и недостатки тканей из натуральных волокон растительного происхождения. Работая в парах, оформите свои выводы в виде таблицы.
"+" | "-" | |
Хлопок | ||
Лен |
Таблица. Сравнительная характеристика свойств натуральных тканей
Свойства тканей | Шерсть | Шелк | Хлопчатобумажная | Лен |
Физико-механические: Прочность Сминаемость Драпируемость |
Меньше, чем у хлопка Очень малая Средняя |
Высокая Очень малая Высокая |
Средняя Средняя Малая | Высокая Большая Малая |
Гигиенические: Гигроскопичность Пылеемкость Теплозащитные свойства |
Высокая Большая Высокие |
Высокая Низкая Выше, чем у хлопка | Высокая Средняя Средние | Высокая Малая Слабые |
Технологические: Усадка Осыпаемость
|
Высокая Средняя | Высокая Высокая | Высокая Слабая | Высокая Средняя |
Практическая работа
Определение вида ткани
Оборудование: образцы различных видов ткани, ножницы, клей, таблица для определения вида ткани, формат А3.
Последовательность выполнения работы
- Рассмотреть внешний вид образцов, используя полученную информацию и таблицу «Сравнительная характеристика свойств растительных волокон», выбрать ткани из натуральных волокон растительного происхождения.
- По предложенному шаблону выполнить творческое задание. Для этого:
- используя шаблон таблицы, расставьте технологические операции по порядку;
Технологическая операция | Необходимый материал | Инструменты и оборудование |
Технологические операции: выполнить раскладку лекал на ткани , приклеить детали на бумажную основу , подобрать образцы тканей, вырезать лекала из шаблона , выкроить детали ,оформить и украсить изделие, обвести лекала
- распределите функции выполнения работы в группе;
- выполните задание.
- Сверьте правильность определения ткани и последовательность выполнения задания с эталоном.
Таблица определения вида ткани по волокну.
Сравнительная характеристика свойств растительных волокон.
Свойства | хлопок | лён |
Длина | 6 мм- 52мм | До 1 м |
Толщина | тонкое волокно | тонкое и среднее волокно |
Упругость | малая | большая |
Извитость | слабо извитые | волокно прямое |
Прочность | средняя (теряет прочность под воздействием солнечного света) | высокая (стойкость к свету выше) |
Блеск | матовые | резкий |
Мягкость | большая | средняя |
Гладкость | волокно пушистое | волокно гладкое |
Гигроскопичность | высокая (быстро впитывает влагу и быстро высыхает) | очень высокая |
Цвет | белый, кремовый, реже бежевый, зелёный | светло-серый, тёмно-серый |
На ощупь волокна | мягкие, тёплые | жёсткие, прохладные |
Горение | горят ярко-жёлтым пламенем, образуя серый пепел, ощущается запах жжёной бумаги |
Критерии оценки практической работы
Критерии | 5 | 4 | 3 |
Определение волокнистого состава ткани | Все образцы определены верно | Ошибка в определении одного вида волокна | Ошибка в определении двух видов волокна |
Качество выполнения коллажа | изделие выполнено точно по чертежу; все размеры выдержаны; отделка тщательно выполнена. | изделие выполнено по чертежу, размеры выдержаны, но качество отделки ниже требуемого. | изделие выполнено по чертежу с небольшими отклонениями; качество отделки удовлетворительное. |
Соблюдение трудовой дисциплины | все приемы труда выполнялись правильно, не было нарушений правил техники безопасности, установленных для данного вида работ, экономно расходовались используемые материалы. | приемы выполнялись в основном правильно, допущенные ошибки исправлялись самостоятельно, не было на рушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ. экономно расходовались используемые материалы. | отдельные приемы труда выполнялись неправильно, но ошибки исправлялись после замечания учителя, допущены незначительные нарушения правил техники безопасности, установленных для данного вида работ нерациональное расходование используемых материалов. |
Планирование выполнения коллажа | Все пункты плана размещены в правильной последовательности | Незначительное изменение технологической последовательности выполнения, не повлекшее за собой потери времени или качества выполнения работы | Планирование выполнено с нарушением последовательности, что привело к потере времени и качества работы. |
Работа в группе | Все работали эффективно в соответствии с поставленными задачами | Эффективность работы корректировалась в процессе выполнения и не привела к потере времени и качества работы | Работа велась не эффективно, не все члены группы были включены в процесс выполнения задания |
Памятка по работе в группе
- Быть активным в группе, работать без замечаний;
- Объединять свои усилия в достижении общих целей, помогая друг другу в работе;
- Между собой общаться уважительно и доброжелательно
ЛИСТ САМООЦЕНКИ
Заполните таблицу. Поставьте знак + в той графе критериев оценки, который, как Вы считаете, соответствует выполнению Вашей работы.
№ | Задания | |||
Отлично | Хорошо | Я могу лучше | ||
1 | Задание 1 | |||
2 | Задание 2 | |||
3 | Задание 3 | |||
4 | Практическая работа | |||
5 | Фронтальная работа |