Краеведческая работа

Король Светлана Владимировна

Проект "Летопись родного края"

"Историко-культурный атлас п. Татаурово"

Статьи в альманах 100лет Татауровской школе

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Летопись села Татаурово Паспорт проекта

Слайд 2

Руководитель проекта – Король С.В. Консультанты: Есина Н. А. - учитель географии Шумкова Т. К. - русского языка и литературы Антонова Н. Ф. – учитель русского языка и литературы. Савельев А. Б. - учитель истории Тимошенко Г. Н. – учитель технологии и экономики Соковикова А. В. – психолог

Слайд 3

Состав проектной группы Руководитель музея Консультанты Архивариусы Проектные группы с 4-11 класс

Слайд 4

Цель проекта: Активизация саморазвития и самообразования детей посредством вовлечения их в поисково-исследовательскую деятельность, содействие становлению духовно-нравственных, гражданско-патриотических качеств учащихся. Подготовка историко-культурного атласа по с. Татаурово

Слайд 5

З а д а ч и Практические: Систематизация, обновление и создание источниковедческой базы; Создание электронного информационного банка данных по истории села Татаурово и исчезнувшего села Поповка. Освоить технологию проектирования. Педагогические: Привитие навыков исследовательской работы и работы с архивными материалами; Формирование и развитие самостоятельности, творческой активности и инициативности учащихся; Создание культурно-образовательного пространства для изучения истории родного края

Слайд 6

Важнейшие проблемные вопросы при выполнении проекта: Составление историко-краеведческой карты с указанием историко-архитектурных памятников, памятников природы Сбор материала по топонимике села Легенды, рассказывающие об истории с. Татаурово Национальные и религиозные традиции, праздники села, обычаи Место населенного пункта в истории района, Бурятии Работа с архивными и литературными источниками

Слайд 7

Актуальность , значимость Получение знаний о родном крае и выявление белых пятен в его истории Создание информационной базы п. Татаурово и исчезнувшего села Поповки Формирование умений и навыка .работы в группе, навыка научно – исследовательской работы и составления проектов

Слайд 8

Работа над индивидуальными проектами Выполнение проектных заданий учащиеся 4-11 класс с 13.02.07г. Сбор материала (проведение бесед со старожилами, известными личностями, изучение литературных и архивных материалов, периодической печати, материал имеющийся в школьном музее, музее ПУ-28,музея детского сада , подборка фотоматериалов, составление географической характеристики поселения с изучением природных условий, изучение электронных носителей по истории Бурятии и т.д.) Анализ полученных данных( составление хронологических таблиц событий. Таблиц по томонимике и исчезнувшего села Поповка, историко-архитектурных и природных памятников, составление библиографии персоналий и встречи, составление общефизических , географических и исторических карт) Оформление полученных результатов в печатном и электронном виде с 01.03.07г.

Слайд 9

Этапы работы над проектом Ознакомление с положением «Работа над республиканской долгосрочной краеведческой программы учащихся «Летопись родного края» 11.01.07 – 20.01.07. Создание НОУ по созданию и реализации указанного проекта. 20.01.07г. Определение целей и задач.20.01.07г. Анализ имеющегося материала по данному вопросу, и выявление проблемных вопросов ( до 09.02.07г.) Составление плана выполнения проектных заданий и определение заданий КТД участников. 13.02.07г. Выполнение проектных заданий учащиеся 4-11 класс с 13.02.07г. Сбор материала Анализ полученных данных Оформление полученных результатов в печатном и электронном виде с 01.03.07г. Оформление общего результата работы по всему проекту с 13.03.07г – 23.03.07г. Место работы учащихся: Музеи ( школьный, ПУ-28, детского сада, Ильинской школы ) Архивы (национальной библиотеки РБ, национальный архив РБ, архив Прибайкальского района., местные архивные данные АРЗ, совет поселения. Посещение жителей на дому, Компьютерный класс школы. библиотеки:

Слайд 10

Методы работы : Проектов ; Исследовательский; Частично-поисковый Сотрудничество Тип проекта : Интегрированный (т.е. исследовательский, культуроведческий) Планируемый результат: Создание историко-культурного атласа поселения Татаурово Практическая значимость : Атлас будет представлять интерес для населения Татаурово, Прибайкальского района, жителей республики и иностранных туристов.

Слайд 11

Сотрудничество Летопись поселения Татаурово Детский сад «Родничок» Библиотека поселения Татаурово Жители поселения Архив Татауровского АРЗ ДК «Горизонт» Ильинская школа ПУ-28 Администрация поселения Районные и Республиканские архивы Интернет ресурсы НИИ г. Улан-Удэ.

Слайд 12

Краткое содержание Паспорт проекта Планы выполнения проекта и отдельных его этапов (указывается индивидуальное задание каждого участника проектной группы на предстоящий промежуток времени, задачи группы в целом, форма выхода очередного этапа) Промежуточные отчеты группы Вся собранная информация по теме проекта, результаты исследований и анализа записей всех идей, гипотез и решений с приложением всех ксерокопий и распечаток. Краткое описание всех проблем, с которыми приходится сталкиваться проектантам, и способов их преодоления Материалы к презентации( план выступления) Все рабочие материалы и черновики


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Летопись Татауровской школы

Слайд 2

По решению Центрального исполнительного комитета Советов Сибири в 1918 г. была открыта общеобразовательная школа статья в газете « Прибайкалец » от 11.04.2000г. № 6424 «О людях Прибайкальских селений» Якова Дунаева 01.04.2019 2

Слайд 3

Здание начальной школы 01.04.2019 3

Слайд 4

В 1944г. – железнодорожная начальная школа №62 станции Татаурово На фото ученики начальной школы №62 1944г. Учитель Старкова Людмила Северьяновна . 01.04.2019 4

Слайд 5

1962г. – реорганизация начальной Татауровской школы в 8-летнюю 01.04.2019 5

Слайд 6

1967г. – новое каменное здание школы, которое действует и по сей день. 01.04.2019 6

Слайд 7

1968г. – Татауровская общеобразовательная школа (решение исполкома №57 от 15.03.1968г.) 01.04.2019 7

Слайд 8

Педагогический коллектив 1976г. 01.04.2019 8

Слайд 9

Коллектив работников школы, 2010г 01.04.2019 9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Экскурсия уголок Боевой Славы 9 мая 2016г

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности органов ВЛКСМ по воспитанию комсомольского актива в 60 – 80 –е годы ХХ века

В СССР существовало несколько общественных и государственных организаций, которые занимались воспитанием советской молодежи. Но наиболее важным был комсомол. Всесоюзный Ленинский Коммунистический союз молодежи это была массовая общественная организация советской молодежи. Она объединила в своих рядах более 20 миллионов юношей и девушек.

В Программе КПСС говорилось о возрастании роли общественных организаций, в том числе комсомола, в период развернутого строительства коммунизма и это было связано с развитием социалистической демократии, постепенным ее преобразованием в общественное коммунистическое самоуправление [24].

В конце 50-х годов в комсомоле была осуществлена серьезная перестройка в сторону еще более активного участия в коммунистическом строительстве, особенно в коммунистическом воспитании молодежи. Вся работа комсомола стала еще более активной, с более высоким уровнем и более действенными формами и методами организации, а также, более тесными контактами, взаимодействием и координацией с другими общественными организациями, с органами государства. Все это открывало большие возможности и создавало благоприятные условия для успешного решения стоящих перед ВЛКСМ задач, всемерно способствовало дальнейшему повышению роли ВЛКСМ, развитию инициативы, активности и организационной самодеятельности молодежи, воспитанию, выработке необходимых организаторских и деловых навыков и опыта управления и самоуправления. Деятельность комсомола шла в тех же основных направлениях, которые были характерны для всего советского общества и государства [34].

Большую заботу проявлял ВЛКСМ о подготовке и переподготовке комсомольских кадров и актива. В стране функционировало 38 зональных, республиканских и областных комсомольских школ. Созданная в 1945 году Центральная комсомольская школа в 1969 году была реорганизована в Высшую комсомольскую школу при ЦК ВЛКСМ [32].

Воспитывая юношество, партия заботилась о повышении общеобразовательного и культурно-технического уровня молодёжи, о её всестороннем и гармоничном развитии, определила место комсомола в этой работе [20].

Комитеты комсомола мобилизовали усилия комсомольцев и всей молодежи на овладение знаниями, наукой, культурой, техникой, помогали, содействовали выработке, воспитанию качеств и навыков коммунистического сознания и поведения, претворению в жизнь сформулированного в Программе КПСС.

Очень важна была работа в школе и в пионерской организации, которой руководил ВЛКСМ. Комсомольские организации высших и средних специальных учебных заведений активно воздействовали на всю учебно-производственную, воспитательную и научно-исследовательскую работу, всемерно способствовали повышению качества подготовки специалистов.

КПСС ставил перед ВЛКСМ задачи постоянно совершенствовать формы и методы коммунистического воспитания молодёжи, мобилизовать её на выполнение планов коммунистического строительства [24].

Для реализации поставленных перед комсомолом задач, а так же для решения материальных и социальных проблем молодежи, в том числе проблемы трудоустройства создавались различных видов отряды. Всего существовало 5 основных типов студенческих отрядов. Строительные отряды, отряды проводников, сервисные отряды, медицинские отряды и педагогические отряды.

Студенческие строительные отряды это были временные трудовые коллективы, формировавшиеся в СССР, в основном из числа учащихся высших, а также средних специальных учебных заведений, для добровольной работы в свободное от учёбы время (как правило, летних каникул) на различных объектах народного хозяйства СССР.

Стройотряды ставили своей целью не только прямой заработок, но и воспитание студентов в духе творческого коллективизма и правильного (уважительного) отношения к труду. На них возлагались задачи формирования высоких нравственных качеств, чувства патриотизма; стройотряды рассматривались как важный институт социально-трудовой адаптации учащейся молодёжи.

Одной из славных страниц истории студенческих отрядов является их участие в строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали, объявленной XVII съездом ВЛКСМ, проходившем в апреле 1974 года в Москве, Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Уже летом того же года около 2 тысяч студентов съехались на БАМ. Пленум ЦК ВЛКСМ в октябре 1974 года поручил комитетам комсомола ежегодно направлять туда студенческие отряды [37].

Движение педагогических отрядов «выросло» из коммунарского движения 60-х. Но как движение заявило о себе в прессе сперва как о студенческих педагогических отрядах. Первыми были Экспериментальный студенческий педагогический отряд (ЭСПО) московского пединститута и педотряд "Луч" челябинского пединститута. ЭСПО "вырос" из клуба "ОРИОН" и был субкультурным объединением инициативного типа. "Луч" объединял студентов, проходивших обязательную практику в пионерлагере [18].

Педагогические отряды создавались на временной и постоянной основе для организации и проведения детских лагерей и смен в каникулы, а также внешкольной работы с детьми по месту жительства. Ежегодные слеты педотрядов были не только формой общения, но и обмена опытом [36].

Первоначально движение активно использовало наработанную коммунарами методику организации коллективных творческих дел (КТД). Считается, что собственная история движения педагогических отрядов начинается с 1971 года, когда появились первый Экспериментальный студенческий педагогический отряд Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина МГПИ и педагогический отряд Челябинского государственного педагогического университета «Луч». Инициативу поддержали студенты Волгограда, Казани, Баку, Горького и других городов. И в середине восьмидесятых годов ХХ века по всей стране в движении педагогических отрядов участвовало уже более 60 000 студентов. Инициатором и основателем коммунарского движения стал ленинградский учёный и педагог-новатор И.П. Иванов [39].

Термин "коммунарское движение" появился в прессе примерно в 1963 году, когда в стране появились сотни "секций клуба Юных коммунаров". Изучение "предшественников" позволило сформулировать ряд альтернативных идей, принципов, вычленить ряд приемов и методов, которые постепенно превратились в "коммунарскую методику". Коммунарская методика — так стали называть журналисты те приёмы организации, которые видели в Коммуне [38].

Первым отличительным признаком коммунарства был культ самоуправления. И в этом смысле опять-таки можно говорить о преемственности от довоенной волны. В основу коммунарской методики был положен принцип 3-х “сами”: сами планируем дело, сами его проводим и сами его обсуждаем. Последнее было весьма важно, так как рефлексия в коммунарской методике всегда занимала очень важное место. Был разработан, а, точнее, возрожден с макаренковских времен, но на новой деятельностной почве ряд важнейших институтов и понятий самоуправления: СД (Совет дела), дежкомы и т.д.

Коммунарская методика зажгла многих активных работников “Орленка” и с тех пор он стал транслятором коммунарства. Педагоги-коммунары, работавшие в “Орленке” (наиболее известными из них были Матвеев и Газман), собирали туда активистов школьных пионерских организаций и проводили с ними серии дел по коммунарской методике. Загоревшиеся ребята возвращались в школы и пытались организовывать там нечто подобное. Так коммунарская система работы начала распространяться на школьную внеклассную жизнь [36].

Но, к сожалению, многие коммунары поначалу не смогли сохранить преемственность в смысле ориентированности на общественно-педагогические движения. Первые коммунары были преимущественно ориентированы на Коллективную творческую Деятельность (КТД), и, как следствие, возник синдром “розовых очков”. Ребятам, прошедшим через такие отряды, впоследствии бывало весьма тяжело адаптироваться к окружающей жизни, которая отличалась от внутриотрядных отношений, как нетрудно догадаться, очень сильно. Многие ломались и проклинали потом все, что было в отряде.

На следующей фазе «коммунарского движения» — в 70-е годы, когда в стране закончилась «оттепель» и начался застой, когда в движении юных коммунаров начался серьёзный кризис и инициативу перехватили педагогические отряды, объединившиеся в «Коммунарское макаренковское содружество» — КМС, интерес к наследию А.С. Макаренко стал возрастать. В опыте педагогических отрядов 70-х годов элементы из опыта Макаренко были практически те же, что и в объединениях юных коммунаров 60-х. Но если юные коммунары любили говорить, что «в коммуне никого не воспитывают, в коммуне живут», то в движении педотрядов уже само название указывало на педагогическую предназначенность формирования и открытую педагогическую позицию взрослых [39].

Для обмена опытом, обучения создавались лагеря комсомольского актива и авторские лагеря.

Лагеря актива в тот момент стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, сохранявшими коллективно-творческую деятельность в качестве социально-педагогического инструмента. Своеобразие периода создания авторских лагерей состоит в том, что в этом явлении переплелось социально-педагогическое с общественно-педагогическим. Ведь, с одной стороны, лагеря актива создавали комсомольские органы, с другой, в них в полной мере отражалась педагогическая самодеятельность преподавателей и сотрудников пединститутов, студентов, общественности. Творчество педагогов-общественников так ярко разворачивалось в условиях временного летнего объединения. Здесь возможно развернуть достаточно «плотно контролируемое» пространство – воспитывающую среду.

Первые авторские лагеря были предназначены для «обучения и воспитания комсомольского актива школ области и исследования эффективности подготовки комсомольского актива школьников в условиях специализированного лагеря. Параллельно с этой задачей, в тесном взаимодействии и взаимопроникновении с предыдущей, решается задача исследования социально-психологических аспектов развития лагерного комсомольского отряда как коллектива», – писали А.Г. Кирпичник, А.Н. Лутошкин, Л.И. Уманский в 1976 г. [25].

В начале 70-х повсеместно действовали школы комсомольского актива. Само слово «школа» задает традиционное значение определенного места, куда приходят учиться, следовательно, на первом месте стоит овладение учащимся знаниями, умениями, навыками. С другой стороны, те, кто находились в лагере, были представителями школьных комсомольских организаций.

В школе комсомольского актива овладение старшеклассником организаторской деятельностью было связано с предъявлением образцов этой деятельности педагогически коллективом, соревновательность между отрядами формировала общий дух стремления к победе, преодоления себя, совершенствования себя как организатора совместной деятельности [10].

В лагере было важно установить взаимоотношения между педагогами и воспитанниками. Эти отношения носили императивный характер, объективно воспитатель осуществлял воздействие на ребенка с целью усвоения последним необходимого учебного содержания. Поэтому в воспитаннике ценились способности к обучению, природные данные, усердие, доминирующий критерий оценки здесь был успеваемость.

Посещение занятий являлось обязательным для ребенка, который принял решение стать учащимся данного образовательного учреждения, так как пропуск занятий препятствовал успешному освоению последующего материала. Образование в лагере комсомольского актива в высокой степени было профессионализировано. Обучение выступало в таких видах и методах как индивидуально-групповое, дифференцированное, репродуктивное, присутствовала организация самостоятельной работы, зачетная форма аттестации [25].

Рассмотрение авторского лагеря как воспитательной организации было связано с выделением двух пластов: первый — воспитательная организация для студентов, вторая — для школьников. По принципу вхождения оба пласта имели общие черты и отличия, общей являлось, прежде всего — добровольность [10].

Большой интерес вызвали изменения, которые стали происходить в авторских лагерях в середине 80-х годов. Прежняя яркость коммунистических идеалов утрачивалась, однако, открытый отказ от идеологии ВЛКСМ и ВПО им. В.И. Ленина был не возможен [25].

Таким образом, можно определить, что для воспитания актива среди молодежи было создано несколько движений и организаций, основными из которых являлись педагогические отряды, лагеря комсомольского актива и авторские лагеря. Первый авторский лагерь появился в Костромской области: 1973 год — создание лагеря школьного комсомольского актива «Комсорг». Лагеря актива стали островками коммунарства, замкнутыми педагогическими лабораториями, в которых и происходио воспитание молодежи. В этих лагерях использовалась коммунарская методика заложенная А.С.Макаренко и И.П.Ивановым.

 

а прошлой неделе состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к столетию комсомольской организации, созданного по инициативе губернатора Бориса Дубровского.

29 октября 2018 года в России и бывших республиках Советского Союза будет широко отмечаться столетний юбилей самой массовой общественно-политической организации советской молодёжи – комсомола. Более 200 миллионов юношей и девушек в возрасте от 14 до 28 лет прошли в его рядах школу гражданского становления, мужества и героизма, школу жизни.

Как отметил президент нашей страны Владимир Путин, «лучшие представители комсомола всегда были первыми. Выбирали трудные пути, защищали Родину в годину ратных испытаний, возводили новые города и посёлки. Осваивали целину, Сибирь и Дальний Восток. Активно участвовали в патриотическом движении, в реализации молодёжных проектов в сфере науки, культуры, образования, спорта».

Комсомол ушёл в историю, но память о нём, как свет далёкой и яркой звезды, ещё долго будет согревать душу тем, кто всегда жил по принципу – раньше думай о Родине, а потом о себе.

В большинстве регионов России, в том числе в Челябинской области, столетие комсомола будет отмечаться на государственном уровне. По распоряжению губернатора области, лидера движения «За возрождение Урала» Бориса Дубровского создан оргкомитет по подготовке к празднованию 100-летия ВЛКСМ на Южном Урале. В него вошли ветераны комсомола и студенческих отрядов, министры областного правительства, представители ветеранских и других общественных организаций, депутатского корпуса, городских округов и муниципальных районов.

На днях под председательством руководителя оргкомитета, заместителя губернатора на общественных началах, главы Челябинска Евгения Тефтелева состоялось первое заседание оргкомитета. Рассмотрен ход подготовки к юбилею, принят календарный план мероприятий, рассчитанный на предстоящие два года, утверждены рабочие группы оргкомитета.

Задуманы и пройдут научные конференции, дискуссии, круглые столы, радио- и телепередачи, встречи представителей разных поколений комсомольцев с молодёжью. Готовятся фестивали комсомольской и современной молодёжной песни, кинофильмов, областные открытые конкурсы, победители которых получат гранты, премии, ценные подарки и, главное, -- приглашения на празднование комсомольского юбилея в Москву, в Кремлёвский Дворец съездов.

Создан сайт «Комсомол74.рф», на котором уже размещено более ста различных материалов, отражающих судьбы воспитанников комсомола Южного Урала и наиболее яркие события в истории областной комсомольской организации, считавшейся в своё время одной из лучших в стране. Ведущее место на сайте отведено статьям, очеркам и воспоминаниям ветеранов комсомола, людям, оставившим заметный след в науке и культуре, на производстве, в спорте и общественной жизни.

В нашем прошлом было много интересного и поучительного для новых поколений. Важно соединить историю и современность. Вместе - мы огромная сила и многое успеем сделать, чтобы передать опыт старших поколений, их активную жизненную устремлённость в будущее современной молодёжи.

Газета «Возрождение Урала» и сайт zvu-74.ru открывает цикл публикаций об истории областной комсомольской организации и людях, оставивших глубокий след в героической истории комсомола, в истории Южного Урала. Открывает цикл статья заместителя председателя оргкомитета «Комсомолу – 100» Леонтия Рабчёнка.

Любовь, комсомол и весна!

Это была уникальная в мировой практике молодёжная организация, воспитавшая поколения романтиков и патриотов, защитников Отечества, людей, способных по первому зову Родины сниматься с насиженных мест и поднимать целину, осваивать необжитые пространства, строить заводы и фабрики, гидростанции, прокладывать железнодорожные пути и линии электропередач.

На всех исторических этапах комсомол зарекомендовал себя с наилучшей стороны – как созидатель, организатор, авангард молодёжи. В годы Гражданской войны до двухсот тысяч членов РКСМ с оружием в руках отстаивали завоевания революции. Трижды за это время объявлялись мобилизации комсомольцев на фронт. Именно тогда на зданиях многих комсомольских комитетов появились объявления: «Райком закрыт, все ушли на фронт!». И после, когда отгремели боевые походы и страна, по образному выражению Владимира Ильича Ленина, походила на «избитого до полусмерти человека», с невероятной силой самоотдачи, энтузиазма и энергии комсомольцы поднимали её из руин и пепла. В 20-е годы члены РКСМ боролись с бандитизмом и преступностью, с детской беспризорностью. Не выпуская из рук оружия, садились за учебники, помогали ликвидировать безграмотность, овладевали высотами культуры и науки.

Избы читальни, вечерние школы рабочей и сельской молодёжи, рабфаки, «Синяя блуза», художественная самодеятельность и профессиональные театры рабочей молодёжи (ТРАМ), шефство над детскими домами, создание и развитие пионерской организации, благотворительность… Сколько во всём этом было необычного, нового, свежего по задумкам и манере исполнения.

Это была та самая светлая линия комсомола, которая никогда не прерывалась, в том числе, когда речь шла о воспитании патриотизма, любви к отечеству, о защите священных рубежей Родины. С 1922 года комсомол шефствует над Военно-морским флотом, с 1931 года – над авиацией и всё время воспитывает у молодежи уважительное отношение к армии, к солдатскому долгу, готовность к подвигу.

Молодая гвардия и юные мстители

В 1941 году в СССР было более 10 млн комсомольцев. Около миллиона из них перед войной стали «ворошиловскими стрелками», более пяти миллионов сдали нормы ПВХО по военной топографии и другим военным специальностям. Они и стали «Молодой гвардией» и «Юными мстителями». Недаром молодёжь достойно встретила суровые испытания в годы Великой Отечественной войны. В 1941 - 1945 годах в рядах Красной армии за свободу и независимость Родины сражались 11 миллионов членов ВЛКСМ, более 3,5 миллиона из них отмечено государственными наградами. Из 11635 Героев Советского Союза свыше семи тысяч были комсомольцами и воспитанниками комсомола. Среди 115 дважды Героев – 60 комсомольцев. Отважно сражались девушки-комсомолки. Специальные подразделения из них насчитывали в своих рядах более 200 тыс. пулемётчиков, снайперов и специалистов других военных профессий. За боевые заслуги в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками боевыми орденами и медалями было награждено 100 тысяч девушек, 58 из них получили звание Героя Советского Союза.

http://www.zvu-74.ru/web/upload/%D0%9C%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/cfe335ddd5.jpg«Я считаю, – писал Г. К. Жуков в газете «Комсомольская правда» 6 мая 1970 года, – что молодёжь принесла главную жертву в войне… С командного пункта я много раз видел, как молодые солдаты поднимались в атаку. Это страшная минута: подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. И они поднимались. Многие из них только-только узнали вкус жизни. Девятнадцать-двадцать лет – лучший возраст в обычной жизни. Всё впереди… А для них впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулемётный огонь… Мы, люди старшего поколения, этого не забудем».

Так было на фронте. А в тылу в это время подростки, по сути ещё дети, отставившие до лучших времён учёбу, все обычные для их возраста земные радости, сутками не выходя из цехов предприятий, с колхозных ферм и полей, ковали победу над врагом.

Слава и гордость края

Комсомольская организация Челябинской области была одной из крупнейших (к началу 80-х насчитывала 500 тысяч членов ВЛКСМ) и самых титулованных в стране. В музеях Южного Урала и сегодня хранятся, врученные навечно как победителям, переходящие Красные Знамёна ЦК ВЛКСМ, грамоты, другие знаки отличия. Комсомол легендарной Магнитки в год 50-летия ВЛКСМ награждён орденом Ленина, а в 1974 году другая, не менее значимая для страны комсомольская организация секретного и закрытого города Озёрска награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Слава и гордость края – Всесоюзные ударные комсомольские стройки, лучшие в стране студенческие строительные отряды, научное общество учащихся, хоккейная команда «Трактор», выдающиеся великие спортсмены Лидия Скобликова, Анатолий Карпов, Сергей Макаров и ещё многое, многое, многое другое… Разве можно всё это выбросить из памяти?

В летописи трудовой славы южноуральского комсомола навечно останется и то, что именно у нас, в Златоусте 28 июля 1927 года кузнец механического завода Василий Михайлович Симонов создал первую на Урале ударную комсомольско-молодёжную бригаду кузнецов. И это было в самом начале того великого движения, которое через год-полтора охватит всю страну и будет названо социалистическим соревнованием.

«Равносильно победе на фронте»

В годы Великой Отечественной войны на предприятиях и стройках области работали уже 6,5 тысячи комсомольско-молодёжных коллективов. Самые известные среди них – фронтовые бригады Василия Гусева и Анны Пашниной на ЧТЗ, Егора Агаркова на заводе «Станкомаш», Екатерины Подорвановой, Александры Солдатовой из Копейска, Бориса Яницкого из треста «Уралавтострой», Анны Кудряшовой и Евгения Кабанова, Михаила Голубева, Георгия Тютева, Раисы Карякиной с «УралАЗа», Анны Бахаревой и Алексея Сорокина из Усть-Катава.

Трудовым подвигом увековечили память о себе комсомольцы Всесоюзной ударной стройки военных лет, домны № 6 в Магнитогорске (комсорг ЦК ВЛКСМ Роза Инкина) – самой крупной по тем временам в Европе, возведённой всего лишь через восемь месяцев после начала строительства. Таких темпов не знала мировая практика. Газета «Комсомольская правда» писала: «Можно без преувеличения сказать, что пуск шестой комсомольской домны равносилен победе на фронте. Комсомол вправе гордиться созданием своих рук…».

Памятниками комсомольским поколениям, легендой советского времени навсегда останутся Магнитка и ЧТЗ, комсомольские домны и прокатные станы, освоенные руками молодых целинные гектары юга области и созданные на них совхозы.

А есть ещё и то, что не подлежало до поры до времени огласке и во многом до сих пор составляет государственную тайну – это участие комсомола в создании ракетно-ядерного щита России. И здесь в авангарде - комсомольские организации Озёрска, Снежинска, Трёхгорного, Государственного ракетного центра в Миассе, других оборонных предприятий области, над которыми только теперь приоткрывается завеса секретности и тайн.

Уроки жизни, добра и справедливости

В трудовых свершениях формировался характер поколений, проходили школу жизни, набирались опыта будущие государственные деятели, политики, учёные, экономисты, организаторы производства. Из советского времени в день сегодняшний шагнули рождённые комсомолом студенческие стройотряды, которые пережили и время, и своих создателей. Сегодня они называются просто – студенческие отряды, оставаясь и для современной молодёжи полигоном приложения сил, возможностью самим заработать на жизнь и учёбу.

Всё, чем занимался, что делал комсомол, вплоть до ухода с политической арены в 1991 году, тоже было наполнено великим смыслом. Комсомол учил молодёжь добру и справедливости, учил быть честным перед собой и людьми, не предавать в любви и дружбе, уважать стариков, подавать руку помощи слабым, и, конечно же, защищать свою Родину, интересы социализма, а если понадобится, то даже ценой собственной жизни.

В те годы, которые облыжно названы застойными, комсомол участвовал в реализации крупных и знаковых для страны экономических программ, таких как БАМ, газопроводы, нефть и газ Западной Сибири. И в шестидесятые, и в семидесятые, и восьмидесятые годы комсомольцы от тепла родительского дома, уже накопленного комфорта и уюта ехали на край света, в грязь и сырость, чтобы строить и преображать мир. А если до края света было далеко – комсомол вёл молодёжь на трудовые субботники и десанты. И это не было чем-то принудительным. Всё держалось на искреннем энтузиазме. Как на праздник шли юноши и девушки (как правило, в красных косынках), со знаменами своих организаций на общественно значимые работы и с удовольствием выполняли неквалифицированную работу на объектах ударных комсомольских строек, собирали металлолом, макулатуру, закладывали новые парки и скверы, высаживали деревья и кустарники, занимались благоустройством.

Всем находилось своё дело

И для каждой категории юношей и девушек находилось своё дело. Для рабочей молодёжи – конкурсы профессионального мастерства, научно-техническое творчество, советы молодых специалистов, «Комсомольский прожектор». Для пионеров и школьников – научные общества, станции юных техников и юных натуралистов, геологические походы. Для студентов – стройотряды. И как эстафета, переданная современному поколению патриотов России, – начатые комсомолом экспедиции с целью найти и захоронить останки воинов, погибших в годы Великой Отечественной войны.

Одна из славных и положительно воспринятых инициатив ВЛКСМ – участие органов комсомола в восьмидесятые и девяностые годы в реализации жилищной программы СССР, особенно в форме поддержки МЖК (молодёжные жилищные комплексы).

http://www.zvu-74.ru/web/upload/%D0%9C%D0%B5%D1%89%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%B0/komsyudovsky.jpgВ Миассе, например, в 1988 году появилось два хозрасчётных молодёжных центра НТТМ – «Прогресс» (директор А. Арбузин) и «Икар» (директор В. Ахатов), заработавшие через год более одного миллиона рублей. Помимо этого, с участием комсомола в городе было создано ещё шесть хозрасчётных предприятий: центр-кафе «Молодёжный» в НПО «Электромеханика»; молодёжные центры треста «Уралавтострой», МЖК, комсомольско-молодёжное предприятие завода «Миассэлектроаппарат», Фонд социальной инициативы «Континент».

Лучшая школа общения

Комсомол был великолепной школой общения, объединял молодёжь в рамках одного учебного заведения, предприятия, района или города, области страны в целом. Умел увлечь всех одной идеей, общими интересами, направить энергию молодых на решение практических задач и при этом развивал организаторские способности, формировал лидерские качества.

На своих собраниях, конференциях и диспутах молодые люди учились говорить на нормальном русском языке, находить аргументы в споре, отстаивать свои взгляды и убеждения. В дискуссиях со сверстниками они получали первые навыки ораторского мастерства. Где теперь найдёшь такую школу общения в массовом порядке? Может быть, это уже и не нужно – быть оратором, владеть искусством полемики, зачем? Но всё же. Откуда брать опыт начинающим политикам?

Сегодня век повального увлечения компьютером, молодые люди перестали общаться между собой с помощью великого и могучего литературного слога – только сленги, нецензурная брань. У молодёжи нет школы общения в учебном или производственном коллективе, которую давал комсомол, нет культуры речи.

Важное звено общественной системы

Комсомол как массовая организация советской молодёжи имел колоссальное влияние во всех сферах жизни: промышленности и экономике, образовании и науке, культуре и искусстве, спорте, организации досуга. И главное -– в каждом учреждении, на предприятиях и стройках, в учебных заведениях, в силовых ведомствах, всюду, где насчитывалось не менее трёх членов ВЛКСМ, обязательно была своя первичная организация.

К началу 1970 года в СССР выходила 131 комсомольская газета разовым тиражом 16,6 млн экземпляров, в том числе всесоюзная – «Комсомольская правда». Издавались комсомольские журналы «Молодой коммунист», «Комсомольская жизнь», действовало комсомольское издательство «Молодая гвардия», была премия Ленинского комсомола.

Достойными, уважаемыми партийными, хозяйственными, советскими, профсоюзными руководителями, учёными, видными общественными деятелями в области стали многие и многие воспитанники комсомола, как в областном центре, так и на городском, районном уровне. Трудно назвать ту отрасль экономики, культуры, образования, науки, общественной деятельности, где бы на руководящих постах не трудились воспитанники Ленинского комсомола.

Комсомол был важнейшим звеном советской общественно-политической системы, обладал правом законодательной инициативы. С его участием решались вопросы приёма и увольнения молодых рабочих, образования и продвижения молодёжи по служебной лестнице, охраны труда подростков, распределения квартир, мест в общежитиях, путёвок в санатории и дома отдыха, использования средств, предназначенных на развитие культурно-массовой работы, физкультуры и спорта. Только через комсомол можно было получить путёвку на ударную стройку, на целину, поступить в военное училище. Комсомольцы избирались депутатами всех уровней Советов, включая Верховный Совет СССР, членами профсоюзных комитетов, органов народного контроля, различных общественных организаций. За соблюдением такого порядка вещей строго следили партийные комитеты.

Давайте вспомним, как мы жили

Мыслящий и неравнодушный человек найдёт в истории комсомола страницы яркие и незабываемые, ответ на вопрос, почему же сегодня, будучи уже пожилыми, бывшие комсомольцы продолжают встречаться и отдавать дань уважения этой замечательной организации. Комсомола нет, а люди с завидным упорством, демонстрируя огромный заряд оптимизма и энергии, говорят, вспоминают и пишут о нём как о самой лучшей организации, в которой им довелось жить и работать. Говорят - новое время, новые песни. Но что-то плоховато поются эти новые песни, не для того хора они написаны и не на тех исполнителей рассчитаны. Всё больше и на ура воспринимается то, что когда-то любили и пели комсомольцы нашего сурового и счастливого времени.

И я обращаюсь к ветеранам комсомола, давайте вспомним -– какими мы были, какой бурной энергией и великим смыслом была наполнена наша жизнь и как много сделал комсомол для укрепления могущества и процветания России.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня образования ВЛКСМ. Можно по-разному относиться к идеалам прошлого: ностальгировать по ним или считать пережитком минувшей эпохи… Но тот факт, что дела комсомольцев сохранились в истории России и конкретно Воронежа, отрицать нельзя. Многому в нашей сегодняшней жизни мы обязаны тем принципиальным и бескомпромиссным парням и девушкам с высокими стремлениями. Это они защищали и отвоевывали город у фашистов. Это они восстанавливали Воронеж из руин, а в мирное время боролись с бюрократами, тунеядцами и ворами. История комсомола – история людей. Увы, многие ее страницы уже утеряны вместе с ушедшими поколениями. Мы постараемся вспомнить и сохранить ту часть человеческих историй, которую еще хранят в памяти последние комсомольцы.

- Я вырос в патриотической семье, - вспоминает Вячеслав ПРОСВИРНИН. – Мои родители оба воевали. Отец защищал Воронеж, был комиссаром батальона, сражался на Чижовском плацдарме. Мама 18-летней девушкой ушла на фронт, была зенитчицей, защищала небо Москвы. В 42-ом – 43-ем родители вступили в партию. Поженились уже после окончания Великой Отечественной войны. Вырастили двух сыновей.

Встреча с ветеранами ВЛКСМ. Фото из архива В.Просвирнина Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Встреча с ветеранами ВЛКСМ. Фото из архива В.ПросвирнинаФото: ЕЛЕНА ФЕДЯШЕВА

ИСКАЛИ ПО РАЙОНУ МАТАЛЛОЛОМ

Его детские воспоминания связаны со школой №7, которая располагалась на улице Помяловского.

- В советские времена организация работы с детьми была четкой, - говорит Вячеслав Георгиевич. – В первом классе нас принимали в октябрята, вручали значки – звездочки. У нас появлялись первые обязанности, ответственность. Поручали выполнять пусть простые, но очень важные, на наш взгляд, задания. Класс делился на «звездочки» по пять человек в каждой (по числу лучей октябрятского значка), избирался командир. Появлялся первый коллектив, который мог повлиять на каждого ребенка. Это объединяло ребят. Главная задача октябрят - хорошо учиться и вступить в пионеры.

В третьем классе октябрят торжественно, под звуки горнов и барабанов принимали в пионеры. При этом они давали торжественную клятву. Появлялись новые атрибуты - алый галстук, пионерский значок, новые обязанности и новый уровень ответственности за свои поступки. Все пионерские дела проводились под девизом: “Пионер - всем ребятам пример!”

- Ярким активистом в школе я не был, но принимал участие во всех общественных мероприятиях, - вспоминает Вячеслав Просвирнин. – Сбор макулатуры, металлолома, тимуровское движение. При чем все дела проводились с воспитательной целью. Например, сбор металлолома проводился под девизом : «БАМу - пионерские рельсы!» Таким образом, пионерская организация приучала детей к великим делам страны. Вырабатывался патриотизм, любовь к Родине. Или тимуровское движение - помощь пожилым людям, инвалидам. Этим воспитывалось уважение к старшим. Занять отрядом первое место в проводимой в школе акции было делом чести. И мотивацией выступала не материальная награда, а стремление быть лучшим, быть впереди…

«АНТИРЕКЛАМА» ПО-КОМСОМОЛЬСКИ

Вступление в ряды ВЛКСМ и сегодня одно из самых ярких воспоминаний Вячеслава Просвирнина. Кандидату, вступавшему в комсомол, предстояло выучить устав организации и моральный кодекс строителя коммунизма, знать свою страну, свой город.

- Сейчас я понимаю, что многое в коммунистической идеологии, являвшейся стержнем ВЛКСМ было взято из тех фундаментальных ценностей, которые были выработаны человеческой цивилизацией и были закреплены в памятниках мировых религий – Библии, Коране… Но идеология-то была правильная. В нас воспитывали хорошие качества. С детства прививали дружбу, взаимопомощь, ответственность.

В комсомол меня принимали в канун дня рождения комсомола., в райкоме, он тогда находился на улице Каляева. Помню, как все мы волновались и с трепетом отвечали на задаваемые вопросы. Затем объявили решение о принятии в ряды комсомольцев. В день рождения комсомола,29 октября 1963 года , нам вручали комсомольские билеты и значки. Помню секретаря райкома комсомола, вручавшего нам билеты - Гостева Руслана Георгиевича, в последствии, секретаря воронежского обкома ВЛКСМ, депутата Государственной Думы Российской Федерации.

Затем были учеба в университете и служба в армии. Отслужив, Вячеслав Георгиевич, вернулся в родной город и устроился на работу в проектный институт Союзгипролесхоз, где был избран секретарем первичной комсомольской организации. А вскоре молодого специалиста – комсомольца избрали членом Ленинского райкома ВЛКСМ.

- В 1974 году меня избирают вторым секретарем райкома комсомола, - рассказывает Вячеслав Георгиевич. – Это была большая честь для меня. А через год, в октябре 75-го новое повышение – избрание первым секретарем. Помню переполнявшее чувство гордости и волнение от предстоящего выступления перед аудиторией. Представьте: огромный зал дворца 50-летия Октября, полный людьми. И мне нужно выйти одному в президиум, начать работу конференции, выбрать руководящие органы конференции, прочитать доклад и т.д. В первые минуты было трудно взять себя в руки, но к середине речи я быстро освоился, конференция прошла отлично. Комсомольские работники проходили хорошую школу руководящей работы.

- Какими были будни комсомольца?

- Например, был у нас так называемый «Комсомольский прожектор», штаб которого избирался из числа рядовых комсомольцев на конференции. Комсомольский прожектор проводил рейды по различным предприятиям и организациям, из которых поступали сигналы о плохой работе. Попасть «под свет» «Комсомольского прожектора» было чревато серьезными последствиями. Провинившийся мог быть строго наказан.

Помню, году в 74-75-ом мы получили информацию о фактах нарушений правил торговли, выразившихся в обвесе и обмане покупателей в гастрономе на улице 20-летия Октября. Наши ребята пошли туда с проверкой, и мы зафиксировали эти факты. Мы выпустили огромную стенгазету с карикатурой на сотрудников и руководство магазина, которую повесили прямо в витрине! Правда, провисела газета всего несколько часов, после чего пристыженные продавцы ее сняли. Мы вызвали директора торговой точки на заседание районного комитета народного контроля, где она извинилась и пообещала исправиться.

Не оставались без внимания комсомола и другие добрые дела. Комсомольские субботники, организация свободного времени молодежи.

- В те годы молодежь активно посещала дискотеки, которые устраивались на танцевальных площадках города. В Ленинском районе - это был парк культуры (у цирка), - рассказывает Просвирнин. – Приходили парни и девушки со всех окрестностей. Знакомились, общались, здесь завязывались отношения.

В задачи комитетов комсомола входила организация досуга молодежи. По предприятиям устраивались различные мероприятия конкурсы, викторины, проводились уроки танцев. Для того, чтобы молодежи было интересно, комсомольские организации района под руководством райкома комсомола, проводили районные тематические вечера отдыха, на которые помимо всех желающих приглашались комсомольцы этого предприятия. Одновременно пропагандировались рабочие профессии.

Чтобы отвлечь подростков от противоправных действий их вовлекали в работу различных кружков, спортивных секций. Например, был такой клуб «Самбо 69» на улице Ворошилова, недалеко от мясокомбината. Тренер приглашал на беседу детей, состоящих на учете в детской комнате милиции. Их брали в секцию с условием исправиться, и ребята преображались. Многих таким образом мы отвлекли от правонарушений.

В должности первого секретаря Ленинского райкома ВЛКСМ Просвирнин проработал до 1978 года, после чего по партийному набору был направлен заместителем начальника Ленинского отдела внутренних дел Воронежа. Здесь комсомольцу приходилось решать еще более сложные задачи: следить за общественным порядком, прогнозировать и пресекать нарушения, перевоспитывать хулиганов…

Совместное мероприятие комсомольцев и пионеров. Фото из архива В.Просвирнина Фото: Елена ФЕДЯШЕВА

Совместное мероприятие комсомольцев и пионеров. Фото из архива В.ПросвирнинаФото: ЕЛЕНА ФЕДЯШЕВА

КОМСОМОЛЬСКАЯ ДРУЖБА

После работы в РОВД Вячеслав Георгиевич возглавил Областную Инспекцию по делам несовершеннолетних Управления Внутренних дел Воронежской области, где организовывал работу по профилактике подростковой преступности в области. Далее преподавал в школе милиции. В 2001 году защитил кандидатскую диссертацию. получил звание доцента. Последние 12 лет заведует кафедрой уголовного права Центрального филиала Российского Государственного Университета правосудия (г. Воронеж). И не случайно, его научным интересом является ювенальное право.

- Сегодня на государственном уровне признали, что молодежная организация нужна. Ведь молодость – это время общения, время завязывания дружбы. Так уж создано природой. А в те годы комсомол кроме всего прочего был отличной школой руководящих кадров. Здесь человек раскрывался, проявлялись его лучшие качества. Сначала – в первичной организации, затем самых ярких лидеров избирали в райком и горком. Это была стройная система по работе с кадрами, своеобразный естественный отбор. Благодаря чему не было проблем выбора руководителей государственных органов и общественных организаций, предприятий и учреждений. Ведь до верха этой карьерной лестницы доходили только лучшие, самые ответственные. И примеров тому множество. Это Николай Корецкий, бывший заместитель начальника УВД, Алексей Овчинников, бывший руководитель областного Совета Профсоюзов, Александр Цапин, бывший мэр Воронежа. Александр Соловьев, бывший руководитель Центрально-Черноземного отделения Сбербанка, Сергей Сергеев, руководитель крупной строительной организации, Валерий Бунеев, Председатель Воронежской городской избирательной комиссии и многие другие.

Что сегодня осталось от комсомола? Человеческие отношения, опыт, дружба на всю жизнь.

- Комсомол познакомил и накрепко сдружил нас, - признает Вячеслав Просвирнин. – Я до сих пор дружу с теми комсомольскими работниками, секретарями первичных комсомольских организаций, рядовыми комсомольцами, с кем мне пришлось работать в комсомоле в 70-е годы. Мы общаемся друг с другом, раз год на день комсомола обязательно встречаемся. Всегда находим друг для друга какие-то теплые слова, как и в прошлом, поддерживаем друг друга. Конечно, товарищи уходят постепенно. И эти годы – очень яркий период нашей жизни!

Ледянкина ТатьянаГеннадьевна – медсестра Ярской ЦРБ.
-Были ли Вы членом ВЛКСМ? Запомнилось ли вам что- то из этого времени?
Да, я вступила в комсомол в 14 лет. В школе и в студенческие годы находилась в его рядах. Мне хорошо запомнились комсомольские годы, особенно стройотряды. Мы все вместе ездили убирать фрукты на юг, овощи. И, конечно, нам это нравилось: мы вместе работали, вместе отдыхали, веселились. Мы знали, что это важно – помочь колхозам, стране в уборке урожая, чего не скажешь о нынешней молодежи, не всей конечно, но о многих. Хорошо помню, как проводились политинформации, где рассказывали о том, что происходит в нашей стране, за рубежом, классные часы, на которых мы знакомились с героями, их судьбами.
- Считаете ли ВЫ, что в наше время нужны подобные организации?
Наверное, да, ведь это дисциплинирует ребят. Хочется, чтобы дети участвовали в жизни школы и поселка, чтобы не сидели дома за телефонами и компьютерами, чтобы их жизнь была разнообразной, веселой, энергичной, чтобы было больше живого общения.

Дмитриева Н.А. – учитель Дизьмиской школы

Вступление в комсомол – это были самые волнительные моменты. К этому дню мы готовились с большой ответственностью, учили Устав ВЛКСМ, хотели быть самыми достойными, а для этого нужно было быть во всем первыми: в учебе, спорте, в общественной жизни класса и школы. Запомнились комсомольские собрания, торжественные мероприятия, отдых на природе всем классом, походы, песни под гитару у костра. Мы помогали друг другу в учебе, шефствовали над ветеранами, младшими школьниками, с удовольствием проводили с ними мероприятия. А самое главное – выполнение Устава ВЛКСМ – это заставляло быть ответственными, обязательными, мы не знали слов – не хочу, не буду, не могу. Мы знали, что это надо. Все это мне, конечно же, пригодилось в жизни …

Васильева Ф.Г. - библиотекарь с. Дизьмино

В ряды ВЛКСМ вступила, не достигнув 14-летнего возраста. В школе, и уже работая, была членом комитета комсомола. Комитет комсомола координировал всю работу комсомольской организации. Мы активно участвовали в подготовке и проведении комсомольских собраний, готовили мероприятия к знаменательным датам, подводили итоги соцсоревнований среди молодежи. Были очень интересные времена, молодежь всегда была активна, возникшие проблемы всегда решали сообща. Самым большим наказанием было исключение из членов ВЛКСМ, но до этого доходило редко, чаще всего молодой человек вставал на путь исправления, и коллектив брал его на поруки. За активную жизненную позицию была направлена в составе районной делегации на празднование 70-летия ВЛКСМ в г. Ижевск. В моей памяти навсегда осталось яркое впечатление от посещения Автозавода, где мы собственноручно помогали собирать конструкции к автомобилям. ВЛКСМ в 70-80 годы являлся активной движущей силой для молодежи, и я горжусь тем, что состояла в его рядах.

Для одних юбилей ВЛКСМ - это ностальгия по молодости. Для других - надежда на лучшее будущее. И тех, и других мы поздравляем с этим без 2-х лет столетним юбилеем.

По всем городам и тысячам сел трубите, ветры осенние:

Слава тебе, родной комсомол, в день твоего рождения!



Предварительный просмотр:

Медалисты – гордость нашей школы.

Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян.
Дмитрий Менделеев 

 

Рассуждая на тему «Что такое гордость?»  на ум приходят слова Менделеева: « Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян». Что посеять? Как взрастить так, чтобы плодами можно было гордиться?Менделеев очень верно заметил, что в школе мы сеем семена, семена знаний, а вырастают характеры и судьбы людей. В какую  почву попали  эти семена,  покажет  время. Уроки продолжаются всю жизнь.  Так что же такое гордость?   В толковом словаре говорится, что гордость -  чувство удовлетворения от достигнутых кем-либо успехов, от сознания важности, значительности чьей-либо деятельности.Любая школа гордится своими учениками. Их достижения, успехи бережно хранятся в памяти учителей, в летописи школы. Яркой страницей школьной летописи являются достижения ее выпускников.Ведь недаром  учительское счастье  «слагается из ученических побед».  Сколько их, замечательных и неповторимых, было за годы работы школы?

В школьном журнале  у этих ребят появлялись  заслуженные  пятёрки, а оценки, которые нам ставит жизнь, невозможно втиснуть в рамки пятибалльной системы. Порой стоит получить двойку, чтобы получить толчок, который поможет перешагнуть на следующую ступень. Так и в жизни, судьба расставляет свои коррективы. Идёт время, дети меняются, но остаются эти невидимые нити, соединяющие учителей и детей. Смотришь и понимаешь: бывших учеников не бывает, их успех – наш общий успех.Школа помнит всех своих выпускников, и особенно тех, кто принёс ей славу.  Она бережно хранит все, что связано с  ее выпускниками,  ведь именно они  являются неотъемлемой ее частью, ее историей.

Особой гордостью школы являются выпускники, окончившие ее с медалью. Медаль - это оценка трудолюбия, упорства, систематических занятий по всем учебным дисциплинам. Медаль - это оценка работы ученика над самим собой, над своим характером. И, конечно же, медаль - это оценка работы всего педагогического коллектива, а также родителей ученика.  Всем известно, что учиться сложно, а учиться  на «отлично» - еще сложнее.Лишь единицам удается окончить школу с медалью.  Все  медалисты  неоднократные призеры предметных олимпиад и научно-практических конференций, соревнований и конкурсов  (районного республиканского, регионального уровня).  Медалисты – это настоящие лидеры. А лидер – это человек,  знающий свое дело, человек стремящийся к выполнению поставленной цели.

На данный момент,  Муниципальное образовательное учреждение Татауровскую  среднюю общеобразовательную  школу окончили 14 выпускников: 3 золотых медалиста и 11 серебряных. По-разному сложилась их судьба.  Одни уже  закончили высшие учебные заведения и работают, другие  только обучаются в различных ВУЗах России.

Мы гордимся нашими медалистами, и надеемся, что год от года их список будет пополняться.

Каждый год лучшие из лучших  выпускников нашей школы получают государственные аттестаты о среднем образовании особого образца и успешно поступают в самые престижные вузы.

Медалисты школы настроены на волну успеха и в дальнейшем.Это активные молодые люди, готовые применить свои способности в различных областях. Это будущие успешные влиятельные люди.

ЗОЛОТЫЕ МЕДАЛИСТЫ ШКОЛЫ: 

Баландина(Цакулова) Дарья Юрьевна(2009г.)

Закончила Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова (ранее Семашко), факультет пенитенциарной медицины. В настоящее время служит в качестве врача-терапевта, старший лейтенант внутренней службы в УФСИН России по г. Москве

Михайлов Артем(2017г.)

После школы в 2017г. поступил  в Иркутский Национальный Исследовательский Технический Университет (ИрНИТУ), Институт Высоких Технологий, кафедра «Информационной безопасности» по специальности " Информационная  безопасность".

Хорько Анна Васильевна (2017г.).  

 В 2017году после успешного окончания школы  поступила  в Амурскую Государственную Медицинскую академию на  факультет «Лечебное дело»  - «врач общей практики».

СЕРЕБРЯНЫЕ МЕДАЛИСТЫ ШКОЛЫ: 

Резников Александр Федорович(1993г.)

 Сразу после окончания школы  поступил в Российский Университет Дружбы Народов в г. Москве, который успешно окончил в 2000году. Квалификация по диплому  Магистр техники и технологии, по специальности – Строительство.

Свою трудовую деятельность Александр начал со стажера,  а  в дальнейшем следователя  следственного отдела  при ОВД Прибайкальского района МВД по РБ. Далее был переведен следователем по особо важным делам  Следственного Управления при МВД по РБ. А также  работал начальником отдела по расследованию налоговых преступлений, старшим оперуполномоченнымпо особо важным делам по борьбе с коррупцией. С  2011г - заместитель начальника Оперативно-розыскной части экономической безопасности и противодействия коррупции №1 МВД по РБ,  с 2012г. - заместитель начальника Управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по РБ. В 2017г. ушел на пенсию по выслуге лет. С  2017г -  директор по защите ресурсов ПАО «РУСАЛ Братск» в  г. Братске Иркутской области.

Женат, имеет двоих детей (дочь Анастасия и сын Сергей).

Ананьина (Басистая)  Ирина Сергеевна (1995г.)

В 2000 году Ирина успешно окончила Иркутскую  Государственную Экономическую Академию, факультетУправление персоналом и психология бизнеса по специальности Экономика и социология труда, получив квалификацию экономист. С 2000г. по 2001 г. работала ведущим специалистом группы соцзащиты Иркутского городского центра занятости, а с 2001г. там же занимала  пост  заместителя начальника отдела активных форм занятости.  В 2004г. стала ведущим менеджером клиентов операционного управления АКБ «Радиан» (ОАО). С 2008 года и по настоящее время работает заместителем генерального директора по экономическим вопросам ООО «Компани ИТИС».

Голубева(Беликова) Евгения Владимировна(1997г.).

Евгения  имеет три высших образования.После  школы поступила  в ИрГТУ на факультет авиационного и автомобильного транспорта по специальности Инженер автотранстпорта, который окончила в 2002 году с красным дипломом. Также с отличием оканчивает БГСХА экономический факультет по специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит и Московский юридический университет факультет гражданского права по специальности  юрист.  В настоящее время проживает в г. Краснодаре. Работает на  Краснодарском компрессорном заводе  начальником отдела по персоналу и заместителем главного бухгалтера. Замужем, имеет двоих детей (две дочери Елизавета и Светлана).

Гладкова Олеся Александровна(1997г.)

В 2003 году окончила Бурятский Государственный Университет с красным дипломом по специальности ‘Математические методы в экономике’. С 2003 года работает в ПАО Сбербанк. Прошла путь от кассира коммунальных платежей в небольшом филиале в г. Улан-Удэ до должности Директор проектов центрального аппарата в г. Москва. В течении профессиональной деятельности работала по следующим направлениям: кредитование малого бизнеса, организация работы по кредитованию малого бизнеса на территории Байкальского банка, организация работы по повышению качества обслуживания корпоративных клиентов на территории Байкальского банка, организация работы по переформатированию филиальной сети на территории Байкальского банка, организация продаж клиентам малого, среднего и крупного бизнеса на территории всей России, в последние два года занималась формированием модели региональной сети на территории всей России. В данный момент работает в Управлении по работе с клиентами крупного и среднего бизнеса центрального аппарата, занимаюсь также разработкой и развитием бизнес модели обслуживания клиентов крупного и среднего бизнеса, форматированием организационной структуры на всей территории России. В 2017 году Олеся  награждена почетной грамотой Президента ПАО Сбербанк Г.О. Грефа за высокие показатели в трудовой деятельности.

Шалимов Алексей Михайлович(1998г.)

Алексей имеет два высших образования. В 2006 году окончил Иркутский государственный лингвистический университет по специальности – Безопасность жизнедеятельности, квалификация – Учитель безопасности жизнедеятельности. В 2010 году  окончил Сибирскую академию права, экономики и управления по специальности финансы и кредит, квалификация – экономист.  Свою трудовую деятельность начал учителем английского языка в МОУ « Старо-Татауровской СОШ», затем работал охранником в ООО «Купол». В 2010 году получив  второе образование, работает экономистом  в Прибайкальской Центральной районной больнице. С 2014 года Старший менеджер – кассир в «ВТБ 24», с 2016г.- Старший менеджер по обслуживанию в «Сбербанке России», с 2017  - Старший менеджер по обслуживанию УРМ п. Татаурово Публичного Акционерного общества «Сбербанка России». Женат, имеет двоих детей (сын – Никита, дочь Дарья)

 Голубева (Старчеус) Юлия Владимировна(2001г.).  

Юлия имеет два высших образования.После школы поступила  в Иркутский государственный технологический университет по специальности маркшейдерское дело (горный инженер) и в2006 году оканчивает его с красным дипломом. В 2017 году с отличием  окончила  Кубанский государственный технологический университет по специальности  инженер. В настоящее время работает в Министерстве природопользования Краснодарского края – специалист. Замужем, двое детей (дочь Арина, сын Роман)

Коношонкин Александр Владимирович(2004г.)

После окончания школы поступил  в Национальный исследовательский Томский  государственный  университет на радиофизический факультет, который окончил с красным дипломом магистра техники и технологий.  Во время обучения неоднократно побеждал в областных студенческих олимпиадах, в частности занял I место в областной олимпиаде по сопромату. После окончания ВУЗа Александр продолжил свой научный путь в Институте оптики атмосферы им. В.Е. Зуева Сибирского отделения  Российской академии наук, где успешно защитил  сначала кандидатскую( в 2013) ,затем докторскую(в 2017г) диссертации. За свой вклад в  развитие российской  науки был награжден медалью Российской академии наук. В настоящее время является руководителем лаборатории атмосферной радиации, где занимается разработкой новых климатических моделей.

Таркина Валентина Вячеславовна(2006г.)

Послеокончания школы поступила в Московский Государственный Университет Путей Сообщения на факультет бухгалтерского учета, анализа и аудита по  специальности «Экономист».  Университет окончила с отличием. Работала в компании по международным перевозкам. В настоящее время находится в декретном отпуске.

Трескин  Артем Юрьевич(2006г.) После  школы Артем поступил в Новосибирский Государственный Университет Экономики и Управления  на факультет Финансы и кредит по специальности экономист.  В настоящее время работает  в  2 ГИС  менеджером по продажам рекламных продуктов.

Коношонкин Дмитрий Владимирович(2008г.)

В 2012 г. с отличием  окончил Томский Политехнический университет по специальности «Бурение  нефтяных и газовых скважин». В 2012г поступил на совместную программу университета Heriot-Watt   и Томского Политехнического  университета под названием «Геолого-геофизические проблемы освоения месторождений нефти и газа». С отличием окончил в 2014г, получив диплом Heriot – Watt по специальности «ReservoirEvaluationandManagement».  С 2014года работает  в Центре подготовки и переподготовки специалистов нефтегазового дела при Томском Политехническом университете.

Истомин Роман Сергеевич(2012г.)

После окончании школы Роман  поступил вВоенную академию РВСН (ракетных войск стратегического назначения) имени Петра Великого ( г. Серпухов, Московская область),  в настоящее время на должности командира отделения учебной группы в воинском звании сержант, специальность «Инфокоммуникационные технологии и системы специальной связи».  Имеет средний балл аттестата 4,97 (с отличием). Образование инженерное,по выпуску будет присвоено первое офицерское знание лейтенант. На первом курсе был присвоен первый взрослый разряд по волейболу по результатам чемпионата ВС РФ.  Роман является  участником  юбилейного парада Победы на Красной площади в 2015 году, посвященному 70-летию победы советского народа над фашистской Германией (награждён юбилейной медалью "За участие в параде"),за успехи в обучении награжден знаком "Отличник ВС РФ".  Роман  успел попробовать  себя и  в науке. Опубликовал научную статью в сборнике Военно-научного общества обучающихся на тему "Сравнительный анализ систем распределенного мониторинга сетей связи"Было совместно подано рационализаторское предложение, которое официально зарегистрировано как программа для ЭВМ "Оценивание оперативности процесса установления и восстановления голосовых соединений между абонентами в системах связи с подвижными объектами". А также неоднократно награждался грамотами командования института и факультета за образцовое исполнение обязанностей. В  июне 2018 года Роман заканчивает Академию и надеется на удачное распределение.

https://vk.com/images/blank.gif

 У  великого  Н. И. Пирогова есть замечательные слова  «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников».  Родная школа, желаем  тебе достойных учеников!
https://vk.com/images/blank.gif

https://vk.com/images/blank.gif

https://vk.com/images/blank.gif



Предварительный просмотр:

«Рябинушка» -  фольклорный коллектив МОУ «Татауровская СОШ»   

Мощным  средством приобщения школьников к традиционной народной культуре, способ формирования патриотических чувств и развития гражданского самосознания, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания и творческих способностей -  является  фольклор. Знакомство с произведениями фольклора и особенностями этого вида творчества происходит у школьников  не только на уроках музыки, но и во внеурочной деятельности.  C:\Documents and Settings\User\Мои документы\My Pictures\Scan Pictures\20081202\Image7.bmp

         В  1993 году в МОУ «Татауровская СОШ» был создан школьный фольклорный коллектив «Рябинушка »,  под руководством учителя музыки Король С.В.  В коллективе  занимаются все желающие,  в основном учащиеся

младших и средних классов.  Занятия проводятся регулярно, 2 раза в неделю. Основной репертуар – это детский фольклор (прибаутки, небылицы, скороговорки, игровые, плясовые и хороводные песни, театрализация календарных народных праздников и обрядов и т.д.). C:\Documents and Settings\User\Мои документы\My Pictures\Scan Pictures\20081202\Image6.bmp

В 1999 году именно на коллективе «Рябинушка» прошла защита дипломной работы руководителя группы   на  «отлично», во ВСГАКи.

        Активное участие   ансамбль принимал в школьном кукольном театре «Петрушка» ( рук-ль Маркова А.В.), как музыкальное сопровождение к спектаклям, так и озвучивание ролей. Коллектив неоднократно приглашался для выступления на митинге 9 мая, посвященному Дню Победы.

       За активное участие в школьных мероприятиях «Рябинушка» награждалась грамотами от администрации школы и детской школьной организацией «Стимул».

 В 2007году впервые коллектив выступил на большой сцене, на районном фестивале «Играй гармонь, звени частушка». Ребята были награждены дипломом за участие  и грамотой за лучшее исполнительское мастерство в номинации «Игра на народном инструменте». Для дебютантов победа в номинации явилась большим успехом и огромным желанием работать дальше. C:\Documents and Settings\User\Мои документы\My Pictures\Scan Pictures\20081202\Image3.bmp

       В 2008 году «Рябинушкой»  проведено большое внеклассное мероприятие «Рождественская мистерия» ( с презентацией), как отчет кружковой деятельности. фольклорной группы. Данное мероприятие, получило положительную оценку, и было рекомендовано для показа на районном семинаре по обмену опытом « Школа в школу». E:\Новая папка\фото\Sl730065.jpg

   С театрализованными представлениями «Рябинушка»  неоднократно выступала для ребят средней и старшей группы детского сада «Родничок» F:\фото рябинушка.jpg

( н\р«Капустник»). 

    В 2010году приняли участие в Республиканском фестивале-конкурсе детско - юношеских фольклорных коллективов «Четыре согласия», прошли на гала – концерт (выступление на Площади Советов,1 июня в День защиты детей) и стали дипломантами, получив приз - настенные часы с логотипом конкурса.

C:\Windows\Temp\Rar$DIa5232.5650\IMG_4203.JPGC:\Windows\Temp\Rar$DIa5232.48890\IMG_4217.JPG

     

        В 2011 году «Рябинушка» участник Республиканского  заочного конкурса фольклорных коллективов. Как одни из победителей конкурса были приглашены для участия в фестивале-конкурсе  Анинский дацан Хоринского района. Награждены дипломом за «Творческий вклад в развитие    традиционной культуры,   народного художественного творчества, активное участие в мероприятиях, посвященных 350-летию добровольного вхождения Бурятии в состав Российского государства на древней Хоринской земле».H:\Фото, фольклор\DSC03589.JPG

     Коллектив является постоянным участником всех школьных внеклассных мероприятий, традиционных и тематических праздников (праздники осени, День учителя, День Матери, Рождество, Масленица и др.). В 100-летний юбилей школы фольклорная группа «Рябинушка» отметит 25 - летний юбилей.

        



Предварительный просмотр:

Выпуск 1988 -  «Дикая дивизия».

C:\Users\Виктор\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\20180913_165238.jpg

    Трудно представить, но в  100-летний юбилей школы нашему выпуску исполняется 30 лет.  Для истории  это  конечно миг, а для нас почти целая жизнь. Как же давно это было, но кажется,  что совсем недавно мы сидели за партами, ходили  в походы, проводили классные вечера.

     Говоря о знаменательной дате школы, слова благодарности адресуем тем педагогам, которые,  дали нам путевку в жизнь. Первым учителем была Кушеева Елена Ивановна, воспитателем  Тихонова Неля Ивановна.  Кстати на продленку наш класс ходил дольше всех. На тот момент мы были самым многочисленным классом – 34 человека.  Совсем   недолго, в 4 и 5 классе,  классными руководителями были  Молокова Н.Г. и Колмакова Л.В.   Но  а  потом  нас взяла Максимова Светлана Александровна  и была нашем классным руководителем до 10 класса. Запомнились  яркие уроки  математики Молоковой Н. Г. ,  уроки химии Боголюбской В.Н.,  уроки НВП    Леонова         В.П.   и конечно незабываемые дни УПК, автодело, а вел Павлов Б.В.  Имеем  удостоверение «Слесарь 2 разряда по ремонту автомобиля ». После окончания школы,  мы получили разные профессии.   В  нашем классе  есть педагоги, инженеры, ихтиологи, экономисты, водители, продавцы, бухгалтеры, электрик

    В  столовой ремзавода, нас называли «дикая дивизия». Когда мы приходили толпой, все летело кувырком, все кричали,, т.к. нас было много, вот столовские работники нас так и прозвали.   Класс был очень дружным!  Мы проводили много времени вместе не только в школе, но и вне школы. Особенно любили  ходить в походы,  проводили школьные и классные вечера, посещали секции.  Из   нашего выпуска   даже сложилось  три семейные пары- Тихонов В. и   Воротникова   С., Селихов И. и  Андреева О., Король Д. и Викторова С. Наверное,  не каждый выпуск может таким похвастать.

   Самое главное в школе – ее душа. Это тот самый дух, который формируется коллективом учителей, учеников и их родителей. На наш взгляд,   в  Татауровской школе,   это есть. 

 А любимой школе хочется пожелать:

Так процветай, науки храм,
И прославляйся по делам.
Пускай твои выпускники,
Запомнят школьные деньки.



Предварительный просмотр:

 Интеллектуальный клуб «Эрудит»C:\Users\Светлана\Desktop\МО\с красной флэшки\мое\футка.jpg

Школа всегда  стремится обеспечить гармоничное развитие ребенка, раскрыть в нем  все самое лучшее. В «Татауровской » школе  для этого есть все необходимые условия. Учащиеся нашей школы всегда получали стабильные и прочные знания благодаря высокому профессионализму педагогов.  Помимо основного общего образования в школе созданы условия для развития  внеурочной деятельности учащихся. Важнейшее направление в организации и проведении работы со способными и одаренными детьми в МОУ « Татауровская СОШ» — это создание и работа Интеллектуального Клуба.

      На протяжении 8 лет в школе работает интеллектуальный клуб «Эрудит» (руководитель Король С.В.).Такая эффективная  форма организации внеурочной деятельности учащихся как школьный интеллектуальный клуб,  обладает большим потенциалом в деле воспитания и обучения подрастающего поколения. Обучение и воспитание с применением игр трудно назвать таким уж нововведением.  Еще В.А.Сухомлинский писал: “Игра – широкое многогранное понятие. Дети играют не только тогда, когда бегают, соревнуются в быстроте и резвости. Игра может заключаться и в большом напряжении творческих способностей, воображения. Без игры, умственных сил, без творческого воображения невозможно представить полноценное обучение в школе”. Игра помогает активизировать учащихся, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решении интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество. Немаловажное значение имеет и то, что в игре учащиеся осваивают непростую науку общения, учатся слушать и слышать других людей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, терпимо относиться к чужому мнению.

       Речь в данном случае идет о применении игры, которая направлена не на выявление знаний в какой-то области, а на их приобретение. Считается, что привлекать интерес, создавать познавательную активность учеников нужно за счет определенных ролей, правил игры, каких-то поощрений и т. п. при этом, не акцентируя их внимания на том, что они приобретают новые знания, идёт, если так можно выразиться, «непроизвольное обучение». Между тем существует ряд игр, в которых участников заранее настраивают на то, что им придется через определенный и довольно короткий промежуток времени ответить на вопрос, который они никогда не слышали и ни по одному предмету не изучали, то есть продемонстрировать, что они именно таки «приобрели» знания. В первую очередь имеется в виду игра «Брейн-ринг».

Шесть человек из  разных классов (сборная команда 8-11 класс) со своими специфическими характерами и не менее специфическими взаимоотношениями сходятся за одним столом и обсуждают всего за одну минуту вопросы, которые никогда не приходили им в голову…

Трудно представить ситуацию, в которой ярче бы проявлялись все человеческие качества. Знатоки должны суметь найти общий язык, работать сообща.

 «Первыми ласточками» интеллектуального клуба «Эрудит»  МОУ« Татауровская СОШ» в 2010году  была команда «Космический экипаж» - Рандин Д.(капитан), Пронина П., Позднякова А., Галютева А., Истомин Р., Андриевский А. (куст. игра  - I м., район –III м); 2011г. команда «Тюбик»- Рандин Д.(капитан), Баландина М., Левин А., Галютева А., Истомин Р., Андриевский А.; 2012г. команда «Тюбик» -  Истомин Р.(капитан), Баландина М.,  Баландина А., Пронина П., Янбурова А., Андриевский А.; 2013г. команда «Тюбик» - Воротникова А.(капитан), Александров В., Алексеева С., Баландина А., Янбурова А., Сахарова А.; команда « Муравейник» - Рандина М. (капитан) Король В., Княжева Н., Ковальский П., Есин А., Конюшкина Н.; 2014г., команда «Тюбик»- Рандина М. (капитан), Княжева Н., Конюшкина Н. Кошелева В., Жамайтук К., Воротникова А. Иванова Д; 2015г. команда «Тюбик» - Воротникова А.(капитан), Манюк В., Княжева Н., Кошелева В. (каритан), Конюшкина Н., Рандина М. Саттарова Т., Хорько А;  2016г. команда «Тюбик» - Саттарова Т.(капитан), Хорько А., Ториченко Е., Воротникова М., Хохлова М., Коношонкина Т; 2017 -. команда «Тюбик» Саттарова Т.(капитан), Березкина Е., Белоусова Д., Хохлова М., Коношонкина Т., Травкина К.; 2018г. команда «Тюбик» -  Саттарова Т.(капитан), Березкина Е., Хохлова М., Коношонкина Т., Травкина К., Савельев К..https://pp.userapi.com/c628617/v628617897/39b46/Sbtb3b7Z9Tg.jpg

     С 2014 года команда закрепила свое название «Тюбик»  и девиз: « Сколько сможем, столько выжмем!». С  2017 года  у команды,  наконец-то появилась своя форма, со своим логотипом! (на честно заработанные в игре  средства были приобретены футболки).https://pp.userapi.com/c638427/v638427023/12366/BAciewEiWVM.jpg

Участники  интеллектуального клуба  на протяжении 8 лет  становились победителями и призёрами муниципальных, республиканских интеллектуальных игр.На  кустовом уровне команда ни разу не проиграла?(7 первых мест и одно второе), а на районном уровне 6 раз  из 8 –ми становились призерами (II и  III  места).  В 2016 году команда приняла участие в «Первом открытом Суперкубке Бурятии по игре брейн-ринг для школьников» ( ребята награждены грамотами Национального музея РБ и ценными подарками). В 2017 г. стали призерами  в Республиканском брейн-ринге « Я люблю Улан-Удэ», посвященном 350-летию города в рамках мероприятия «Университет-школе»(II место и ценный подарок  - комплект учебников  о истории г. Улан-Удэ. В 2017 и в 201 8гг.  становились участниками XIV и XV Открытого Первенства РБ по интеллектуальным играм «Эрудит». В мае 2018 г. приняли участие во Всероссийском интеллектуальном фестивале «Дельта центавра 2017 /18» и на кустовом уровне заняли I место. Отдельно хочется отметить лучшего капитана команды Саттарову Татьяну, которая  неоднократно вытягивала команду  из сложнейшей ситуации. Татьяна награждена медалью, как «Лучший капитан». https://pp.userapi.com/c637519/v637519023/37776/N7u3XdzrbDM.jpg

     Задача клуба и тренера  это  организация и проведение игр «Брейн-ринг», «Своя игра» и «Что? Где? Когда?». Организация представляет собой подготовку тематических вопросов по определённым темам,   постепенно формируется электронная база вопросов по различным темам. Непросто вложить в головы детей премудрости наук. Еще трудней научить их учиться – впитывать знания с охотой, любознательно добывать их из книг и из жизни.

    Достижения  любой школы – это результат совместного творческого труда педагогического, ученического и родительского коллективов. Каждый такой коллектив похож на оркестр. Каждый ведёт свою партию, а в целом получается единая мелодия, гармония. Чтобы эта гармония не нарушалась, и ученику, и учителю, и родителям обязательно нужен успех. Успех школы, учителя - понятие главным образом человеческое, а потом уже и профессиональное. И он,  прежде всего, в его учениках - активных, спортивных, любознательных и, конечно же, умных и интеллектуальных. https://pp.userapi.com/c830308/v830308257/655f5/3fcbJVV8Xq0.jpg

   Вот так в нашей школе живёт и здравствует интеллектуальный клуб. Надеюсь,  на дальнейшую популяризацию интеллектуальных игр  и  на то, что уровень знаний в нашей школе вырастет ещё больше, а школа будет успешной.