Методическая работа


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Селендумская средняя общеобразовательная школа

План работы

по экологическому воспитанию

составитель: Буянтуев Б.Ц.,

учитель биологии

с. Селендума 2022г.

Организация экологического воспитания в школе

Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля, —

значит, пересесть из него просто некуда.

Антуан де Сент-Экзюпери

Пояснительная записка

Экологическое воспитание на современном этапе развития человеческой цивилизации является приоритетным направлением развития всей системы обучения и воспитания, систематизирующим фактором образования, поэтому, на наш взгляд, наступил тот период в организации экологического образования, когда повышение его эффективности может быть достигнуто только комплексным, системным подходом – экологизацией всего учебного заведения, всех составляющих учебно-воспитательного процесса в школе.

Цель программы–формирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдателя к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

Предполагаемые результаты работы по программе:

•        Образовательные:

•        эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и села;

•        возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;

•        активизации познавательной деятельности учащихся;

•        вовлечение учащихся в практическую деятельность;

•        формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;

•        привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.

•        Педагогические:

•        использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;

•        повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;

•        взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи:

•        воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;

•        активизация практической деятельности школьников экологической направленности;

• организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;

•        содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.

• усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;

•        вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

• осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;

• разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).

План работы по экологическому воспитанию

МБОУ «Селендумская СОШ»

Название мероприятий

Сроки

Кто задействован

Ответственные

Организация работы по экологическому воспитанию

сентябрь

Учителя

Буянтуев Б.Ц

Экологическая неделя

октябрь

5-11 классы

Педагоги-организаторы

Озеленение рекреаций школы и оформление Зимнего сада

В течение года

4-11 классы

Буянтуев Б.Ц

и педагоги-организаторы

Научно-исследовательское проектирование

В течение года

8-11 классы

Педагоги-организаторы

Отображение мероприятий по экологии на страницах школьного сайта и школьной газеты

В течение года

Учителя, 5-11 классы

Педагоги творческой группы

Экологическая акция «Зеленый поход»

апрель

4-8, 10 классы

Буянтуев Б.Ц

, педагоги-организаторы

Экологический месячник чистоты

апрель

4-8 классы

Педагоги-организаторы

Опытническая работа на пришкольном участке

Май-сентябрь

4-8 классы

Буянтуев Б.Ц

Экологическая тропа в Миндальную и Абрикосовую рощи

Май-сентябрь

5-8 классы

Буянтуев Б.Ц

Открытые уроки

В течение года

Учителя

Педагоги-организаторы

Участие в экологических праздниках районного уровня

В течение года

6-8 классы

Буянтуев Б.Ц

Участие в школьных, районных, республиканских олимпиадах по биологии и экологии

По плану

9-11 классы

Педагоги творческой группы

Подведение итогов работы за год, планы на следующий год

май

Учителя

Буянтуев Б.Ц

Основой методической реализации программы является практическая деятельность учащихся. В школе проводятся месячники по предметам, где обязательно затрагиваются актуальные экологические проблемы. Результат: выставки экологических газет, плакатов, рисунков. В апреле проходит месячник чистоты, где благоустраивается школьная территория, хотя работа на пришкольном участке ведется систематически, по плану. Большое внимание в течение всего учебного года уделяется наведению должного санитарного состояния внутри школы: рекреаций, кабинетов, внутреннему озеленению.

Осенью в школе проходят осенние праздники, экологическая неделя. Ежегодно учащиеся школы участвуют в экологических олимпиадах, экологических слетах, экологических праздниках.

Несколько лет в школе работает экологическая тропа по маршруту: Школа – Миндальная роща – Абрикосовая роща, где ребята встречаются с научными сотрудниками Сибирского Федерального Университета (г.Красноярск) Екимовой Н.В. и Силкиным П.П. Ученые проводят с ребятами мастер-классы, учат правильно закладывать опыты.

Результаты исследовательской работы находят свое применение в участии в научно-практических конференциях «Шаг в будущее», «Созвездие», «Открытие».

К сожалению, пока никто не знает, что конкретно надо делать для исправления экологической ситуации в стране, мире. Однако известно, что поиск выхода возможен только совместными усилиями всех и каждого. Равнодушию не должно быть места. Образовательная работа в области экологии очень интересна детям и держится на добросовестности, заинтересованности ребят и на энтузиазме учителя и руководителя.



Предварительный просмотр:

ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

Входная контрольная работа по биологии для 5 класса

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Семена одуванчика распространяются: А – животными; Б – водой; В – ветром; Г – саморазбрасыванием
  2. Вода необходима растениям: А – для дыхания; Б – увеличивает плодородие почвы; В – для растворения питательных веществ; Г – является питательным веществом
  3. Ядовитый гриб: А – бледная поганка; Б – опёнок; В – сыроежка; Г – трутовик
  4. Клеточное строение имеют: А – все растения; Б – все животные; В – некоторые растения; Г – растения и животные

Выберите лишнее слово и объясните свой выбор:

  1. Дуб, липа, ель, берёза
  2. Волк, медведь, верблюд, лиса

Дополните предложение:

  1. Нос, трахея, бронхи, лёгкие – это органы, которые принимают участие в процессе …
  2. Списки исчезающих растений и животных можно посмотреть в …

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. При дыхании растение: А – выделяет кислород; Б – выделяет углекислый газ; В – поглощает воду; Г – образует питательные вещества
  2. Луг и лес – А – растительные сообщества; Б – флора; В – растительность; Г – участок суши
  3. Из подсолнечника получают масло: А – подсолнечное; Б – сливочное; В – кукурузное; Г – оливковое
  4. Среда обитания – это: А – хищники; Б – только свет; В – только вода; Г – живая и неживая природа.

Выберите лишнее слово и объясните свой выбор:

  1. Сосна, кедр, осина, ель
  2. Суслик, заяц, белка, лось

Дополните предложение:

  1. Рот, желудок, печень, тонкая кишка – это органы, которые принимают участие в процессе …
  2. Территория, где занимаются охраной и изучением растений и животных называется …

Тест по биологии «Живой организм: строение и изучение»

ВАРИАНТ №1.

Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.

А.1. Биология-это наука

а) о звездах;                                            в) о живой природе;

б) о веществах;                                       г) о Земле, её форме и строение.

А.2. Раздражимость характерна

а) для всех природных тел;                в) только для животных;

б) только для растений;                      г) для всех живых существ.

А.3. Первым учёным, который наблюдал в микроскоп клетки растений, был

а) Н. Коперник;                                     в) Р. Гук;

б)А. Левенгук;                                       г) К. Птолемей .

А.4. Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют

а) деталями;                                          в) органами;

б) органоидами;                                   г) отделами.

А.5. Клеточное строение имеют

а) все природные тела ;                       в) митохондрии;

б) только животные;                            г) все живые существа.

А.6. Органоиды, отвечающие за дыхание клетки,-

а) рибосомы ;                                          в) митохондрии;

б) лизосомы;                                           г) хромосомы.

А.7. Цитоплазма клетки:

а) осуществляет связь между частями клетки;  

б) способствует соединению  клеток между собой;

в) выполняет защитную функцию;                        

г) обеспечивает поступление веществ в клетку.

А.8. Научный метод исследования, не предполагающий никаких манипуляций с изучаемым объектом, называется

а) наблюдением;                                     в) рассматриванием;

б) экспериментированием;                    г) измерением.

А.9. Изучением объектов с помощью линейки и весов получило  название

а) разглядывание;                                   в) наблюдение;

б) измерение;                                          г) экспериментирование.

А.10. К. Линней создал

а) классификацию организмов ;

б) изучение о строение Вселенной;

в) учение об изменяемости живых организмов;  

г) учение о биосфере.

Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. Микология изучает

а) деревья;                                              г) одноклеточные грибы;

б) плесневые грибы;                             д) кустарники;

в) муравьев;                                           е) шляпочные грибы.

В 2. Установите соответствие между организмами и науками, которые их изучают. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМЫ    НАУКИ

А) береза                                                                                              1) ботаника

Б) зяблик                                                                                              2) зоология

В) корова

Г) дуб

Д) яблоня

Е) бабочка

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1.   Перечислите отличительные особенности растительной клетки.

ВАРИАНТ №2.

Часть 1(А). Выберите один ответ из предложенных четырех.

А.1. Строение растений изучает наука:

а) анатомия;                                        в) ботаника;

б) бактериология;                               г) зоология.

А.2. Превращение головастика в лягушку служит примером процесса:

а) размножения;                                 в) раздражимости;

б) развития;                                        г) движения.

А.3. Наблюдения ученого за жизнью насекомых представляет собой:

а) метод изучения природы;             в) превращение веществ;

б) явление неживой природы;          г) физический эксперимент.

А.4. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это:

а) цитоплазма;                                    в) органоид;

б) хлоропласт;                                    г) ядро.

А.5. Мельчайшая частица растения, выполняющая все жизненно важные процессы, - это

а) цветок;                                           в) клетка;

б) семя;                                              г) почка.

А.6. Женскую половую клетку называют:

а) хлоропласт;                                    в) нервная;

б) сперматозоид;                               г) яйцеклетка.

А.7. Основную массу тела медузы составляет:

а) вода;                                               в) белок;

б) сахар;                                             г) соль кальция.

А.8. Клетка, как структура живого организма, была открыта с помощью:

а) весов;                                             в) телескопа;

б) мензурки;                                      г) микроскопа.

А.9. Изучением объектов с помощью микроскопа и лупы получило  название

а) разглядывание;                                  в) наблюдение;

б) измерение;                                         г) экспериментирование.

А.10. Учение о биосфере создал

а) Ж. А. Фабр;                                       в) В.И. Вернадский;

б) Ч. Дарвин;                                         г) К. Линней.

Часть 2 (В). Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В 1. КЛЕТКИ растительного организма включают:

а) сперматозоид;                                  г) корень;

б) хлоропласт;                                     д) цветок;

в) цитоплазма;                                    е) ядро.

В 2. Установите соответствие между оборудованием и его предназначением. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОборудованиеПредназначение оборудования

А) шпатель                                                            1) измерительные приборы

Б) секундомер                                                       2) лабораторное оборудование

В) пипетка

Г) линейка

Д) держатель

Е) термометр

А

Б

В

Г

Д

Е

Часть 3 (С). Дайте развернутый ответ на вопрос.

С1. Перечислите обязательные компоненты ядерной клетки.

Тестовая работа по теме «Бактерии»

Часть А:

Выберите один правильный ответ и занесите в таблицу.

1. Клетки бактерий отличаются от клеток других организмов тем, что не имеют:

а) оболочки  б) жгутиков  в) ядра  г )цитоплазмы

2. Бактерии – очень древние организмы, так как они:

а) маленькие по размеру б) одноклеточные

в) появились на Земле 3,5 млрд. лет назад г) имеют форму палочки

3. Клетки бактерий делятся через каждые:

а) 20 мин.  б) 35 мин.  в) 60 мин. г) 15 мин.

4. В неблагоприятных условиях бактерии превращаются в:

а) кокки  б) споры  в) почки  г) половые клетки

5. Слово «бактерия» происходит от греческого слова:

а) «маленькая»  б) «хвостатая»  в) «палочка» г) «древняя»

6. Нуклеиновая кислота у бактерий расположена:

а) в ядре  б) прямо в цитоплазме  в) с споре  г) в жгутике

7. Превращают остатки мертвых организмов в перегной:

а) почвенные бактерии  б) кисломолочные бактерии  в) болезнетворные бактерии

8. Йогурт, кефир, творог люди получают с помощью:

а) гнилостных бактерий  б) кисломолочных бактерий  в) дрожжей

Часть В:

Выберите 3 правильных утверждения из 6:

1. Нуклеиновая кислота (ДНК) бактерий находится в ядре.

2. Многие бактерии передвигаются с помощью жгутика.

3. Все бактерии имеют палочковидную форму.

4. В неблагоприятных условиях бактерии активны,  быстро растут.

5. Деятельность древних бактерий привела к образованию самородной серы.

6. Спора – это толстая оболочка, которая образуется у бактерий при неблагоприятных условиях жизни.

Ответы:

Часть С:

Перечислите правила гигиены, которые нужно соблюдать, чтобы не заразиться бактериальными заболеваниями?

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство;
  2. Плесневый гриб пеницилл человек использует для получения: А) продуктов питания; Б) красителей; В) лекарств; Г) одежды;
  3. Основная часть гриба: А) корень; Б) стебель; В) споры; Г) грибница;
  4. Питается, образуя органические вещества из воды и углекислого газа: А) сыроежка; Б) мухомор; В) пшеница; Г) дрожжи;
  5. Тело многоклеточных водорослей называют: А) слоевище; Б) грибница; В) побег; Г) стебель;
  6. В ходе фотосинтеза растение создаёт: А) воду; Б) углекислый газ; В) минеральные соли; Г) питательные вещества;
  7. У большинства мхов имеется: А) корень; Б) цветок; В) плод и семена; Г) стебель и листья;
  8. Мхи размножаются с помощью: А) спор; Б) семян; В) листьев; Г) стеблей;

Выберите три верных утверждения:

9.Представители царства грибов размножаются: А) спорами; Б) семенами; В) участками грибницы; Г) корнями; Д) побегами; Е) почкованием;

10. Верны ли следующие утверждения: А) Одноклеточные водоросли способны передвигаться при помощи жгутиков; Б) Водоросли обитают только в пресных водоёмах; В) Мхи первыми заселяют голые скалы, образуя почву; Г) Споры сфагнума образуются в цветках; Д) У большинства мхов есть стебли и листья; Е) Болотный мох сфагнум впитывает воду ризоидами.


11. Установите соответствие между строением тела и видом растения:

А) многоклеточный организм                               1) Хламидомонада

Б) Имеет листья и стебли                                       2) Кукушкин лён

В) Одноклеточный организм

Г) Клетки обладают жгутиками

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Плесень, или белый налёт на хлебе образует: А) шляпочный гриб; Б) гриб мукор; В) дрожжи; Г) бактерии;
  2. Пекарские дрожжи представляют собой: А) бактерии; Б) растения; В) грибы; Г) животных;
  3. Плодовое тело гриба подосиновика состоит из: А) корней; Б) побегов; В) почек; Г) шляпки и ножки;
  4. Процесс образования органических веществ растением называется: А) дыханием; Б) фотосинтезом; В) размножением; Г) испарением;
  5. Самая древняя группа растений – это: А) мхи; Б) водоросли; В) цветковые; Г) папоротники;
  6. В ходе фотосинтеза растение образует: А) воду; Б) соль; В) кислород; Г) углекислый газ;
  7. В отличие от водорослей, у мхов имеются: А) клетки; Б) клеточные ядра; В) стебли и листья; Г) корни;
  8. Мхи обитают: А) в пустынях; Б) на дне водоёмов; В) во влажных местах; Г) на ледниках;

Выберите три верных утверждения: К многоклеточным грибам относят: А) белый гриб; Б) мукор; В) дрожжи; Г) подосиновик; Д) бактерии; Е) мухомор;

10. Верны ли следующие утверждения: А) Человек использует морскую капусту в качестве пищи; Б) Водоросли вырабатывают в ходе фотосинтеза кислород; В) Все водоросли имеют микроскопические размеры тела; Г) Из отмерших частей мха образуется песок; Д) Мхи являются одноклеточными растениями; Е) Листья сфагнума состоят из живых и мёртвых клеток.

11. Установите соответствие между видом растения и его принадлежностью к систематической группе:

А) Хламидомонада                        1) Водоросли

Б) Сфагнум                                     2) Мхи

В) Ламинария

Г) Кукушкин лён

Тест «Голосеменные растения», «Покрытосеменные растения»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Семенами размножается: А) мох; Б) папоротник; В) сосна; Г) водоросли;
  2. Преобладают древесные и кустарниковые формы среди растений: А) папоротников; Б) голосеменных; В) хвощей; Г) мхов;
  3. Органом размножения покрытосеменных растений является: А) корень; Б) стебель; В) цветок; Г) лист;
  4. Самое сложное строение имеют растения: А) мхи; Б) папоротники; В) голосеменные; Г) покрытосеменные;
  5. Сбрасывает хвою на зиму растение: А) ель; Б) сосна; В) пихта; Г) лиственница;
  6. Кислород, необходимый для дыхания живых организмов вырабатывают: А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;
  7. К дикорастущим растения относят: А) подсолнечник; Б) кукурузу; В) черешню; Г) одуванчик;
  8. Особенность строения покрытосеменных растений – это: А) наличие цветков; Б) размножение семенами; В) почвенное питание; Г) фотосинтез на свету;

Выберите три верных ответа:

9. Для корма скота разводят растения: А) клевер; Б) лён; В) хлопчатник; Г) свёклу; Д) розы; Е) кукурузу;

10. К органам размножения цветковых растений относят: А) шишку; Б) плод; В) спорангий; Г) семя; Д) цветок; Е) ризоид;


11. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: А) Ствол; Б) Плод; В) Хвоя; Д) Шишка;

12. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Пустырник                                   1) Лекарственное

Б) Лён                                                2) Техническое

В) Подорожник

Г) Мать-и-мачеха

Д) Хлопчатник

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. У папоротников и голосеменных отсутствуют: А) корни; Б) стебель; В) цветки; Г) листья;
  2. Хвоя лиственницы представляет собой видоизмененный: А) стебель; Б) лист; В) шишку; Г) почку;
  3. Семена цветковых растений располагаются в: А) цветках; Б) плодах; В) почках; Г) шишках;
  4. Во всех природных зонах на нашей планете произрастают: А) мхи; Б) хвощи; В) хвойные; Г) цветковые;
  5. На чешуйках шишек расположены семена у: А) сосны; Б) мха; В) хвоща; Г) папоротника;
  6. Образуют питательные вещества из неорганических соединений: А) грибы; Б) растения; В) животные; Г) бактерии;
  7. Как культурное растение человек выращивает: А) липу; Б) яблоню; В) тополь; Г) клён;
  8. В форме и деревьев, и кустарников, и трав могут существовать: А) мхи; Б) цветковые; В) водоросли; Г) папоротники;

Выберите три верных ответа:

  1. К наиболее важным пищевым растениям относят: А) пшеницу; Б) лилию; В) рожь; Г) зверобой; Д) бузину; Е) рис;
  2. К органам цветковых растений относят: А) корень; Б) клетку; В) стебель; Г) спорангий; Д) ядро; Е) лист;


  1. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: А) Шишка; Б) Хвоя; В) Цветок; Г) Ствол;

12. Установите соответствие между растением и его использованием в хозяйственной деятельности:

А) Яблоня домашняя                                     1) Пищевое

Б) Картофель                                                  2) Декоративное

В) Гвоздика

Г) Тюльпан

Д) Лук стригуновский

Тест «Простейшие, Беспозвоночные, Позвоночные животные»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Животные питаются: А) в процессе фотосинтеза; Б) образуя органические вещества из углекислого газа и воды; В) поглощая готовые органические вещества; Г) создавая питательные вещества на свету;
  2. Форма тела амёбы: А) шарообразная; Б) непостоянная; В) изогнутая; Г) палочковидная;
  3. К группе кишечнополостных животных относят: А) малярийного плазмодия; Б) коралл; В) осьминога; Г) речного рака;
  4. Раковина в теле моллюсков выполняет роль: А) органа захвата добычи; Б) органа передвижения; В) защиты от врагов; Г) органа размножения;
  5. В теле всех позвоночных животных имеется: А) раковина; Б) прочный панцирь; В) членистые конечности; Г) внутренний скелет – позвоночник;
  6. Откладывает яйца на суше: А) щука; Б) жаба; В) черепаха; Г) лягушка;
  7. В повышении плодородия почвы участвует: А) мидия; Б) паук-крестовик; В) черепаха; Г) дождевой червь;
  8. Наносят урон сельскому хозяйству, поедая урожай зерна: А) совы; Б) пауки; В) крысы; Г) соколы

Выберите три верных ответа:

  1. Для человека опасность представляет: А) ядовитая медуза; Б) гадюка; В) коралл; Г) кузнечик; Д) дождевой червь; Е) скорпион;
  2. Дышат с помощью лёгких: А) воробей; Б) лиса; В) сельдь; Г) карась; Д) уж; Е) акула;
  3. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: А) крокодил; Б) гадюка; В) лягушка; Г) черепаха; Д) ящерица;
  4. Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:

А) Сова                                      1) Рыбы

Б) Ящерица                                2) Пресмыкающиеся

В) Черепаха                               3) Птицы

Г) Лебедь

Д) Акула

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. В отличие от бактерий, клетка простейшего животного амёбы имеет: А) ядро; Б) цитоплазму; В) оболочку; Г) жгутик;
  2. Обитает в крови человека простейшее животное: А) амёба; Б) радиолярия; В) инфузория туфелька; Г) малярийный плазмодий;
  3. Колонии животных, которые участвуют в образовании морских рифов, - это: А) ракообразные; Б) морские звёзды; В) кораллы; Г) кальмары;
  4. Прочный покров защищает тело: А) речного рака; Б) дождевого червя; В) медузы; Г) пиявки;
  5. Череп входит в состав скелета у: А) рыбы; Б) жука; В) рака; Г) мидии;
  6. В передвижении использует две пары конечностей: А) осьминог; Б) медуза; В) лягушка; Г) морская звезда;
  7. Переносчиком опасного для человека заболевания являются: А) блохи; Б) пчёлы; В) кальмары; Г) кузнечики;
  8. Простейшие животные участвуют в образовании: А) песка; Б) глины; В) лавы; Г) известняка;

Выберите три верных утверждения:

  1. К группе беспозвоночных животных относят: А) насекомых; Б) рыб; В) птиц; Г) иглокожих; Д) моллюсков; Е) зверей;
  2. Откладывает на суше яйца: А) лягушка; Б) крокодил; В) жаба; Г) ястреб; Д) страус; Е) окунь;
  3. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: А) корова; Б) овца; В) курица; Г) белка; Д) индюк;
  4. Установите соответствие между видом животного и систематической группой, к которой его относят:

А) Жаба                           1) Рыбы

Б) Скат                             2) Земноводные

В) Лягушка                      3) Млекопитающие

Г) Белка

Д) Осётр

Тест «Среда обитания живых организмов»

Вариант 1

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. Значительные перепады температуры характерны для: А) почвенной среды; Б) водной среды; В) подземных пещер; Г) наземно-воздушной среды;
  2. В водной среде животные приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) тепла; В) влаги; Г) азота;
  3. Много разных видов грибов, бактерий и насекомых обитают в: А) водной среде; Б) почвенной среде; В) пустынях; Г) пещерах;
  4. Родиной происхождения риса является: А) Африка; Б) Австралия; В) Юго-Восточная Азия; Г) Европа;
  5. Самое высокое хвойное дерево – секвойя – произрастает в: А) Африке; Б) Австралии; В) Южной Америке; Г) Северной Америке;
  6. Только в Австралии обитает: А) слон; Б) панда; В) кенгуру; Г) пингвин;
  7. Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли, это: А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки; Г) тундра Северной Америки;
  8. Организмы, парящие в толще воды, называют: А) звери; Б) летучие рыбы; В) кораллы; Г) планктон;


Выберите три верных ответа:

9.Приспособлены к бегу животные: А) страус; Б) жаба; В) ягуар; Г) олень; Д) крот; Е) стриж;

10. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания: А) рачки; Б) дельфины; В) морской окунь; Г) водоросли

11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:

А) Императорский пингвин                    1) Евразия

Б) Медведь панда                                     2) Южная Америка

В) Насекомое дровосек-титан                3) Антарктида


12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект: А) Австралия; Б) Африка; В) Евразия; Г) Саванна; Д) Северная Америка

Вариант 2

Выберите один правильный ответ из нескольких

  1. В степях и пустынях растения приспособились к недостатку: А) кислорода; Б) освещения; В) тепла; Г) влаги;
  2. Водные растения не обитают на большой глубине, так как там недостаточно: А) тепла; Б) углекислого газа; В) света; Г) почвы;
  3. У многих животных, обитающих в почве, плохо развито: А) зрение; Б) обоняние; В) слух; Г) вкус;
  4. В Антарктиде обитают: А) белые медведи; Б) пингвины; В) полярные волки; Г) песцы;
  5. Саванна, как природная зона расположена в: А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде;
  6. Основу тайги составляют: А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники;
  7. Планктонные организмы обитают: А) на дне; Б) у поверхности воды; В) в толще воды; Г) на большой глубине;
  8. В глубоководных сообществах океанов отсутствуют: А) растения; Б) бактерии; В) беспозвоночные животные; Г) рыбы;


Выберите три верных ответа:

  1. Плавники, как приспособления к плаванию, имеются у животных: А) дельфина; Б) кита; В) бобра; Г) выдры; Д) лягушки; Е) камбалы;
  1. Установите верную последовательность звеньев в цепи питания: А) акула; Б) водоросли; В) рачки; Г) сельдь

11. Установите соответствие между организмом и материком, на котором он обитает:

А) Баобаб                                            1) Австралия

Б) Секвойя                                          2) Северная Америка

В) Эвкалипт                                        3) Африка


12. Озаглавьте список. Выберите один «лишний» объект:

А) Почвенная; Б) Пустыня; В) Водная; Г) Наземно-воздушная

Тест «Природные зоны»

Вариант №1

  1. В природной зоне тундр располагаются: А) тропические острова; Б) пустыни Азии; В) саванны Африки; Г) северные области Евразии
  2. Саванна, как природная зона, расположена в: А) Европе; Б) Азии; В) Африке; Г) Антарктиде
  3. Основу природного сообщества тайги составляют: А) мхи и лишайники; Б) хвойные деревья; В) берёзы и дубы; Г) кустарники
  4. Самое разнообразное по видам природное сообщество Земли – это: А) влажный тропический лес; Б) степи Европы; В) пустыни Африки; Г) тундра Северной Америки
  5. Установите верную последовательность перечисленных природных зон, начиная от полюсов: А) смешанный лес; Б) влажный тропический лес; В) тайга; Г) тундра; Д) травянистые равнины
  6. Установите соответствие между организмом и природной зоной, где он обитает:

Организм: Природная зона:

А) песец;                                1) тундра

Б) северный олень;               2) тайга

В) соболь;

Г) глухарь;

Д) белая куропатка

  1. Верны ли следующие утверждения?

А) Таёжные леса образуют ель, пихта, лиственница.

Б) В природной зоне саванн круглый год очень тепло и выпадают обильные осадки.

Вариант №2

  1. Почва скованна многолетней мерзлотой в природной зоне: А) тундр; Б) смешанных лесов; В) широколиственных лесов; Г) травянистых равнин
  2. Дуб и клён произрастают в: А) тайге; Б) саванне; В) широколиственном лесу; Г) тропическом лесу
  3. В пустынях Средней Азии распространенно много: А) хвойнных деревьев; Б) папоротников; В) пресмыкающихся; Г) лягушек и жаб
  4. Особенно благоприятны для живых организмов условия обитания в зоне: А) степей Европы: Б) пустынь Австралии; В) сибирской тайги; Г) влажного тропического леса
  5. Установите верную последовательность перечисленных природных зон, начиная от экватора: А) широколиственный лес; Б) тайга; В) влажный тропический лес; Г) тундра; Д) саванна
  6. Установите соответствие между организмом и природной зоной, где он обитает:

Организм: Природная зона:

А) носорог;                                1) саванна

Б) обезьяна;                               2) влажный тропический лес

В) лев;

Г) жираф;

Д) орхидея

  1. Верны ли следующие утверждения?

А) В степях встречается много разных видов травянистых растений.

Б) Природное сообщество широколиственного леса включает деревья, кустарники и травы.


Тест по теме «Человек на Земле»

Вариант №1

  1. Современная наука предполагает, что древним предком человека является: А) шимпанзе; Б) макака; В) австралопитек; Г) кроманьонец
  2. Современные учёные считают, что Человек прямоходящий впервые научился: А) изготавливать каменные орудия; Б) пользоваться огнём; В) употреблять в пищу мясо; Г) собирать плоды растений
  3. Внешне наиболее похож на современного человека: А) австралопитек; Б) Человек Умелый; В) кроманьонец; Г) неандерталец
  4. Верны ли следующие утверждения: А) человекообразная обезьяна горилла является предком современного человека; Б) в качестве одежды неандертальцы использовали шкуры убитых зверей
  5. Установите верную последовательность этапов эволюции человека: А) Человек умелый; Б) австралопитек; В) кроманьонец; Г) неандерталец
  6. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.

Наши далёкие предки – кроманьонцы

Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки

Вариант №2

  1. Простейшие орудия труда научился изготавливать: А) Человек умелый; Б) кроманьонец; В) лемур; Г) горилла
  2. Неандертальцы относятся к виду: А) Человек разумный; Б) Человек умелый; В) Человек прямоходящий; Г) Человек современный
  3. Кроманьонцы первыми из предков современных людей научились: А) изображать людей и животных; Б) собирать съедобные коренья; В) жить в пещерах; Г) прямохождению
  4. Верны ли следующие утверждения: А) членораздельная речь сформировалась только у ныне живущего современного человека; Б) австралопитеки и неандертальцы – это вымершие виды
  5. Установите верную последовательность этапов эволюции человека: А) Человек прямоходящий; Б) неандерталец; В) австралопитек; Г) кроманьонец
  6. Прочитайте текст. Установите черты сходства Человека умелого и современного человека.

Наши далёкие предки – Человек умелый

Учёные называют Человека умелого одним из древних предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить жилища из веток.

Итоговая контрольная работа по биологии в 5 классе .

Задания уровня А.

Выберите один правильный ответ.

А1. Биология – это наука

  1. О звёздах                    2) о веществах             3) о живой природе                 4) о Земле

А2.Структуры клетки, выполняющие определённую работу, называют

  1. Деталями                   2)органоидами            3) органами                              4) отделами

А3.Раздражимость характерна

  1. Для всех природных тел                             2)только для животных      
  2.  3)только для растений                                4)для всех живых существ

А4. Ядра не имеют  клетки

           1)животных                     2)бактерий                  3)растений                                  4)простейших

А5.Корни имеет

             1)ламинария                  2)сфагнум                      3)папоротник                          4)кукушкин лён

А6. Главным признаком покрытосеменных растений является наличие

          1)спор и листьев              2)семян и корня            3)плода и цветка                  4)корня и стебля

Задания уровня В.

Выберите три правильных ответа из шести

В1. Микология изучает

  1. Деревья
  2. Плесневые грибы
  3. Муравьёв
  4. Грибы- паразиты
  5. Кустарники
  6. Шляпочные грибы

В2. К водорослям относятся

       1) сфагнум

        2) порфира

        3) кукушкин лён

        4) спирогира

        5) шиповник

        6) ламинария

В3.Голосеменные, как и покрытосеменные растения

  1. Образуют плод семенами
  2. Размножаются семенами
  3. В процессе фотосинтеза образуют органические вещества из неорганических
  4. В процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ
  5. Размножаются вегетативно
  6. Составляют основу хвойного леса

В4.Установите соответствие между организмами и царствами, к которым они относятся. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

      Царства                                                            Организмы      

 А) растения                                                           1) трутовик

Б) животные                                                           2) сфагнум

 В) грибы                                                                 3) амёба

                                                                                 4) дрожжи

                                                                                 5) орляк

                                                                                 6) карась

А

Б

В

 В5. Выберите верные утверждения.

Укажите номера предложений, в которых  допущены ошибки, исправьте их.

  1. Грибы – растения, лишённые хлорофилла.
  2. Цветковые растения имеют цветок и плод с семенами.
  3. Бактериальные клетки имеют ядро.
  4. Мхи – это высшие растения, у которых есть стебли и листья.

В6. Допишите… .

Процесс образования органических веществ из воды , углекислого газа на свету в хлоропластах называется ….

В7. Дайте определение.

Позвоночные животные – это …….

  С1.Напиши развёрнутый ответ.

 Каково значение  растений  в природе и жизни человека?                                      

Ответы к итоговой контрольной работе:

А1- 3

А2- 2

А3 – 4

А4- 2

А5- 3

А6- 3

В1 – 246

В2 – 246

В3 – 234

В4 – 253614

В5- 24;1,3( 1- грибы –это особое царство живых организмов. 3 – Бактерии не имеют оформленного ядра.)

В6 – Фотосинтез.

В7 – это животные , у которых есть позвоночник и череп.

С1 – 1)  Растения выделяют кислород ;

2) Растения  поглощают углекислый газ.

3) Человек использует в пищу, в строительстве,

4) Выращивает культурных растений.



Предварительный просмотр:

«Игровые технологии на уроках биологии»

1. Урок – ролевая игра «В мире животных. Тип Членистоногие».        Этот урок я провожу как урок – обобщение пройденного материала. Заранее распределяю роли, (это зависит от количества учащихся в классе), чтобы в процессе урока было задействовано как можно больше детей. Выбираю двух ведущих, которые должны хорошо знать признаки типа Членистоногих и классов, входящих в данный тип. Следующие роли – роли корреспондентов, которые рассказывают о разных представителях типа Членистоногие. В качестве представителей выбираем животных, обитающих в разных точках нашей планеты, не забываем о наших местных видах. Подбирая материал, стараюсь, чтобы информация была интересной, необычной. Так, на этом уроке корреспонденты рассказывают о следующих Членистоногих: омарах и лангустах, пауке - каракурте «черной вдове», мухе – цеце, оводах и слепнях, бродячих муравьях, блохе, колорадском жуке. Рассказывая о животном, корреспондент показывает на карте области обитания. Готовясь к уроку, ребята сами делают рисунки животных, о которых рассказывают. В дискуссию о колорадском жуке включается профессор Массачусетского университета, который рассказывает о полезных свойствах колорадского жука. В конце урока 2 ученика – зоолога рассказывают интересные факты из жизни Членистоногих, проводят викторину о Членистоногих для закрепления знаний.                                                                                                               Готовясь к этому уроку, ребята учатся работать с дополнительной литературой – подобрать источник, выбрать главную, интересную информацию. У учащихся развивается речь, так как свои доклады они не читают, а рассказывают своими словами. Каждый ребёнок хочет доказать себе и одноклассникам, что он способен подготовить и рассказать что-то интересное, соответственно повышается самооценка и самоуважение. Так как в конце урока ребят ждёт викторина, то внимание их сконцентрировано на предлагаемой информации. В обычный урок ребята с большой неохотой готовят доклады, а здесь каждый хочет поучаствовать. Слушая одноклассников, ребята учатся культуре общения, поведения; у них воспитывается чувство уважения к окружающим.

2. Урок – смотр знаний «Кровь. Кровеносная система».                                   Этот урок я провожу как урок – контроль знаний. Этот урок позволяет в игровой нетрадиционной форме проверить знания и умения учащихся, полученные при изучении темы «Кровь. Кровеносная система». Весь опрос и контроль знаний проводится в виде нескольких конкурсов, для этого класс делится на две команды. Первый конкурс «Термины» или устный биологический диктант, учитель читает определения, учащиеся должны дать названия. Второй конкурс «Найди ошибку». Учитель зачитывает рассказ, в котором допущено 8 ошибок. Команда должна эти ошибки найти и исправить. Внимательны обе команды, так как можно дополнить ответ соперников и заработать дополнительные баллы. Третий конкурс «Приём в травмпункте». Командам предлагается ситуация – описание, они должны определить, каков характер травмы и оказать первую помощь. Четвёртый конкурс «С точностью до….». Учащимся предлагаются цифры, их задача определить, что эти цифры обозначают. Пятый конкурс «Решение биологических задач». Учащимся предлагаются по две биологических задачи, на которые нужно ответить. Шестой конкурс «Имена». Командам по очереди называется имя учёного, сделавшего какое- то открытие в области изучения крови или кровеносной системы, задача команды – определить, что же за открытие этим учёным совершено. Седьмой конкурс «Сообщения». Это домашнее задание – команды по жребию вытянули тему для своего сообщения, и в течение 2 – 3 минут выступают по своей теме. Восьмой конкурс «Ребусы», проводится как дополнительный (если позволяет время) – каждая команда должна решить по четыре ребуса, кто быстрее. Затем подводятся итоги урока.                                                                                  Данная форма урока позволяет опросить большое количество учащихся, проконтролировать усвоение большого объёма материала. На этом уроке очень важны дисциплина и внимание, чтобы иметь возможность ответить.

3. Урок – конкурс «Покрытосеменные растения».                                              Этот урок я провожу как урок проверки и контроля знаний. Класс делится на две команды. 1 конкурс – «Загадки с грядки», команды отгадывают загадки о растениях изученных семейств. 2 конкурс – «Определи растение». Командам раздаются наборы растений (гербарии) с определительными карточками. Команды определяют растения, кто быстрее и правильнее, затем рассказывают, как проводилось определение. 3 конкурс – «Слушай, не зевай». У команд есть таблички с названиями семейств изученных растений. Учитель называет признаки – учащиеся поднимают табличку с названием семейства (или семейств). 4 конкурс – «Отгадай задуманное растение». На доске находятся несколько гербарных экспонатов. Каждая команда загадывает растение, а затем, задавая наводящие вопросы, должна отгадать растение, задуманное соперниками. Побеждает команда, быстрее отгадавшая растение. 5 конкурс – «Знаешь ли ты систематику растений». У команд таблички с таксономическими единицами. Учитель зачитывает различные биологические названия, учащиеся должны поднять карточку с нужным таксоном. 6 конкурс – «Пятый лишний». Командам раздаются гербарии растений из одного семейства, выбрать лишнее растение, не относящееся к этому семейству. 7 конкурс – «Назови родственника». За 1 минуту необходимо написать как можно больше растений из семейства Сложноцветных. Затем команды зачитывают растения (по очереди), побеждает команда, которая последней назовёт растение. 8 конкурс – «Рассказ – небылица». Это домашнее задание. Каждая команда составляет рассказ, о каком-либо растении, допуская 5 ошибок. Задача соперников – найти и исправить ошибки. Подводятся итоги, выставляются оценки. В ходе этого урока дети очень активны, здесь от них требуется знание не только теории, но и умения применить свои знания на практике. Для победы в этом уроке необходимо объединение учащихся в команду, сплоченность, внимательность и дисциплина.

4. Урок – ролевая игра. «Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение».                                                                                                 При проведении этого урока между учащимися распределяются роли (генетик, врач – инфекционист, нарколог, социолог, эколог, невропатолог, лаборант). Дети готовят выступления, в которых отображено вредное воздействие алкоголя, никотина, наркотиков, стресса на нервную систему. Учащиеся углубляют понятие здорового образа жизни, причины заболеваний нервной системы, их предупреждение. Иллюстрацией к изучаемым вопросам является демонстрация лабораторных опытов; тестирование учащихся школы; таблицы и графики.

5. Урок «Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами».                                          Урок изучения нового материала. На этом уроке провожу выставку косметических средств по уходу за кожей, ногтями, волосами. Учащиеся выступают в роли косметологов, рассказывая о видах косметики, правилах ее использования. Учащиеся – «народные целители» рассказывают о рецептах народной медицины, применяемых для лечения угревой сыпи, отбеливания кожи и т.д.

Кроме уроков – игр, я использую игру как фрагмент урока. Очень часто я использую игру«Биологическая рыбалка». Для игры готовы рыбы, на нижней стороне которых написаны задания. Два ученика – «рыболова», от каждой команды выходят и ловят удочками с прикрепленными магнитами рыб. Затем в течение 2 – 3 мин. команды готовятся к ответам, потом отвечают. Игра многофункциональна, т.к. позволяет, заменив задания, применять её на разных уроках. Кроме этого, в такой игровой форме можно спросить слабых учащихся, которые, выполняя данное задание, чувствуют себя увереннее.

Игра – «Биологическое лото». На табличках написаны разные группы животных, учитель называет виды животных, а учащиеся распределяют этих животных по своим табличкам. Эта игра позволяет систематизировать, классифицировать изученных животных по группам. Развивается память, внимание учащихся.

Игра – «Зоопарк». Учащиеся за 1 мин. должны написать как можно больше животных. Затем по очереди зачитывают свои ответы, побеждает ребёнок, который назовёт последнее животное. При выполнении этого задания дети анализируют имеющуюся информацию о животных вообще. Учатся обобщать понятие «животное».

Игра – «Третий лишний». Из трёх слов выбрать одно лишнее. Например, костянка, семянка, яблоко.  С одной стороны, лишнее – семянка, т.к. это сухой плод, с другой стороны – яблоко, т. к. это многосемянный плод.

помидор, слива, перец. Слива – сем. Розоцветные.

тритон, ящерица, жаба. Ящерица – класс Пресмыкающиеся.

Меркурий, Земля, Юпитер. В таких заданиях учащиеся стараются найти как можно больше вариантов правильных ответов. Например, в последнем случае их несколько. 1. Меркурий, т.к. не имеет атмосферы. 2. Земля, т.к. только на ней есть жизнь. 3. Меркурий – не имеет спутников. 4. Юпитер – планета – гигант и т.д.

Игра – «Составь пары».

Класс Рыбы.

Отряд:

1) Лососевые; Латимерия.

 2) Осетровые. Жерех.

 3) Карпообразные. Ёрш.

 4) Колючепёрые. Белуга.

 5) Кистепёрые. Горбуша.

Кроме таких игр я использую разнообразные кроссворды, ребусы. Дети сами составляют кроссворды, сказки, творческие задания и отчеты, рисунки фантастических животных и т. д.

Путем перестановки букв составить название рыбы.

ШУБА + РОГ = ГОРБУША

РЕКА + СНОП + РАК = КРАСНОПЕРКА

ВИД + АСТРА = СТАВРИДА

ИЛ + ЛАПА + ПИР = ПРИЛИПАЛА

РАБ + УДА + РАК = БАРРАКУДА

ТРЕК + АС = ТРЕСКА

АС + ПЛУТ = ПАЛТУС

БАЛ + КАМА = КАМБАЛА

ЛОВ + ПАТ = ПЛОТВА

Для усложнения данного задания можно попросить учащихся придумать вопросы к получившимся названиям рыб.

Широкое поле деятельности для использования игр существует во внеклассной работе по биологии и по химии. Дети с удовольствием принимают участие в таких мероприятиях, как: игры «Счастливый случай» - «Зима в природе»; «Звездный час» - «Птицы», «Первоцветы», «Брейн ринг» - «Мое здоровье» и т.д.

И самым главным, на мой взгляд, является тот факт, что дети не считают мой предмет второстепенным, ненужным. Они с увлечением изучают биологию, сдают экзамены, затаив дыхание, слушают рассказы о живом. Применяют полученные на уроках знания в повседневной жизни.

Считаю, что как учитель, я приблизилась к реализации своей цели в обучении и всестороннему развитию личности ученика, чтобы он мог использовать знания и умения, полученные на моих уроках в реальной взрослой жизни, жил в ладу с окружающей природой, людьми и собой.

Профессия моя – педагогическая,
Известно всем, отнюдь, не героическая, 
Холстов не тку, хлебов не выпекаю,
А день-деньской играю, развлекаю! –

В каждой шутке, говорят, есть доля правды. Я соглашаюсь, моя профессия – обязывает обладать умением играть, ибо для объекта моей деятельности игра есть познание мира!



Предварительный просмотр:

Критерии оценки знаний, разных видов работ учащихся на уроках биологии


1.Биологический диктант. Самый простой способ проверки домашнего задания всего класса (одного или нескольких параграфов). Для быстрой проверки взять пять терминов  (легко оценить по пятибалльной системе).
Диктовать по 1 термину за 2 минуты – займет 10 минут. Если диктант в начале урока – то можно тут же устно дать правильные определения, если в конце урока – проверить потом и закрепить на следующем уроке.

Все проверочные работы проводятся в специальных тетрадях, где видна вся работа ученика в течение года. Эта тетрадь может использоваться и несколько лет, пока не закончится.

2. Устный опрос.  Описать строение животного или растения по таблице или схеме, указать функции, которые выполняют отдельные его части.

  • «5» – выполнил всё задание правильно;
  • «4» - выполнил всё задание с 1-2 ошибками;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину задания;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;
  • «1» – вообще не выполнил задание.  (1)

3. Выполнение тестовых заданий.
  Задания с выбором ответа (
закрытый тест), задания « дополните  предложение» (открытый тест) оценивается в один и два балла соответственно. Как правило, на одно задание с выбором ответа приходится около минуты, а на составление свободного ответа – около трёх минут. Пример открытого теста: прочитайте текст, заполните пропущенные места. «В хлоропластах зеленых растений поглощается …, выделяется … и образуется … только на свету. При дыхании растений и в темноте, и на свету поглощается … и выделяется …» (3). 
Оптимально на одной контрольной работе дать 25 заданий: 
(20 с выбором ответа и 5 со свободным ответом).
Критерии оценок: «5»: 16 + 4 (80 – 100  % от общего числа баллов)
«4»: 14 + 3 (70 - 75 %)
«3»: 12 + 0 или 10+2 (50 - 65 %). 
Здесь возможны варианты, поэтому лучше ориентироваться по процентам.              

т.п.) (2)

4. Самостоятельная работа в тетради с использованием учебника.
Выполните задания: а) можно ли ответить на вопрос: в чём положительное и отрицательное значение простейших в природе? Ответ обоснуйте.
б) заполните таблицу: « Значение одноклеточных животных»

Названия животных

значение

 

 

в)* почему эти маленькие, древние, примитивные животные – одноклеточные – не вымерли до сих пор и не съедены полностью более крупными животными? (задание повышенной сложности)
Ваша оценка: «5»—выполнил все три задания
«4» – выполнил первое и второе задание
«3» – правильно выполнил только половину обязательной                 
части заданий (т.е. 1-е или 2-е)
«2» – в каждом задании много ошибок (больше, чем 
правильных ответов).(1)

5. Устные задания со свободным ответом. 
Учитывая то, что многие школьники плохо владеют письменной речью, излагают свои мысли пространно, часто не по существу, учителю следует предлагать вопросы, требующие ответа, состоящего из трёх – шести фраз. В ходе текущей проверки знаний важно анализировать ответы учащихся в классе, обращать внимание на их недостатки, показывать образцы лучших ответов, проводить обмен работами для их анализа самими учащимися.
Одно и то же задание может быть выполнено с разной глубиной и полнотой, на репродуктивном и творческом уровнях. Например, в соответствии с требованиями школьники должны уметь характеризовать фотосинтез и его роль в природе. Один ученик может дать определение фотосинтеза, назвать исходные и конечные продукты, отметить роль хлоропластов в фотосинтезе, его роль в природе. При этом он лишь воспроизведет знания. Другой ученик, дополнительно к изложенному выше, рассказывает о процессах, происходящих в световую и темновую фазы фотосинтеза, о строении хлоропластов и гран, о размещении на них хлорофилла и ферментов, о космической роли растений. В ответе проявляются более глубокие знания.
Ответ первого ученика в соответствии с эталоном характеризует нижнюю границу знаний и поэтому оценивается удовлетворительной отметкой. Второй ответ характеризует более высокий уровень знаний ученика и оценивается более высокой отметкой (2). Но опять - таки это на усмотрение учителя, исходя из требований программы, школы.

6. Составление опорно-схематичного конспекта (ОСК)
Перед учащимися ставится задача научиться «сворачивать» конспекты до отдельных слов (словосочетаний), делать схемы с максимальным числом логических связей между понятиями. Работа эта крайне сложная, индивидуальная. Помощь в создании ОСК окажут критерии оценивания ОСК.
Критерии оценивания ОСК по составлению:

  •  Полнота  использования учебного материала.
  • Объём ОСК (для 8-9 классов – 1 тетрадная страница на один раздел: для 10 –11 классов один лист формата А 4).
  • Логика изложения (наличие схем, количество смысловых связей между понятиями).
  • Наглядность (наличие рисунков, символов, и пр.; аккуратность выполнения, читаемость ОСК).
  • Грамотность (терминологическая и орфографическая).
  • Отсутствие связанных предложений, только опорные сигналы – слова, словосочетания, символы.
  • Самостоятельность при составлении.

7. В качестве подготовительного этапа в 6-7 классах познакомьте школьников с синквейнами (от французского слова означающего пять).
Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Оно позволяет изложить большой объём информации в кратких выражениях.
1-я строка – название синквейна.
2-я строка – два прилагательных.
3-я строка – три глагола.
4-я строка – фраза на тему синквейна.
5-я строка – существительное.

Например: 1. Фотосинтез.
2. Активный. Полезный.
3. Поглощает, образует, выделяет.
4.Образование сахара в хлоропластах листьев на свету .
5.Процесс. (4). 
8. Контрольная работа по вопросам (дать развернутый ответ на вопрос). 
Допустим, предложено три задания на среднем уровне сложности и одно задание повышенной сложности.

  • «5» – выполнил все задания правильно;
  • «4» - выполнил все задания, иногда  ошибался;
  • «3» – часто ошибался, выполнил правильно только половину заданий;
  • «2» – почти ничего не смог выполнить правильно;

«1» – вообще не выполнил задание.  (1).  
Каждый вопрос развернутого задания так же можно заранее оценить в баллах, тогда легче определить, сделал учение всё полностью или только половину. Например, вопрос «
Формы естественного отбора и их значение в эволюции. Какая из форм ЕО более распространена в природе?» я оцениваю следующим образом. За перечисление форм ЕО по 0,5 балла (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). По 0,5 балла за краткую характеристику каждой формы. И один балл за высказывание своего мнения о самой распространенной форме и обоснования. Итого 4 балла. И так каждый вопрос. При разборе ошибок ученики сразу видят свои ошибки и недочеты.

9. Критерии оценки работы учащихся в группе (команде) в играх КВН и др.

  • умение распределить работу в команде;
  • умение выслушать друг друга;
  • согласованность действий;
  • правильность и полнота выступлений.
  • активность

10. Отчет после экскурсии, реферат по заданной теме предусматривает самостоятельную работу с дополнительной литературой. Кроме умения выбрать главное и конкретное по теме, необходимо оценить следующее:

  • полноту раскрытия темы;
  • все ли задания выполнены;
  • наличие рисунков и схем (при необходимости);
  • аккуратность исполнения.

Каждый пункт оценивается отдельно в баллах.
Удобнее оформить итоги в виде таблицы. 

11. Самостоятельная работа – проект (доклад) по заданной теме
Форма контроля по аналогии с предыдущей работой.
Подытоживая всё выше изложенное можно сказать, что учитель может оценить работу, если он изначально четко поставил цели и критерии оценки.