"Я в педагогике нашёл своё призвание"

Пара Кэтэлина

 

Ребенок – это вселенная, которая развивается и растет по определенным законам. Пока ребенок мал, взрослые порой не задумываются, что станет в его жизни главным, вырастет ли он целеустремленным, общительным, добрым и терпимым к людям. Но сложный процесс формирования личности нельзя предоставлять воле случая. Надо помочь ребенку усвоить нормы нравственного поведения; научить не только отстаивать свою точку зрения, но и принимать чужую; учитывать желания, вкусы, чувства других людей; достойно выходить из конфликтных ситуаций; обрести уверенность в себе, адекватно оценивать собственные возможности. Важно установить взаимопонимание между родителями и детьми, воспитателями и воспитуемыми, ведь воспитание – процесс двусторонний, который предполагает активность всех участников воспитательного процесса. «Счастье – это когда тебя понимают», а это понимание не приходит само собой, ему надо научиться.  
Система воспитательной работы ДОУ складывается на основе взаимодействия родителей и педагогов. Главными факторами эффективности процесса воспитания являются личностно-ориентированный подход и системность.
Моё основное направление работы – познавательное развитие.
Успешность и результативность заключаются в разработке и реализации совместных проектов с детьми, эффективном применении различных форм сотрудничества с семьями воспитанников, владении приемами познавательно-развивающего взаимодействия с детьми, методами воспитательно-образовательной деятельности. Педагогическая профессия для меня это, в первую очередь, любовь и внимание к воспитанникам.
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

С юных лет я мечтала вырасти и стать воспитателем. Тогда, когда я была еще совсем маленькой и сама ходила в детский сад, работа воспитателя мне казалась ярким и бесконечным праздником, полным задора и веселья. Своего воспитателя я всегда видела в прекрасном настроении. Еще в детстве твердо знала, что буду воспитателем, потому, что меня окружали любящие родители и талантливые педагоги, на которых хотелось быть похожей. Мне казалось, что воспитатель - это тот человек, в жизни которого нет проблем и неприятностей.

На свете есть много разных профессий, все они нужные и интересные. Но каждый человек должен выбрать ту, которая бы радовала его и приносила удовольствие. После окончания школы в 2020 году я поступила в ГБПОУ КО «КИПК» им. А.П. Чурилина по специальности дошкольное воспитание. Окончила его в 2024 году и получила диплом с присвоением квалификации «Воспитателя детей дошкольного возраста». Я помню, с какой радостью и волнением я шла на свой первый рабочий день. Мне пришлось столкнуться с определенными трудностями: новый коллектив, дети, которых видишь впервые, их родители, незнакомая обстановка, трудно заинтересовать всех детей сразу, возникали затруднения при объяснении нового материала. Я понимала, что начинающий воспитатель несет ту же ответственность и берет на себя те же обязанности, что и педагог со стажем. Можно сказать, что первый месяц работы – это как «курс молодого бойца». Несмотря на некоторые трудности, рядом со мной оказались опытные коллеги, которые помогали мне ответить на возникающие вопросы.

Быть воспитателем - это призвание. Это значит хотеть и уметь снова и снова проживать детство с каждым ребенком, видеть мир его глазами, удивляться и познавать вместе с ним, быть незаметным, когда малыш занят своим делом, и незаменимым, когда ему нужна помощь и поддержка, быть интересным для него постоянно и принимать его таким, какой он есть.

Современный воспитатель – это грамотный специалист, разбирающийся в многообразии программ и методических разработок, это чуткий, всегда готовый к сотрудничеству и взаимопомощи коллега, умеющий работать в коллективе единомышленников. Наша профессия настолько «живая», деятельная, что это не позволяет нам стоять на месте, а требует постоянно быть в курсе всех событий, начиная от глобальных мировых и заканчивая изменениями в молодёжном сленге, моде, музыке и т.д.

Тогда я и не могла представить, что воспитатель должен столько уметь делать, проводить занятия, организовывать различные праздники и игры. А главное, наверное, сплотить детский коллектив. Подумать только, что один воспитатель должен справляться с такой шумной и забавной детворой. Воспитатель может быть очень разным: строгим, но справедливым, добрым и ласковым, активным и весёлым, но самое главное он должен любить детей.

Воспитатель – это образец для подражания, его копируют абсолютно все, особенно дети, поэтому нужно соответствовать своей профессии. Работая в детском саду, не перестаю удивляться, насколько разные все дети, интересные, забавные, удивительно умные. Каждый ребёнок уникален, каждый из них и талантливый художник, и пытливый наблюдатель. Воспитатель должен уметь находить общий язык не только с детьми, но и с родителями этих детей. Это очень важная и неотъемлемая часть этой профессии и тут стараешься найти подход к каждому родителю. Задействовать и вовлечь его в жизнь детского сада, группы, в образовательный процесс. Когда возникает контакт и доверие, тогда работа воспитателя и родителя становится слаженной, единой заботой о ребёнке и его воспитании.

Выбранная мною профессия, заставляет меня все время двигаться вперёд, искать и находить что-то новое, развивать свои творческие способности, даёт возможность окунуться в атмосферу счастливого детства. Основными качествами своей профессии считаю именно любовь и доброту. В работе на первом плане - «простое человеческое»: помочь, подбодрить, увидеть прекрасное, приласкать, посочувствовать, просто поговорить по душам.

Ведь не зря говорят, что воспитатель – это вторая мама, которая дарит своим воспитанникам внимание, заботу, а также учит их не только слушать, но и слышать. Заглядывая в детскую душу и глядя на современных родителей понимаешь, что именно мы можем заложить зерно нравственности, показать, что такое хорошо и плохо, как вести себя в различных ситуациях, общаться со взрослыми и сверстниками.

В своей работе я стремлюсь спланировать день так, чтобы детям некогда было скучать. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: он для детей и учитель, который всё знает, всему учит, и товарищ по игре, и вторая мама, которая всё поймет и поможет в трудную минуту. Я стараюсь быть для детей другом, к каждому найти свой подход, понять индивидуальность каждого, чтобы не только дать им новые знания о жизни, но и воспитать положительное отношение к окружающему их миру, к самому себе. На занятиях я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ребёнка; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов.

Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Я надеюсь, что мои воспитанники вырастут грамотными, образованными и достойными людьми. Ведь начало в жизнь детям дают родители, но сделать второй шаг помогаю им я - воспитатель.

Закончить свое эссе я хочу детским стихотворением

Нелегко быть педагогом,
Малышей учить.
Нужно здесь не столько строгим,
Сколько чутким быть.
Нежно, ласково направить,
Улыбнуться, подбодрить,
Кое-что помочь исправить
Или снова объяснить.
Повторить не раз, не дважды,
Закрепить еще раз пять…
Словом, далеко не каждый
Педагогом может стать!

Мой принцип работы:

  • индивидуальный подход к каждому ребёнку;
  • помогать ребёнку, быть социально значимым и успешным;
  • помнить, что ты существуешь ради ребёнка, а не ребёнок ради тебя!
  • видеть в каждом ребёнке - личность, индивидуальность,
  • уметь вставать на позицию ребенка.


Предварительный просмотр:

Семинар

«Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Цель:

  • повышение профессионального уровня педагогов;
  • формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

1. Демонстрация опыта работы по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО

2. Стимуляция познавательного интереса, отработка условий по планированию, самоорганизации и самоконтролю в области педагогической деятельности с дошкольниками.

3. Осуществление индивидуального похода по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживание позитивных результатов деятельности каждого педагога.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начать свое выступление я хотела бы со слов Е. И. Тихеевой: "Мы должны вводить детей в сокровищницу нашего богатейшего языка, но для этого мы сами должны уметь пользоваться ее сокровищами".

Вы, скорее всего, согласитесь со мной в том, что наиболее оптимальным условием развития речевых коммуникаций детей, выступает культуросообразная среда, несущая в себе знаки, символы и образцы речи как средства и формы общения. Не случайно считается, что речь человека – это его визитная карточка, а речь педагога – это его лицо. Педагог, грамотно владеющий речью и правильно использующий методы и приемы развития речи дошкольников, в настоящее время – редкость. Именно речевое развитие рассматривается сегодня и исследователями, и авторами различных программ как доминанта становления коммуникативной культуры на ступени дошкольного образования.

Сегодня я хочу показать вам несколько инновационных технологий в развитии речи детей дошкольного возраста в условиях внедрения Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и то, как их можно использовать на практике.

В связи с этим, хочу задать вам вопрос: что согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) включает «речевое развитие»? (педагоги думают, обсуждают)

Совершенно верно, это:

  • владение речью как средством общения и культуры;
  • обогащение активного словаря;
  • развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
  • развитие речевого творчества;
  • развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  • знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
  • формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Теперь давайте, вместе определим, что же влияет на речевое развитие дошкольников?

Это: Целенаправленная разнообразная работа воспитателя с детьми с помощью различных инновационных и развивающих технологий в процессе ОД, использование разнообразных форм работы с родителями и педагогами приведет к положительной динамике показателей развития речи дошкольников.

Нам педагогам дошкольного образования необходимо уметь не только свободно ориентироваться в широком спектре современных технологий, но и эффективно их внедрять.

На основе анализа педагогических технологий, проведенного Г. Н. Селевко, можно выделить основные технологии, применяемые в системе дошкольного образования:

  • технологии развивающего обучения,
  • технологии проблемного обучения,
  • игровые технологии,
  • компьютерные технологии,
  • здоровьесберегающие технологии
  • альтернативные технологии.

Игровые технологии

Что является основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности? Конечно же - это игра. Если игра является основным видом деятельности ребенка, то педагогу необходимо построить свою деятельность на ее основе.

Цель игровой технологии – не менять ребенка и не переделывать его, не учить каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

К игровым технологиям относят:

  • игры на развитие мелкой моторики;
  • театрализованные игры;
  • дидактические игры;
  • сюжетно-ролевые игры

Инновационные игровые технологии – это технологии, появившиеся сравнительно недавно. В работе можно использовать следующие инновационные игровые приемы: игры «Гусеница», «Салат из сказок».

С ними я вас сейчас познакомлю.

Цель игры «Гусеница» (по-другому она называется «Голова – туловище - хвост») – определение места звука в слове. На доску прикрепляется нарисованный поезд: голова и 2 вагона, в каждом из которых имеются кармашки. Я раздаю ребятам картинки и даю задание: определить место звука А (например) в словах. В соответствии с местом звука картинка помещается в нужный вагон. Данная игра полезна при подготовке детей к обучению грамоте.

Игра «Салат из сказок» помогает развивать не только речь ребенка, но и память, мышление, фантазию. Смысл игры состоит в том, что можно сочинить собственную сказку, смешав героев разных сказок.

Реализация игровых приемов и ситуаций проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • развивающий материал используется в качестве ее средства;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую.

Технология проблемного обучения основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Д. Дьюи.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация образовательной деятельности, которая предполагает создание под руководством воспитателя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность воспитанников, в результате чего и происходит речевое развитие.

В работе можно использовать игру «Что делать если…»

А сейчас предлагаю Вам поиграть со мной.

Я буду называть слова, если в слове есть звук Б, встаньте, если П – присядьте: поезд, бабочка, капуста, поле, булка, вагон, сахар, книга…

Конечно, возникает вопрос, а что делать, если заданного звука нет в слове? Таким образом мы не только развиваем внимание, но и побуждаем детей к речевой активности. Данную игру можно использовать на занятии вместо физминутки.

Здоровьесберегающие технологии

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить возможность сохранения здоровья за период обучения и воспитания, сформировать необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. К здоровьесберегающим технологиям можно отнести:

  • артикуляционную гимнастику;
  • пальчиковую гимнастику;
  • су –Джок –терапию;
  • дыхательную гимнастику;
  • гимнастику для глаз;

В работе можно использовать игру «Кричалки – шепталки - молчалки». По сигналу дети выполняют определенные задания: если я показываю карточку зеленого цвета – детям разрешается подвигаться, побегать, громко разговаривать и т. д., если карточку желтого цвета – то бегать уже нельзя, можно ходить спокойно, говорить можно только шепотом, если карточка красного цвета, то дети должны присесть и молча слушать необходимую информацию. Такую игру можно провести и в качестве физминутки.

Альтернативные технологии

В широком смысле под альтернативными технологиями принято рассматривать те, которые противостоят традиционной системе обучения какой-либо своей стороной, будь то цели, содержание, формы, методы, отношения, позиции участников педагогического процесса. С этой точки зрения всякая инновация может претендовать на статус альтернативной технологии.

Технологию ТРИЗ — теорию решения изобретательных задач – я начала использовать совсем недавно.

Цель ТРИЗ — не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Девиз тризовцев – «Можно говорить все!»

Данная работа проводится поэтапно:

На 1 ЭТАПЕ. Научить находить и разрешать противоречия в объектах и явлениях, которые его окружают, развить системное мышление, т. е. умение видеть окружающее во взаимосвязи всех компонентов.

На 2 ЭТАПЕ. Научить детей изобретать предметы с новыми свойствами и качествами: например, новую игрушку.

На 3 ЭТАПЕ. Решаем сказочные задачи и придумываем новые сказки.

На 4 ЭТАПЕ. Обучаем детей находить выход из любой сложной ситуации.

Еще одна игра по технологии ТРИЗ – «Сказки от живых капель и клякс».

Сначала надо научить детей делать кляксы (черные, разноцветные). Затем даже трехлетний ребенок, глядя на них, может увидеть образы, предметы или их отдельные детали и ответить на вопросы: «на что похожа твоя или моя клякса?» «Кого или что напоминает?», далее можно прейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. Образы “живых” капель, клякс помогают сочинить сказку. Эта игра развивает не только речь, мышление, но и само выдувание клякс является своеобразной дыхательной гимнастикой.

Технологии развивающего обучения.

В основе технологии развивающего обучения лежит теория, которая берет свое начало в работах И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского и др., продолжателем которой стал Л. С. Выготский, он писал: «Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития», т. е. на существенный признак развивающего обучения.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей. Их можно использовать для разных видов работы по развитию речи:

  • обогащения словарного запаса,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании стихов.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них не только развивающим, но и интересным, занимательным. Во всех применяемых ранее видах мнемотехники использовались чёрно – белые или цветные картинки – карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой.

Василий Александрович Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев”, а учёный Владимир Михайлович Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию”. Поэтому можно соединить эти два вида работы.

Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок колечек представлен в рисунке 1 (Рисунок 1).

Рассмотрим последовательность заучивания стихотворения с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап. Выбор стихотворения для заучивания.

При подборе текста нужно выделить главные ключевые слова – опоры, на которые подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, слова – действия или слова – признаки. В нашем стихотворении – это существительные.

2 этап. Выразительное чтение стихотворения.

Например,

Ты скажи-ка, умница, Что же это? –

Улица! Интересная картина:

Вот автобус, вот машина, Едет самосвал большой.

Вот идёт трамвай с дугой, По реке плывёт “Ракета” -

Это транспорт, транспорт это!

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за дуга?).

Трамвай – городской пассажирский общественный электрический транспорт с подачей электроэнергии через воздушную контактную сеть с помощью токоприёмников.

“Ракета” (Как может ракета плыть? “Ракета” - это название большого и быстрого катера, который плывёт очень быстро, как ракета. “Ракета” — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях.)

Работа над многозначным словом крылья проводится по мнемотаблице.

3 этап. Деление стихотворения на части.

В данном случае каждая часть связана с новым видом транспорта.

В данном стихотворении будем вести диалог: я буду спрашивать, а дети отвечать.

4 этап. Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

Ты скажи-ка, умница, Что же это? –

Улица! Интересная картина:

Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус” вот машина – на безымянный колечко “Машина”

Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.

Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”. По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”

Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

5 этап. Повтор и рассказывание стихотворения ребенком с помощью “колечек”.

6 этап. Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

Еще одна техника «Друдлы». Эта техника позволяет развивать мышление, воображение, фантазию, итог работы – коллективный просмотр и обсуждение рисунков – развивает речь детей.

Друдлы – картинки с изображением разных форм, иногда кажущиеся довольно абстрактными. Каждая картинка является маленькой игрой, в которой вам надо придумать что изображено на картинке. Вы можете предложить несколько разных интерпретаций к изображениям. Если у вас получится увидеть в картинке-друдле то, чего не видят другие – поздравляем – вы обладатель оригинального творческого мышления! Сейчас я раздам вам друдлы, ваша задача – дорисовать их. (педагоги работают)

Инновационная технология «Скрайбинг»– процесс визуализации сложного содержания простым и доступным способом, во время которого зарисовка образов происходит прямо во время передачи информации. Скрайбинг можно выполнять не только в виде рисунка, но и в виде аппликации, лепки, пластилинографии и т. д.

Таким образом, использование скрайбинга в формировании связной речи детей существенно увеличивает эффективность процесса запоминания, повышает его объём, обогащает словарный запас, развивает связную речь, способствует передаче детьми текста в соответствии с его содержанием и развивает творческое воображение дошкольников.

Представьте, вашему ребёнку задали дома выучить стихотворение. И да, оно написано буквами. Но ребёнку сложно его запомнить. Попробуйте применить скрайбинг.

Возьмём, к примеру, следующий текст:

Мороз и солнце, день чудесный.

О чём грустишь, мой друг прелестный?

Попросите ребёнка нарисовать рисунки, которые у него ассоциируются со словами стихотворения, и одновременно проговаривать вслух текст. Как вариант:

  • Мороз (снежинка) и солнце (солнышко), день чудесный (календарик со смайлом).
  • О чём (вопросительный знак) грустишь (грустный смайл), мой друг (рукопожатие) прелестный (смайл восхищения или обнимашки)?

Ваш ребёнок сам придумает, какими именно образами передать смысл. В итоге он не только быстро выучит стихотворение, но и заинтересуется самим процессом.

Таким же способом можно объяснять детям сложные процессы — не загружать их большим объёмом текста, а набрасывать им упрощённые рисунки.

«Благодарный медведь».

Гуляет девочка по лесу, а навстречу медведь, на двух ногах идёт, как человек. Испугалась девочка, хотела убежать, да с места тронуться от страха не может. А медведь подошёл и лапу протягивает. Смотрит девочка, а в лапе заноза. Вытащила она занозу, медведь поклонился и в лес ушёл.

Никто в деревне ей не поверил, и пошла она снова в лес. Подняла глаза, а перед ней медведь. В лапах большой улей с мёдом держит. Положил он перед девочкой улей, опять поклонился и в лес ушёл.

Всей деревней этот мёд ели.

Спасибо за внимание!

Приложение 1.