Перечень разных форм работы с детьми, родителями, колегами
Формы работы с детьми:
Индивидуальные занятия по заданию логопеда, дефектолога
Фронтальные занятия по программе, реализуемой в дошкольном учреждении (в соответствии с календарным планом).
Коррекционная работа вне занятий: во время режимных моментов, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда на природе, на прогулке, экскурсии, в играх и развлечениях.
Целевые прогулки, передвижные выставки, экскурсии.
Подвижные игры, сопровождаемые литературным текстом или песней, а также направленные на развитие фонематического и слогового восприятия, формирование лексико-грамматической стороны речи.
Беседы, викторины, конкурсы с речевым материалом.
Игры с природным материалом.
Продуктивные виды деятельности: рисунки, аппликации и другое.
Игры-эксперименты.
Формы работы с родителями:
- наглядно-информационные (общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через информацию в родительском уголке, газеты, организацию выставок и другие материалы)
- познавательные (ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами развития речи детей)
- Консультирование – дифференцированный подход к каждой семье, имеющей «особого» ребенка.
- Дни открытых дверей – родители посещают группу, вместе с ребенком, наблюдают за работой специалистов.
- Семинары-практикумы, тренинги, родительские собрания – где родители знакомятся с литературой, играми, учатся применять полученные знания на практике.
- Проведение совместных праздников, где родители могут видят достижения своего ребенка, участвуют совместно с ребенком в конкурсах, соревнованиях и т.п.
- Проектная деятельность позволяет родителям стать участниками образовательного процесса, вместе с детьми решать поставленные задачи, что делает семью ближе к ДОУ.
Эти формы эффективны, так как позволяют найти индивидуальный стиль взаимоотношений с каждым родителем. Это помогает расположить к себе родителей, завоевать их доверие, вызвать на откровенность, вызвать желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. И результатом становится то, что родители могут лучше понять ребенка, найти оптимальные способы решения проблем воспитания.
Формы работы с коллегами:
Семинар-практикум, практико-ориентированный семинар.
Основная цель его проведения - обновление теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач.
«Мастер – класс».
Его основная цель – знакомство с педагогическим опытом, системой работы, авторскими находками и всем тем, что помогло педагогу достичь наилучших результатов.
Открытые просмотры.
Данный вид деятельности педагогов является формой обучения и распространения передового опыта. Педагоги имеют возможность на практике увидеть интересные формы, методы и приемы взаимодействия с воспитанниками.
Метод «Коучинг».
Понятие «коучинг» означает – «тренировать», «наставлять», «воодушевлять». Коучинг – это развивающее консультирование. Разница между обычным консультированием и новыми технологиями – это активная форма обучения, направленная на личностную поддержку профессиональной деятельности. Основа данной техники – интерактивное общение, дискуссия (вопрос-ответ), где педагог не получает советов и рекомендаций, а только отвечает на вопросы, которые ему задаёт консультант (наставник, старший воспитатель).
«Педагогическая гостиная».
Эта форма организации взаимодействия участников педагогического процесса обеспечивает обстановку свободного и непринуждённого общения с возможностью творческого обсуждения различных способов и методов решения одних и тех же педагогических проблем в зависимости от подходов и конкретно-индивидуальных психологических стилей педагогической работы. Данная форма направлена на обеспечение возможности диалога и поиска самых разных и иногда нестандартных, но весьма эффективных вариантов решения профессиональных задач. Это также обеспечивает обмен опытом и рефлексию профессиональной деятельности.