Для педагогов
Информация для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. Тема «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Дошкольный возраст - наиболее благоприятный период всестороннего развития ребенка. В этом возрасте у детей активно развиваются все психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь, а так же происходит формирование основных качеств личности.
Внимание к развитию речи ребенка в дошкольном возрасте особенно важно, потому что в это время интенсивно растет мозг ребенка, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы именно в период их естественного формирования легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в 2-х основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования. Они отличаются по своей коммуникативной направленности, лингвистической и психологической природе. Развитие обоих форм речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является театр и театрализованные игры, т.к. игра - ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а театр - один из самых доступных видов искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованная деятельность направлена на развитие у ее участников не только ощущений (сенсорики), чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, а также многих умений и навыков (коммуникативных, организаторских, двигательных и так далее), она также оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширение словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко и понятно для окружающих.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Колобок» новые слова (сусеки, амбары, печка) вводят в речь детей, тем самым активизация их словарь.
Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объему литературные произведения, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Интенсивному развитию диалогической речи способствует самостоятельная театрально – игровая деятельность, которая включает в себя действие детей с кукольными персонажами или собственные действия по ролям. Исполняемая роль, особенно вступление в диалог с другим персонажем ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъясняться. У детей улучшается диалогическая речь, ее грамматический и интонационный строй, развивается умение заканчивать фразу, и отвечать полным ответом на поставленные вопросы.
Инновационные технологии в развитии связной речи через театрализованную деятельность является «сказкотерапия», «куклотерапия». Особенность используемого цикла сказкотерапии состоит в том, что развитие личности дошкольника происходит в гармонии и согласованности с успешным овладением грамотной связной речью.
Сказкотерапия – интегрированная деятельность, в которой действия воображаемой ситуации связаны с реальным общением, направленным на активность, самостоятельность, творчество регулирование ребенком собственных эмоциональных состояний. Работа по развитию языковой личности дошкольника, включает два направления:
- игровую
-сказкотерапию;
- специальные занятия по обучению пересказыванию и сочинению сказок.
Существует целое направление, получившее название куклотерапии. Это метод лечения с помощью кукол, основанный на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. В качестве основного приема воздействия используется кукла как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого (психолога, воспитателя, родителя, логопеда). Встреча с перчаточной куклой приводит ребенка за ширму, которая позволяет ребенку спрятаться и раскрыться. В кукольном театре очень важно развитие связной речи. Артист должен помнить текст, вовремя произнести его, одновременно с движением куклы и при этом передать эмоции.
Существует несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста.
-настольный кукольный театр: плоскостной (фигурки из картона, плотной бумаги, фанеры), сшитые (из кусочков ткани, меха, кожи, поролона), вязаные (крючком или на спицах из различных видов пряжи, чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли), лепные (из глины по типу дымковской игрушки), деревянные резные (по типу богородской игрушки), пенопласта, коробок, природного материала, конусный, папье-маше, а также в основе настольной куклы может быть цилиндр, куб, пирамида.
стендовый театр (фланелеграф, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, театр теней);
театр марионеток (из папье-маше, поролона, пенопласта, из ткани, меха по принципу мягкой игрушки), движения воспроизводятся с помощью ваги – крестовины, к которой с помощью нитей крепится кукла
театр кукол с «живой рукой». Эти куклы обладают яркими, выразительными возможностями, могут выполнять действия, несвойственные куклам других систем. Они состоят из головки, свободно свисающего плаща, в манжеты которого ребенок вставляет свои руки.
Куклы на тростях (основа такой куклы–гапит – деревянный стержень, на котором крепится кукла. Гапит является «позвоночником» куклы. На нем устанавливается плечевой каркас. Руки куклы приводятся в движение с помощью тростей, прикрепленных к кистям куклы.
куклы системы «люди–куклы». Ребенок надевает на себя костюм: огромную голову – маску, большие ладони, здоровенные ботинки и превращается в живую куклу. Голова, ладони, ботинки, изготавливаются из поролона и обтягиваются тканью. Люди-куклы обладают яркими сценическими возможностями. Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.
Для организации театрализованной деятельности педагоги дошкольных учреждений чаще используют игрушки и куклы, выпускаемые промышленностью (настольные театры, бибабо). Но наибольшую воспитательную ценность имеют игрушки, изготовленные самими детьми, что развивает изобразительные навыки, ручные умения, творческие способности.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, желания и взгляды, чувства, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь посторонних слушателей. При обучении детей средствам речевой выразительности необходимо использовать знакомые и любимые сказки, которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребенку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Именно разыгрывание сказок позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, мимика, напев, движения). Поэтому работу в этом направлении проводят начиная с младших групп.
Знакомство детей с театром начинается с младшего дошкольного возраста.
Именно в этом возрасте формируется интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.
Она заключается в следующем: воспитатели побуждают детей к общению (игра «Кто мы такие?», «Назови мне свое имя», сказка-потешка «Кисонька-Мурысонька», А.Барто «Лошадка», «Прогулка по лесу»). Учат детей находить выразительные средства в интонации логики речи (показ сказки «Теремок», где обращалось внимание детей на имитацию голосов животных). Учат детей эмоционально проговаривать фразы, четко произносить звуки («Прогулка в лесу», где давали понятия о том как шумит ветер, падают листья, шуршат под ногами). Дети учатся произносить звукоподражательные слова с различной интонацией, развивают речевое дыхание (после отгадывания загадок о животных дети имитируют голос отгаданного животного, игра «Ворон и воронята» (ветер дует зимой, делают глубокий вдох носом и надув щеки, с силой выдыхают).Учат детей логически выразительно проговаривать слова в чистоговорках, меняя силу голоса (са-са – вот летит оса с разной силой голоса, тихо- громче- громко, меняя интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно, Ша-ша ша-наша каша хороша и т.д.).
Самыми доступными видами театрадля младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.
Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений, повышает работоспособность, тонус коры головного мозга. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки (разные, но обязательно по оригинальному тексту). Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи. Подражание движениями рук, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. Об этом свидетельствует не только опыт и знания многих поколений, но и исследования физиологов, которые доказали, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. Поэтому развитие рук помогает ребенку хорошо говорить, подготавливает руку к письму, развивает мышление.
К 4-5 годам происходит постепенный переход ребенка от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Дети осваивают разные виды настольного театра: вязаный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур и мягкой игрушки.
В средних группах работа над выразительностью заключается в следующем: Продолжается работа по интонационной выразительности речи (игровое упражнение «Сеня в лесу встретил лису», «Веселый оркестр» и др.). Закрепляются умения сочетать движения с речью ( пальчиковые игры, игровое упражнение «Представьте себе», ролевой театр «Под грибом», «Дом и ворота», «Сидит ворон на дубу»).
Закрепляются умения произносить тексты с различной силой голоса и интонацией (игровое упражнение «Художница осень», мини-сценка «Еж чистюля», «Аист длинноногий», «Лиса и журавль», исценировка стихотворения А.Тараскиной «Воробей»). Развиваем мелкую моторику в сочетании с речью (мини-сценка «Хозяйка и кот», «Собака и кошка»). В старших и подготовительных группах уделяется большое внимание развитию связной речи, ее интонационной выразительности (инсценировка «Вежливые слова», мини-сценка «Брусничка», театрализованные игры «Листопад», «Кто колечко найдет». Продолжается развитие монологической и диалогической речи: постановка спектакля «Мыльная сказка», инсценировка «На базаре», «В гостях у Мойдодыра», спектакль по сказке К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха», «Двенадцать месяцев», кукольный театр «Петушок – голосистое горлышко».
Театр картинок – этот вид театра способствует внесению разнообразия игры в группах детского сада. Такие игры развивают творческие способности и содействуют их эстетическому воспитанию. Маленькие дети очень любят смотреть картинки в книгах, но если картинки показать двигающими, действующими, они получат еще большее удовольствие.
В старшем дошкольном возрасте дети освобождаются от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Значительно расширяется содержание театральной деятельности за счет самостоятельного выбора детей, дети привлекаются к режиссерской работе, развиваются навыки без конфликтного общения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка «совершенствуется звуковая сторона речи, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью изъяснятся ясно, четко. У него улучшается диалогическая, монологическая речь и ее грамматический строй.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы. У детей вызывает большой интерес изготовление кукол, масок, декораций, афиш и других атрибутов.
При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребенок становиться и актёром, и режиссером, и сценаристом своего спектакля. Он придумывает сюжет, проговаривает его, озвучивает героев, проговаривает их переживания. Ребенок впитывает богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и старается говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. Во время игры в кукольный театр еще более интенсивно развивается речь, обогащается опыт общения в различных ситуациях, количественно и качественно обогащается словарный запас.
Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребенок чувствует себя наиболее уязвимым. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре - слова ребенка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребенок открывает свои затаенные чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.
С расширением кругозора детей, сценические представления усложняются: увеличивается число действующих лиц, более сложными становятся сюжеты спектаклей. По мере увеличения знаний о театре, продолжается знакомство детей с его разными видами.
Вот некоторые примеры.
Театр на палочке - вырабатывается ловкость рук, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности, соотносить движения с речью.
Вязаный театр – развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию. Формирует творческие способности, артистизм. Обогащает пассивный и активный словарь.
Конусный театр – помогает учить координировать движения рук и глаз, сопровождать движения пальцев речью. Выражать свои эмоции посредством мимики и речи.
Театр – топатушки – помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие. Знакомит с народным творчеством. Обучает навыкам общения, игры, счета.
Театр на перчатке. Кукла – перчатка способна оказывать потрясающее терапевтическое воздействие. На занятии ребенок избавляется от мучивших его переживаний или страха путем решения конфликтной ситуации в игре с куклой – перчаткой. Куклотерапия дает очень хорошие результаты при работе с детьми с нарушениями речи, неврозами. Перчаточная кукла может передавать весь спектр эмоций, которые испытывают дети. Малыши увидят в кукле отражение своих переживаний, будут успокаивать, если она плачет, кормить кашей и так далее.
Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрализованная деятельность даёт возможность использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство развитию речи, ведь ребенок чувствует себя во время театрализованных игр раскованно и свободно.
Предварительный просмотр:
Картотека нетрадиционных
техник рисования по возрастам.
«Рисование ладошкой».
Возраст: от 2 лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает еѐ с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Рисование ватной палочкой».
Возраст: от 2 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка с гуашевой краской.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает ватную палочку в гуашь. Ставит еѐ перпендикулярно к белому листу и начинает изображать.
«Рисование пальчиками».
Возраст: от 2 лет.
Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.
Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
«Оттиск печатками из картофеля».
Возраст: от 3 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля.
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняется и мисочка, и печатка.
«Оттиск печатками из овощей и фруктов».
Возраст: от 3 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из овоща или фрукта. Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.
«Тычок жёсткой полусухой кистью».
Возраст: любой.
Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.
Материалы: жѐсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.
Способ получения изображения: ребѐнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
«Оттиск поролоном».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки поролона.
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает поролон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.
«Оттиск пенопластом».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка или пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, кусочки пенопласта.
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает пенопласт к штемпельной подушке с краской, и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и мисочка и пенопласт.
«Восковые карандаши + акварель».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: восковые карандаши, плотная белая бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребѐнок рисует восковыми карандашами на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок восковыми карандашами остаѐтся не закрашенным.
«Волшебные веревочки».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: волшебное изображение, силуэт.
Материалы: верѐвочки различной длины и цвета.
Способ получения изображения: Для начала ребѐнок учится выкладывать простейшие по форме предметы – цветы, овощи, фрукты и прочее. Постепенно фигуры усложняются, используются несколько верѐвочек. Любое изображение необходимо начинать выкладывать с головы, следить за формой туловища человека или животного.
«Оттиск печатками из ластика».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из ластика (их педагог может изготовить сам, прорезая рисунок на ластике с помощью ножа или бритвенного лезвия).
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской и наносит оттиск бумагу. Для получения другого цвета нужно взять другие мисочку и печатку.
«Оттиск мятой бумагой».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.
Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.
Способ получения изображения: ребѐнок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.
«Свеча + акварель».
Возраст: от 4 лет.
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.
Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.
Способ получения изображения: ребѐнок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.
«Рисование расческой, зубной щеткой».
Возраст: любой. Средства выразительности: объѐмность, цвет.
Материалы: плотная бумага, акварель, зубная щѐтка и т.д., вода в блюдечке.
Способ получения изображения: Благодаря жестковатым, густым, ровно расположенным щетинкам она позволяет быстро и легко тонировать бумагу или наносить элементы рисунка с разной плотностью густоты краски. Щетку нельзя сильно мочить, то есть полусухую зубную щѐтку окунаем в гуашь, консистенции кашицы и можно приступать к работе.
«Пластилинография».
Возраст: любой.
Средства выразительности: объѐм, цвет, фактура.
Материалы: картон с контурным рисунком, стекло; набор пластилина; салфетка для рук; стеки; бросовый и природный материалы.
Способ получения изображения:
-Нанесение пластилина на картон. Можно сделать поверхность немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий. Работать можно не только пальцами рук, но и стеками.
- На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком, а рисунок процарапывается стеком или палочкой.
- Рисовать пластилином «горошками», «капельками» и «жгутиками». Из пластилина катаются горошинки или капельки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок. Техника «жгутиками» несколько сложнее в том, что надо скатать жгутики одинаковой толщины и выкладывать их на рисунок. Можно жгутики соединить вдвое и скрутить, тогда получится красивая косичка, основа контура рисунка.
-На картон наносится рисунок, скатываются жгутики, размазываются пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Можно применять смешенный пластилин для большей цветовой гаммы. Работу можно сделать рельефной, накладывая на листики жилки из пластилина или мазками.
-Работа на стекле. В качестве эскиза можно выбрать любую понравившуюся картинку и перевести еѐ на стекло, положив стекло на картинку. Это очень простой способ. Ребѐнок 4-5 лет вполне способен справиться с этой задачей. Далее необходимо подождать, когда высохнет эскиз на стекле. Маркер сохнет быстрее (2-3 мин), тушь дольше (10мин). Основа, с нанесѐнным эскизом, готова! Прежде чем приступить к лепке, необходимо продумать сочетание цвета и подобрать нужные оттенки путем смешивания. Начинаем наносить выбранный цвет на нужные детали рисунка с той стороны, на которой рисовали эскиз. Равномерно распределяем пальцем пластилин, не выходя за линии эскиза. Толщина слоя не более 2-3 мм. При этом контролируем нанесение пластилина на рисунок с лицевой стороны и подправляем.
«Отпечатки листьев».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: фактура, цвет.
Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.
Способ получения изображения: ребѐнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берѐтся новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.
«Монотипия предметная».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: пятно, цвет, симметрия.
Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.
Способ получения изображения: ребѐнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.
«Кляксография обычная».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: пятно.
Материалы: бумага, тушь либо жидко разведѐнная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребѐнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
«Кляксография с трубочкой».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко разведѐнная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.
Способ получения изображения: ребѐнок зачерпывает гуашь пластиковой ложечкой и выливает еѐ на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы еѐ конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются
«Набрызг».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жѐсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребѐнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу
«Черно-белый граттаж» (грунтованный лист)
Возраст: от 5 лет
Средства выразительности: линия, штрих, контраст.
Материалы: плотная бумага белого цвета, свеча, широкая кисть, чѐрная тушь, жидкое мыло (примерно одна капля на столовую ложку туши) или зубной порошок, мисочки для туши, палочка с заточенными концами. Способ получения изображения: ребѐнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом, либо зубной порошок, в этом случае он заливается тушью без добавок. После высыхания палочкой процарапывается рисунок.
«Рисование мыльными пузырями».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: цветные круги.
Материалы: шампунь. Гуашь, лист бумаги, трубочка для коктейля, тонкая кисточка (фломастеры).
Способ получения изображения: Педагог в баночку с гуашью вливает шампунь, добавляет немного воды, всѐ хорошо размешивает – раствор готов. Вставляет трубочку в стаканчик. Ребѐнок начинает дуть в трубочку до тех пор, пока не образуется пышная пена. Затем стаканчик с пеной накрывается листом бумаги – получается изображение. Можно приложить к стаканчикам лист, с другими цветами гуаши. Когда изображение подсохнет, педагог предлагает дорисовать недостающие детали.
«Рисование по мокрому листу».
Возраст: от 5 лет.
Средства выразительности: точка, фактура.
Материалы: бумага, гуашь, жѐсткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика (5x5 см).
Способ получения изображения: ребѐнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.
«Монотипия пейзажная».
Возраст: от 6 лет.
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка.
Способ получения изображения: ребѐнок складывает лист бумаги вдвое. На одной его половине рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краска не успела высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На плитку наносится рисунок краской, затем она накрывается листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
«Рисование песком» (крупой, солью, скорлупой).
Возраст: от 6 лет.
Средства выразительности: объѐм.
Материалы: чистый песок или манная крупа, клей ПВА, картон, кисти для клея, простой карандаш.
Способ получения изображения: ребѐнок готовит картон нужного цвета, простым карандашом наносит необходимый рисунок, потом каждый предмет по очереди намазывает клеем и посыпает аккуратно песком, лишний песок ссыпает на поднос. Если нужно придать больший объѐм, то этот предмет намазывает клеем несколько раз по поверхности песка.
Предварительный просмотр:
Основные методы и приемы в обучении дошкольников рисованию
1 младшая группа
Закладывается основа рисования.
Основные задачи воспитателя:
- Привить детям интерес к рисованию.
- Научить быть внимательными на занятиях.
- Ознакомить с материалами и принадлежностями для рисования.
- Научить правильно держать карандаш, не брать его в рот, рисовать только на бумаге.
- Научить правильно держать кисточку, водить кистью по бумаге без нажима.
- Научить набирать краску только на ворс кисти, лишнюю краску отжимать о краешек посуды, промывать кисточку в воде.
- Научить распознавать и запоминать цвета (красный, синий, желтый, зеленый).
- Узнавать и называть изображения предмета по окраске.
- Узнавать и называть нарисованные предметы.
- Рассказывать о том, что нарисовал сам.
- Научить рисовать предметы по показу воспитателя и самостоятельно.
Основные приемы обучения рисованию:
- Поэтапное объяснение и демонстрация изображаемого
- Объяснение в целом
- Демонстрация изображения – частичная или полная
- Словесные указания
- Дорисовывание предмета (воспитатель начинает, а дети дорисовывают, например, к воздушным шарикам дорисовывают ниточки)
- Работа вместе (чтобы ребенок бесцельно не манипулировал карандашом, нужно взять руку ребенка в свою и работать вместе)
Рисуют мягкими кисточками № 5-6 и красками - гуашь.
Осваивают навыки рисования.
- Прямые линии – горизонтальные, вертикальные, наклонные.
Темы: «Травка для зайчат», «Дождик-дождик, кап-кап-кап», «Дорожки», «Ниточки для шариков», «Платочек», «Лесенка», «Железная дорога»
- Волнистые и изогнутые линии
Темы: «Ручеек», «Ленточки короткие и длинные», «Клубочки для котят»
- Прием примакивания (прижимать ворс кисти к бумаге и сразу отрывать его)
Темы: «Листопад», «Снег идет», «Следы собачки на дорожке», «Наши ножки идут по дорожке»
- Округлые линии (учим замыкать линию круга) (приложение 3)
Темы: «Колечки», «Солнышко», «Шарики на ниточках», «Мячи большой и маленький», «Ягодки на веточке», «Мыльные пузыри»
2 младшая группа РИСОВАНИЕ
Имеет много общего с 1 младшей группой
Основные задачи воспитателя:
- Воспитывать внимание и наблюдательность на занятиях по ИЗО
- Учить правильно сидеть за столом, правильно держать корпус и руки
- Учить пользоваться карандашом и кисточкой.
- Аккуратно набирать краску, отжимая о краешек посуды лишнюю краску.
- Вести кисточку только за ворсом, промывать ее и осушать салфеткой.
- Ознакомить со свойствами красок, использовать в работе 2-3 цвета красок (используя разные кисти)
- Учить различать и называть основные цвета и знать их оттенки (розовый, голубой, серый)
- Учить самостоятельно воплощать собственные замыслы в рисунке.
- Различать и называть форму предметов (круглый, треугольный, квадратный), их размеры (большой, маленький, высокий, низкий, широкий, узкий)
- Учить композиционно правильно размещать рисунок на листе бумаги (в центре)
- Ознакомить с конструктивным построением несложных предметов
(продемонстрировать, что некоторые предметы состоят из нескольких частей одинаковой формы, но разного размера, например, неваляшка или снеговик)
Основные приемы обучения рисованию
- Последовательный показ способов изображения
- Частичный показ способов изображения
- Словесные приемы обучения – объяснения, указания, поощрения
- Обследование формы предмета
Навыки рисования
- Прямые, вертикальные, горизонтальные, наклонные линии и предметы из них состоящие.
Темы: «Окошко», «Ленточки короткие и длинные», «Дерево», «Елочка», «Домик с окошком»
- Даем округлую форму и предметы на ее основе.
Темы: «Мяч красный большой, мяч синий маленький», «Баранки и сушки», «Бусы для мамы», «Снеговик». На основе снеговика рисуем предметы, состоящие из круглых форм: «Неваляшка», «Зайчик», «Медвежонок»
- Учим закрашивать кистью плашмя все время в одну сторону.
- Даем прямоугольную форму: воспитатель рисует линию-основу, чтобы помочь ребенку изобразить угол (прием отдельного рисования)
Учим рисовать прямоугольную форму неотрывно: рисуем линию, остановились, теперь уголок, и линия пошла вниз, остановились, уголок, линия влево, остановились, уголок, линия вверх.
Темы: «Сушатся платочки», «Кубики рассыпались».
5. Рисуем деревья: ствол без утолщения, веточки тянутся к солнышку вверх.
Рисуем елочку: ствол без утолщения, веточки вниз без прогиба.
6. Рисуем дом: даем линию земли внизу листа. Ребенок рисует стены по принципу прямоугольника, соединяя стены, рисует потолок, от середины потолка делаем линию наверх и от нее отходят наклонные линии к углам дома – получается треугольная крыша. Посредине дома рисуем квадрат – окно. Закрашиваем крышу и окно.
7. Рисуем транспорт: тележка прямоугольная с двумя колесами и ручкой.
Темы для рисования по замыслу: «Дерево и снеговик», «Снежная баба у елочки», «Елочка зимой», «Неваляшки вышли погулять», «Тележка везет кубики», «Одуванчики на лугу».
Средняя группа РИСОВАНИЕ
Основные задачи воспитателя
- Знакомить детей с видами изобразительного искусства (иллюстрациями в книгах, репродукциями картин художников, народными игрушками – свистульками, матрешками).
- Развивать у детей наблюдательность, внимание, память, чувство цвета, формы.
- Учить детей передавать в рисунке простые по форме предметы, выделяя их основные части.
- Учить детей вести линии рисунка плавно, изменять направление линий, соответственно поворачивая руку.
- Научить различать, называть и применять разные цвета и оттенки, учить рисовать 3-4-мя красками в одном рисунке.
- Учить рисовать по памяти.
- Учить размещать изображение на листе бумаги.
- Совершенствовать умение рисовать предметы с использованием прямых, наклонных, дугообразных и волнистых линий.
- Совершенствовать умение рисовать предметы округлой, прямоугольной, треугольной и овальной формы.
- Учить передавать пропорциональное соотношение двух предметов по величине (большой – маленький, высокий – низкий)
- Учить детей аккуратно закрашивать рисунок (карандаш не отрывается от листа бумаги, кисть следует за ворсом все время в одном направлении)
Основные приемы обучения рисованию:
- Словесный прием – вопросы, объяснения, указания.
- Ознакомление с предметом, его формой, обведение по контуру пальцем.
- Частичный или полный показ
Навыки рисования:
1. Даем новую форму – овал (называем - похож на огурчик)
Темы для рисования: «Огурец», «Лимон», «Кабачок»
2. Даем понятие в различении круглой и овальной формы
Темы для рисования: «Помидор и огурец», «Апельсин и лимон», «Огурец и кабачок»
- Даем штриховку при закрашивании предметов
- Рисуем цветы, используя прием примакивания. Для рисования лучше брать
четырехлепестковые цветы, простые по форме и строению. Обращаем внимание на
стебель – прямой или изогнутый. В дальнейшем количество лепестков можно
увеличить.
- Рисуем деревья: ствол утолщенный книзу, веточки большие, от них идут маленькие.
Темы: «Сад осенью», «Деревья в парке» - Рисуем елочку: веточки с прогибом, ствол, утолщенный книзу
Темы: «Елочка и дерево», «В лесу родилась елочка»
- Рисуем дом: крыша плоская, в центре дверь, окна в верхней части двери,
расположены на одном уровне. Закрашиваем только крышу, окна,
дверь.
- Рисуем человека: голова + каркас без детализации ног и туловища; рисуем красками, закрашиваем кистью плашмя. Когда высохнет, карандашами или фломастерами прорисовываем глаза, рот и нос.
Темы: «Кукла в длинном платье», «Девочка в сарафане», «Подружки в хороводе»
- Рисуем птиц и животных, используя знакомые формы - круг, овал, треугольник
Темы: «Зайчик беленький сидит», «Зайчик встретил колобка», «Уточка плывет»,
«Цыплята на лугу», «Птички клюют зернышки», «Красивые рыбки».
- Рисуем транспорт, на примере грузовика, используя знакомые формы – квадрат, прямоугольник, круг
Темы: «Грузовик едет по дороге», «Машина везет на стройку кирпичи (или песок)»
Темы для сюжетного рисования: «Цветы на лугу», «Осень в парке», «Сад зимой», «Сад весной», «Яблони в цвету», «Рыбки в аквариуме», «Машина везет на стройку кирпичи», «Подружки в хороводе», «Колобок встретил зайчика» и др.
Старшая и подготовительная к школе группа. РИСОВАНИЕ
Основные задачи воспитателя:
- Развивать эстетическое отношение к окружающему
- Развивать наблюдательность, воображение, внимание, самостоятельность в выполнении работы.
- Учить выделять существенные признаки и форму предметов, их сходства и отличия.
- Учить выразительному решению композиции рисунка.
- Знакомим с декоративно-прикладным искусством, с народными промыслами.
- Учим различать, называть и подбирать цвета и оттенки, создавая оттенки путем постепенного прибавления цветной гуаши к белой (а не наоборот!).
- Учим пропорциональному соотношению двух-трех предметов на рисунке.
- Учим рисовать по замыслу, по памяти и с натуры.
- Учим правильно пользоваться акварельными красками, разводить их водой, аккуратно набирать краску на ворс кисти, держа его наклонно, поворачивая на плоскости.
- Учим изображать человека, птиц и животных статично и в движении.
- Совершенствуются навыки рисования и закрашивания карандашом.
Основные приемы обучения рисованию:
- Полный показ (если новая тема, например «человек в движении» или «портрет» или «животное» и т.д.)
- Частичный показ
- Обследование предмета руками
- Подробное рассматривание и анализ предмета (например, при рисование с натуры)
- Объяснение, указание, вопросы
- Наблюдение (особенно важно при рисовании природы)
Навыки рисования:
1. Вводим использование наброска простым карандашом для более точной передачи предметов. Делается набросок, а потом раскрашивается.
2. Учим выводить линию горизонта, когда:
- узкая полоска неба, широкая земли. Тема: « Сад осенью»
- узкая полоска земли, широкая неба. Тема: «Птицы улетают в теплые края»
- весь лист – земля. Тема: «Цветущий луг»
- весь лист – небо. Тема: «Летят самолеты»
3. Вводим рисование с натуры – один из самых сложных видов рисования, где отсутствует показ работы воспитателем.
Рисуем фрукты, овощи, цветы, ветки, листья. Композицию составляет воспитатель. Желательно натуру располагать на уровне глаз перед каждым рядом столов, где сидят дети.
Сзади натуры ставится фон такого же цвета, как и лист у детей (белый, голубой, зеленоватый, розовый). Объясняют расположение предметов на листе бумаги без показа. В конце занятия рисунок сравниваем с натурой – «похож - не похож».
Учим рисовать цветы в вазе. Делим вертикальный лист на 3 равные части (ваза, стебель, цветы), нижняя одна часть – ваза, 2 верхних части - цветы или ветки. Вазы рисуются простой формы.
Учим рисовать предметы на столе. Даем понятие «натюрморт»
Старшая группа | Подготовительная группа |
1 квартал Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко и слива») на линии стола | 1 квартал Предметы круглой и овальной формы («Помидор и огурец», «Яблоко, слива и груша») на блюде или в тарелке |
2 квартал Комнатное растение с листьями простой формы в горшке («Традесканция», «Сансевьера») | 2 квартал Комнатное растение с листьями сложной формы в горшке («Кротон», «Фикус», «Фиалка») Комбинированный натюрморт («Ветка с листьями и яблоко») на линии стола Вводим прием загораживания на примере рисования арбуза и арбузной дольки. |
3 квартал Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев одним цветом (алыча, груша, персик). Рисуем букеты из однородных цветов простой формы (только нарциссы или только тюльпаны) Не забываем про фон! | 3 квартал Рисуем цветушие ветки плодовых деревьев с наложением цвета на цвет (яблоня, абрикос, айва). Рисуем смешанные букеты из однородных цветов простой формы (нарциссы и тюльпаны вместе) Не забываем про фон! |
4. Учим рисовать человека. Обязательно даем простой карандаш для наброска. Объясняем для чего это нужно.
Старшая группа | Подготовительная группа |
Рисуем человека во весь рост Делим вертикальный лист на 5 частей. За основу берется 1 часть (голова). Далее - 1 часть - шея и туловище до пояса (рисуем т.н. «маечку»). Далее - 1 часть от пояса до середины бедра (рисуем трапециевидную «юбочку»). Далее – 2 части - ноги. Сбоку от плеча и до конца «юбочки» - руки (2 прямые параллельные линии). Рука заканчивается в виде «кружочка». Ноги в виде «треугольничка». Если мальчик - то от пояса идут вниз «брючки». | Рисуем человека во весь рост Все то же. Рука заканчивается в виде «варежки» |
Рисуем портрет человека Рисуем овал во весь вертикальный лист. Это - лицо Делим на 2 части и рисуем челку (волосы) в верхней части. Под челкой глаза и брови в виде точек и дугообразных линий. Далее – делим нижнюю часть овала опять на 2 части. Это уровень носа (ставим 2 точки). Далее - делим нижнюю часть опять на 2 части. Это - уровень губ, рисуем их в виде дугообразной линии и полукругов. | Рисуем портрет человека Все то же. Прорисовываются ресницы и дорисовываются уши в виде полукругов. |
Рисуем человека в профиль Принцип тот же, что и во весь рост Показываем на примере ребенка. | |
Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков» Принцип тот же, только показываем изменения положения рук и ног. Объясняем, что руки и ноги сгибаются в суставах. Темы: «Спортсмены», «Мы делаем зарядку» | Рисуем человека в движении на примере «палочных человечков» Учим рисовать человека в одежде и за работой, правильно передавая пропорции и движения. |
5. Учим рисовать птиц и животных на основе овала и круга. В качестве образца используются пластмассовые и деревянные игрушки. Делается набросок простым карандашом.
6. Учим рисовать транспорт на основе прямоугольных и квадратных форм. Делается набросок простым карандашом.
7. Учим рисовать здания : в старшей группе - двухэтажные, в подготовительной – многоэтажные. Основное внимание уделяем правильному и симметричному расположению окон (одно над другим!), и чтобы верхняя и нижняя часть окон была на одном уровне (делаем вспомогательные тонкие линии простым карандашом). Можно рисовать многоэтажные дома по типу «клетки» широкой кистью. Крыша плоская, как в средней группе. В подготовительной группе рисуем сказочные дома, магазины, театры, школы.
Рисуем ночной город. Если фон рисунка черный – дома и силуэты серые. Если фон синий – дома и силуэты – черные. В окнах свет - желтой краской.
8. Рисуем деревья. Даем понятие – крона дерева. Обращаем внимание, что каждое дерево имеет свою крону, свой цвет листвы и форму ствола, наблюдаем на улице деревья. Применяем способы закрашивания – «тычком», хаотичными линиями, чтобы был виден просвет. На елях добавляем хвою, используя разные приемы рисования.
9. Сюжетное рисование усложняется по мере приобретения навыков. Учим располагать композицию пропорционально: машины меньше домов, люди меньше деревьев и домов, дальние предметы мельче, ближние – крупнее. Учим располагать предметы в пространстве листа в соответствие с тем, как они расположены в жизни: ближе –дальше или частично загораживая друг друга. Темы занятий подбираются в соответствии с темой недели, сезона и учитывая достаточные навыки детей в изображении.