Психологические консультации для педагогов

Валентина Александровна Назарова

Мир эмоций как важная сфера развития ребенка

Внимание - детская агрессия

Работа с детьми в период протекания кризиса трёх лет

                                                            Консультация педагога-психолога для воспитателей ДО «Развитие памяти и внимания у дошкольников»

                                                                                                                      Ребенок с особым поведением

                                                                           Содержание работы в дошкольном учреждении по социально– коммуникативному развитию

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мир эмоций как важная сфера развития ребенка

Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать окружающий мир и реагировать на него, в результате определяют всю дальнейшую жизнь человека, его успешность и место в социуме.

Для ребенка распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от него определенных знаний, определенного уровня развития. Когда человек передает эмоции, он не только делает определенное выражение лица, но и приобретает определенную позу, использует жесты, соответствующие тому или иному эмоциональному состоянию. Дошкольники по большей части имеют недостаточные представления о внутреннем эмоциональном состоянии человека и его проявлениях.

Знакомить детей с собственными эмоциями и изучать их необходимо с раннего возраста. Это дает возможность детям в дальнейшем стать хозяевами своей жизни и не позволять эмоциям, особенно негативным, управлять словами, мыслями, поступками, чувствами уже взрослого человека и, самое главное, затруднять общение с окружающими.

Эмоциональное общение должно быть эстетичным, красивым, полным теплоты и гуманного отношения к окружающим.

Очень важно вовлечение ребенка в эмоциональную культуру, что будет способствовать формированию эмоционально яркой, морально богатой личности, умеющей владеть своими чувствами.

Детей необходимо обучать «языку эмоций, начиная с овладения эмоционального букваря», то есть отдельных эмоций, переданных с помощью мимики, жестов, интонации, и не допуская стихийного воспитательного процесса.

Только целенаправленная комплексная психологическая работа в учебно-воспитательном процессе позволяют реализовать задачи содержательной линии эмоционального развития дошкольника.

Поэтому любая эмоция всегда имеет несколько составляющих.

Первая-это субъективное переживание.

Вторая-это реакция организма. Например, когда человек возбужден, его голос может дрожать или повышаться вопреки его желанию.

Третья-совокупность мыслей, сопровождающих эмоцию.

Четвертая-это особое выражение лица. Например, если человек недоволен, он хмурится.

Пятая связана с генерализованными эмоциональными реакциями. Например, при негативной эмоции отношение человека к происходящим вокруг событиям становится негативным.

Шестая-это склонность к действиям, связанным с этой эмоцией, то есть склонность вести себя так, как обычно ведут себя люди, когда испытывают определенные эмоции. Гнев, например, может привести к агрессивному поведению.

Сами по себе из вышеперечисленных составляющих не является собственно эмоцией. Во время возникновения определенной эмоции все эти составляющие обнаруживаются одновременно. Более того, каждая из них может влиять на остальные составляющие. Да, когнитивная (умственная) оценка ситуации может вызвать конкурентную эмоцию.

Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью (положительной или отрицательной), степенью напряжения и уровнем обобщенности. Направленность эмоции связана не столько с результатом деятельности, сколько с тем, насколько полученный результат соответствует мотиву деятельности, например, в какой степени достигнуто желаемое. Важно подчеркнуть, что эмоции не только осознаются и осмысливаются, но и переживаются. Из-за того, что эмоция отражает отношение человека к объекту, то она обязательно содержит некоторую информацию о самом объекте, то есть характеризуется наглядностью. В этом смысле отражение объекта-познавательный компонент эмоции, а отражение состояния человека в этот момент – его субъективный компонент.

Специфически человеческая функция эмоций заключается в том, что они принимают непосредственное участие в обучении, то есть осуществляют функцию подкрепления. Значимые события, вызывающие сильную эмоциональную реакцию, быстрее и дольше отражаются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха обладают способностью привить любовь или навсегда потушить ее в отношении того вида деятельности, которой занимается человек, то есть эмоции влияют на характер мотивации человека в отношении деятельности, которую он выполняет.

Эмоциональный тон аккумулирует в себе отражение самых общих признаков полезных и вредных факторов внешней среды, которые стойко сохраняются в течение длительного времени. Он позволяет человеку быстро реагировать на новые сигналы. Сведя их к общему биологическому знаменателю:

Полезно - вредно, то есть переживания обеспечивают человеку возможность приспособиться к существованию в информационно неопределенной среде. В условиях полной определенности цель может быть достигнута и без помощи эмоций; человек не будет иметь ни радости, ни торжества, если в заранее определенное время, совершив несколько определенных действий, он достигнет цели, достижение которой заведомо не вызывало сомнений.

Эмоции возникают тогда, когда есть недостаток информации, необходимой для достижения цели, они способствуют поиску новой информации, тем самым повышают вероятность достижения цели.

Все, с чем человек имеет дело в повседневной жизни, вызывает у него определенное отношение. Одни объекты и явления вызывают симпатию, другие, наоборот, — отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство. Другие- равнодушие. Даже те отдельные свойства предметов. Информацию о которых человек получает через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают равнодушными для него. Чувствуя их, человек испытывает удовлетворение или неудовольствие – иногда выраженные, иногда еле заметные. Это своеобразная окраска ощущений, характеризующая человеческое отношение к отдельным качествам предмета.

Эмоции - это более широкое понятие, а чувства-одно из проявлений эмоционального опыта. В практической жизни эмоции – это обычно самые разнообразные реакции человека (от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроений).

Для того, чтобы понять суть эмоций, необходимо принять во внимание то, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у человека сложные, многогранные эмоциональные ощущения, которые могут состоять как из удовольствия, так и из неудовольствия. Например, воспоминание о, что-либо неприятное для человека может одновременно с тяжелым ощущением вызвать и радость от сознания того, что это неприятное остается где-то в прошлом.

Все эмоции имеют общий для высших психических функций путь развития-от внешних социально детерминированных форм до внутренних психических процессов. С психолого – педагогической точки зрения ранний детский возраст (от одного года до трех лет) является одним из главных в жизни ребенка и во многом определяет его будущее психологическое развитие.

Этот возраст связан с тремя фундаментальными активами ребенка:

  • Прямохождением
  • Речевым общением
  • Наглядной деятельностью

Эмоциональность ребенка связана с процессом восприятия. Ребенок эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимает. Он остро переживает неприятную процедуру в кабинете врача, но уже через несколько минут успокаивается и живо интересуется новыми обстоятельствами. Он неспособен расстраиваться из-за того, что в будущем его ждут неприятности, и он не может не завидовать тому, что через пять дней ему что-то подарят.

Желания ребенка неустойчивы, быстро проходят, он не может их сдерживать; их ограничивают только наказания и поощрения взрослых. Все желания имеют одинаковую силу: в раннем детстве отсутствует суперядность мотивов. Это легко наблюдать в ситуации выбора. Кроме того ребенка раннего возраста легко отвлечь. Если он на самом деле расстроен, то взрослому стоит показать ему любимую или новую игрушку, предложить заняться с ним чем – то интересным-и ребенок, у которого одно желание легко сменяется другим, мгновенно переводит внимание, с удовольствием занимается новым делом.

Развитие эмоциональной сферы ребенка определяет прогресс других личностно значимых свойств-способности общаться, развития самостоятельности и самосознания.

Дошкольное детство-большой отрезок жизни ребенка. Условия в это время расширяются. Ребенок открывает для себя мир человеческих взаимоотношений, различных видов деятельности. Расширяется круг эмоций, свойственных ребенку.

Следовательно, человек делает вывод об эмоциональном состоянии другого по особым выразительным движениям, мимике, изменению голоса и тому подобное.

Так, на протяжении детства эмоции преодолевают путь прогрессивного развития, приобретая более богатое содержание и более сложные формы под влиянием социальных условий жизни и воспитания.



Предварительный просмотр:

Внимание- детская агрессия

Условия, при которых у ребенка дошкольного возраста включается психологическая защита:

1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда имеет место скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Недостаток эмоционального тепла со стороны родителей порождает душевный конфликт у ребенка.

2. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего, достойного.

3. неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка (подчеркивание недостатков).

Необходимо помнить, психологическая защита-это не детская вредность и возникает она помимо воли ребенка в ситуациях, когда он не может взять себя в руки. Огорчающее родителей и педагогов поведение ребенка является свидетельством нерационального стеснения его желаний, принуждения его или просто плохого самочувствия. Сталкиваясь с выражениями психологической защиты у детей, необходимо не огорчаться и раздражаться, а проявлять терпение и понимание. У детей дошкольного возраста выделяют следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, регрессия, компенсация, проекция, замещение, интеллектуализация и формирование реакции.

Поведенческие особенности детей дошкольного возраста, которые характерны для той или иной психологической защиты.

  1.  Отрицание. Это стремление быть в центре внимания, манера перебивать взрослых при разговоре, легкость в восприятии критики и замечаний, излишне уверенная манера держаться.

2. Вытеснение. Избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, невозмутимость при виде несчастий, отрицание страхов, избирательность памяти (запоминаются только удобные для себя слова и обстоятельства). Эта психологическая защита проявляется в забывании (например, когда ребенку плохо в детском саду. он может не помнить, как провел день, что ему запомнилось на занятиях). вытесняя ситуацию, где ребенок испытывал дискомфорт, дошкольник вместе с тем вытесняет и всю информацию, полученную в это время. Поэтому так необходимо для ребенка дошкольного возраста создание психологически комфортной обстановки в ситуациях. когда хотим ребенка чему-то научить.

  1.  Регрессия. В силу личностной незрелости дети дошкольного возраста возвращаются к более ранним "детским манерам" в поведении. Такое поведение часто является характерным для детей при сибс-конфликте. дети до трех лет могут утрачивать навыки ходьбы, речи, регуляцию мочеиспускания и т. д. Характерна плаксивость, несамостоятельность, чрезмерная зависимость от взрослых.

4. Компенсация. Слабость и неуспехи в одной области (например, во взаимоотношениях со сверстниками ребенок стремиться восполнить в другой (лучше всех занимается на занятиях). Ориентация на преодоление трудностей, особое усердие в том случае, если значимый взрослый высказывает сомнение в способностях дошкольника. Стремление производить надлежащее впечатление.

  1. Проекция. Обидчивость, подозрительность, враждебность, ревнивость (особенно к сверстникам, которые в чем-то превосходят ребенка). Приписывание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств.

6. Замещение. Совершение ребенком разрушительных действий в состоянии гнева, срывание злости на слабом, увлечение военизированными играми, фильмами, боевыми видами спорта.

Интеллектуализация. Не свойственные дошкольному возрасту взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность. Дети превращаются в "маленьких взрослых". рассуждая словами взрослых о взрослых проблемах.

Памятка для педагогов  при столкновении с психологическими защитами у детей

1. Запаситесь терпением.

2. Ищите и отмечайте у ребенка положительные моменты в поведении.

3. Не задавайте ребенку вопросы, ответы на которые вы знаете сами.

4. Не отвечайте на вопросы, которые ребенок задавал не вам.

5. Предлагайте ребенку такую ответственность, которая соизмерима с его возможностями.

6. Проявляйте чувствительность к тому, что беспокоит и волнует ребенка.

7. Признавайте собственную слабость, тем самым предоставляя ребенку возможность быть не только слабым, но и сильным.

 



Предварительный просмотр:

Работа с детьми в период протекания кризиса трёх лет

К трем годам у ребенка появляются собственные желания, зачастую не совпадающие с желаниями взрослого, нарастает тенденция к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых и без них. К концу раннего возраста появляется знаменитая формула «Я сам».

Резко возросшее стремление к самостоятельности и независимости приводит к существенным изменениям в отношениях ребенка и взрослого. Этот период в психологии получил название кризиса трех лет. Критическим этот возраст является потому, что на протяжении всего нескольких месяцев существенно меняется поведение ребенка и его отношения с окружающими людьми.

Симптомы кризиса трех лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, стремление к деспотическому управлению окружающими. Далеко не все дети обнаруживают столь резкие негативные формы поведения или быстро их преодолевают. В то же время их личностное развитие происходит нормально.

Важнейшим личностным образованием является открытие ребенком самого себя. С этих пор он начинает называть себя не в третьим лице («Маша хочет домой»), а сознательно произносит местоимение «я». Образовавшаяся «система Я» знаменует переход от самопознания к самосознанию.

Возникновение «системы Я» порождает мощную потребность — потребность в самостоятельной деятельности. Наряду с этим ребенок из мира, ограниченного предметами, переходит в мир людей, где его «Я» занимает новое место.

Отделившись от взрослого, он вступает с ним в новые отношения. Отчетливо проявляется своеобразный комплекс поведения, который включает в себя:

— стремление к достижению результата своей деятельности;

— желание продемонстрировать успехи взрослому, получить одобрение;

— обостренное чувство собственного достоинства, которое проявляется в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию достижений, эмоциональных вспышках, бахвальстве.

Этот комплекс был назван «гордостью за достижения». Он охватывает одновременно три главные сферы отношений ребенка — к предметному миру, к другим лицам и к самому себе.

Суть этого новообразования, являющегося поведенческим коррелятом кризиса трех лет, состоит в том, что ребенок начинает видеть себя через призму своих достижений, признанных и оцененных другими людьми.

В младшей возрастной группе дети, как правило, безразлично воспринимают оценку взрослого: поведение в ответ на положительную и отрицательную оценку существенно не меняется. В средней же возрастной группе отрицательная оценка, даже будучи справедливой, порождает целый комплекс аффективных проявлений. В то же время возникает и особое отношение к несправедливому мнению. Незаслуженная похвала вызывает у детей чувство смущения, неловкости. В старшей возрастной группе яркость аффективных проявлений несколько ослабевает, на первый план все больше выступает умение противостоять несправедливой оценке, аргументировать ценность своей деятельности.

Предложенные ниже рекомендации помогут педагогам в организации конструктивного протекания кризиса трех лет.

Во-первых — нужно так организовать деятельность детей, чтобы они как можно больше были заняты, проявляли самостоятельность.

Например, научите детей культурно-гигиеническим навыкам: мыть руки, умываться, предложите им делать это самостоятельно, а вы наблюдайте. Предложите ребенку самостоятельно убрать за собой посуду после еды.

Сюжетно-ролевая игра «Дом». Ребенок сначала наблюдает за воспитателем, учится действовать с предметами, а затем предлагают ему: «Одень куколку теплее. На улице холодно, она может замерзнуть». Здесь используется обучающий прием и в то же время ребенок проявляет самостоятельность в одевании. Затем ребенок самостоятельно кормит, готовит обед для куклы и т. д.

Игра в магазин. Ребенку отведите роль продавца, а родители или старшие дети — покупатели. Когда малыш продает что-нибудь, ему тяжело расставаться с вещью, отдавать кому-то свое. Со временем он поймет, что вещь ему вернут назад, и будет просить поиграть с ним в эту игру еще раз.

Придумать малышу «очень важное дело» — готовку еды для кукол, постройку дома, создание новой картины. Пусть малыш проявляет свою самостоятельность в игре, не стоит прерывать его своими советами.

Посадите за стол любимого игрушечного друга малыша. Пусть он постоянно ведет себя неправильно. Вместе воспитывайте из него приличного ребенка. Уложите его спать. Возьмите с собой на прогулку. Вместе разбирайте поведение шалуна — что он делает неправильно и почему так делать не надо. Пусть малыш учится отличать хорошее поведение от плохого. Беря на себя роль «воспитателя» в игре, малыш и в жизни будет вести себя соответствующе.

Накануне Нового года вместе с детьми можно сделать новогодние игрушки своими руками, этот творческий процесс позволит стать малышу более усидчивым.

Во-вторых, через игры-драматизации можно снять проявление агрессии. На роль отрицательного героя выбираем ребенка, проявляющего признаки агрессии. «Волк очень злой, он громко рычит, хочет испугать козлят (предлагаем ребенку порычать). Сильно стучит в дверь, топает от недовольства ногами». С помощью этих занятий выгоняем агрессию. Чем сильнее ребенок рычит, стучит ногами, тем эффективнее это упражнение. Так же эти приемы способствуют развитию актерского мастерства. Если в группе несколько человек проявляют агрессию, то вовлекаем их в игру. «Ребята, к нам в группу пришел Бармалей. Он хочет забрать у нас все игрушки, чтобы мы сидели на стульчиках и плакали. Давайте выгоним его». Предлагаем «забросать» Бармалея мешочками с песком, комочками из ваты. Это может быть игрушка или картинка. Эффективнее всего использовать эти приемы на занятии физкультурой или на прогулке (метание, топот, крик).

Можно проводить коррекцию негативных проявлений через лепку, т.к. это пластичный материал, затем можно слепить другого героя. «Давайте слепим лису, которая выгнала зайку из избушки. Она у нас получилась злая, у нее хитрые глаза, на лапках острые когти. Давайте изменим сюжет сказки, слепим добрую лису. Пусть они живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая».

Закрашивание рисунка резкими размашистыми движениями также помогает сбросить агрессию. Для этого понадобиться большой листок с изображением отрицательного героя. «Закрась мишку, который сломал теремок».

Бороться с упрямством можно путем создания фантастических ситуаций. «Не хочешь кушать, не кушай. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не кушала. Сначала она была пухленькой, у нее были пухленькие щечки. Потом она стала худеть, стала легкой. На улице ей пришлось держаться за маму, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша исчезла». Обычно такие истории имеют обратную реакцию. Можно использовать серию стихов Г. Остера

· «Вредные советы».

Никогда не мойте уши,

Шею, руки и лицо.

Это глупое занятье

Не приводит ни к чему.

Вновь испачкаются руки,

Шея, уши и лицо.

Так зачем же тратить силы,

Время попусту терять.

Так же с проявлением негативного поведения помогает бороться художественная литература.

· И. Демьянов «Дразнилки».

Замарашка рук не мыл,

Месяц в баню не ходил.

Столько грязи, столько ссадин!

Мы на шее лук посадим,

Репу — на ладошках,

На щеках — картошку,

На носу морковь взойдет —

Будет целый огород.

· М. Зощенко «Глупая история»;

· Русская народная песенка «Бабушкин козлик»;

· Узбекская народная сказка «Упрямые козлики».

Нужно отметить, что кризис может проявляться не только в негативном проявлении, но и в замкнутости, неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Такого ребенка надо включать в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и сюжетно-ролевых играх

Так как эта проблема очень сложная, одному воспитателю с ней не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые более или менее просвещены в плане воспитания детей, которые понимают, что такое кризис трех лет, можно посоветовать самостоятельно почитать специальную литературу. А с теми, кто своим воспитанием обостряет кризис, не замечает его проявлений, путает симптомы кризиса с непослушанием, нужно проводить индивидуальные беседы.

Хочется сделать вывод, чтобы не было места негативным проявлениям, нужно постоянно занимать ребенка интересными для него делами: игры, пение песен, драматизации, чтение, прогулки и т. п.



Предварительный просмотр:

Консультация педагога-психолога для воспитателей ДО «Развитие памяти и внимания у дошкольников»

Внимание и память это процессы, которые теснейшим образом связанны с речью. Если у ребенка нарушено внимание, то и восприятие речи не может происходить в полном объеме.

Нарушение внимания - это одна из наиболее главных причин возникновения общего недоразвития речи. У детей с ОНР внимание нарушено примерно в 90 процентах случаев. Из этого следует, что развитие внимания и памяти положительно сказывается на коррекции речевого недоразвития. Заниматься этим воспитателю необходимо не только в образовательной деятельности, но и во время некоторых режимных моментах.

Остановимся поподробнее на играх и упражнениях, которые эффективно развивают внимание и память детей.

Во время сборов на прогулку, в раздевалке, можно предложить ребятам чтобы они проверили, все ли в порядке в одежде товарищей и своей собственной (правильно ли зашнурованы ботинки, все ли пуговицы застегнуты и т. д., и посоветовали, что можно еще надеть).

Собираясь с детьми на музыкальное занятие, можно спросить их: «Кто за кем стоял на прошлом занятии?», «Кого похвалил музыкальный руководитель?», «Кто лучше всех танцевал?» Это будет иметь также и воспитательное значение.

На прогулке можно поиграть с детьми в игру «Летает – не летает». Воспитатель произносит слова, обозначающие предметы или объекты (ворона, ворота, дверь, лебедь, самолет, автомат, вертолет и т. д) если они могут летать дети машут руками. Если нет – приседают. По такому же принципу проводятся игры на выделение любого обобщающего понятия (овощи, одежда, деревья, транспорт, игрушки, продукты, мебель и т. д.). Задуманное обобщение можно выделять среди других слов хлопками, прыжками, приседаниями и другими действиями

Еще одно упражнение, которое можно проделать на прогулке. Воспитатель просит детей посмотреть вокруг и назвать все зеленое (деревянное, покрашенное, металлическое, живое, высокое, толстое, длинное, кирпичное и т. д.). Такое упражнение увеличивает объем внимания и его устойчивость.

Во время игры детей в кукольном уголке воспитатель может подойти, переключить их внимание на какой-то объект (час, светофор, рыбок, попугая) и незаметно спрятать две – три игрушки среднего размера. А по окончании игры предложить детям догадаться, чего не хватает в игровом шкафу, на скамеечке, на ковре и т. д.

Полезно также проводить и традиционные, хорошо известные воспитателям игры: «Чего не хватает?», «Что изменилось?», «Что прибавилось?», «Разложи предметы так, как я скажу» и т. д.

Игры на развитие внимания, памяти и наблюдательности для детей подготовительной группы:

«Любовь к порядку»

Оборудование: игрушки и различные предметы.

Один играющий смотрит внимательно на предметы и игрушки, расставленные в детском уголке, чтобы запомнить, что где стоит. Затем он выходит за дверь. Воспитатель берет несколько игрушек из детского уголка и ставит их на стол. Ребенок возвращается. Нужно поставить игрушки на прежние места. Дети сменяют друг друга. Меняются предметы, игрушки и места, откуда их забирают. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все дети.

Начинать игру нужно с 2—3 игрушек, в дальнейшем их число увеличивают до 5—6 шт. Размер игрушек должен быть разным. Маленькую игрушку труднее заметить.

«Заметить изменения»

Дети делятся на группы (по 3—5 чел.). Комнату можно условно разбить на несколько участков. Дети внимательно рассматривают определенный участок. Воспитатель подсказывает, на что следует обратить внимание. Дети выходят из комнаты. Воспитатель переставляет, меняет, добавляет или убирает предметы, мебель. Дети возвращаются и говорят, какие изменения произошли. Затем играет следующая группа, она исследует другой участок. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все группы.

«О ком говорю?»

Воспитатель. Я расскажу о присутствующем здесь человеке. Попробуйте отгадать, кто это. Воспитатель описывает одного из детей: цвет волос, глаз, рост, характер (веселый, спокойный, молчаливый или шумный и задиристый; со всеми дружит или нет, голос, чем любит заниматься. Дети отгадывают, о ком идет речь. Для этого они задают встречные вопросы. Например: «Это мальчик?», «Девочка?», «В платье?», «В брюках?», «Одет в красное?», «В белой кофточке?», «На ногах коричневые туфли?», «В белых носочках?», «У нее есть бантики?», «Стоит первым?», «Последним?», «Стоит в середине?» и т. п. На вопросы детей воспитатель отвечает кратко: да, нет, может быть.

Побеждает тот, кто первым отгадает, о ком идет речь. Победителю предлагают сыграть самому — загадать и описать одного из детей.

«Запомни предметы»

Оборудование: 10 — 12 предметов.

На столе 10—12 предметов, которые дети должны запомнить. Воспитатель закрывает их. Дети перечисляют, что запомнили.

Можно разделить детей на несколько небольших групп.

Варианты:

1. Дети отворачиваются от стола. Воспитатель вместе с одним или двумя помощниками убирает 1—3 предмета, а 2—3 меняет местами. Дети поворачиваются и говорят об изменениях.

2. Воспитатель показывает репродукцию картины, затем убирает ее. Дети рассказывают, что изображено на картине: сначала в общих чертах, потом подробно.

«Маскировка»

Дети шагают друг за другом. Воспитатель произносит слова «кочки», «копна», «дорожка», «овраг». Дети останавливаются и изображают названный предмет.

На слово «кочки» дети приседают на корточки, опускают голову и обхватывают колени руками; «копна» — все сходятся в круг, поднимают и соединяют руки над головой; «овраг» — встают в два ряда, немного пригибаются, соединяют руки между собой, опуская их ближе к полу; «дорожка» — встают друг за другом и кладут руки на плечи впередистоящему. Тот, кто ошибется 5 раз, выбывает из игры.

Варианты

1. Воспитатель называет только 2 предмета.

2. Воспитатель рассказывает (дети показывают предметы по ходу рассказа): «Мы все идем по дорожке (дети показывают дорожку, но вдруг стали попадаться кочки. Сначала одна кочка, а дальше подряд три кочки (дети разделяются на 4 группы и изображают кочки). Весело шагаем по дорожке и скатываемся в овраг (дети изображают сначала дорожку, а затем овраг). В овраге мы нашли много грибов, их собрали (дети собирают раскиданные по полу шишки). Кто больше всех собрал грибов?»

Примечание. Перед началом игры следует немного потренироваться — сделать «кочку», «копну», «дорожку», «овраг».

«У команд свой цвет»

Оборудование: разноцветные кубики, фишки, палочки, шарики.

Дети делятся на команды, у каждой свой цвет. Воспитатель раскидывает разноцветные предметы по полу. По сигналу двое участников (один участник) от каждой команды собирают рассыпанные кубики, фишки, палочки, шарики своего цвета. Можно взять сколько угодно предметов, но ронять их нельзя. Нужно отнести предметы к своей команде. Затем задание выполняют следующие участники команд. Так продолжается до тех пор, пока команды не соберут все предметы своего цвета. Побеждает команда, собравшая первой предметы своего цвета.

«Шагаем — считаем»

Дети делятся на команды (по 5 — 10 чел.). По сигналу участники первой команды встают в шеренгу, шагают вперед и с каждым шагом вместе произносят числа «1», «2», «3» и т. д. Тот, кто сбился со счета, остается на месте. Прошла первая команда, задание начинает выполнять следующая. Так продолжается до тех пор, пока не сыграют все команды.

Воспитатель определяет самую внимательную команду и самого собранного участника.

Варианты. Произносить числа через одну цифру («1», «3», «5», «7», «9», в обратном порядке («10», «9», «8», «7».). Варианты выбирает воспитатель исходя из подготовленности детей.

Игры на развитие слухового внимания и памяти:

1. «Что исчезло?»

Выставляется ряд картинок, дети называют их, запоминают, закрывают глаза, затем одна картинка убирается, дети открывают глаза и отвечают на вопрос «что исчезло?»

2. «Подскажи словечко»

• С мелкими гвоздями

Полюбуйтесь дикими

Алыми … (гвоздиками).

• На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела.

В пестрой юбке танцовщица,

Музыкальная … (юла).

3. «Запомни- повтори»

Предлагается послушать и запомнить столбики слогов:

ба-па-ба па-ба-ба

ба-ба-па па-ба-па

па-па-ба ба-па-па

4. «Запомни-назови»

Выставляется ряд картинок, дети называют их, затем закрывают глаза, картинки убираются, после этого дети называют все запомнившиеся картинки.

5. «Что прибавилось?»

Выставляется ряд картинок, дети называют и запоминают их, затем закрывают глаза, в это время добавляется еще одна картинка, дети открывают глаза, педагог спрашивает «что прибавилось?».

6. «Что изменилось?»

Выставляется ряд картинок, дети произносят, что за чем находится, закрывают глаза, в это время педагог переставляет местами картинки, затем задает вопрос «что изменилось?».

7. «Запомни и повтори чистоговорку».

Спал спокойно сытый сом, видел сладкий сон.

8. «Запомни, повтори и назови слова с заданным звуком».

Из предложенного предложения выбрать слова со зв. «т».

Например: От топота копыт пыль по полю летит.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с особым поведением

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

Как выявить тревожного ребенка

Тревожный ребенок:

1. Не может долго работать, не уставая.

2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.

3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.

4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.

5. Смущается чаще других.

6. Часто говорит о напряженных ситуациях.

7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.

8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.

9. Руки у него обычно холодные и влажные.

10. У него нередко бывает расстройство стула.

11. Сильно потеет, когда волнуется.

12. Не обладает хорошим аппетитом.

13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.

14. Пуглив, многое вызывает у него страх.

15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.

16. Часто не может сдержать слезы.

17. Плохо переносит ожидание.

18. Не любит браться за новое дело.

19. Не уверен в себе, в своих силах.

20. Боится сталкиваться с трудностями.

Суммируйте количество “плюсов”, чтобы получить общий балл тревожности.

Высокая тревожность — 15-20 баллов

Средняя — 7-14 баллов

Низкая —1-6 баллов.

Как помочь тревожному ребенку

  Работа проводится по трем направлениям:

  1. Повышение самооценки.

2. Обучение ребенка умению управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его ситуациях.

3. Снятие мышечного напряжения.

 

Правила работы с тревожными детьми

 

1. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

2. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

3. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

4. Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

5. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

6. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

7. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

8. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

9. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

10. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

11. Не унижайте ребенка, наказывая его.

ГИПЕРАКТИВНЫЕ ДЕТИ

Как выявить гиперактивного ребенка

Критерии  гиперактивности (схема наблюдений за ребенком)

 

Дефицит активного внимания:

1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.

2. Не слушает, когда к нему обращаются.

3. С большим энтузиазмом берется за задание, но так и не заканчивает его.

4. Испытывает трудности в организации.

5. Часто теряет вещи.

6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.

7. Часто бывает забывчив.

 

Двигательная расторможенность

1. Постоянно ерзает.

2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается в кресле, бегает, забирается куда-либо).

3. Спит намного меньше, чем другие дети, даже во младенчестве.

4. Очень говорлив.

Импульсивность:

1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.

2. Не способен дождаться своей очереди, часто вмешивается, прерывает.

3. Плохо сосредоточивает внимание.

4. Не может дожидаться вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).

5. Не может контролировать и регулировать свои действия. Поведение слабо управляемо правилами.

6. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других — нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).

Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.

Правила работы с гиперактивными детьми

1. Работать с ребенком в начале дня, а не вечером.

2. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.

3. Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.

4. Быть драматичным, экспрессивным педагогом.

5. Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.

6. Посадить ребенка во время занятий рядом с взрослым.

7. Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).

8. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.

9. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.

10. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.

11. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая но будущее.

12. Предоставлять ребенку возможность выбора.

13. Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!

 

АГРЕССИВНЫЕ ДЕТИ

Как выявить агрессивного ребенка

Анкета «Критерии агрессивности у ребенка»

 

1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.

4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.

6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.

7. Он не прочь подразнить животных.

8. Переспорить его трудно.

9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.

12. Часто не по возрасту ворчлив.

13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.

14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.

16. Легко ссорится, вступает в драку.

17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.

Оценка результатов:

Высокая агрессивность -  15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Низкая агрессивность —1— 6 баллов

Как помочь агрессивному ребенку

  Направления работы:

1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.

2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.

 

Правила работы с агрессивными детьми

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребенка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребенка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11. Учить брать ответственность на себя

Правила для воспитателей при работе с агрессивными и тревожными детьми:

1.1 Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле (поручайте ему значимые и заведомо выполнимые поручения).

1.2 Интересуйтесь его мнением. Ведь если с моим мнением считаются, от и я буду считаться с мнением других (это работает!).

2. Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

3. Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».

4. Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме. На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме.

5. Чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;

6. Объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;

7. Расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать.

8. Спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;

9. Объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

10. Избегайте состязаний и каких-либо видов робот, учитывающих скорость.

11. Не сравнивайте ребенка с окружающими.

12. Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.

13. Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.

14. Чаще обращайтесь к ребенку по имени.

15. Демонстрируете образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.

16. Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.

17. Будьте последовательны в воспитании ребенка.

18. Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.

19. Используйте наказание лишь в крайних случаях.

20. Не унижайте ребенка, наказывая его.

Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.



Предварительный просмотр:

Содержание работы в дошкольном учреждении по социально– коммуникативному развитию

 направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

– развитие игровой деятельности детей;

– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

– формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.  В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности».

Социализация - это процесс формирования и развития личности, происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности.

Игра - самая любимая и естественная деятельность дошкольников. Игра сопровождает детей в течение всего времени пребывания в детском саду. Во время игры ребенок получает представления о себе, о сверстниках, об обществе в целом.

В ДОО педагоги способствуют развитию разных видов игр: сюжетно- ролевые, игры с правилами, игры-драматизации, игры-фантазии, подвижные и спортивные игры, игры разных народов. Игра и игровые приемы используются в разных видах деятельности, в повседневной жизни и на занятиях. В младших и средних группах игра используется как основная форма организации и содержания занятий, т. к. в игре легче усваивается и закрепляется программный материал. В старших группах больше используются игры, развивающие психические процессы: память, мышление, внимание, речь, а также творческие способности ребенка.

 Особое место в воспитательно-образовательном процессе ДОУ, во всех возрастных группах занимает сюжетно-ролевая игра. Данный вид игр расширяет кругозор детей, формирует представления об окружающей действительности, обучает и развивает творчество. В ДОУ созданы условия для самостоятельной организации игр детьми. Ведется планомерная работа по обогащению сюжетов игр, насыщению их впечатлениями из личного опыта. Для этого используются различные методы: художественная литература, беседы и разговоры с детьми на разные темы, экскурсии, прогулки, наблюдения, использование музыкальных произведений, экспериментирование, наглядность. Индивидуальный подход в организации игровой деятельности имеет важное значение в личностном развитии ребенка. Педагоги ДОУ, понимая это, организовывают игры с учетом личностных особенностей детей: застенчивых, гиперактивных, конфликтных.

 Также учитываются поло-ролевые особенности детей. Организовываются игры для мальчиков и девочек, а также совместные. В сюжетно-ролевых играх девочки выполняют роли мамы, хозяйки, мальчики - роли, связанные с мужественными профессиями.

 Задачи воспитания и развития детей младшего и среднего возраста:

1. Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка.

2. Помогать детям открывать новые возможности игрового отражения мира.

3. Пробуждать интерес к творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками. В старшем дошкольном возрасте ребенок принимает участие в различных сюжетно ролевых и режиссерских играх. Цель воспитателя состоит в обогащении игрового опыта каждого ребенка.

Задачи воспитания и развития детей в старшей группе:

1. Обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства с явлениями социальной действительности и отношениями людей (школа, магазин, больница, парикмахерская, путешествия и другие), активизировать воображение на основе сюжетов сказок и мультипликационных фильмов.

2. Способствовать построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения: сначала через передачу в игре знакомых сказок и историй, затем через внесение изменений в знакомый сказочный сюжет (введение новой роли, действия, события), впоследствии — через сложение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

 4. Создавать условия для развития умения сотрудничать со сверстниками: формулировать собственную точку зрения, выяснять точку зрения своего партнера, сравнивать их и согласовывать при помощи аргументации.

В подготовительной группе воспитатель продолжает обогащать игровой опыт детей. Главное — обеспечить дальнейшее развитие самостоятельности в игре, интереса к новым видам игр, развивать игровое творчество детей, желание вносить новое, совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги, элементы игровой обстановки, новые игровые правила.

 Задачи развития и воспитания детей:

 1. Создавать условия для проявления активности, самостоятельности и творчества детей в разных видах сюжетных игр; обогащать игровой опыт каждого ребенка на основе участия в интегративной деятельности (познавательной, речевой, продуктивной), включающей игру.

2. Способствовать самостоятельному построению игры на основе совместного со сверстниками сюжетосложения через построение новых творческих сюжетов.

3. Развивать умение в режиссерских играх вести действие и повествование от имени разных персонажей, согласовывать свой замысел с замыслом партнера.

4. Обогащать способы игрового сотрудничества со сверстниками, развивать дружеские взаимоотношения и способствовать становлению микрогрупп детей на основе интереса к разным видам игр.