Для вас, воспитатели!

Гудкова Ярослава Валериевна

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Развитие творчества в танце».

Танцевальное искусство имеет свои особенности. В нем в качестве главного средства создания художественных образов используются движения и положения человеческого тела, которые составляют своеобразный выразительный язык. Это в полной мере отвечает двигательной природе детского воображения, для которого характерно действенное воссоздание образов «при посредстве собственного тела». Из этого следует, что в танце творческое воображение может развиваться эффективнее, чем в других видах детской музыкальной деятельности. Игровые особенности танца также характеризуют его как деятельность, благоприятную для развития у дошкольников творческих способностей.

Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требует от педагога не только знания соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства.

Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи.

Танец – это музыкально-пластическое искусство. Танцу изначально присущ образный, сюжетный характер.

Истоки этого языка коренятся в характерных движениях и пластических интонациях, рожденных в реальной жизни. Известно, что в повседневном общении люди пользуются не только языком слов, но я языком движений. По движениям, их характеру, динамике, размаху, по осанке человека можно судить о его эмоциональном состоянии, отношении к окружающим, желании воздействовать на них, и даже о личностных свойствах и профессиональной принадлежности. Можно сказать, что каждая «единица» языка движений несет какую-либо информацию, то есть имеет некоторое значение.

Эти содержательные средства движений сохранились и в танце. Несмотря на то, что в ходе развития танцевального искусства определенные выразительные движения видоизменялись, заострялись, становились все более условными, тем не менее они не превратились в бессмысленные «схемы»; в каждом из них можно увидеть то или иное значение.

Работа над выразительностью исполнения движений начинается не после, а до того, как дети полностью овладеют двигательным навыком, а точнее сразу после первого знакомства с движением и на протяжении всех этапов его освоения.

В процессе обучения в качестве основных используется несколько методов: выразительный показ, словесное объяснение, образный рассказ, вслушивание в музыку.

В самом начале обучения необходимо познакомить детей с простейшими жестами общения, поскольку они наиболее доступны для понимания и общения.

Жестами общения называются те жесты, которые прямо адресованы партнеру (по танцу, общению). Это – инициативные жесты, с помощью которых устанавливается, поддерживается или изменяется контакт с партнером. На примерах жестов общения важно донести до сознания детей саму идею существования языка движений и продемонстрировать возможность «рассказывать» о чем-либо с их помощью. Наряду с этим можно познакомить дошкольников с основными положениями корпуса и их значениями. Это позволяет сразу же на первых занятиях активно включить руки и корпус в выразительное движение.

Знакомство детей с каждым жестом или танцевальным движением начинается с того, что детям сообщается его значение. Первоначальное освоение пантомимических движений проходит без инструментального сопровождения. Прежде всего, дети выполняют жест, сопровождая его проговариванием. Вскоре проговаривание заменяется пропеванием. Наконец, движение исполняется с инструментальным сопровождением и одновременным пропеванием слов сначала вслух, а позже «про себя». Такая последовательность заданий не только позволяет развивать у дошкольников выразительность движений с первых занятий, но и помогает принять условность исполнения жестов с музыкой.

На следующей стадии обучения дети учатся музыкально отвечать жестом на жест, движением на движение. С этой целью изучаемое движение включается в игровую ситуацию, построенную на взаимодействии партнеров. Первоначально партнером детей в упражнении может выступить педагог. В этих условиях дети, выполнив жест, получают возможность наблюдать, каким образом можно ответить на движение. Позже дети учатся взаимодействовать друг с другом. Здесь важно, чтобы партнеры смотрели друг на друга, мимика их лиц и пластика жестов передавали заданный музыкой характер, а чередование реплик соответствовало изменением в ней.

УПРАЖНЕНИЯ

  1. «Поклон – приветствие»

Показать движение, выяснить его смысл, выучить с детьми более простой его вариант – поклон головой. объяснить, что поклон может обозначать не только приветствие, но и прощание.

  1. «Прошу» и «не надо»

Показать жесты и объяснить их значения. Объяснить технику выполнения при смене положений ладони; из горизонтального (ладонью вверх) в вертикальное (ладонью от себя). Обратить внимание на качание корпуса вперед и назад.

  1. Знакомство с жестами «Давай дружить»

Вспомнить с детьми жест «Прошу» и спросить, как на него можно ответить, если согласен дружить (подать руки партнеру) или, если не согласен играть вместе (спрятать руки за спину).

Разделить детей на пары и провести первое освоение движения со словами «давай дружить», «согласен».

  1. Качание из стороны в сторону «Баю-бай»

Показать детям укачивание (воображаемой) куклы ко сну. Спросить, что это может значить, и какая музыка для этого подходит (колыбельная). Раздать куклы, чтобы дети укачали их под музыку. Без музыки осторожно подойти к стульчикам и положить «спящих» кукол так, «чтобы не разбудить». Попрощаться поклоном головы.

  1. Знакомство с жестами «Иди сюда» и «Уходи»

Показать детям жесты; объяснить, как они выполняются; без музыки, вместе с детьми выполнить жесты, проговаривая слова: «иди сюда – уходи». Обратить внимание, что жест «Уходи» похож с жестом «До свидания», но выполняется доброжелательно.

Таким образом, все выше перечисленные стадии обучения и предложенные упражнения, оптимально подходят для совместной музыкальной деятельности воспитателя и ребенка. Это поможет детям в дальнейшем развитии на музыкальных занятиях, где музыкальный руководитель будет вести более углубленную работу для развития у детей творчества в танце.

Используемая литература:

  1. Е.В.Горшкова. От жеста к танцу. Учебное пособие. – М.: Издательство «Гном и Д». 2002.
  2. Дошкольное воспитание. Журнал №6, 2003. Москва.
  3. Н.А.Ветлугина. Художественное творчество и ребенок. Монография. М.: Педагогика, 1972.
  4. Л.С.Выготский. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. – М.: Издательство. Просвещение. 1967.


Предварительный просмотр:

Консультация для малоопытных воспитателей

«Осуществление взаимосвязи в работе музыкального руководителя и воспитателя на занятиях и в совместной деятельности»

Музыкально-эстетическим воспитанием детей в детском саду занимаются музыкальный руководитель и воспитатель. Эта работа многообразна и должна проводиться в тесном контакте между ними.

Активность воспитателя на музыкальных занятиях, прежде всего, зависит от возраста детей. Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Например, при разучивании игр воспитатель младшей группы изображает и показывает действие тех или иных персонажей, и участвует в процессе игры.

В старшей группе игры проходят более самостоятельно: воспитатель только выбирает ведущего и следит за детьми, чтобы они правильно передавали игровой образ, не нарушая правил игры. После воспитатель проводит анализ игры.

В подготовительной группе воспитатель следит за качеством выполнения движений, поощряет тех, кто, верно справляется с ролью.

Во время разучивания песни в младшей группе воспитатель поет вместе с детьми, не заглушая детских голосов. Активность воспитателя на занятиях зависит также и от видов музыкальной деятельности. Если требуется, воспитатель показывает детям упражнения, движения, пляски, помогает отрабатывать качество их исполнения. Более пассивная роль отводится воспитателю при слушании музыки, при обучении пению, т.е. в тех видах, где требуется специальное музыкальное образование. Нельзя во время пения, слушания делать замечания дисциплинарного порядка, чтобы не нарушать целостности восприятия, но воспитатель может использовать вспомогательные методические приемы: взгляд, жест и т.д. Важно, чтобы во время слушания сам воспитатель эмоционально откликался на музыку.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель принимает участие во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная. Он в меру потребности показывает детям движения, напоминая последовательность элементов в танцах, играх, поправляет, если дети допускают ошибки. Указания воспитателя, замечания лучше высказывать до или после исполнения движений, танца, игр.

Воспитатель помогает детям перенести полученные знания на занятиях в самостоятельную музыкальную деятельность, организуя музыкальные игры, прогулки, закрепляя материал, выученный с музыкальным руководителем. Основная линия поведения воспитателя в руководстве самостоятельной деятельностью – это его соучастие в ней и косвенное руководство.

Умения, знания и навыки, полученные детьми на музыкальных занятиях, воспитатель должен уметь применять на других занятиях и в повседневной жизни.

В отсутствии музыкального руководителя воспитатель может прослушать с детьми музыкальную сказку или радио-передачу или провести занятия, используя знакомые мелодии и песни в записи.

Организуя самостоятельную театральную деятельность детей в группе, воспитатель может заинтересовать детей изготовлением кукол, пособий из ткани, картона, бумаги и т. д. Нужно дать детям возможность свободно пользоваться этим материалом.

Самостоятельная театрально-игровая деятельность детей является прямой предпосылкой для развития сюжетно-ролевых игр детей, развивает воображение, творческую инициативу.

Таким образом, опыт убеждает, что только совместная работа музыкального руководителя и воспитателя может привести к желаемым результатам в решении задач общего музыкального воспитания дошкольников.

Используемая литература:

;Музыкальные занятия в детском саду» Ветлугина Н.А., Комисарова Л.Н.,

2. «Музыкальное воспитание дошкольников» Радынова О.П.



Предварительный просмотр:

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ И

В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Воспитатель располагает большими возможностями приобщения детей к музыке:

1. Активно участвует в процессе обучения детей на музыкальных занятиях.

Например, в младших группах воспитатель поет вместе с детьми (не заглушая детского пения). В средней и старшей группах помогает разучиванию песен и вместе с муз. руководителем оценивает исполнение уже выученного произведения. Помимо этого (если воспитатель поет чисто и выразительно), может спеть новую песню с фортепианным сопровождением.

При обучении детей музыкально-ритмическим движениям в младших группах воспитатель участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. Иногда, если материал не очень сложен, дети выполняют задания самостоятельно без показа взрослого. В средней, старшей и особенно подготовительной группах роль воспитателя иная: он действует по мере необходимости, показывая какое- либо движение, напоминая то или иное построение или давая детям отдельные указания в пляске, игре и т. д.

2. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность детей, включает музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с муз.руководителем материал.

3. Участвует в отборе муз. материала, используя его на занятиях гимнастикой, изобразительной деятельностью, па развитию речи и ознакомлению с окружающим.

В первые дни в каждом новом году воспитатель присматривается к детям: кто чем интересуется (пением, игрой на инструментах, танцами), есть ли дети, которые совсем не принимают участия в музицировании Воспитателя должно беспокоить, почему это происходит. Иногда ведущие роли достаются одним и тем же детям. Это происходит не только потому, что ребенок проявляет интерес к музицированию, но и потому, что он хочет лидировать. Другие же дети, наоборот очень тянутся к этой деятельности, но они робки, нерешительны лишь посматривают на музицирующих детей.

Воспитатель не должен оставаться к этому безучастным. Важно создать для всех оптимальные, наиболее благоприятные условия. На основе своих наблюдений воспитатель организует каждого ребенка, старается заинтересовать каждого музыкальной деятельностью.

Основная линия поведения воспитателя в руководстве музыкальной самостоятельной деятельностью — это его соучастие в ней. Взрослый как бы советуется с детьми: «Как бы нам получше разложить музыкальные инструменты, чтобы всем было удобно брать их и играть?» «Я вот как умею играть», — говорит взрослый и показывает прием игры на инструменте и тут же отходит. Ребенок понимает свою ошибку и продолжает играть. «Знаете, какую я песню я люблю? — говорит воспитатель и включает музыку». – Таких примеров немало. Воспитатель то включается в совместную игру, то как бы показывает свои умения, то регулирует участие малоактивных или, наоборот, излишне активных детей и т. д.

Планируя приемы руководства музицированием, воспитатель намечает следующие моменты: что надо внести нового, в оборудование музыкальной деятельности (инструменты, пособия, самодельные игрушки и т.д.); в каком порядке целесообразно это сделать, за кем надо понаблюдать, чтобы выяснить интересы, склонности детей; какому виду деятельности отдают предпочтение дети и не односторонни ли их интересы.

К планированию воспитателю необходимо подходить творчески. Нельзя все время ограничиваться формулировкой «учить детей», а учитывая задачи воспитания на данный момент, говорить: «поощрять детей», «содействовать», «стимулировать», «понаблюдать», «возбуждать интерес», «поправить ошибку», «спеть самой», «координировать взаимоотношения детей» и т.д.

Это не просто замена одних слов другими, а принципиально отличный подход, характеризующий особенности тактичного соучастия в самостоятельной деятельности детей.

Как было показано, за общую постановку музыкальной самостоятельной деятельности отвечает воспитатель. Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность воспитателю выполнять свою задачу качественно и ответственно

С уважением, музыкальный руководитель Гудкова Я. В.



Предварительный просмотр:

Совместная работа музыкального руководителя и воспитателя

По поему мнению, совместная работа музыкального руководителя и воспитателя приносят огромную пользу в воспитании детей. Материал, даваемый на музыкальных занятиях, должен быть согласован с воспитателями групп и отражать собою содержание текущей педагогической работы. Взаимное понимание воспитательных целей, единств методов работы, взаимопомощь – все это необходимо для того, чтобы успешно осуществить задачу музыкального воспитания.

Хорошим, товарищеским взаимоотношениям музыкального руководителя с воспитателями я придаю большое значение, так как они благотворно влияют на детей и создают здоровую творческую атмосферу, одинаково необходимую как для ведущих занятие взрослых, так и для детей, воспринимающий музыкальный материал.

Конкретные пути такой совместной работы сводятся к следующему: понимание целей и задач музыкального воспитания в детском саду и путей их осуществления, знакомство с планом работы музыкального руководителя. Подобранный для музыкальных занятий материал воспитатели вносят в свои рабочие планы, проводят учет его усвоения и учет индивидуального развития детей.

В свою очередь музыкальный руководитель интересуется планами воспитательной работы. Очень ценно участие воспитателя в организации и проведении музыкальных занятий; например, через воспитателя я добивалась всегда, чтобы у детей была всегда мягкая обувь, легкая одежда, вместе с воспитателями я решала и вопросы, относящиеся к организации самого занятия. Так, например, мы сочли наиболее удобным размещение на музыкальных занятиях детей младшей группы на стульях, расставленных не рядами, а полукругом. Это значительно облегчает процесс рассаживания, дает детям возможность после игры легко находить свои места, а воспитателю и мне лучше видеть друг друга.

На занятиях по слушанию музыкальный руководитель может использовать вокальные данные воспитателя, владение им каким-либо инструментом.

При наличии в учреждении магнитофона, музыкальный руководитель может дать музыкальный материал для слушания произведения или совершенствования танцевальных движений.

Следует поощрять умелое использование воспитателя детских радиопередач и активное участие музыкального руководителя в организации развлекательных мероприятий для детей.

Наличие тесного контакта музыкального руководителя с воспитателем требуется и для проведения детских праздников. Продуманная работа, предшествующая празднику, ясность установок, усвоение музыкального материала, которая является содержанием успешного выступления, четкое знание каждым воспитателем своей роли на празднике, продуманность сюрпризных моментов – вот условия, гарантирующие удачное проведение праздника.

Чтобы участие педагога в деле музыкального воспитания было эффективным, необходима соответствующая их подготовка.

В какие же формы выливается работа музыкального руководителя с воспитателями. Это могут быть индивидуальные консультации и беседы. Другая форма – это работа с педагогическим коллективом в целом: сообщения музыкального руководителя на педагогических совещаниях, обсуждение праздников, взаимное заслушивание годовых отчетов, подготовка развлекательных мероприятий для детей, проведение ежемесячного музыкального практикума воспитателей, на котором они практически знакомятся с программным материалом по пению и движению.

Как музыкальный руководитель, так и воспитатель не должны забывать, что музыкальная работа строится на общих принципах дошкольного воспитания, одним из которых является принцип индивидуального подхода к ребенку. Работа с небольшими группами детей и индивидуальная работа дает возможность лучше узнавать ребенка, проследить за его продвижением, исправить вовремя его недостатки. Чем увереннее будет чувствовать себя ребенок, в исполняемом им движении или песни, тем лучше он будет петь в коллективе, тем быстрее песня, игра или пляска проникнут в быт детского сада. Поэтому в процессе музыкального воспитания детей индивидуальной работе и работе с небольшими группами отводится большое время.

В процессе самого музыкального занятия также требуется умелый индивидуальный подход к ребенку. Своевременное проявление внимания, поощрение, привитие интереса к музыкальным занятиям дает положительные результаты. В требованиях к вновь поступающим детям, особенно к малышам, следует проявлять осторожность; настойчивость может оказать отрицательное действие.

Если перейти к другим разделам воспитательной работы детского сада: игре, родному языку, знакомству с окружающей средой, то связь музыкальных занятий с этими разделами также очевидна. Музыкальная игра – одно из средств всестороннего музыкального развития, она помогает ребенку эмоционально воспринимать музыку, воспитывать его чувства, развивает мышление, воображение, волю. Чем больше у ребенка представлений об окружающей жизни, а также представлений, вынесенных им в ходе педагогической работы по развитию речи, тем легче и лучше он сможет отразить музыкальное содержание игры в конкретном двигательном образе. И здесь снова нужна тесная связь между музыкальным руководителем и воспитателем. Уточняя представления детей, воспитатель помогает лучшему воспроизведению детьми музыкального образа. Музыкальный руководитель на музыкальных занятиях уточняет, углубляет этот образ, делает его более выразительным.

Большое значение для музыкальных занятий имеет работа воспитателя с детьми по родному языку, не только потому, что она расширяет запас умственных представлений ребенка, но и потому, что она развивает и обогащает его речь, что является очень важным в занятии по пению. У детей со слаборазвитой речью, с неправильным, нечистым произношением процесс пения затрудняется и качественно снижается. Важным моментом является и умелое донесение воспитателем до детей смыслового содержания песни. Это помогает детям эмоционально пережить песню и делает ее исполнение более выразительным.

В свою очередь, использование песен в занятиях по другим разделам программы детского сада (на занятиях по природе, на прогулках, в беседах) помогает воспитанию у детей художественного вкуса, углубляет получаемые ими представления и повышает их жизненный тонус. В успешном внедрении песни, игры с песней и пляски в быт детского сада большую роль играет воспитатель. При этом важным является не только техническое умение воспитателя правильно преподнести детям ту или иную песню или игру, но и его желание сделать это и умение найти удачный момент для использования знакомого музыкального материала в своей работе. Воспитатель, обладающий такими данными, с большим успехом включает песню в игру, в беседу, в моменты знакомства с окружающей жизнью, в режимные моменты.

Существенно, чтобы воспитатель был чуток и к проявлению детской инициативы в области музыки. Неоценимую услугу оказывают те воспитатели, которые делятся с ними своими наблюдениями над проявлением у детей интереса и любви к музыке. Интерес к музыкальным занятиям воспитателя положительно сказывается на повышении интереса к ним у детей.

С уважением, музыкальный руководитель Гудкова Я. В.



Предварительный просмотр:

Формы привлечения родителей к участию

в праздниках и развлечениях.

В Толковом словаре русского языка под ред. Д.Н. Ушакова слово «праздник» разъясняется как «день массовых игр, развлечений», «счастливый, радостный день, ознаменованный каким-нибудь важным, приятным событием». Для педагогического коллектива праздник – это возможность общения в непринуждённой, радостной обстановке с родителями и детьми одновременно. Радость, веселье, торжество праздников надолго сохраняют в душе и взрослые, и дети.

Известно, что добровольное общение родителей с коллективом детского сада наиболее продуктивно происходит на праздниках. Причина кроется в самой атмосфере этих мероприятий, ни к чему не обязывающей родителей, но наполненной радостью и весельем. Важно, чтобы праздник в детском саду не превращался в своеобразный отчёт перед взрослыми, не становился демонстрацией достижений детей в музыкальном развитии, то есть не служил формой развлечения родителей силами детей и сотрудников.

Значение праздников состоит в том, что в процессе их проведения возникает уникальная возможность содержательного взаимодействия между детьми и родителями. Не секрет, что в настоящее время у большинства людей напряжённая жизнь и постоянный дефицит времени. Общение родителей с детьми в лучшем случае ограничивается воскресной прогулкой, чтением сказки на ночь и назиданиями по разному поводу. В результате своеобразной болезнью века стало отлучение детей от своих мам и пап. Отдавая ребёнку всё, родители в то же время лишают его…себя. Для большинства из них гораздо проще купить малышу дорогой подарок, красивую одежду, вкусную еду, чем поиграть с ним в игру по его выбору, поговорить на интересующую его тему и т. п.

В старой патриархальной семье общение происходило просто и естественно, независимо от желания или нежелания взрослых. Дети росли, помогая в хозяйстве, и совместная хозяйственная деятельность сближала духовно всех членов семьи.

В современной семье духовная близость поколений развивается только в результате целенаправленных усилий взрослых. И никакие подарки не заменят отца-друга, мать, с которой можно поделиться сокровенными и душевными переживаниями, обсудить интересующие вопросы. При этом, несмотря на материальные трудности, которые переживает большинство семей в России, быть другом своего сына или дочери значительно труднее, чем прокормить и одеть их.

Сотрудничество, сопричастность, духовное взаимопроникновение требуют от родителей усилий, но зато они рождают в сердце ребёнка любовь и признательность, потребность общаться. К сожалению, многие взрослые не знают об этом, и только с помощью педагогов дошкольного учреждения они начинают понимать простую истину: какими вырастут их дети, зависит от отданного им времени. При этом речь идёт не столько о его количестве, сколько о качестве. Можно на отдыхе целый месяц провести со своим ребёнком, но не сблизиться с ним. А бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останется у него на всю жизнь.

Эффективной формой общения детей со своими родителями могут стать традиционные праздники в детском саду, если изменить их организацию и содержание и перевести из разряда развлечений для родителей в средство формирования культуры общения со своим ребёнком, сотрудниками детского сада и другими детьми и взрослыми.

Мы можем использовать праздники не только с целью радостно провести с детьми и взрослыми время, но и как средство повышения педагогической культуры родителей. Для этого необходимо во многом пересмотреть свои взгляды на организацию праздников, их содержание, своё отношение к детям и их родителям. А для этого нам необходимо понять, что на празднике:

- встречаются и общаются дети и их родители;

- проводятся игры, развлечения, которые могут быть использованы родителями в домашней обстановке;

- ребёнок получает социальный опыт общения со своими родителями, другими детьми и взрослыми в особой праздничной атмосфере;

-родители могут увидеть своего ребёнка на фоне других детей, соотнести свои действия с действиями других родителей;

-применяются практические приёмы работы педагога с детьми в той или иной ситуации (инструктаж ребёнка для выполнения задания, разрешение конфликта между детьми, воздействие на гиперактивного ребёнка и т.п.), с которыми могут познакомиться педагоги с небольшим опытом и родители;

-педагоги предоставляют родителям возможность почувствовать очарование детства и получить опыт полноценного взаимодействия со своим ребёнком.

В настоящее время, когда многие семьи испытывают экономические трудности, именно атмосфера праздника может явиться той формой, которая психологически наиболее адекватна сегодняшнему времени. Всегда найдутся родители, которые с удовольствием откликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель и воспитатель могут обсудить с ними план проведения праздника и развлечения, пригласить на репетиции, поручить исполнять определённые роли, сшить костюм и т. д. Те родители, которые не принимают активного участия в мероприятиях, могут поддерживать своих детей во время праздников и развлечений с помощью предметов из «Весёлого чемоданчика»: «улыбок» и «весёлых сердечек» из бумаги или картона на палочках и т.д. Им можно поручить имитировать стук дождя, грома, маленькими зеркальцами изображать «блеск сокровищ», подыгрывать на музыкальных инструментах и многое другое. Присутствие родителей на мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они, играя, учатся общаться с детьми.

Перечислим основные требования к содержанию праздников, методам и приёмам их организации и проведения.

-Содержание праздников должно включать работу с детьми по вопросам здоровья, воспитания и развития, что позволит сформировать у родителей представление о необходимости всестороннего развития ребёнка.

-Транслировать родителям такое содержание работы с детьми, которое они могут осуществлять в домашних условиях.

-Включать содержание игровых заданий для детей и их родителей.

-Полностью исключить назидания и нравоучения в адрес родителей и соревновательность между детьми и между родителями. Могут использоваться только соревнования двух команд - команды взрослых и команды детей.

-Воспитателям и музыкальным руководителям необходимо: исключить замечания родителям даже в том случае, если они ведут себя по отношению к своему ребёнку неправильно; проявлять терпимость к действиям родителей, сохраняя за ними право на ошибку.

-В работе с детьми и родителями демонстрировать:

профессиональную заинтересованность;

одинаковое искреннее и доброжелательное отношение ко всем присутствующим;

проявлять тактичность в общении с детьми и взрослыми;

заранее продумать стратегию и тактику поведения педагога-ведущего с теми детьми, которые могут на празднике вести себя вызывающе, отказываться участвовать в выполнении общего задания, пении, танцах.

-По окончании каждого праздника проводить коллективные обсуждения. Подробно анализировать трудные случаи, накапливать положительный опыт.

-Чаще хвалить детей и их родителей. Постоянно дарить грамоты, значки за малейшее достижение.

-Деликатно интересоваться мнением родителей о проведённой работе.

Кроме того, очень хотелось бы, чтобы для всех участников праздника (детей, родителей, педагогов) этот день стал бы по-настоящему радостным.

Другие формы работы с родителями:

*Открытые музыкальные занятия.

Можно предложить родителям стать участниками детского оркестра, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую им песню или спеть свою любимую песню и т.д.

*Консультации.

Помощь в организации музыкального воспитания ребёнка дома.

*Родительские собрания.

Обсуждение вопросов, связанных, например, с подготовкой к празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т.д.

*Семинары-практикумы.

«Домашний оркестр музыкальных инструментов», «Кукольный театр в семье» и др.

*Домашние задания.

Выполняя его вместе с родителями, дети не только закрепляют навыки, полученные на занятиях. Совместная деятельность улучшает климат в семье, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребёнка в детском саду.

*В «Дневнике достижений» можно помещать фотографии ребёнка, сделанные во время праздников и развлечений.

*В помощь родителям в детском саду можно создать мини-библиотеку популярной методической литературы по вопросам музыкально-эстетического воспитания детей; фонотеку с аудиозаписями музыкальных произведений для детей; видеотеку.

Таким образом, проведение совместных праздников способствует разнообразию возможностей для совместной деятельности и общения педагогов и родителей и позволяет нам выработать формы, отвечающие интересам и предпочтениям каждой семьи. Показателем эффективности данной работы станет проявление интереса родителей к совместным мероприятиям, желание участвовать в жизни детского сада.

Используемая литература:

1. "Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями"

Т. Доронова, М., 2002 г.

2. "Вместе с семьёй", М., "Просвещение», 2005 г.



Предварительный просмотр:

«Развитие творчества в игре на музыкальных инструментах»

Процесс обучения на детских музыкальных инструментах проходит более успешно при условии применения игровых методов, создании игровых ситуаций, включение творческих заданий, выполнение которых активизирует усвоение детьми различных приемов игры на детских музыкальных инструментах. Особенность состоит в том, что игровые ситуации используются в определенной последовательности по линии усложнения. Каждая ситуация имеет свое название. Подбирается игровой и музыкальный материал, оборудование. В игровой ситуации ребенок действует свободно, естественно, она вызывает интерес, способствует развитию музыкальных и творческих способностей.

Если в 1 мл. гр. дети, узнав инструмент по звучанию, только показывали на него, то 2 мл. гр. мы просим дать название инструменту, а в дальнейшем, узнав, назвать и поиграть на нем.
«Сказка про лягушонка КВАК» (на фланелеграфе)

"Лягушонок Квак пошел гулять. Вдруг на него упала капелька дождя (ударяю по пластине металлофона 1 раз). Тучка закрыла солнышко, стало темно, и на лягушонка капнуло еще несколько капель (ударяю несколько раз). В начале капельки капали редко (редкие удары), а затем дождик разошелся не на шутку и капельки полились одна за другой все чаще и чаще. Дождь усилился (частые удары). Лягушонок прыгнул в озеро и стал ждать, когда кончится дождь. Вскоре дождь кончился, и опять выглянуло солнышко.

Вопросы к детям: - «Какой был дождь? Сильный, слабый, редкий, частый. А вот и инструмент, который помогал мне изобразить настоящий дождик». Таким образом, закрепляется название инструмента, предлагается посмотреть и потрогать еще раз послушать звучание. На следующем занятии игра "Веселый дождик" закрепляет умение различать ритмический рисунок, а малыши определяют какой, идет дождь.

Проблемные ситуации на занятиях позволяют развивать у детей творчество и фантазию.

1 занятие.

В гости к детям приходят мишка и зайка. Для них приходит посылка. Дети отгадывают инструменты по звучанию, а затем раздают, кому что прислали. Затем играем на барабане, как медленно и тяжело ходит медведь, и на бубне - как весело прыгает заяц.

2 занятие.

Звери потеряли в лесу инструменты барабан и бубен. Дети вспоминают, что это медведь и заяц. Предлагается поиграть на инструменте, звери танцуют под музыку.

3 занятие.

Детям надеваются шапочки зайца и медведя, они выбирают себе инструменты и играют на них в сопровождении фортепиано.

При обучении детей игре на музыкальных инструментах большое значение имеет чувство ритма, умение передавать несложный ритмический рисунок. Вот почему в этой группе используются различные ударные инструменты, и пробуем оркестровать некоторые песенки, которые поем на занятии.

Музыкальные игрушки используются и на праздниках. Так на Новый год мы даем детям колокольчики или погремушки - так они будят Снегурочку, которая спит в своем домике. Иногда танцуют с погремушками, а Петрушка, пришедший на праздник, показывает им движения. Постепенно у малышей обогащается опыт восприятия музыки, воспитывается эмоциональная отзывчивость на знакомые детские музыкальные инструменты.

В средней группе предусматривается новый вид детской музыкальной деятельности - игра на металлофоне. Игра на этом инструменте способствует развитию у детей мелодического слуха, ритма и музыкальной памяти. Первоначальное обучение проводится на занятии, а затем во время индивидуальной работы с детьми. Большое значение уделяется правильной посадке детей во время игры. Обеспечивается свобода корпуса и рук. Показ сопровождается объяснением. В ходе игры на инструменте дети самостоятельно изображали большой и маленький колокольчик, прыжки воробушка и удары дятла. После того, как дети почувствовали, что звуки металлофона могут быть низкими и высокими, громкими и тихими, долгими и короткими и выражать различные образы, мы начинаем игру несложных песенок на одном звуке из музыкального букваря Ветлугиной. Сначала знакомим детей с попевкой, показывая увеличенную иллюстрацию, затем поем всей группой и индивидуально. С самого начала учим точно воспроизводить ритм. Для этого предлагаем прохлопать ритмический рисунок попевки, используя различные ударные инструменты. Дети передают ритм на, бубне, кубиках, музыкальных молоточках. При этом учим согласовывать свои движения с движениями товарищей, чтобы не обгоняли и не опережали, и не отставали.

Упражнение "УТОЧКИ"

Наши уточки с утра: кря-кря-кря (звуки инструмента)

кря-кря-кря (поют дети)

Наши гуси у пруда: га-га-га (инструмент)

га-га-га (дети)

Наши курочки в окно: ко-ко-ко (инструмент)

ко-ко-ко (дети).

После таких упражнений дети играют дружнее, слаженнее. Продолжая развивать взятую попевку, на следующем занятии ставлю перед детьми задачу узнать ее по мелодии, спеть ее, прохлопать ритм. Затем рисунок выкладывается на фланелеграфе большими или маленькими елочками, матрешками, звездочками. На следующем занятии дети определяют попевку по ритму, выложенному на фланелеграфе. И только после того, как все дети хорошо усвоят ритм, переходим к игре этой попевки на инструменте. Пластины металлофона обозначаются цветными кружочками. Постепенно дети осваивают навык игры на металлофоне: играют знакомые песенки на одном звуке, передают ритмический рисунок на группе ударных, учатся прислушиваться друг к другу. Часто играют целым оркестром из различных инструментов, что вызывает радость и желание играть еще.

Использование музыкальных инструментов во время пения знакомых песен развивает творчество детей, побуждает их применять знания в повседневной жизни. На музыкальных занятиях предлагаем детям индивидуальные задания. Ребенок на инструменте должен передать ритмический рисунок своего имени с одновременным его проговариванием. Это задание очень нравится детям.

В старшей группе мы знакомим детей с новым инструментом - цитрой. Сначала слушаем звучание инструмента, обращая внимание на то, что на ней можно играть медиатором, задевая за струны. Сравнивая звучание цитры с другими инструментами, находим разницу в звучании. Поскольку этот инструмент сложен для освоения, обучение на нем идет в основном на индивидуальных занятиях. В старших группах, при обучении игре на ДМИ важное место мы отводим музыкально-дидактическим играм. Так для развития тембрового слуха играем "Определи инструмент", игры с раздаточным материалом "Определи по ритму". Музыкально-дидактические игры играют очень важную роль, помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают у них музыкально-сенсорные способности. У музыки есть свои секреты, многие из которых дети постигают на музыкальных занятиях. Во второй половине года старшей группы мы знакомим детей с нотным станом и названием нот. Обучение детей нотной грамоте идет через игру, через сказку, через развитие детской фантазии. На каждого ребенка у нас есть домик из бархатной бумаги с нотным станом, кружочки - ноты. При знакомстве с нотами используем короткие стихи из "Нотной азбуки". Дети легче запоминают ноты, и стихотворения вносят оживление, вызывают эмоциональный отклик у малышей. На каждом последующем занятии закрепляем материал предыдущего и даем новый.

В подготовительной группе мы знакомим детей с аккордеоном. Даем его рассмотреть. Дети слушают знакомые мелодии в исполнении руководителя и прослушивают его звучание в исполнении музыкантов - профессионалов. Играть на аккордеоне может не каждый ребенок. Из всех детских инструментов он сложен для детей. Из группы детей - 5-6 человек, которые хотят научиться игре на аккордеоне. Эта работа проводится индивидуально. Мы учим детей не вытягивать пальцы, держать их над клавиатурой, учим правильной аппликатуре, разводить аккордеон спокойно без рывков, следить за своей осанкой при игре.

Работая над несложными песенками, мы формируем у детей навыки игры в ансамбле, приучаем слушать себя и других. Таким образом, проводя планомерную работу над развитием музыкального слуха в течение всего времени пребывания их в детском саду, мы смогли подойти к главному этапу нашей работы - созданию оркестра и сознательному разучиванию в нем простейших мелодий на музыкальных инструментах. Создание оркестра дошкольников очень сложное дело, но весьма нужное и необходимое.

Игры и упражнения:

  1. Кукушка.

Развивает воображение при игре на металлофоне.

Побеседуйте с ребенком о кукушке. Спросите, пение какой птицы мы всегда узнаем и не спутаем с другим? Песня кукушки короткая, всего из двух звуков. Возьмите металлофон и найдите на нем пластины «СОЛЬ» и «МИ». Попросите ребенка подобрать песню кукушки.

Выясните, как нужно играть: «ми – соль» или «соль – ми»? пусть ребенок сам прислушается и ответит. Теперь прочитайте стихотворение Мусы Джалиля «Кукушка»:

Тихо в лесу.

Лишь звучит в отдаленье

Птицы какое – то грустное пенье:

Ку–ку! Ку-ку!

Это кукушка кричит на опушке,

Сидя на высохшей дуба верхушке:

Ку-ку! Ку-ку!

Пела б кукушка веселые песни,

Если б птенцы ее были с ней вместе?

Ку-ку! ку-ку!

Спросите ребенка, какое настроение вызывает это стихотворение. Пусть он выразительно прочитает его грустным голосом, с грустной мимикой, в медленном темпе. Затем попросите сделать то же самое, заменив слова «КУ – КУ» звуками металлофона «СОЛЬ –МИ». Можно несколько раз повторить игру.

  1. Эхо

После знакомства с очередным инструментом педагог играет на нем отдельные звуки или краткие мотивы, а дети должны найти эти звуки на своих инструментах и поочередно изобразить эхо на таком же инструменте (нужно точно воспроизвести не только ритм, но и темп, динамику, характер).

Эхо в лесу. - Педагог играет фразу, ребенок должен повторить ее окончание.

Эхо в горах. - Педагог громко играет мотив из 2 – 3 звуков, а дети поочередно повторяют его, причем каждый следующий играет тише, а у последнего звук и вовсе замирает.

3. Теремок.

Эта известная русская сказка – прекрасный повод для импровизации. Вначале дети разучивают мелодию со словами, после чего вместе с педагогом выбирают действующих лиц сказки и инструменты для их изображения, а также сочиняют ритмический рисунок. Слова всех куплетов одинаковы, только вместо мышки в каждом куплете появляется новое действующее лицо. Появляющийся последним Мишка, вероятно, будет идти, а не бежать, и темп в этом месте надо замедлить.

Распределение инструментов: Мышка – металлофон, лиса – треугольник, медведь – бубен и т.д.

4. Летняя сказка.

Прежде чем разыграть такую музыкальную картинку, нужно предварительно, еще при первом знакомстве с соответствующими инструментами, наводить детей на мысль о возможности использования их для подражания дождю, грому, ветру и т. д. будем задавать им вопросы: «На что похоже звучание этого инструмента? Что можно изобразить с его помощью? А на каком инструменте изобразить капельки дождя?»

Сначала пробуем изобразить дождь, который начинается с редких капель (тихо играть на треугольнике), потом входит в силу и прекращается.

Затем находим, как сделать порыв ветра (маракасы, погремушки), раскаты грома (барабан) и разрабатываем сценарий.

Музыкальный руководитель Гудкова Я.В.