ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Кучканова Елена Владимировна

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей

Коммуникативные игры для родителей и детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению, коррекция родительского поведения
Ход практикума: 
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые взрослые! Сегодня мы пригласили вас, чтобы вместе поиграть. Все вы, наверно, знаете что игра – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста. Именно через игру дети учатся общаться, через игру они познают мир, через игру они учатся концентрировать внимание. Игра способствует развитию таких необходимых в школе качеств: память, находчивость, воображение. А сейчас ответьте на вопрос не мне, а себе: сколько времени вы уделяете общению с ребенком, часто ли с ним разговариваете, играете?
Психологи отмечают, что в последние годы в школу приходят все больше детей с проблемами взаимодействия, общения. Поэтому нам необходимо уделить особое внимание на развитие коммуникативных качеств ребенка, научить их правильно общаться со взрослыми и детьми. Сегодня мы с вами будем общаться при помощи специальных коммуникативных игр.

1. Игра «Кто я?»

Цель: Развитие навыков общения, умение задавать вопросы.

Описание: Один из участников (родитель или ребенок) выбирает персонажа (животное, сказочного героя, profession и т.д.) и, не называя его, дает подсказки. Остальные участники должны задавать вопросы, на которые можно ответить «да» или «нет», чтобы угадать, кто это.

 2. Игра «Эмоции»

Цель: Формирование эмоционального интеллекта и умения выражать свои чувства.

Описание: Подготовьте карточки с изображениями лиц, отображающих разные эмоции (радость, грусть, злость, удивление и т.д.). Родители и дети могут по очереди вытягивать карточки и, глядя на них, показывать соответствующую эмоцию или рассказывать о ситуации, когда они чувствовали эту эмоцию.

 3. Игра «Передай мяч»

Цель: Развитие внимания и коммуникационных навыков.

Описание:Все участники садятся в круг. Один из них начинает говорить предложение, передавая мяч следующему. Тот должен продолжить фразу или рассказать что-то новое, используя как можно больше деталей. Игра продолжается, пока все участники не сделают свой вклад.

 4. Игра «Угадай слово»

Цель:Улучшение словарного запаса и навыков описания.

Описание: Один из участников думает о каком-то предмете и пытается описать его без использования самого слова. Остальные участники должны угадывать слово. Это поможет развить умение четко выражать мысли.

 5. Игра «Сказочная эстафета»

Цель:Развитие фантазии и творческого мышления.

Описание:Один человек начинает рассказывать сказку, произнося одно или два предложения. Следующий участник добавляет к сказке новую идею, и так продолжается, пока история не достигнет завершения. Важно поддерживать легкость и креативность текста.

 Рекомендации для проведения семинара:

- Создайте дружелюбную атмосферу, где родители могут открыто делиться своими впечатлениями.

- Обеспечьте достаточное время для обсуждения после каждой игры, чтобы родители могли обсудить, как они могут применять эти игры в домашних условиях.

- Раздайте родителям рекомендации по дополнительным играм и упражнениям, которые они могут использовать в повседневной жизни.

Таким образом, семинар-практикум станет не только образовательным, но и веселым мероприятием, где родители смогут укрепить свою связь с детьми через игры и общение.



Предварительный просмотр:

        Картотека игр, развивающих коммуникативные способности детей

 Примеры игр, которые помогут развивать коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста:

1. **"Секретный друг"**:

   - Дети выбирают друг друга и должны в течение дня общаться так, чтобы не выдавать, кто их секретный друг. Это помогает развивать навыки наблюдения и активного слушания.

2. **"Кто я?"**:

   - Один из детей загадывает персонажа (животного, сказочного героя и др.), а остальные задают вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет". Это развивает умение формулировать вопросы и активно слушать ответы.

3. **"Телефон"**:

   - Дети становятся в круг и шепчут друг другу фразу. Последний говорит ее вслух. Игра учит внимательности и четкости в речи.

4. **"Чудесная коробка"**:

   - В коробке находятся различные предметы. Дети по очереди достают один объект и рассказывают о нем (что это, для чего нужно и т.д.). Это развивает выразительную речь и навыки описания.

5. **"История на двоих"**:

   - Два ребенка по очереди добавляют предложения к общей истории. Это упражнение развивает креативность и навыки совместного творчества.

6. **"Эмоциональная мимика"**:

   - Один ребенок показывает эмоцию с помощью мимики, остальные должны угадать, что это за эмоция. Игра помогает распознать и обозначить эмоции, важные для общения.

7. **"Ролевая игра"**:

   - Дети разыгрывают различные ситуации (магазин, школу, семью и т.д.), меняясь ролями. Это способствует развитию социальных навыков и пониманию разных точек зрения.

Эти игры можно использовать как в группах, так и индивидуально, в зависимости от целей занятия. Надеюсь, эти идеи будут полезны для вашей работы с детьми!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Скоро в школу»

для подготовительной группы.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Важно помнить, что ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы, ведь подготовка к школе — это кропотливый труд, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях.

Понятие «готовность к обучению в школе» включает: физиологическую, психологическую и социальную (личностную) готовность к обучению в школе. Физиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка и состоянием его здоровья. Многочисленные исследования физиологов свидетельствуют о том, что в возрасте 5-7 лет происходит существенная перестройка всех физиологических систем детского организма. Чем младше ребенок, тем труднее ему справляться со школьными нагрузками, тем выше вероятность появления отклонений в его здоровье. Все дети, поступающие в первый класс, обязательно проходят медицинское обследование, на основании которого делается заключение о функциональной готовности к обучению в школе. Важность создания психологического комфорта для детей дошкольного возраста огромна. Позиция родителей должна основываться на доверии и уважении к своему ребенку. Необходимо дать почувствовать ощущение роста своих возможностей. Важно учитывать индивидуальные особенности, от которых зависит реакция на то или иное воздействие. Ребенок должен чувствовать, что его любят и понимают, что ему всегда окажут поддержку. Страх перед школой, перед взрослыми, неуверенность в своих силах, повышенная тревожность — плохие союзники в решении сложнейшей задачи перехода на новую жизненную ступень. Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является готовность к учебной деятельности (к учению). А социальная (личностная) готовность к обучению в школе представляет собой готовность ребенка к новым формам общения, новому отношению к окружающему миру и самому себе. Особым критерием готовности дошкольника к обучению в школе является его внутренний настрой, желание учиться. Желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок может хотеть в школу, потому что все его сверстники туда пойдут, потому что слышал дома, что попасть именно в эту гимназию очень важно и почетно, потому что он получит новый красивый ранец, пенал и другие подарки — ведь детей привлекает все новое. Ребенок может стремиться в школу, так как хочет узнавать что-то новое, иметь определенные права, а также закрепленные за ним обязанности (рано вставать, готовить уроки). Возможно, он еще полностью не осознает того, что, чтобы приготовить урок, ему придется пожертвовать игрой или прогулкой, но он знает и принимает тот факт, что уроки нужно делать — тогда можно отметить у ребенка сформированность позиции школьника.

Тест для родителей на определение готовности ребенка к школе

Отметьте каждый утвердительный ответ одним баллом.

♦ Как вы считаете, хочет ли ваш ребенок идти в первый класс?

♦ Считает ли он, что в школе узнает много нового и интересного?

♦ Может ли он в течение 15-20 минут самостоятельно заниматься каким-либо кропотливым делом (рисовать, лепить, собирать мозаику и т. д.)?

♦ Можете ли вы сказать, что ваш ребенок ведет себя без стеснения в присутствии посторонних людей?

♦ Умеет ли он описать картинку и составить по ней рассказ как минимум из пяти предложений?

♦ Может ли он рассказать стихи наизусть?

♦ Может ли он назвать заданное существительное во множественном числе?

♦ Умеет ли ваш ребенок читать хотя бы по слогам?

♦ Считает ли он до десяти в прямом и обратном порядке?

♦ Умеет ли он прибавлять и отнимать хотя бы одну единицу от чисел первого десятка?

♦ Может ли ваш ребенок писать простейшие элементы в тетради в клетку, аккуратно перерисовывать небольшие узоры?

♦ Любит ли ваш ребенок рисовать, раскрашивать картинки?

♦ Умеет ли он работать с ножницами и клеем (например, делать аппликации из бумаги)?

♦ Может ли он из пяти элементов разрезанной на части картинки за минуту собрать целый рисунок?

♦ Знает ли ваш ребенок названия диких и домашних животных?

♦ Есть ли у вашего ребенка навыки обобщения, например, может ли он назвать яблоки и груши одним словом «фрукты»?

♦ Любит ли он самостоятельно проводить время за каким-то занятием, например, рисовать, собирать конструктор?

Если вы ответили утвердительно на 14 и более вопросов, значит, ваш ребенок вполне готов к школьному обучению. Вы занимались с ним не напрасно, и в дальнейшем, если у него и возникнут трудности при обучении, он с вашей помощью сможет с ними справиться.

Если малыш может справляться с содержанием 9-13 вышеуказанных вопросов, то вы на верном пути. За время занятий он многому научился и многое узнал. А те вопросы, на которые вы ответили отрицательно, укажут, на какие моменты нужно обратить внимание, в чем еще нужно потренироваться с ребенком.

В том случае, если количество утвердительных ответов 8 или менее, следует больше уделять времени и внимания занятиям с ребенком. Он еще не совсем готов пойти в школу. Поэтому ваша задача — систематически заниматься с ним, тренироваться в выполнении различных упражнений. Возможно, на первых порах школьного обучения придется очень тщательно выполнять вместе с ребенком домашнее задание и закреплять пройденный материал, но не стоит отчаиваться — упорные и систематические занятия помогут вашему ребенку овладеть необходимыми знаниями и выработать нужные умения и навыки.